Научная статья на тему 'Роль государства в формировании правосознания сотрудников органов внутренних дел'

Роль государства в формировании правосознания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УСЛОВИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / SENSE OF JUSTICE / STATE / ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS / CONDITIONS / PERSON / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева Елена Сергеевна

В статье оцениваются роль и возможности государства в формировании правосознания сотрудников органов внутренних дел через анализ определяющих его условий как объективного, так и субъективного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the State in the Formation of Sense of Justice of the Workers of the Organs of Internal Affairs

The author estimates the role and possibilities of the state to form the sense of justice of the workers of the organs of internal affairs by means of the analysis of the conditions of both objective and subjective character that determine it.

Текст научной работы на тему «Роль государства в формировании правосознания сотрудников органов внутренних дел»

ка, основная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы завершить нравственное, интеллектуальное и физическое развитие школьников, полнее раскрыггь их общие и специальные способности, сформировать высокий уровень готовности к профессиональному и личностному самоопределению. В связи с этим большое внимание уделяется изучению направленности интересов старших школьников, результаты которого учитываются при комплектовании профильных классов. Психологическое обеспечение на данной ступени обучения ориентировано на то, чтобы оказать помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в уточнении перспектив на будущее и профессионального самоопределения. Поскольку главным условием правильного выбора профессии является полноценное развитие смысловой и мотивационно-потребностной сфер личности школьника, высокий уровень сформи-рованности его профессиональных интересов, интеллекта и самосознания, психологическая служба постоянно отслеживает интеллектуальное и личностное развитие старшеклассников, а также изучает возможности их социально-психологической адаптации к самостоятельной жизни после окончания гимназии.

В рамках третьего направления проводится работа по психологическому обеспечению саморазвития личности руководителя. В психолого-педагогической литературе справедливо отмечается, что руководитель современной инновационной школы сам должен быть готов к постоянному самообновлению и саморазвитию, чтобы рассчитывать на успех в управлении педагогическим коллективом. Развивающая школа «.. .нуждается в становлении нового (по человеческим и профессиональным качествам, по стилю сознания и поведения) типа руководителя школы, в формировании когорты нового поколения руководителей»1. Практика подтверждает это важное положение. Управление инновационной школой требует от руководителя мобилизации всего его личностного потенциала, развития способности самоанализа, саморефлексии своей деятельности и поведения, овладения приемами самоконтроля и самоуправления. Это значит, что руководитель должен постоянно работать над собой, адекватно оценивать положительные и отрицательные качества своей личности, развивать способности к профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию и самоуправлению.

Как и другие виды управленческой деятельности, работа по профессиональному и личностному самосовершенствованию опирается на сбор и анализ соответствующей психологической информации о личности руководителя. Для ее сбора используется прежде всего метод самодиагностики, т. е. руководитель осуществляет проблемный анализ своей собственной деятельности и поведения. Проводятся также специальные опросы учителей, родителей и учащихся. Получаемая в результате информация позволяет руководителю критически оценивать собственную личность, определять «стратегию» работы над собой и выбирать активные формы саморазвития (участие в проведении различных семинаров, деловых игр и тренингов).

Немалое значение для обеспечения саморазвития личности руководителя школы и руководителей других подразделений внутришкольной системы управления имеет анализ информации о принадлежности их к тому или иному психологическому типу. Сбор этой информации осуществляется с помощью адаптированного нами опросника американского ученого Д. Хелригера2. Результаты изучения психологической типологии позволяют руководителю вносить определенные коррективы в стиль управленческой деятельности, уточнять направления работы по саморазвитию своей личности, правильно оценивать решения и возможные ошибки руководителей нижестоящего управленческого звена, а в случае необходимости производить психологически грамотный отбор и расстановку управленческих кадров с учетом пригодности данного конкретного человека к выполнению той или иной управленческой функции.

