Научная статья на тему 'РОЛЬ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ'

РОЛЬ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНД / TOURIST FLOW / TOURIST RESOURCE / NATIONAL CUISINE / GASTRONOMIC TOURISM / GASTRONOMIC FESTIVAL / GASTRONOMIC BRAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пяткова П.Т., Гутников С.Н.

Национальная кухня стран Северо-Восточной Азии за последние годы прочно зарекомендовала себя, как узнаваемый мировой бренд. В статье рассматриваются уникальные особенности национальной кухни стран региона. Продвижению национальной кухни на международном туристском рынке способствуют многочисленные гастрономические фестивали, проводимые в этих странах. Рассмотрены наиболее яркие гастрономические фестивали, проводимые в Китае, Южной Корее и Японии. На территории России в Приморском крае сформировался собственный гастрономический бренд «Pacific Russia Food». Гастрономические фестивали, которые проводятся в Приморском крае, начинают пользоваться большей популярностью у туристов из стран Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пяткова П.Т., Гутников С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GASTRONOMIC FESTIVALS IN FORMING THE TOURIST BRAND OF THE COUNTRIES OF NORTH-EAST ASIA

The national cuisine of the countries of North-East Asia has firmly established itself in recent years as a recognizable global brand. The article considers unique features of national cuisine of the countries of the region. Promotion of national cuisine in the international tourist market is facilitated by numerous gastronomic festivals held in these countries. The most vivid gastronomic festivals held in China, South Korea and Japan are considered. On the territory of Russia, in Primorsky Territory, its own gastronomic brand Pacific Russia Food was formed. Gastronomic festivals, which are held in the Primorsky Territory, are beginning to enjoy greater popularity among tourists from Northeast Asia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»

УДК: 338.4

Пяткова П. Т. студент 3 курса Гутников С.Н. студент 3 курса

Институт маркетинга и массовых коммуникаций Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса Россия, г. Владивосток

РОЛЬ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Аннотация: Национальная кухня стран Северо-Восточной Азии за последние годы прочно зарекомендовала себя, как узнаваемый мировой бренд. В статье рассматриваются уникальные особенности национальной кухни стран региона. Продвижению национальной кухни на международном туристском рынке способствуют многочисленные гастрономические фестивали, проводимые в этих странах. Рассмотрены наиболее яркие гастрономические фестивали, проводимые в Китае, Южной Корее и Японии. На территории России в Приморском крае сформировался собственный гастрономический бренд «Pacific Russia Food». Гастрономические фестивали, которые проводятся в Приморском крае, начинают пользоваться большей популярностью у туристов из стран Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова: туристский поток, туристский ресурс, национальная кухня, гастрономический туризм, гастрономический фестиваль, гастрономический бренд.

Pyatkova P.T. student

3 year, Institute of Marketing and Mass Communications Vladivostok State University of Economics and Service

Russia, Vladivostok Gutnikov SN student

3 year, Institute of Marketing and Mass Communications Vladivostok State University of Economics and Service

Russia, Vladivostok THE ROLE OF GASTRONOMIC FESTIVALS IN FORMING THE TOURIST BRAND OF THE COUNTRIES OF NORTH-EAST ASIA

Annotation: The national cuisine of the countries of North-East Asia has firmly established itself in recent years as a recognizable global brand. The article considers unique features of national cuisine of the countries of the region. Promotion of national cuisine in the international tourist market is facilitated by numerous gastronomic festivals held in these countries. The most vivid

gastronomic festivals held in China, South Korea and Japan are considered. On the territory of Russia, in Primorsky Territory, its own gastronomic brand Pacific Russia Food was formed. Gastronomic festivals, which are held in the Primorsky Territory, are beginning to enjoy greater popularity among tourists from Northeast Asia.

Key words: tourist flow, tourist resource, national cuisine, gastronomic tourism, gastronomic festival, gastronomic brand.

Элементы гастрономического туризма, в той или иной степени, присутствуют в любом туристском путешествии. Национальную кухню можно рассматривать как особый нематериальный туристский ресурс региона. В России до последнего времени этому виду туризма не уделялось достаточного внимания. Распространение гастрономического туризма в нашей стране потребовало своего теоретического осмысления. В работах [1, 2] изложены основные теоретические положения и понятия, связанные с гастрономическим туризмом.

