Научная статья на тему 'Роль государства в достижении устойчивого развития'

Роль государства в достижении устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в достижении устойчивого развития»

ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 1

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А.Л. Бобров, К.В. Папенов

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

В предыдущих наших статьях мы рассмотрели общетеоретические и прикладные проблемы устойчивого развития экономических систем. Некоторые из них мы спроецировали на задачи рационального природопользования.

Существует много факторов (основные и оборотные фонды, институционально-управленческий и научно-технический потенциал и др.), которые определяют количественный и качественный уровни развития экономики. Понимая всю их важность, мы не будем (в силу ограниченности поля исследования) подробно на них останавливаться.

В настоящей статье мы постараемся ответить на вопрос, какова же сегодня роль различных форм государственного регулирования природного и человеческого капитала России в достижении целей устойчивого развития.

То значение, которое придается различным формам государственного регулирования, связано с тем, что проецирование на неподготовленную среду теоретически верных для развитых экономических систем решений иногда влечет за собой негативные последствия.

Приведем только один пример. Как известно, в начале 1990-х гг. в России было резко сокращено бюджетное финансирование науки и образования. Работники этих сфер были вынуждены искать дополнительные заработки, и на это быстро среагировали более богатые западные страны. В начале 1993 г. в газете "Поиск" появилась информация об условиях конкурсного отбора наиболее перспективных и плодотворно работающих молодых ученых, которым Международный научный фонд (МНФ) обещал крупные гранты. В анкете (а их было выслано США 35000) надо было указать должность и место работы, круг научных интересов, резюме достигнутых результатов, сведения об экспертах и пр. В итоге МНФ получил представление об основных направлениях научной деятельности в России, установил прямой контакт почти с 21000 наиболее перспективных молодых специалистов, часть из

которых впоследствии покинула родину. По мнению экспертов, соответствующие программы МНФ быши направлены на изучение теоретической и прикладной деятельности ведущих российских НИИ и вузов (в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова), что позволило при минимальных затратах глубоко исследовать существующий рынок научных идей, а также научный потенциал нашей страны. В результате МНФ (а по сути дела США) получил возможность не только достоверно прогнозировать развитие нашей науки на многие годы, но и принимать превентивные меры с целью не допускать передовые российские технологии на мировой рынок, либо скупать их по дешевке. В начале 1997 г., когда все поступившие анкеты были обработаны, деятельность МНФ была свернута. Какие же были последствия? По данным паспортно-визового управления МВД РФ, только в 1992—1996 гг. ежегодный выезд за рубеж на постоянное место жительства специалистов в сфере науки и народного образования в возрасте 30—40 лет составил в среднем около 5 тыс. человек. А начиная с 1990 г. Россию покинули 75% математиков и 50% физиков мирового уровня! И это не может не сказаться в средне- и долгосрочной перспективе на экономическом развитии. Справедливости ради следует заметить, что некоторые исследователи проблемы "утечки умов" считают ее полезной для России. По их логике, молодые талантливые ученые, уезжая в более богатые страны, способствуют мировому научно-техническому прогрессу. Возможно, это и так. Но, во-первых, вряд ли эти страны захотят поделиться полученными достижениями с Россией. А во-вторых, мы несём невосполнимые экономические (связанные с подготовкой этих специалистов) и интеллектуальные (прерывается нормальное развитие научных школ) потери. Отсюда следует чрезвычайно простой и очевидный вывод. Есть сферы, в которых в тех или иных формах обязательно должно присутствовать государственное регулирование, а его полное отсутствие наносит ущерб, ощутимый для стратегических интересов страны.

К таким сферам, безусловно, относятся фундаментальная и часть прикладной науки, образование, военно-промышленный, транспортный и энергетический комплексы, невозобновимые и часть возобновимых природных ресурсов.

