Научная статья на тему 'Роль г. Чунцина в развитии инициативы "один пояс, один путь"'

Роль г. Чунцина в развитии инициативы "один пояс, один путь" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINA / CHONGQING / CHONGQING ECONOMIC MODEL / HUANG QIFAN / "ONE BELT / ONE WAY" / "NEW SILK ROAD" / КИТАЙ / ЧУНЦИН / ЧУНЦИНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ХУАН ЦИФАНЬ / "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / "НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захаржевская Анна Юрьевна

Статья посвящена анализу формирования транспортных связей г. Чунцина с Европой, их роли в зарождении и развитии инициативы «Один пояс, один путь» и, с другой стороны, влиянию этого транспортного коридора на рост экономики г. Чунцина. Также описываются особенности развития г. Чунцина как транспортного узла и промышленного центра во взаимосвязи с так называемой чунцинской экономической моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Chongqing in the development of the initiative “One Belt, One Way”

The article analyzes the formation of transport links between Chongqing city and Europe, their role in the emergence and development of the “One Belt, One Way” initiative, and, on the other hand, the influence of this transport corridor on the economic growth of Chongqing. It also describes the features of the development of Chongqing as a transport hub and industrial center in conjunction with the so-called Chongqing economic model.

Текст научной работы на тему «Роль г. Чунцина в развитии инициативы "один пояс, один путь"»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 339.924(510) ББК 65.52(5Кит)

А.Ю. Захаржевская

Роль г. Чунцина в развитии инициативы «Один пояс, один путь»

Статья посвящена анализу формирования транспортных связей г. Чунцина с Европой, их роли в зарождении и развитии инициативы «Один пояс, один путь» и, с другой стороны, влиянию этого транспортного коридора на рост экономики г. Чунцина. Также описываются особенности развития г. Чунцина как транспортного узла и промышленного центра во взаимосвязи с так называемой чунцинской экономической моделью.

Ключевые слова: Китай, Чунцин, чунцинская экономическая модель, Хуан Цифань, «Один пояс, один путь», «Новый шелковый путь».

Широко известная инициатива «Один пояс, один путь» не сводится к восстановлению транспортных путей, существовавших в древности, как может показаться из-за популярного названия «Новый шелковый путь». Ее главная цель - формирование точек экономического роста в странах пути и повышение их уровня потребления, в том числе китайской продукции, что позволит загрузить производство в Китае1. Также при строительстве инфраструктуры для «Нового Шелкового пути» будут заняты оказавшиеся незагруженными предприятия Китая по производству стали, бетона, строительной техники и т. д. Таким образом, целью инициативы является развитие китайской эко-номики2.

Упоминая об инициативе «Один пояс, один путь», обычно начинают с выступления Си Цзиньпина в сентябре 2013 г. в г. Астане. Есть даже мнение, что эта инициатива - чуть ли не случайное явление, возникшее по произволу правительства Китая и лично Председателя КНР. Например, на лекции о сопряжении ЭПШП и ЕАЭС в рамках фестиваля «Библионочь»3 (22-23 апреля 2017 г.)

© Захаржевская А.Ю., 2018

Китай и Восточная Европа: звенья нового Шелкового пути / Отв. ред. В. Михеев, В. Швыдко. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 5. Там же. С. 6.

Коростиков М. Лекция по сопряжению ЭПШП и ЕАЭС [Электронный ресурс] // YouTube. 2017, 24 апр. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Qd6y223sgyI (дата обращения: 03.05.2017).

2

3

Михаил Коростиков рассказал слушателям, что в Астане Си изложил абсолютно непроработанную концепцию, которая была разработана в недрах китайского МИДа и понравилась Си своей масштабностью, поскольку он хотел оставить след в истории. Это не единственный пример мнения, что целью инициативы «Один пояс, один путь» является создание «образа Си Цзиньпина как глобального лидера и одного из главных авторов мировой по-вестки»4. Также можно встретить утверждение, что данная инициатива не имеет ни «дорожной карты», ни ясных целей, ни критериев эффективности, ни маршрута5.

В действительности проекты «Шелкового пути» начали появляться еще в 1990-е гг., чему способствовала глобализация. В 2008 г. началось строительство магистрали «Западная Европа - Западный Китай»: это ряд автодорог в Китае, Казахстане и России.

