Научная статья на тему 'Роль городов и торговых путей в формировании древнерусской народности (IX-XI вв. )'

Роль городов и торговых путей в формировании древнерусской народности (IX-XI вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1621
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИННО-УГРЫ / СЛАВЯНЕ / СКАНДИНАВЫ / ПРОТОГОРОДА / ТОРГОВЫЕ ПУТИ / СЛАВЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / ЭПОХА ВИКИНГОВ / ЭКСПОРТ / ПУШНИНА / ПРОТОГОРОДСКАЯ СЕТЬ / ЯРЛСТВА / СТАРАЯ ЛАДОГА / ГНЕЗДОВО / ДРУЖИНА / ВОЖДЕСТВА / ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ / FINNO-UGRIANS / SLAVS / NORSEMEN / PROTO-CITIES / TRADE ROUTES / SLAVIC COLONIZATION / VIKING AGE / EXPORTS / FURS / PROTO-CITIES NETWORK / EARLDOMS / STARAYA LADOGA / GNEZDOVO / DRUZHINA / CHIEFTAINS / ANCIENT RUSSIAN NATIONALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фогель Александр Сергеевич

Данная работа посвящена исследованию роли торговых путей и протогородов в начальный период складывания древнерусской народности и древнерусского государства (IX-XI вв.). Статья основана на анализе современной отечественной литературы и археологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CITIES AND TRADE ROUTES IN THE FORMATION OF THE ANCIENT RUSSIAN NATIONALITY (THE IX-XI CENTURIES)

The paper is devoted to the study of the role of trade routes and proto-cities in the initial formation of ancient Russian nationalities and ancient Russian state (the 9th 11th centuries). It is based on analysis of the modern Russian studies and archaeological researches.

Текст научной работы на тему «Роль городов и торговых путей в формировании древнерусской народности (IX-XI вв. )»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94 (47)

РОЛЬ ГОРОДОВ И ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (IX-XI вв.)

© 2018 A.C. Фогель

Самарский государственный экономический университет

Статья поступила в редакцию 04.09.2018

Данная работа посвящена исследованию роли торговых путей и протогородов в начальный период складывания древнерусской народности и древнерусского государства (IX-XI вв.). Статья основана на анализе современной отечественной литературы и археологических исследований. Ключевые слова: финно-угры, славяне, скандинавы, протогорода, торговые пути, славянская колонизация, эпоха викингов, экспорт, пушнина, протогородская сеть, ярлства, Старая Ладога, Гнез-дово, дружина, вождества, древнерусская народность.

Восточно-Европейская (Русская) равнина в период Средневековья включала в себя два мира-пространства - северное (лесное) и южное (степное). Эти пространства находились в постоянном контакте, но сохраняли полную самостоятельность. При освещении данного сюжета мы будем говорить в основном о северной - лесной части восточноевропейского пространства и о южной только в связи с ним.

Восточно-Европейская равнина оказалась слабо затронутой Великим переселением народов, и многие ее пространства до конца I тыс. н.э. оставались практически безлюдными. На большей части ее территории были расселены племена финно-угров и балтов. Население было достаточно редким, приуроченным к озерным и речным равнинам и занималось в основном скотоводством, рыболовством и собирательством, некоторые племена находились на стадии перехода к подсечному земледелию1. Постепенно здесь начинают образовываться племенные союзы и на их основе племенные княжения, самым сильным из которых исследователи признают мерский с центром на оз.Неро2. Племена финнов и балтов были замкнуты в этническом отношении и жили относительно изолированно друг от друга.

С VII-УШ вв. активизируется новый постоянно действующий фактор - из Центральной Европы несколькими потоками начинается славянская колонизация, охватившая постепенно все области Восточной Европы и Русского Севера. Славяне находились примерно на том же уровне развития, что и финно-угры и балты, но были более многочисленны и активны в экономическом и этническом планах, их хозяйство но-

Фогель Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: [email protected]

сило комплексный характер и было основано на подсечном и пашенном земледелии. Славянская колонизация до конца X в. носила в основном стихийный характер, а позже, в Х1-Х11 вв., приобрела (хотя и не во всем) организованные черты и оставалась постоянным действующим фактором развития всех восточноевропейских территорий домонгольского времени. Славяне были самым многочисленным народом на этих территориях в данный период, активно взаимодействующим со всеми остальными общностями3.

