Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ РЫНКА УСТОЙЧИВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОПЫТ ФРАНЦИИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ РЫНКА УСТОЙЧИВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОПЫТ ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ФРАНЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КЛИМАТ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ИНВЕСТИЦИИ / INSTITUTIONAL INVESTORS / FRANCE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CLIMATE / GREEN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раков И.Д.

В статье раскрывается опыт Франции в области принятия мер государственной поддержки, направленных на привлечение финансирования от институциональных инвесторов в устойчивое развитие. Выделены основные законы, формирующие правовую основу для институциональных инвесторов в данной области, и события, вызвавшие их появление. Сделан вывод на основе опыта Франции о необходимости участия государства в создании правовой базы с целью привлечения финансирования институциональных инвесторов в устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ РЫНКА УСТОЙЧИВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОПЫТ ФРАНЦИИ»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ РЫНКА УСТОЙЧИВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОПЫТ ФРАНЦИИ

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Управление инвестициями

Автор: И. Д. РАКОВ, младший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации

В статье раскрывается опыт Франции в области принятия мер государственной поддержки, направленных на привлечение финансирования от институциональных инвесторов в устойчивое развитие. Выделены основные законы, формирующие правовую основу для институциональных инвесторов в данной области, и события, вызвавшие их появление. Сделан вывод на основе опыта Франции о необходимости участия государства в создании правовой базы с целью привлечения финансирования институциональных инвесторов в устойчивое развитие.

The article reveals the France' experience in taking government support measures aimed at attracting institutional investors financing in sustainable development. The main laws are highlighted, which have created the legal basis for institutional investors in this area. And the events are considered that caused their appearance. Also government support measures of sustainable investments are analyzed and structured in France. The conclusion that it is necessary state participation in the creation of a legal framework to attract sustainable investments from institutional investors.

Ключевые слова: институциональные инвесторы, Франция, устойчивое развитие, климат, «зеленые» инвестиции.

Keywords: institutional investors, France, sustainable development, climate, green investments.

В начале XXI века сформировалась концепция устойчивого развития, закрепленная на глобальном уровне Целями устойчивого развития (далее ЦУР) в 2015 году. Устойчивое развитие предполагает решение вопросов, связанных с ликвидацией бедности, образованием, борьбой по изменению климата, защитой окружающей среды и т.п. [1]. При этом уделяется основное - внимание проблемам экологии и изменению климата как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако к решению данных

проблем в этих странах подходят с точки зрения экономического развития и модернизации экономики [2, с. 12; 3, с. 15-16].

В связи с этим возрастает необходимость перенаправления финансовых потоков от «грязных» проектов в «зеленые», что требует от государства принятия определенных мер поддержки и идентификации подобных инвестиций. При этом в происходящих процессах возрастает роль институциональных инвесторов в формировании устойчивой финансовой системы, как потенциального огромного источника финансирования. Например, принятие мер государственной поддержки «зеленых» инвестиций в Германии, Италии, Канады [4; 5] или внедрение мер в Индонезии, направленных на вовлечение институциональных инвесторов в устойчивое развитие [6, с. 92-94].

Таким образом, решение проблемы недостаточности финансовых ресурсов для перехода к устойчивому росту находится в привлечении инвестиций от институциональных инвесторов, и нуждается в определенной помощи государства. Поэтому будет актуально рассмотреть опыт Франция, которая активно формирует политику, направленную на поддержание устойчивых инвестиций, для институциональных инвесторов.

Первые шаги по регулированию деятельности институциональных инвесторов в области устойчивого развития во Франции были сделаны сразу с двух сторон. Во-первых, со стороны государства и самих институциональных инвесторов: создание различных ассоциаций, где представителями являются институциональные инвесторы. Во-вторых, создание правовой основы правительством Франции.

К наиболее ранней созданной организации можно отнести ассоциацию «Finansol» (1995 года), целью которой стало продвижение социально ответственных финансов (la finance solidaire): повышение занятости, улучшение экологической обстановки, использование возобновляемых источников энергии и др. Среди важных реализуемых инициатив данной организации можно выделить: создание маркировки «Finansol» (1997 год), проведение ежегодных встреч для улучшения осведомленности по данным финансам «La Semaine de la finance solidaire» и

др. [7].

