Научная статья на тему 'Роль Германии в Европейском союзе: старые задачи и новые вызовы'

Роль Германии в Европейском союзе: старые задачи и новые вызовы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3462
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / БРЕКЗИТ / ИНТЕГРАЦИЯ / GERMANY / EUROPEAN UNION / BREXIT / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Проценко Станислав Евгеньевич

В статье дана характеристика месту и роли Германии в Европейском союзе с момента его создания, описаны цели и задачи ФРГ как страны-участницы ЕС, отмечена ее лидирующая роль в этом объединении. Автор рассмотрел влияние Брекзита на роль и перспективы Германии в ЕС и пришел к выводу, что отрицательных моментов в связи с предстоящим выходом Великобритании из Евросоюза больше, чем положительных. Однако, наряду с новыми вызовами, существуют и положительные моменты, которые может использовать руководство ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germany's role in the European Union: old goals and new challenges

The article describes the place and role of Germany in the European Union since its creation, notes the goals and objectives of Germany as a member state of the EU, and emphasizes its leading role in this organization. The author considered the impact of Brexit on the role and prospects of Germany in the EU and concluded that there are more negative aspects in view of the upcoming exit of the UK from the European Union than positive ones. However, along with new challenges, there are also positive aspects which can be used by the leaders of Germany.

Текст научной работы на тему «Роль Германии в Европейском союзе: старые задачи и новые вызовы»

Роль Германии в Европейском союзе: старые задачи и новые вызовы Germany's role in the European Union: old goals and new challenges

Проценко Станислав Евгеньевич

Студент 3 курса

Факультет Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет улица Смольного, 1/3, подъезд № 8, Санкт-Петербург, 191060

e-mail: protsenko_stas@mail.ru

Protsenko Stanislav Evgenievich

Student 3 term

Faculty of Faculty of international relations Saint Petersburg state University Smolny street, 1/3, entrance № 8, St. Petersburg, 191060 e-mail: protsenko_stas@mail.ru

Аннотация.

В статье дана характеристика месту и роли Германии в Европейском союзе с момента его создания, описаны цели и задачи ФРГ как страны-участницы ЕС, отмечена ее лидирующая роль в этом объединении. Автор рассмотрел влияние Брекзита на роль и перспективы Германии в ЕС и пришел к выводу, что отрицательных моментов в связи с предстоящим выходом Великобритании из Евросоюза больше, чем положительных. Однако, наряду с новыми вызовами, существуют и положительные моменты, которые может использовать руководство ФРГ.

Annotation.

The article describes the place and role of Germany in the European Union since its creation, notes the goals and objectives of Germany as a member state of the EU, and emphasizes its leading role in this organization. The author considered the impact of Brexit on the role and prospects of Germany in the EU and concluded that there are more negative aspects in view of the upcoming exit of the UK from the European Union than positive ones. However, along with new challenges, there are also positive aspects which can be used by the leaders of Germany.

Ключевые слова: Германия, Европейский союз, Брекзит, интеграция.

Key words: Germany, European Union, Brexit, integration.

Германия - это одна из самых еврооптимистичных стран Европы. Ни одна из значимых политических сил не подвергала сомнению преимущества процессов европейской интеграции для ФРГ. Если между ними и существуют противоречия, то только в том, какие аспекты европейской интеграции важны для конкретных партий.

После войны новое немецкое руководство во главе с К.Аденауэром стремилось избежать повторения трагических событий времен Гитлера и не допустить изоляции Германии и роста каких-либо реваншистских настроений внутри страны. Из этих соображений К.Аденауэр занял жесткую позицию в отношении к предложению Н.Хрущева по нейтрализации Германии и ее неучастию в военных блоках. Понимая, что в условиях биполярного противостояния Германия не сможет ни остаться нейтральной, ни вести самостоятельную внешнюю политику, немецкий канцлер выбрал путь евроинтеграции и участия в международных организациях (Западноевропейский союз, Совет Европы, НАТО). Скорость и оптимизм, с которыми осуществлялись проекты европейской интеграции, объясняются несколькими причинами. Во-первых, это стремление объединить экономики европейских стран и сделать их взаимозависимыми, прежде всего, речь о Франции и Германии, чтобы не допустить войну между ними. С этой целью был поддержан план Шумана и в 1952 году создано Европейское объединении угля и стали. Во-вторых, некоторые немецкие политики считали, что американцы будут заинтересованы в том, чтобы иметь на своей стороне не одну страну, а объединенную наднациональную Европу,

