Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6928
831
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ФУНКЦИИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВВП / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / РАЗВИТИЕ / STATE BUDGET / FUNCTIONS / GDP DISTRIBUTION / STATE REGULATION / STATE TASKS / REVENUES / EXPENDITURES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манжула Татьяна Юрьевна

Статья посвящена определению сущности, исследованию и освещению роли Г осударственного бюджета в социально-экономическом развитии государства. Раскрыта сущность и значение бюджета в современных условиях. Осуществлен краткий анализ действующей системы формирования доходов и финансирования расходов Государственного бюджета на примере Федерального бюджета Российской Федерации. Сформулированы основные направления улучшения социальноэкономического развития государства. В бюджете любой страны отражаются важные экономические, социальные, политические проблемы жизни общества в целом и каждого конкретного человека. Бюджет отражает масштабы деятельности государства и одновременно ограничивает ее. Если, с одной стороны, это средства, которые поступают в полное распоряжение государства и определяют его финансовый потенциал, то с другой, в бюджете сосредоточены денежные фонды общественного пользования, находятся не в собственности, а в распоряжении органов государственной власти. В рыночной экономике бюджет играет роль особого регулятора социально-экономических процессов, происходящих в государстве. Государственный бюджет является основным методом и инструментом государственного финансового регулирования. Он предусматривает обеспечение распределения и перераспределения ВВП между регионами государства, социальными слоями населения, отраслями экономики, исходя из стратегии ее экономического развития, финансовой политики и потребностей рыночного механизма. В кризисных условиях рыночный механизм менее эффективен, поэтому государству необходимо расширять вмешательство в процесс перераспределения финансов. Именно с помощью этого государственного бюджета определяются размеры платежей в бюджет, объемы бюджетного финансирования; рассчитывают финансовые ресурсы, которые перераспределяются между отдельными видами бюджетов. Государственный бюджет, как одно из звеньев финансовой системы любого государства, отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни населения и удовлетворения других общественных потребностей. Благодаря бюджету в соответствии с Конституцией государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития. Целью статьи является определение роли бюджета в социально-экономическом развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE BUDGET IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

The article is devoted to defining the essence, research and coverage of the role of the State budget in the socio-economic development of the state. The essence and significance of the budget in modern conditions are revealed. A brief analysis of the current system of revenue generation and financing of expenditures of the State Budget on the example of the Federal Budget of the Russian Federation. The main directions of improving the socio-economic development of the state are formulated. The budget of any country reflects the important economic, social, political problems of society as a whole and each individual. The budget reflects the scale of the state's activities and at the same time limits it. If, on the one hand, these are funds that come to the full disposal of the state and determine its financial potential, then on the other hand, the budget concentrates public funds, are not owned but at the disposal of public authorities. In a market economy, the budget plays the role of a special regulator of socio-economic processes occurring in the state. The state budget is the main method and instrument of state financial regulation. It provides for the distribution and redistribution of GDP between the regions of the state, social strata of the population, sectors of the economy, based on the strategy of its economic development, financial policy and the needs of the market mechanism. In crisis conditions, the market mechanism is less effective, so the state needs to expand its intervention in the process of redistribution of finances. It is with the help of this state budget that the amounts of payments to the budget and the amounts of budget funding are determined; calculate financial resources that are redistributed between individual types of budgets. The state budget, as one of the parts of the financial system of any state, reflects the monetary relations arising between the state, on the one hand, and enterprises, organizations, institutions of all forms of ownership and individuals on the other, regarding the formation of a centralized state fund and its use on expanded reproduction, raising the living standards of the population and meeting other social needs. Thanks to the budget, in accordance with the Constitution, the state has the opportunity to focus financial resources on important areas of economic and social development. The purpose of the article is to determine the role of the budget in the socio-economic development of the state.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/61ECVN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Манжула Т.Ю. Роль Государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/61ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Manzhula T.Yu. (2020). The role of the state budget in the socio-economic development of the state. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj.today/PDF/61ECVN520.pdf (in Russian)

УДК 33

Манжула Татьяна Юрьевна

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», Донецк, Донецкая Народная Республика

Старший преподаватель Аспирант кафедры «Финансов» E-mail: manzhula.tanja@yandex.ua

Роль Государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства

Аннотация. Статья посвящена определению сущности, исследованию и освещению роли Государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства. Раскрыта сущность и значение бюджета в современных условиях.

