предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Академический журнал. № 4(1). Оренбург: ОГИМ, 2011. С. 79-82.
4.Хлынин Э.В., Титова Е.Ю. Реализация кластерного подхода при использовании проектного финансирования процесса воспроизводства основного капитала предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 5. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 8-14.
5.Васин Л. А., Хлынин Э.В. Понятие и особенности реализации инновационного воспроизводства основного капитала предприятия // Финансы и кредит: Научно-практический и теоретический журнал. № 22 (502). М.: ИД «Финансы и кредит», 2012. С. 20-29.
Хлынин Эдуард Валентинович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, [email protected], Россия, Тула, ФГБОУ ВПО «ТулГУ»
Титова Елизавета Юрьевна, бакалавр менеджмента, ст. лаборант кафедры экономики и управления, Россия, Тула, ФГБОУ ВПО «ТулГУ»
REALIZATION OF DESIGN FINANCING FOR CREATION OF UNIFORM PROCURING
MANUFACTURE
E.V. Khlynin, E.Ju. Titova
The opportunity of use of design financing for creation of uniform procuring manufacture is considered. For this purpose the decision of three problems to which concern is offered: development of the effective investment project; definition of structure of participants of design financing and an establishment of interrelations between them; definition of size of the income or other result of activity received by each participant of design financing.
Key words: design financing, кластерный the approach, the investment project, incomes ofparticipants of design financing.
Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair economy and management, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
Titova Elizabeth Jurjevna, the bachelor of management, the senior laboratorian of chair economy and management, Russia, Tula, Tula State University
УДК 338.24
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ КЛАСТЕРАМИ С УЧЕТОМ ИННОВАЦИОННОСТИ
В.А. Курский, Д.В. Ермолаев, Е.А. Наташкина
Рассматриваются вопросы взаимодействия государственных и муниципальных органов муниципальной власти и бизнес-сообществ с целью обеспечения координа-ций усилий, направленных на преодоление последствий экономических санкций и обес-
печения опережающего роста российской экономики. Рассмотрены мероприятия, необходимые для обеспечения эффективного формирования и управления промышленными кластерами в современных экономических условиях в России.
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, формирование и управление промышленными кластерами, государственно-частное партнерство в промышленности, обеспечение опережающего экономического развития российской промышленности в условиях санкций.
Экономическая наука, опираясь на достижения философской мысли, определила основную задачу государства в отношении экономических процессов, происходящих в обществе как обеспечивающую. В отношении формирования и управления промышленностью обеспечительная деятельность государства должна быть, прежде всего, направлена на создание благоприятных условий для ведения бизнеса. К этим благоприятным условиям относят целый комплекс понятий, таких как благоприятный инвестиционный климат, наличие заинтересованности государства в развитии бизнеса и устойчивая предсказуемая бизнес-среда. Как утверждают экономисты-теоретики [1], в последние годы XX века и в начале XXI века происходило непрерывное нарастание скорости, с которой происходили изменения в бизнес-процессах, в основе которых лежат объективные тенденции увеличения инновационности в технико-технологических аспектах производств совместно с увеличением скорости и объема информационного обмена в сфере бизнеса с одновременно происходящими процессами глобализации экономики.
Учитывая вышесказанное, государственные и муниципальные органы должны участвовать в формировании современной стратегии промышленного развития, обеспечивая корректировку данной стратегии на основе использования, в том числе, ситуационного подхода. Учитывая усиление процессов глобализации и интернационализации, происходит усиление конкурентной борьбы на межфирменном уровне и даже на уровне конкуренции национальных экономик. В связи с этим необходимо обеспечить оптимальное использование финансовых, материальных и производственных ресурсов с целью создания новых конкурентных преимуществ, что позволит укрепить позиции российской экономики в условиях глобализации, в том числе используя потенциал значительного экономического пространства таможенного союза ЕврАзЭС. Данное конкурентное преимущество позволяет реализовать кластерная модель в промышленности [2], причем кластеры могут быть региональными, то есть находящиеся в пределах одного региона РФ, так и межрегиональными. Кроме того, промышленные кластеры могут быть нелокализованными, то есть действовать например на территории таможенного союза, тем самым обеспечивая его экономические интеграционные процессы, что в последствии приведет к обеспечению объединения национальных экономик группой стран (таможенный союз ЕврАзЭС) с целью совместного более эффективного исполь-
зования их экономического потенциала. В связи с этим деятельность государственных и муниципальных органов является различной в зависимости от типа промышленного кластера, в отношении которого они реализуются.
