Научная статья на тему 'РОЛЬ ГИПЕРМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА'

РОЛЬ ГИПЕРМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HYPERMEDIA TECHNOLOGIES / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENTS’ COGNITIVE SELF-SUPPORT / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ / METADISCIPLINARY SKILLS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LONG DISTANCE EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / ВОЙЛОКОВАЛЯНИЕ / FELTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаховалов Н. Н., Неприятель Ю. А.

Рассмотрен феномен возрастающей роли гипермедийных технологий в организации педагогического процесса в современных российских образовательных организациях высшего образования; представлена авторская оценка значения гипермедийных технологий в контексте формирования познавательной самостоятельности обучающихся в дистанционном формате. Авторы указывают на ряд положительных следствий увеличения доли мультимедийных обучающих комплексов в общем массиве дидактического ресурса: существенный прогресс в области качества восприятия информации обучающимися, закрепление образовательной мотивации студентов, персонификация педагогической поддержки, развитие у обучающихся метапредметных навыков и умений, оптимизация временных затрат на обучение. Охарактеризованы инновационные элементы электронного учебно-методического комплекса по войлоковалянию для студентов среднего профессионального и высшего образования, доступного на образовательном портале Алтайского государственного института культуры (Барнаул, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF HYPERMEDIA TECHNOLOGIES IN STUDENTS’ COGNITIVE SELF-SUPPORT TRAINING WITHIN THE FRAMES OF LONG-DISTANCE LEARNING OF TEXTILE BRANCHES OF ART

The article considers an increasing role of hypermedia technologies in pedagogical process run in today’s Russian educational institutions of higher education; the authors’ thoughts on significance of hypermedia in building up long distance students’ cognitive independence are given. The authors of the paper point out to several positive consequences for students because of rising of a share of multimedia education complexes in general sum of didactic resources, such as substantial growth of information perception quality level, strengthening students’ educational motivation, personification of pedagogical support, metadisciplinary skills development, educational time-cutting. Also, the article discloses some innovative elements of electronic educational and methodical complex dedicated to felting accessed in educational web portal of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГИПЕРМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА»

more than 40 and a half million bibliographic records and around 5 million e-documents for now holds a promise to good perspectives for building all-Russian information space. Idea of the project roots in a theory of united All-Soviet library stock that was elaborated by several outstanding Russian specialists in library document holding theory of the 19th and 20th centuries. The key contribution in the idea made famous Russian specialists in librarianship Yuri Stolyarov and Yuri Grikhanov.

Key words: National E-Library, accessibility of information, information, information space of former-Soviet Russia, a theory of united library stock, contribution of Soviet and Russian specialists in librarianship in a theory of united library stock of Russian state, state cultural policy.

УДК 004.451.55:[165.12-057.875:745/749-037] DOI: 10.32340/2414-9101-2020-3-73-78

Н. Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

snn_19 79@mail.ru

Ю. А. Неприятель

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

neprijatel-art@yandex.ru

РОЛЬ ГИПЕРМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА

Аннотация. Рассмотрен феномен возрастающей роли гипермедийных технологий в организации педагогического процесса в современных российских образовательных организациях высшего образования; представлена авторская оценка значения гипермедийных технологий в контексте формирования познавательной самостоятельности обучающихся в дистанционном формате. Авторы указывают на ряд положительных следствий увеличения доли мультимедийных обучающих комплексов в общем массиве дидактического ресурса: существенный прогресс в области качества восприятия информации обучающимися, закрепление образовательной мотивации студентов, персонификация педагогической поддержки, развитие у обучающихся метапредметных навыков и умений, оптимизация временных затрат на обучение. Охарактеризованы инновационные элементы электронного учебно-методического комплекса по войлоковалянию для студентов среднего профессионального и высшего образования, доступного на образовательном портале Алтайского государственного института культуры (Барнаул, Россия).

Ключевые слова: гипермедийные технологии, познавательная самостоятельность обучающихся, обучающиеся образовательных организаций высшего образования, метапредметные навыки, дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс, войлоковаляние.

