Научная статья на тему 'Роль государства, бизнеса и общества в развитии информационного потенциала США'

Роль государства, бизнеса и общества в развитии информационного потенциала США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / США / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шариков Павел Александрович

Рассматриваются ключевые тенденции развития национального информационного потенциала США стратегического ресурса, позволяющего сохранять лидирующие позиции в мире. Наращивание американского информационного потенциала зависит от взаимодействия трех ключевых игроков государства, бизнеса и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства, бизнеса и общества в развитии информационного потенциала США»

П. А. Шариков*

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА США

Рассматриваются ключевые тенденции развития национального информационного потенциала США - стратегического ресурса, позволяющего сохранять лидирующие позиции в мире. Наращивание американского информационного потенциала зависит от взаимодействия трех ключевых игроков - государства, бизнеса и общества.

Ключевые слова: информационный потенциал; США; государство; бизнес; общество.

Со второй половины XX в. развитие человечества подвержено колоссальному влиянию информационной революции. Результаты этого влияния ощутимы уже сегодня. Однако науке еще предстоит осмыслить подлинный масштаб изменений, происходящих в обществе под влиянием технологического фактора.

Информационная революция обусловила появление и стремительное распространение качественно новых технологий, позволяющих человечеству в глобальном масштабе создавать, хранить, обрабатывать и передавать практически любую информацию в режиме реального времени. Важно отметить уникальность информации как ресурса. В отличие от материальных предметов он практически не подвергается процессу отчуждения. При передаче информации от одного субъекта другому первый продолжает оставаться ее обладателем, в то время как второй получает возможность ей распоряжаться.

* Шариков Павел Александрович - кандидат политических наук, руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады Российской академии наук. E-mail: pasha.sharikov@gmail.com

212

Ускоренное развитие глобальных мирохозяйственных связей приводит к осознанию информации как важного стратегического ресурса. Основной причиной спроса на технологии работы с информацией стала острая необходимость в глобальном взаимодействии. Во второй половине XX в. значительные массы населения планеты получили возможность реального использования этих технологий.

Информационные ресурсы стали одним из ключевых конкурентных преимуществ, а также новым фактором силы, определяющим конкурентоспособность того или иного государства на международной арене. Примером тому может служить теория «мягкой силы» американского исследователя Дж. Ная (7). Он предположил, что использование для достижения политических целей различных средств убеждения («мягкой силы») вместо средств принуждения (т.е. «жесткой силы») зачастую бывает более эффективным.

Применение «мягкой силы» в современном мире широко распространено. Эта тенденция может считаться одной из ключевых особенностей формирующейся в настоящее время полицен-тричной системы международных отношений. Являющиеся основой «мягкой силы» информационные ресурсы становятся стратегически важным фактором среди инструментов государственной политики.

В научной среде США и России ведутся дискуссии о «поли-центричности» современных международных отношений. Тезис о том, что США являются «первым среди равных», нашел отражение даже в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов (6). Современная система международных отношений более не имеет биполярного характера и вместо «полюсной» системы стремится к полицентричности.

В эпоху полицентричности одним из центров силы в системе международных отношений помимо государств могут быть и негосударственные акторы. Эффективное управление информационными ресурсами иногда позволяет им обладать более мощным потенциалом «мягкой силы», чем государству. Единая глобальная инфраструктура предоставляет негосударственным акторам практически неограниченные возможности для работы с информацией. На этом фоне возникают и противоречия, связанные, например, с тем, что государству требуется сохранять суверенитет над национальными ресурсами для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и национальной безопасности. Однако обеспечить государственную монополию над информационными ресурсами сегодня практически невозможно.

213

Особый интерес представляет пример Соединенных Штатов. Именно здесь развитие национального информационного потенциала1 имело решающее значение для обеспечения мирового лидерства. Как представляется, этому способствовали три основных фактора:

1) эффективная политика американского государства;

2) предложения со стороны бизнеса;

3) активная деятельность американского общества в информационном пространстве.

1. Государство

Соединенные Штаты Америки - первая страна в мире, в которой развитие информационных ресурсов стало приоритетом государственной политики. Это произошло в начале 1990-х годов (3) и было связано с приходом к власти демократической администрации У. Клинтона.

