Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОРОДА ТАГАНРОГА В РАЗВИТИИ РОСТОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ'

РОЛЬ ГОРОДА ТАГАНРОГА В РАЗВИТИИ РОСТОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ТАГАНРОГ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колоскова Алла Александровна

Города, входящие в состав агломерации, образуют сложную систему социально-экономических связей. Наличие связей является одним из важнейших условий возникновения и функционирования агломерации. Объектом исследования стала Ростовская агломерация, а в частности город Таганрог в ее составе. В работе были рассмотрены перспективы развития города по нескольким направлениям, его инвестиционная привлекательность и определена роль относительно взаимодействия с центром агломерации - Ростовом-на-Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAGANROG IN THE DEVELOPMENT OF THE ROSTOV AGGLOMERATION

Cities that are part of the agglomeration form a complex system of socio-economic relations. The presence of connections is one of the most important conditions for the emergence and functioning of agglomeration. The object of the study was the Rostov agglomeration, and in particular the city of Taganrog in its composition. The paper considers the prospects for the development of the city in several areas, its investment attractiveness and defines the role of interaction with the center of the agglomeration - Rostov-on-Don.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОРОДА ТАГАНРОГА В РАЗВИТИИ РОСТОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

УДК: 33.332

Колоскова А.А.1

роль города ТАГАНРОГА В РАЗВИТИИ РОСТОВСКОй АГлОМЕРАцИИ

Аннотация. Города, входящие в состав агломерации, образуют сложную систему социально-экономических связей. Наличие связей является одним из важнейших условий возникновения и функционирования агломерации.

Объектом исследования стала Ростовская агломерация, а в частности город Таганрог в ее составе. В работе были рассмотрены перспективы развития города по нескольким направлениям, его инвестиционная привлекательность и определена роль относительно взаимодействия с центром агломерации - Ростовом-на-Дону.

Ключевые слова: Ростовская агломерация, Таганрог, развитие территории, инвестиционная привлекательность, социально-экономическое взаимодействие, инфраструктура, развитие территории.

Koloskova A.

THE ROLE OF TAGANROG IN THE DEVELOPMENT OF THE ROSTOV AGGLOMERATION

Abstract. Cities that are part of the agglomeration form a complex system of socio-economic relations. The presence of connections is one of the most important conditions for the emergence and functioning of agglomeration.

The object of the study was the Rostov agglomeration, and in particular the city of Taganrog in its composition. The paper considers the prospects for the development of the city in several areas, its investment attractiveness and defines the role of interaction with the center of the agglomeration - Rostov-on-Don.

Keywords: Rostov agglomeration, Taganrog, territory development, investment attractiveness, socio-economic interaction, infrastructure, territory development.

В последнее десятилетие в Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о структурировании расселения в стране и создании неких «локомотивов» развития территории. Глобализация приводит к тому, что на разных территориях образуются полюса притяжения населения и бизнеса, формируя вокруг себя важные транспортные и логистические узлы. Городам приходится конкурировать друг с другом за финансовые и интеллектуальные ресурсы. В связи с этим все большую актуальность приобретает тема формирования и раз-

вития городских агломераций, которые при целенаправленном подходе способны решить немало экономических, транспортных, социальных, образовательных и других проблем.

Впрочем, сам термин «агломерация» был введен в обиход намного раньше. Его еще в начале XIX века использовал французский географ М. Руже. Он считал, что агломерация появляется в том случае, если концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ одной территории и начинает распространяться на

1 Колоскова Алла Александровна, аспирант, Пятигорский государственный университет, пр. Калинина, 9, 357532, Пятигорск, Российская Федерация, zol_alef@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-3115-3264

Alla Koloskova, Postgraduate Student, Pyatigorsk State University, st. Kalinina, 9, 357532, Pyatigorsk, Russian Federation, zol_alef@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-3115-3264

соседние населенные пункты [1]. В отечественной литературе это понятие впервые стало употребляться в начале прошлого столетия. Однако до сих пор многие термины, связанные с этим понятием, не имеют единого, общепринятого определения.

Так, например, под агломерационной взаимосвязанностью городов мы предлагаем рассматривать особый пространственно-экономический механизм, предполагающий выделение ряда контактных процессов, направленных на формирование социально-экономического единства и общность пространства. Для этих процессов можно выделить характерные признаки, определяющие пространственно-экономические особенности в организации и размещении элементов городского агломерационного пространства:

- территориальная смежность взаимосвязанных городов;

- функциональная смежность;

- расстояние между городами;

- степень развития региональной транс-портно-коммуникационной инфраструктуры;

- особенности миграционных процессов, разделенных во времени и пространстве.