В современном образовании важную роль в процессе обучения занимает самостоятельная работа обучающихся. Одновременно значительно возрастает ответственность преподавателей за стимулирование познавательной самостоятельности студентов. Однако педагог З. Д. Рашидова отмечает, что в процессе обучения в общеобразовательной школе формированию у учащихся умений самостоятельно приобретать знания не уделяется должного внимания. Поэтому свыше 80 % студентов на первых курсах обучения в высшем учебном заведении не в состоянии самостоятельно отыскать нужную информацию в рекомендуемых учебных и научных изданиях [1, с. 159].

Для нивелирования сложившейся ситуации разрабатываются различные учебно-методические комплексы, способствующие развитию познавательной самостоятельности, боль-

шую роль в этом ряду занимают мульти- и гипермедийные комплексы. Как указывает З. Д. Раши-дова, опираясь на исследования К. На1ш-Ка^еш2, «мультимедийное обучение - одна из приоритетных современных форм образования, предполагающая применение информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа-технологий. Основополагающей целью таких форм обучения является достижение саморазвития личности и повышение качества обучения на фоне улучшения управления учебным процессом» [1]. Понятие «гипермедиа» не должно вводить в заблуждение, это лишь, как считают многие исследователи, более высокая ступень мультимедиа [2]. Педагог С. О. Хамдамова указывает: «Гипермедиа (гиперсреда) - это мультимедиумная (многоканальная) база данных, предъявляющая на экран компьютера не только текстографиче-ские узлы как гипертекстовая система, но и фрагменты, состоящие из мультипликации, графических образов, звука, музыки, речи и видеопродукции» [2, с. 14].

Анализ литературных источников, освещающих особенности гипермедийного обучения, позволил выявить ряд положительных моментов такого обучения.

1. Насыщенная среда погружения позволяет повысить процент восприятия информации. Исследователями было выяснено, что люди запоминают только 20 % того, что они видят, и 30 % того, что они слышат. Также запоминается 50 % того, что видят и слышат, и целых 80 % того, что они видят, слышат, и делают одновременно [1].

2. Гипермедийное обучение обеспечивает дифференцированную педагогическую поддержку и возможность выбора обучающимися индивидуального маршрута познания. Для современного студента характерно наличие «клипового мышления» [3]. Это характеризуется быстрой сменой познавательных интересов, тяготением к развлечениям, недостаточным умением доводить работу до конца, рассеянностью внимания и др. Кроме того, отмечены прагматичное отношение к знаниям, тяжёлое переживание неудач, заниженная самооценка, упрямство. Когнитивные особенности современного обучающегося конфликтуют с традиционной, линейной, подачей информации. Тогда как при возможности выбора индивидуального познавательного маршрута, но дидактически скорректированного (систематичность и последовательность, связь теории с практикой, наглядность и доступность), такого конфликта не возникает. Этому способствуют такие положительные качества «клипового мышления», как способность к многозадачности и быстрому освоению различных технологий, высокая коммуникабельность, стремление к осуществлению практической деятельности с общественно востребованными результатами [3]. Это позволяет говорить об объективных возможностях для решения задач самостоятельной познавательной деятельности.

3. Использование мультимедиа-технологий повышает мотивацию к обучению [2]. Стимули-рующе-мотивационный компонент познавательной самостоятельности обучающихся, на наш взгляд, является важнейшим. Однако прямо или косвенно насыщенная среда мультимедиа также влияет на и другие компоненты познавательной самостоятельности [4]:

- целевой, неразрывно связанный с практическими потребностями и жизненными перспективами;

- содержательно-операционный, включающий три группы умений (интеллектуальные, общие учебные, специальные);

- эмоционально-волевой;

- оценочно-коррекционный.

4. В результате воздействия на вышеперечисленные компоненты познавательной самостоятельности развиваются метапредметные навыки и умения: внимание и наблюдательность, наглядно-образное мышление, формируются навыки анализа и синтеза, повышается степень самоконтроля.

5. Возможность дистанционного обучения. В свете событий, связанных с пандемией СОУГО-2019, дистанционное обучение обратило на себя пристальное внимание. «Дистанционное обучение - обучение с помощью средств телекоммуникаций, в котором субъекты образования, имея временную или пространственную удаленность, осуществляют учебный процесс, направленный

на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) самих субъектов образования» (А. В. Хуторской) [5].

К инструментам дистанционного обучения относятся [6]:

- сайты-порталы образовательных организаций, где размещены учебные материалы, организационная информация, а также база данных пользователей;

- интерактивные тренажёры и тесты, размещённые на сайте;

- интерактивное и авто-тестирование;

- форумы и чаты на образовательном сайте;

- телеконференции, вебинары - современные способы обучения, с использованием аудио и видео-трансляции, с возможностью показа презентационных материалов;

- электронная почта - для отправки каких-либо заданий и работ;

- мессенджеры (ICQ, QIP, WhatsApp и др.) используются для общения обучающихся и педагогов-тьюторов.

Несомненно, что классическая очная форма образования всегда будет иметь преимущество перед обучением на расстоянии. Несмотря на это, внедрение гипермедийных компьютерных технологий даёт возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации. Исходя из этого, дистанционная форма обучения, базирующаяся на современных гипермедиа-технологиях, в значительной степени дополняет традиционную форму, а в некоторых случаях повышает её качество и даже может заменить совсем.

Выделим несколько вариантов применения технологии дистанционного обучения:

- в качестве дополнительной поддержки основного курса обучения (технологиям ДО отводится вспомогательная роль);

- в качестве основы для самообразования (учащиеся самостоятельно осваивают готовые электронные образовательные продукты;

- в качестве основной образовательной технологии [8].

Кроме того, дистанционное обучение позволяет оптимизировать временные затраты всех участников учебного процесса (экономия времени на проезд, возможность пропуска тех информационных потоков, которыми обучающийся уже владеет, рациональное распределение рабочего времени, увеличение скорости поиска и т. д.).

Исследователь Л. О. Крайнова убедительно доказала, что персонифицированный учебный процесс дистанционного обучения обеспечивает становление познавательной самостоятельности обучающихся в более короткий срок по сравнению с традиционной моделью обучения [6].

Это происходит при условии:

- нелинейности обучения, обуславливающей индивидуальный темп;

- учёте возможностей и интересов обучающегося для выбора индивидуального познавательного маршрута;

- самостоятельного поиска путей решения проблемы.

Таким образом, гипермедийные образовательные комплексы имеют ряд преимуществ перед традиционным способом передачи информации. Данные комплексы нуждаются в разработке не только, например, в технических образовательных учреждениях, но и в учреждениях сферы культуры. Так, поиск эффективных способов обучения и форм организации работы при обучении вой-локовалянию в Алтайском государственном институте культуры привёл к разработке электронного учебно-методического комплекса (далее - ЭУМК) для студентов среднего профессионального и высшего образования. Войлоковаляние (валяние шерсти, фелтинг (от англ. Felt «войлок»)) -вид декоративно-прикладного искусства, в процессе которого происходит трансформация волокнистого шерстяного сырья в цельное войлочное объёмное изделие или полотно [9, с. 13]. Этот один из древнейших способов обработки шерсти возник ещё до н. э., но в XX в. в России был практически забыт (исключение составляют лишь промышленно изготовленные валенки и шапки для бань). Однако в наши дни искусство войлоковаляния вновь обращает на себя внимание

современных мастеров-прикладников, это связано как с эко-направленностью модных тенденций, так и с появившимся в продаже широким разнообразием используемого войлока (по виду, по толщине волокон, по методу обработки, по цвету и т. д.), ассортиментом различных включений, применяемых в войлоковалянии, многообразием техник и способов декорирования войлока [9].

Сам процесс создания изделий из войлока требует формирования определённых компетенций, как в сфере технологий валяния, так и дизайна (представление о форме, конструкции, пропорциях, акценте, колористическом видении, художественности). Несформированность первой группы компетенций сказывается на качественных характеристиках создаваемых войлочных изделий: неравномерность раскладки, неровность краёв (если дизайн не требует иного), дефекты посадки рукава, недовалянность изделия, приводящая к повышенной пиллингуемости (образование катышков, пиллей), вытягиванию отдельных деталей при носке, необратимой деформации при стирке [9, с. 14]. Отсутствие представлений о правилах дизайна приводит к созданию молодыми художниками-прикладниками продуктов с невысокими эстетическими достоинствами.

Структура и особенности ЭУМК по войлоковалянию позволяет ускорить процесс получения необходимых компетенций для разработки дизайна и создания качественных войлочных изделий. Так, гипертекстовая основа ЭУМК позволяет обучаемому практически моментально получить необходимую информацию именно по тем областям, в которых он «имеет пробелы». Это могут быть дизайн и колористика, а также символика и семантика национальных узоров на этапе дизайна изделия; некоторые знания из физики и химии потребуются на этапе раскладки шерсти. Этап раскраивания шаблона и (или) блокиратора для будущего изделия содержит элементы портняжного дела. Этап уваливания изделия потребует знаний о признаках готового войлока. Этап обработки готового войлока (вшивание подклада, пришивание пуговиц, вышивка, эко-принт и т. д.) задействует широчайшие возможности других декоративно-прикладных творчеств: вязание, вышивка, вырезание декоративных пуговиц, швейное дело, крашение и пр.

Терминология войлоковаляния сложна и обширна, это относится и к названиям материалов, используемых в процессе, и к техникам, и к процессу войлоковаляния. Тщательно структурированный учебный материал, последовательно введённые интерактивные данные, сопроводительный текст, компьютерная анимация, фотоматериалы, видео позволят обучающемуся намного оперативнее структурировать для себя полученные знания. Это связано с тем, что выбранная студентом оптимальная линия изучения материала и удобный темп работы будет соответствовать его психофизиологическим особенностям [9, с. 112].

Как указывает С. И. Паскробка, нет необходимости идеализировать и абсолютизировать место компьютера в учебном процессе, поскольку «компьютер не заменяет преподавателя и в ближайшем будущем не сможет этого сделать» [9, с. 111]. Тем не менее, ЭУМК по войлоковалянию -незаменимое подспорье для самостоятельного изучения теоретического материала курса учебной дисциплины «Текстильные виды искусства». Здесь своевременно размещается информация о различных фестивалях и трансляциях, посвящённых войлоковалянию, объявления организационного характера. Глоссарий облегчает задачу создания словаря терминов для преподавателя, а для обучающегося - запоминания и структурирования. Кроме того, статьи в этом разделе могут быть дополнены всеми участниками обучения (а не только преподавателем), а также оценены ими, другими словами, есть возможность совершенствовать опыт студента в самостоятельной исследовательской работе.

Блок «История развития валяния из войлока» описывает различные легенды о создании войлока, исторически сложившиеся линии войлоковаляния: Анатолийско-иранская, Пазырыкская, Сюннусцкая и Европейская традиция войлоков [10]. В тексте содержатся ссылки на более подробную информацию. Например, более детально можно узнать о древнегреческом историке Геродоте, описавшем технику войлоковаляния в V веке до н. э., о поселениях времен неолита Чатал-Хююк, о Пазырыкских курганах Горного Алтая. Кроме того, тема завершается ссылками на литературу по теме и на созданные в сети Интернет сообщества любителей войлока и сайты

известных во всём мире мастеров войлоковаляния (Шерстиваль онлайн, Feltfaction, «Etno Art Fest», «Soul-Of-Felt», «FeltStyle» и др.).