В исторической перспективе приход к власти в США на президентских выборах администрации Клинтона совпал с распадом Советского Союза - событием, способствовавшим радикальному пересмотру глобальной американской стратегии. Исчезновение основного конкурента на международной арене требовало изменения ключевых задач государства и вооруженных сил. Более того, с отсутствием военного противника отпадала необходимость ведения гонки вооружений, так как после «холодной войны» Соединенные Штаты остались наиболее могущественным государством в мире.

Американские власти стремились принимать соответствующие политические решения для того, чтобы изобретение каждой новой технологии эффективно использовалось во благо национальной экономики. Иными словами, государственная политика администрации Клинтона в области информационных технологий заключалась в создании максимально благоприятных условий для развития высокотехнологичного американского бизнеса.

В этот период были рассекречены некоторые военные технологии, которые стали пользоваться колоссальным спросом, в том числе и на мировом уровне. К ним относятся, например, Всемирная сеть Интернет и система спутникового слежения GPS. Стратегиче-

1 Термин «информационный потенциал» не подразумевает распространение национального суверенитета на информационные ресурсы и не используется для описания исключительно государственных информационных ресурсов. Он включает в себя комплекс различных понятий, связанных как с технологическим воплощением, так и с содержательным наполнением информационных ресурсов, а также охватывает информационные ресурсы общества, бизнеса и государства.

214

ской целью администрации У. Клинтона стало укрепление американской экономической конкурентоспособности на мировой арене. Государственное регулирование в развитии информационных технологий сыграло в достижении этой цели ключевую роль.

В период правления администрации Клинтона в США наблюдался беспрецедентный экономический рост. Среди экспертов в области экономики популярно мнение о том, что главным локомотивом американской экономики 1990-х годов были именно информационные технологии.

С приходом к власти в 2001 г. администрации Дж. Буша-мл. спрос на информационные технологии со стороны государства значительно увеличился. В рамках объявленной президентом Бушем борьбы с терроризмом информационные технологии сыграли незаменимую роль в сборе разведданных. Эта практика требовала значительного пересмотра всей научно-технической политики. На первый план вышли проблемы безопасности. Важно отметить, что политика в области регулирования сферы информации всегда была системно интегрирована в глобальную стратегию Соединенных Штатов.

Глобальная американская стратегия периода администрации Буша была направлена на формирование однополярного мира, что подразумевало тотальное американское доминирование в информационном пространстве. В этот период США предприняли ряд попыток закрепить свое преимущество в информационном пространстве посредством международного права.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. не позволил этим планам реализоваться. Демократическая администрация Б. Обамы, занявшая Белый дом в 2009 г., снова пересмотрела приоритеты американской информационной политики. Современное политическое руководство Соединенных Штатов стремится сохранить американское лидерство в мировом информационном пространстве. Однако претензии на глобальное доминирование проявляются уже не столь явным образом. Президент Обама открыто демонстрирует готовность сотрудничать с другими государствами в области развития глобального информационного пространства на взаимовыгодных условиях. США начали строить политику с позиций «первого среди равных» (2).

17 мая 2011 г. президент США Б. Обама подписал международную стратегию развития киберпространства (4). В этом документе наблюдается значительный пересмотр политики Соединенных Штатов в области информационной безопасности. Отдельный параграф документа посвящен проблеме информационного сдерживания. В нем

215

говорится о том, что в ответ на кибератаки США готовы использовать любые средства - дипломатические, экономические и военные. Таким образом, Соединенные Штаты отказались от претензий на доминирование в глобальном информационном пространстве, но в то же время стремятся не уступать своих позиций. В сложном полицентричном мире Америке придется конкурировать, а возможно, и противостоять различным акторам международных отношений.

2. Бизнес

Большую роль в развитии информационного потенциала США играет бизнес. Частный сектор обладает большими возможностями в развитии информационных ресурсов по сравнению с государством, что в первую очередь связано с конечной целью любого коммерческого предприятия - извлечением прибыли. Спрос на товары и услуги диктует направления развития коммерческого предприятия. Информационные технологии открыли неограниченные возможности для создания старых, а также предоставления новых видов товаров и услуг, что во многом и явилось причиной стремительного экономического роста ряда стран.

Развитие информационных технологий обусловило появление новых форм ведения бизнеса с их применением. Компьютеры и Интернет стали основными, а зачастую и единственными средствами производства в некоторых областях. Активно развиваются международная интернет-торговля, интернет-реклама, разработка программного обеспечения, создание контента для веб-сайтов и т.д.

