Научная статья на тему 'Роль государственно-частного партнерства в осуществлении инфраструктурных проектов на примере Ростовской области'

Роль государственно-частного партнерства в осуществлении инфраструктурных проектов на примере Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / INFRASTRUCTURE PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбань Т. С.

Осуществление крупных инфраструктурных проектов необходимо для создания условий инновационного развития национальной экономики. Ключевую роль в этом в реалиях санкционных ограничений и затрудненного доступа к инвестиционным ресурсам играет механизм государственно-частного партнерства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mplementation of major infrastructure projects is important for creating conditions for innovative development of the national economy. Key role in the realities of sanctions restrictions and difficulty of access to investment resources is the mechanism of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Роль государственно-частного партнерства в осуществлении инфраструктурных проектов на примере Ростовской области»

Горбань Т. С.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Осуществление крупных инфраструктурных проектов необходимо для создания условий инновационного развития национальной экономики. Ключевую роль в этом в реалиях санкционных ограничений и затрудненного доступа к инвестиционным ресурсам играет механизм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, экономическое развитие, инфраструктурный проект.

Gorban' T. S.

ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS ON THE EXAMPLE OF ROSTOV REGION

Annotation

Implementation of major infrastructure projects is important for creating conditions for innovative development of the national economy. Key role in the realities of sanctions restrictions and difficulty of access to investment resources is the mechanism of public-private partnership.

Keywords

Public-private partnerships, economic development, infrastructure project

В условиях современной экономической действительности инфраструктурное обеспечение хозяйственных процессов, важность которого осознавалась давно, приобретает во многом определяющее значение. Имеется в виду, что интерес к созданию инфраструктуры, выступающей обеспечительной подсистемой экономики, в той или иной степени присутствовал всегда. В настоящее время важным представляется даже не наличие инфраструктуры как таковой, то есть ее количественная характеристика, — на первый план выходят качественные параметры существующих, модернизируемых и создаваемых инфраструктурных объектов.

Российской экономике для того чтобы быть успешной в сложившейся

непростой ситуации на мировой арене, продиктованной санкционными реалиями и мерами контрсанкционного характера, необходимо обладать развитой, соответствующей по качественным параметрам нуждам инновационного развития инфраструктурой. Естественным образом, следует понимать, что модернизация существующей инфраструктуры и тем более создание новой представляет собой крайне затратные проекты, осуществление которых в ситуации ограничения доступа к инвестиционным ресурсам затруднено.

Таким образом, возрастает интерес к государственно-частному партнерству (ГЧП) для осуществления масштабных инфраструктурных проектов, необходимых национальной экономике.

В настоящее время проявляется тренд на повышение роли государства в преодолении кризисных явлений, наряду с соблюдением принципов ведения рыночной экономики, что справедливо в рамках такого механизма, как ГЧП. В подтверждение тезиса об укреплении роли государства в экономическом развитии можно разделить точку зрения, согласно которой оптимальным сочетанием рыночного и государственного регулирования считается действие рыночных сил на микроуровне и активное участие государства при сохранении рыночных принципов в воздействии на макроэкономические процессы [4].

Как известно, применительно к национальной экономике объектами государственной политики и механизмами обеспечения направленности на инновационное развитие выступают так называемые «пять «И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, интеллект. Именно в данных направлениях необходимо сосредоточение усилий государства [1].

Повторимся, важнейшим фактором осуществления тренда на инновационную эволюцию экономики становится инфраструктура как «центральное звено посткризисного развития» [2]. Об этом свидетельствует обширный накопленный международный опыт, особенно в развивающихся странах мира, который демонстрирует тесную взаимосвязь устойчивого социально-экономического роста с улучшением состояния (качественного показателя наряду с количественным) физической (материальной) и нематериальной инфраструктуры. Сами вложения в инфраструктуру, несмотря на высокую капиталоемкость, длительный период окупаемости, относительно высокий уровень предпринимательских рисков, приводят к значительной отдаче в виде экономических и социальных эффектов.

Несмотря на общемировые реалии и осознание важности качественного

инфраструктурного обеспечения хозяйственных процессов, в Российской Федерации наблюдается деградация инфраструктурной составляющей экономической системы. Неудовлетворительны темпы реконструкции, восстановления имеющихся и введения в действие новых автодорог, железнодорожных путей, портовых мощностей и торгового флота. Происходит значительное удорожание строительства транспортной инфраструктуры (дорожное строительство в РФ уже в разы дороже стоимости аналогичных проектов в странах ЕС, США, Китае). Одновременно наблюдается резкое повышение транспортных и энергетических издержек, рост цен на бензин и другие виды топлива. Так, транспортные расходы в среднем по РФ составляют до 16-20 % себестоимости продукции, тарифы на электроэнергию достигли уровня США и приблизились к тарифам в странах ЕС, цены на газ за последние 10 лет увеличились в 6 раз, цены на бензин — почти в 5 раз. Как следствие, высокими темпами повышаются издержки на производство продукции, от базовых отраслей до средне-и высокотехнологичных производств. Это накладывается на проблему изношенных и морально устаревших основных производственных фондов практически во всех отраслях. Все крайне неблагоприятно сказывается на конкурентоспособности отечественных производителей и в значительной степени удорожает жизнь населения страны, снижает социальные стандарты [2].