С 2001 года начинает осуществлять свою деятельность ассоциация -Форум ответственных инвестиций (Forum pour l'investissement responsable, FIR), который создан по инициативе руководителей фондов, специалистов по анализу социальной и экологической ситуации, профсоюзов, ассоциаций, ученых и граждан. Среди совета директоров можно выделить представителей от институциональных инвесторов (например, Mirova, La Banque Postale Asset Management), ассоциаций (например, Фонд Николя Юло), ученых и др. [8]. Среди выдвинутых инициатив форумом можно отнести:

- Создана платформа для содействия диалога между инвесторами и компаниями - CorDial (2010 год). Среди основных тем, разрабатываемых в рамках данной группы, можно выделить: менеджмент по экологическим проблемам, корпоративное управление и развитие людских ресурсов, добавленная стоимость [9].

- Пропагандиская деятельность по внедрению социально ответственных инвестиций в рамках следующих событий: выпуск Закона о новых экономических положениях (La loi sur les nouvelles régulations économiques, NER) в 2001 году, форум Гренель по окружающей среде и выпущенных в рамках него указов и др. [10] А также Форум осуществляет пропагандистскую деятельность в органах государственной власти по внедрению «Label ISR». Как результат, создана в 2013 году платформа для обсуждения КСО (Plateforme RSE) под эгидой Премьер-министра Франции в ходе Конференции окружающей среды 2013 года [11].

С другой стороны, в 2001 году президент Жак Ширак представил проект Хартии по окружающей среде (Charte de l'environnement) [12], но принят он был только в 2004 году. Хартия устанавливает необходимость компенсировать причиненный ущерб окружающей среде; задает государству цель в содействии устойчивому развитию; требует от органов власти проведения процедур оценки рисков [13].

Также на волне слияний (особенно между BNP, Paribas и Société Générale) в 2000-2001 гг., которые породили социальную напряженность в стране в связи с массовыми увольнениями, принимается Закон о новых экономических положениях (NER) в 2001 году. Закон улучшил регулирование конкуренции, повысил прозрачность получения вознаграждений директоров и топ-менеджеров, усилил финансовое регулирование (например, против «отмывания денег»), то есть закон вводил этические аспекты предпринимательской деятельности [14]. При этом NER установил для листинговых компаний необходимость раскрывать информацию по социальным и экологическим аспектам (например, показатели по потреблению электроэнергии), но без привязки к качеству содержания информации (статья 116) [15, с. 4].

В 2007 году тема экологии начинает занимать лидирующие позиции во Франции. В частности, издается экологический пакт Николя Юло1, который определяет 5 направлений принятия мер: правительство должно быть ответственным за устойчивое развитие; установить постепенный рост ставки налога на выбросы углерода; переориентировать субсидирование сельского хозяйства на качественное сельское хозяйство; систематизация процедур представительной демократии; проведение политики по образованию и информированию [16].

1 Основатель французского фонда «Фонд Николя-Юло для Природы и Человека (Fondation Nicolas-Hulot pour la nature et l'homme)», цель которого заключается в защите окружающей среды.

Пакт подписали пять кандидатов на пост президента в 2007 году [17], в том числе будущий президент Николя Саркози [18]. Также он перед выборами в 2006 году заявляет о необходимости стимулирования инвестиций в более экологически чистые проекты [19].

В ответ на взятые на себя обязательства в предвыборной компании Николя Саркози, начиная с 2007 года, инициирует проведение Экологического форума Гринель с целью защиты окружающей среды и достижения устойчивого развития [20]. На форуме была составлена дорожная карта в области экологии и устойчивого развития, которая была издана в форме закона Гринель 1 2009 года (Grenelle I Act) [21, с. 9]. Закон Гринель 1 задает цели государства по охране окружающей среды и устойчивому развитию: сохранение биоразнообразия и экосистем, борьба с изменением климата, политика сокращения отходов, сокращение выбросов парниковых газов, развитие железнодорожного транспорта, энергоэффективность и т.п. [22].

Однако в 2010 году принят закон Гренель 2 (Grenelle II Act), который установил более подробные рамки реализации целей [22], установленных в законе Гренель 1, и определяет шесть направлений в сфере устойчивого развития. К ним относятся [23]: энергоэффективность зданий и градостроительная политика; развитие транспортной сферы; энергетика и климат; сохранение биоразнообразия; охрана здоровья граждан и утилизация отходов; новая модель экологического управления (т.е. вопросы экологического образования и информирования).

