ГАРИФУЛЛИН В. З., ЗАКИРОВ Л. Р.
РОЛЬ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Аннотация. Статья посвящена изучению места и роли классика татарской литературы Габдуллы Тукая в становлении и развитии татарской журналистики. В работе выделены основные проблемно-тематические направления в творчестве Г. Тукая, подчеркивается доминирование в его публицистике гуманистических идей.
Ключевые слова: Габдулла Тукай, татарская журналистика, газета, журнал, гуманизм.
GARIFULLIN V. Z., ZAKIROV L. R.
THE CONTRIBUTION OF GABDULLA TUKAI TO THE DEVELOPMENT OF TATAR JOURNALISM
Abstract. The article considers the role of the classic Tatar poet Gabdulla Tukai in the development of Tatar journalism. The authors study the main topics and problems covered in the journalistic works of G. Tukai. The prevalence of humanistic ideas in his journalistic works is proved.
Keywords: Gabdulla Tukai, Tatar journalism, newspaper, magazine, humanism.
В 2016 году татарская общественность широко отметила 130-летие со дня рождения выдающегося поэта, публициста и общественного деятеля Габдуллы Тукая, родившегося 26 апреля 1886 года. Творчество Тукая можно без преувеличения назвать энциклопедией национальной жизни начала ХХ века. Пожалуй, не было такой области в общественной, политической и культурной жизни того времени, где бы не чувствовалось влияние этого великого публициста. Деятельность выпускаемых на татарском языке в Уральске и Казани газет и журналов была тесно связана с именем Тукая. С 1904 года, когда в рукописном журнале шакирдов появились первые его произведения, и по 1913 год, когда жестокая болезнь свела двадцатисемилетнего поэта в могилу, им создано множество фельетонов, памфлетов и публицистических статей.
Одним из первых на журналистское и публицистическое составляющее творчества Г. Тукая обратил внимание известный исследователь теории и истории национальной журналистики Флорид Агзамов, возглавлявший несколько лет отделение журналистики Казанского университета. В 1986 году, к 100-летию со дня рождения классика татарской литературы, была издана его книга «Тукай - журналист» [1]. Эта книга стала вершиной научно-педагогической деятельности Ф. И. Агзамова.
Одним из важнейших задач основанной самим же кафедры татарской журналистики Флорид Агзамов определил изучение богатой истории татарской журналистики. Его сильно огорчал тот факт, что имея одну из богатейших систем периодической печати среди всех
1
народов бывшего Советского Союза, в исторической и журналистской науке имеются скудные сведения об изданиях на татарском языке. В период с 1905 по 1917 г. в 17 городах России разновременно функционировали более 120 газет и журналов на татарском языке. Среди них были издания самой различной политической ориентации. Издавалось большое количество специализированных газет и журналов. И все это богатое наследие было почти предано забвению в годы верховенства коммунистической идеологии. Более менее исследованным со стороны ученых-историков и филологов была газета на татарском языке «Урал», издание большевиков, редактором которой был известный революционер Хусаин Ямашев. Но не эта газета определяла общественную мысль татарского народа в начале ХХ века, а те издания, к выпуску которых был сопричастен Габдулла Тукай. Именно он играл особую, чуть ли не организующую роль в становлении национальной журналистики. Раскрытию роли и места этой уникальной фигуры в татарской журналистике и посвящена монография Флорида Агзамова «Тукай - журналист». Именно в этом фундаментальном труде впервые был всесторонне изучен важнейший аспект творчества великого творца - журналистско-публицистический.
Исследуя арихивные документы, относящиеся к жизни и деятельности этой личности, Агзамов выяснил корни журналистского мастерства Тукая. Как поэт и журналист Тукай сформировался в Уральске. Уже в сентябре 1905 года в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи. В ноябре, вслед за петербургским «Нур»ом, в Уральске начинает издаваться газета «Фикер» (Мысль). Вскоре выходит и первый номер «Эль-гаср-эль-джадида», ответственным секретарем и фактическим редактором которого становится Тукай. В июне 1906 года появляется сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) - на деле Тукай и здесь занимает роль редактора. Журнал «Уклар» можно считать своеобразным сборником сатирических произведений Тукая. Журналистика становится для будущего классика родной стихией. Дни и ночи он проводит в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность далеко за пределами Уральска. А с 1907 года, после переезда в Казань, его публицистическое мастерство раскрывается в полную силу.