Соответственно, в таких реалиях к перспективным направлениям необходимой модернизации в РФ относится не только транспорт, но и такие виды производственной инфраструктуры, как информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), электрические сети и распределение электроэнергии, земельная, экологическая и инновационная инфраструктура. Практически все перечисленное, за исключением ИКТ, нуж-

дается в кардинальном обновлении и реформировании.

Ростовская область на своей территории имеет предприятия всех обозначенных приоритетных отраслей. В регионе работают такие крупные организации, как Ростовская АЭС, ООО «Энергомаш — Атоммаш» (Волгодонск) (атомная энергетика), ОАО «НПП КП Квант» (космическое приборостроение). Значительное число предприятий субъекта Федерации проводят мероприятия, направленные на снижение энергозатрат; принята и реализуется Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 г., предусматривающая в том числе энергосбережение в ЖКХ, на объектах в муниципальной и региональной собственности [6]. Действуют разработчики программного обеспечения и фирмы-интеграторы 1Т-технологий, определенные предприятия фармацевтической промышленности. Все это свидетельствует об относительном соответствии трендов развития Ростовской области основным общероссийским направлениям модернизации.

Кроме того, Ростовская область относится к немногочисленной группе регионов, которые имеют стартовые возможности для инновационного развития, сохранили необходимую про-мышленно-производственную и научно-технологическую базу. Необходима правильная расстановка приоритетов и распределение финансовых, материальных и организационно-управленческих ресурсов региона наиболее рациональным с точки зрения обеспечения опережающего развития и форсированного экономического роста образом. В условиях ограниченности средств консолидированного регионального бюджета и четко определенных Конституцией административных полномочий субъекта Федерации мы считаем актуальным ис-

пользование системы государственно-частного партнерства для поэтапного целевого развития перспективных сфер социально-экономической системы региона [4, с. 187].

Исходя из потребностей региона, на основе анализа накопленного международного и российского опыта реализации проектов государственно-частного партнерства, а также с учетом ожидаемого воздействия на внешнеэкономический потенциал, полагаем, что ключевыми для развития ГЧП в Ростовской области должны стать, и, отчасти уже стали, следующие направления.

Во-первых, крупные инфраструктурные проекты, или, другими словами, образующие проекты для последующего роста экономики региона, форсированное строительство или модернизация которых позволит получить долгосрочный комплексный экономический и социальный эффект.

В первую очередь к таким проектам относятся [4, с. 186]:

- реконструкция и повышение функциональности морских портов и аэропортов;

- создание готовых для возведения объектов капитального строительства инвестиционных участков, подключенных к электро- и теплосетям, обеспеченных газоснабжением, водоснабжением и водоотведением, доступом к транспортным объектам, с соблюдением условия концентрации участков в определенных промышленных районах;

- проекты ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве в зависимости от степени неразрешенности накопленных проблем и объема необходимых финансовых затрат.

Опыт реализации такого рода проектов государственно-частного партнерства в Ростовской области уже имеется, и весьма успешный. Можно перечислить следующие уже реализуемые крупные инфраструктурные проекты ГЧП: ком-

плексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области; «Чистый Дон»; строительство платного автомобильного тоннеля в Ростове-на-Дону («Северный тоннель»); строительство аэропортового комплекса «Южный» [4, с. 188].

Самым крупным и длительным из инвестиционных инфраструктурных проектов на принципах ГЧП в Ростовской области является Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоот-ведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Инициатором проекта выступила компания ОАО «Евразийский», которая смогла обеспечить привлечение средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Финансирование проекта идет за счет средств федерального бюджета, областного и городского бюджетов, а также собственных и привлеченных (в основном, кредитов Внешэкономбанка) средств частного инвестора — ОАО «ПО "Водоканал города Ростова-на-Дону"». По итогам этого проекта предполагается достижение экологических и социальных эффектов: внедрение инновационных технологий в канализационное хозяйство (в области очистки сточных вод), значительное уменьшение выброса отходов в низовья реки Дон, подключение новых пользователей к центральной системе водоотведения, расширение возможностей городского строительства, создание новых рабочих мест.