В заключение отметим, что теория и практика управления инновационной школой находится еще в стадии начального формирования. Эта стадия характеризуется широким использованием и адаптацией общих теоретических положений науки управления и недостаточной разработанностью психологических аспектов проблемы. Мало пока и научно-методических рекомендаций, которые учитывали бы специфику учебных заведений развивающего типа. Опыт работы гимназии № 25 показывает, что дальнейшее изучение вопросов, связанных с психологическим обеспечением управленческой деятельности руководителя инновационной школы, может стать продуктивным направлением в развитии и совершенствовании системы внутришкольного управления.

1 Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. М., 1995. С. 288.

2 Halriger D. et al. Organizational Behavior. 5 edition. St. Paul, 1989. 629 p.

УДК 340.114.5

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Е. С. Зайцева

В статье оцениваются роль и возможности государства в формировании правосознания сотрудников органов внутренних дел через анализ определяющих его условий как объективного, так и субъективного характера.

Ключевые слова: правосознание, государство, органы внутренних дел, условия, личность, общество.

Повышение уровня правосознания сотрудников органов внутренних дел, как правило, связывают с политикой государства, говоря о том, что оно может и должно предпринимать определенные меры в этом направлении. Нельзя оспорить подобное утверждение, вопрос в другом: насколько эти меры могут быть эффективными и возможно ли путем принятия тех или иных конкретных

мер решить существующую проблему. В мае 2011 г. президентом Российской Федерации был подписан программный документ «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», в котором обозначены общие положения и основные направления деятельности государства, в том числе касающиеся формирования профессионального правосознания. В нем определены также основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания граждан. Это безусловное достоинство данного документа, поскольку для того, чтобы программа не носила декларативный характер, необходимо четко представлять, какие условия оказывают наибольшее влияние на формирование правосознания, какие из них напрямую связаны с государством, а на какие оно может оказывать лишь косвенное воздействие. Только в этой ситуации как государство, так и общество могут выбрать правильный вектор развития в данном направлении. В связи с этим следует обратить внимание на наиболее значимые условия формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел, оценить возможности и роль государства в этом процессе. На наш взгляд, можно выделить четыре основные условия, как объективного, так и субъективного характера, определяющие правосознание сотрудников органов внутренних дел.

Первостепенным условием, определяющим профессиональное правосознание, как и любую иную его разновидность, выступает уровень морально-нравственного сознания, который формируется с детства и зависит от семьи, различных микрогрупп, в которых проходят процессы социализации личности будущего профессионала.

Огромное значение морально-нравственного сознания определяется тем, что морально-нравственные ценности оказывают значительное влияние на формирование правильных правовых установок. И право, и нравственность являются одними из важнейших средств формирования любой полноценной личности, в том числе будущего сотрудника органов внутренних дел. Если человеком не восприняты нормы нравственности, то их место в качестве детерминанты его поведения занимают нормы безнравственности1. Тем более что «.. .деформационным процессам подвержены в первую очередь те компоненты, которые входят в структуру профессиональной морали (нравственные отношения, нравственное сознание, обусловленные мотивационно-ценностной сферой)»2.

Может ли государство конкретными мерами способствовать формированию морально-нравственного сознания? На наш взгляд, государство может оказывать лишь косвенное воздействие. Очевидно, что невозможно исполнение морально-нравственных норм обеспечить силой государственного принуждения. Абсолютно справедливо отмечается, что «развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. Одно

внешнее исполнение, без надлежащего нравственного чувства не имеет никакого этического значения. Есть действия, до такой степени связанные с внутренними мотивами, что без наличия последних они теряют всякий смысл»3.

Определенным средством воздействия может выступать наличие нравственно ориентированной государственной идеологии, которая может находить отражение как в различных программных документах, так и в конкретных мероприятиях, проводимых государством. Но для того чтобы эти меры адекватно воспринимались адресатами, должна быть сформирована благоприятная почва: «.научить нравственности нельзя, ее можно лишь впитать, пережить чувством, освоить с помощью эмоционального опыта»4. Например, вряд ли можно говорить об эффективности Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, появление которого не решило тех проблем в органах внутренних дел, на которые он был направлен, прежде всего потому, что этот документ не нашел должного отклика среди большинства сотрудников органов внутренних дел.

