Научная статья на тему 'Роль государства в формировании экологического сегмента национальной экономики'

Роль государства в формировании экологического сегмента национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малаховская М. В., Матюгина Э. Г.

Рассмотрена роль государства в формировании и развитии экологического сегмента национальной экономики, определены направления деятельности государства на экологическом сегменте. Проанализирована система внешних факторов прямого и косвенного воздействия, формирующая экологические составляющие работы организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малаховская М. В., Матюгина Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в формировании экологического сегмента национальной экономики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338: 504

М. В. МАЛАХОВСКАЯ, д-р. эк. наук, профессор,

Э.Г. МАТЮГИНА, канд. техн. наук, доцент

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрена роль государства в формировании и развитии экологического сегмента национальной экономики, определены направления деятельности государства на экологическом сегменте. Проанализирована система внешних факторов прямого и косвенного воздействия, формирующая экологические составляющие работы организаций.

Удовлетворение потребностей общества основывается на развитии производства благ, при этом до некоторого периода времени не учитывается влияние производства на окружающую природную среду и, таким образом, до определенного момента остаются без внимания потребности социума в поддержании должного качества среды обитания. Эта ситуация порождает возникновение эколого-экономических противоречий, когда функционирование рыночной экономики не отражает ущерба, наносимого окружающей среде. Разрешение данной проблемы, относящейся к несостоятельностям (фиаско) рынка, возможно с помощью комплекса мер экономического и правового регулирования, стимулирующих инновационную политику, развитие национальной экономики в направлении экологизации хозяйственных отношений посредством формирования специфического сегмента национальной экономики.

Создание экологического сегмента делает возможным достижение баланса между интересами бизнеса и предпринимательства и обеспечением необходимых качеств окружающей среды. Для государства это означает, что следует создать гибкий, учитывающий институциональные особенности национального хозяйства, механизм взаимодействия природоохранных органов и структур, занятых производством благ. Это возможно за счет:

- развития сети платных работ и услуг природоохранного назначения (экологический аудит, экологическое страхование), предоставляемых государственными и негосударственными специальными сертифицированными службами;

- лицензирования деятельности хозяйственных организаций и экологической сертификации производимой ими продукции;

- развития систем экологического менеджмента и маркетинга, мониторинга окружающей природной среды, которые формируют обратные связи;

- организации продажи прав на выбросы; переработки отходов производства; разработки экологичных и ресурсосберегающих технологий;

- оказания образовательных услуг в целях формирования культуры природопользования; развития системы информирования населения об экологическом благополучии территории и др., необходимые для эффективного управления экологическими отношениями.

Следует обратить внимание на необходимость системного действия всех указанных факторов, так как их вычленение и обособление способно породить прямо противоположные заявленным и желательным эффекты (например, развитие теневой составляющей сегмента). Реализация перечисленных направлений предполагает сочетание деятельности государственных природоохранных органов и рыночных структур, связанное с созданием специфического сегмента экономики (поскольку экологический сектор национального хозяйства представляет собой сложное образование, включающее создание общественных и частных благ). С этим связаны и попытки геоэкологического регулирования эколого-экономических отношений национальной экономики. Параметры функционирования экологического сегмента задаются государством через систему административно-экономического регулирования, в которой выделяют три группы регламентов деятельности, дополняющих друг друга:

1 группа: установление нормативов, лицензирование, сертификация. Это административные методы управления, направленные на мониторинг, регулирование и контроль;

2 группа: стандартизация, экологический учет - относится к системе экологического менеджмента, базирующегося на стандартизации и экологическом аудите;

3 группа: плата за загрязнение окружающей среды, налоги на загрязнение окружающей среды, экологическое страхование [1].

