Научная статья на тему 'Роль Германии в военной миссии ЕС «Есфор др Конго»'

Роль Германии в военной миссии ЕС «Есфор др Конго» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ОПБО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ / КОНГО / GERMANY / CSDP / EUROPEAN UNION / SECURITY POLICY / CONGO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочев Игорь Александрович

Анализируется роль Германии в военной миссии Европейского союза в Демократической Республике Конго (2006) на предмет соответствия миссии национальным интересам, участия в формировании повестки дня и процессе принятия решений, участия в планировании и проведении операции, военного и финансового участия. Делается вывод о том, что лидерство ФРГ в операции было формальным, а ее роль в практике общей политики безопасности и обороны ЕС периферийна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germany's role in EU military mission ''EUFOR RD Congo''1

It is well known that the Common Security and Defence Policy (CSDP) of the European Union (EU) is an intergovernmental component of European integration. It means that the CSDP is determined by the EU member states. Therefore understanding of the CDSP is conditioned by the understanding of the different member states positions. Many scholars argue that Germany being an EU driving force plays a leading role in the CSDP too. The author revises this thesis by analyzing German foreignpolicy behavior during one of the practical ESDP challenges the EU military mission in the Democratic Republic of Congo, EUFOR RD Congo (2006). He finds out whether the mission met German national interests, to what degree Germany participated in the agendasetting and decision-making process, what Germany's military and financial contribution was. The author comes to a conclusion that Germany's role in the operation was twofold. On the one hand, it proved itself as a real leader nation by assuming the responsibility for planning and strategic management of the mission as well as contributing 1/3 of the military contingent and covering 1/5 of the expenses incurred. On the other hand, a practical dimension demonstrated Germany's weak points and secondary role played in the CSDP. The Congo mission was put on the European agenda by France and Belgium, not Germany. In contrast to the both ex-colonial powers, EUFOR RD Congo was not in Germany's national interest, but in spite of this Berlin got involved in the mission. The formal leadership and military participation resulted solely from the strong diplomatic and informal pressure exerted by partners. At the same time Germany's internal political controversy and difficult procedural questions considerably restrained preparation for the operation, threatened with its frustration and thereupon blocked its logical prolongation. German headquarters in Potsdam faced difficulties in planning and coordination of EUFOR RD Congo. German armed forces had problems with supplies and training of personnel, its practical contribution to general success was minimal inter alia owing to the national limitations of its application geography. The author concludes, that partners' as well as some scholars' expectations in relation to Germany's contribution to the CSDP are higher than German political willingness and real military potential.

Текст научной работы на тему «Роль Германии в военной миссии ЕС «Есфор др Конго»»

И.А. Кочев

РОЛЬ ГЕРМАНИИ В ВОЕННОЙ МИССИИ ЕС «ЕСФОР ДР КОНГО»

Анализируется роль Германии в военной миссии Европейского союза в Демократической Республике Конго (2006) на предмет соответствия миссии национальным интересам, участия в формировании повестки дня и процессе принятия решений, участия в планировании и проведении операции, военного и финансового участия. Делается вывод о том, что лидерство ФРГ в операции было формальным, а ее роль в практике общей политики безопасности и обороны ЕС периферийна.

Ключевые слова: Германия; ОПБО; Европейский союз; политика безопасности; Конго.

Многие исследователи, опираясь на тезис «ФРГ -локомотив европейской интеграции», склонны видеть Германию движущей силой во всех сферах деятельности ЕС, в том числе в Общей политике безопасности и обороны (ОПБО) [1. С. 16-17]. Справедливость данного утверждения можно подтвердить или опровергнуть, проследив за внешнеполитическим поведением Берлина в ходе конкретных вызовов европейской безопасности. Военная миссия «ЕСФОР ДР Конго» (30.07. -30.11.2006) - одна из крупнейших, проведенных ЕС за пределами европейского континента без опоры на ресурсы НАТО. Известно, что руководство операцией осуществляла ФРГ. Но насколько велико было реальное участие ФРГ в миротворческой миссии в Демократической Республике Конго?