Несмотря на то что в последнее время Соединенные Штаты уступили некоторые позиции (в основном в области производства высоких технологий) Китаю и странам Юго-Восточной Азии, они все равно остаются мировым информационным лидером. Китай, информационный потенциал которого по этому показателю был сопоставим с российским в начале 1990-х годов, догнал и обогнал Соединенные Штаты и Японию. Во многом это стало следствием вывода в 1990-е годы производства высоких технологий из США, Европы и Японии в развивающиеся страны. Экспорт технологий из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Европу и Соединенные Штаты, конечно, не означает, что в этих странах создаются сами технологии.

Доказательством того, что США продолжают оставаться мировым лидером во многих областях информационной индустрии, являются примеры деятельности американских фирм. «Google» занимает ведущие позиции в сфере поисковых сервисов, «Microsoft» - в

216

области разработки операционных систем и офисных приложений, «Adobe» - в области разработки программного обеспечения для работы с графикой, «Facebook» - в области социальных сетей, «Apple» - в области планшетных компьютеров. Имеющая место на рынке активная конкуренция складывается в основном между американскими компаниями - например, между «Microsoft», «Apple» и «Google» на рынке операционных систем для мобильных устройств, Intel и AMD в области производства микропроцессоров.

В Соединенных Штатах сложилась уникальная система поддержки научных исследований для их последующего использования с целью извлечения прибыли. Государственная система федеральных контрактов позволяет американскому государству на выгодных условиях приобретать любые необходимые информационные ресурсы.

Уникальная система поддержки высшей школы благодаря частным и государственным инвестициям оставляет конкурентов Соединенных Штатов в области образования далеко позади. «В США был создан эффективный механизм производства знаний, - указывают авторы работы "Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования". - В его основу было положено тесное взаимодействие в системе "правительство - университеты -бизнес", в которой каждому из указанных элементов была отведена особая роль. Государство взяло на себя обязательство финансировать образование и науку, а бизнес предоставил арену для практической проверки результатов исследований» (1, с. 55-56). Развитая система венчурного финансирования (стартапов) позволяет любой идее, иной раз даже кажущейся абсолютно бесперспективной, развиться и принести создателям многомиллионные прибыли.

3. Общество

«Третий кит» американского информационного потенциала -общество. Здесь движущей силой развития информационного потенциала является спрос на технологии и прочие ресурсы, создаваемые в частном секторе. Имея доступ к глобальному информационному пространству, общество открывает для себя массу новых возможностей. Различные программные и технологические разработки усиливают их.

Успех информационных технологий возможен только при условии ее массового использования. Не удивительно, что то или иное предприятие становилось монополистом в той или иной области (как, например, корпорация «Microsoft») только потому, что значительно опережало своих конкурентов.

217

Иногда складывается ситуация, когда развитие той или иной технологии происходит в условиях конкуренции между двумя или тремя корпорациями (например, «Google» и «Yahoo» в области предоставления услуг электронной почты, «Android» и «Apple OS» в области программного обеспечения мобильных устройств и т.д.). Подобная форма конкуренции означает, что у определенной технологии существует большое количество пользователей.

В таблице представлен ряд показателей информационного потенциала современных центров силы в 2011 г. Сегодня Соединенные Штаты уже уступают Китаю по количеству пользователей Интернета. Количество пользующихся Интернетом китайцев уже превышает треть населения страны, что составляет численность населения Соединенных Штатов. Количество же американцев онлайн превышает две трети населения страны. Однако, несмотря на то что Китай уже давно опередил Соединенные Штаты по производству высоких технологий, а также по количеству пользователей Интернета, многие показатели говорят о том, что с содержательной точки зрения в информационном пространстве Соединенные Штаты все же уверенно лидируют.

Таблица

Доля ведущих стран в ключевых информационных показателях в 2011 г.1

Пользователи Интернета Количество Количество

% % статей сайтов в нацио-

от мирового от общего в Wikipedia нальном домене

населения кол-ва (в % от общего (в % от общего

пользо- количества количества

вателей статей) сайтов)2

США 3,46 11,37 19,3 (Английский) 18,3 (.com)

Великобритания 0,74 2,44 1,0 (.uk)

Китай 7,00 22,98 1,9 2,1 (.cn)

Индия 1,44 4,74 0,5 0,8 (.in)

Япония 1,43 4,70 3,9 7,4 (.jp)

Бразилия 1,10 3,60 3,5 (Португальский) 2,6 (.br)

Германия 0,93 3,04 6,6 2,4 (.de)

Россия 0,86 2,83 3,9 1,5 (.ru)

Франция 0,64 2,11 5,6 1,9 (.fr)

Весь мир 30,46 100 100 100

1 Источники: http://internetworldstats.com, https://www.facebook.com, http://www. nickburcher.com, http://www.wikipedia.org, http://isc.org

2 Самое большое количество сайтов в Интернете находится в домене .net -Networks; их доля составляет 34,9%.