что впоследствии обеспечит защиту территории Германии с помощью американских войск. В -третьих, немецкий истеблишмент во главе с канцлером Аденауэром видели угрозу с Востока, перед лицом которой необходимо было быстрыми темпами наращивать интеграцию. Причины заинтересованности в интеграции можно искать и в положении Германии на карте. Если у других стран, находящихся на периферии Европы могут быть другие векторы внешней политики (например, латиноамериканский у Испании и Португалии, евразийский у России), то Германия граничит лишь с европейскими государствами и омывается внутренними морями Европы. Хоть это и не мешает ФРГ устанавливать и поддерживать отношения со странами, далекими от Европы, этот вектор для страны является неотъемлемым.

ФРГ поддержала как создание в 1957 году, так и дальнейшее расширение Европейского экономического сообщества. В 1981 и в 1986 году, когда в Сообщество вступали страны Южной Европы, руководство Германии прилагало немалые усилия, чтобы убедить скептиков в необходимости расширения на юг. При отсутствии необходимости тратить огромные средства на вооружение и оборону под патронажем США немцы получили возможность развивать свою экономику. Большую роль сыграла и помощь Америки по плану Маршалла. Другие европейцы также, почувствовав облегчение под охраной США и отойдя от традиционной политики силы, встав на путь сотрудничества и кооперации, начали расширять экономические и политические связи. Для продажи произведенных товаров Германия была (и остается) заинтересована в рынках сбыта, поэтому идеи расширения евроинтеграции соответствовали интересам страны. Благосостояние Германии зависело от общего рынка и одновременно поддерживало его. Подписание Германией в 1986 году Единого европейского акта открыло дорогу подписанию Маастрихтского договора о создании Европейского союза в 1992 году. Укреплению позиций Германии не только в качестве экономического, но и политического лидера Европы способствовало объединение страны в 1990 году и получение полного суверенитета. Когда в 1995 году в ЕС вступили Австрия, Финляндия и Швеция, Германия территориально оказалась в самом центре объединения. Как это, так и последующие расширения ЕС нарастили для Германии как общий рынок, так и пространство безопасности. Немецкие политические элиты активно выступали и за принятие Конституции ЕС, голосование по проекту которой затем было провалено во Франции и Нидерландах, возможно, побоявшихся доминирования Германии.

Можно заметить, что на всех этапах процесса европейской интеграции, Германия выступала в качестве одного из его самых активных участников и сторонников. В этом страна видела свою новую роль после Второй мировой войны. И эта роль была явно перспективнее, чем оказаться в международной изоляции или встретить новые всплески реваншизма и стать очагом новой мировой войны. Такие опасения направили руководство Германии на путь интеграции, который, к тому же, сулил развитие трансатлантических отношений и помощь со стороны США, в чем страна также была заинтересована. С обретением объединенной Германии более независимой роли в международных отношениях, лидерские амбиции в рамках евроинтеграции стали выражаться все четче. В целом, это соответствовало и планам заокеанских коллег. ФРГ поддерживала как интенсивное, так и экстенсивное развитие союза, постепенно превращаясь в его лидера.

Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, украинский кризис, начавшийся в 2013 году, а затем и миграционный кризис привели к росту евроскептицизма, популизма и национализма в Европе. С этим связан и рост популярности евроскептических партий. Перечисленные сложности, с которыми столкнулся ЕС в последнее время, ставит перед Германией, одним из ее локомотивов, новые задачи. Судьба союза во многом будет зависеть именно от того, как ФРГ с ними справится.

Цели и задачи Германии как государства-члена ЕС

«Большая коалиция» ХДС/ХСС - СДПГ в коалиционном договоре 2018 году определила основные цели и направления политики страны. В разделе, посвященном внешней политике сказано: «Мы хотим оставаться трансатлантической страной и в то же время больше ориентироваться на Европу». С одной стороны, подчеркивается важность сотрудничества с США, с другой - приоритетность европейского направления. На последнем хотелось бы остановиться подробнее, рассмотрев такие основополагающие вопросы, как экономика, политика и восприятия самими немцами своей роли в ЕС (для удобства и краткости автор обозначает это словом «идеология»).