Начнем с человеческого фактора экономического развития. На начало 2005 г. численность населения России составляла 144 млн чел. (6-е место в мире). При этом, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, негативные тенденции в динамике демографических процессов пока еще сохраняются. Однако если говорить о динамике коэффициента рождаемости в России, то она соответствует среднемировой и близка к развитым станам. И у

них, и у нас уровень рождаемости не обеспечивает замещение поколений. В среднем на одну женщину приходится 1,25 рождения (для простого воспроизводства необходимо 2,15). Что же касается коэффициента смертности, то в России он особенно высок среди мужчин трудоспособного возраста. В среднем российские мужчины живут на 13 лет меньше женщин. При этом очень велики межрегиональные различия в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (они достигают 15 лет). А это в соответствии с международной классификацией означает, что некоторые субъекты РФ вполне могут быть отнесены к странам с существенно низким уровнем развития. А это в свою очередь означает, что в России складываются предпосылки для дезинтеграции. И здесь также сложно обойтись без государственного регулирования, тем более, что, согласно демографическому прогнозу, в нашей стране показатели ожидаемой продолжительности жизни в первые десятилетия XXI в. существенно расти не будут. Вместе с тем следует отметить и положительные тенденции, в частности, снижение среднероссийского показателя младенческой смертности (за последние 10 лет с 20 до 15 промиля). Однако надо учитывать то, что в некоторых промышленных регионах эта величина все же существенно выше среднего показателя. Понимая, что и здесь рыночные методы не могут кардинально изменить ситуацию, правительство России еще в 2001 г. одобрило национальную Концепцию демографического развития на период до 2015 г. Реализация основных направлений этой Концепции позволит добиться стабилизации численности населения и сформировать предпосылки для демографического роста, увеличения продолжительности активной жизни и улучшения репродуктивного здоровья населения. Очень важной проблемой, которая также не может быть полностью решена экономическими методами, является воздействие негативной экологической ситуации на здоровье людей. Несмотря на введение в начале 2005 г. монетизации значительной части социальных льгот, государство будет вынуждено тратить большие средства на укрепление здоровья населения. А статистика говорит о том, что в ряде регионов России1 ухудшение здоровья населения как минимум на 50% связано с негативными экологическими экстерналиями. Отметим, что самыми значимыми показателями состояния окружающей среды, оказывающими наибольшее влияние на здоровье населения, являются выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс загрязнен-

1 Это относится к 15% территории страны с населением свыше 60 млн человек.

ных сточных вод, деградация почв, связанная с накоплением в ней токсичных отходов.

Государство должно озаботиться и тем, что уход от этой проблемы подрывает воспроизводство нации. Дело в том, что у детей, живущих в районах экологического напряжения, болезни кроветворных органов встречаются в 3,5, мочевыделительной системы — в 2,8, органов дыхания и глаз в 1,6 раза чаще, чем в среднем по стране.

Рассмотрим далее природный капитал. На территории России сосредоточено большое количество минерально-сырьевых и био-логическо-энергетических ресурсов мира, более 20% лесных ресурсов и столько же пресных вод.

Частью природных ресурсов являются минерально-сырьевые ресурсы. Однако потребности в сырье удовлетворяются не только за счет количественных изменений в использовании известных видов минерального сырья, но и путем вовлечения в промышленное производство других, ранее не используемых компонентов при комплексной переработке всей массы минеральных ресурсов. При этом обеспеченность потребностей экономики ресурсами минерального сырья по различным видам резко колеблется как в абсолютном выражении, так и по отдельным районам нашей страны и видам полезных ископаемых.

На начало 2005 г. в России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более трети введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5% от общего числа) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. Месторождения России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, одну треть — газа, 11% — угля, 26% — железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По суммарному объему разведанных запасов никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых Россия занимает первое—третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов. Однако очевидно и то, что экономический и социальный эффект от этих ресурсов использован весьма незначительно. Дело в том, что на сегодняшний день наличие огромных природных богатств прямо не влияет на уровень жизни большинства населения России. И это при том, что по уровню душевого потребления минерального сырья наша страна вдвое отстает от развитых стран. В частности, в России показатель потребления газа сопоставим с США, но по нефти и углю он ниже в 2,5—3 раза. В целом же на одного жителя России в год потребляется ресурсов недр на 400 долл.