В статье 225 закона Гренель 2 закрепляется обязательство для листинговых компаний или для компаний, имеющих определенное количество наемного персонала или выше определенного уровня получаемого дохода компании, проводить независимую сертификацию по интеграции критериев ESG в капиталовложениях, финансовом менеджменте и обязательство по ее публикации. Также статья 225 расширила перечень охватываемых компаний и аспекты предоставляемой информации, установила более строгие правила к составлению отчетности (то есть раскрыть информацию о последствиях своей деятельности) (по сравнению с NER). Однако выбор индикаторов для оценки своей социальной и экологической деятельности остается за компаниями [24, с. 9; 25, с. 4-5].

Другой важной инициативой в сфере устойчивого развития, которая была принята в результате форума Гренель, является ежегодное проведение Экологической конференции (Conférence environnementale) с 2012 по 2016 гг. Среди основных обсуждаемых тем на данных конференциях стали переход к «зеленой» экономике, защита окружающей среды и биоразнообразия [26].

Однако Франция, в которой будет проводится COP21, решает показать себя как образец экологоориентированности и

продемонстрировать возможности соглашения (COP21) по внедрению устойчивого развития в экономическую деятельность человека. Экологическая конференция 2014 года становится ключевой площадкой для выработки действий к COP21. Среди важных аспектов, установленных дорожной картой по конференции 2014 года, отмечается внедрение законопроекта по энергетическому переходу к зеленому росту, что должно поддержать законодательно внедрение плана по энергии и климату, выработанному на Европейском совете в 2014 году, и будет способствовать стабильности европейскому рынку по торговле квотами на выбросы СО2 (EU-ETS) [27, с. 2-3].

В 2015 году выпущен Закон по энергетическому переходу к зеленому росту (La loi relative à la transition énergétique pour la croissance verte, LTECV) (2015), который стал ключевым нормативно-правовым актом в создании правовой основы в формировании постнефтяной энергетической модели: сокращение выбросов CO2, отказ от ископаемого и ядерного топлива, увеличение доли использования возобновляемых источников. Проект LTECV был внесен через министра экологии Сеголен Руаяль в 2014 году, а принят в августе 2015 года, то есть до Климатической конференции в Париже.

Его выпуску также поспособствовали две инициативы [28, с. 5]:

- Carbon Tracker Initiative - разработанная независимым финансовым аналитическим центром Carbon Tracker2 [29], расположенного в Лондоне, и ставящая под сомнение вложения в угольные, нефтяные и газовые компании, а также необходимость раскрытия рисков по выбросам углерода в своих портфелях [30; 31].

- Montreal Carbon Pledge (2014 год) - добровольная инициатива, согласно которой требуется от институциональных инвесторов измерение и раскрытие углеродного следа своих инвестиций [32].

Одной из ключевых статей закона LTECV по правовому регулированию институциональных инвесторов стала статья 173. В ней закреплены требования для институциональных инвесторов по раскрытию климатических и социальных рисков в своей отчетности, то есть Франция закрепила принципы добровольных инициатив в своем законодательстве. Согласно данной статье институциональные инвесторы должны раскрыть информацию о внедрении климатических аспектов в инвестиционные решения; о финансовых рисках, связанных с изменением климата; указать углеродный след в своих активах; и предоставить информацию о вкладе своих портфелей в достижение международной (снижение температуры на 2°C) и национальной целей [28, с. 8].

2 Основные спонсоры: Bloomberg Philanthropies, Frederick Mulder Foundation, Rockefeller Brothers Fund, The Velux Foundation, Wallace Global Fund, Oak Foundation, European Climate Foundation и др.

Стоит отметить, что к основной проблеме реализации статьи 173 относят то, что для сбора информации, требуемой к раскрытию, отсутствуют общепризнанные методы, и может потребоваться ряд не общедоступных данных [28, с. 9].

В 2016 году делает свои шаги в области устойчивых финансов Банк Франции3 (фр. Banque de France), который внедрил в свою деятельность концепцию CSR (Responsible Investment Charter), что накладывает на него образовательные, культурные, экономические, экологические обязательства и обязательства к своему штату [33, с. 39].

Также на национальном уровне Банк Франции и Французский орган власти по пруденциальному контролю и разрешениям (the French Prudential Supervision and Resolution Authority, ACPR) начали реализовывать программу по озеленению финансовой системы и интеграции климатических рисков [33, с. 2]. Банк Франции создал сеть по озеленению финансовой системы (the Network for Greening the Financial System, NGFS), которая была представлена и запущена на Саммите Одной Планеты (The One Planet Summit) в 2017 году в Париже. Целью инициативы является предоставление рекомендаций и успешных практик для центральных банков и супрвизоров с целью поощрения «зеленого» финансирования и достижения «Парижских целей» [33, с. 4].

