Научная статья на тему 'Роль географического фактора в культурологической концепции Л. И. Мечникова'

Роль географического фактора в культурологической концепции Л. И. Мечникова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2676
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль географического фактора в культурологической концепции Л. И. Мечникова»

О. В. Прокуденкова

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л. И. МЕЧНИКОВА

Изучение взаимосвязей человека, социума и культуры с природной и географической средой имеет давнюю традицию в историко-культурологической мысли. Исследователи в разные времена ставили вопрос о роли географического фактора исторической эволюции страны и его влияние на особенности быта и ментальность человека. В процессе развития социогуманитарной мысли отношение к этим концепциям менялось и трактовалось неоднозначно в зависимости от ведущих идеологических установок и научных парадигм эпохи.

Рассмотрение влияния среды на склад и характер народа в зависимости от места проживания отчетливо представлены в наследиях античных ученых — Аристотеля, Страбона, Гиппократа, которые стояли у истоков изучения географического фактора в культуре. Но в трудах этих авторов нет рассуждений о взаимодействии и взаимовлиянии географической среды и народов, ибо главной их целью было описание народов и констатация их различий, в зависимости от места их географического местожительства.

Европейская экспансия на Восток и последовавшие за ней великие географические открытия XVI в. дали новый импульс к изучению влияния географического фактора на культуру. В новое и новейшее время французские просветители Ж. Боден, Ш.-Л. Монтескье выдвинули идею о том, что общественный строй, условия жизни народа, обычаи и нравы являются прямым следствием воздействия географических условий, в которых каждый конкретный народ проживает. С учетом этой идеи взаимовлияние природы и общества, соотношение естественной и искусственной сред обитания людей заняли одно из центральных мест западноевропейском обществоведении.

От века Просвещения XIX в. получил богатое наследство. Начиная с этого периода, школа географического детерминизма перемещается в Германию, получив там наиболее полное развитие. У ее истоков были германские мыслители К. Риттер (1779-1859) и Ф. Ратцель (1844-1904), которые развивали тезис о географической среде как наиболее приоритетном факторе в развитии общества и культуры в сравнении с другими факторами: демографическим, политическим и т. д. В концепциях этих ученых понятие «географический фактор» подразумевало не только местоположение, но и климат, качество почв, плодородие, плотность населения и ряд других понятий.

114

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 1

К. Риттер разработал иерархическую систему регионального деления мира в рамках единого пространства, разделив Землю на сухопутную (континентальную) полусферу и полусферу водную (морскую). Границу между сферами он представил в виде большого полукруга, проходящего в Южной Америке через Перу и через южную часть Азии. В рамках сухопутной (континентальной) полусферы он выделил два крупных региона: Старый Свет и Новый Свет. Старый свет, по мнению ученого, обладал климатической монотонностью, что было обусловлено расположением континента — протяженностью с востока на запад. Новый же свет, по причине свой «вытянутости» с севера на юг, отличался существенным климатическим разнообразием. Такое климатическое различие и оказало, по мнению К. Риттера, существенное воздействие на историко-культурное развитие народов, населявших данные регионы, и на их взаимоотношения, поскольку окружающая среда влияет не только на труд, стереотипы мышления и мораль человека, но и на каждый аспект человеческой деятельности1.

Отметим, что идеи К. Риттера оказали большое влияние на современников, в частности, на развитие идеи географического детерминизма в России, где его работы были хорошо известны, и где он был избран почетным членом Российской Академии наук. Его лекции в Берлине слушали многие российские ученые — И. В. Киреевский, М. П. Погодин, Т. Н. Грановский, Н. Г. Фролов, С. М. Соловьев, Д. И. Каченовский и др., что, безусловно, способствовало укоренению в умах отечественных историков идеи о влиянии географической среды на развитие общества. Данная культурологическая детерминанта активно использовалась ими при разработке собственных концепций исторического развития2.