Таким образом, по объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее место в мире и имеет развитую минерально-сырьевую базу. По наиболее проработанным и приемлемым оценкам, валовая ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых в ценах мирового рынка составляет порядка 30 трлн долл. США (в том числе извлекаемой ценности разведанных и оцененных запасов основных групп полезных ископаемых — более 19 трлн долл. США) (табл. 1):

Таблица 1

Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России (в %)

Природный газ 32 Уголь и сланцы 23,5

Нефть и конденсат 15,5 Руды черных металлов 6,5

Руды цветных и редких металлов 6,5 Руды благородных металлов и алмазы 1,0

Уран 0,01 Прочие полезные ископаемые 14,99

Однако этот огромный минерально-сырьевой потенциал изучен и освоен лишь частично. Следует также иметь в виду, что потребность промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане, уране и в ряде других полезных ископаемых ранее почти полностью обеспечивалась поставками из бывших союзных республик СССР.

Кроме того, качество руд основных полезных ископаемых в целом по России существенно уступает аналогичным зарубежным месторождениям. В связи с этим, а также из-за резкого роста стоимости энергии и энергоносителей, многократного увеличения транспортных тарифов и неупорядоченной налоговой системы значительная часть разведанных запасов оказывается нерентабельной при эксплуатации.

Структура экономики большинства стран мира такова, что наиболее важными для их развития и при этом главными загрязнителями являются отрасли топливно-энергетического комплекса. Поэтому использование топливно-энергетических ресурсов во многом определяет эколого-экономическую устойчивость. Следует сказать, что Россия — наиболее обеспеченная топливом страна мира: она владеет 50% мировых запасов всех видов минерального топлива.

На сегодняшний день важнейшими с точки зрения внутренних и внешних экономических интересов страны топливными ресурсами являются нефть и газ. В частности, нефть для России

долгие годы является основным экспортным товаром, а в мире — важным фактором геополитики. При этом нефть и газ — это не только источники получения топлива (бензин, керосин, мазут) и электроэнергии, они являются также сырьем для химической промышленности. Нефтехимические предприятия снабжают народное хозяйство такими продуктами, как удобрения, каучук, пластмассы, синтетические волокна и многое другое.

Изменения, происшедшие в экономике России, а также реорганизация управления отраслей ТЭК объективно изменили взаимоотношения предприятий, акционерных обществ с администрациями регионов, городов, с общественными группами и населением в вопросах сохранения окружающей природной среды, снижения вредного воздействия на нее. Стабильная работа предприятий, их развитие, строительство новых производственных комплексов в большой степени зависят от учета экологического фактора, мнения общественности, населения, активного взаимодействия с органами природоохранного надзора.

В Советском Союзе добыча нефти достигла своего максимума в 1988 г. — 562 млн т, а после этого началось падение производства. Но еще в 1991 г. по уровню добычи нефти (461 млн т) Россия сохраняла первое место в мире.

В России прирост запасов нефти в 1991—1995 гг. систематически снижался: если в 1990 г. он составлял 1316 млн т. (включая газоконденсат), а в 1991 г. — 931 млн т., то в 1994 г. прирост запасов не превышал 189 млн т. Среди российских регионов первое место по приросту запасов нефти занимала Западная Сибирь (115 млн т. в 1994 г.), далее шел Урало-Поволжский регион (60 млн т.), доля остальных регионов в приросте запасов нефти была невелика.

Соответственно снижалось и воздействие на окружающую среду и предприятий ТЭК. Годы неэффективного использования энергоресурсов создали в России огромный потенциал энергосбережения, достигающий 50% современного энергопотребления, т.е. около 500 млн т.у.т расходовалось нерационально и приводило к росту удельных затрат на их добычу, и к дополнительному загрязнению окружающей среды.

Подтвержденные запасы природного газа в России составляют 32% мировых. Из других стран СНГ значительными запасами природного газа обладают Туркмения (2% мировых), Узбекистан (1,3%), Казахстан (1,2%), Украина (0,9%).

Около трех четвертей начальных суммарных ресурсов (НСР) природного газа в России обнаружено на суше и только 25% — в акваториях омывающих Россию морей. Более трех четвертей подтвержденных запасов природного газа в России приходится на

долю Западно-Сибирского региона, около 10% — на Урало-Поволжский регион и около 5 % — на Восточную Сибирь.