Многие страны отказались от взгляда на налоги только как на источник финансирования государственных расходов и успешно используют их в качестве инструмента экономического регулирования. Если при прямом контроле (первая группа) загрязнение запрещается, то при системе налогов (третья группа) оно вынужденно допускается в связи с потребностями во благах, не имеющих субститутов, но производимых пока на основе экологоразрушающих технологий. Однако при этом налоги должны быть назначены таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы снижать загрязнение посредством внедрения малоотходных технологий, использования вторичных ресурсов, стимулируя развитие соответствующих рыночных структур экологического сегмента [2]. Дополнительно возможны такие государственные меры, как субсидии и разрешения на выбросы. Субсидии выдаются либо как вознаграждение за снижение выбросов ниже некоторого базового уровня, либо как оплата стоимости оборудования по контролю загрязнения. Дотация на приобретение контрольного оборудования эффективна тогда, когда она изменяет поведение предприятия относительно выбросов.

С помощью этих мер государство способствует внедрению рыночных методов в сферу природопользования. Первоначальной задачей соответствующих государственных органов является определение допустимых масштабов воздействия на среду обитания, затем происходит распределение лицензии между заинтересованными предприятиями. В дальнейшем, осуществив спецификацию прав собственности на используемый природный ресурс, государство дистанцируется, предоставляя предприятиям право перераспределять, перепродавать лицензии по собственному усмотрению. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (за тем, чтобы общее техногенное воздействие на природу не увеличивалось) и способствуют дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры, осуществляющей контроль за деятельностью экологических банков и бирж, закрепляя права собственности и создавая организации, обеспечивающие реализацию этих прав [3].

Таким образом, государство способно задать приоритеты развития национальной экономики, основанные на учете экологической составляющей, отражая потребности общества в обеспечении должного качества окружающей природной среды (впервые эта проблема была затронута в 50-60-е годы ХХ века). Одновременно с тем, что государство регламентирует направления развития экологического сегмента, оно само занимает в нем определенную нишу, осуществляя ту деятельность, которую по ряду причин нецелесообразно делегировать бизнесу.

Одновременно с государством в экологическом сегменте рынка существуют и частные компании, деятельность которых подчинена рыночным законам. При этом частично осуществляются рыночные методы управления природоохранной деятельностью (после выполнения государством ряда собственных функций). Так, разрешения на выбросы предлагаются для продажи по цене, определяемой соотношением спроса и предложения после определения государственными органами лимита загрязнения территории. Выделение предприятиям лицензий на выбросы с последующим правом их продажи фактически означает закрепление за ними права пользования ассимиляционным потенциалом окружающей среды.

Попытка классификации экологического сегмента национальной экономики может быть проведена не только по субъективному признаку, но и по признаку предметно-технологическому. В этом случае в экологическом сегменте можно выделить следующие ниши: 1) экотехники; 2) экологически чистой продукции; 3) экологических услуг. Рынки экологического сегмента имеют свою специфику, особенности, структуру. Наибольший интерес среди выделенных индивидуальных рынков вызывает рынок экологических услуг, поскольку формирует инструменты решения экологических проблем хозяйственной системы. Наиболее распространенными среди них являются:

- маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику);

- НИОКР;

- «ноу-хау», инжиниринговые и реинжиниринговые;

- лицензионные;

- лизинговые;

- экологическое страхование;

- обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. [4].

Наряду с внутриэкономическими (эндогенными) факторами экологизации экономики предприятий можно выделить факторы внешней среды, формирующие экологические составляющие работы организаций. В соответствии с традицией анализа внешних факторов их можно разделить на две группы: прямого (непосредственного) воздействия и косвенного воздействия. К внешним факторам относят:

1. Поведение поставщиков материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. От качества и экологической чистоты поставляемых ресурсов зависит, в конечном итоге, результат деятельности компании, отражающий степень «экологизации» производства и продукта. Эффективная экологическая политика побуждает фирмы к использованию прогрессивных технологий, обеспечивающих выполнение предъявляемых экологических норм и стандартов, привлечению персонала, имеющего соответствующий уровень профессиональной подготовленности. Для предоставления ресурсов соответствующего качества поставщикам также требуется выполнение экологических стандартов, учет экологической составляющей в процессе подготовки персонала, предоставлении финансовых средств и т.д.