Более известные железнодорожные проекты «Шелкового пути» также задумывались достаточно давно. В январе 2008 г. Белоруссия, Германия, Китай, Монголия, Польша и Россия подписали в Пекине договор о перевозках грузов по железным дорогам, согласовав работу таможенных и пограничных служб. Движение поездов по новым правилам началось менее чем через месяц6. Правда, поначалу объемы перевозок были скромными, а рейсы -нерегулярными. Регулярные грузовые железнодорожные перевозки между Китаем и Европой начались в марте 2011 г.7: первый из этих поездов покинул г. Чунцин 19 марта 2011 г. и прибыл в конечный пункт назначения г. Дуйсбург (Германия) 17 дней спустя8.

Г. Чунцину досталась особая роль в развитии «Нового Шелкового пути». Идея этого пути была одной из любимых у Бо Си-лая, когда он был партийным секретарем г. Чунцина и даже ранее: еще в апреле 2006 г., когда он был министром торговли, это министерство организовало форум на Фиджи по сотрудничеству с островными государствами Тихого океана. На нем присутствовали лидеры Австралии, Новой Зеландии, Микронезии, Самоа, Папуа - Новой Гвинеи и других государств. Бо Чжиюэ считает, что именно в эту политику уходит корнями «Морской шелковый путь XXI века»9.

Реализация проекта «Экономический пояс шелкового пути» связана с программой «Идти на запад» по развитию западных регионов КНР, в том числе и г. Чунцина. Ее цель - выравнивание уровня экономического развития различных провинций, в частности - перенос производства из прибрежных восточных провинций в менее развитые регионы10. Чунцин действительно добился значительных успехов, среди которых развитие транспортной системы11. Муниципалитет активно участвует в проектах, связанных с инициативой «Один пояс, один путь».

Имя Бо Силая широко известно, но «архитектором» чунцин-ской экономики считается Хуан Цифань (Huang Qifan, Ш^АА) -заместитель мэра, а в 2010-2016 гг. - мэр г. Чунцина. Его роль в организации железнодорожного сообщения г. Чунцина с Ев-

4 Денисов И.Е. Председатель пути. Что инициатива «Один пояс - один путь» означает лично для Си Цзиньпина и его власти [Электронный ресурс] // Сайт Московского центра Карнеги. 2017, 15 мая. URL: http://carnegie. ru/commentary/70025 (дата обращения: 22.08.2017).

5 Макаров В. Пояс без пути [Электронный ресурс] // Новая газета во Владивостоке. 2017. № 396. URL: http:// novayagazeta-vlad.ru/396/ ekonomika/poyas-bez-puti. html (дата обращения: 21.08.2017).

6 Бондаревич А. Новый шелковый путь [Электронный ресурс] // Инженерная защита: научно-практический журнал. 2015. № 8. URL: http://territoryengineering.ru/ infrastrukturnaya-revolyutsiya/ novi-shelkovi-put/ (дата обращения: 02.05.2017).

7 Фань Си. Циго телу бумэнь цяньшу «гуаньюй шэньхуа чжуноу баньле хэцзо сеи» (Железнодорожные ведомства семи стран подписали соглашение об углублении сотрудничества в области международного ж/д сообщения Китай - Европа) [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа. 2017, 22 апр. URL: http://news. xinhuanet.com/fortune/2017-04/22/c_1120856570.htm (дата обращения: 04.05.2017).

8 Bo Zhiyue. China's global economic diplomacy on the rise, even if it has not yet arrived [Электронный ресурс] // Channel NewsAsia. 2017, April 4. URL: http:// www.channelnewsasia. com/news/commentary-china-s-global-economic-diplomacy-on-the-rise-even-if-8766296 (дата обращения: 04.05.2017).

9 Ibid.

10 Китай и Восточная Европа: звенья нового Шелкового пути / Отв. ред. В. Михеев, В. Швыдко. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 9.

11 Gu J. The Chongqing-Xinjiang-Europe International Railway [Электронный ресурс] // China Briefing. 2012, Feb 20.

ропой Bloomberg назвал центральной12. Конечно, можно предположить, что современные СМИ не хотят упоминать имя Бо Силая, попавшего в 2012 г. в опалу (хотя вряд ли это относится к Bloomberg). Но уже в статье, опубликованной гонконгским изданием в июне 2011 г.13, то есть еще в период руководства Бо Силая, в сообщении о железнодорожном маршруте в Европу говорится, что его открыл мэр г. Чунцина, а завершается статья словами про «Шелковый путь мэра Хуана».