В России показатель обеспеченности запасами газа превосходит средний мировой уровень и составляет 80 лет. Среди других стран СНГ наиболее обеспечен запасами газа Казахстан (327 лет), что обусловлено малым объемом добычи. В других бывших советских республиках показатель обеспеченности запасами газа преимущественно ниже среднего мирового уровня (только в Туркменистане он составляет 90 лет): Украины — 64 года, Узбекистана — 39 лет, Азербайджана — 19 лет.

Ресурсная база природного газа характеризуется высокой степенью концентрации запасов в отдельных регионах и крупных месторождениях, что создает хорошие условия для добычи и транспортировки газа по трубопроводам.

Следующий важный топливно-энергетический и химический экономический ресурс — ископаемые угли, запасы которых есть на всех континентах, шельфе морей и океанов, а иногда и в их глубоководных частях. При этом две трети запасов представлено каменными углями, свыше 30% запасов — бурыми углями. Запасы угля концентрируются в отдельных бассейнах, народно-хозяйственная значимость которых определяется рядом факторов. К ним относятся: количество запасов; качество углей; горнотехнические условия; географическое положение; наличие потребителей.

Сегодня одной из тенденций развития угольной промышленности является рост добычи бурых углей. В настоящее время благодаря выполненным научно-исследовательским работам представляются реальными два пути их использования: первый — создание крупнейших электростанций, вырабатывающих дешевую электроэнергию для передачи в центральные районы страны; второй — получение из бурых углей полукокса, отличающегося высокой теплотой сгорания.

Россия обладает самыми крупными в мире вероятными ресурсами каменного угля, составляющими 30% от мировых (5,3 трлн т). Разведанные же запасы угля в России оцениваются в 202 млрд т (12% от мировых). По этому показателю Россия занимает 3-е место в мире после США (445 млрд т) и Китая (272 млрд т).

Так как уголь используется в том числе и в теплоэнергетике и просто как топливо, несколько слов скажем еще о двух компонентах топливно-энергетических ресурсов — торфе и сланцах. Торф — это единственный из всех видов топлива, который относится к группе возобновимых ресурсов. В России сосредоточено свыше 50% мировых запасов торфа. Основное направление использования торфа — энергетика. Ресурсы торфа изучены достаточно

глубоко. Они позволяют организовать добычу в размере до 600 млн торфа т в год.

Следующий ресурс (крайне важный для развития атомной энергетики) — уран. Прогнозные ресурсы урана в пределах площадей известных рудных районов мира оцениваются в 2,5 млн т. Наиболее полные и достоверные данные по запасам урана в мире приведены в последнем издании "Красной книги" МАГАТЭ. На начало 1995 г. общие запасы урана, сосредоточенные в более чем 600 месторождениях 44 стран, составляли 4515,58 тыс. т. Первое место в мире по запасам урана занимала Австралия, второе — Казахстан, на третьем месте — Канада. На долю трех этих государств приходилось 46% общих мировых запасов урана. А доля первой десятки стран, обладающих наибольшими запасами, в число которых входят также США, ЮАР, Намибия, Россия, Бразилия, Узбекистан и Украина, равна 85,8% общих запасов урана.

Обеспеченность подтвержденными запасами уранодобывающей промышленности стран-производителей крайне неравномерна. Среди десяти лидировавших в середине 90-х гг. XX в. стран-производителей урана по объему запасов, рентабельных для отработки при цене до 80 долл. за 1 кг урана, наиболее обеспеченными (при максимальном уровне добычи) являются Казахстан, Узбекистан и Австралия. Их подтвержденных запасов хватит на 30—50 лет. У остальных стран лидирующей десятки обеспеченность запасами может быть оценена в 15—30 лет, т.е. большинство этих стран начнут испытывать трудности, связанные с нехваткой разведанных запасов, после 2015 г.

Рассмотрев динамику производства топливно-энергетических ресурсов, отметим, что главное направление решения экологических проблем — энергосбережение, расширение использования экологически более чистых видов топлива и источников энергии, законодательное регулирование в области энергопотребления, нормирование вредных выбросов (сбросов) в окружающую среду и введение экономических санкций за превышение установленных нормативов загрязнения.