2. Административный фактор. Задавая законодательные и организационные исходные параметры функционирования экологического сегмента, административный фактор, изменяясь, способен породить неожиданные дополнительные издержки, которые могут оказаться необратимыми для существования отдельных участников хозяйства. Так, в начале 60-х годов ХХ века в США, странах Западной Европы, Японии был предпринят переход к хозяйственному механизму, базировавшемуся на принципах экологического нормирования природопользования [5]. Его основу составлял критерий нормативного качества окружающей среды, который определялся системой стандартов и норм. Обнаружившаяся в начале 70-х годов ХХ века неэффективность, жесткого регулирования природоохранной деятельности и чрезмерные, с точки зрения производителей, затраты на ее осуществление привели к необходимости поиска новых форм охраны природной среды. Первоначально было предложено вместо условия «загрязняющий платит» ввести коллективную ответственность за загрязнение - экологические издержки должны перераспределяться на всех членов общества, поскольку производство преследует цели удовлетворения их потребностей. Это означало введение специализированных экологических налогов для всех юридических и частных лиц (не обязательно загрязняющих природную среду), создание специальных экологических фондов. В этот период мероприятия по поддержанию качества окружающей среды частично оплачивались из общественных фондов, местных и государственных бюджетов, под них выдавались целевые льготные кредиты (в развитых странах доля общественных расходов на природоохранные цели составила 60-80%) [6]. Однако к началу 80-х годов ХХ века эффективность хозяйственного механизма, основанного на принципах экологического нормирования, в развитых странах значительно снизилась. Это произошло в связи со снижением эффективности прироста затрат на охрану окружающей среды

(так, в теплоэнергетике при увеличении степени очистки сточных вод с 90% до 99% величина соответствующих затрат возрастает в 10 раз, а при переходе к 99,9% - в 100 раз); замедлением темпов совершенствования и внедрения новой технологии (жесткие сроки достижения устанавливаемых экологических нормативов вынуждали производство идти по пути «пристроечной технологии», предполагающей не радикальное ее изменение, а дополнение старого оборудования очистными сооружениями) [7].

Таким образом, в развитых странах возникла объективная возможность использования эффективных рыночных методов, основанных на использовании элементов административного и экономического регулирования, к решению проблем охраны окружающей природной среды. Эти процессы нашли свое отражение в изменении конъюнктуры экологического сегмента рынка, интенсивно развиваются следующие виды услуг: экологическое лицензирование деятельности организаций, экологический аудит, экомаркетинг, уделяется большее внимание воспитанию экологической культуры потребителей и т.п.

3. Поведение потребителей. Реакция населения на загрязнение природной среды может оказывать существенное воздействие. Отказываясь от прямой борьбы с загрязнением окружающей среды, общество через потребительские предпочтения «информирует» производителей. За процессом природопользования всегда стоят определенные группы людей с различными интересами, поэтому обеспечение соответствующего качества природной среды в социально-экономическом аспекте выступает как форма развития соответствующих производительных сил. Проблема формирования экологоэкономических потребностей носит субъективный характер и значительно зависит от восприятия населением экологических проблем. Группы общества, различающиеся по своему отношению к экологической ситуации, по-разному воспринимают социальную среду, реализуют различные модели поведения и образа жизни, создавая новую составляющую в системе интересов общества. Речь идет о формировании новой категории - экологической ориентированности интересов потребителей. Экологическая ориентированность экономических интересов обусловливает и экологическую ориентированность механизма их реализации, поскольку формы и методы управления и стимулирования должны быть направлены на более полный учет экологического фактора на потребительском рынке, обеспечение экологически устойчивого развития (это находит отражение в форме приобретения населением экологически благоприятных товаров и услуг). Так, например, в докладе маркетинговых компаний сообщается, что 89% американских потребителей заботятся о воздействии на окружающую среду, а 78% готовы платить большую цену, если они «благоприятны» для этой среды [8].