Анализ вышеперечисленных признаков особенно важен с точки зрения реализации совместных социально-экономических проектов в рамках межмуниципального взаимодействия, а также построения общего рыночного пространства и решения проблем инфраструктурной обеспеченности агломерации.

В России насчитывается более 20 агломераций с общим населением более 1 млн. человек и более десятка не столь крупных агломераций. При этом развитие агломераций по территории всей страны тормозит целый ряд проблем, среди которых особенно можно выделить инфраструктурный износ, недостаточность транспортных коммуникаций, снижение уровня экологической обстановки, отсутствие правовой проработанности вопросов взаимоотношений муниципалитетов, входящих в состав агломерации и т.д. [1]. Не менее важными являются проблемы межбюджетных отношений, в связи с чем муниципальные образования продолжают конкурировать за бюджетные федеральные ресурсы. А ведь

позитивное функционирование агломерации подразумевает под собой пространственное единство и тесную социально-экономическую взаимосвязь территорий. Для всех городских агломераций характерны общие тенденции: развитие городов-спутников, сильная маятниковая миграция и перемещение большей части населения из внутреннего «кольца» агломерации к внешним.

Ростовская агломерация является четвертой по величине (5,8 тыс. км2) после Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Толь-яттинской агломераций [2]. Она располагается в юго-западной части Ростовской области и занимает почти 40% ее территории. При этом в агломерации проживает более половины населения региона. Эта территория обладает выгодным географическим и стратегическим положением за счет выхода к Азово-Черно-морскому бассейну, расположения на пересечении международных транспортных путей с севера на юг и запада на восток и налаженного взаимодействия с территориями Закавказья, европейской частью СНГ и Средиземноморьем. Формирование и развитие Ростовской агломерации было включено в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.

Ростовская моноцентрическая агломерация отличается высоким уровнем урбанизации, имея в составе высокую долю городской периферии. Она сложилась вокруг административного, инновационно-научного, культурного, торгового и промышленного центра, представленного городом Ростовом-на-Дону, и развивается в зоне его влияния радиусом в 5-060 километров. В целом Ростовская агломерация состоит из нескольких больших городов и муниципальных районов: Ростов, Новочеркасск, Батайск, Таганрог, Азов, Ак-сай, а также Аксайский, Мясниковский, Не-клиновский, Кагальницкий, Родионово-Не-светаевский, Азовский и Октябрьский районы (Рисунок 1). Развитие агломерации является выгодным процессом для всех ее участников. Так малые города и прилегающие к ним территории получают доступ к развитой инфраструктуре, а крупные центры - территорию для реализации своих проектов.

Рисунок 1. Пространственная локализация Ростовской агломерации [3]

Самым крупным городом агломерации является ее центр. В Ростове-на-Дону сконцентрирована четверть населения всей агломерации. Вторым по численности населения городом является Таганрог, следом за ним идут большие города Батайск и Новочеркасск, а затем более мелкие Азов и Аксай. Исходя из рисунка, мы видим, что часть городов являются опорными точками агломерации на ее

Рисунок

Данные, представленные на рисунке 2, были рассчитаны с помощью метода региональной контактно-гравитационной среды территории (РКГС), позволяющего оценить агломерацию с точки зрения теории про-

периферии - Азов и Таганрог на западе и Новочеркасск на востоке. Некоторые исследователи определяют эти города как «маргинальные» за счет их окраинного положения.

Таганрог - это самый удаленный от ядра агломерации город. Он находится в 77 километрах от Ростова. Это одна из главных причин его низкого уровня взаимодействия со столицей области (Рисунок 2).

странственных форм контакта входящих в нее городов. Показатель РКГС рассчитывается по следующей формуле:

= А1хр1хр1

4 а2

2. Распределение городов, входящих в состав Ростовской агломерации, по объему взаимодействия с ядром, ед. величины РКГС [5]

где I - объем взаимодействия между ядром агломерации и городом; Л. - отношение плотности предприятий в центре агломерации к предприятиям города; р - численность населения в центре агломерации; р - численность на-

1 г»2

селения в исследуемом городе; - расстояние между центром и городом; К - поправочный

У

коэффициент, рассчитывающийся по формуле

РЦ = —

' V.

РЬ - это плотность автодорог с твердым покрытием в городе j; £ - площадь территории города j; V - протяженность автодорог с твердым покрытием в городе j. Для Таганрога коэффициент РКГС составил всего 246,3 единиц, в то время как, например, у также отдаленных от ядра Азова и Новочеркасска он достигает 1304,6 и 1338 единиц соответственно.