Дальнейшее развитие отраслей ТЭК России должно быть направлено на реализацию следующих целей: сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу и прекращение сброса стоков загрязняющих веществ от объектов; стабилизация объемов выбросов в атмосферу "парниковых газов" от предприятий из-за опасности необратимого изменения климата планеты; развитие нетрадиционных возобновляемых источников.

Следовательно, государство должно экономическими и административными методами обеспечивать такое развитие предприятий (всех форм собственности) ТЭК, при котором были бы

8 ВМУ, экономика, № 1

113

гарантированно обеспечены энергетические нужды России при активном (максимальном) энергосбережении, умеренном экспорте энергоресурсов и соблюдении всех экологических характеристик производства2. При этом при реализации любых вариантов должны быть критически оценены пути рыночно-потреби-тельской технологической цивилизации, по которому развитые страны шли к своему благополучию. Повторение этих моделей ведет к интенсивному загрязнению окружающей среды и к истощению ресурсов планеты.

Следующая важная отрасль российской экономики — метал -лургия (обратим внимание на то, что наряду с энергетикой она является крупнейшим загрязнителем экосистем, потребляя огромное количество воды). Ее развитие определяет качественные и количественные характеристики рудных ресурсов. Отметим, что в России сосредоточена значительная часть мировых запасов железа. Запасы марганцевых руд на территории бывшего СССР составляют 80% мировых. Все более широкое применение получают хромовые руды, которые обеспечивают антикоррозий-ность, износоустойчивость, жаропрочность стали.

Прогнозные и фактические ресурсы железных руд есть в 130 государствах мира. Наибольшими ресурсами обладают следующие страны (табл. 2).

Таблица 2

Страны с наибольшими ресурсами железных руд (в млрд т.)

Страна Ресурсы Страна Ресурсы Страна Ресурсы Страна Ресурсы

Россия 256 Бразилия 200 Австралия 165 Китай 90

США 150 Индия 100 Канада 100

Что касается марганцевых руд, то их запасы имеются в 56 странах мира. Значительная часть общих запасов — около поло-

2 Так, в частности, 29 декабря 2004 г. общественное "Экологическое движение конкретных дел" присвоило ЛУКОЙЛу звание "Экологически образцовой компании" за большой вклад в охрану окружающей среды. Диплом, свидетельствующий о присвоении компании почетного звания, вручил президенту ОАО "ЛУКОЙЛ" В. Алекперову глава общественного движения, председатель комитета по экологии Госдумы РФ Владимир Грачев. При этом главным достижением было названо то, что "ЛУКОЙЛ" осваивает шельфовые месторождения на Каспийском и Балтийском морях, строит терминалы и добывает нефть, применяя самые передовые технологии по защите окружающей среды. Системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды ОАО "ЛУКОЙЛ" сертифицированы независимым сертификационным органом BVQI на соответствие требованиям стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

вины — сосредоточена в Африке. В России имеется 1,4% общих и 2,7% подтвержденных мировых запасов.

Среди руд важное место занимают алюминий, никель, свинец. Отметим, что многие месторождения цветных металлов представлены комплексными рудами — медно-никелевыми, свинцово-цинко-выми, медно-цинковыми. Наряду с основными металлами в этих рудах часто содержатся также редкие металлы, по стоимости превышающие ценность основных компонентов.

По важности для экономического развития на одно из первых мест может быть поставлен алюминий. Первое место в запасах алюминиевого сырья занимают бокситы, содержащие от 30 до 70% глинозема. Затем следуют нефелин-сиенитовые и нефелин-апатитовые руды. Ресурсы алюминиевого сырья3 известны в 95 странах. Существует разброс при исчислении общемировых ресурсов бокситов, которые на начало XXI в. оценивались от 60 до 75 млрд т. Запасы бокситов распределены неравномерно: 72% мировых запасов бокситов сконцентрировано в гигантских, 23% — в крупных, 5% — в средних и мелких бокситоносных провинциях планеты.

Отметим, что более 90% мировых общих запасов бокситов сосредоточено в 18 странах с тропическим или субтропическим климатом. Уникальными общими запасами обладает Гвинея, а крупными — Австралия, Бразилия, Индия и Вьетнам.