Интерес ученых к роли географического фактора в процессе культурогенеза был следствием усиливающегося влияния идей и методов естествознания на общественную мысль, что во многом было обусловлено стремлением объяснить историко-культур-ное развитие естественными причинами. Как отмечает В. М. Хачатурян, во второй половине XIX в. в русской историографии получили распространение принципы позитивистского анализа культуры, согласно которым особое внимание уделялось совокупности факторов, опосредующих социокультурные процессы — географической среде, климатическим условиям, экономическому развитию, плотности населения и т. д. Это новое для русской историографии направление дало науке блестящую плеяду ученых-исследователей отечественной цивилизации, таких как Н. Я. Данилевский, Л. И. Мечников, П. Н. Милюков3.

1 На русском языке работы К. Риттера опубликованы в изложении Семенова-Тян-Шанского. Первая его работа — «Землеведение. Азия» в русском переводе получила название «Землеведение Азии Карла Риттера». См. Подробнее: Семенов-Тян-Шанский П. П. Землеведение Азии Карла Риттера,— СПб., 1856.— Т. 1.— Ч. 1.

2 О влиянии концепции географического фактора на разработки отечественных ученых в данной области см. подробнее: Банных С. Географический детерминизм от Льва Мечникова до Льва Гумилева: Исторические очерки. — Екатеринбург: УМЦ УПИ, 1997; Беленький Л. И. Аналитический обзор: Роль географического фактора в отечественном историческом процессе. — М., 2000; И. Ф. Кефели, Г. Н. Попов, В. Е. Сухова. Эволюция геополитических воззрений в отечественной науке [электронный ресурс]. Геополитическая доктрина России: реалии и проблемы выбора / Материалы науч. конференции, организатор Академия геополитических проблем. — СПб., 2004 // Режим доступа иИЬ: Ьир://www.ibci.ru/AGP/соп£егепаа/statya08.htm

3 Хачатурян В. М. Культура Евразии: Этнос и геополитика // Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов.— М.: Институт всеобщей истории РАН, 1992. — С. 93.

Культурно-географическая концепция Л. И. Мечникова (1838-1888) являлась важным звеном в развитии идей европейской и русской геосоциологии. Ученый соединил в своей концепции геосоциологический и цивилизационный подходы, обобщив обширный материал по истории культуры, географии, антропогеографии. Однако, он не успел издать книгу, где была изложена его теория культурогенеза, 18 июня 1888 г. Лев Ильич Мечников скончался от туберкулеза. Труд всей жизни мыслителя — «Цивилизация и великие исторические реки» («La Civilisatoin et les Grands Fleuves historiques») — был издан посмертно и опубликован на французском языке его другом Ж. Ж. Элизе Реклю в 1889 г. На русском языке книга вышла в 1897 г. в Санкт-Петербурге.

В основу работы был положен текст лекций, что наложило отпечаток на язык и стиль изложения: она логически последовательна, имеет четкое деление на одинад-цать глав, сохраняет интонацию диалога с читателем.

В центре концепции Л. И. Мечникова — вопрос о роли географической среды в зарождении цивилизации и развитии общества. Ученый придерживается линейной эволюционной модели истории, в которой ключевым или системообразующим фактором является географический, а главным природным фактором является вода. Обращение ученого к географическому фактору как базе для историко-культурного исследования, не было случайным — ему была близка философия позитивизма, которая, как писал он, строится «на научных данных и под строгим контролем наблюдения и опыта»4. Опираясь на методологию позитивизма, используя строгий и лишенный субъективизма метод исследования, как было принято в естествознании, отказываясь от идеи сверхъестественного, от принципа божественного начала в истории, Л. И. Мечников пытался вывести закон цивилизационного развития: «я желал бы поработать над открытием формулы, охватывающей в общих чертах те скрытые отношения, которые сближают и, так сказать, связывают каждую фазу социальной эволюции, каждый период истории человечества с определенным состоянием географической среды»5.

Можно выделить следующие основные теоретические проблемы, последовательно рассматриваемые ученым в своем труде: обсуждение идеи прогресса в истории цивилизации, выделение трех периодов эволюции общества и культуры, влияние природной среды на процесс становления и развития мировых цивилизаций и человеческих рас, обоснование закона трех фазисов исторического развития мировых цивилизаций и выделение речной, морской, океанической эпох (главы 6-7: великие исторические периоды и области речных цивилизаций), описание речных цивилизаций Египта, Месопотамии и Ассиро-Вавилонии, Индии и Китая (главы 8-11).