Третьим фактором, повлиявшим на этническую ситуацию на Русской равнине, стало начало активного движения скандинавов в Европу - в конце VIII в. начинается Эпоха викингов, продолжавшаяся до XI в. Скандинавы в Восточной Европе были представлены различными группами - здесь были и полиэтничные в своей основе викингские дружины, и достаточно однородные группы мирных поселенцев из Средней Швеции и Аландских островов, осевшие в Приладожье и на Верхней Волге4. Скандинавы являлись самой малочисленной группой, но самой организованной, военизированной, мобильной и активной5.

Если племенам восточных славян, финнов и балтов более всего были нужны удобные пространства для земледелия, скотоводства и промыслов, то скандинавов в Восточной Европе привлекали не столько сами пространства (хотя и этот фактор нельзя отрицать полностью), сколько система рек, озер и волоков, открывавшая доступ к наиболее развитым и богатым регионам тогдашнего мира - Арабскому халифату и Византии.

С 750-х гг. начинается формирование и поэтапное освоение (вплоть до второй половины IX в.) скандинавами при все возрастающем влиянии славян и финнов двух основных трансконтинентальных торговых путей - бал-

тийско-волжского (Великий Волжский путь) и балтийско-днепровского («Из варяг в греки») с их многочисленными ответвлениями - вплоть до Приуралья (Прикамье и Вятка)6.

Таким образом, значимость пространств, лежащих непосредственно на путях и вокруг них, сильно повышалась - теперь это был не только фонд земель, достаточно сложных для обработки, и сотни километров слабопроходимых лесов и болот, но территория, через которую транзитом шел большой поток богатств и престижных товаров. Но это же создавало и большую напряженность в этих землях, так как все участники освоения путей находились только на стадии перехода к раннегосударственным структурам, следствием чего являлась неорганизованность обмена, конкуренция, грабежи и постоянные набеги как скандинавов, так и различных степных общностей (на пути сильно влияла обстановка в степи и в первую очередь в Хазарском каганате, контролировавшем Нижнее Поволжье, в Волжской Булгарии, контролировавшей Среднее Поволжье, и у печенегов, контролировавших нижнее течение Днепра).

Для успешного и постоянного функционирования путей необходимы были организации, а в идеале одна единая организация, которая имела бы достаточно сил для контроля безопасности и поддержания упорядоченности обмена на всей протяженности пути. Само появление торговых путей вызвало необходимость ускорения процессов государствообразования в различных модификациях - сначала в виде про-тогосударств-вождеств и племенных княжений (Киевское, Ладожское, Полоцкое, Псковское), затем создание различных конфедераций на раз-ноэтничной основе (Северная конфедерация, государство Олега и Игоря), затем переформатирование в единое государство - «империю Рюриковичей», где государство активно стремится к смешиванию жителей в единую общность. Таким образом, торговые пути объективно ускоряли процессы этнической консолидации7.

Сложению торгового пути содействовал целый ряд обстоятельств - потребность в металле экономики славян, вошедших в ходе расселения по Восточной Европе в контакт с населением Хазарского каганата, подъем экономики и интенсивная чеканка монеты в Багдадском халифате (по сути, на восточноевропейском пространстве в этот период действует единая монетная система, основанная на арабском дирхеме8), мирные отношения, установившиеся между Хазарией, арабами и печенегами9.