Блок «Теория войлоковаляния» содержит классификации, предлагаемые в этой области, описание этапов мокрого и сухого валяния. Данный блок лекций постоянно дополняется, так как обновляются сведения о результатах работы мастеров войлоковаляния. Так, некоторое время назад закончился «Весенний Шерстиваль - 2020» (24.03 - 6.04.20), в рамках которого транслировались новые мастер-классы. Уникальная информация, собранная мастерами, нуждается в научной обработке и размещении в карточках-рубрикаторах лекций. Примером является информация, предоставленная мастером О. В. Гуляевой о возможностях использования в войлоковалянии вискозной бумаги. В этот раздел добавлены видео-уроки, прошедшие модерацию и рекомендованные к просмотру: «Инструменты для валяния», «Материалы для валяния», «Валяние: усадка, виды шерсти и способы раскладки», «Дополнительные материалы, используемые в мокром валянии: шёлковые квадраты» фелтмастеров Н. С. Демидовой, Е. В. Найдёновой и др.

Таким образом, одной из главных особенностей дистанционного обучения является возрастающая роль самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. При дистанционном образовании обучающиеся отходят от привычной лекционно-семинарской системы, так как большую часть учебного материала они изучают самостоятельно. Это требует от них больших усилий и чёткой организации своего учебного дня. Усиливается значение личностной мотивации учебной деятельности со стороны обучающихся, возрастает степень свободы при выборе материалов дисциплины и глубины её изучения. Разработка электронных учебно-методических комплексов, обучающих программ, в которых используются средства мультимедиа, позволяет значительную часть учебного процесса оптимизировать с помощью телекоммуникационных средств. Именно гипермедиа курсы представляют методическую основу дистанционной формы обучения.

Список литературы

1. Рашидова, З. Д. Эффективное использование мультимедиа-технологий в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата. - 2018. - № 4. - С. 158-160.

2. Хамдамова, С. О. Эффективность использования мультимедиа и гипермедиа на занятиях английского языка // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 14. - С. 13-16.

3. Землинская, Т. Е. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента / Т. Е. Землинская, Н. Г. Ферсман // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 4. -С. 153-160.

4. Торосян, В. Ф. Формирование познавательной самостоятельности студентов (на примере интегрированной системы «завод - втуз») : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2006. - 31 с.

5. Крайнова, Л. О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2014. - 26 с.

6. Шаховалов, Н. Н. К вопросу об использовании современных цифровых технологий в инклюзивном образовании высшей школы // Инклюзивное образование в сфере культуры : матер. всерос. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 20 апр. 2019 г.). - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2019. - С. 261-267

7. Можаева, Г. В. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Вестник Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири». - 1999. - Вып. 1. - С. 40-49.

8. Неприятель, Ю. А. «Хорошо забытое» войлоковаляние в России: тенденции развития // Войлок: традиции, современность, перспективы : матер. межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. возрождению древнейшего промысла войлоковаляния в рамках проекта «Степной путь кочевника». - Абакан : Хакасский гос. ун-т, 2019. - С. 13-15.

9. Паскробка, С. И. Электронный учебник в инновационном образовании // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. 2008. - № 3. - С. 111-115.

10. Царева, Е. Г. К истории техники и иконографии настенных занавесей «джыйгыч кий-из» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 4. -С. 23-31.

Nikolai N. Shakhovalov, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

snn_19 79@mail.ru

Iulia A. Nepriyatel

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

neprijatel-art@yandex.ru

A ROLE OF HYPERMEDIA TECHNOLOGIES IN STUDENTS' COGNITIVE SELF-SUPPORT TRAINING WITHIN THE FRAMES OF LONG-DISTANCE LEARNING OF TEXTILE BRANCHES OF ART

Abstract. The article considers an increasing role of hypermedia technologies in pedagogical process run in today's Russian educational institutions of higher education; the authors' thoughts on significance of hypermedia in building up long distance students' cognitive independence are given. The authors of the paper point out to several positive consequences for students because of rising of a share of multimedia education complexes in general sum of didactic resources, such as substantial growth of information perception quality level, strengthening students' educational motivation, personification of pedagogical support, metadisciplinary skills development, educational time-cutting. Also, the article discloses some innovative elements of electronic educational and methodical complex dedicated to felting accessed in educational web portal of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia).

Keywords: hypermedia technologies, students' cognitive self-support, students of educational institutions of higher education, metadisciplinary skills, long distance education, electronic educational-methodical complex, felting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.