Второй важный фактор, оказывающий влияние на формирование правосознания сотрудников органов внутренних дел, — объективные условия существования и развития государства и общества. Все негативные и позитивные явления, существующие в том или ином государстве и обществе, определяют правосознание любого гражданина, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Например, такое явление, как коррупция, оказывает непосредственное воздействие на правосознание. Абсолютно справедливо отмечается, что «определенная субкультура государственных служащих, где имеет место деформация правового сознания в сочетании со сложившимися в обществе взглядами на коррупцию как обыденное явление, влияет на изменение характеристик личности и ее профессиональных возможностей в асоциальную сторону»5.

Неуважительное отношение к праву, которое повсеместно демонстрируют представители власти, тоже не может не сказываться на правосознании как общества в целом, так и отдельных групп, в том числе и про фессиональных6.

Таким образом, коррупция, не всегда эффективная работа механизмов защиты своих субъективных прав, недостатки современного законодательства и многие другие существующие проблемы подрывают веру в закон, негативно влияют на формирование как общественного, так и профессионального правосознания.

Профессиональное правосознание во многом предопределяется ценностями, опытом, формируемыми у личности на обыденном уровне до получения профессионального образования и тем более до осуществления профессиональной деятельности. Следует учитывать, что состояние обыденного правосознания зависит от деятельности различных правовых учреждений, а эта деятельность, в свою очередь, предопределяется уровнем правосознания их сотрудников. В то же время сотрудни-

ки различных государственных структур, в том числе и органов внутренних дел, живут и воспитываются в обществе, и все негативные явления оказывают влияние на их профессиональное правосознание. Таким образом, мы получаем замкнутый круг, вырваться из которого достаточно сложно. Для того чтобы объективные условия развития современного государства и общества стали позитивным, а не негативным фактором формирования правосознания сотрудников органов внутренних дел. «потребуется не одно десятилетие, напряженные усилия нескольких поколений. Передовой зарубежный правовой опыт (Германии, Франции и др. стран) свидетельствует, что отношение к праву поддается позитивной корректировке. Существующие в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой в нашей стране правовой реформы»7. При этом следует учитывать, что уважение к праву нельзя воспитать в условиях, когда экономически невозможно обеспечить достойный уровень жизни членов общества, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. В сложившейся ситуации первостепенная задача государства — минимизация негативных социальных процессов, которые ставят под вопрос ценность права, его возможности адекватно регулировать общественные отношения.

В то же время следует учитывать, что внешние условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а опосредованно, через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. И правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Именно поэтому в процессе формирования правосознания сотрудника органов внутренних дел большую роль будут играть индивидуальнопсихологические особенности личности, которые складываются на физиологическом уровне и во многом определяются процессом социализации. И это третье условие. Наличие определенных личностных качеств, которые могут быть в процессе обучения приведены в систему навыков и умений и позволят противостоять внешним объективным негативным условиям, существующим в современном обществе и государстве, имеет немаловажное значение. «Будущий сотрудник ОВД должен быть психологически устойчивым, готовым к тому, что его ожидает трудная, необычайно сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи»8. Безусловно, государство вряд ли может повлиять на формирование индивидуальнопсихологических особенностей личности, но оно может и должно ужесточить отбор в органы внутренних дел.

Четвертое условие — высшее юридическое образование. В идеале для занятия большинства должностей в органах внутренних дел необходимо наличие высшего юридического образования, полученного в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Многие ученые рассматривают первостепенное значение именно этого фактора. Следует обратить внимание на то, что юридическое образование является первичным источником формирования профессионального правосознания, в процессе которого человек приобретает системную совокупность знаний о правовой действительности и навыков для осуществления практической юридической деятельности. В дальнейшем полученные знания развиваются и углубляются в результате профессиональной деятельности и приобретения практического опыта. Но как было отмечено выше, профессиональное правосознание формируется на основе уже сложившегося обыденного правосознания, и поэтому, на наш взгляд, это условие играет важное, но не первостепенное значение.

