Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53
УДК 94(41/99)
Б01: 10.17223/19988613/53/23
Д.В. Громова
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ ВЕНЧУРНОЙ ОТРАСЛИ ЯПОНИИ
Рассматривается место рискового бизнеса в инновационной политике и экономике Японии. Особенное внимание уделяется официальной позиции правительства в отношении малого и среднего предпринимательства, в частности венчурного сектора. На основании анализа официальных документов, статистических данных и исследований отечественных и зарубежных ученых отмечаются основные особенности венчурного сектора Японии, а также факторы, которые препятствуют укреплению позиций венчурного капитала на рынке страны.
Ключевые слова: инновационная политика; поддержка малого бизнеса; венчурный бизнес.
Экономика Японии, показавшая феномен азиатского «экономического чуда», пережившая «бум» развития и проблемы последствий эффекта «мыльного пузыря» («потерянное десятилетие»), сегодня заняла одно из лидирующих положений не только в Восточной Азии и АТР, но и во всем мире. Согласно «Отчету о глобальной торговле и инвестициях» ДЖЕТРО (Японской организации по развитию внешней торговли) [1. С. 3], за 2016 г. ВВП Японии увеличился на 0,3% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на стагнацию в экономике, Япония показывает рост ВВП, хотя этот показатель уступает в динамике таким государствам, как США (2,2%), страны Европы (1,6%), КНР (6,6%), Индия (7,7%), АСЕАН 5 (4,8%) и т.д.
Основными определяющими факторами экономико-географического положения Японии являются островное положение государства, низкая обеспеченность природными ресурсами, ограниченность территории, расположение в сейсмоопасной зоне, большая протяженность береговой линии и т. д. Это, в свою очередь, оказывает влияние на особенности японской экономики, которую можно охарактеризовать как инновационную экономику, направленную на развитие высокотехнологичной продукции. Именно экономико-географическое положение в совокупности с последствиями поражения Японии во Второй мировой войне и полной перестройкой экономики позволили стране выстроить свою модель инновационного развития, направленную на улучшение существующих производственных процессов.
Правительство Японии в документе «Взгляд на Японию 2050» [2] акцентировало внимание на социальном аспекте и выделило деградацию окружающей среды в мировом масштабе, увеличение населения и ускоряющийся разрыв между развитием стран Севера и Юга в качестве основных проблем XXI в., угрожающих стабильному существованию человечества. Выход из этой ситуации японское правительство предлагает в виде достижения баланса окружающей среды и экономики. В соответствии с позицией японского правительства, развитие экономики интенсивным путем пред-
ставляет наиболее приемлемый вариант для человеческого сообщества в долгосрочной перспективе. Именно переход на новейшие технологии в мировом масштабе позволит обеспечить безопасность мира в целом и Японии в частности.
Инновационное развитие Японии отличается следующими особенностями: поддержка государства -правительство Японии определяет направления инновационного развития данного сектора и помогает решить проблемы финансирования разработки новых продуктов; роль малого и среднего бизнеса - именно малое и среднее предпринимательство является динамичным элементом развития японской экономики и позволяет разрабатывать и внедрять инновационные решения в производственные процессы; интеллектуальная собственность - японское правительство уделяет большое внимание развитию патентования на территории страны; в последние годы поощряются внутренние инновации в связи с переходом от закупки патентов и лицензий за рубежом на национальные разработки; кластерная региональная политика - заимствовав идею кластеров у США, правительство Японии адаптировало эту форму взаимодействия и успешно развивает кластеры как основополагающий элемент инновационной политики; венчурный сектор - именно рисковый сектор способствует развитию малого и среднего предпринимательства Японии, позволяя определить наиболее конкурентоспособные современные решения и продвигать передовые технологии как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Позиция японского правительства в вопросе развития венчурного сектора не выражена в отдельном акте, но его роль отмечается в официальном документе «Инновационная стратегия Японии до 2025 г.» [3], принятом 26 февраля 2007 г., где закреплено, что главными факторами, влияющими на формирование политики страны в области инноваций на последующие 20 лет, являются: сокращение населения и старение нации, развитие азиатских стран; последующее развитие общества, основанного на знаниях; прогресс глобализации; увеличение населения в мировом масштабе; изме-
нение климата и деградация окружающей среды; разрыв в соотношении доходов бедных и богатых, называемый также проблемой «север-юг».