Масштабным проектом ГЧП является также и строительство аэропортового комплекса «Южный» на территории Грушевского поселения Аксайского района Ростовской области, общая стоимость которого составляет 26,8 млрд рублей. Финансирование проекта на 35,8 % обеспечивается за счет средств федерального бюджета, почти на 3 % —

из регионального бюджета, внебюджетные средства составят 61,2 %. Новый аэропортовый комплекс позволит обслуживать до 8 млн человек (с потенциалом роста до 12 млн человек) и обрабатывать до 70 тыс. т грузов в год, а также создаст до 20 000 рабочих мест в самом комплексе и до 40 000 рабочих мест в сопутствующей инфраструктуре [6, 7].

Строительство автомобильного тоннеля в Ростове-на-Дону («Северный тоннель») должно решить вопрос автомобильных пробок на наиболее загруженном участке дорог за счет создания альтернативной платной транспортной магистрали длиной 2,5 км с четырьмя полосами движения по направлению юг-север, которая свяжет деловой центр на северо-западе и северо-восточную часть города. Примерная стоимость проекта составляет 7,5 млрд рублей, срок реализации — 7-8 лет. Пока проект «Северный тоннель» не получил своего дальнейшего развития.

Соответственно, опыт реализации крупных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства в Ростовской области, позволяет выделить несколько общих характеристик, свойственных текущему развитию ГЧП в регионе [4, с. 190]:

- успешно реализуются такие проекты, которые предполагают финансирование из средств федерального бюджета через Инвестиционный фонд РФ и возможность привлечения займов российского института развития (Внешэкономбанка);

- частный сектор представлен крупными российскими компаниями и / или их дочерними обществами, способными осуществлять собственные вложения, привлекать дешевые заемные ресурсы и лоббировать интересы проекта Инвестфонде и Внешэкономбанке;

- при реализации проекта используются такие формы ГЧП, как концессионное соглашение, создание совместных предприятий с участием госу-

дарственного и частного секторов, заключение инвестиционных соглашений с распределением рисков, финансирования и имущественных прав на объекты, а также соглашения о субсидиях;

- проекты ГЧП представляют большой долгосрочный интерес как для коммерческих целей частных инвесторов, так и для региональных и муниципальных властей с точки зрения развития территорий, повышения экономического роста, уровня и качества жизни, а также прямо или косвенно внешнеэкономического потенциала Ростовской области.

Таким образом, активизация системы ГЧП в транспортной и производственной инфраструктуре будет способствовать повышению экономического потенциала Ростовской области [6, 7]. Можно выделить еще одно приоритетное направление развития государственно-частного партнерства — во-вторых, это проекты, соответствующие приоритетным федеральным направлениям социально-экономического развития (особенно реализуемым по федеральным программам), так как именно такие проекты позволяют получить значительные объемы финансирования из средств федерального бюджета. В-третьих, развитие сельскохозяйственных, промышленно-производственных и научно-технологических кластеров в тех отраслях экономики региона, которые имеют в силу объективных причин значительный экспортный потенциал или же существенно способствуют замещению импорта. Принципиальное значение для финансирования проектов имеет возможность региональных властей и предприятий определять развитие региональных кластеров.

Так, в связи с объективно стоящей задачей по импортозамещению на первом этапе ресурсы Ростовской области необходимо сосредоточить на создании четырех кластеров: агропромышленного кластера, кластера по производству

сельскохозяйственной техники, кластера по производству строительных материалов и текстильного и обувного кластера. Первые два (в АПК и сельскохозяйственном машиностроении) имеют серьезные конкурентные преимущества, и очень важно решить сложившиеся в этих отраслях проблемы, чтобы противостоять внешним вызовам и поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне. Кластер по производству строительных материалов обусловлен имеющимися на территории региона значительными сырьевыми ресурсами и широтой использования продукции в строительстве транспортных, производственных, социальных объектов, жилья. Создание такого кластера направлено большей частью на импортозамещение и поставки продукции в другие регионы РФ, удешевление строительства недвижимости в Ростовской области. Текстильный и обувной кластер могут быть нацелены в первую очередь на обеспечение занятости населения и, как упоминалось, импортозамещение в масштабах страны.

Следует также отметить, что целью создания перечисленных кластеров является концентрация на территории Ростовской области наряду с образующими крупными компаниями множества мелких и средних производителей, а также научно-исследовательских организаций, тесно взаимодействующих друг с другом. Соответственно, инновационную инфраструктуру региона необходимо развивать в четкой привязке к агропромышленному кластеру и кластеру по производству сельскохозяйственной техники. В кластерах по производству строительных материалов и по производству текстильной продукции деятельность обособленных институциональных элементов инновационной системы, специализирующихся исключительно на НИОКР, не носит такого определяющего значения для развития, как в АПК и сельхозмашиностроении.