В 2017 году Эммануэль Макрон (президент Франции) и Стефан Лофвен (премьер-министр Швеции) подписали инициативу по французско-шведскому стратегическому партнерству по инновациям и зеленым решениям (фр. Partenariat franco-suédois pour l'innovation et les solutions vertes), где «зеленые» финансы выступают одним из четырех ключевых пунктов данного партнерства [34]. Как указывается в соглашении, «зеленые» финансы являются значимым фактором для экономики, подготовленной к климатическим изменениям: переход на низкоуглеродную экономику для достижения целей Парижского соглашения по климату и создание правовой базы для «озеленения» предприятий и финансовых учреждений [35].

Дальнейшее формирование политики по устойчивому финансированию во Франции осуществляется в рамках Программы 21 века по фидуциарным обязательствам, запущенной ПРИ4, ЮНЕП ФИ5, Generation Foundation6. В соответствие с данной программой от Франции представляется «Дорожная карта по устойчивому финансированию во Франции» (2018 год) на круглом столе ЮНЕП ФИ в Париже, в которой излагаются рекомендации по развитию устойчивого инвестирования для институциональных инвесторов и политиков [36].

J Центральный Банк Франции.

4 ПРИ - Принципы ответственного инвестирования (англ. PRI, Principles for Responsible Investment).

5 Финансовая инициатива ЮНЕП (англ. UNEP FI, United Nations Environment Programme Finance Initiative).

6 Generation Foundation - это фонд, цель которого укрепить «устойчивый капитализм» (Sustainable Capitalism) за счет мобилизации ключевых участников мировой экономики.

На круглом столе в 2018 году Франция была признана одним из лидеров по устойчивому финансированию. В дорожной карте были даны рекомендации по развитию устойчивого финансирования: интеграция инвесторами критериев ESG по всем типам активов; учет инвесторами влияния своей деятельности на результат, включая разработку методологии по оценке результативности экологических и социальных инвестиций; разработка инструментов (для регуляторов, институциональных инвесторов и отраслевых групп) по поддержке устойчивых инвестиций; сотрудничество инвесторов, регуляторов и отраслевых групп с Целевой группой по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом, и реализация статьи 173 [37].

Одновременно с этим в 2018 году AFG7 (L'Association Française de la Gestion financière), FIR и EUROSIF8 выпустили Кодекс по открытости финансовой информации (Code de transparence), который сможет наилучшим образом показать эволюцию рынка ответственных инвестиций в Европе и во Франции: улучшить прозрачность и информативность вкладчиков и фондов SRI; усилить саморегулирование фондов SRI. Кодекс должен способствовать развитию регулирования по внедрению принципов ESG и вопросов, касающихся изменения климата. Также он должен способствовать реализации статьи 173 LTECV (2015) [38]. Подписались под данной инициативой следующие институциональные инвесторы [39]: BNP PARIBAS ASSET MANAGEMENT, AXA INVESTMENT MANAGERS, AMUNDI ASSET MANAGEMENT.

Франция одна из тех стран, где государство является одним из ключевых игроков в процессе привлечения финансирования от институциональных инвесторов в устойчивое развитие. Среди ключевых мер, принятых государством с целью формирования рынка устойчивых инвестиций и вовлечение в данный процесс институциональных инвесторов, можно отметить:

- Во-первых, создание национальной «зеленой» маркировки для финансовых продуктов (например, маркировка TEEC или «Greenfin»).

- Во-вторых, законодательные меры по увеличению прозрачности отчетности в части раскрытия информации по интеграции критериев ESG, как для крупных компаний, так и для институциональных инвесторов (Статья 173 LTECV, 2015 или Grenelle II Act, 2010).

7 Французская ассоциация по управлению финансовой деятельностью - это ассоциация, которая защищает и представляет интересы специалистов по управлению портфелем ценных бумаг от третьих лиц (https://www.afg.asso.fr/).

8 Ведущая европейская ассоциация по продвижению устойчивых и ответственных инвестиций (http://www.eurosif.org/about-us/).

Подводя итоги по настоящему исследованию, французское государство создает правовую основу по регулированию и идентификации устойчивых инвестиций на фоне принимаемых международных инициатив, а также стимулирует спрос у бизнеса и домохозяйств на данные инвестиции при помощи мер государственной поддержки. Как следствие, эти действия позволяют сформировать рынок устойчивых инвестиций, где главными игроками выступают институциональные инвесторы.

Список литературы

1. Цели в области устойчивого развития // ООН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 31.01.2020).

2. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал [Электронный ресурс]. - 2017. - № 3 (37). - С. 9-21. - Режим доступа: https ://www. finj ournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2017/3/articles/fm_2017_3_01 .pdf.

3. Яковлев И. А., Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал. - 2018. - №. 3(43). - С. 9-20. - DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-9-20.

4. Раков И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. -2017. - Т. 11. - № 2. - С. 67-82. - DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.2.67-82.

5. Раков И. Д. На пути к зеленой экономике: опыт Италии и Франции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 11 (часть 2) - С. 389-397. - DOI: 10.17513/mjpfi. 12511.

6. Yakovlev I. A., Nikulina S. I. Indonesia's Strategy for Sustainable Finance // Financial Journal. - 2019. - №. 6. - С. 83-95. - DOI: 10.31107/20751990-2019-6-83-95

7. Une association de promotion... // L'association Finansol [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. finansol. org/une-association-de-

https://www.frenchsif.org/isr-esg/fir/la-gouvernance/#conseil administration (дата обращения: 11.07.2019).

9. CorDial // Forum pour l'Investissement Responsable [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frenchsif.org/isr-esg/nos-actions/cordial/#cordial-2016 (дата обращения: 11.07.2019).

10. Plaidoyer // Forum pour l'Investissement Responsable [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frenchsif.org/isr-esg/nos-actions/plaidoyer/ (дата обращения: 11.07.2019).

11. Une plateforme pour promouvoir la responsabilité sociétale des entreprises // Archives Jean-Marc Ayrault 2012 / 2014 [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://archives.gouvernement.fr/ayrault/premier-ministre/responsatolite-societale-des-entreprises-enjeu-incontournable-de-competitivite.html (дата обращения: 11.07.2019).

12. Jacques Chirac propose une "charte de l'environnement adossée à la Constitution" et dotée de cinq principes // MAIREinfo [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа: http : //www.maire-info .com/environnement-developpement-durable/environnement/j acques-chirac-propose-une-charte-de-environnement-adossee-la-constitution-et-dotee-de-cinq-principes-article-527 (дата обращения: 04.07.2019).

13. LOI constitutionnelle № 2005-205 du 1er mars 2005 relative à la Charte de l'environnement (JORF № 0051 du 2 mars 2005 page 3697) // Légifrance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution/Charte-de-l-environnement-de-2004 (дата обращения: 04.07.2019).

14. Adoption définitive de la loi sur les nouvelles régulations économiques // Eurofound [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа: https://www.eurofound.europa.eu/ef/sites/default/files/ef files/eiro/2001/05 /feature/fr0105156ffr.doc (дата обращения: 04.07.2019).

15. 173 SHADES OF REPORTING: Focus on French Institutional Investors [Электронный ресурс] / Redon N., Blanc D.: Novethic's research center. -2017. - Режим доступа: https://www.novethic.fr/fileadmin/user upload/tx ausynovethicetudes/pdf complets/173 SHADES OF REPORTING Focus on French Institution al Investors.pdf (дата обращения: 26.04.2019).

16. Dossier. Election présidentielle 2007. Nicolas Hulot dévoile son «pacte écologique» // La Croix [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: https://www.la-croix.com/Archives/2006-11-08/Dossier.-Election-presidentielle-2007.-Nicolas-Hulot-devoile-son-pacte-ecologique- NP -2006-11-08-276081 (дата обращения: 04.07.2019).

17. Retour sur le parcours de Nicolas Hulot // 20 Minutes [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: https://www.20minutes.fr/societe/705879-20110413-societe-retour-parcours-nicolas-hulot (дата обращения: 04.07.2019).

18. Nicolas Sarkozy devrait signer le Pacte écologique de Nicolas Hulot // Le Monde [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа:

https://www.lemonde.fr/societe/article/2006/12/14/nicolas-sarkozy-devrait-signer-le-pacte-ecologique-de-nicolas-hulot 845842 3224.html (дата обращения: 04.07.2019).

19. Nicolas Sarkozy veut être un candidat écologiste! // HUB*UNION EUROPEENNE [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: https://unioneuropeenne.blogspot.com/2006/12/nicolas-sarkozy-veut-tre-un-candidat.html (дата обращения: 04.07.2019).

20. Origine de l'initiative // Actu-Environnement [Электронный ресурс]. -2008. - Режим доступа: https: //www. actu-environnement.com/ae/dossiers/annivgrenelle/origine_grenelle.php4 (дата обращения: 01.07.2019).