Опираясь на данный прогноз, японское правительство координирует развитие инноваций на ближайшее будущее и формирует политику в области экономики, науки и образования. Важно отметить, что японское государство уделяет большое внимание внутренним проблемам и стремится, в первую очередь, справиться с ними, а затем выходить на мировой уровень в качестве конкурентоспособного экономического актора. Эту же позицию занимает японское правительство и в вопросах стимулирования венчурного сектора экономики.
В последние несколько лет правительство Японии осознало экономические выгоды от стимулирования создания и развития венчурных предприятий, направив свои усилия на формирование благоприятной среды венчурных проектов. Более того, в планах государства - создать большое количество венчурных компаний и сосредоточиться на стратегических направлениях. Однако создание новых венчурных компаний, даже в большом количестве, не является значимым показателем, если такие организации нестабильны в своем развитии. Помимо этого в современных условиях необходимы компании мирового масштаба, а также уверенность в том, что венчурные компании функционируют за критической планкой рисков. Чтобы сделать это, нужен квалифицированный состав менеджеров, что является редким ресурсом в Японии, так как в стране наблюдаются низкий уровень мобильности рабочей силы, недостаток управляющих, которые получили передовое образование, и, как результат, недостаток менеджеров, готовых к переменам и риску.
По данным на 2014 г. [4. С. 2], в Японии существуют более 462 венчурных компаний, из них некоторые являются независимыми, в то время как большинство представляют собой дочерние или аффилированные компании финансовых институтов, таких как банки, компании, ведущие операции с ценными бумагами, и страховые компании. Часто работники, занятые непосредственно в процессе производства, являются учредителями или членами правления, что ослабляет менеджмент организации (производственные процессы занимают центральное место в деятельности таких сотрудников, и они не могут внедрять и продвигать эффективные инновационные решения). Либо возникают противоположные ситуации, когда руководители не имеют достаточных знаний о процессе производства и свойствах продукции и принимают ошибочные решения в направлениях маркетинга, продаж, долгосрочного и краткосрочного планирования. В результате многие компании, основанные на венчурном капитале, зависят от указаний других участников рынка, что делает процесс венчурного финансирования менее прозрачным и привлекательным для инвесторов. Кроме того, недостаток научных и технических знаний делает осо-
бенно сложным для бизнесменов, занятых в сфере венчурного бизнеса, определение и оценку технологии на посевной стадии. Это объясняет, почему японский венчурный капитал фокусируется, главным образом, на венчурах промежуточной и завершающей стадий. Традиционно компании с венчурным капиталом в Японии предпочитают финансирование в виде вкладов в акционерный капитал (почти 70% финансирования венчурного капитала).
По данным обзора ведущей экономической газеты Японии Никкэй Симбун [5], компании с венчурным капиталом, являющиеся аффилированными предприятиями банков, негативно относятся к допустимым рискам и поддержке стартапов, и это приводит к тому, что они используют ограниченные фонды для поддержки таких компаний.
Японская система поддержки малого и среднего предпринимательства включает следующие составляющие [6. С. 3]:
1. Система законодательного обеспечения. Это комплекс законов, введенных постепенно, начиная с учреждения Государственного управления по поддержке малых инновационных предприятий, за которым последовал закон о создании Государственной корпорации по финансированию малых инновационных предприятий (МИП), закон о системе погашения займов МИП, об экспертных мерах поддержки МИП, закон об экстренных мерах по открытию новых видов деятельности и т. д.
2. Управление, которое осуществляется специализированными государственными учреждениями (совещательными комиссиями по МИП, главным управлением поддержки МИП, региональными службами).
3. Финансовые гарантии и финансовая помощь, предоставляемые государственной финансовой корпорацией, имеющей 59 филиалов, национальными финансовыми корпорациями (их более 100), корпорациями страхования кредитов и т. д.
В 2009 г. в Японии создан фонд бизнес-инноваций для повышения конкурентоспособности национальных компаний, работающих в секторе окружающей среды и биотехнологий. Этот фонд полностью опирается на государственную поддержку. Эта структура играет важную роль в создании новых отраслей рынка с помощью корпоративного обмена персоналом и технологиями между частными компаниями. К обмену привлекаются и университеты Японии.
На сегодняшний день японские компании активизируют инвестиции в НИОКР, считая успешную инновационную деятельность основным средством выхода из сложной экономической ситуации. Руководители компаний разделяют позицию правительства и уверены, что активная инновационная политика поможет им выжить и завоевать лидирующие позиции в стране и мире.
В своей политике поддержки инновационной среды японское правительство особенное внимание уделяет
защите интеллектуальной собственности: стимулирование процессов интеллектуального творчества внутри страны и эффективное использование его результатов; разработка и усовершенствование правовой системы защиты интеллектуальной собственности, которая способна полностью регламентировать правоотношения с момента создания объектов интеллектуальной собственности до момента их активного внедрения в производство, продвижения на рынке и передачи исключительных прав в полном или неполном объеме, т. е. путем отчуждения или выдачи лицензий или продажи франшиз, использование не только отечественных инновационных разработок, но и уникальных зарубежных технических решений. В соответствии со статистическими данными Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2013 г. [7], Япония занимает вторую позицию по количеству патентов среди членов организации, что демонстрирует характерную особенность политики страны в отношении инновационных разработок, заключающуюся в стимулировании процесса создания и защиты интеллектуальной собственности. Таким образом, правительство Японии привлекает в сферу разработки необходимые человеческие ресурсы: по количеству ученых и исследователей страна занимает третье место в списке государств -членов ОЭСР после Европейского союза (ЕС) и США.
Защита интеллектуальной собственности в Японии осуществляется Патентным ведомством. Политику государства в отношении защиты интеллектуальной собственности осуществляет Стратегический совет по интеллектуальной собственности (учрежден в июне 2003 г.), основным инструментом которого является политика «стимулирования патентования»: ускорение процедуры проверки патентов, пересмотр условий ограничения выдачи патентов и защита технологий новых отраслей (биотехнологии и информационные технологии). Сбор и анализ данных для информирования потенциальных предпринимателей в сфере инновационного бизнеса относительно состояния рынка в сфере инноваций осуществляют два агентства: Агентство по сбору сведений по учреждению предприятий и предпринимательству (данные по учреждению новых предприятий и количеству рабочих служат опорной базой для государственных учреждений, публикуются дважды в год) и Агентство базы данных патентов по инвестированию в человеческий потенциал (используются данные Патентного ведомства по заявкам на патенты).
К «Закону о патентах» в Японии трижды принимали поправки (в 1993, 1994 и 2003 гг.), при этом основные изменения касались размера пошлин, а также унификации законодательства Японии и принципов Всемирной организации защиты интеллектуальной собственности (ВОИС). Основные пошлины за регистрацию патента составляют [8. С. 1]: Регистрация заявки: 16 000 иен, проведение экспертизы: 168 600 иен, поддержание патента в силе: от 2 600 иен за 1-3 годы до 81 200 иен за 10-й и последующие годы.
Венчурные инвестиции в сферу IT-технологий выросли и в количестве, и в объемах инвестирования. Отдельные технологии, как результат деятельности стартапов, были разработаны с целью сопровождения бума новых продуктов и сервисов для смартфонов, портативных персональных компьютеров и других устройств с выходом в интернет. Некоторые успешные IT-компании появились в Японии благодаря венчурным инвестициям. Такие венчурные проекты как DeNA (провайдер мобильного портала и сайты интернет-торговли) и GREE (сервисы социальных сетей и игр), разработанные в 1999 и в 2004 гг. соответственно, являются яркими примерами успешного вложения в стартапы, которые выросли в большие корпорации.
Еще одним направлением для финансирования являются сферы экологии и энергетики, которые претерпели различные тенденции в своем развитии: стабильное или понижающееся количество выпускаемых продуктов и решений с повышением стоимости выпуска на одну единицу продукции. Данный сектор включает солнечные панели, энергию ветра, энергосберегающие решения, продукты накопления энергии и др., популярные сегодня на мировом рынке под названиями «зеленый бизнес» или «энергосберегающая политика». К примеру, Япония занимает лидирующие позиции в производстве литиевых батарей для электрических машин. Этот сектор привлекателен для инвестирования как государством, так и частными венчурными фондами.
Отдельные японские города стремятся стать привлекательными с точки зрения развития венчурного бизнеса. Одним из таких городов является Кавасаки, расположенный в центре столичного района Токио. Правительство города активно поддерживает венчурный бизнес, направленный на развитие научного потенциала и предпринимательства в Кавасаки. Администрация города предлагает различные виды поддержки, такие как консультации по бизнес-управлению и запуску фирм в Японии (для иностранных инвесторов и ученых), консультации по юридическому и административному протоколу, согласование деятельности компаний и университетов, расширение рынка, а также привлечение резидентов из других стран для проживания в Японии. К факторам, выделяющим Кавасаки из остальных городов в сфере рискового бизнеса, относятся: большой потенциал рынка сбыта; оперативные сведения о продвижении мировых компаний, имеющих свои филиалы в Кавасаки; сосредоточение институтов НИОКР и технологических институтов; человеческие ресурсы; три крупных научных парка, способствующих учреждению новых фирм; программы поддержки бизнеса и развитая инфраструктура города; более низкий уровень цен в сравнении с Токио и Иокогамой.
Развитие инновационного сектора является приоритетным для японской экономики, однако в сфере венчурного бизнеса есть определенные проблемы, которые замедляют продвижение рискового капитала. Значительным препятствием на пути дальнейшего научно-
технологического и инновационного развития является недостаточный уровень доступности венчурного капитала. Рейтинг Японии по объемам вложения венчурного капитала в инновационную деятельность (доля в ВВП) довольно низок. Япония, по оценкам аналитиков ОЭСР, по этому показателю занимает одно из последних мест среди стран, входящих в данную организацию. Так, объем венчурных инвестиций в такие высокотехнологичные секторы экономики, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и биотехнологии, в Японии составляет примерно 50% среднего уровня по ОЭСР. Это влияет на процесс образования новых инновационных фирм в стране.
Инвестирование в венчурный бизнес отдельными лицами в текущем времени стало более упрощенным благодаря изменениям законодательства. Временный закон в отношении развития мер продвижения творческой деловой деятельности малых и средних предприятий («Закон о творческой деятельности малых и средних предприятий») был пересмотрен в 1997 г. с тем, чтобы ввести систему налогообложения для «бизнес-ангелов». По «Закону о товариществах с ограниченной ответственностью в сфере венчурного инвестирования», принятому в 1998 г., физические лица могут инвестировать в венчурный бизнес как партнеры с ограниченной ответственностью.
«Закон о товариществах с ограниченной ответственностью в сфере венчурного инвестирования», пересмотренный в апреле 2004 г., не устанавливал каких-либо ограничений для инвестирования в малые и средние предприятия.
В Японии создана Ассоциация ангельского капитала, которая является ведущей профессиональной организацией, поддерживающей «бизнес-ангелов» и страхующей их риски в венчурах ранней стадии. Ассоциация поддерживает профессиональное развитие, а также обеспечивает защиту прав и интересов своих членов, численность которых равна 200 группам «ангелов» и более чем 8 тыс. индивидуальных аккредитованных инвесторов. Однако на сегодняшний день для такой страны, как Япония, эти показатели не являются достаточными. Необходимо отметить, что финансовые и институциональные инвесторы поддерживают венчурный бизнес в течение непродолжительного времени. С коммерческой точки зрения, необходимо усилить рисковую способность фондов венчурного капитала, институциональных инвесторов, и т. д., а также
упростить доступ к информации о венчурном бизнесе с целью привлечения индивидуальных инвесторов.
Большая часть финансирования идет на прикладные исследования, в то время как поддержке фундаментальных разработок уделяется меньшее внимание. Кроме того, в Японии венчурный капитал практически отождествляется с венчурным бизнесом, то есть с совокупностью предпринимательской деятельности и связанных с ней финансовых отношений. Во многом развитие венчурного бизнеса в Японии повторяет развитие венчурного бизнеса в США, однако нужно учитывать национальные особенности страны и их влияние на формирование венчурного сектора.
Развитие венчурного бизнеса в Японии происходит неравномерно, очевиден существенный дисбаланс в соотношении участия государственного и частного сектора. По мнению Р. Эберхарта, директора Стэн-фордского проекта по японскому предпринимательству, основной причиной низкого уровня рискового капитала в Японии является низкая мотивация венчурных предприятий Японии в контроле над рынком. Это вызвано тем, что рисковые предприятия затрачивают меньше средств на снижение агентских издержек, что означает меньший риск и, следовательно, меньший возврат капитала в виде прибыли [9. С. 21].
Подводя итоги, можно выделить основные характеристики венчурного сектора Японии на сегодняшний день: усиление сотрудничества центра и регионов в вопросах создания, развития и управления венчурными фондами; смягчение условий для самих начинающих предприятий; унификации законодательства для повышения уровня прозрачности ведения коммерческой деятельности; расширение инструментов финансовой и информационной поддержки государства; введение лояльных условий для частных инвесторов («бизнес-ангелов»); пересмотр налоговой политики в отношении венчурных компаний и стартапов; смягчение налоговых механизмов давления.
Несмотря на наличие проблем в регулировании инновационного сектора, японская экономика является примером успешного внедрения инноваций в производственные и управленческие процессы. Постоянный мониторинг результатов государственной поддержки позволяет координировать инновационную политику и расставлять приоритеты, в соответствии с внутренними и внешними потребностями рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. JETRO global trade and investment report 2016. URL: https://www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_invest_2016_overview.pdf,
свободный (дата обращения: 30.01.2017).
2. Japan vision 2050. Principles of strategic science and technology policy toward 2020. URL: http://www.scj.go.jp/en/report/vision2050.pdf, свободный
(дата обращения: 03.03.2017).
3. Innovation 25. Creating the Future, Challenging Unlimited Possibilities // Interim Report. Innovation 25 Strategy Council. February 26, 2007. URL:
http://www.kantei.go.jp/foreign/innovation/interim_e.html, свободный (дата обращения: 18.07.2016).
4. Startup funding, Venture Capital and fintech in Japan // Science and Technology Office Tokyo, Embassy of Switzerland, August, 2016. URL:
http://www.stofficetokyo.ch/Wordpress/wp-content/uploads/2013/04/StartupsVCandFintechInJapan.pdf, свободный (дата обращения: 11.05.2017).
5. Сирикон Барэ:-но-риннэ тэнсэй, сайкисуру киге:катачи кайгай-тоттэоки сирикон барэ: сикеку (Возрождение Силиконовой долины, филиалы
Силиконовой долины вновь возрождаются за рубежом). URL: http://www.nikkei.com/article/DGXNASGM13060_U1A211C1000000/, свободный (дата обращения: 28.01.2017).
6. Бондаренко Н.Е. Общие принципы и инструменты государственной инновационной политики в мировой практике. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsdo.rea.ru%2Fcde%2Fconferenc e%2F1%2Ffile.php%3FfileId%3D4&ei=_cq4Uan2C6z44QS074G4AQ&usg=AFQjCNHueX_ylcnXAD4_7J0BdbJI0wDzyA&bvm=bv.47810305,d. bGE&cad=rjt, свободный (дата обращения: 07.09.2016).
7. OECD. Stat. Patents by technology. URL: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DatasetCode=PATS_IPC, свободный (дата обращения: 18.11.2016).
8. 2003 Amendment to Japan Patent Law. URL: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/jp/jp057en.pdf , свободный (дата обращения: 11.11.2016).
9. Eberhart R. Japanese venture Capital. An analysis of start-up investment patterns vs. Silicon Valley. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwigudy_14HUAhWM2SwKHXZfBzYQFggxMAE&url=http s%3A%2F%2Ffsi.stanford.edu%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fres%2FSTAJE_Tokyo_Symposium_VC_8.ppt&usg=AFQjCNHY6WAFJ2P1vuot BHFoG1G102FsJA&cad=rjt, свободный (дата обращения: 05.04.2016).
Gromova Darya V. National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] THE ROLE OF THE GOVERNMENT SUPPORT OF THE SMALL AND MEDIUM BUSINESSES INNOVATION ACTIVITIES AND THE PROBLEMS OF THE JAPANESE VENTURE SECTOR Keywords: innovation policy; small business support; venture business.
Nowadays venture business is an important aspect of small and medium business and one of the developed countries innovation strategy elements. This research is devoted to the government role in the innovation entrepreneurship support and to the risk business problems in Japan. The main aim of the research is to determine the key peculiarities of the venture business government regulation in Japan and the problems, which appear during the implementation of the innovation business support measures, on the basis of the governmental documents and the statistic data analysis.
The next sources have been examined to achieve the goal: "Japan vision 2050. Principles of strategic science and technology policy toward 2020", "Innovation 25. Creating the Future, Challenging Unlimited Possibilities", "JETRO global trade and investment report 2016". Also, the articles of the international (R. Eberhart) and the Russian (N. Bondarenko) scientists and the OECD and JETRO statistic data have been used in the research.
The place of the venture sector in the innovation policy, according to the Japanese government position, is determined in the paper, the main tendencies in the venture business development in the modern Japanese economy are marked. Also the main forms of the risk capital as a part of the small and medium business are provided. The spheres, which are the most popular for venture projects investment nowadays, are indicated, and the example of a successful cluster Kawasaki, which exists in the conditions of venture entrepreneurship support, is observed. But the venture business faces the problems during the start-up and development, and these problems are described in the research conclusion.
It should be noted that the Japanese venture capital is an important dynamically developing element of the small and medium business in Japan, according to the official government position and the statistical data. In spite of the fact that the government position is marked just in the documents about innovative and technological state development, the venture sector is emphasized as a perspective development direction. There are some changes in the venture sector of modern Japan: the change of emphasis in the venture funds development from center to regions, the appearance of new governmental risk business support instruments, the stimulation of burgeoning entrepreneurs and angel investors and so on. This brings us to the conclusion that there are perspectives for further venture sector business development and coping with the existing barriers in the Japanese venture entrepreneurship.
REFERENCES
1. Japan External Trade Organization. (2016) JETRO global trade and investment report 2016. [Online] Available from: https://www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_invest_2016_overview.pdf. (Accessed: 30th January 2017).
2. Science Council of Japan. (2005) Japan vision 2050. Principles of strategic science and technology policy toward 2020. [Online] Available from:
http://www.scj.go.jp/en/report/vision2050.pdf. (Accessed: 3rd March 2017).
3. Rime minister of Japan and His Cabinet. (2007) Innovation 25. Creating the Future, Challenging Unlimited Possibilities. [Online] Available from:
http://www.kantei.go.jp/foreign/innovation/interim_e.html. (Accessed: 18th July 2016).
4. Science and Technology Office Tokyo, Embassy of Switzerland. (2016) Startup fUnding, Venture Capital and fntech in Japan. [Online] Available
from: http://www.stofficetokyo.ch/Wordpress/wp-content/uploads/2013/04/StartupsVCandFintechInJapan.pdf. (Accessed: 11th May 2017).
5. Nikkei. (n.d.) Sirikon Bare:-no-rinne tensey, saykisuru kigo:katachi kaygay-totteoki sirikon bare: sikoku [Silicon Valley revival, Silicon Valley
branches are being revived abroad]. [Online] Available from: http://www.nikkei.com/article/DGXNASGM1306O_U1A211C1000000/. (Accessed: 28th January 2017).
6. Bondarenko, N.E. (n.d.) Obshchiye printsipy i instrumenty gosudarstvennoy innovatsionnoy politiki v mirovoy praktike [General principles and instru-
ments of state innovation policy in the world practice]. [Online] Available from: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fsdo.rea.ru%2Fcde%2Fconference%2F1%2Ffile.php%3FfileId%3D4&ei=_cq4Uan2C6z44Q S074G4AQ&usg=AFQjCNHueX_ylcnXAD4_7J0BdbJI0wDzyA&bvm=bv.47810305,d.bGE&cad=rjt. (Accessed: 7th September 2016).
7. OECD. (n.d.) Stat. Patents by technology. [Online] Available from: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DatasetCode=PATS_IPC. (Accessed: 18th No-
vember 2016).
8. Japan Patent Office. (2003) 2003 Amendment to Japan Patent Law. [Online] Available from: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/jp/
jp057en.pdf. (Accessed: 11th November 2016).
9. Eberhart, R. (n.d.) Japanese venture Capital. An analysis of start-up investment patterns vs. Silicon Valley. [Online] Available from:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwigudy_14HUAhWM2SwKHXZfBzYQFggxMAE&url=http s%3A%2F%2Ffsi.stanford.edu%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fres%2FSTAJE_Tokyo_Symposium_VC_8.ppt&usg=AFQjCNHY6WAFJ2P1vuot BHFoG1G102FsJA&cad=rjt. (Accessed: 5th April 2016).