Определяя прогрессивную роль Тукая в развитии общественно-политической мысли своего народа, Ф. И. Агзамов пишет: «В творчестве Тукая есть большой общественно-политический, эстетический и этический идеал, есть социальный опыт, накопленный народными массами на путях достижения этих идеалов, есть пламенный призыв их к свободе, братству, знаниям, словом, прогрессу. Главная магистраль творчества Тукая-публициста -проблемы, связанные с судьбой народа, раздумья о путях прогресса во всех областях жизни, поддержка любого ростка нового» [1, с. 260].
Тукай рано осознал свою миссию: сделать публицистику средством повышения национального самосознания, посредством своих журналистских выступлений вырвать молодое поколение из-под власти муштровки старометодных школ и приобщить его к литературе общечеловеческих ценностей. Отсюда - неутомимая деятельность Тукая как фактического редактора журналов, острого полемиста, популярного лектора, составителя и, в сущности, единоличного автора книг для детского чтения.
Во всей многогранной публицистике Г. Тукая ярко отражаются гуманистические принципы и традиции [2, с. 145]. Для него, поэта и публициста, много значили славные традиции просвещения татарского народа, в которых были заключены общечеловеческие нравственные ценности. В лице К. Насыри, Ш. Марджани, З. Бигиева и других татарских мыслителей просвещение к началу ХХ века получило сильный стимул к развитию и сыграло огромную роль в становлении самосознания татарского народа. Умы прогрессивно мыслящих татарских интеллигентов всегда волновало идейное наследие, но в начале ХХ века особенно возрос интерес к истории духовной культуры народа. Именно через свою публицистику Тукай осуществлял преемственность передовых традиций просвещения. Тукай восхищался мыслителем Ш. Марджани, светочем татарской культуры, который ценил превыше всего человеческий разум и посвятил всю свою жизнь делу просвещения народа. Публицистические произведения Тукая на эту тему увидели свет в различных изданиях. Вот что он пишет в статье «Национальные чувства»: «... И наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках, в новой. истинно национальной поэзии, музыке и всем том, что способствовало бы прогрессу, как и в жизни других наций» [3, с. 186]. Тукай вложил в понятие просвещения новый смысл, критерием просвещенности человека становилась не просто сумма знаний, усвоенных им, но и распространение этих знаний среди людей, обогащение нравственности ценностями духовной культуры. Важнейшую задачу просвещения Г. Тукай видел в развитии различных интересов человека, в пробуждении в нем неутомимой жажды знаний и развитии самостоятельной работы мысли. Без этого он не представлял прогресса нации. Об этом свидетельствуют его слова из статьи, которые мы читаем далее: «Без этого в нашей жизни не будет светлых, праздничных дней, она пройдет в постоянных обывательских заботах, как вечная осень, никогда не видавшая жарких лучей летнего солнца» [3, с. 186].
Понимая под просвещением образование молодежи и приобщение к мировой культуре, Тукай считал средством достижения прогресса распространение среди народа литературы, искусства, развитие печати. Об этом он пишет в статье «Умерла ли наша нация или она только спит». Тукай убежден, что народ пребывает в забытьи и стимулом к полнокровной, радостной жизни может послужить лишь всестороннее развитие культуры. Особые надежды Тукай связывал с ростом числа газет и журналов, с проникновением печатного слова в повседневную
жизнь каждого человека. Доказательством этому являются строки из статьи: «Давайте окропим нашу нацию душистым нектаром цветов литературы, овеем ее мягким ветерком газетных вееров и вольем в ее уста живительную влагу объединения и совместного труда; вдохновим ее музыкой, услаждающей душу, в ярких картинах отразим ее собственное лицо» [3, с. 41].
В монографии «Тукай - журналист» в качестве целостной системы представлены взгляды классика по отношению к теории журналистике. Удивительно, что многие современные проблемы, касающиеся истории национальной периодической печати, функций и задач журналистики, ее основопалающих принципов, проблемы авторского права, учредительства изданий, теории перевода были подняты в произведениях Тукая. В его работах можно найти характеристику всех основных изданий начала ХХ века, а также ведущих журналистов-публицистов того времени. А на вопрос, каким должен быть настоящий журналист современности, по словам Агзамова, мы находим ответ в произведениях Тукая, посвященых Хусаину Ямашеву. Через типизированный образ Ямашева он показывает, каким должен быть истинно народный журналист.