4. Влияние структуры рынка. В рыночной экономике это фактор, который заставляет предприятие действовать также эффективно, как предприятия-конкуренты. Объектом конкурентной борьбы может быть снижение нагрузки на природную среду, выступающее неценовым методом ведения конкурентной борьбы и методом, открывающим доступ к государственным субсидиям и даже дающим возможность извлечения своеобразной политической ренты. Экологические регламентации и стандарты побуждают организации к

внедрению новшеств. Инновационный эффект на уровне товаров заключается в выпуске продукции с улучшенными экологическими характеристиками, обеспечивая для предприятия снижение издержек по транспортировке и удалению отходов, получение дополнительного источника средств от переработки их в побочные продукты, пользующиеся потребительским спросом. Принятие более жестких экологических стандартов не всегда отрицательно сказывается на конкурентоспособности при условии, что фирмы поставлены в условия необходимости учета экологического фактора. Средством обеспечения конкурентоспособности являются услуги, предоставляемые на экологическом сегменте рынка, обеспечивающие:

Улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Тенденцией 90-х годов ХХ века является новый подход, в соответствии с которым фирмы пересматривают влияние их продукции на окружающую среду в течение всего жизненного цикла товаров, начиная с момента их производства до утилизации после выхода из употребления.

Широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно новой продукции, заменяющей экологически опасную (при этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия).

Оказание экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовке специалистов-экологов и т.д. Подобные услуги часто предоставляются фир-мами-производителями экологических товаров, но появляются и специализированные компании, например, инжиниринговые, разрабатывающие проекты экологической реконструкции производства. Появились новые виды услуг -технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, «зеленые» реклама и маркетинг. Ряд компаний использует сразу несколько направлений для развития своего бизнеса, что позволяет снизить риски при переходе к новой стратегии [9].

Бизнес разрабатывает и эффективно применяет систему собственных инструментов экологической политики для достижения конкурентных преимуществ. Это не просто отдельные меры экологической политики, а формирование новой философии бизнеса. Экологические требования становятся неотъемлемой частью корпоративной стратегии фирм и способствуют как продвижению новой продукции на мировые рынки, так и сохранению уже завоеванных позиций в мировой экономике. Экологический инструментарий на уровне компаний включает целый арсенал средств, наиболее важными из которых являются экологическая оценка и ее новое более широкое понятие -«оценка жизненного цикла товара», экологический аудит, экологическая отчетность, экологический менеджмент, экоупаковка, экомаркировка.

5. Влияние научно-технического прогресса. Технологические природоохранные нововведения устаревают, и с целью повышения эффективности программы их следует заменять более прогрессивными. При реализации мероприятий, базирующихся на научно-технических достижениях, высоких технологиях, наукоемком производстве, необходимо быстро реагировать на но-

вые разработки. Для охраны окружающей среды при одновременном повышении уровня жизни людей и сохранении конкурентоспособности требуется внедрение форсирующих рост технологических новшеств. Повышение уровня экологичности новых технологий обусловлено необходимостью соблюдения норм и стандартов при условии удовлетворения потребности населения во благах.

6. Состояние экономики. Состояние экономики сказывается на реальных доходах населения, что немедленно отражается и на их отношении к проблеме улучшения окружающей природной среды (достаточное внимание проблеме чистоты среды обитания уделяется лишь в обществе, достигнувшем определенного уровня благосостояния).

Экологические потребности или потребности индивида в естественных предпосылках своей деятельности - в чистом воздухе, чистой воде, солнечном свете, общении с животным и растительным миром, - имеют общественную сторону, степень проявления которой зависит от уровня развития производственных отношений. Изначально проблема взаимоотношения общества с природой возникла как проблема противоречия между растущими общественными потребностями и существующей натуральной формой природного материала. При удовлетворении одних потребностей указанное противоречие воспроизводится в новом виде и порождает другие общественные потребности в обеспечении необходимых жизненных условий. Способ разрешения противоречия между растущими потребностями общества и обеспечением соответствующего качества природной среды на каждом конкретно-историческом этапе развития выступает как определенный способ производства.

На уровне отдельных отраслей промышленности влияние экологического фактора определяется спецификой отрасли. Так, положительное влияние природоохранные мероприятия могут оказать при использовании современных технологий. Например, сталелитейная отрасль, несмотря на сравнительно высокие издержки по выполнению природоохранных требований, может получить существенный выигрыш от внедрения ресурсосберегающих технологий, автомобилестроение - от разработки моделей с пониженным потреблением топлива. Однако для целого ряда «грязных» отраслей с высокими экологическими издержками (добывающие, лесоперерабатывающие, химическая, нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная) получение конкурентных преимуществ от соблюдения природоохранных мер гораздо более проблематично. Например, при создании современного металлургического предприятия стоимость очистных сооружений почти соответствует стоимости производственного оборудования. В таких производствах соблюдение экологических требований повышает себестоимость продукции не менее чем на 30-40%. Но и в этих отраслях все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических характеристик производственных процессов.