Поговорим о целях и задачах Германии как части ЕС в области экономики. Как мы уже выяснили, Германия больше других европейских стран была заинтересована в успехе интеграции и поддерживала ее расширение. Поскольку в Германии не так много ископаемых ресурсов, страна сосредоточена на промышленном производстве продуктов и их продаже. Исходя из этого, можно объяснить заинтересованность ФРГ и в расширении Европейского союза, а, следовательно, в расширении рынков сбыта. В другие страны ЕС Германия в 2018 году экспортировала на сумму 778,7 млрд. евро. Импорт немецкой продукции в страны ЕС вырос в 2019 году на 6,3%, составив 623 млрд. евро. Крупнейшими европейскими торговыми партнерами Германии являются Франция, Великобритания, Италия, Австрия. Даже во время кризиса 2008-2009 г. страны Европы оставались основными торговыми партнерами Германии. Стоит сказать, что политика «подтягивания» торговых партнеров в экономическом плане, чтобы они становились платежеспособными, дает и негативные плоды. Примером может стать Греция, которая получила от европейских партнеров, в основном, Германии много кредитов и из-за неадекватной финансовой политики своих лидеров и общего отставания от других стран-членов ЕС, искусственно сокращаемого дотациями, наиболее остро ощутила экономический кризис, оправиться от которого ей не удается до сих пор. Вернуть накопленные греками долги в обозримом будущем Евросоюзу и Германии в частности не удастся. Сами греки для того, чтобы оправдать такое положение, спекулируют, например, на теме необходимости выплаты Германией репараций за ущерб, нанесенный нацистами во время Второй мировой войны. Так, этот вопрос был поднят греческой стороной во время официального визита Ангелы Меркель в Грецию в январе 2019 года. В ходе встречи канцлер Германии заявила, что ФРГ «действительно несет историческую ответственность за преступления национал-социалистов», однако напомнила, что Греция и так получила достаточно помощи по линии ЕС, и не стала углубляться в дальнейшие обсуждения проблемы.

Если говорить о политической линии ФРГ в отношении ЕС, то на взгляд автора работы, внешняя политика Германии в большей степени объясняется ее экономическими задачами и приоритетами. Как экспортоориентированная страна ФРГ стремится «дружить» с состоятельными покупателями ее товаров. Этим во многом и определяются политические сношения государства. С приходом Трампа к власти в США, введением американских акцизов и в русле непредсказуемости поведения американского лидера вообще, в Германии заговорили о большей ориентации на европейских партнеров. В 2018 году Хайко Маас призвал к более сплоченному и сильному альянсу Европы, заявив: «Нам нужна большая Европа. Европа, в которой нет разделений на малые и крупные государства, центр и периферию». Немецкое правительство считает, что внешние вызовы могут быть успешно преодолены только в результате совместной работы с европейскими партнерами, что Германия в результате глобального смещения сил сможет быть эффективной, только находясь в рамках европейской интеграции. Поэтому сильная Европа - это наиболее серьезный ответ на вызовы глобализации. В политической сфере немецкое правительство аппелирует к необходимости более тесного сотрудничества и интеграции на базе общей внешней политики и политики безопасности ЕС, укрепляя границы союза и усиливая международную безопасность. Согласие А. Меркель с предложением Э. Макрона о создании европейской

независимой армии также свидетельствует о стремлении Германии углублять процессы европейской интеграции. Хотя, учитывая, что Германия, как и другие страны-участницы НАТО, все-таки согласилась с требованием Трампа увеличить военные расходы до 2% ВВП в год, трансатлантическое сотрудничество остается для ФРГ главным приоритетом.