Осуществлен краткий анализ действующей системы формирования доходов и финансирования расходов Государственного бюджета на примере Федерального бюджета Российской Федерации. Сформулированы основные направления улучшения социально-экономического развития государства.

В бюджете любой страны отражаются важные экономические, социальные, политические проблемы жизни общества в целом и каждого конкретного человека. Бюджет отражает масштабы деятельности государства и одновременно ограничивает ее. Если, с одной стороны, это средства, которые поступают в полное распоряжение государства и определяют его финансовый потенциал, то с другой, в бюджете сосредоточены денежные фонды общественного пользования, находятся не в собственности, а в распоряжении органов государственной власти. В рыночной экономике бюджет играет роль особого регулятора социально-экономических процессов, происходящих в государстве.

Государственный бюджет является основным методом и инструментом государственного финансового регулирования. Он предусматривает обеспечение распределения и перераспределения ВВП между регионами государства, социальными слоями населения, отраслями экономики, исходя из стратегии ее экономического развития, финансовой политики и потребностей рыночного механизма. В кризисных условиях рыночный механизм менее эффективен, поэтому государству необходимо расширять вмешательство в процесс перераспределения финансов. Именно с помощью этого государственного бюджета определяются размеры платежей в бюджет, объемы бюджетного финансирования; рассчитывают финансовые ресурсы, которые перераспределяются между отдельными видами бюджетов.

Государственный бюджет, как одно из звеньев финансовой системы любого государства, отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни населения и удовлетворения других общественных потребностей. Благодаря бюджету в соответствии с Конституцией государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития.

Целью статьи является определение роли бюджета в социально-экономическом развития государства.

Ключевые слова: государственный бюджет; функции; распределение ВВП; государственное регулирование; задачи государства; доходы; расходы; развитие

Введение

Государственный бюджет - это неотъемлемый атрибут каждой страны и важный инструмент реализации экономической и социальной политики государства. Сегодня особую актуальность приобретает проблема построения совершенной и эффективной системы формирования доходной и расходной части государственного бюджета, учитывая их структуру, для эффективного развития экономики.

Понятие «бюджет», чрезвычайно емкое и неоднозначное, и до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так, в Экономическом словаре, изданном Институтом новой экономики в 2007 г., бюджет (фр.budget) определяется как «роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке...»; «смета расходов по проекту» [1]. В соответствии с редакцией ст. 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Зимарин К.А. и Закирова Ю.А. рассматривают бюджет как это основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода [2].

Швецов Ю.Г. определяет бюджет как «централизованный фонд денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественно значимых ценностей в целях ликвидации неравенства и повышения жизненного уровня населения» [3].

Бюджет необходим каждому публично-правовому образованию, так как он составляет его финансовую базу, которая является фундаментом в функционировании данного образования, осуществлении его задач и функций [4].

Бюджет по своей природе - сложное явление, которое затрагивает одновременно вопросы финансов, политики, права. Поэтому в научной литературе понятие «бюджет» как правило рассматривают с трех разных сторон или позиций: экономической, материальной и правовой [5].

Как экономическая категория Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, которые возникают в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств [6].

С правовой точки зрения Государственный бюджет имеет силу Закона и по мнению Бабковой Ю.Б. является важнейшим гарантом реализации законных прав и свобод граждан [7].

Романовский М.В., Врублевская О.В. рассматривают бюджет с материальной стороны, как систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд - централизованный денежный фонд [8].

С политической точки зрения государственный бюджет - это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое как считает Поляк Г.Б. дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику и социальную сферу

В определении понятия бюджета, которое приводит Родионова В.М., сочетаются три стороны одного явления, раскрывая бюджет как самостоятельную экономическую категорию, как денежные отношения и как экономическую форму существования распределительных отношений [10].

Исходя из вышесказанного, государственный бюджет - это очень сложное социально-экономическое явление, он является главным звеном финансовой системы государства. В государственном бюджете сосредоточено более 70 % всех финансовых ресурсов и включает в себя различные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределение значительной части ВВП. В связи с этим, представляется целесообразным исследование современного состояния государственного бюджета и его роли в социально-экономическом развитии государства, определение проблем формирования доходной части и выполнения государственного бюджета по расходам и мероприятий по оптимизации использования финансовых ресурсов государства.

