Научная статья на тему 'РОЛЬ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИТАРА / МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / РЕПЕРТУАР / КОНЦЕРТ / МАСТЕРСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янкин С.А.

статья посвящена актуальной проблеме эстетического воспитания молодежи посредством одного из востребованных видов музыкального искусства - гитарной музыки. Автор статьи стремится показать, что гитара - это один из самых прекрасных инструментов, обучая игре на котором мы воспитываем эстетику восприятия мира. Педагог акцентирует внимание на духовных ценностях гитарного искусства и предлагает пути совершенствования обучения игре на этом инструменте. Гитарное академическое исполнительство принципиально отличается от любительского музицирования, тем самым ставит перед педагогом класса гитары ряд сложных задач, которые возникают в процессе обучения юных гитаристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GUITAR ART IN THE AESTHETIC EDUCATION OF YOUTH

the article is devoted to the actual problem of aesthetic education of young people through one of the demanded types of musical art - guitar music. The author of the article seeks to show that the guitar is one of the most beautiful instruments, teaching to play on which we bring up the aesthetics of the perception of the world. The teacher focuses on the spiritual values of the guitar art and suggests ways to improve learning to play this instrument. Academic guitar performance is fundamentally different from amateur music-making, thereby posing a number of difficult tasks for the guitar class teacher that arise in the process of teaching young guitarists.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»

Список литературы /References

1. Левин И.А. Основные принципы игры на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990.

РОЛЬ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕ И Янкин С.А. Email: Yankin17163@scientifictext.ru

Янкин Сергей Александрович - старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме эстетического воспитания молодежи посредством одного из востребованных видов музыкального искусства -гитарной музыки. Автор статьи стремится показать, что гитара - это один из самых прекрасных инструментов, обучая игре на котором мы воспитываем эстетику восприятия мира. Педагог акцентирует внимание на духовных ценностях гитарного искусства и предлагает пути совершенствования обучения игре на этом инструменте.

Гитарное академическое исполнительство принципиально отличается от любительского музицирования, тем самым ставит перед педагогом класса гитары ряд сложных задач, которые возникают в процессе обучения юных гитаристов. Ключевые слова: гитара, музыка, исполнительство, репертуар, концерт, мастерство, эстетическое воспитание.

THE ROLE OF GUITAR ART IN THE AESTHETIC EDUCATION

OF YOUTH Yankin S.A.

Yankin Sergey Alexandrovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the actual problem of aesthetic education of young people through one of the demanded types of musical art - guitar music. The author of the article seeks to show that the guitar is one of the most beautiful instruments, teaching to play on which we bring up the aesthetics of the perception of the world. The teacher focuses on the spiritual values of the guitar art and suggests ways to improve learning to play this instrument.

Academic guitar performance is fundamentally different from amateur music-making, thereby posing a number of difficult tasks for the guitar class teacher that arise in the process of teaching young guitarists.

Keywords: guitar, music, performance, repertoire, concert, skill, aesthetic education.

УДК 078

В XXI веке гитарное искусство вступило в новую фазу интенсивного развития, благодаря повышению социального статуса инструмента гитары, включенного в систему непрерывного музыкального образования.

Обучение игре на гитаре обрело профессиональную направленность, открылись классы гитары в детских школах музыки и искусства, в колледжах, в вузах искусств и культуры, в консерватории. В связи с этим были разработаны учебные планы, программы учебников и учебных пособий, издается нотная литература для гитары.

В обучении игре на гитаре с первых же занятий в классе должны царить атмосфера эстетической красоты, ощущение возвышенного благородства звучания гитары, ее чарующей магии. Педагог должен воспитывать в ученике особое отношение к инструменту, как одушевленному существу, осознавать живую природу звучания гитары.

Искусство игры на гитаре требует от музыканта определенных качеств, способностей в освоении природы и специфики инструмента, приемов игры, настойчивого повседневного общения с инструментом, технического развития исполнительского аппарата, освоения мировой нотной литературы, искусства импровизации. Педагогу требуется умение найти правильный психологически тонкий подход к ученику на основе определенного алгоритма. Путь от простого к сложному обеспечивает прочность усвоения музыкального материала и постепенного развития исполнительских и технических возможностей игры на инструменте. Поэтапность имеет одно из ключевых значений в обучении. В этом отношении важно тщательно продумать музыкальный материал, на котором предстоит обучать гитариста, заинтересовать его перспективой концертных выступлений и создать атмосферу эстетического воспитания, ощущения красоты и удовольствия от музицирования на инструменте.