Центральным для концепции Л. И. Мечникова становятся культурологические вопросы: проблема взаимосвязи природы и социума и создание новой исторической периодизации человеческого общества, а также выявление роли и значения природных условий в становлении цивилизации.

Л. И. Мечников так формулировал исследовательскую задачу, стоящую перед ним: «Я стремился изучить скрытую внутреннюю связь между различными историческими фазами и течениями, общими всем цивилизованным народам и тою географической средой, в которой жили и развивались эти народы»6.

4 Мечников Л. И. Джордж-Генри Льюис // Дело.1879. — № 6. — С. 81.

5 Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки.— М.: Пангея, 1995. — С. 81.

6 Мечников Л. И. Указ. соч. С. 283.

В интерпретации ученого термин «географическая среда» включает два элемента: физическую и географическую сферы. Под «физической» средой он подразумевал сложную совокупность условий, возникающих из разнообразия отношений между тремя основными элементами: геосферой, гидросферой, атмосферой. «Физико-географическая среда» понималась им как природа, изменяемая человеческим обществом. В такой интерпретации происходит процесс взаимовлияния физической среды и исторического развития общества, которые находятся в тесной взаимосвязи и определяют процессы развития друг друга. Таким образом, «физико-географическая среда» переставала быть всецело природной средой, а становилась «очеловеченной природой», т. е. была включена в культуру.

Река формирует социокультурное пространство, которое в свою очередь соединяет внутренний и внешний миры человека и общества. Мечников подчеркивает: «Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента — времени»7. По его мнению, одна и та же среда может оказывать различное влияние в разные периоды времени на обитателей страны в соответствии с их культурным развитием. Со временем течение реки меняется, что приводит к изменению ландшафта и среды обитания, в результате чего преобразуются ценностнонормативные ориентиры общества: этические и эстетические представления и законы общежития, повседневный стиль и образ жизни. Водный путь является важным фактором межкультурной коммуникации, формирует глобальный пространственно-временной континуум мировой цивилизации: этносы, проживающие в бассейнах великих географических рек, интенсивнее интегрируются в мировое пространство и получают возможность воспользоваться цивилизационными достижениями своих соседей, что приводит к взаимному культурному обогащению народов.

Л. И. Мечников также отмечал, что климатические и геологические изменения свершаются медленно в сравнении с быстротою исторических изменений. Ученый искал причину возникновения и развития первобытной организации не в самой среде, а во взаимодействии между средой и способностью людей, проживавших на данной территории и преобразовавших ее, к кооперации и солидарности. Он обращает внимание на то, что не все великие реки стали «колыбелью цивилизаций» — на берегах многих полноводных рек никогда не формировались никакие крупные сообщества, а значит не в самой природной среде заключена культурогенетическая сила, а существуют другие факторы, оказывающие влияние на историко-культурную эволюцию. «Великая сибирская река Амур, — пишет Л. И. Мечников. — впадающая в Тихий океан, лишена многих неудобств больших северных сибирских рек, но тем не менее Амур не сделался очагом цивилизации, хотя в некоторых местах его течения плодородие почвы почти баснословно и его вековые леса с приречной долиной могли бы стать раем для охотников, рыболовов и даже для земледельцев. <...>. Дело в том, что слишком благоприятные и удобные условия позволяют обитателям данной географической среды задерживаться на низших ступенях развития и оставаться целые века в состоянии бродячих земледельцев, довольствующихся только новой, неистощенной землей. Вознаграждая слишком щедро отдельных, живущих изолированной жизнью людей, такие благоприятные условия не имеют в себе стимула к координированию отдельных условий в нечто сложное, обобществленное, не заставляют человека переходить к высшим формам солидарности, составляющим необходимое условие исторического развития»8.

7 Мечников Л. И. Указ. соч. С. 323.

8 Мечников Л. И. Указ. соч. С. 357-358.

Ученый приходит к выводу, что не от природных условий напрямую зависело появление ранних цивилизаций, а от самого человека, от того, как он, объединившись с другими людьми, сумел использовать реки для обеспечения своей жизнедеятельности. Люди на ранней стадии развития могли существовать в благоприятных условиях, но непременным условием перехода к цивилизации, условием для зарождения исторической жизни и прогресса, являлась потребность в напряженном труде, и таким образом происходил процесс опосредованного воздействия природы на историю, через совместный труд, через производственную деятельность. В качестве главных элементов восходящего исторического прогресса Мечников выделял технический прогресс (развитие орудий труда, усовершенствование техники) и непрерывную эволюцию социальных связей между людьми и нарастание общечеловеческой солидарности.