В связи с удаленностью Таганрога от ядра агломерации и его ближайших городов-спутников маятниковая миграция затрудняется. Основная связь Ростова и Таганрога происходит с помощью железнодорожного транспорта, количество составов в этом направлении достигает до 12 в сутки, а среднее время в пути занимает 1,5-2 часа. Это самое интенсивное движение в рамках агломерации. Кроме того, в этом же направлении находится федеральная трасса М-23, но по сравнению с другими направлениями движения в агломерации этот путь пользуется не самым большим спросом.

При этом Таганрог является крупным индустриальным центром, уступая по уровню производства лишь Ростову, и одним из ведущих морских портов на юге России. Доля таганрогской промышленности в общем объеме производства Ростовской области по данным на 2016 год составляла примерно 15% с трудовым потенциалом до 162 тыс. человек [4]. На городских предприятиях активно развивается инновационное производство. Насчитывается около 40 инновационных проектов, однако большая часть из них является узконаправленными.

Стоит отметить, что Таганрог также обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, включающей автомобильную и железнодорожную сети, небольшой аэропорт и морской порт. В составе агломерации у Таганрога прослеживается роль некого транспортного узла. Еще до недавнего времени через него проходил железнодорожный путь, который связывал Украину и Россию и позволял совершать активный товарооборот между двумя государствами.

Кроме того, этот город имеет богатое культурное наследие. Благодаря данным качествам Таганрог имеет достаточно стабильную инвестиционную привлекательность и по темпам инвестиций является одним из наиболее динамично развивающихся муниципалитетов в Ростовской области (Рисунок 3). Инвестиционные проекты в основной своей массе реализуются с помощью собственных средств крупных и средних местных предприятий.

Рисунок 3. динамика объема инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий в 2010-2018 гг. (млн. руб.)

Главными же проблемами инвестиционной привлекательности Таганрога являются:

- административные барьеры, связанные в первую очередь со сложностью получения разрешительных документов на начало стро-

ительства или получение земельного участка;

- недостаточно развитая транспортная инфраструктура для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов;

- дефицит профессиональных кадров,

включая кадры в сфере управления инвестициями;

- слабые кооперационные связи производств, создаваемых инвесторами на территории Ростовской области;

- низкая степень развития институтов, отвечающих за привлечение инвестиций, и отсутствие необходимых для этого процесса действенных и проработанных механизмов.

Для решения этих проблем в Таганроге в первую очередь должна быть создана благоприятная административная среда, способствующая привлечению инвестиций. Сделать это можно с помощью внедрения нескольких механизмов. К примеру, необходимо обеспечивать оперативную взаимосвязь инвесторов с руководством города и перенести решение части вопросов в онлайн режим. Кроме того, в муниципалитете возможно создать специальное агентство, целью которого будет привлечение в город новых инвестиций. Это агентство должно будет взять на себя разработку позитивного имиджа Таганрога в России и за ее пределами, системных методов поддержки уже реализуемых инвестиций и вести специализированный интернет-портал, переведенный на несколько языков, где отражались бы все данные об инвестиционной деятельности на территории Таганрога.

Многие исследователи уверены, что при должном инвестировании Таганрог можно рассматривать как будущий техноград в составе Ростовской агломерации. В рамках данного технограда был бы возможен полный цикл венчурного бизнеса, начиная с теоретической разработки до полного внедрения готового товара на рынок. Особенный успех, учитывая накопленный городом опыт, могли бы получить сферы машиностроения и сельского хозяйства.

Инвестиционные проекты, привлеченные агентством, должны в первую очередь усиливать отраслевую специализацию города и формировать соответствующие кластеры. Необходимо устранить инфраструктурные ограничения и создать необходимые условия для того, чтобы на территории Таганрога начали работать ведущие российские и международные корпорации, способные вывести производство на мировой конкурентоспособный рынок. В данном случае Таганрог может выступить индустриальным полюсом роста Ростовской агломерации. В городе уже есть подобного рода компании: ОАО «Тагмет», ОАО «ТАНТК

им. Г.М. Бериева», ОАО «ТКЗ Красный котельщик», ОАО «Таганрогский завод «Прибой». Совокупный объем их производства, по данным за 2017 год, составил 54,2 млрд рублей [6]. При большей связи Таганрога с ядром агломерации он мог бы сбалансировать промышленность потреблением и жильём.

Помимо этого, существует иной взгляд на ситуацию - Таганрог мог бы стать одним из основных туристических центров Ростовской агломерации. На этом поприще Таганрог и в самом деле имеет несколько преимуществ, среди которых можно выделить длительный летний период и благоприятные климатические условия, в связи с чем на территории города имеется множество заведений общественного питания, где по доступным ценам представлен широкий спектр овощей и фруктов. Также на территории Таганрога нередко проходят крупные спортивные мероприятия - всенародный фестиваль вручения национальной премии «Спорт всем миром» и парусная регата. Кроме того, Таганрог прославили его знаменитые уроженцы: писатель и прозаик А.П. Чехов, актриса театра и кино Фаина Раневская и ее более современные коллеги Федор Добронравов и Павел Деревян-ко, солист группы «Звери» Рома Зверь. Однако Таганрог, как туристический город, имеет очень низкий уровень узнаваемости. Да и потенциал муниципалитета в этом направлении не раскрыт полностью - наблюдается нехватка гостиниц, невысокий уровень оснащенности прибрежных территорий, высокая степень конкуренции с расположенными поблизости курортами Черноморского побережья.