Теоретико-методическую основу исследования составляют научные труды, концепции и теоретические разработки ученых, посвященные процессу влияния государственного бюджета на социально-экономическое развитие государства. Рассмотрен законодательный аспект, характеризующий Государственный бюджет на современном этапе. В ходе исследования были использованы данные Министерства финансов Российской Федерации и Казначейства России. В процессе исследования использованы методы: теоретического обобщения и систематизации (при изучении содержания научных работ, посвященных проблематике и статистических данных, необходимых для исследования), структурного анализа, синтеза, сравнения, систематизации и обобщения, логического подхода (в ходе исследования статистических данных и оценке эффективности бюджетной политики в области доходов и расходов бюджета).

Проявление сущности Государственного бюджета как экономической категории и отображение присущих этой категории особенностей реализуется через выполняемые им функции.

На основе выше изложенного можно сформулировать следующие основные функции Государственного бюджета.

1. Распределительная функция проявляется в том, что государство концентрирует денежные средства и использует их для удовлетворения общественных нужд. С помощью бюджета происходит перераспределение ВВП между отраслями хозяйственного комплекса, территориями страны, сферами общественной деятельности, отдельными слоями населения. Направления бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями

[9].

Методы и материалы

Результаты и их обсуждение

расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом этапе его развития. Сфера бюджетного распределения занимает ведущее место в составе государственных финансов, что обусловлено ведущей ролью бюджета по сравнению с другими сферами и звеньями финансовых отношений.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношении с госбюджетом вступают почти все участники общественного производства. При этом распределительные отношения охватывают все уровни общественного производства.

Такая функция Государственного бюджета характеризуется следующими особенностями: возможностью многоразового прохождения одной и той же части ВВП через механизм бюджетного регулирования; значительными объемами финансовых ресурсов, проходящих через бюджетный механизм; высокой маневренностью финансовых ресурсов; образованием целевых фондов.

Благодаря распределительной функции государство имеет возможность централизовать часть ВВП и использовать его на удовлетворение общегосударственных потребностей. Распределительная функция обусловлена сущностью бюджета как экономической категории. Эта категория характерна для второй стадии общественного воспроизводства, проявляется и функционирует в процессе распределения, именно через распределение влияет на все остальные стадии воспроизводства: производство, обмен и потребления.

2. Регулирующая функция отражает процесс первоочередного направления денежных средств на развитие приоритетных секторов национальной экономики и проявляется в возможности целенаправленно и непосредственно воздействовать посредством системы государственного финансирования (заказы, ассигнования, субсидии, субвенции) на различные стадии общественного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление), на совокупные спрос и предложение, накопления и сбережения [3].

3. Социальная функция заключается в повышении жизненного уровня населения (снижение безработицы, рост размеров социальных пособий, снижение смертности, повышение пенсий и т. п.), в осуществлении социальной поддержки слабозащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), в предоставлении гарантии социальных прав гражданам России, в проведении активной социальной политики, обеспечивающей адресную защиту нуждающихся в ней слоев населения [3].

4. Контрольная функция характеризует, насколько своевременно и в полном объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции распределения бюджетных средств и насколько эффективно они используются. Такая функция позволяет оценивать качество перераспределительных процессов, она заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование централизованного фонда денежных средств воспроизводит экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов, определяет соответствие размера ресурсов и тому подобное. Материальным выражением контрольной функции является бюджетный контроль.

5. Обеспечивающая функция связана с обеспечением существования и функционирования государства. Данная функция ставит своей целью - создание материально-финансовой базы функционирования государства: содержание Президента, аппарата управления исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т. д. За счет Госбюджета осуществляется финансирования международной деятельности: содержания дипломатических представительств за рубежом, взносов в ООН и т. д.

Надлежащее выполнение функций Государственного бюджета предопределяет решение его основных задач:

• перераспределения ВВП, национального дохода, валового общественного продукта;

• стимулирование развития сфер и отраслей экономики, наращивание объема производства;

• обеспечение выполнения государством своих функций;

• определение стратегического развития государства;

• определение приоритетных областей финансирования;

• обеспечение возможности государства влиять на последствия, которые возникают в результате кризисных явлений в экономике;

• обеспечение обратной связи центральной вертикали;

• аккумулирование средств, необходимых для финансирования государственных мероприятий;

• обеспечение экономического роста и конкурентоспособности государства;

• влияние на национальные и региональные процессы путем оптимального распределения и перераспределения финансовых ресурсов;