Что касается идеологического отношения немцев к Европе, Европейскому союзу и своей роли в нем, то нужно заметить, что Германия с ее более чем 80 миллионами жителей является самым населенным государством Европы. Положение страны в самом центре Европы, между Западом и Востоком, между Скандинавией и Средиземноморьем делает ее естественной точкой пересечения всех видов потоков: людей, товаров, информации, идей, менталитета. И этот фактор нельзя не учитывать. Если центральное положение в Европе в довоенное время вызывало опасение агрессии со стороны соседей и необходимость наращивать военный потенциал (что привело к печальным последствиям), то после Второй мировой войны, когда европейские государства осознали пагубность соперничества и стали двигаться к сотрудничеству, серединное положение стало преимуществом. Преодолев чувство вины за нацистское прошлое и объединив страну, за последние 25 лет Германия стала экономическим и промышленным центром Европы. Углубление европейской интеграции позволило Германии снова стать великой державой, преодолеть моменты напряженности с соседями. Текущие проблемы во Франции, разделение Европы на кредиторов и должников также усиливают немецкое влияние. Таким образом, в глазах европейской и немецкой общественности в частности закрепилась роль ФРГ как сторонника расширения и углубления интеграции, что соответствует национальным интересам страны, и поэтому можно сказать, что понимание лидерской функции в отношении ЕС глубоко закрепилось в умах жителей Германии.

Подытоживая вышесказанное, ФРГ как государство-член Европейского союза видит свои приоритеты в развитии сотрудничества с европейскими партнерами. Особенно в свете политики Д.Трампа. Интеграция выгодна стране как в экономическом плане (экспортоориентированной экономики Германии нужны рынки сбыта товара и отсутствие барьеров в торговли), так и в политическом, где одним из факторов является изменившаяся политика Вашингтона, которая заставляет европейцев задуматься об обеспечении своей безопасности своими силами, что приводит к расширению политического взаимодействия между странами. Что касается идеологии, то, как уже было упомянуто, еврооптимистические настроения в стране доминируют, немцы привыкли к роли лидера европейского объединения и видят в интеграции пользу для страны.

Влияние Брекзита на роль Германии в Евросоюзе

Выход Великобритании из ЕС тоже окажет определенную роль Германии на место Германии в данной структуре. Стоит сказать, что в данной работе под «выходом Великобритании из ЕС» автор подразумевает не только его возможные последствия, но и то, как сам процесс Брекзита влияет на роль ФРГ. Сложно дать однозначную оценку какому-либо явлению на международной арене, поэтому для большей объективности влияние Брекзита будет рассмотрено с двух сторон: негативной и позитивной.

Как было отмечено в предыдущих пунктах, сильная Европа - жизненный интерес Германии. Ослабление Европы не только ставит под вопрос процветание ФРГ, но и может снова ввергнуть Европу в атмосферу соперничества и конфронтации. Выход Великобритании из ЕС, в итоге назначенный на 31 января 2020 года, как и самом процесс Брекзита, - проявление кризисных тенденций союза, сепаратистских настроений. В одном интервью на тему Брекзита министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заметил: «Каждый из нас предпочел бы, чтобы Соединенное королевство осталось частью ЕС». Отвечая на вопрос про сценарии выхода Британии из ЕС, Х. Маас заявил, что надеется, что «жесткий» Брекзит, т.е. отсутствие какой-либо сделки с Великобритании с ЕС,

не состоится. Ангела Меркель тоже, выражая сожаление по поводу решения британцев о выходе, предлагала действовать по шести направлениям: трезво анализировать обстановку, сохранять дружеские и взаимовыгодные контакты с Лондоном после его выхода из ЕС, проводить предстоящие переговоры с Великобританией без нанесения ущерба предыдущим достижениям ЕС, не предоставлять привилегий стране, покидающей Евросоюз, отстаивать интересы немецких граждан и немецкого бизнеса, развивать Общую внешнюю политику и политику безопасности в рамках трансатлантического партнерства.