Руководство муниципалитета стремилось к повышению доходов путем развития современных и рентабельных отраслей промышленности. В г. Чунцине решили привлечь крупных инвесторов для производства компьютеров. Это было возможно, так как производители электроники сами хотели перенести свои предприятия из прибрежных провинций, поскольку рабочая сила там стала дорогой, а сотрудников все равно не хватало. Также г. Чунцин привлекал инвесторов меньшей ставкой подоходного налога с предприятий: она являлась частью чунцин-ской экономической модели14. Другим элементом этой модели было строительство государственного жилья, которое сдается в аренду по умеренным ценам, привлекая рабочих-мигрантов и молодых специалистов15.

Уже в 2013 г. компьютеры составили 10% от промышленного производства г. Чунцина, хотя пятью годами ранее эта цифра была равна нулю. Для привлечения соответствующих компаний пришлось приложить немало усилий. В мае 2008 г. заместитель мэра Хуан Цифань посетил штаб-квартиру Hewlett Packard в Па-ло-Альто (Калифорния), убедив компанию производить ноутбуки в г. Чунцине, хотя она уже имела завод в Шанхае. Он уверял, что г. Чунцин сможет обеспечить на месте производство 80% деталей для ноутбуков. Впоследствии в городе действительно сложилась производственная цепочка предприятий, производящих детали для ноутбуков: батареи, шасси, разъемы, память и т. д.16 Они делаются как для НР, так и для других производителей, перебравшихся в этот муниципалитет: Acer, Asus, Foxconn и т. д.

Но надо было решить важную проблему, мешавшую привлечению производителей. Если компания, имеющая производство в г. Чунцине, отправляла товар в Европу, ей сначала необходимо было доставить его в портовый город для отправки морем. Таким образом, выгода от переноса производства из прибрежных районов «съедалась» из-за транспортных расходов на доставку товара туда же. Уже в июле 2008 г. руководители г. Чунцина планировали решить эту проблему с помощью «Нового Шелкового пути», отправляя готовые товары в Европу по железной дороге17.

Железнодорожный способ доставки быстрее морского. Иногда цена является главным фактором, но для высокотехнологичных товаров, выпуск которых налаживали в г. Чунцине, важна скорость доставки (особенно когда речь идет о новом продукте), а повышение цены товара из-за перевозки по суше не особенно заметно на фоне его высокой стоимости. К тому же и доставка грузов клиентам из крупных морских портов отнимает время.

URL: http://www.chma-

briefing.com/news/2012/02/20/

chinas-new-silk-road-the-

chongqing-xinjiang-europe-

international-railway.html

(дата обращения: 04.05.2017).

12 Zhai K Xi Eyes Megacity Mayor for China's Economic Team [Электронный ресурс] // Bloomberg. 2015, Oct. 15. URL: https://www. bloomberg.com/news/ articles/2015-10-15/xi-said-to-consider-growth-focused-mayor-for-china-economic-team (дата обращения: 16.02.2017).

13 The new Silk Road [Электронный ресурс] // Week in China. 2011, June 24. URL: https://www.weekinchina. com/2011/06/the-new-silk-road/ (дата обращения: 05.05.2017).

14 Одна из моделей развития, которые применяются в различных регионах КНР. Ее отличительные особенности: значительная роль государственных предприятий, взаимовыгодное сосуществование государственного и частного бизнеса, участие муниципальных властей в решении жилищной проблемы, особого рода «земельная биржа»

для крестьян и т. д.

15 Pi Xiaoqing, Kearns J. This Region Holds the Key to China's Modern Day Silk Road [Электронный ресурс] // Bloomberg. 2016, June 7. URL: https://www. bloomberg.com/news/ articles/2016-06-06/china-s-booming-export-hub-is-also-its-doorway-to-the-west (дата обращения: 03.05.2017).

16 Luo Wangshu, Ji Jin, Tan Yingzi. Living in the luxury of laptops [Электронный ресурс] // China Daily Europe. 2014, June 6. URL: http://europe.chin adaily. com.cn/epaper/2014-06/06/ content_17567048.htm (дата обращения: 05.05.2017).