• финансирование научно-технического прогресса;

• финансовое обеспечение проведения социальной политики для обеспечения социальной защиты граждан;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• обеспечение макрофинансовой стабильности, устойчивости, платежеспособности и экономической независимости;

• обеспечение сбалансированности государственных финансовых ресурсов, в том числе содержание дефицита бюджета на экономически безопасном уровне;

• создание благоприятных условий для бизнеса путем снижения административных барьеров для его развития через дальнейшее совершенствование системы налогообложения и уменьшение нагрузки на плательщиков налогов;

• содействие управлению государственным долгом, оптимизации его структуры;

• контроль системы регулирования межбюджетных отношений;

• регулирование уровня инфляции;

• усиление стимулирующего характера налоговых преференций путем повышения их экономической эффективности;

• финансирование приоритетных мероприятий государственных целевых долгосрочных социально-экономических программ регионального уровня, а также мероприятий, направленных на решение проблемных вопросов регионов;

• обеспечение возврата внешних и внутренних займов государственных предприятий;

• содействие созданию (финансированию) резервных фондов государственных предприятий;

• выделение средств государственным предприятиям на реализацию специальных программ при условии возврата неиспользованной их части в конце бюджетного периода;

• усиление движущей силы причинно-следственного механизма функционирования экономики, регулирующего связи между макрофинансовыми процессами;

• предоставление возможности спрогнозировать значение макрофинансовых показателей;

• обеспечение стабильности функционирования предприятий государственной формы собственности - получателей бюджетных средств, в случае необходимости их рефинансирования;

• контроль расходов государственных предприятий, необходимых для их жизнедеятельности;

• отражение баланса развития регионов, их социально-культурной сферы;

• воздействие на процесс проведения региональной политики;

• влияние и прогнозирования экономического поведения населения, определение внутренних и внешних детерминант его поведения в различных экономических ситуациях;

• воздействие на системное обновление общественных отношений;

• содействие укреплению денежного обращения, финансово-бюджетной дисциплины;

• выполнение роли регулятора валютного контроля;

• содействие успешной реализации инфраструктурных проектов;

• содействие инвестиционной привлекательности государства.

Функционирование бюджета осуществляется во взаимодействии двух его особых форм - доходов и расходов, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение, и которые отражают финансовую деятельность государства.

Доходы государственного бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые урегулированы соответствующими нормативными актами и служат финансовой базой для выполнения государством своих функций. Доходы бюджета отражают экономические отношения государства с предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, которые возникают в процессе взыскания бюджетных платежей [11]. Структура доходов Федерального бюджета РФ за период 2014-2019 гг. представлена в таблице 1.

Согласно данным таблицы 1 видно, что росту доходов бюджета способствует увеличение налоговых поступлений и на протяжении всего рассматриваемого периода налоговые доходы превышали 50 % по отношению к неналоговым. Так за период 2014-2019 гг. налоговые доходы выросли на 12,9 %. Этот факт свидетельствует о том, что государство, выполняя свои функции и воплощая свои социально-экономические цели, опирается, в

большей части, на налоговые поступления, как основной источник наполнения финансовой базы государства.

Таблица 1

Динамика основных показателей доходной части Федерального бюджета Российской Федерации за период 2014-2019 гг.

Наименование показателя 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

ДОХОДЫ 14 496,8 13 659,2 13 460 15 088,9 19 454,3 20 187,2

Из них: налоговые поступления (млрд руб.) 8 424,6 9 002,4 9 150,1 11 492,1 14 644,9 15 993,5

Удельный вес налоговых поступлений в структуре доходов бюджета, (%) 58,11 65,91 67,98 76,16 75,28 79,23

Составлено автором на основе данных Официального сайта Министерства финансов Российской Федерации и Официального сайта Казначейства России

Таким образом, основная доходообразующая статья бюджета - налоговые поступления. Важным фактором является их эффективное взимание, так как любые изменения налоговой политики влияют на наполняемость бюджета государства, что, в свою очередь, приводит к увеличению или снижению доходов бюджетов всех уровней, а, следовательно, влияет на социально-экономическое развитие страны в целом. В связи с этим, эффективная налоговая политика является одной из ключевых задач правительства.