Гастрономический туризм, являясь частью национальной культуры, основывается на традициях национальной кухни. Для нашей многонациональной страны гастрономический туризм в различных регионах имеет свои особенности. В качестве примеров работ, в которых рассматривается состояние и перспективы развития этого вида туризма в различных регионах России, можно привести работы [3-5]. Влияние уникального гастрономического бренда региона на конкурентоспособность регионального туристского продукта рассматривается в работах [6-9]. Одним из важнейших направлений продвижения гастрономического бренда территории является организация гастрономических фестивалей.

Гастрономические фестивали получили распространение по всему миру и привлекают миллионы туристов. Распространение гастрономических фестивалей пришло с пониманием воздействия на туристов особых запоминающихся впечатлений, связанных с гастрономическим туризмом. Такие фестивали, как правило, проходят не один день и сопровождаются рядом сопутствующих мероприятий, таких как гастрономические шоу, ярмарки, конкурсы, театрализованные представления, экскурсии на предприятия пищевой промышленности.

Несмотря на то, что гастрономические фестивали, как туристское направление зародилось и получило наибольшее распространение в странах Евросоюза, в последние годы значительной популярностью стали пользоваться гастрономические фестивали стран Северо-Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония). Национальная кухня этих стран отличается большим разнообразием и принципиально отличается от европейской кухни. Исследованию национальной кухни стран Северо-Восточной Азии посвящены многочисленные публикации авторов из этих стран [10-12]. Рассмотрим некоторые особенности национальной кухни стран Северо -Восточной Азии и примеры известных гастрономических фестивалей в этих

странах.

Древнейшей национальной кухней в мире считается китайская кухня. История китайской кухни насчитывает более пяти тысячелетий. Некоторые рецепты и приемы кулинарного искусства, описанные китайским философом Конфуцием (VI-V в. до н. э.), дошли до наших дней. Густонаселенные районы Китая с древних времен испытывали недостаток пищи и поэтому китайцы вынуждены были испробовать все, что пригодно в пищу. Неслучайно китайская пословица гласит: «В природе нет ничего не съедобного, просто есть плохие кулинары».

Особенностью китайской кухни является не столько использование необычных для европейцев продуктов, сколько приготовление блюд по особой технологии. В китайской кухне используется особое управление огнем, особые приемы маринования, вымачивания, подслащивания, различных продуктов. Для приготовления блюд используется специальная посуда. Неповторимый вкус китайским блюдам придает использование пряностей при их приготовлении. Многие пряности стали известны в Европе благодаря Великому Шелковому Пути. Китайские кулинары придают очень большое значение красочному оформлению блюд. Китай считается родиной карвинга («carving» - фигурная резка по овощам). Из Китая искусство карвинга в дальнейшем распространилось на все страны Северо-Восточной Азии, а теперь известно и в Европе.

Во всем мире сегодня китайская кухня известна еще и как бренд фастфуда. Недорогую и разнообразную еду можно заказывать на дом в китайских ресторанчиках во многих странах мира. Однако, по-настоящему уникальные китайские блюда можно попробовать только в Китае. Особенно интересно посетить разнообразные гастрономические фестивали.

Среди наиболее известных гастрономических фестивалей Китая можно назвать фестиваль в городе Уси (Восточный Китай), который проводился в 2018 году в 19-ый раз. Тема последнего фестиваля «Новое потребление, новая розничная торговля, новая еда». Во всех предыдущих 18-ти фестивалях приняли участие около 6 млн человек. Этот фестиваль, кроме туристской составляющей, имеет значительную коммерческую направленность при продвижении продуктов питания и пищевой промышленности различных регионов Китая. На последнем фестивале было представлено 5000 брендов общепита. В 2018 году фестиваль привлек более 30 тыс. профессиональных покупателей и 100 тыс. обычных посетителей.

Широко известен в Китае фестиваль красного жгучего перца чили «Fire and Ice» («Огонь и лед»). На этом фестивале перец является основным блюдом, а не приправой. Во время фестиваля проводятся соревнования, участники которых пытаются съесть как можно больше и быстрее стручков перца чили. Подобные соревнования по потреблению того или иного блюда практикуют и в Европе.

Среди совсем непривычных для европейцев можно выделить следующие два гастрономических фестиваля в Китае. Например, в

провинции Шэньси бесконечный праздничный стол размещают на очень узкой тропе прямо над пропастью глубиной в 2000 метров на горе Лаодзюнь (рис. 1).