17 Gu J. Op. cit.

В пользу развития железнодорожного транспорта послужил еще один фактор: в 2009 г. морские перевозчики перешли на более медленную транспортировку для экономии топлива. В результате срок доставки с восточного побережья Китая в Западную Европу увеличился с 25 до 35-37 дней18.

Важную роль в организации железнодорожного пути из г. Чун-цина в Европу сыграла НР и ее директор по глобальной логистике Рональд Клейведж (Ronald Kleijwegt). Он поступил в HP в 2009 г., а до этого работал в Foxconn, которая также хотела перенести производство во внутренний Китай в рамках стратегии «Идти на запад». Изначально Foxconn ориентировалась на другую провинцию, более северную, поэтому Клейведж искал железную дорогу, связанную с Транссибирской магистралью. Начав поиски в 2007 г., в следующем году Foxconn уже отправляла поезда из Шэньчжэня через Монголию. Компания держала этот транспортный канал «в тени», не освещая его в прессе. Все шло хорошо, но Монголия удвоила транспортный тариф. Тогда товар стали отправлять через российскую границу, минуя Монголию, - этот маршрут и сейчас успешно используется некоторыми производителями на востоке Китая. Но для тех, кто перенес производство во внутренние районы, этот путь был слишком длинным19.

Клейведж перешел в HP в то время, когда компания перевела производство в г. Чунцин и столкнулась с проблемами по обеспечению комплектующими и транспортировке готовых изделий. По его воспоминаниям, логистической инфраструктуры в г. Чунцине просто не было: например, аэропорт не мог обслуживать обычные грузовые самолеты. И, разумеется, много времени тратилось на доставку готового товара на восточное побережье. К счастью, в г. Чунцине опыт Клейведжа по организации железнодорожного сообщения встретился с планами местного руководства, которое, как сказано выше, выдвинуло план железнодорожных перевозок в Европу еще летом 2008 г.

Клейведж спланировал маршрут через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу. Ему приходилось встречаться с ответственными лицами как в г. Чунцине, так и в Пекине, Астане, Москве, убеждая, что развитие инфраструктуры стимулирует экономический рост их региона. Так родился маршрут железнодорожных перевозок из г. Чунцина в г. Дуйсбург20. В Китае его называют Юй-Синь-Оу (Yuxin'ou) - сокращение от китайских названий г. Чунцина («Юй» -сокращенное название города), Синьцзяна (Синь) и Европы (Оу).

Первый поезд в г. Дуйсбург вышел в марте 2011 г. Но, хотя рельсовый путь на этом маршруте уже имелся21, до середины 2011 г. проблемой была граница между Казахстаном и Россией, где по таможенным правилам проверялось 10% груза. Из-за этого на осмотр поезда требовалось два дня, а то и больше. Поэтому заключение Евразийского таможенного союза означало прорыв в организации «Нового Шелкового пути»22. 1 июля 2011 г. весь таможенный контроль был вынесен на внешние границы Таможенного союза и в тот же день из г. Чунцина в г. Дуйсбург вышел поезд с ноутбуками и ЖК-дисплеями23.

18 Shepard W. How Those China-Europe "Silk Road" Trains First Began [Электронный ресурс] // Forbes. 2016, June 29. URL: https://www.forbes.com/sites/ wadeshepard/2016/06/29/ the-story-of-how-those-china-europe-silk-road-trains-first-began/#70e662621734 (дата обращения: 02.05.2017). P. 2.

19 Ibid. P. 1.

20 Ibid. P. 2.

21 Rail linking Europe expected to open up China's less-developed West [Электронный ресурс] // Xinhua. 2011, July 02. URL: http://news.xinhuanet.com/ english2010/china/2011-07/02/c_13961415.htm (дата обращения: 02.05.2017).

22 Shepard W. Op. cit. P. 3.

23 Gu J. Op. cit.

В течение 2011 г. сообщение не было регулярным, но к 2012 г. НР была готова к регулярным рейсам. Сначала поезда были загружены только товарами этой компании, но вскоре в НР пришли к выводу, что выгоднее эксплуатировать их совместно с другими производителями: это позволяло увеличить количество поездов24.

Р. Клейведж считает, что главной проблемой является зависимость железнодорожного сообщения с Европой от субсидий правительства КНР. Хуан Цифань получал помощь от центральных правительственных учреждений, чтобы обеспечить железнодорожному маршруту конкурентоспособность относительно восточных пор-тов25. Клейведж надеется, что к 2020 г. эта зависимость исчезнет26.