Следующими по значимости являются кластеры в сфере услуг: в ИКТ, медицине, образовании, туризме и спорте. Из всех перечисленных видов услуг наиболее сильные позиции у региона могут сложиться в области спорта. Как известно, Ростов-на-Дону в сентябре 2012 г. был включен в список городов проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 г., после одобрения регионального проекта со стороны FIFA и Оргкомитета «Россия -2018». По утвержденному проекту в столице региона создается спортивно-рекреационный кластер, который будет включать новый стадион и ряд других спортивных сооружений (гребной канал, конноспортивный комплекс, тренировочные площадки и базы команд и т. д.). При этом мероприятия по обеспечению стадиона электроэнергией, теплом, газом, водой и другими коммуникациями включены в инвестиционные программы сетевых компаний (на сумму в 3 млрд рублей). Одновременно будет проводиться реконструкция и создание инфраструктуры (транспортной, гостиничной, телекоммуникационной). До начала чемпионата будет завершено строительство аэропортового комплекса «Южный» [7].

Что касается информационно-коммуникативных технологий, то попытки развить сектор на основе кластерного подхода могут быть успешными при создании специализированной площадки с большим объемом льгот для 1Т-компаний и высокоразвитой инфраструктурой для ведения бизнеса, которая была бы интересна для зарубежных или крупных российских компаний с точки зрения размещения производства «полуфабрикатов» программных продуктов на территории (так называемое офшорное программирование). В любом случае, усилия по развитию ИКТ в регионе необходимы, так как теоретически информационно-коммуникативный кластер может со-

здать любой регион, его местоположение не привязано к каким-то жестким объективным условиям.

Таким образом, предпосылки для развития государственно-частного

партнерства созданы, начало практической реализации проектов положено [3]. Несмотря на объективные трудности, следует отметить ряд положительных моментов.

Во-первых, все инвестиционные проекты, декларируемые как проекты ГЧП, осуществляемые в Ростовской области, способствуют обновлению экономики региона за счет решения инфраструктурных проблем, внедрения ресурсосберегающих и экологичных технологий, современных производственных технологий в отраслях обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Во-вторых, реализуемый вариант государственно-частного партнерства в региональном опыте позволяет избегать излишнего проникновения бизнеса в общественный сектор, привлекая внимания международных и российских финансовых институтов развития в большей степени к решению задач промышленного роста и «новой» индустриализации.

Все это позволяет констатировать, что опыт осуществления ГЧП в Ростовской области можно считать положительным, а использование самого механизма ГЧП в сложившихся условиях нехватки инвестиционных ресурсов, привлекаемых ранее из-за рубежа, представляет собой оптимальный вариант осуществления масштабных инфраструктурных проектов, необходимых для развития национальной экономики по инновационному сценарию.

Библиографический список

1. Архипов, А. Ю. Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации // Terra Economicus. — 2010. — № 4. — Т. 8.

2. Бляхман, Л. С. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 1 (41).

3. Горбань, Т. С. Развитие внешнеэкономического потенциала Ростовской области с использованием механизмов государственно-частного партнерства // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — № 3 (43). — С. 16-21.

4. Горбань, Т. С. Повышение внешнеэкономического потенциала региона на основе активизации системы государственно-частного партнерства : дисс. канд. экон. наук. — Ростов н/Д, 2013.

5. Мезоэкономика развития : мо-ногр. / под ред. Г. Б. Клейнера. — М. : Наука, 2011. — C. 805.

6. Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 г. — Ростов н/Д, 2010.

7. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 377 от 20.05.2008.

Bibliographic list

1. Arkhipov, A. Yu. Modernization of russian economy after the crisis: imperatives, institutions, innovations // Terra Economicus. — 2010. — № 4. — Vol. 8.

2. Bliakhman, L. S. Problems of modernization and transition to innovative economy // Problems of modern economy. —

2012. — № 1 (41).

3. Gorban', T. S. Development of foreign economic potential of Rostov region with use of public-private partnership // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2013. — № 3 (43). — P. 16-21.

4. Gorban' T. S. Enhancement of external economic potential of the region through a revitalized system of public-private partnership : diss. of candidate of economic sciences. — Rostov-on-Don,

2013.

5. Mesoeconomics of development : Monograph / ed. by G. B. Kleiner. — M. : Nauka, 2011. — P. 805.

6. Long-term regional target program of energy saving and energy efficiency in Rostov region for the period up to 2020. — Rostov-on-Don, 2010.

7. Federal target program «Development of transport system of Russia in 2010-2015», approved by Resolution of Government of Russian Federation № 377 from 20.05.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.