Научная статья на тему 'РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
географическое образование / профориентация / самоопределение / geographical education / professional orientation / self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова А.А.

Статья посвящена роли географических знаний в профессиональной ориентации школьников. В ней рассматривается, как изучение географии способствует формированию у обучающихся широкого кругозора, пространственного мышления, понимания глобальных проблем, а также раскрывает многообразие методов включения географических знаний в профессиональную ориентацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахманова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF GEOGRAPHICAL PROFESSIONAL KNOWLEDGE SCHOOL ORIENTATION

The article is devoted to the role of geographical knowledge in the professional orientation of schoolchildren. It examines how the study of geography contributes to the formation of students' broad horizons, spatial thinking, understanding of global problems, and also reveals a variety of methods for integrating geographical knowledge into professional orientation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.01

Рахманова А.А.

студент

Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Россия)

РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: статья посвящена роли географических знаний в профессиональной ориентации школьников. В ней рассматривается, как изучение географии способствует формированию у обучающихся широкого кругозора, пространственного мышления, понимания глобальных проблем, а также раскрывает многообразие методов включения географических знаний в профессиональную ориентацию.

Ключевые слова: географическое образование, профориентация, самоопределение.

Профессиональная ориентация - неотъемлемая часть образовательного процесса, помогающая школьникам определить свои интересы, способности и склонности, а также выбрать будущую профессию. География как наука о Земле и ее обитателях обладает огромным потенциалом для формирования профессиональных интересов обучающихся, раскрывая широкий спектр профессий, связанных с изучением и освоением природы, территории и населения.

Цель профориентационной работы -содействие профильному и профессиональному самоопределению обучающихся [3]. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности, показывая, как знания, полученные на уроках, применяются в реальной жизни и какие профессии требуют использования этих знаний. Но именно на уроках географии обучающиеся могут увидеть прямую

связь между изучаемым материалом и конкретными профессиями, связанными с изучением и освоением природы, территории и населения. Так же на уроках географии обучающиеся получают три ключевые выгоды от изучения данной школьной дисциплины:

1. Разнообразие профессий: география включает в себя многочисленные отрасли знаний и профессий, от геодезии и картографии до экологии и туризма. Изучение географии открывает для школьников широкие возможности профессиональной реализации.

2. Развитие пространственного мышления: география развивает пространственное мышление, способность анализировать и интерпретировать карты, схемы, графики и другие географические данные. Эти навыки необходимы для многих профессий, включая архитектуру, строительство, геологию, картографию, дистанционное зондирование.

3. Понимание глобальных проблем: изучение географии помогает школьникам понять глобальные проблемы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, дефицит ресурсов. Это способствует формированию экологической сознательности и интереса к профессиям, связанным с охраной природы и устойчивым развитием [1].

Методы включения географических знаний в профессиональную ориентацию:

1. Профориентационные уроки: на уроках географии можно рассказывать о профессиях, связанных с географией, приводить примеры известных географов и их открытий, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения, связанные с географией.

2. Проектная деятельность: обучающиеся могут выполнять проекты, связанные с географией, например, исследовать местную территорию, разрабатывать туристические маршруты, создавать карты и схемы.

3. Внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы, олимпиады по географии способствуют развитию интереса к предмету и повышению мотивации к изучению географических знаний.

4. Взаимодействие с профессионалами: приглашение на уроки географов, экологов, геологов, картографов позволяет школьникам узнать о работе в этих профессиях из первых руки др. [2].

Таким образом, географические знания играют важную роль в профессиональной ориентации школьников. Они расширяют кругозор, развивают пространственное мышление, формируют интерес к разным профессиям, связанным с изучением и освоением природы, территории и населения. Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет сделать профессиональную ориентацию более эффективной и интересной для обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахметгареева Э.В., Ахунов А.Р., Боголюбов А.В., Ижбулатова Э.А., Фатхутдинова Р.Ш. Формирование профориентационных знаний на уроках географии (на примере изучения курса «География России») // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. - С.183-193. [Электронный ресурс].ШЬ: http://doi.Org/10.15350/2409-7616.2021.2.18;

2. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Мурыгин Н.С., Пасечник А.С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 3. — С. 42-47. [Электронный ресурс].ШЬ: https://elibrary.ru/item.asp?id=38534641;

3. Дойникова С.Е. Профориентационная направленность школьного курса географии // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени. — Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, 2019. - С. 114-116.[Электронный ресурс].ЦЕЬ: https://elibrary.ru/item.asp?id=38308817

Rakhmanova A.A.

Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia)

ROLE OF GEOGRAPHICAL PROFESSIONAL KNOWLEDGE SCHOOL ORIENTATION

Abstract: the article is devoted to the role of geographical knowledge in the professional orientation of schoolchildren. It examines how the study of geography contributes to the formation of students' broad horizons, spatial thinking, understanding of global problems, and also reveals a variety of methods for integrating geographical knowledge into professional orientation.

Keywords: geographical education, professional orientation, self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.