Как правило, большинство предпочитает играть больше пьес, нежели обращать внимание на техническое развитие игрового аппарата. А работа же над гаммами, упражнениями и этюдами помогает развивать беглость пальцев, подвижность рук и влияет на технические возможности исполнителя. Тем самым игра гамм, этюдов и упражнений дает большое развитие исполнительским способностям и имеет важное значение для гитариста. Этому следует уделять особое внимание при работе с учеником. Вместе с тем, игра гамм и упражнений должна доставлять обучающемуся радость общения с гитарой, постижения звуковой красоты и возможностей инструмента. Педагогу полезно учесть методическую рекомендацию ученого психолога Льва Выготского, который в своем труде «Педагогическая психология» говорит: «Есть еще одно психологическое правило, чрезвычайно важное для правильного понимания упражнения. Оно заключается в том, что упражнение только тогда оказывается вполне успешным, когда оно сопровождается внутренним удовлетворением. Иначе оно превращается в утомительное повторение, против которого восстает организм» (1, 326). Исходя из этого, педагогу следует заинтересовать ученика при работе над гаммами и упражнениями, чтобы добиться большего результата, динамики в беглости пальцев обеих рук, технических возможностях обучающегося. Важно, чтобы обучающийся научился применять технические средства, как гаммы и упражнения, встречающиеся в художественных произведениях, подчиняя их раскрытию образного содержания исполняемой музыки.

Дети интуитивно тяготеют к гитаре, подсознательно воспринимая ее уникальную природу, магическую силу воздействия своим звучанием на слушателя. Если педагог сумеет вовлечь ученика в мир звуковой красоты гитары, то успех его работы неизбежен. Для достижения высокой результативности педагогической работы необходимы такие методы обучения, как метод личного показа педагогом исполнительского мастерства и ознакомление с аудио и видеозаписями великих мировых гитаристов. В этом отношении можно обратиться к методу прямого показа великого испанского гитариста Андреса Сеговия Торреса. «Используя метод прямого показа, Сеговия не стремится, чтобы ученик копировал его. Да это и невозможно. Цель показа - пробудить творческую мысль ученика, развить его индивидуальность» (2, 99).

Также следует уделять особое внимание выбору концертного репертуара, который будет демонстрировать исполнительские возможности ученика, его способность чувствовать музыку и умение донести ее до публики. Концертный репертуар должен нравится не только самому исполнителю и педагогу, но также формировать и развивать музыкальный вкус слушателей. Это, в частности, отмечал Л.С. Гинзбург : «Особенное значение приобретает проблема репертуара в наше время, когда столь возросло значение музыканта-исполнителя, его просветительская и воспитательная роль, когда от него в большей мере зависит популяризация лучших творений классики и современности в самых широких кругах слушателей» (3, 37).

Воспитание ощущения эстетической красоты музицирования является одним из главных педагогических принципов в обучении игре на этом инструменте. Оно позволяет создать стройную систему формирования гармонично развитого музыканта исполнителя.

Именно таким должен быть профессиональный гитарист, транслирующий слушателю высокое гитарное искусство. По глубокому убеждению А. Сохора, музыка обладает колоссальной силой воздействия на слушателя, имеет воспитательное значение. «Как и всякий вид искусства, музыка - это общественное явление; она представляет собой единство идеального содержания и материальной формы. Поэтому можно подходить к ней с разных сторон, рассматривать ее на разных уровнях. Специфика музыки, как вида искусства познается на эстетическом уровне» (4, 4).

Это исключительно важно для нашего времени, когда многообразие видов творческой деятельности требует от педагога правильной эстетической ориентации в обучении игре на гитаре, как инструменте, заключающем в себе неисчерпаемые возможности выразительных средств и виртуозности.

Используя стереотипы академической музыки в области формы, жанра, языка, зввука, эстрада диктовала свои правила. Особенно в выборе средств выразительности, способов звукоизвлечения, манеры пения. При этом усиливалась роль ритма, тембра, открытого эмоционального посыла. Делалась ставка на стирание дистанции между сценой и залом, реакция которого, порой столь горячая, во многом определяла дальнейшее существование того или иного стиля, произведения, исполнителя [5, 98].

Приобщение к изучению гитары и музицированию на ней обогащает молодежь, как духовно-нравственно и эстетически, так и идейно-содержательно, формируя мировоззрение и мировосприятие, гармонию человека и окружающего мира.

Своим исполнительским искусством гитарист воспитывает эстетические вкусы молодежи, прививает ей духовные ценности, эликсир духовной красоты и силы, наполняет жизнь смыслом к созиданию и творчеству.

Список литературы /References

1. Выготский Л. «Педагогическая психология». Москва, 2008.

2. Вайсборд М. «Андрес Сеговия». Москва, 1981.

3. Гинзбург Л.С. «О музыкальном исполнительстве». Москва, 1972.

4. Сохор А. «Музыка как вид искусства». Москва, 1970.

5. Яфасова Э. Пространство массовых жанров / Узбекская музыка на стыке столетий

(XX-XXI вв.: тенденции, проблемы). Т., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.