21. AMF Recommendation № 2010-13 of 2 December 2010: Report on the Social and Environmental Information Published by Listed Companies // L'Autorité des marchés financiers (AMF) [Электронный ресурс]. - 2010. - 46 с. - Режим доступа: https ://www.amf-france.org/magnoliaPublic/technique/multimedia?docId=db5e5d5d-b39c-4fc4-aa16-d60cc79e1c10 (дата обращения: 26.04.2019).

22. Grenelle I // The Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/law/grenelle-i/ (дата обращения: 30.04.2019).

23. Environnement: trois ans après, vers la dernière étape du Grenelle // vie-publique.fr [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: https://www.vie-publique.fr/actualite/dossier/environnement-grenelle/environnement-trois-ans-apres-vers-derniere-etape-du-grenelle.html (дата обращения: 30.04.2019).

24. Doucin M. The French legislation on extra-financial reporting: built on consensus [Электронный ресурс] / Doucin M.: ministère des affaires étrangères et européennes. - 2013. - Режим доступа: https://www.globalreporting.org/sitecollectiondocuments/gofpara47policies initiatives-france.pdf (дата обращения: 26.04.2019).

25. The French legislation on extra-financial reporting: built on consensus [Электронный ресурс] / Ministère des Affaires Etrangères. - France. -2012. - Режим доступа: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/Mandatory reporting built on c onsensus in France.pdf (дата обращения: 26.04.2019).

26. La conférence environnementale // Ministère de la Transition écologique et solidaire [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/conference-environnementale (дата обращения: 04.07.2019).

27. FEUILLE DE ROUTE 2015 issue des trois tables rondes de la Conférence environnementale // La Ministre de l'écologie, du développement durable et de l'énergie [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа:

https://www.ecologique-

solidaire.gouv.fr/sites/default/files/Conférence environnementale FRTE 2 015.pdf (дата обращения: 04.07.2019).

28. Decree Implementing Article 173-VI of the French Law for the Energy Transition. Challenges and first Recommendations (October 2015) [Электронный ресурс] / Investing Initiative. - 2015. - 31 с. - Режим доступа: http://2degrees-investing.org/wp-content/uploads/2018/02/energy transition law in france -

_bri efi n g_note_fi nal. pdf (дата обращения: 26.04.2019).

29. About Us // Carbon Tracker Initiative Limited [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.carbontracker.org/about/ (дата обращения: 26.04.2019).

30. Carbon Tracker measures oil and coal risk for investors // Guardian [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: https: //www.the guardian. com/sustainable-business/2015/apr/3 0/carbon-tracker-measures-oil-and-coal-risk-for-investors (дата обращения: 26.04.2019).

31. Carbon Tracker has changed the financial language of climate change // Guardian [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/sustainable-business/sustainability-case-studies-carbon-tracker (дата обращения: 26.04.2019).

32. Montreal Carbon Pledge // Climate Action in Financial Institutions Initiative [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://www.mainstreamingclimate.org/montreal-pledge/ (дата обращения: 26.04.2019).

33. Banque de France Responsible Investment Report 2018 / Banque de France. 2018. - Режим доступа: https : //www. banque-france.fr/sites/default/files/media/2019/03/26/banque-de-france-responsible-investment-report-2018_0.pdf (дата обращения: 11.07.2019).

34. Green finance: the way forward - Implementing the French-Swedish partnership for innovation and green solutions 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/8b53e02a-e9b 1 -48c4-942d-0ce75ab49432/files/4f748949-ec3b-40fa-b 110-a42b1fbc1b0e (дата обращения: 04.07.2019).

35. Un partenariat stratégique franco-suédois pour l'innovation et les solutions vertes // La DG Trésor: Ministère de l'Economie et des Finances [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/fb763773-cbc8-4ae6-9e17-939c7e991796/files/d1ea3093-9d78-46e9-85c5-3d04706904ec (дата обращения: 03.07.2019).

36. launch of the France roadmap for sustainable finance / lancement de la feuille de route française de la finance durable // United Nations Environment Programme - Finance Initiative [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим

доступа: https://www.unepfi.org/news/industries/investment/launch-of-the-france-roadmap/ (дата обращения: 04.07.2019).

37. France roadmap aims to further strengthen French leadership in sustainable finance // Principles for Responsible Investment [Электронный ресурс]. -2018. - Режим доступа: https://www.unpri.org/news-and-press/france-roadmap-aims-to-further-strengthen-french-leadership-in-sustainable-finance-/3844.article (дата обращения: 04.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.