Для развития регионального промышленного кластера большое значение имеет уровень социально-экономического и инфраструктурного развития региона, большую роль в обеспечении достижения их необходимого уровня играет деятельность государственных и муниципальных органов того или иного субъекта федерации. В современных российских условиях де-факто максимальное количество рычагов, при помощи которых возможно изменение тех или иных параметров социально-экономического развития регионов сконцентрировано в руках глав субъектов федерации. Именно деятельность государственных органов на региональном уровне оказывает максимальное влияние на привлекательность тех или иных регионов для ведения бизнеса, а, следовательно, и на перспективы формирования промышленных кластеров. Инвестиционный климат наряду с привлекательностью регионов для ведения бизнеса является первоосновой для опережающего роста российской промышленности в современных условиях. В современной непростой экономической обстановке из-за введения экономических ограничений и последовавшей в след за этим необходимостью оказания поддержки российской промышленности со стороны государства возникла возможность оказывать адресное целенаправленное влияние, направленное на стимулирование развития тех или иных производств путем оказания им помощи в обмен на согласованность действий с целью формирования новых технологических цепочек с высокой добавленной стоимостью.
В период с 1991 года по настоящее время основной проблемой в управлении развитием промышленности в России было отсутствие необходимых рычагов государственного влияния на продуктовую направленность и технологическое оснащение частных российских промышленных предприятий. Кроме того сами промышленные предприятия не были заинтересованы в объединении своих усилий в создании принципиально новых продуктов или освоении новых технологий, так как зачастую для этого им было необходимо обеспечивать координацию своей деятельности с другими промышленными предприятиями. Причина этого была в том, что не для кого не секрет, что чем плотнее координация, тем выше уровень зависимости одного предприятия от другого, а наличие высокой степени технологической, а значит и экономической зависимости одного бизнеса от другого зачастую приводило к негативным последствиям для их собственников вплоть до недружественных поглощений и рейдерских захватов.
Впервые в новейшей истории государство начало активно оказывать помощь частному бизнесу в промышленности в период экономического кризиса 2008 года и именно тогда многие собственники бизнеса впервые осознали под воздействием объективных условий неизбежность
частичной утраты экономической самостоятельности своего бизнеса в обмен на ту или иную государственную поддержку [3]. Те же самые процессы происходят и в настоящее время и появляется уникальная возможность добровольного взаимовыгодного объединения усилий частного капитала в промышленности и государства с целью не только обеспечения выживания российской экономики в условиях санкций, но и обеспечения его опережающего роста, так как симбиоз государственных возможностей и частной заинтересованности в эффективности предприятий способен сформировать новое лицо российской промышленности.
Учитывая вышесказанное, именно государственные органы, в задачи которых входит управление развитием промышленности на региональном уровне становятся ключевым звеном процесса обновления российской промышленности, роль государственных органов субъектов федерации состоит как в определении приоритетных и перспективных направлений развития промышленности на региональном уровне, в том числе кластерооб-разования, так и в обеспечении координации усилий частных промышленных предприятий как между собой, так и с государством. В реальности основная государственная роль в обеспечении поддержки опережающего роста российской промышленности видится в нескольких аспектах. Первым из них является обеспечение инфраструктурного развития, необходимого для успешного функционирования вновь создающихся производств или обеспечение ускоренного развития имеющихся. Большую роль в данном процессе, например в Тульской области, играет ОАО «Корпорация развития Тульской области». Подобные корпорации развития существуют и в иных субъектах Российской Федерации.