В ходе исследования динамики доходов и расходов бюджета необходимо сравнить несколько последовательных показателей, поэтому можно использовать сравнение с постоянной базой (базисные показатели), или сравнение с переменной базой (цепные показатели). Базисные показатели характеризуют итоговый результат всех изменений в уровнях ряда от периода базисного уровня до данного (1-го) периода. Цепные показатели характеризуют интенсивность изменения уровня от одного периода к другому в пределах того промежутка времени, который исследуется.

На основании таблицы 1 проведем анализ динамики доходов Федерального бюджета РФ за период 2014-2019 гг., используя базисный и цепной методы, данные представим в таблице 2.

Таблица 2

Анализ динамики доходов федерального бюджета РФ за период 2014-2019 гг.

Показатель (млрд руб.) Базисный метод Ц епной метод

Год Абсолютный Темп Темп Абсолютный Темп Темп

прирост (млрд руб.) роста(%) прироста(%) прирост(%) роста(%) прироста(%)

2014 14 496,8 - - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 13 659,2 -837,6 94,2 -5,8 -837,6 94,2 -5,8

2016 13 460 -1036,8 92,8 -7,2 -199,2 98,5 -1,5

2017 15 088,9 592,1 104,1 4,1 1 628,9 112,1 12,1

2018 19 454,3 4 957,5 134,2 34,2 4 365,4 128,9 28,9

2019 20 187,2 5 690,4 139,3 39,3 732,9 103,8 3,8

Составлено автором на основе данных Официального сайта Министерства финансов Российской Федерации и Официального сайта Казначейства России

На основании расчетов, можно сделать выводы:

1. Согласно базисному методу. За период 2014-2016 гг. мы можем наблюдать уменьшение доходов Федерального бюджета РФ. В сравнении с 2014 годом, доходы уменьшились в 2015 году на 837,6 млрд руб., темп роста составил 94,2 %, что означает уменьшение объема доходов в федеральный бюджет на 5,8 %. В 2016 году доходы уменьшились на 1036,8 млрд руб., темп роста составил 92,8 %, темп прироста - 7,2 %.

С 2017 по 2019 годы наблюдается увеличение доходов Федерального бюджета РФ. В 2017 году, по сравнению с 2014 доходы Федерального бюджета увеличились на 592,1 млрд руб., темп роста составил 104,1 %, что свидетельствует об увеличении объема доходов на 4,1 %.

В 2018 году доходы увеличились на 4 957,5 млрд руб., темп роста составил 134,2 %, темп прироста 34,2 %. В 2019 году по сравнению с базисным 2014, абсолютный прирост составил 5 690,4 млрд руб., темп роста составил 139,3 %, размер доходов увеличился на 39,3 %.

2. Согласно цепному методу:

В 2016 году, по сравнению с 2015 доходы уменьшились на 199,2 млрд руб., объем доходов уменьшился на 1,5 %. По сравнению с 2016 годом, в 2017 доходы увеличились на 1628,9 млрд руб., темп роста составил 112,1 %.

В 2018 году абсолютный прирост составил 4 365,4 млрд руб., объем доходов в Федеральный бюджет увеличился на 28,9 %. Доходы в 2019 году увеличились на 732,9 млрд руб., темп роста составил 103,8 %.

Таким образом, наблюдается положительная динамика увеличения доходов Федерального бюджета начиная с 2017 года, после отрицательного значения темпов прироста в 2015-2016 гг. Данное обстоятельство увеличивает возможности более эффективного выполнения государством своих задач, в то же время необходимо уделять внимание усовершенствованию налоговой политики, направленной на стимулирование предпринимательской активности и развитие экономики.

Удовлетворять важнейшие потребности общества в развитии экономики и социальной сферы, государственного управления, национальной обороны, обеспечения общественного порядка, безопасности государства и т. д. предназначены бюджетные расходы.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением централизованного фонда денежных средств государства и его использованием по целевому назначению [11].

Направления использования бюджетных расходов оговариваются целым рядом факторов, основными из которых являются:

• необходимость содержания государственных учреждений;

• уровень развития регионов страны;

• связи расходов из общего государственного бюджета с расходами из местных бюджетов;

• формы предоставления бюджетных средств;

• другие факторы, которые могут иметь большое значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве. Структура и динамика расходов Федерального бюджета Российской Федерации за период 2015-2019 гг. представлена в таблице 3.