27 декабря 2005 г. Ж.-М. Геэнно, заместитель Генерального секретаря ООН по миссиям по поддержанию мира, обратился к ЕС с просьбой предоставить резервные силы для поддержки Миссии ООН в ДР Конго (МООНДРК) в период проведения первых свободных выборов, назначенных на лето 2006 г. [2]. Поскольку обращение миновало обычный для таких случаев механизм предварительных консультаций, оно стало сюрпризом для всех стран - членов ЕС, включая ФРГ, кроме Франции [3. С. 120]. Последнее обстоятельство порождало подозрения, что инициатива ООН родилась не в Нью-Йорке, а в Париже [4. С. 10], тем более что Ж.-М. Геэнно - француз по национальности. В Брюсселе помимо Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности Х. Соланы идею поддержала лишь Европейская комиссия, прежде всего в лице комиссара по развитию и гуманитарной помощи Л. Мишеля [5. С. 17], экс-министра иностранных дел Бельгии, что давало повод усомниться в его непредвзятости, ведь в 1885-1960 гг. Конго была бельгийской колонией. Неслучайно, что в итоге решение о проведении миссии в Совете ЕС продавили именно Франция и Бельгия [6. С. 22, 26]. Бывшие колониальные державы поддерживали тесные политические и экономические связи с ДРК [7. С. 52], и многосторонняя операция по стабилизации обстановки под флагом ЕС безусловно защищала их интересы в Центральной Африке. Кроме того, обе страны немало инвестировали в ДРК ранее на дву- и многосторонней основе, в том числе в рамках ЕС.

Поэтому любая дискуссия вокруг миссии так или иначе касалась инструментализации ЕС франкофонами. С началом обсуждения возможного участия бундесвера немецкая пресса напрямую обвиняла колониальные державы в стремлении использовать ресурсы ФРГ в своих целях [8. С. 30]. На самом деле, Германия не имела никаких прямых интересов в операции за исключением поддержки многонациональных институтов

безопасности в лице ООН и ЕС и чересчур абстрактных, таких как доступ к конголезскому сырью и предотвращение потока беженцев в Европу. Неслучайно эти интересы были озвучены официальными лицами уже после принятия решений [9-10], очевидно, для того чтобы убедить бундестаг поддержать участие бундесвера. Еще в марте большинство партий выступали против: «Левые», СвДП, ХСС, а также большинство ХДС, - однозначно «за» были лишь «Зеленые» и большая часть СДПГ [11]. При таком раскладе запланированная на март отправка миссии ЕС могла просто не состояться. Поэтому перенос первого тура выборов в ДРК с 29 апреля на 30 июля стал настоящим спасением репутации ФРГ.

Участие Германии поддерживали лишь Министерство помощи развивающимся странам и МИД, для которого ЕСФОР ДРК имела большое символическое значение в контексте ОПБО, в то время как Министерство обороны выступало однозначно против [11], ссылаясь на отсутствие национальных интересов и миротворческого опыта в Африке. В этих условиях ответственность за принятие решения ложилась на канцлера А. Меркель. После первых предложений Франции по совместному участию в операции министр обороны Ф.Й. Юнг заявил 13 января, что бундесвер по финансовым и кадровым соображениям не может себе позволить участие в дополнительных операциях за рубежом, но под давлением Ведомства федерального канцлера обещал подумать [8. С. 31]. Изначально Ж. Ширак предлагал отправить в ДРК германо-французскую боевую группу ЕС, что было неприемлемо для ФРГ, поскольку эта группа состояла из 4 французов и 1 500 немцев [12]. Поэтому вслед за отказом А. Меркель на франко-германском саммите в Версале 23 января Ж. Ширак предложил компромиссное решение: 1/3 сил ЕС поставит Франция, 1/3 - ФРГ, 1/3 - другие страны ЕС. Принимая во внимание внутриполитические сложности, А. Меркель вряд ли бы приняла и это предложение, если бы не настойчивость ее советника по внешней политике К. Хойсгена, бывшего начальника отдела планирования при Х. Солане. Именно это обстоятельство дало повод ХСС заподозрить последнего в государственной измене и потребовать подробных объяснений [8. С. 31].