Рис. 1. Гастрономический фестиваль в провинции Шэньси

Бронировать места на таком экстремальном застолье нужно более чем за год. Многие туристы из европейских стран при посещении Китая сталкивались с экзотическими блюдами из продуктов, считающихся в их странах не пригодными для пищи, например, блюда из медузы, плавников акул, ласточкиных гнезд, семян лотоса, черепахи, змей и лягушек. Но что уж совсем не приемлемо для европейцев, так это употребление в пищу собак и кошек. А в Китае проводят «Фестиваль собачьего мяса», что вызывает протесты защитников прав животных в других странах. Фестиваль проводится в день летнего солнцестояния в городе Юйлинь. Собак для гастрономических целей разводят на специальных фермах. На этом фестивале потребляют около 10 тыс. этих животных.

Корейская кухня отличается от китайской. Учитывая, что сейчас существует две Кореи, говорить о гастрономическом туризме можно только относительно Южной Кореи, в которой в последние годы темпы развития туризма одни из самых высоких в мире. Корейская кухня при всем своем разнообразии более скромная, чем китайская. Отличает корейскую кухню обилие овощей. И, конечно, ни одно застолье в Корее не обходится без традиционной кимчхи - особого вида салата, в основу которого положено использование пекинской капусты. Корейская кухня считается более полезной и отличается сбалансированностью своих компонентов. В ней

исключается или резко ограничивается сочетание продуктов. Корейцы считают, что совмещение некоторых продуктов может отрицательно сказаться на здоровье.

Корейская кухня продвигается на многочисленных гастрономических фестивалях. Среди них можно выделить ряд наиболее интересных фестивалей. Рыбный фестиваль в г. Пусан традиционно проводится на местном пляже Кваналли. В программе фестиваля кроме дегустации блюд из морепродуктов и кулинарных конкурсов, устраиваются соревнования по ловле рыбы руками (рис. 2).

Рис. 2. Гастрономический фестиваль в г. Пусан

В Южной Корее весьма популярен «Фестиваль рыбы айю». Рыба айю водится только в верхнем течении самых чистых горных ручьев в уезде Понхва. Свежую рыбу готовят на открытом огне. Кроме фестивалей, ориентированных на рыбу и морепродукты, в Южной Корее много сезонных фестивалей, посвященных сбору урожая отдельных сельскохозяйственных культур. Например, гастрономический фестиваль «Огок нару» в городе Ёчжу провинции Кёнги-до. В основе этого фестиваля положено использование сельскохозяйственных культур, выращиваемых в этом районе Южной Кореи, таких как рис и батат (сладкий картофель). Несмотря на изобилие продуктов в современной Южной Корее вековая боязнь голода побуждает многих корейцев создавать запасы еды. Корейцы имеют огромное множество оригинальных рецептов консервирования продуктов с сохранением их полезных свойств.

Японская кухня тоже стала узнаваемым брендом во всем мире, в первую очередь, благодаря бесконечному списку рецептов приготовления суши. Блюда японских кулинаров поистине являются произведениями

искусства. Для японцев главное, чтобы еда всегда смотрелась красиво. Они придают очень большое внимание сервировке стола. Основу меню жителей Японии составляют рыба и морепродукты и, конечно, рис. Японцы очень ценят свежую рыбу. Они часто употребляют сырую и иногда даже живую рыбу. Стремление японцев к минимализму проявляется и в приготовлении блюд. Порции и посуда, по меркам европейцев, просто крохотные.

Япония - страна традиций. По количеству фестивалей, привлекающих огромное количество туристов со всего мира, Япония превосходит не только соседние страны региона, но может посоперничать с любой европейской страной. Ни один из них не проходит без презентации блюд местной кухни. В календаре всевозможных фестивалей Японии есть место и специальным гастрономическим фестивалям. Одним из самых известных гастрономических фестивалей Японии является фестиваль «Фурусато Мацури» (Furusato Matsuri), который в течение недели проводится в Токио на стадионе Tokyo Dome.

Рис. 2. Гастрономический фестиваль «Фурусато Мацури»

Ежегодно в фестивале участвует не менее 500 тыс. человек. Стоимость входного билета составляет $11,5. Он дает право дегустировать любые блюда, представленные на прилавках. Рис предлагают без ограничений. Свою продукцию на фестиваль поставляют более 300 компаний со всей Японии. Фестиваль сопровождается карнавальными шествиями в красочных национальных костюмах.