В силу того, что финно-угры, славяне и даже скандинавы были менее развиты в экономическом и культурном смысле, чем арабы и византийцы, торговля с самого начала носила достаточно специфичный характер. Халифат и

Империя не были заинтересованы в местных ремесленных изделиях, а традиционный характер экономики местных племен не позволял поставлять продукты сельского хозяйства в достаточном количестве. Поэтому основными товарами становятся пушнина (в основном экспортировалась в страны Арабского халифата, где меховые одеяния носили престижный характер), мед и воск (в основном экспортировались в Византию, где он активно использовался для производства свечей) и рабы (интересны обоим пространствам на всем протяжении периода в промышленных масштабах)10. В обмен поставлялось в основном серебро (арабское) и ткани (византийские).

Торговые пути, изменяясь и дополняясь различными дублирующими путями и ответвлениями, просуществовали начиная со второй половины VIII по начало XI в. и неизбежно вовлекали в свою организацию и функционирование большие массы людей и создавали различные формы их взаимодействия.

Организаторами торговых путей выступили скандинавы, принесшие на восточноевропейские пространства новые формы организации (в первую очередь дружину), более совершенный механизм управления, лучшее в регионе оружие, совершенные корабли11. Но им самим нечего было предложить в более культурных пространствах (кроме службы наемниками) -все ресурсы, нужные для торговли, находились у местного населения, и необходимо было создать определенную систему взаимодействия с ним, чтобы их получить, кроме того, нужны были хотя бы относительно безопасные гавани и места отдыха.

Следствием этой активности становится формирование цепочки полиэтничных центров вдоль торговых путей - протогородов или же открытых торгово-ремесленных поселений - Старая Ладога, Новгородское Городище, Сарское городище, поселение Крутик, Гнездово, Тимирево, Михайловское, Клещин, Муром и другие. Некоторые исследователи склонны видеть эту систему продолжением сети виков Скандинавии12, другие же включают сюда также Саркел, Булгар, Биляр, Итиль в булгарских и хазарских землях13.

Специфичность этой протогородской сети состоит в том, что она изначально создается представителями всех народов - участников торговли, часто на пустующих до этого землях. Однако роль их была неодинаковой - чаще всего города создавалась славянами или же фин-но-уграми и на их землях, но руководили ими зачастую викинги - возникают скандинавские ярлства (Ладога14, Гнездово15, Полоцк, Туров16), часть которых просуществовала на протяжении всего рассматриваемого периода. В ходе взаимодействия роль скандинавов снижалась, так

Отечественная история

как на поздних стадиях (конец X - начало XI в.) -по мере укрепления государства Киевская Русь, князья начали активное «выдавливание» скандинавских дружин за пределы государства, а ранее переселившиеся скандинавы по большей части растворились среди славяно-финского населения, но это был постепенный процесс.

Протогородская сеть была принципиально ориентирована на экспортную торговлю и ее обслуживание - здесь активно развивается ремесленное производство, но, по крайней мере изначально, они были слабо связаны как с сельскохозяйственной округой, так и с массами местного населения - существуют как анклавы в иноэтничной среде17. В протогородах концентрируется достаточно большое население (от 500 до 1000 человек, по мнению исследователей18), причем доступ в эти поселения достаточно свободен. Здесь концентрируются верхи общества - их функционирование было невозможно без участия знати или же ее организующей роли.

Протогорода, даже если изначально их жизнь носила не постоянный, а сезонный характер, создавали вокруг себя инфраструктуру, что способствовало укреплению культурных и политических связей. Они выступали центрами распространения культурных и технических новинок, то есть способствовали прогрессу и сами же распространяли его по Русской равнине.

В протогородах концентрируется дружина - организующая и контролирующая торговые пути сила и изначально полиэтничная и очень активная среда, которая способствует превращению протогородов в центры протогосудар-ственных образований различного типа19.

В целом протогородская сеть, живущая за счет активного функционирования торговых путей, самим своим существованием подрывала изолированность различных племен Восточной Европы и сами основы племенного строя и способствовала налаживанию и закреплению различных контактов в форме смешанных браков, появлению новых смешанных этносов («колбяги», приладожская чудь20), привлечению значительных масс населения в стратегически важные регионы, созданию новых полиэтнич-ных политических общностей, ускорению процессов государствообразования, ускорению технического и культурного развития, а на поздних этапах (конец Х-Х! в.) города также активно способствовали распространению христианства как средства консолидации. Все это способствовало началу формирования единой общности -древнерусской народности, однако в это время только закладывались основы и общие черты взаимодействия, об окончательном складывании нового этнического организма можно говорить к периоду ХП-ХШ вв.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987. С.12.