Вторым аспектом государственной поддержки российской промышленности является обеспечение наличия необходимых финансовых ресурсов как путем кредитовая с использованием государственных средств через различные финансовые институты [4], так и путем обеспечения финансовых гарантий со стороны государства для частных инвесторов.
Третьим аспектом является формирование государственного заказа, для обеспечения выполнения которого необходима реструктуризация промышленности, ее техническое и технологическое инновационное перевооружение, достижение которого финансово обеспечено государственным заказом. Государственный заказ формируется на основе представления об основной функции государства как поставщика общественных благ, к которым экономическая наука традиционно относит общественную безопасность, национальную оборону, образование, здравоохранение и так далее.
Для развития межрегиональных промышленных кластеров [5] в общем-то справедливы все вышеуказанные аспекты и закономерности с той лишь разницей, что для достижения положительных эффектов при формировании и управлении промышленными кластерами предприятия, входящие в которые расположены на территории нескольких субъектов
РФ, необходима координация деятельности нескольких субъектов федерации для обеспечения эффективности которой необходимо создание коллегиального конституционного органа, в состав которого должны войти представители как бизнеса, так и государственных органов из всех заинтересованных субъектов федерации, а зачастую также необходимо привлечение к его деятельности представителей государственной власти РФ более высокого федерального уровня.
С целью обеспечения своевременности, эффективности, оперативности изменения и дополнения информации, необходимой всем участникам данного процесса, считаем необходимым обеспечить формирование и функционирование специальной электронной площадки, доступной для всех участников данного процесса с применением каналов связи и иных технических и информационных приемов, обеспечивающих конфиденциальность циркулирующей в них информации, вплоть до исключения использования сетей Интернет.
При формировании и управлении нелокализованными промышленными кластерами, предприятия, входящие в которые, расположены на территории нескольких государств, необходимо усиление координации на межправительственном уровне с привлечением к этому процессу представителей бизнес-сообществ.
Список литературы
1. Ермолаев Д.В., Наташкина Е.А. Организация и управление инновационными процессами на предприятиях промышленного кластера // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1.: Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 200-204.
2. Ермолаев Д. В. Проблемы интегрирования государственных унитарных предприятий в современные промышленные кластеры // Экономические и гуманитарные науки. 2013. №11 (262). С. 113-118.
3. Ермолаев Д.В., Наташкина Е.А. Управление инновационными процессами в промышленности, в том числе при формировании промышленных кластеров // Управленческий учет. 2014. № 6. С. 12-19.
4. Ермолаев Д. В. Концентрация как измеритель эффективности предприятия при формировании и управлении промышленными кластерами. Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 2 (62). С. 81-83.
5. Хлынин Э.В. Характеристика концепции и кластерной методологии управления процессом инновационного воспроизводства основного капитала предприятия. Финансы и кредит: Научно-практический и теоретический журнал. 2011. № 34 (466). С. 19-26.
Курский Виктор Алексеевич, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ермолаев Денис Валерьевич, канд. экон. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Наташкина Елена Анатольевна, ассист., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN FORMATION AND MANAGEMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS BASED INNOVATION
V. A. Kurskiy, D. V. Ermolaev, E. A. Natashkina
The article examines interaction between state and municipal authorities, municipal authorities and business communities to ensure coordination of efforts to overcome consequences of economic sanctions and to ensure rapid growth of Russian economy. The article describes the activities necessary to ensure effective establishment and management of industrial clusters in current economic conditions in Russia.
Keywords: state and municipal management, formation and management of industrial clusters, public-private partnership in industry, ensuring strong economic development of Russian industry in terms of sanctions.
Kurskiy Victor Alekseevich, doctor of economics, professor, department of economics and management, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Ermolaev Denis Valer'evich, candidate of economic science, head of department of state and municipal management, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Natashkina Elena Anatol'evna, assistant Department of Economics and management, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy.