РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Д.В. Лисиченко
В статье излагаются меры по совершенствованию механизма управления кредитным риском коммерческих банков на уровне государства. Методика непосредственного участия государства в управлении кредитным риском коммерческих банков при потребительском кредитовании. Методика активизации института потребительского кредитования в целях реализации национальных проектов и обеспечения устойчивого роста национальной экономики.
Ключевые слова: потребительское кредитование, кредитный риск, государство.
Отечественный рынок потребительского кредитования переживает в настоящее время стадию своего активного роста. Начиная с конца 2003 г. в России наблюдается устойчивое приращение объема ссудной задолженности физических лиц перед российскими банками. Так, данный прирост составил на конец 2004 г. - 107 %, 2005 - 91 %, 2006 -75 %, за 6 месяцев 2007 г. - 24 % [1]. При этом доля кредитов физическим лицам в банковских активах на 01.07.2007 г. достигла 14,8% против 3% на начало 2002 г. [2]. В денежном выражении потребительские кредиты составили: 2004 г. - 528,4 млрд руб.; 2005 г. - 1031,2 млрд руб.; 01.02.2008 г. -3 трлн руб. [3]. В то же время набирает силу и тенденция наращивания объемов «плохих» кредитов. Так, доля просроченной ссудной задолженности в кредитном портфеле физических лиц составила: на 01.01.2002 г. - 1,96 %; на 01.07.2007 г. - 3,55 %; на апрель 2008 г. - 20 % [4].
Тенденция роста кредитной задолженности заключает в себе реальную угрозу устойчивому функционированию не только отдельных банков, работающих на рынке потребительского кредитования, но и в целом всей банковской системы России. Именно поэтому мы считаем целесообразным рассматривать систему управления кредитным риском как на микро-, так и на макроэкономическом уровне соответственно коммерческого банка и государства.
Методика непосредственного участия государства в управлении кредитным риском коммерческих банков при потребительском кредитовании как одной из мер по обеспечению экономической безо-
пасности как самих банков, так и всей банковской системы России.
Согласно нашему видению, стратегия развития потребительского кредитования на современном этапе (далее - Программа) предполагает участие в сделке кредитования трех сторон - государства, коммерческого банка, заемщиков - и выстраивается по следующему алгоритму.
Государство в лице уполномоченного органа (далее - Уполномоченный орган) на основе общенационального тендера выбирает ряд коммерческих банков, в т. ч. государственных, которые обязуются предоставлять потребительские кредиты физическим лицам, подпадающим под определенные Программой критерии, по льготной процентной ставке.
Коммерческие банки, участвующие в данной программе (в дальнейшем - Банки), корректируют свою кредитную политику следующим образом: 1) в алгоритм скорин-говых программ вносится дополнительный критерий оценки - принадлежность потенциального заемщика к Целевой группе Программы, дающий право на установление льготной ставки по предоставляемому кредиту; 2) снижается процентная ставка по потребительским кредитам, предоставляемым представителям Целевой группы в рамках функционирования Программы. Величина снижения процентной ставки в рамках Программы устанавливается Уполномоченным органом на ежегодной основе; 3) типовой кредитный договор банка с представителем дополняется условием возможности безакцептного списания денежных средств зарплатного счета заемщика, относящегося к
целевой группе, в случае непогашения очередного периодического платежа.
Физические лица, удовлетворяющие критериям Программы (в дальнейшем - Заемщики), для получения потребительского кредита по льготной процентной ставке в рамках Программы обязаны предоставить Банку возможность безакцептного списания денежных средств со своего зарплатного счета (прописывается в кредитном договоре).
Обоснование целесообразности такой модели государственного регулирования рынка потребительского кредитования выстраиваем на нижеприведенных расчетах.
1. Рассчитаем ориентировочный объем выдач потребительских кредитов Заемщикам в рамках Программы, основываясь на статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ (табл. 1)
2. Построим алгоритм двух альтернативных финансовых моделей, поскольку банки обладают возможностью альтернативного размещения рассчитанного нами объема кредитов (рис. 1).
Так, расчет финансовых моделей начнем с входящих параметров табл. 2.
Как мы видим из табл. 2, входящие параметры финансовых моделей различаются только процентной ставкой и уровнем финального дефолта по поколению выданных кредитов.
Далее на основе входящих параметров помесячно в расчете поколений выдач рассчитываются следующие показатели.
2.1.1. Нормальный (непросроченный) кредитный портфель по поколению рассчитывается по следующей формуле:
НКП„ = КП„_1 + В„ - ПОСД„ - Пр„,
где НКП„ - нормальный кредитный портфель (непросроченный) на отчетную дату; НКПп-1 -нормальный кредитный портфель (непросро-ченный) на дату, предшествующую отчетной; В„ - выдачи за отчетный период (1.1); ПОСД„ - часть аннуитетного платежа клиента в соответствии с условиями кредитного договора, направляемая на погашение основной суммы долга за отчетный период; Пр„ -выход задолженности в разряд просроченной (ОТЬ).
Таблица 1
Расчет годового объема кредитов, выданных в рамках Программы
Год Средняя зарплата (руб.) Количество занятых (тыс. чел.) Расчетные показатели
Средняя зарплата в целом по экономике Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение е и н а в о оза р б О Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Средневзвешенная зарплата представителя Целевой группы (руб.) я л елт и в авт с д е р п лб о ^ й ( оы вп § £ го угр йй ио нв де ел ре о Д Потенциальный (Максимальный) годовой объем рынка потребительского кредитования Целевой группы (млрд руб.) Уровень проникновения программы (%) Расчетный годовой объем кредитов, выданных в рамках Программы (млрд руб.) Расчетное количество представителей Целевой группы, взявших кредит в рамках Программы (тыс. чел.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11'=('4 '*'8'+'5 '*'9'+'6 '*'10')/ ('8'+'9' +'10') 12'=' 1 1'*12 13' = '12'*('8'+' 9'+'10') 14' 15' = '13'*'1 4' 16' = ('8'+'9'+'1 0')*'14'
2004 6739,5 7898,6 4203,4 4612 4822,7 3447 6125 4488 2330 4457 53479 692,2
2005 8554,9 10958,5 5429,7 5905,6 6291 3458 6039 4548 2460 5758 69096 901,5
2006 10727,7 13237,8 6984,3 8092 7940 3579 6014 4603 2492 7555 90659 1188,5
Рас- чет 6014 4603 2492 90659 1188,5 10 118,8 1 311
Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
1. Входящие параметры: 2. Расчетный модуль финансовой модели: 3. Результирующие показатели модели:
1.1. Объем продаж: 3.1. Отчет о прибылях и убытках (PnL):
1.1.1. Количество выданных кредитов;
1.1.2. Сумма выданных кредитов;
1.2. Параметры продукта:
1.2.1. Процентная ставка;
1.2.2. Средневзвешенный срок;
1.2.3. Финальный поколению выдач;
фолт по
1.3. Общие параметры модели:
1.3.1. Фондирование (% годовых);
1.3.2. Ставка налога на прибыль
(%);
1.3.3. Норма резервирования МРЪ;
2.1. Совокупный кредитный портфель:
2.1.1. Нормальный кредитный портфель
2.1.2. Портфель просроченных кредитов (NPL)
3.1.1. Процентный доход;
3.1.2. Расходы на фондирование;
3.1.3. Чистый процентный доход;
3.1.4. Досоздание РВПС;
3.1.5. Прибыль до налогообложения ▼----------------------------------
3.1.6. Налог на прибыль;
3.1.7. Чистая прибыль;
3.2. Чистый денежный поток (net cash flow, NCF)
3.3. Показатели эффективности (KPI);
3.3.1. ШИ. (внутренняя ставка доходности);
3.3.2. СоЯ (стоимость риска);
3.3.3. % NPL (уровень просроченной задолженности в совокупном портфеле);
3.3.4. КРУ (чистая приведенная стоимость);
3.3.5. Net Profit Cumulative (чистая прибыль накопленным итогом);
Рис. 1. Алгоритм расчета ключевых показателей финансовых моделей
Таблица 2
Входящие параметры финансовых моделей
Формула расчета Обычное (рыночное) размещение Размещение в рамках Программы
1.1. Ежемесячный объем продаж 1 2
1.1.1. Целевая аудитория (чел.) 1092417 1092417
1.1.2. Коэффициент проникновения (%) 10 10
1.1.3. Количество выдач (шт.) = 1.1. * 1.2. 109242 109242
1.1.4. Средняя сумма (руб.) 90659 90659
1.1.5. Сумма выдач (руб.) = 1.3. * 1.4. 9903783840 9903783840
1.2. Параметры продукта
1.2.1. Процентная ставка (%) 16,91 14,91
1.2.2. Средневзвешенный срок (по выдаче) 36 36
1.2.3. Финальный дефолт по поколению выдач (%) 10,00 3,00
1.3. Общие параметры
1.3.1. Фондирование (% годовых) 7,70 7,70
1.3.2. Ставка налога на прибыль (%) 24,00 24,00
1.3.3. Норма резервирования №Ь (%) 100,00 100,00
2.1.2. Портфель просроченных кредитов (non-performing loans, NPL) формируется по следующему алгоритму:
NPL„ = ВП * ГД„,
где №Ь„ - объем портфеля кредитов с просрочкой более 90 дней на отчетную дату; ВП - объем выдач по поколению кредитов; ГД„ - уровень гросс-дефолта по поколению на отчетную дату (рис. 2, 3).
-Gross default
Месяц жизни поколения
Рис. 2. Профиль распределения гросс-потерь по поколению выдач потребительских кредитов (рыночный вариант, горсс-потери - 10 %)
-Gross default
Месяц жизни поколения
Рис. 3. Профиль распределения гросс-потерь по поколению выдач потребительских кредитов (льготный вариант, горсс-потери - 3 %)
2.2. Сумма показателей НКП и по всем поколениям выдач на отчетную дату формируют 2. Совокупный кредитный портфель банка (СКП„), который генерирует доходы и расходы.
3.1. На основе расчетного совокупного кредитного портфеля формируется расчетный отчет о прибылях и убытках (РпЬ), отражающий данные по доходам и расходам банка за отчетный период двух альтернативных финансовых моделей (табл. 4, 5).
3.2. Чистый денежный поток (КСР„) за отчетный период рассчитывается в рамках нашей модели следующим образом:
СР„ = - В„ + ПОСД„ + ЧП„,
где В„ - выдачи за отчетный период (1.1.); ПОСД„ - часть аннуитетного платежа клиента в соответствии с условиями кредитного договора, направляемая на погашение основной суммы долга за отчетный период; ЧП„ -чистая прибыль за отчетный период.
3.3. На основе рассчитанных выше данных получаем ключевые показатели эффективности Программы (табл. 6).
Как мы видим, по результатам анализа двух финансовых моделей финансовую эф-
фективность для коммерческого банка обоих вариантов мы можем назвать приблизительно одинаковой (например, кумулятивная чистая прибыль за 5 лет по Программе даже незначительно превышает аналогичный показатель по рыночному варианту - 36,5 млрд руб. против 36,1 млрд руб.). Однако вариант льготного кредитования имеет ряд существенных преимуществ для Банков.
1. Совокупный кредитный портфель, формирующийся льготными кредитами, характеризуется гораздо меньшим уровнем кредитного риска нежели его рыночный аналог (СоБ в рамках Программы составляет -
3,6 % против -8,32 % рыночного варианта).
Таблица 4
Выдачи, портфель и PnL рыночного размещения
Группа показателей Показатели Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5
Портфель Объем совокупного кредитного портфеля (2.1.) 103905045 171526589 195922999 196659149 196659149
Риски NPL (balance) (2.1.2) 3323974 9132582 11148390 11884540 11884540
Итоговый Процентный доход (3.1.1.) 8375733 22328625 29771124 31245386 31245386
отчет о Фондирование (3.1.2.) -4204419 -10887785 -14417192 -15123826 -15142754
прибылях Чистый процентный доход (3.1.3.) 4171314 11440840 15353931 16121560 16102632
и убытках - Досоздание РВПС (3.1.4.) -4321167 -7551190 -2620551 -956995 0
Total P&L Прибыль до налогообложения (3.1.5.) -149853 3889650 12733381 15164565 16102632
Налог на прибыль (3.1.6.) -116869 -995509 -3056011 -3639496 -3864632
Чистая прибыль (3.1.7.) -266722 2894140 9677369 11525070 12238000
Таблица 5
Выдачи, портфель и PnL размещения в рамках Программы
Группа показателей Показатели Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5
Портфель Объем совокупного кредитного портфеля (2.1.) 103772971 170914299 195748575 195942299 195942299
Риски NPL (balance) (2.1.2) 1221362 2841162 3371638 3565362 3565362
Итоговый Процентный доход (3.1.1.) 7453650 20245006 27262151 28683401 28683401
отчет о Фондирование (3.1.2.) -4206880 -10835610 -14398380 -15082576 -15087557
прибылях Чистый процентный доход (3.1.3.) 3246770 9409396 12863772 13600825 13595844
и убытках - Досоздание РВПС (3.1.4.) -1587771 -2105740 -689619 -251841 0
Total P&L Прибыль до налогообложения (3.1.5.) 1658998 7303655 12174153 13348985 13595844
Налог на прибыль (3.1.6.) -405786 -1752877 -2921797 -3203756 -3263003
Чистая прибыль (3.1.7.) 1253213 5550778 9252356 10145228 10332842
Таблица 6
Ключевые показатели эффективности Программы
Варианты модели Размещение обычное Размещение в рамках Программы
IRR (% годовых) (3.3.1.) 7,66 6,84
& CoR (cost of risk) (3.3.2.) (%) -8,32 -3,0
% NPL (3.3.3.) 6,04% 1,82
NPV, (RUR'1000) (3.3.4.) 65 480 504,89 54 141 095,58
Net Profit Cumulative for 5 years (3.3.5) 36 067 857,27 36 534 417,42
2. Льготный вариант портфеля даже с пониженной процентной ставкой остается для банка доходным.
Снижение уровня кредитного риска при сохранении общего уровня доходности по совокупному кредитному портфелю предопределяет повышение общего уровня устойчивости и ликвидности коммерческого банка, усиливает его конкурентные позиции, тем самым, обеспечивая его экономическую безопасность.
Методика активизации института потребительского кредитования в целях реализации национальных проектов и обеспечения устойчивого роста национальной экономики.
Помимо решения задач по повышению социальной защищенности представителей Целевой группы посредством льготного потребительского кредитования государство может стимулировать определенные отрасли производства, а также отдельных производителей потребительских товаров.
В рамках развития данного направления разрабатываемой Программы мы будем опираться на предпосылки аналогичные описан-
ным нами в пп. 3.2. со следующими корректировками.
1. В качестве четвертого участника
рассматриваемой нами Программы мы предлагаем выделить российских производителей потребительских непродовольственных товаров, покупка которых может быть профинансирована за счет потребительского кредита (далее - Производители).
Кроме этого, государство в рамках данного направления развития Программы компенсирует коммерческому банку процентную ставку до уровня определяемого Налоговым кодексом РФ, как налоговую базу при получении доходов в виде материальной выгоды, с тем чтобы у представителей Целевой группы, взявших льготный кредит, не возникало дополнительных налоговых обязательств. На момент проведения расчетов пороговое значение процентной ставки для льготного кредитования составляет 10,25 % * 0,75 = 7,6875 %.
2. Рассчитаем потенциальный объем розничного оборота продукции Производителей, который может быть профинансирован за счет потребительского кредитования, основываясь на данных Федеральной службы государственной статистики за 2006 г. (табл. 7).
Таблица 7
Расчет потенциального рынка потребительских товаров российского производства, покупка которых может быть профинансирована за счет потребительского кредита
Год Совокупный объем розничной торговли (млрд руб.) ма раа в о т В с Й о в овд о рпо .)б еб ну р ё ^ я & з мл к о Доля непродовольственных товаров в объеме розничной торговли (%) а авт тсд о в 3 зи о роп о г о О вет ест 4 ечт о в о ора в 8 ло ) Доля товаров, пригодных для покупки в кредит, от общего оборота розничной торговли (%) Расчетный объем товаров, покупка которых может быть профинансирована за счет потребительского кредита (млрд руб.) Расчетный годовой объем кредитов, выданных в рамках Программы (млрд. руб.) (ст. 15, табл. 1.) Доля расчетного годового объема кредитов, выданных в рамках программы, в расчетно объеме продаж, финансируемых за счет потребительского кредита (%)
1' 2' '3' = '2'/'1' 4' 5' 6' = '1' * '3' * '4' * '5' 7' 8' = '7'/'6'
2006 8690,1 4750,3 54,66 54,00 28,94 742,4
Расчет 742,4 118,9 16,01
Как показывает результаты проведенного таким образом анализа, расчетный годовой объем кредитов, выданных в рамках Программы, составляет 16,01 % от расчетного объема продаж, которые могут быть профинансированы за счет потребительского кредита. Подобное значение данного показателя является, по экспертным оценкам, вполне экономически обоснованным и практически достижимым.
3. Рассчитаем финансовую модель по алгоритму, отраженному нами на рис. 1. Входящие параметры модели отражены в табл. 8 (приведем лишь ключевые параметры, отличающиеся от аналогичных в ст. 2 табл. 2).
Далее расчет нижеприведенных показателей происходит аналогично алгоритму финансовой модели, приведенному на рис. 1.
Таблица 8
Входящие параметры финансовой модели
Показатели Формула расчета Размещение в рамках Программы Размещение в рамках Программы, (с компенсацией государством части процентной ставки)
1.2. Параметры продукта
1.2.1. Процентная ставка (%) 14,91 7,69%
1.4. Дополнительный параметры
1.4.1. Процентная ставка, возмещаемая государством (%) 0,00 7,22%
Таблица 9
Выдачи, портфель и РпЬ льготного варианта (компенсация части процентной ставки государством)
Группа показателей Показатели Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5
Портфель Объем совокупного кредитного портфеля (2.1.) 103772971 170914299 195748575 195942299 195942299
Риски NPL (balance) (2.1.2) 1221363 2841163 3371638 3565362 3565362
Процентный доход (3.1.1.) 3812091 10229386 13640485 14314629 14314629
Компенсация части процентного дохода государством 3880337 9951922 13100732 13692491 13697162
Итоговый отчет о прибылях и убытках -Total P&L Фондирование (3.1.2.) -4170084 -10613545 -13971695 -14602795 -14607777
Чистый процентный доход (3.1.3.) 3522344 9567763 12769523 13404324 13404014
Досоздание РВПС (3.1.4.) -1587771 -2105740 -689619 -251841 0
Прибыль до налогообложения (3.1.5.) 1934573 7462023 12079905 13152484 13404014
Налог па прибыль (3.1.6.) -464297 -1790885 -2899177 -3156596 -3216963
Чистая прибыль (3.1.7.) 1470275 5671137 9180727 9995888 10187051
Таблица 10
Модель оценки эффективности Программы
Варианты модели Размещение в раках Программы Размещение в рамках Программы (с компенсацией государством части процентной ставки)
I & IRR (% годовых) (3.3.1.) 6,84 6,97
CoR (cost of risk) (3.3.2.) (%) -3,06 -3,06
% NPL (3.3.3.) 1,82 1,82
NPV, (RUR’1000) (3.3.4.) 54141095,58 53592550,49
Net Profit Cumulative for 5 years (3.3.5) 36534417,42 36505078,75
В результате расчета двух альтернативных финансовых моделей получаем следующие результаты (табл. 4, 9, 10).
При использовании второго варианта функционирования Программы (с компенсацией государством части процентной ставки по кредиту) каждый из участников Программы получает определенную социально-экономическую выгоду.
1. Государство при минимуме затрат (от
3,6 млрд руб. в первый год до 13,9 млрд руб. на 5-й год) получает существенный социально-экономический эффект - 118,9 млрд руб. в год. Так, с одной стороны, увеличивается совокупный платежеспособный спрос на продукцию стратегически важных российских предприятий, с другой - решаются вопросы социального обеспечения и повыше -ния уровня жизни представителей Целевой группы.
2. Банки, помимо преимуществ, указанных нами в п. 3.2, получают:
1) повышение доходности средств, инвестируемых банком в рамках Программы (1КЯ размещения в рамках данного варианта составила 6,97 % против 6,84 % при первоначальном варианте); 2) дополнительное расширение своей клиенткой базы, уровня продаж и кредитного портфеля высокого качества за счет привлечения новых клиентов, воспользовавшихся льготной ставкой; 3) дополнительный устойчивый источник дохода в виде компенсации государством процентной
ставки по выданным кредитам, нивелирующий часть потерь при невозврате выданных в рамках программы кредитов.
Данные факторы в совокупности позволяют нам говорить о существенном повышении уровня экономической безопасности в части управления кредитным рисков коммерческих банков, участвующих в предложенной нами Программе.
1. Бюллетень банковской статистики. 2004.
№ 2 (129); 2005г. № 2 (141); 2006. № 2(153); 2007г. № 2 (165); 2007. № 8 (171).
2. Бюллетень банковской статистики. 2002.
№ 2 (105); 2007. № 8 (171).
3. Бюллетень банковской статистики. 2005.
№ 2 (141); 2006. № 2 (153); 2007. № 2 (165); 2008. № 3 (178).
4. Бюллетень банковской статистики. 2002.
№ 2 (105); 2007. № 8 (171); 2008. № 3 (178).
Поступила в редакцию 15.04.2008 г.
Lisichenko D.V. The role of state in provision of stable development of consumer crediting market development in Russia: practical aspect. The article sets forth the measures on improvement of the management mechanism of credit risk of commercial banks at the level of state. Methods of direct participation of state in management of credit risk of commercial banks in consumer crediting with the purposes of national projects implementation and ensuring the stable growth of the national economy.
Key words: consumer crediting, credit risk, state.