Согласно данным таблицы 3, наибольший удельный вес имеют расходы на социальную политику, национальную экономику и национальную оборону. Наибольшее значение удельного веса имеет расходы на социальную политику. Этот факт свидетельствует о том, что Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачу повысить уровень и качество жизни населения. И одним из наиболее важных инструментов для достижения данной цели является социальная политика. В целом видно усиление мер Федерального правительства по поддержке социальной политики в стране, что способствует социальному обеспечению

населения. В то же время особую актуальность приобретают задачи по исследованию и поиску направлений повышения эффективности соответствующих расходов.

Таблица 3

Структура и динамика расходов Федерального бюджета Российской Федерации за период 2015-2019 гг.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019

млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу

Расходы, всего 15 620,3 100 16 416,4 100 16 420,3 100 16 713,0 100 18 214,5 100

Общегосударственные вопросы 1 117,6 7,2 1 095,6 6,7 1 162,4 7,1 1 257,1 7,5 1 363,5 7,5

Национальная оборона 3 181,4 20,4 3 775,3 23,0 2 852,3 17,4 2 827,0 16,9 2 997,4 16,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 965,6 12,6 1 898,7 11,6 1 918,0 11,7 1 971,6 11,8 2 083,2 11,4

Национальная экономика 2 324,2 14,9 2 302,1 14,0 2 460,1 15,0 2 402,1 14,4 2 827,1 15,5

Жилищно-коммунальное хозяйство 144,1 0,9 72,2 0,4 119,5 0,7 148,8 0,9 282,2 1,5

Охрана окружающей среды 49,7 0,3 63,1 0,4 92,4 0,6 116,0 0,7 197,6 1,1

Образование 610,6 3,9 597,8 3,6 615,0 3,7 722,6 4,3 826,5 4,5

Культура, кинематография 89,9 0,6 87,3 0,5 89,7 0,5 94,9 0,6 122,4 0,7

Здравоохранение 516,0 3,3 506,3 3,1 439,8 2,7 537,3 3,2 713,0 3,9

Социальная политика 4 265,3 27,3 4 588,5 28,0 4 992,0 30,4 4 581,8 27,4 4 882,8 26,8

Физическая культура и спорт 73,0 0,5 59,6 0,4 96,1 0,6 64,0 0,4 81,4 0,4

Средства массовой информации 82,1 0,5 76,6 0,5 83,2 0,5 88,4 0,5 103,5 0,6

Обслуживание государственного и муниципального долга 518,7 3,3 621,3 3,8 709,2 4,3 806,0 4,8 730,8 4,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы 682,0 4,4 672,0 4,1 790,7 4,8 1 095,4 6,6 1 003,1 5,5

Составлено автором на основе данных Официального сайта Министерства финансов Российской Федерации и Официального сайта Казначейства России

Ключевой задачей каждого государства является содействие сбалансированному развитию экономики страны, поэтому весомое место в расходной части бюджета должны занимать расходы, стимулирующие экономическое развитие. Однако, следует отметить, что расходы на экономику имеют значительно меньший удельный вес, чем расходы на социальную политику. Так, в 2019 году удельный вес расходов на национальную экономику был меньше расходов на социальную политику на 11,3 % или в 1,73 раза. В то же время для наращивания темпов экономического роста необходимо увеличение расходов государства на экономику и повышение их эффективности.

Одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы национальной безопасности является необходимость осуществления расходов на национальную оборону. Национальная оборона традиционно является одной из основных статей расходов Федерального бюджета. Однако истинную целевую адресность этих средств установить очень сложно [12].

На основании таблицы 3 проведем анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ за период 2015-2019 гг., используя базисный и цепной методы, данные представим в таблице 4.

Таблица 4

Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ за период 2015-2019 гг.

Год Показатель (млрд руб.) Базисный метод Цепной метод

Абсолютный прирост (млрд руб.) Темп роста (%) Темп прироста (%) Абсолютный прирост (млрд руб.) Темп роста (%) Темп прироста (%)

2015 15 620,3 - - - - - -

2016 16 416,4 796,1 105,1 5,1 796,1 105,1 5,1

2017 16 420,3 800 105,1 5,1 3,9 100,02 0,02

2018 16 713,0 1092,7 106,9 6,9 292,7 101,8 1,8

2019 18 214,5 2594,2 116,6 16,6 1501,5 108,9 8,9

Составлено автором на основе данных Официального сайта Министерства финансов Российской Федерации и Официального сайта Казначейства России

На основании расчетов, можно сделать выводы:

За период 2015-2019 гг., мы можем наблюдать увеличение расходов Федерального бюджета РФ.