7. Влияние общественных движений. Влияние различных природоохранных общественных движений и фондов становится все ощутимее. Такие общественные объединения, как «зеленые», охватывают людей различных профессий, которые могут проводить исследования причин и источников за-

грязнения, активизировать освещение проблемы экологии в средствах массовой информации, что оказывает существенное влияние на процесс создания и реализации природоохранных программ. Именно действия населения в ХХ веке инициировали в развитых странах государственное регулирование и контроль за процессом природопользования. Свидетельством нового отношения бизнеса к окружающей среде стала активизация общественных организаций и деловых кругов, координирующих усилия в области экологии. Наиболее важное направление - координация деятельности государств и ТНК. Среди них Совет предпринимателей по устойчивому развитию, образованный в 1990 г. главами пятидесяти ведущих компаний мира с целью привлечения внимания деловых кругов к решению экологических проблем. Совет по собственной инициативе устанавливает повышенные экологические стандарты для своих членов. В числе первых инициатив была программа «Ответственное поведение», разработанная предпринимателями химической отрасли США. В соответствии с ней компании отслеживают свою продукцию в течение ее жизненного цикла и следуют экологическим принципам [9]. Деловая хартия устойчивого развития разработала принципы и требования отражения экологических факторов на потребительском рынке и в деятельности торговли. В частности, предусмотрено разрабатывать и обеспечивать продукты и услуги, не производящие неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Указанные продукты и услуги должны быть безопасными в использовании, эффективными в смысле потребления энергии и природных ресурсов и имеющие потенциал безопасной переработки и вторичного использования или удаления. С целью защиты экологических прав потребителей предусмотрено их консультирование, а при необходимости и обучение, ознакомление распространителей и общественности с информацией по экологически безопасному использованию, транспортировке, хранению и удалению предлагаемых продуктов [7].

8. Социально-культурный контекст. Страна и даже регион характеризуются спецификой социокультурной среды, в которой выделяются жизненные ценности, традиции, конфессии. Культура потребления находит свое выражение в способности общества и каждого индивида рационализировать потребление, целесообразно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе и природные. Сегодня культура потребления определяется не только тем, что потребляется, но и тем, от чего общество отказалось для предотвращения возможного ущерба среде. Приобретение и потребление материального блага содержит в себе как конструктивные, так и деструктивные элементы, составляющие основу эколого-экономических противоречий общества. Проблема заключается в минимизации деструктивного потребления в условиях, когда при общем росте потребления абсолютные границы деструктивных элементов расширяются. Инструментом разрешения данной проблемы является воспитание культуры потребления благ, отношения к окружающей природной среде, вплоть до отказа от производства продуктов, которое наносит ущерб качеству окружающей природной среды.

Экологизация социальных потребностей становится условием жизнедеятельности развитых экономик. Итогом поиска мер по согласованию обще-

ственных интересов стало укрепление регулирующей роли государства в экологической сфере на рубеже 70-80-х годов ХХ века. Снижение экологического интереса в обществе и ослабление влияния проэкологически настроенных групп в США и странах Западной Европы (исключая Германию) в 90-е годы ХХ века являются реакцией населения на угрозу ущемления традиционных материальных интересов и свидетельством о его неготовности к восприятию альтернативного образа жизни [11]. Отказ населения развитых стран от активного участия в экологической политике обусловлен возможностью экологизации экономики через действие рыночного механизма. Поддерживая на высоком уровне свои требования к качеству жизни, население «экологизирует» потребительский спрос, а через него управляет хозяйственной деятельностью.