Самым масштабным гастрономическим фестивалем лета является фестиваль «Тэндзин Мацури», который проводится в Осаке. Этот праздник отмечается японцами уже около тысячи лет. На фестивале в изобилии

представлены блюда из рыбы во всех видах.

В число крупнейших гастрономических фестивалей Японии входит фестиваль «Табэ Марше» в г. Асахикава. За несколько дней фестиваль посещают более 1 млн. гостей, Не меньше посетителей участвует в осеннем гастрономическом фестивале в г. Сапоро. В период проведения фестиваля с 12 по 28 сентября посетителям предлагается свежая продукция фермеров нового урожая.

Наиболее ярко характеризует различие традиционных национальных кухонь стран Северо-Восточной Азии корейская пословица, которая гласит: «японцы «едят глазами», китайцы - «ртом», а корейцы - «желудком»».

Национальная кухня стран Северо-Восточной Азии оказала свое влияние на формирование особой кухни Приморского края России. Во-первых, большое количество моряков, проживающих в крае, давно испробовали вкус национальных блюд сопредельных государств. Во-вторых, эти страны, особенно Китай, а в последние годы и Южная Корея, с туристскими целями посещали многие жители края. А в последние два-три года и в Приморский край резко возрос встречный поток туристов из стран Северо-Восточной Азии. Во Владивостоке сегодня функционирует множество ресторанов, специализирующихся на приготовлении блюд национальной кухни Китая, Южной Кореи и Японии. В последнее время поток туристов из сопредельных государств в Приморский край ежегодно возрастает на треть. Это самые высокие темпы роста туристского потока в стране. В 2017 году Приморский край принял более 4 миллионов российских и иностранных туристов. Среди них 640 тысяч иностранных туристов. Для приема возрастающего потока туристов в Приморском крае в последние годы вводятся туристские объекты, ориентированные на массовый туризм

[13].

Как показал анкетный опрос жителей Владивостока, проведенный в декабре 2017 года, большинство населения часто посещает специализированные рестораны национальной кухни стран СевероВосточной Азии. Некоторые рецепты были трансформированы и используются в домашних хозяйствах. В анкетном опросе широко использовались открытые вопросы, в которых свои пристрастия респонденты выражали в текстовом виде. Для обработки анкетных данных использовались специальные технологии обработки качественных данных

[14].

Уникальная кухня Приморского края формировалась не один год как сплав местных традиций и национальной кухни соседних стран. В результате в 2017 году был официально признан гастрономический бренд Приморского края, который получил название «Pacific Russia Food». Под этим брендом были объединены блюда, основанные на широком использовании местных продуктов - даров моря и тайги. После утверждения собственного гастрономического бренда возникает необходимость его продвижения на внешнем рынке. Различные модели идентичности

выработанного бренда определенной туристской территории рассмотрены в работах [15-17].

Гастрономический бренд Приморского края уже стал узнаваемым и начал завоевывать туристский рынок. В Приморском крае действует насыщенный календарь событий, привлекающих значительное количество туристов [18]. Этот календарь сейчас включает ряд специализированных гастрономических фестивалей. Визитной карточкой Приморского края стали фестивали, посвященные демонстрации блюд на основе таких деликатесов, как краб и дальневосточный гребешок. Это специализированные фестивали «Держи краба» и «На Гребне».

В зимние месяцы проводятся фестивали, посвященные путине зимней рыбы (корюшки: 5-15 декабря; наваги - «Мы - за навагу»: 15-25 февраля). Другой гастрономический фестиваль «Taigafest» целиком посвящен богатству уссурийской тайги.

Рис. 2. Гастрономический фестиваль «На Гребне»

Столица Приморского края город Владивосток сегодня стал значимым центром делового туризма. В 2018 году на острове Русский прошел уже четвертый Восточный экономический форум. В конгресс-центре на Русском острове ежегодно проводится целый ряд других крупных международных мероприятий.

Развитие гастрономического туризма привело к значительному повышению спроса на экологически чистые и свежие продукты. Это стало способствовать развитию фермерских хозяйств и их кооперации [19]. Новый импульс развития получили предприятия, занимающиеся разведением аквакультуры, на основе которой создаются деликатесные морепродукты.