218

Одним из важных показателей информационного потенциала является количество сайтов в национальном домене. С самого начала существования Интернета все сайты разделялись на различные категории. В начале 1990-х основное количество сайтов в Интернете находилось в домене .edu (от слова educational - образовательный). В 2005 г. их доля составляла около 20%, такое же количество сайтов находилось и в домене .com (от слова commercial - коммерческий). Этот домен продолжает оставаться одним из наиболее популярных среди американских пользователей, даже не имеющих отношения к бизнесу. Национальный американских домен .us не популярен. С определенной степенью уверенности можно говорить о домене .com как об американском домене. Сравнивая его с другими популярными доменами, необходимо отметить, что большой популярностью пользуются домены, не связанные с государствами. Так, в доменной зоне .net (networks - сети) находится почти 35% всех интернет-сайтов. Большое количество сайтов находится в японской доменной зоне .jp, - 7,4% от мирового объема. Это свидетельствует о высокой активности Японии в киберпространстве. Важно отметить, что в абсолютных показателях количество доменов возросло.

Согласно Консорциуму интернет-систем, если в 1995 г. общее количество страниц составляло менее 5 млн единиц, то к концу 2011 г. их число составило 850 млн сайтов.

Высокая доля сайтов с доменным именем. com, а также других сайтов, не привязанных к государственным информационным ресурсам, является одним из подтверждений ключевой особенности современной системы международных отношений - высокой активности негосударственных акторов в условиях полицентричности.

Заключение

Информационная революция продолжает оказывать влияние на общественные процессы. В сформированных американским государством благоприятных условиях бизнес-корпорации создают новые технологии, на которые моментально появляется спрос со стороны общества и других акторов информационного пространства и международных отношений. Так происходит развитие мощнейшего в мире информационно-технологического комплекса.

Впечатляет скорость, с которой новые технологии получают распространение. Внедрение так называемых «облачных» принципов работы с информацией в комплексе с технологиями

219

Web 2.0 позволяют обеспечить стабильное развитие американского информационного потенциала.

В течение последних лет американская исполнительная власть предприняла попытку максимально интегрировать новейшие технологии в процесс исполнения федеральными агентствами своих функций. Особого внимания заслуживает факт учреждения президентом Б. Обамой в марте 2009 г. поста федерального директора по информационным технологиям в Белом доме (CIO - chief information officer) и назначение на эту должность директора по ИТ округа Колумбия В. Кундры. Вступив в должность, В. Кундра развернул активную деятельность, направленную прежде всего на максимальную открытость деятельности правительства. Также он направил усилия на ужесточение требований в сфере информационной безопасности государственных ведомств Соединенных Штатов. В подготовленной В. Кундрой стратегии «облачной организации данных» (5) в федеральном правительстве вводились новые стандарты использования информационных технологий.

Роль информационных ресурсов в современной стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки трудно переоценить. Ведущие мировые державы во главе с США активно используют информацию как стратегический ресурс, понимая, что информация может быть инструментом как «мягкой», так и «жесткой» силы для взаимодействия с государствами и с негосударственными акторами в современной полицентричной системе международных отношений.

Литература

1. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. проф. Супяна В.Б. - М.: Магистр, 2009. - 399 с.

2. Рогов С.М. Американское лидерство в многополярном мире. Основы «Стратегии национальной безопасности» администрации Обамы // Независимое военное обозрение. - 11 июня 2010 г.

3. A New Covenant with the American People. Democratic Party Platform of 1992. -July 13, 1992 [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://www.presidency. ucsb.edu/ws/?pid=29610

4. International Strategy for Cyberspace. Prosperity, Security, and Openness in a Networked World. - Washington D.C., May 2011. - 25 p.

5. Kundra V. Federal Cloud Computing Strategy. February 14, 2011. - S. l., S.a. - 9 p.

6. National Security Strategy. - Washington D.C., 2010. - 52 p.

7. Nye J.S.Jr. The Future of Power. - New York: Public Affairs, 2011. - 320 p.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.