Негативное влияние Брекзита может быть рассмотрено в нескольких ключевых аспектах. В сфере экономики Великобритания - важнейший наполнитель бюджета Евросоюза. Для развития ЕС Великобритания на протяжении многих лет использовала свой экономический потенциал. Соответственно, отказ Великобритании в евроинтеграции - вызов для Германии, на плечи которой в условиях роста евроскептицизма, торговой войны с США и других угроз безраздельно ложится ответственность поддерживать другие государства-члены ЕС и их жителей, что означает, вливание еще больших денег. Этим объяснялось нежелание немцев «отпускать» Британию без сделки - нужно сохранить взаимовыгодные контакты, чтобы хоть немного смягчить последствия выхода. Хоть взгляды Германии и Великобритании на вопросы европейской интеграции во многом и отличались, эти два государства были наиболее склонны демонстрировать общую позицию при голосовании в Европейском совете. В течение последних десятилетий эти страны стали ключевыми факторами формирования ЕС как экономически либерального союза, ратуя за углубление единого рынка и установление жестких правил против государственного вмешательства, они обеспечили открытость ЕС для мировой торговли и инвестиций. Поэтому Германии будет не хватать этого англо-германского тандема для уравновешивания более протекционистского блока во главе с Францией.

В политическом плане Великобритания была противовесом Германии в вопросах евроинтеграции, примером и надежным союзником для более евроскептических стран, таких как Дания, Швеция или Польша. В этих странах понимали, что, пока Берлин силен, англичане будут его сдерживать. С уходом Великобритании малым странам Евросоюза, которые обычно солидизировались с ней, придется искать новых партнеров, чтобы эффективно отстаивать свои интересы и противостоять позиции Германии или Франции. Особенно «осиротевшими» себя почувствовали страны, неприсоединившиеся к еврозоне, в которых понимают, что без поддержки Лондона заставить Германию и Францию прислушаться к своей позиции у них бы не получилось. Это в какой-то мере ослабляет и дезинтегрирует союз. Может быть, только на время. Но процесс уже запущен, и остается лишь наблюдать за развитием ситуации. Совершенно точно, что ФРГ не заинтересована в разобщении союза, поэтому немцам придется проявлять большую гибкость в своей политике. И дело не ограничивается возможными сложностями внутри союза. Мировым игрокам сложно было не прислушиваться к позициям Европейского союза, когда там были 3 сильнейших игрока: два постоянных члена Совета Безопасности НАТО (Франция и Великобритания) и крупнейшая экономическая держава (Германия). Теперь, с отходом англичан из интеграции, голос Евросоюза в мире будет звучать тише, что абсолютно не на руку немцам. При возможном ослаблении ЕС может вырасти влияние таких организаций, как НАТО, G7, ОЭСР, в которых Великобритания сохраняет членство.

Что касается позитивных моментов для Германии от самого процесса Брекзита и последствий выхода Великобритании из ЕС, то здесь стоит заметить, что на волне этих событий диалог в ЕС оживился, участники союза стали переориентироваться на других партнеров, а, соответственно, решать спорные ситуации и находить точки соприкосновения. Например, Швеция недавно попыталась вступить в Европейский банковский союз, разговоры об этом идут и в Дании. Для Германии такая переориентация означает, что страны, которые раньше

солидизировались с Великобританией как большим и сильным партнером, теперь будут стремиться к сотрудничеству с ФРГ, чтобы не остаться в одиночестве. На фоне Брекзита оживляется и франко-германское сотрудничество. С важными внешнеполитическими инициативами выступает президент Франции Э.Макрон. Лидер ФРГ А. Меркель дает понять, что поддерживает предложения французского лидера. Бывший премьер -министр Швеции Карл Бильдт также считает, что изменения в Европе заставят малые государства ЕС двигаться в сторону Германии: «Она хочет удерживать вместе Восток и Запад, Север и Юг. Германия будет решающей силой в Европе, и все остальные будут постепенно сдвигаться к этому центру». Второй важный фактор, укрепляющий интеграцию на фоне Брекзита, состоит в том, что евроскептики в других странах, увидев проблемы, с которыми сталкивается Великобритания на практике, становятся сдержаннее в своих лозунгах. Речь идет уже не о призывах покинуть Евросоюз, а о более умеренных предложениях вроде уменьшения полномочий наднациональных органов. И это, безусловно, плюс для Германии, заинтересованной, как не раз отмечалось, в сильном и едином союзе.