Предварительный характер договоренностей позволял Минобороны надеяться на минимальное участие ФРГ и саботировать подготовку миссии. Так, представители ФРГ не поехали на рекогносцировочную миссию ЕС в ДРК 30 января - 2 февраля [13. С. 33], демонстративно отстраняясь от процесса планирования. Самым острым оказался вопрос о штаб-квартире операции. Так как у ЕС нет собственного

штаба, всякий раз его предоставляет одна из стран-членов. В данном случае Франция уже провела в 2003 г. миссию ЕС «Артемис» в ДРК и была заинтересованной стороной, Великобритания была связана обязательствами в Афганистане и Ираке, в Италии шла предвыборная борьба, а греческая штаб-квартира была еще не аккредитована [7. С. 52-53]. Поэтому среди всех штаб-квартир соответствующего уровня оставался штаб в Потсдаме (ФРГ). Однако Ф.Й. Юнг трижды отвергал настойчивые предложения коллег: в конце января и дважды в феврале [6. С. 22-23]. Дело в том, что предоставляющая штаб страна автоматически брала на себя политическую ответственность, планирование и руководство операцией, а также занималась поиском и формированием вооруженных сил, как правило, внося наибольший вклад. Ни одно из этих обязательств Германию не устраивало. В условиях отсутствия альтернатив Франция продолжила давление на ФРГ. По словам сотрудника отдела военной политики и контроля за вооружением Главного штаба бундесвера, «немцев бы никогда не было в Конго, если бы французы их не вынудили» [14. С. 113]. По признанию источника из Отдела стратегических вопросов французского министерства обороны, каждый из его коллег использовал все свои личные связи для того, чтобы убедить немцев принять участие в операции под флагом ЕС [14. С. 114].

Наконец, на встрече министров обороны ЕС в Инсбруке 6 марта Ф.Й. Юнг озвучил готовность ФРГ возглавить операцию, но при соблюдении пяти условий: согласие Правительства ДРК на проведение операции; легитимация соответствующим мандатом Совбеза ООН; существенное военное участие других стран - членов ЕС помимо Германии и Франции; географическая концентрация в столице ДРК Киншасе; ограничение срока операции четырьмя месяцами [15]. При этом Федеральное правительство надеялось, что и.о. президента ДРК Ж. Кабила не допустит присутствия сил ЕС и в миссии не будет необходимости либо процедуры согласования и принятия резолюции в Совбезе затянутся и она будет неактуальна [16. С. 41]. Третье условие противоречило традиционному процессу планирования операций ЕС и здравому смыслу: немцы предлагали сформировать контингент ЕС до того, как будет разработана военно-поли-тическая концепция миссии, которая в свою очередь обусловлена назначением штаб-квартиры и главнокомандующего. Этот замкнутый круг остановил процесс планирования еще до его начала. По словам инсайдера, бывшего служащего военного штаба ЕС, из-за одного нежелания немцев брать на себя ответственность за планирование и руководство операцией в ДРК вся миссия стояла под угрозой срыва: «Нам очень, очень повезло: если бы выборы не отложили, то мы бы не успели подготовить миссию к назначенному сроку» [13. С. 34].

После безуспешных самостоятельных попыток Х. Солана предложил ФРГ возглавить переговоры по вопросу военного участия других стран ЕС в ЕСФОР ДРК [17], которые состоялись в Берлине 20 марта, сразу после того, как верховный представитель получил согласие Ж. Кабилы на отправку миссии в ДРК [7.

С. 54]. В обмен на гарантии участия третьих стран ФРГ согласилась предоставить штаб-квартиру и главнокомандующего операции, в то время как Франция должна была возглавить штаб сил ЕС непосредственно в Киншасе [18]. 23 марта Европейский совет принял решение о проведении ЕСФОР ДРК, а 28 марта отправил положительный ответ Генсеку ООН - спустя три месяца (!) после запроса [2]. 4 апреля Комитет по политике и безопасности Совета утвердил состав многонационального штаба в Потсдаме, 12 апреля он был готов к работе [19].

25 апреля Совбез ООН выдал мандат на проведение ЕСФОР ДРК, в задачи которой входило оказание содействия МООНДРК, защита гражданских лиц, охрана аэропорта в Киншасе, обеспечение безопасности и эвакуация лиц, оказавшихся в опасности (прежде всего международных наблюдателей и дипломатов) [20]. При этом были соблюдены четвертое и пятое условия участия ФРГ. Но правительству ФРГ понадобилось еще три недели на межведомственное согласование деталей немецкого вклада, чтобы 17 мая представить их на голосование в бундестаг [21]. 1 июня 440 депутатов проголосовали «за», 135 - «против» и 6 воздержались [22], что позволило, наконец, 12 июня запустить миссию численностью 4 000 чел., из которых 1 600 - стратегический резерв в Европе, 2 400 - силы ЕС в Киншасе (1 100) и в габонском Либревиле (1 300), представленную 21 страной ЕС и Турцией. Наибольший вклад внесли Франция (1 090 чел.), Германия (780), Испания и Польша (по 130), Бельгия (60), Швеция (55) [4. С. 9]. Сумма расходов на участие всех стран, по некоторым данным, составила около 100 млн евро [5. С. 19], из них 56 млн потратила ФРГ [21. С. 4]. Общие расходы составили 23 млн евро, доля ФРГ согласно механизму «Атена» составила 20,07% [23].

В целом миссия ЕС прошла успешно и справилась с поставленными задачами без единой потери, имея скорее сдерживающий эффект. Единственным серьезным вызовом стали столкновения 20-22 августа между силами, подчиненными Ж. Кабиле и его главному конкуренту Ж.-П. Бембе, рядом с резиденцией последнего во время приема дипломатов ООН и ЕС [19, 24]. Тогда ЕСФОР силами 130 испанских легионеров (единственная боеспособная на тот момент группа в Киншасе) и МООНДРК способствовали деэскалации конфликта и эвакуировали дипломатов, в то время как польская военная полиция обеспечивала охрану европейских баз [7. С. 56].

Именно этот случай поставил вопрос о продлении мандата ЕСФОР. В частности, на этом настаивали Франция и Бельгия, а также Испания и ряд неправительственных организаций [24. С. 8], опасаясь кровопролития после вывода ЕСФОР [6. С. 28]. Пик вооруженного противостояния большинство экспертов прогнозировали на конец ноября - начало декабря, что было связано с оглашением окончательных результатов и инаугурацией выбранного президента. Поэтому вывод сил ЕС 30 ноября ставил под вопрос смысл всей миссии. На продлении мандата настаивали также ООН, национальные послы и специальный представитель ЕС в ДРК, Европейская комиссия, Европейский парламент, ЕСФОР, гражданские миссии ЕС [5. С. 18]

и немецкая оппозиция (СвДПГ и «Зеленые») [25]. Но это логичное решение было заблокировано ФРГ, которая не хотела рисковать и задерживаться в Конго на неопределенный срок [6. С 29]. Так, на встрече министров обороны ЕС из-за позиции Германии провалилась попытка Франции продлить миссию до конца 2006 г. [26]. Не помогло даже личное обращение председателя временного Президиума Национального собрания ДРК Ж.М. Туби к немцам с просьбой сохранить военное присутствие [27]. В результате, уже после вывода сил ЕС, в марте 2007 г. республиканская гвардия Ж. Кабилы беспрепятственно атаковала резиденцию Ж.-П. Бембы. 300 чел. погибли, а сам Бемба бежал из страны [28].

Оценка работы немецкого штаба далека от идеальной. По признанию большинства офицеров, вовлеченных в политико-стратегическое планирование ЕСФОР ДРК, для процесса планирования операции было характерно скорее хаотичное развитие. В силу перегруженности штаб-квартиры в Потсдаме миссиями в Афганистане и Косово и недостатка опыта львиная доля микроменеджмента ЕСФОР ДРК пришлась на гражданско-военную группу Военного штаба ЕС, которая обеспечивала Потсдам большей частью стратегической информации, в том числе разработала концепцию и план операции [13. С. 34]. Главнокомандующий миссией генерал-лейтенант К. Фир-эк, ранее не участвовавший в миротворческих операциях, должен был сотрудничать с Отделом миротворческих операций ООН по вопросам своей миссии [14. С. 112], но обеспечить организацию ЕСФОР ДРК в должной мере так и не смог - целый ряд координационных вопросов возник лишь по прибытии европейских сил в ДРК. В частности, выяснилось, что ЕСФОР и МООНДРК по-разному интерпретируют мандат ЕС [5. С. 27]: с точки зрения МООНДРК, ЕСФОР находились у нее в подчинении, в то время как ЕС настаивал на их автономности. Немецкий генерал совершал и более очевидные ошибки: например, во время обострения обстановки в августе взял недельный отпуск и уехал в Швецию [29].

Гораздо лучше проявил себя французский генерал-майор К. Дамей, командующий оперативным штабом сил ЕС в Киншасе. Несмотря на отсутствие институциональных основ взаимодействия сил ЕС и ООН, ему удалось преодолеть вытекающие из этого проблемы, в том числе в самом сложном вопросе - логистике. Сказался опыт командования в многонациональных операциях в Ливане и Косово, а также очень хорошие рабочие и личные отношения с командующим силами МООНДРК сенегальским генерал-лейтенантом Б. Гайе [5. С. 35].

Роль бундесвера в ЕСФОР ДРК была априори невелика. Мандат Совбеза разрешал использовать силы ЕС на территории всей ДРК, в то время как мандат бундестага - лишь в Киншасе. Но в Киншасе находилось лишь 280 немцев, которые занимались вопросами обеспечения и информированием населения. Все боеспособные подразделения бундесвера оставались в Габоне, в 850 км от столицы ДРК, что сводило их значи-

мость на нет. Так, во время августовских событий 130 немецких десантников прибыли в Киншасу, когда столкновения уже закончились [30]. За все время операции солдаты бундесвера не произвели ни одного выстрела [31], и менее десяти человек находились в состоянии боевой готовности [25]. Кроме того, жесткое географическое ограничение мандата бундесвера значительно сковывало оперативность сил ЕС. В частности, в случае необходимости использования сил ЕС за пределами Киншасы пришлось бы прибегать к сложной ротации: перебросить французов из Киншасы в район боевого применения, а на их место - немецких десантников из Либревиля [4. С. 10]. Серьезные вопросы вызывало психологическое состояние и материально-техническое обеспечение бундесвера. Солдаты были против решения бундестага, боялись жаркого климата, СПИДа и стрелять в вооруженных детей [32]; они не имели адекватного летнего обмундирования и чуть было не улетели в Африку с зимними спальными мешками [33].

Таким образом, по формальным критериям ФРГ проявила себя как настоящий лидер европейской политики безопасности: осуществляла стратегическое руководство из собственной штаб-квартиры, поставила 1/3 всего военного контингента и оплатила 1/5 общих расходов на операцию. Но внимательный анализ обнаруживает обманчивость поверхностного наблюдения: инициатива по проведению операции принадлежала не ФРГ, а Франции и Бельгии и отвечала их национальным интересам, а не интересам ФРГ; формальное лидерство и военное участие ФРГ стало возможным лишь в результате мощного дипломатического и неформального давления со стороны партнеров; внутриполитические разногласия и процедурные вопросы в ФРГ значительно сдерживали подготовку миссии, угрожали ее срывом, а затем заблокировали ее логичное продление; немецкий штаб в Потсдаме с трудом справлялся с планированием и координацией операции; бундесвер испытывал проблемы с материально-техническим обеспечением и подготовкой личного состава, его практическое участие в общем успехе было минимальным, а ограничение географии применения сковывало оперативность всей миссии; финансовое участие Франции было лишь немногим меньше немецкого, а ее военнослужащие составили 45% контингента ЕС; наиболее важное, оперативное командование войсками и координацию с МООНДРК осуществлял французский штаб в Киншасе.

По признанию дипломата из Ведомства федерального канцлера, одним из уроков ЕСФОР ДРК стало то, что ФРГ испытывает значительные затруднения с ролью страны-лидера в военной операции [14. С. 119]. С. Б. Гарайс, один из ведущих экспертов по политике безопасности, сформулировал более жестко: «Германия была не готова к оперативному руководству миссией с политической и военной точки зрения и действовала соответствующе неуверенно» [34]. Поэтому можно заключить, что ожидания партнеров, а также некоторых исследователей в отношении вклада ФРГ в ОПБО гораздо выше ее политической готовности и реальных военных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенов О.Ю. Эволюция деятельности ФРГ в области европейской безопасности (1990-2005 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород : РГБ,

2007.

2. Письмо Генерального секретаря от 12.04.2006 на имя Председателя Совета Безопасности. S/2006/219.

3. Gross E. The Europeanization of National Foreign Policy. Continuity and Change in European Crisis Management. Basingstok e: Palgrave Macmillan,

2009.

4. EhrhartH.-G. EUFOR RD Congo: a preliminary assessment // European Security Review. 32/2007. P. 9-12.

5. Major C. EU-UN cooperation in military crisis management: the experience of EUFOR RD Congo in 2006. Paris : ISS, 2008.

6. Dembinski M., Förster C. Die EU als Partnerin der Vereinten Nationen bei der Friedenssicherung. Zwischen universalen Normen und partikularen

Interessen. HSFK-Report 7/2007. Frankfurt a/M., 2007.