В России ощущается дефицит алюминиевого сырья, обусловленный отсутствием крупных месторождений высококачественных бокситов и перспектив их обнаружения.

Следующий важный цветной металл — медь. Ресурсы меди в мире составляют 1,600 млрд т. Основная часть ресурсов меди сконцентрирована в Северной и Южной Америке, а на других континентах ее существенно меньше. Среди зарубежных стран самыми крупными подтвержденными запасами меди располагают Чили — 19,9% мировых запасов и США — 12,5%.

Суммарные прогнозные ресурсы никеля всех стран мира оцениваются в 190—200 млн т. В пятидесяти странах мира выявлено более 300 никелевых месторождений. Среди зарубежных стран огромными общими запасами (более 20 млн т.) обладают Новая Каледония и Куба; крупными запасами (более 10 млн т) располагают Индонезия и Канада. На долю этих четырех стран приходится 51,5% мировых общих запасов никеля. Россия, занимая ведущее место в мире по запасам никеля (первое место по добыче, производству никелевых продуктов и их поставкам), оказывает определяющее влияние на мировую конъюнктуру и мировой рынок никеля.

3 Бокситов, нефелиновых сиенитов и алунитов.

Суммарные мировые ресурсы свинца оцениваются в 1,5 млрд т. Большая их часть сосредоточена в США, Австралии, Канаде, Казахстане, Китае, России, Мексике, Индии, ЮАР. В России около 75% подтвержденных запасов располагается в крупных месторождениях Восточной Сибири.

И последняя группа минерально-сырьевых ресурсов, на которых мы остановимся в силу их важности для экономического развития России, — это благородные металлы и драгоценные камни. Сегодня Россия остается одним из крупнейших в мире их производителем и экспортером.

На начало XXI в. мировые прогнозные ресурсы золота (кроме запасов) оценивались в 180 тыс. т. Мировая база запасов золота оценена на конец 90-х гг. XX в. Горным Бюро и Геологической службой США в 61 тыс.т. Табл. 3 отражает наличие запасов золота в некоторых странах.

Таблица 3

База запасов золота в ряде стран (в тыс. т.)

Страна База запасов Страна База запасов Страна База запасов

США 5,9 Австралия 3,7 Россия 3,4

Канады 3,3 Узбекистан 3,3 Бразилия 1,2

Отметим, что мировая добыча золота за последнее десятилетие удвоилась4. По оценкам специалистов вашингтонского Института золота, за период с 1990 по 1995 г. мировое производство золота возросло на 12% и достигло 2255 т5.

В середине 90-х гг. прошлого века мировым лидером по производству золота6 оставалась ЮАР (23% мирового производства), затем следовали США — 15%, Австралия — 11%, Канада — 7%, Китай — 6%.

Прогнозные ресурсы золота в России оцениваются в 150 тыс. т. По разведанным месторождениям Россия отстает лишь от ЮАР, но значительно превосходит Австралию и Канаду. Обеспеченность разведанными запасами золота в целом по России составляет не менее 30 лет.

В конце 1970-х гг. СССР достиг рекордного уровня добычи золота — 280 т в год. Советский Союз был второй (18% мировой добычи) после ЮАР золотой державой мира. После распада

4 Среднегодовая добыча золота в последние годы составляла 1 тыс. т.

5 По оценкам специалистов, за всю историю человечества было добыто около 100 тыс. т золота, из них 35 тыс. т составляют официальный золотой запас государств мира, 30 тыс. т использованы для промышленных нужд, 25 тыс. т тезаврировано частными лицами и 10 тыс. т утрачено.

6 Без учета стран СНГ.

СССР и отделения Средней Азии и Армении, ежегодно приносивших в казну 70—75 т золота, Россию обогнали США и Австралия. В середине 90-х гг. Россия занимала 5-е место в мире по объему добычи золота, а ее доля в мировой добыче золота составляла 6—7%.

Сегодня добыча золота осуществляется на территории 28 регионов России, однако 80% золотодобывающих предприятий находится в районах Крайнего Севера.