1. Согласно базисному методу. В 2016 году, по сравнению с 2015, расходы увеличились на 796,1 млрд руб., темп роста составил 105,1 %, темп прироста 5,1 %. В 2017 году, абсолютный прирост составил 800 млрд руб., темп роста 105,1 %, темп прироста 5,1 %.

В 2018 году, по сравнению с 2015 расходы Федерального бюджета увеличились на 1092,7 млрд руб., темп роста составил 106,9 %, что свидетельствует об увеличении объема расходов на 6,9 %.

В 2019 году, произошел значительный рост расходной части Федерального бюджета, расходы увеличились на 2594,2 млрд руб., темп роста составил 116,6 %, объём расходов увеличился на 16,6 %.

2. Согласно цепному методу. В 2016 году, по сравнению с 2015, расходы увеличились на 796,1 млрд руб., темп роста составил 105,1 %, темп прироста5,1 %. По сравнению с 2016 годом, в 2017 произошел незначительный рост, расходы увеличились на 3,9 млрд руб., темп прироста составил 0,02 %.

В 2018 году абсолютный прирост составил 292,7 млрд руб., объем расходов Федерального бюджета увеличился на 1,8 %. Расходы в 2019 году, в сравнении с 2018 увеличились на 1501,5 млрд руб., темп роста составил 108,9 %, объем расходной части увеличился на 8,9 %.

Согласно данным таблиц 1,3 и проведенному исследованию видна неравномерная динамика соотношения доходов и расходов Федерального бюджета. Доходы за период 2015-2019 гг. увеличились на 2,1 %, расходы напротив уменьшились за указанный период на 2,1 %. Стоит учитывать, что в настоящее время снижение уровня расходов бюджета не может обеспечить нужные темпы экономического роста.

Для улучшения социально-экономического развития государства необходимо выполнить следующие задачи:

• разработать систему общественного контроля за целевым использованием средств, поступающих из бюджета в учреждения образования и здравоохранения;

• реформировать медицинскую отрасль, путем определения в качестве приоритетных первичную помощь и профилактику заболеваний, а не лечение;

• увеличить финансирование культурных и спортивных учреждений;

Вестник Евразийской науки 2020, №5, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today

• осуществлять массовую пропаганду здорового образа жизни;

• оптимизировать функционирование системы управления государственными финансами;

• четко регламентировать законодательно процесс аккумуляции и движения финансовых потоков, обеспечения их прозрачности для общества;

• обеспечить высокие темпы роста национальной экономики как основного фактора снижения финансовых рисков при разработке показателей государственного (Федерального) бюджета [13];

• достичь надежности прогноза основных макроэкономических показателей, на основе которых формируются доходная и расходная части государственного бюджета, объемов и темпов роста ВВП, темпов инфляции, валютного курса;

• соблюдать объективность при формировании доходной части бюджета [13];

• минимизировать финансовые потери государства при использовании государственной собственности;

• оптимизировать бюджетные расходы, что будет способствовать полноценному финансовому обеспечению реализации государственных функций;

• обеспечить последовательность развития бюджетного процесса, достаточность финансовых ресурсов для выполнения бюджетных обязательств на каждом уровне на основе законодательно утвержденных минимальных государственных социальных стандартов и обоснованных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности [13];

• создать систему управления государственным долгом, которая позволила бы оптимизировать соотношение финансирования процентных и непроцентных расходов [13];

• освоить современные методы оценки рациональности бюджетных ассигнований;

• внедрить индикаторы результативности расходов государственных средств, ориентированных на достижение положительного конечного результата и стимулировать органы власти разных уровней и бюджетные организации к экономному использованию бюджетных средств [13].

Выводы

Таким образом, Государственный бюджет является регулятором экономики, отражающий объемы необходимых государству финансовых ресурсов, определяет конкретные направления использования средств, направляет финансовую деятельность государства. Бюджет влияет на социально-экономические процессы путем выработки бюджетной политики и используя бюджетный механизм. Основными проблемами экономического и социального развития является оптимизация структуры доходов населения, реформирование социальной сферы, преодоление бедности, нерациональная структура хозяйственного комплекса и низкий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий, а также значительная нагрузка на бюджет и государственные целевые фонды, финансирование социальных программ. В связи с этим целью национальной бюджетной политики является формирование новой модели социального и экономического развития.