Использованные источники:

1. Воробьева М. С., Нехаева Н. Е. Понятие и особенности гастрономического туризма //Тенденции развития науки и образования. - 2017. - №. 32-3. - С. 45-49.

2. Драчева Е. Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные

тенденции и перспективы //Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. -№. 3 (4). - С. 36-50.

3. Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. Специфика и особенности гастрономического туризма в Астраханской области // Естественные науки. - 2015. - № 2 (51). - С. 24-28.

4. Мударисов Р.Г., Кобитев А.Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9. - № 4. - С. 95-103.

5. Отто О.В., Редькин А.Г. Современное состояние развития гастрономического туризма в Алтайском крае // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2015. -№ 4 (2). - С. 99-103.

6. Лагусев Ю. М., Балынин К. А. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций //Сервис plus. - 2016. - Т. 10. - №. 2. - С. 9-16

7. Мартышенко Н.С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в Северо -Восточной Азии // Экономика и предпринимательство. - 2011. - №5. С. -153-163.

8. Хорева Л. В., Трабская Ю. Г., Зеленская Е. М. Гастрономический брендинг как инновационная технология продвижения туристской дестинации //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №. 6 (96). - С. 50-60.

9. Гончарова И. В., Гончаров Д. С. Влияние гастрономического бренда на привлекательность туристской дестинации // Профессиональное образование и общество. - 2017. - №. 1. - С. 214-221.

10. Ortega D. L. et al. Retail channel and consumer demand for food quality in China //China Economic Review. - 2015. - Т. 36. - С. 359-366.

11. Chung C., Briggeman B. C., Han S. Willingness-to-pay for beef quality attributes: A latent segmentation analysis of Korean grocery shoppers //Journal of Agricultural and Applied Economics. - 2012. - Т. 44. - №. 4. - С. 447-459.

12. Seaton P., Yamamura T. Japanese popular culture and contents tourism-Introduction //Japan forum. - Routledge, 2015. - Т. 27. - №. 1. - С. 1-11.

13. Локша А.В., Марченко О.Г. Анализ возможностей создания современных объектов в системе туристских предложений на территории Приморского края // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 11 (66). - С. 65-72.

14. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Инструментальные средства обработки анкетных данных в EXCEL // Информационные технологии моделирования и управления. - 2007. - № 1 - (35). - С. 112-120.

15. Яненко М.Б. Формирование идентичности бреда // Практический маркетинг. - 2016. - № 12-1 (2381). - С. 113-116.

16. Попова И.Ю. Товарно-знаковая символика, как одна из основных конкурентных информационных составляющих товара современной индустрии питания // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 7 (50). - С. 66-79.

17. Савчук Г.А., Завьялова И.И. Визуальные атрибуты гастрономического фестиваля: логотип, фирменный стиль, сайт // Знак: проблемное поле

медиаобразования. - 2018. - № 2 (28). - С. 222-227.

18. Мартышенко Н.С. Формирование ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. - 2012. - №3. - С. 178-197.

19. Дубиновский М.З., Большакова Ю.А. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств как фактор устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 9 (76). - С. 103-110.

УДК 81-25

Радченко Т.А. ассистент кафедра английской филологии Карзютина М. О. студент 5 курса Институт иностранной филологии Таврическая академия (сп) ФГАОУ «Крымский федеральный университет имени В.И.

Вернадского»

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ГЕЙМЕРСКОГО СЛЕНГА

Аннотация: Появление геймерского сленга тесно связано с образом жизни современного человека, а распространение компьютерных игр оказывает огромное влияние на речь. Употребление сленгов в литературе, в разговорно-бытовой речи, в основном среди молодёжи, достигает высокого уровня и является труднодоступным для понимания людей, не владеющим сленговым кодом. Целью данной работы является исследование особенностей структуры, образования и функционирования геймерского сленга. Методы исследования: анализ методической литературы по теме исследования, опрос, анкетирование, наблюдение, обобщение, структурный анализ, компонентный анализ, контекстуальный анализ, элементы психолингвистического и социолингвистического анализа.

Ключевые слова: сленг, геймер, компьютерные игры, «Dota 2», калька, полукалька, перевод, аббревиация.

Radchenko T.A.

Assistant of the English Philology Department Institute of Foreign Philology Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Karzyutina M. O.

5th year student, Institute of Foreign Philology

Taurida Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.