9. Международный социально-культурный контекст. Возможно влияние инициатив отдельных стран в области охраны здоровья человека и окружающей среды с помощью средств экологической политики на структуру международной торговли и инвестиций. Экологическая политика влияет на конкурентоспособность, если предприятия отрасли одной страны вынуждены нести гораздо более крупные расходы по борьбе с загрязнением по сравнению с иностранными компаниями, что предопределяет размещение производств данной отрасли. Влияние этих факторов на торговлю и капиталовложения значительно варьируется в зависимости от приоритетов экологической политики: воздействие на производство или на потребление. Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле допускает распространение странами внутренних мер на импортируемые товары при условии их применения в соответствии с правилами ВТО, включая национальный режим и принцип недискриминации. Применение этого режима может существенно снижать, хотя и не устранять полностью, возможности возникновения разногласий между странами в связи с вопросами конкурентоспособности. Что касается воздействия на производственные процессы, то, согласно правилам ВТО, страны не могут распространять внутренние технологические стандарты на импортируемую продукцию. И всё же технологические регламентации могут вызвать рост издержек у производителя и снижать конкурентоспособность экспортных компаний и предприятий, конкурирующих с импортерами, и тем самым порождать торговые трения из-за обеспокоенности по поводу конкурентоспособности.

10. Политические факторы. Размеры финансирования государством исследований и разработок могут влиять на экологическую конкурентоспособность отраслей. Интересы, которыми руководствуются управляющие структуры при принятии решений об экологизации государственной политики могут быть весьма отдалены от наблюдаемых действий и непосредственных результатов.

Факторы внешней среды обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при управлении ими: взаимосвязанность факторов, подвижность среды, ее неопределенность. Все названные факторы оказывают взаимное, достаточно сильное влияние на развитие экологического сегмента рынка. Население, выражая свои потребности к состоянию окружающей среды, формирует спрос на товары определенного качества и экологичности. При этом го-

сударство, выражая интересы общества, вносит соответствующие изменения в нормативно-законодательную базу, определяя наиболее перспективные направления развития экосегмента. Достижения научно-технического прогресса позволяют совершенствовать техническую и технологическую базу разрешения экологических проблем.

Таким образом, причина формирования экологического сегмента национальной экономики - это достижение обществом определенной степени развития, когда в достаточной мере удовлетворены первичные потребности и возникают производные, более развитые, к числу которых относится потребность в экологизации хозяйственных отношений. Государство, отвечая на формирующуюся потребность, создает нормативно-правовую базу функционирования экологического сегмента национальной экономики, одновременно занимая на нем ниши, непривлекательные или малопривлекательные для частного бизнеса или, напротив, стратегически важные для национального хозяйства. Частные компании организуют деятельность по производству экологически чистых, безотходных, ресурсосберегающих технологий, экологическому страхованию и т.д. в созданной государством институциональной среде.

Библиографический список

1. Астафьева О.Е. Воздействие методов управления на реализацию функций природоохранной деятельности // Вестник МГУ. Сер. Управление природными техногенными рисками, экологической безопасностью и природопользованием. - 2001. - №1.

2. Бобылев С.Н. Стеценко А. В. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2000. - №6.

3. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. -М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

4. Нусратуллин В.К. Природопользование. Уфа: Изд-во Восточный университет, 2002.

5. Седов В.В., Соколов В.И. Новое в экологической политике // США: экономика, политика, идеология. - 1989. - №5.

6. Юдапов Ю. Поиски механизма экологического регулирования в ФРГ // Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - №5

7. Калинин А.Я. Экологическая составляющая потребительского рынка России // Экономика природопользования. - 1998. - №5.

8. Гринин А.С., Орехов Н.А. Экологический менеджмент. М.: Юнити. - 2001.

9. Экологическая политика, торговля и конкурентоспособность: концептуальные и эмпирические вопросы. Доклад секретариата ЮНКТАД // Экономика природопользования. -1998. - №1.

10. Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия. - Киев: Наукова думка, 1991.

11. Рогожина Н. В поисках ответов на экологический вызов // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №9.

Материал поступили в редакцию 31.03.04.

M.V. MALAKHOVSKAYA, E.G. MATYUGINA

THE ROLE OF STATE IN FORMING THE ECOLOGICAL PART OF NATIONAL ECONOMY

The role of state in forming and development of ecological part of national economy are described and the main directs of state activity are determined in the paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.