Другая проблема - преобладание грузов из Китая: в результате обратные поезда не загружены. Но по мере роста потребления в Китае и эта проблема решается. Например, из Франции через г. Дуйсбург в Китай стали поставлять свинину27.

С января 2011 г. до весны 2017 г.28 из г. Чунцина в г. Дуйсбург отправилось более тысячи поездов. За этот период время в пути от г. Чунцина до г. Дуйсбурга сократилось с 16-18 до 11-13 дней. Расширилась номенклатура перевозимых товаров: если первоначально это были в основном компьютеры, мониторы, принтеры, то теперь перевозят также автомобили, одежду, обувь и т. д.29

В г. Чунцине не забывают и о той части «Шелкового пути», которая идет с востока. В июне 2011 г. железнодорожный маршрут соединил г. Чунцин и порт в г. Шэньчжэне. Таким образом, муниципалитет превращается в международный узел логистики, соединяющий дельту Янцзы с Европой.

Разрабатывается и другое направление: маршрут до пересечения границы с Мьянмой, а затем по направлению к Бенгальскому заливу30. Но и этого мало: 10 мая 2017 г. поезд из г. Чунцина отправился в пробный рейс «Чунцин - Гуанси - Сингапур». Состав отправился до Тонкинского залива, откуда груз морским путем следует в ЮВА, Макао и Сингапур31. В случае успеха этот муниципалитет, имеющий, казалось бы, не очень выгодное географическое положение, окажется на пересечении важнейших маршрутов. Не случайно в статье Пи Сяоцина и Дж. Кернса г. Чунцин называется ключевым регионом современного «Шелкового пути»32.

1 апреля 2017 г. в г. Чунцине начала работу зона свободной торговли, которая входит в третью группу таких зон, учреждаемых в различных регионах КНР (сначала их открывали на восточном побережье). Наличие развитой транспортной инфраструктуры позволит г. Чунцину эффективно пользоваться преимуществами этой зоны.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что создание «Экономического пояса Шелкового пути» - не чисто политическое мероприятие. На примере г. Чунцина можно видеть, что этот проект складывался на реальном экономическом фундаменте.

С другой стороны, создание и организация транспортной инфраструктуры помогли развить экономику этого региона. Г. Чунцин является примером того, как могут, благодаря инициативе «Один пояс, один путь», развиваться регионы КНР, а также и другие страны. Именно такое развитие и является, в конечном счете, ее целью.

24 Shepard W. Op. cit. P. 3.

25 Pi Xiaoqing, Kearns J. Op. cit.

26 Shepard W. Op. cit. P. 4.

27 У Ган. «Юйсиньоу» лахуэй шоупи оучжоу чжужоу -би хайюнь цзеюхэ 40 юй тянь (По железной дороге Чунцин-Синцзян-Европа доставили в Китай первую партию европейской свинины - по сравнению с морскими перевозками экономия составила более 40 дней) [Электронный ресурс] // Чунцин жибао. 2017, 24 апр. URL: http://www. cqrb.cn/content/2017-05/24/ content_110559.htm (дата обращения: 18.08.2017).

28 Jason Lee. Chongqing-Europe freight train promotes trade cooperation [Электронный ресурс] // Belt and Road Portal. 2017, April 26. URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/ qwyw/rdxw/11825.htm (дата обращения: 19.05.2017).

29 У Ган, Чэнь Цзюнь. Чжу мэн «и дай и лу» чунцин дили цяньсин (Чунцин упорно двигается вперед в достижении мечты «Один пояс, один путь») [Электронный ресурс] // Чунцин жибао. 2017, 15 мая. URL: http://www.cqrb. cn/content/2017-05/15/ content_109402.htm (дата обращения: 19.05.2017).

30 Gu J. Op. cit.

31 Цэн Ли. «Юй гуй синь» нянь сян тундао - цюйчэн цэши баньле кайсин («Чунцин -Гуанси - Сингапур» - по транзитной дороге к югу отправился пробный рейс) [Электронный ресурс] // Чунцин жибао. 2017, 12 мая. URL: http://www.cqrb. cn/content/2017-05/12/ content_109133.htm (дата обращения: 19.05.2017).

32 Pi Xiaoqing, Kearns J. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.