Подводя итог разговора о возможном изменении роли Германии в ЕС после выхода из него Великобритании, можно сказать, что это может иметь как позитивные, так и негативные последствия для ФРГ. Скорее всего, это будет сочетание плюсов и минусов, как обычно и бывает во многих неоднозначных ситуациях. Автор данной работы считает, что минусы для Германии от отдаления британцев от ЕС несколько перевешивают плюсы. Если положительными моментами могут стать оживление Евросоюза, укрепление его структур, падение евроскептических настроений, то отрицательными - необходимость вкладывать в ЕС гораздо больше средств и сил, заменяя Великобританию для тех стран, которые на нее ориентировались, а самое главное, ослабление влияния Евросоюза на мировой арене. Поскольку Д. Трамп, как мы уже выяснили, больше любит заключать двусторонние сделки, то это означает, что ослабленный Евросоюз будет еще менее интересен для США в качестве партнера.

На протяжении многих десятилетий Германия выступала одним из самых активных и преданных сторонников европейской интеграции. С объединением страны ей удалось одержать победу и в борьбе за лидерство в интеграционных структурах. Расширение ЕС ставило перед ФРГ новые вызовы и задачи, которые немецкое правительство вполне успешно решало. Будучи заинтересованными в рынках сбыта для своих товаров, немцы всецело стремятся к успеху проекта сильной и единой Европы. Кризис еврозоны, украинский и миграционный кризисы вызвали в обществе рост евроскептических и сепаратистских настроений. Апогеем стал процесс, получивший название Брекзит. Он уже создал много шума вокруг себя. Официальные лица ФРГ выражают сожаление по поводу решения британцев. Как бы то ни было, существует ряд возможных негативных и позитивных последствий от выхода Великобритании из ЕС для Германии. Однако выход из Евросоюза такого важного игрока как Соединенное Королевство приведет к некоторому ослаблению ЕС. Многое зависит и от сценария выхода: чем крепче Великобритания будет связана с ЕС, тем меньше сил и средств потратит ФРГ, чтобы заменить ее. Но даже несмотря на сложности Германии, неразрывно связанной с Европейским союзом и являющейся его локомотивом, ничего не остается, как решать возникающие вопросы.

Список используемой литературы:

1. А. Синдеев Двусторонние отношения США и ФРГ: из прошлого в будущее // https://eПbrary.m/item.asp?id=15545757 (дата обращения - 14.12.2019)

2. А.В.Торкунов История международных отношений, Том 3, М.:2015, С.93

3. К.Гройтер Что изменится в ЕС с уходом Великобритании// https://carnegie.ru/2018/05/14/ru-pub-76339 (дата обращения - 17.12.2019)

4. С.Щербаков Греция вновь напомнила Германии о репарациях// https://ru.euronews.com/2019/01/11/greece-merkel-s-visit-dav2 (дата обращения - 15.12.2019)

5. Ф. Басов Германия в ЕС: от экономического локомотива к политическому лидерству // https://cYberleninka.ru/article/n/germaniYa-v-evropeYskom-soYuze-ot-ekonomicheskogo-lokomotiva-k-politicheskomu-liderstvu (дата обращения - 14.12.2019)

6. Auswartiges Amt - Gemeinsam fur ein starkes Europa// https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/europa/like-minded-initiative/2142272 (дата обращения - 15.12.2019)

7. Auswartiges Amt - Grundprinzipien deutscher Außenpolitik// https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/grundprinzipien-deutscher-aussenpolitik/216474 (дата обращения - 15.12.2019)

8. Auswärtiges Amt - Heiko Maas Intereview - Brexit: „Die Zeit wird jetzt knapp" // https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-berlin-direkt-brexit/2178974 (дата обращения - 16.12.2019)

9. Dw.com - Страны ЕС остаются главными торговыми партнерами Германии// https://www.dw.com/ru/страны-ес-остаются-главными-торговыми-партнерами-германии/a-5546787 (дата обращения - 15.12.2019)

10. Dw.com - Экспорт из ФРГ в 2018 году достиг нового уровня// https://www. dw. com/cda/ru/экспорт-из-фрг-в-2018-году-достиг-нового-рекордного-уровня/а-47422856 (дата обращения - 15.12.2019)

11. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD, C.146// URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/koalitionsvertrag-zwischen-cdu-csu-und-spd-195906 (дата обращения - 15.12.2019)

12. U.Speck Power and purpose: German foreign policY at a crossroads// https://carnegieeurope.eu/2014/11/03/power-and-purpose-german-foreign-policy-at-crossroads-pub-57167 (дата обращения - 15.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.