В настоящее время в отрасли работает около 900 золотодобывающих предприятий, в том числе 340 артелей старателей. И именно на старателей в середине 90-х гг. XX в. приходилось около 60% добываемого в России золота. Следует обратить внимание на достаточно низкий уровень производительности труда в отрасли. В середине 90-х гг. на одного старателя приходилось в среднем 2 кг добытого золота, на государственных предприятиях этот показатель составлял 300—400 г7.

В российской золотодобывающей отрасли идет серьезная структурная перестройка. Если раньше 85% металла добывалось из россыпных месторождений и 15% — из рудных, то теперь акцент делается на разработку рудных запасов.

Это связано, во-первых, с тем, что большая часть золота (80%) сосредоточена в рудах, а во-вторых, при разработке рудных месторождений требуется меньше капитальных вложений, в том числе иностранных, и значительно меньший ущерб наносится окружающей среде.

Мировые ресурсы серебра оцениваются в 1,3—1,4 млн т. Более точная оценка затруднена тем, что около 2/3 мировых ресурсов серебра связаны с месторождениями меди, свинца и цинка, однако в сведениях об этих цветных металлах о ресурсах серебра часто ничего не говорится.

Прогнозные ресурсы металлов платиновой группы (МПГ) в мире (без запасов) оцениваются от 40 до 59 тыс. т. Основная доля прогнозных ресурсов (97% мировых) приходится на семь стран: ЮАР, США, Зимбабве, Россию, Китай, Гренландию, Канаду.

Следует подчеркнуть, что на мировом рынке роль платины как драгоценного металла и как сырья для высокотехнологичных отраслей растет, поскольку ее техническое применение значительно превосходит возможности золота.

Алмазы добываются в 43 странах мира. Россия по запасам алмазов занимает первое место в мире. В середине 90-х гг. XX в.

7 Для сравнения: в Австралии, где добыча ведется круглый год, на одного работающего приходится 18 кг золота. Это почти на порядок ниже, чем в России. Очевидно, что помимо низкой выработки в эту разницу входят и хищения, связанные в том числе и с низкой закупочной ценой.

запасы алмазов в России оценивались в 200 млн карат (суммарные мировые запасы составляли примерно 270 млн карат).

Ежегодный прирост добычи алмазов в России в середине 90-х гг. XX в. оценивался в 1,3 млрд долл. В нашей стране имеется много перспективных алмазоносных районов, однако до сих пор основным остается Республика Саха (Якутия). На созданную в 1993 г. компанию "Алмазы России-Саха" приходится до 99,8% общей добычи алмазов в России. В настоящее время компания разрабатывает пять коренных месторождений и две россыпи. В 1995 г. началась опытно-промышленная разработка одного из крупнейших в мире месторождений алмазов в Архангельской области (Беломорье), названное в честь М.В. Ломоносова. Запасы драгоценных камней этого месторождения оцениваются в несколько десятков миллиардов долларов. При разработке месторождения кроме традиционного карьерного метода добычи планируется использовать два более экологичных способа — бурение скважин большого диаметра и гидродобычу.

Россия — единственная страна в мире, осуществляющая одновременно добычу, переработку и экспорт алмазного сырья и бриллиантов. За относительно короткий период в России фактически с нуля созданы две отрасли мирового значения: алмазодобыча (с 1955 г.) и гранильная промышленность (с 1967 г.). Мировой рынок бриллиантов оценивается более чем в 10 млрд долл.

Из изложенного выше можно сделать следующие выводы об основных направлениях экономического и директивного госрегулирования в сфере добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов.

Во-первых, экономические тенденции развития горнодобывающей промышленности характеризуются снижением содержания полезных компонентов в природном сырье, вовлечением в эксплуатацию месторождений, находящихся в более сложных горнотехнических и климатических условиях, существенными потерями ценных компонентов при переработке руд и самих полезных ископаемых при добыче, ужесточением требований по охране окружающей среды. Все это приводит к значительному увеличению общих затрат на добычу минерального сырья и в конечном итоге — к удорожанию единицы конечной продукции, получаемой из него. В таких условиях на современном этапе развития экономики России остро встает проблема повышения эффективности использования минерально-сырьевого потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, наличие в экономическом регионе прочих природных ресурсов помимо запасов минерального сырья и топлива, например земельных и водных, может быть и не связано напрямую с производством. Однако они тоже представляют интерес с экономической точки зрения, в частности, как природные ресурсы, обеспечивающие потребление, а также использование трудо-

вых ресурсов. Таким образом, для фиксации экономического потенциала региона они представляют большой интерес, при этом отметим, что трудовые ресурсы также должны включаться в оценку экономического потенциала региона.