В книге Флорида Агзамова паредставлены и теоретические постулаты Тукая относительно перспектив развития татарской журналистики
Специальный раздел книги посвящен изучению роли фольклора в публицистическом творчестве Тукая. По утверждению Ф. Агзамова, именно в фольклоре Тукай находит корни самого гуманного подхода к решению всех насущных проблем. Фольклор - для поэта и публициста источник всего творчества, своеобразное неиссякаемое золотое дно для все более новых тем в творчестве. Во-первых, в произведениях народного творчества он черпал для себя идеи, сюжеты, средства выразительности. Здесь необходимо отметить, что Тукай часто обращался к аллегорическим языковым приемам из фольклора, которые органически сращиваются с идейным содержанием произведений и играют большую роль в раскрытии замысла. Во-вторых, в своей публицистике он ярко отразил влияние фольклора на формирование общественной мысли, литературы и языка, на процесс образования и воспитания. Наибольшую ценность в этом аспекте представляют его публицистические произведения «Народная литература» и «Народные мелодии».
Теория перевода, разработанная Тукаем в своих публицистических выступлениях, является актуальной и по сей день. Тукай считает, что при переводе с другого языка прежде всего должны учитываться традиции, обычаи и менталитет народа. К примеру, в одном из фельетонов он едко высмеивает Сагита Рамеева за то, что тот пытался перевести имя Льва Толстого на татарский как «Арыслан Юан», обвиняя Рамеева в псевдонационализме.
Особое место в книге Агзамова занимает исследование жанровой дифференциации тукаевской публицистики. Он обнаруживает в творчестве Тукая большинство жанров, которые используются в современной журналистике, и приходит к выводу о том, что именно Тукаем впервые были введены в оборот многие из жанровых форм татарской журналистики. Некоторые традиционные жанры журналистики, например, заметка, используются Тукаем в пародийной форме в его постоянной рубрике «Телеграммы» в журнале «Уклар». Впервые в татарской журналистике с подачи Тукая появились такие жанровые формы публицистики, как путевой очерк, стихотворный фельетон и памфлет. А вот программная статья «Умерла ли наша нация или она только спит» является блестящим образцом аргументации в публицистике.
Габдулла Тукай был настоящим мастером полемики. Полемизировал он с оппонентами из лагеря эсеров, националистов, кадетов, пантюркистов и панисламистов, выдвигая в качестве важнейшего свеого идеала служение интересам простого народа. Тукай большую роль в своем творчестве отводил критике. Ф. И. Агзамов отмечает: «Тукай в своей публицистике, как и в прочем поэтическом творчестве, заговорил критическим словом. Его первые же произведения способствовали развертыванию сатиры в татарской журналистике» [1, с.58]. Его никогда не покидала мысль о необходимости продолжать традиции национальной сатирической печати, без которой он не мог представить развитие своего творчества и вообще татарской литературы. Он фактически редактирует сатирические журналы «Яшен» (Молния), «Ялт-йолт» (Зарница), на страницах которых в полной мере и раскрывается его талант как сатирика и обличителя косных сил. Перечитывая Тукая, Флорид Агзамов поминутно удивляется не только мастерству его публицистики, но и непреходящей созвучности современности его взглядов и мыслей.
Таким образом, Флорид Агзамов впервые так ярко и выпукло, научно обоснованно раскрыл, насколько Тукай был блистательным публицистом, яростным и беспощадным полемистом, тонким критиком и терпеливым, мудрым воспитателем. Его публицистика относится к лучшим страницам отечественной журналистики. Флорид Агзамов определяет и задачи перед будущими тукаеведами: определение места и роли нашего классика в становлении и развитии журналистики у тюркских народов, изучение влияния газет и журналов, издававшихся под руководством Тукая, на другие издания и на развитие общественной мысли народов России, сравнительное изучение взглядов Тукая относительно развития национальной журналистики в сравнении с другими теоретиками и практиками журналистики, исследование роли Тукая в становлении и развитии публицистического стиля татарского литературного языка, а также обобщение опыта Тукая как переводчика общественно-политической литературы. Решение некоторых задач, поставленных Агзамовым
5
перед своими последователями, мы найдем в большом академическом издании, подготовленном к 130-летию поэта Институтом языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, - «Энциклопедии Тукая». К слову, в свое время Флорид Агзамов был членом рабочей группы, стоявшей у истоков подготовки этой Энциклопедии. В лице великолепного ученого, педагога и журналиста Флорида Агзамова татарский народ приобрел такого оригинального исследователя, который смог возвести Тукая на новую высоту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агзамов Ф. И. Тукай - журналист. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. - 271 с. (На татарском языке)
2. Гарифуллин В. З. Отражение гуманистических идей в публицистике Тукая // Габдулла Тукай и тюркский мир: материалы международной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Г. Тукая. - Казань: ИЯЛИ, 2016. - С.145-149.
3. Тукай Г. Сочинения. В 5 томах. - Т. 3. - Казань: Татар. кн. изд-во, - 1985. - 391 с. (На татарском языке)