Идея ученого о приоритетной роли трудовой деятельности в историко-культурном процессе кардинально отличает концепцию Л. И. Мечникова от концепций немецкой и французской школы антропогеографии. Согласно его теории, гидросфера и великие исторические реки являлись двигателем прогресса цивилизации только в той степени, в которой способствовали активизации коллективного человеческого труда, выдвигая на передней план человека как активного субъекта, чья хозяйственная и культурная деятельность, обусловленная влиянием географической среды, вместе с тем оказывает непосредственное влияние на преобразование этой среды, делая ее, таким образом, частью не природного, а культурного ландшафта цивилизации.

Детерминантой зарождения первых цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии, и Китая стала геосреда, в которой особое место Л. И. Мечников отводил гидросфере — водному пространству, которое и стало общим объединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций. В центре его гидрографической концепции водные пути (реки, моря и океаны), которые больше, чем другие элементы географической среды (климат, почва и. т.), содействуют развитию общества и распространению цивилизации. Река является живым синтезом всей совокупности физико-географиче-ских условий: климата, почвы, рельефа земной поверхности, геологического строения данной области. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства становится центральной категорией концепции Л. И. Мечникова.

Л. И. Мечников называет исторические реки «великими воспитателями человечества», ибо они отличались не только мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но, главным образом, тем, что река заставляла население объединять свои усилия в общей работе, учила кооперации, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы, внушала чувство глубокого уважения к объекту общей заботы. «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга. Река налагала на каждого отдельного члена общества некоторую часть общественной работы, полезность которой познавалась впоследствии, а вначале бывала непонятна большинству»9.

Первые цивилизации, как отмечает ученый, зарождаются на берегах великих исторических рек, а потом постепенно распространяются, концентрируются вокруг Средиземноморья и, наконец, захватывают океаническое побережье. Л. И. Мечников в своей работе выделил три исторических периода в соответствии с идеей преобладания роли гидросферы в возникновении цивилизации и стремлении человечества

9 Мечников Л. И. Указ. соч. С. 358-359.

от рабства к свободе и выстроил схему периодизации истории, которая позволила бы установить общую связь между различными фазисами культурно-исторического развития и географической средой — основой этого развития:

1. Низший период или речной период — XVIII в. до н. э. — VIII в. до н. э. — характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой.

2. Переходный период или средиземноморский период — от появления финикийской цивилизации — до открытия Америки — отличается преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собой благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей специализации.

3. Высший период или океанический период — от открытия Америки до настоящего времени — основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Но этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свобода, равенство, братство (уничтожение всякого принуждения; ликвидация несправедливых делений и привилегий; солидарная согласованность индивидуальных сил, заменяющая борьбу и разъединение, ведущая к жизненной конкуренции).

История мировых цивилизаций может проиллюстрировать каждый из трех этапов прогресса человечества.

В первом периоде пребывали четыре великие культуры — египетская, ассирийская, индийская и китайская, которые характеризовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Социальный строй развил принцип абсолютной, бесконтрольной обожествленной власти до неслыханных размеров: бюрократической в Египте, военно-теократической в Месопотамии, жреческой в Индии, императорской в Китае. Мечников отмечал, что такая власть стала основой древних цивилизаций, для которых была характерна жесткая иерархия и социальное угнетение.

Начало второго периода в истории мировых цивилизаций знаменуется появлением финикийцев, что приводит к постепенному упадку восточных деспотий и формированию зачатков федеративно-республиканского строя. В эту эпоху появляется новая форма политического правления — олигархия, — когда власть сосредоточена в руках узкого круга лиц, которые управляют государством в соответствии со своими личными интересам, не заботясь о всеобщем благе людей. Классическая афинская демократия и флорентийская коммуна, по мнению Л. И. Мечникова, были, всего на всего, разновидностью олигархии, так как для этого исторического периода было характерно угнетенное и бесправное положение человека. В этих формах сохраняются в той или иной степени власть над человеком, возможность принуждения и вознаграждения, ограничения прав и свобод.