Вестник Евразийской науки 2020, №5, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 5, Vol 12 https://esi.today

Тенденции общественного развития свидетельствуют, что настоящее требует от всех участников бюджетного процесса новых подходов к формам и методам работы. Прежде всего, необходимо повышать эффективность управления финансовыми ресурсами государства чтобы в полной мере обеспечить оптимальный уровень благосостояния граждан, социально-экономическое развитие всех регионов и государства в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов / И.Е. Дмитриева, Н.А. Биндасова. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 154 c.

2. Зимарин Кирилл Александрович, Закирова Юлия Альбертовна Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnaya-politika-i-osobennosti-byudzhetnogo-protsessa-v-rossiyskoy-federatsii.

3. Швецов Ю.Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории // Финансы и кредит. 2012. №27 (507). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-byudzheta-kak-ekonomicheskoy-kategorii-1.

4. Герасимова С.В., Лангольф К.А., Новожеева И.А. Теоретические основы формирования государственного бюджета России // Таврический научный обозреватель. 2016. №8-1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-gosudarstvennogo-byudzheta-rossii.

5. Ковтун Лира Раисовна Качественная характеристика экономической категории бюджет // Baikal Research Journal. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kachestvennaya-harakteristika-ekonomicheskoy-kategorii-byudzhet.

6. Сюсюра К.С. Доходы и расходы государственного бюджета // Инновационная наука. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dohody-i-rashody-gosudarstvennogo-byudzheta.

7. Бабкова Юлия Борисовна К вопросу о сущности бюджета // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-byudzheta.

8. Финансы: учеб. для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2002. - 480 с.

9. Государственные и муниципальные финансы: учеб. / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 376 с.

10. Финансы: учеб. / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко [и др.]; под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 400 с.

11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Г.Б. Поляк, О.И. Пилипенко, Н.Д. Эриашвили [и др.]; под редакцией Г.Б. Поляка. - 4-е изд. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 735 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Багдасарян В.Э. Структура бюджета как идеологическая проекция // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-byudzheta-kak-ideologicheskaya-proektsiya.

13. Евтушенко Н.Н., Царук А.Ю. Основные направления бюджетной политики Украины на 2017 год // «Молодий вчений». № 2 (42), 2017 г. URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/iournal/2017/2/60.pdf.

Manzhula Tatyana Yuryevna

Donetsk national university of economics and trade named after Mikhail Tuganbaranovskiy, Donetsk, Donetsk People's Republic

E-mail: manzhula.tanja@yandex.ua

The role of the state budget in the socio-economic development of the state

Abstract. The article is devoted to defining the essence, research and coverage of the role of the State budget in the socio-economic development of the state. The essence and significance of the budget in modern conditions are revealed.

A brief analysis of the current system of revenue generation and financing of expenditures of the State Budget on the example of the Federal Budget of the Russian Federation. The main directions of improving the socio-economic development of the state are formulated.

The budget of any country reflects the important economic, social, political problems of society as a whole and each individual. The budget reflects the scale of the state's activities and at the same time limits it. If, on the one hand, these are funds that come to the full disposal of the state and determine its financial potential, then on the other hand, the budget concentrates public funds, are not owned but at the disposal of public authorities. In a market economy, the budget plays the role of a special regulator of socio-economic processes occurring in the state.

The state budget is the main method and instrument of state financial regulation. It provides for the distribution and redistribution of GDP between the regions of the state, social strata of the population, sectors of the economy, based on the strategy of its economic development, financial policy and the needs of the market mechanism. In crisis conditions, the market mechanism is less effective, so the state needs to expand its intervention in the process of redistribution of finances. It is with the help of this state budget that the amounts of payments to the budget and the amounts of budget funding are determined; calculate financial resources that are redistributed between individual types of budgets.

The state budget, as one of the parts of the financial system of any state, reflects the monetary relations arising between the state, on the one hand, and enterprises, organizations, institutions of all forms of ownership and individuals on the other, regarding the formation of a centralized state fund and its use on expanded reproduction, raising the living standards of the population and meeting other social needs. Thanks to the budget, in accordance with the Constitution, the state has the opportunity to focus financial resources on important areas of economic and social development.

The purpose of the article is to determine the role of the budget in the socio-economic development of the state.

Keywords: state budget; functions; GDP distribution; state regulation; state tasks; revenues; expenditures; development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.