В-третьих, созданные в прошлые годы инфраструктура и производственные мощности по добыче и производству нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, цветных и благородных металлов, алмазов, агрохимического сырья пока обеспечивают внутренние потребности экономики России, а также позволяют поставлять значительную часть минерального сырья на внешний рынок.

В-четвертых, существенный урон народному хозяйству наносит низкая комплексность (по отношению к мировому уровню) в использовании добытых полезных ископаемых. В частности, потери попутного газа и ценных компонентов нефтяных месторождений составляют до 30—50% от учтенных в недрах запасов. Наиболее значительные потери имеют место на стадии переработки добытых руд. В отвалах горнодобывающих предприятий безвозвратно теряются многие ценные компоненты, содержащиеся в рудах8.

В-пятых, несмотря на весьма острые проблемы в добывающей промышленности России, именно эта отрасль обеспечивает значительную часть валютных поступлений страны. Однако модель экономического развития, ориентированная на приоритетное развитие сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не способна вывести страну на путь нормального экономического развития.

В-шестых, ориентация на одностороннюю интеграцию в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать консервации России в качестве сырьевого придатка про-мышленно развитых государств. Поэтому ключевой предпосылкой для устойчивого развития России является оптимальное использование имеющегося природно-ресурсного потенциала.

В-седьмых, сложное состояние национальной экономики при отсутствии целостной научно-обоснованной государственной стратегии в сфере природопользования, недоучёт особенностей, связанных с разными видами минерально-сырьевых и естественных ресурсов, привели к тому, что текущая практика хозяйствования и управления в отраслях природно-ресурсного комплекса оказалась в очень непростых условиях.

8 Так, в настоящее время из добытых и прошедших обогащение хибинских апатитовых руд отбирается и направляется на переработку для получения глинозема лишь 15% нефелинового сырья, что приводит к потере 2,5 млн т глинозема в год. Практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы. При плавке медно-никелевых руд на Норильском металлургическом комбинате более 1 млн. т остродефицитной для России серы выбрасывается в атмосферу. Здесь же не извлекают достаточно полно платиноиды и кобальт.

В-восьмых, следует оптимизировать спрос на первичное необработанное природное сырье. Это связано прежде всего с изменением темпов развития и структуры национальной экономики.

В-девятых, необходимо просчитать и соизмерить все позитивные и негативные последствия, связанные с ростом темпов экспорта природного сырья.

В-десятых, следует осознать, что для ликвидации или долговременной консервации малорентабельных добывающих или заготавливающих природные ресурсы предприятий требуются большие затраты. При этом надо иметь в виду, что в ряде случаев эти предприятия являются градообразующими. В этих условиях в первую очередь важно учитывать социальный фактор.

В-одиннадцатых, необходимо исходить из того, что стратегической целью государственной эколого-экономической политики должны стать достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощите льное, рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств. При этом главными критериями в реализации этой цели должна быть ориентация на рост социально-экономического потенциала России и качества жизни населения.

В-двенадцатых, у нас нет другой альтернативы, кроме повышения эффективности функционирования добывающих и сопряженных отраслей экономики прежде всего за счет государственного регулирования недропользования и разумного применения рыночных механизмов9. По имеющимся оценкам, это позволит не менее чем в два раза увеличить эффективность использования ресурсов. Россия, имеющая уникальный по количественным и качественным характеристикам минерально-сырьевой комплекс и научно-технические заделы10, в состоянии реализовать в полном объеме принципы устойчивого развития и обеспечить высокий уровень жизни всего населения.

Разработка стратегии деятельности Правительства России в сфере природопользования в первую очередь должна быть направлена на проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения, реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду, организацию деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, по регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, на координацию усилий по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф и на ликвидацию их последствий.

9 Особенно важно здесь разумно применить новый Федеральный Закон об охране окружающей среды, принятый 10 января 2002 г.

10 Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.