Несмотря на сложности, среди действующих документов, направленных на развитие Таганрога, существует и долгосрочная целевая программа развития туризма, основная цель которой заключается в разработке туристического бренда Таганрога для продвижения его на международные рынки и в увеличении потребительского спроса на туристские услуги.

Таганрог является настолько крупным и самостоятельным городом, что еще в 2018 году обсуждалась возможность создания отдельной - Таганрогской - агломерации, в состав которой помимо самого муниципалитета вошли бы Неклиновский и Матвеево-Курганский районы. Поводом для этого послужил федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предусматривающий

включение в программу городов с населением свыше 200 тысяч человек.

Однако Таганрог все же остался в составе Ростовской агломерации, которая пока находится в стадии становления и формирования взаимосвязей между городами. Всего же агломерации проходят четыре стадии развития, в зависимости от которых изменяются границы и состав агломерации, ее главные цели и доступ к ресурсной базе.

На первом этапе расположенные поблизости урбанизированные территории начинают объединяться с помощью производственных связей. Однако общий рынок труда и ресурсов у них все еще отсутствует. Агломерация на этом этапе считается еще не сформировавшейся.

Качественные изменения в структуре агломерации начинаются на второй стадии. Этот этап характеризуется бережным отношением к экологии и восстановлением экологического каркаса, активным межотраслевым взаимодействием и тяготением к подцентрам остальных поселений, возрождением зон культурно-исторического наследия, разработкой проектно-планировочной документации [7], изменением бюджетных отношений, развитием инженерной инфраструктуры, утилизацией отходов.

На третьей стадии агломерация становится уже развитой, появляется единое функциональное пространство, часть функций центра делеги-

руется периферии, формируется единый рынок, а сама агломерация начинает играть большую роль в национальной экономике. Развитие городских агломераций подчиняется процессам самоорганизации, развивающимся на основе учета объективных тенденций упорядочения внутренней структуры и элементов, а также воздействий внешней среды, может осуществляться относительно «тонким» инструментарием, что и подразумевает собой регулирование [8].

На последнем же, постиндустриальном этапе, появляется новая концепция общественного пространства, и агломерация присоединяется к глобальным экономическим процессам.

Согласно данным исследователей, Ростовскую агломерацию в дальнейшем могут ждать несколько сценариев развития. Согласно интенсивному сценарию, все ресурсы будут концентрироваться внутри агломерации, развивая инфраструктуру межу ядром и опорной территорией. Качественное развитие территории в этом случае происходит благодаря отсутствию диспропорций в развитии агломерации. Второй сценарий, экстенсивный, подразумевает вхождение новых территорий в состав агломерации, что позволит расширить ее ресурсную базу, а также решить текущие проблемы ядра. Этот подход является гораздо более сложной структурой, нежели интенсивный сценарий развития, ведь присоединение новых территорий обуславливается и наличием дополнительных рисков.

библиографический список

1. Лаппо Г.М. География городов / Г. М. Лаппо. М.: Владос, 1997. 481 с.

2. Официальный портал городской думы и администрации города [Электронный ресурс] // URL: http://www.rostov-gorod.ru/?ID=19427

3. Миргородская Е.О. Оценка территориально-экономической связанности городов в агломерации (на примере Большого Ростова) // Вестник ВолГУ Серия 3, Экономика. Экология. 2017. Т. 19. № 4. С. 6-20.

4. Ростовская область в цифрах 2015: стат. сб. Ростов н/Д: Ростовстат, 2016. 736 с.

5. Сравнительные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ростовской области - 2015: стат. сб. Ростов н/Д: Ростовстат, 2016. 392 с.

6. Р.А. Абдуллаев, К.Н. Мищенко. Исследование теоретико-методологических основ концепции территориального развития региона и формирование системы полюсов роста Ростовской области // Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, № 5, с. 802-813.

7. Алиева Н.В., Овчинникова Н.Г. Функции управления земельными ресурсами в решении вопросов развития территорий субъекта Российской Федерации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2017. №3. С. 79-83.

8. Русских А.В., Овчинникова Н.Г. Устойчивое развитие муниципальных образований посредством их зонирования // В сборнике: Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях. Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 276-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.