Третий период, по мнению ученого, начинается с принятия «Декларации прав человека и гражданина» от 26 августа 1789 г. — важнейшего документа Великой французской революции, определяющего индивидуальные права человека и гражданина, в основе которых — концепция равноправия и свободы, принадлежащих каждому от рождения. Л. И. Мечников считал, что прошедшее XIX столетие, не смогло окончательно ввести эти принципы в наши социальные учреждения, а без них дальнейший прогресс невозможен.

Исследуя значение географического положения и его влияния на историю государств и народов, Л. И. Мечников пришел к заключению о том, что простая случайность в географии страны довольно часто оказывает важное влияние на судьбу всего государства, проиллюстрировав свой тезис примером из истории Англии, где «туманы

и морские течения, омывающие Британские острова, оказались в XVII веке во времена морской войны Англии с Испанией, покровителями и защитниками англичан»10.

Но географическое положение государства может играть как благоприятную роль, так и тормозить развитие общества. По мысли ученого, каждому этапу общественной эволюции, характеризующемуся определенным уровнем развития производительных сил в обществе, соответствует свой особый комплекс благоприятных природных условий.

К сожалению, общий замысел книги не был доведен до конца, рукопись осталась незаконченной, поэтому ученый рассмотрел достаточно подробно в только историю четырех речных цивилизаций. Книга русского географа имела большой резонанс как в России, так и за рубежом. Работа «Цивилизации и великие исторические реки» получила широкую известность и пользовалась в конце XIX в. большой популярностью, о чем свидетельствуют публикации оппонентов и исследователей творчества Л. И. Мечникова11. Благодаря фундаментальному труду ученого историко-географическое направление в отечественной культурологии явилось одним из самых влиятельных, а адептами идей Л. И. Мечникова стали представители философско-политического направления в отечественной культурологической мысли — евразийцы, которым импонировала идея мыслителя о жесткой взаимосвязи культуры и месторазвития12.

Необходимо также подчеркнуть, что важность географического положения для судеб государств впоследствии получила развитие в геополитических теориях XX в. — в трудах Р. Челлена, А. Т. Мэхэна, X. Маккиндера, Дж. Фейргрива, К. Хаусхофера и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банных С. Географический детерминизм от Льва Мечникова до Льва Гумилева: Исторические очерки. — Екатеринбург: УМЦ УПИ, 1997.

2. Беленький, И. Л. Роль географического фактора в отечественном историческом процессе. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка. Отдел научно-библиографической информ.: Отв. ред. В. М. Шевырин. — М.: ИНИОН РАН, 2000. — С. 32-43.

3. Мечников Л. И. Джордж-Генри Льюис // Дело.— 1879. — № 6.

4. Мечников Л. И. Долгий парламент и короткая республика в Англии // Дело,— 1879. — № 6.

5. Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки.— М.: Пангея, 1995.

6. Плеханов Г. О книге Л. И. Мечникова // Сочинения. VII т. — М.: Гос. Издат, 1925.

7. Савицкий П. Н. Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997.

8. Семенов-Тян-Шанский П. П. Землеведение Азии Карла Риттера. — СПб., 1856. — Т. 1. Ч. 1.

9. Хачатурян В. М. Культура Евразии: Этнос и геополитика // Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов.— М.: Институт всеобщей истории РАН, 1992.

10 Мечников Л. И. Долгий парламент и короткая республика в Англии // Дело.—1879. — № 6. — С. 107.

11 Об этом подробнее см.: Dr.Petermanns Mitteilungen aus Justus perthes geographisher anstalt herausgegeben von prof.dr.A. Supan.Litteraturbericht. 36 band 1890; Плеханов Г. О книге Л. И. Мечникова / Сочинения. Т.VII. — М.: Гос. Изд-ат, 1925. — С. 26.

12 Впервые термин «месторазвитие» появляется в работе П. Н. Савицкого «Геополитика», где его значение интерпретируется как «общежитие широко порядка», складывающиеся на основе «генетических вековечных связей» между растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром — с другой. Об этом подробнее см.: Савицкий П. Н. Континент Евразия. — М, 1997. — С. 283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.