7. Tull D.M. EUFOR RD Congo: ein Erfolg, aber kein Erfolgsmodell // Die EU als strategischer Akteur in der Sicherheits- und Verteidigungspolitik /

M. Asseburg, R. Kempin. Berlin : SWP, 2009. S. 50-61.

8. Bundeswehr: Die Kongo-Falle // Der Spiegel. 13/2006. S. 30-31.

9. Merkel: Kongo-Einsatz ist gemeinsame Aufgabe // FAZ. 20.03.2006.

10. Spiegel-Gespräch: Klares deutsches Interesse // Der Spiegel. 30/2006. S. 22-25.

11. Kongo-Mission: Verkehrte Welt // Zeit-Online, 22.03.2006. URL: http://www.zeit.de/online/2006/13/Kongo (12.01.2012).

12. Europa: Abwehr in Versailles // Der Spiegel. 4/2006. S. 19.

13. Simon L. Command and Control? Planning for EU military operations. Paris : ISS, 2010.

14. Deschaux-Beaume D. Die militärischen und diplomatischen Akteure Deutschlands und Frankreichs in der ESVP. Praktiken und Vorstellungen. Strausberg : Wehrbereichsverwaltung Ost, 2008.

15. Jung fordert mehr EU-Solidarität für Kongo-Einsatz // FAZ. 7.03.2006.

16. Aussenpolitik: Der Kongo-Bluff // Der Spiegel. 10/2006. S. 40-41.

17. Union: Skepsis bei Kongo-Einsatz // Die Welt. 15.03.2006.

18. Kongo: Alles geregelt? // Zeit-Online, 20.03.2006. URL: http://www.zeit.de/online/2006/12/Kongo (12.01.2012).

19. Viereck K. EUFOR RD Congo. Europe can do it // Truppendienst. 2007. № 3. S. 253-258.

20. Резолюция 1671 (2006), принятая Советом Безопасности на его 5421-м заседании 25.04.2006. S/RES/1671.

21. Antrag der Bundesregierung, Drucksache 16/1507. Deutscher Bundestag. 17.05.2006. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/16/015/1601507.pdf

(12.01.2012).

22. Bundeswehr: Signal für Afrika // Zeit-Online, 2.06.2006. URL: http://www.zeit.de/online/2006/23/Kongo-Bundeswehr-Einsatz (12.01.2012).

23. EU Council Secretariat, Factsheet “Financing of ESDP operations”, June 2007. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/ ATHENA_june_2007.pdf (12.01.2012).

24. Securing Congo’s Elections: Lessons from the Kinshasa Showdown // Crisis Group Africa Briefing. № 42. 2 October 2006.

25. Ende der Kongo-Mission: Rückzug mit Zweifeln // Spiegel-Online, 22.11.2006. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/0,1518,druck-

450146.00.html (12.01.2012).

26. Kongo: EU-Truppe soll länger bleiben // TAZ. 21.10.2006.

27. Weihnachten am Äquator? Grüne wollen Kongo-Einsatz verlängern // Spiegel-Online. 29.11.2006. URL: http://www.spiegel.de/politik/ ausland/0,1518,druck-451444,00.html (12.01.2012).

28. United Nations Human Rights Office. “Serious Human Rights violations committed in aftermath of Kinshasa events of March 2006”. 7.01.2008. URL: www.monuc.org/News.aspx?newsID=16401 (12.01.2012).

29. Kongo-Kommandeur Viereck: Scharfer Rüffel von den Kameraden // Spiegel-Online. 30.08.2006. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/ 0,1518,434284,00.html (12.01.2012).

30. Kämpfe in Kinshasa: Deutsche Fallschirmjäger verstärken Eufor-Truppe im Kongo // Spiegel-Online. 22.08.2006. URL: http://www.spiegel.de/ poli-tik/ausland/0,1518,druck-432951,00.htm (12.01.2012).

31. Kongo-Einsatz: Deutscher Rückzug um jeden Preis // Spiegel-Online. 30.10.2006. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/0,1518,druck-

445515.00.html (12.01.2012).

32. Afrika-Mission: Bundeswehr-Soldaten lehnen Kongo-Einsatz ab // Spiegel-Online. 1.06.2006. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ 0,1518,419154,00.html (12.01.2012).

33. Bundeswehr: Falsche Stiefel für den Kongo // Spiegel-Online. 4.07.2006. URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/0,1518,424961,00.html (12.01.2012).

34. Gareis S.B. Deutschlands Außen- und Sicherheitspolitik. Eine Einführung. Opladen : Verlag Barbara Budrich, 2006.

Статья представлена научной редакцией «История» 10 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.