Абсолютно справедливо отмечается, что общенаучные убеждения, формируемые в процессе обучения, не всегда реализуются в ситуациях практического поведения, поскольку курсант (будущий сотрудник органов внутренних дел) зачастую руководствуется знаниями прагматического характера, получаемыми через информационный канал бытового общения9. В свою очередь информационный канал бытового общения во многом определяется объективными условиями существования и развития государства и общества.

Образование включает в себя две основные составляющие: обучение и воспитание. Обучение имеет информационно-познавательный характер и воздействует прежде всего на когнитивно-рациональную составляющую правового сознания. К обучению возможно предъявить ряд обоснованных претензий, но в целом эта сторона процесса образования реализуется на должном уровне. Если же анализировать вторую составляющую образования — воспитание, то здесь вряд можно признать ситуацию удовлетворительной. Процессы обучения и воспитания должны быть взаимосвязаны, а не существовать параллельно. Воспитание должно реализовываться прежде всего в процессе обучения. «В самом юридическом образовании должна быть среда, способная оказывать изменяющее моральное воздействие на практику, так как юридическое образование по своей природе способно воспроизводить и передавать общекультурные правовые ценности, среди которых главная — идея общественного служения юриста, какой бы отрасли юридической профессии он ни принадлежал»10.

Таким образом, юридическое образование, безусловно, является значимым, но не единственным и не всегда определяющим фактором формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел. Для того чтобы после окончания высшего учебного заведения государство и общество получило специалиста, имеющего сформированное профессиональное сознание, необходима реализация названных условий. Только в этом случае факт получения высшего юридического образования может стать определяющим условием в формировании профессионального правосознания.

В Российской Федерации одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования было выбрано развитие и совершенствование юридического образования. 26 мая 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Несмотря на определенные шаги в этом направлении, следует признать, что современное юридическое образование далеко не всегда формирует адекватную систему ценностей. Во многом это связано со снижением морально-нравственных стандартов подготовки к юридической профессии11. В этой связи государству следует обратить внимание на действующие федеральные образовательные стандарты, которые должны в большей степени учитывать возможности воспитания в процессе образования.

Таким образом, повышение уровня профессионального правосознания необходимо рассматривать как следствие повышения уровня общественного правосознания. Абсолютно справедливо отмечается, что правовое сознание всех уровней основывается на единых общезначимых положениях, которые одновременно образуют фундамент правовой культуры народа и являются регулятивной идеей в обществе12. Однако государство должно в большей степени акцентировать внимание на мерах, связанных с решением различных социальных проблем и, как следствие, созданием благоприятной почвы для формирования правосознания своих граждан, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. Декларирование — это начальный и необходимый этап правовой политики13. И этот этап нашим государством успешно пройден, что находит отражение в соответствующих документах. При этом следует учитывать, что чрезмерное обилие правовых предписаний, декларативность норм, содержащихся в этих предписаниях, далеко не все-

гда решают существующие проблемы, а скорее, наоборот, порождают недоверие, скептическое отношение к ним в обществе.

1 Тасаков С. В. Общественная нравственность и ее роль в преодолении кризиса // Рос. юстиция. 2009. № 5. С. 48.

2 Проклов О. В. Проблемы правовой и мотивационно-ценностной деформации в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Там же.

4 Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. Вып. 2. С. 36.

5 Пустовалова И. Н. Идеологические детерминанты коррупции [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Сауляк О. П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания // Рос. юстиция. 2009. № 9. С 3.

7 Там же.

8 Коноплева И. Н., Калягин Ю. С. Формирование правосознания и личности юриста в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3. С. 26.

9 Лебедев И. Б., Торопов А. Н. Психологические условия формирования профессиональных убеждений курсантов образовательных учебных заведений МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2010. № 2. С. 57.

10 Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 36.

11 Там же. С. 35.

12 Фролова Е. А. Правосознание (теоретико-философский аспект) // Гос-во и право. 2011. № 7. С. 15.

13 Шугуров М. В. Права человека, российская правовая политика и международное сотрудничество // Философская и правовая мысль : альманах. Саратов-Санкт-Петербург, 2003. Вып. 5. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.