2 Шинаков Е.А. Племена Восточной Европы накануне и в процессе образования Древнерусского государства. // ДГВЕ 2010. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С.57-58.

3 Пузанов В.В. Древнерусская государственность. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. С.163-166.

4 Петрухин В.Я. Русь в IX-X вв. От призвания варягов до выбора веры. М.: Форум; Неолит, 2013. С.198-199.

5 Пузанов В.В. Война и внешняя торговля как факторы образования Древнерусской государственности. //Российская государственность: уровни власти. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. С.12.

6 Мельникова Е.А. Европейский контекст возникновения древнерусской государственности. // ДГВЕ 2010. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С.250.

7 Носов E.H. Первые скандинавы в Северной Руси // Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С.62.

8 Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. С.276.

9 Носов E.H. Указ. соч. С.59.

10 Мельников Е.А. «Дружиною налезу сребро и злато»: военно-торговая экономика древнерусской элиты в X в. // Восточная Европа в древности и средневековье: миграции, расселение, война как факторы по-литогенеза. Материалы конференции. М.: ИВИ РАН, 2012. С.185.

11 Пузанов В.В. Война и внешняя торговля как факторы образования Древнерусской государственности. // Российская государственность: уровни власти. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. С.11.

12 Лебедев Г.С. Скандобалтика и Русь в историко-культурном процессе раннего Средневековья (VIII-XI вв.) // Европа-Азия: Проблемы этнокультурных контактов. СПб.: Петроскандика, 2002. С.11-12.

13 Богуславский О.И. Комплекс памятников у д. Городище на р. Сясь в системе синхронных североевропейских древностей // Северная Русь и народы Балтики. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С.93.

14 Кирпичников А.Н. Ладога и Ладожская волость в период раннего средневековья // Славяне и Русь. Киев: Наукова думка, 1979. С.93.

15 Нефедов B.C. Смоленское Поднепровье и Подвинье в период формирования Древнерусского государства по археологическим данным. // ДГВЕ 2010. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке. 2012. С.277.

16 Самонова М.Н. Скандинавский фактор в образовании Полоцкого и Туровского княжеств // Восточная Европа в древности и средневековье: государственная территория как фактор политогенеза. Материалы конференции. М.: ИВИ РАН, 2015. С.229-230.

17 Лапшин В.А. Колонизация Северо-Восточной Руси в IX-XI вв. в свете новых археологических материалов. // Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2002. С.108.

18 Макаров H.A. Русский Север: таинственное сред-

невековье. М.: ИАРАН, 1993. С.81. (Белоозеро вполне сопоставимо с другими подобными про-тогородами).

19 Петрухин В.Я. Указ соч. С.238-239.

20 Голубева Л.А. Весь, скандинавы и славяне в Х-Х! вв. // Финно-угры и славяне. Л.: Наука. 1979. С.131.

THE ROLE OF CITIES AND TRADE ROUTES IN THE FORMATION OF THE ANCIENT RUSSIAN NATIONALITY (THE IX-XI CENTURIES)

© 2018 A.S. Fogel

Samara State University of Economics

The paper is devoted to the study of the role of trade routes and proto-cities in the initial formation of ancient Russian nationalities and ancient Russian state (the 9th - 11th centuries). It is based on analysis of the modern Russian studies and archaeological researches.

Keywords: Finno-Ugrians, Slavs, Norsemen, proto-cities, trade routes, Slavic colonization, Viking age, exports, furs, proto-cities network, earldoms, Staraya Ladoga, Gnezdovo, druzhina, chieftains, ancient Russian nationality.

Alexander Fogel, Candidate of History, Associate Professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.