СОЦИОЛОГИЯ
УДК 37.06:177.5
Н.И. Асанова
РОЛЬ ФУНКЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ И ЗАКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ОБЩЕСТВЕ
Выделены три роли образования в обеспечении функционирования общества как целостности: образование как функция общества; образование как организованный образовательный процесс; образование как социальный институт. Рассмотрена связь образования и социального неравенства. Проанализирована роль функций образования как социального института в передаче и закреплении социального неравенства. Выделены и описаны наиболее значимые функции образования, закрепляющие социальное неравенство: селекции, контроля, экономическая, культурная и социальная. Показано влияние функций образования на функционирование общества через изменения в социальной структуре, через стимулирование развития производства. Через формирование содержания обучения и определение учебно-дисциплинарного корпуса знания, а также через выбор форм селекции внутри общества. Внутри профессии и социальной группы. Влияние функций образования на общество может быть как явным, так и латентным; положительным и отрицательным.
Ключевые слова: образование, социальный институт, функция, социальное неравенство, функции образования, аспекты влияния социальных функций образования на общество.
Во все времена социальное неравенство в обществе воспроизводилось и воспроизводится через функционирование различных социальных институтов (семья, государство, производство, религия, образование). Образованию отводится в этом процессе если не самая главная, то весьма значительная роль.
Еще в древности ученые (Конфуций, 551-479 до н.э., Сократ, ок. 470399 до н.э., Платон, 427-347 до н.э., Аристотель, 384-322 до н.э.) обратили внимание на эту особенность образования и выделяли те направления (функции), по которым образование воспроизводит и закрепляет социальное неравенство. Это такие функции, как социальная (образование выражает интересы государства - Сократ, Платон, Аристотель); классовая (образование имеет
© Асанова Н.И., 2014
Асанова Надежда Ивановна - канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Россия, Пермь), e-mail: [email protected].
классовую привилегию, монополия класса в образовании - Сократ, Платон); социализации и культурная (воспитывает идеального человека - Конфуций; развитие физического и умственного состояния индивида - Конфуций, Платон; воспитание добродетели - Аристотель); политическая (образование улучшает политическую жизнь в государстве - Сократ; поддерживает стабильность в государстве - Платон). Таким образом, уже в древнем мире ученые видели связь образования и социальной селекции и подчеркивали то, что организационно через свои функции образование укрепляет систему социального неравенства в обществе [1, с. 551, 615, 644; 11, т. 1, с. 80, 84, 87, 174, 176, 190, 293; т. 2, с.10]. В последующие эпохи связь образования и социума привлекала внимание ученых.
Интерес к связи образования и социального неравенства присутствовал и в последующие эпохи. Но наиболее полно проблему передачи образованием социального неравенства через свои функции стали рассматривать лишь в индустриальную эпоху в период развития классических социологических концепций.
Чтобы рассмотреть роль образования в закреплении социального неравенства необходимо обратиться к понятию «функции образования». Функция -это «роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов» [15, с. 751].
Образование само одновременно выступает и как функция общества, и как организованный образовательный процесс, и как социальный институт, также имеющий свои функции. И во всех трех своих ипостасях образование как часть общества выполняет свою роль с целью обеспечения функционирования его как целостности.
Как функция социума образование обеспечивает воспроизводство и развитие социума через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм (в изменяющихся исторических ситуациях; на новом материале социальных отношений; непрерывно замещающими друг друга поколениями). Как функция социума образование распределено по всей системе человеческих отношений и связано со многими социальными институтами (семья, государство, церковь), смысл существования которых не исчерпывается реализацией формальной функции образования, но без нее они (эти институты) немыслимы. В этих социальных институтах образование присутствует по всему социальному пространству не только как формальное, но и как неформальное образование. Т. Парсонс отмечал, что «в современном обществе образование перехватило первенство у семьи не только в процессе социализации, но и в поставке трудовых ресурсов в экономику; именно образование, а не система родства, все более определяет место индивида в системе стратификации» [10, с.135].
Как организованный образовательный процесс образование обладает специальными социальными институтами (школа всех уровней, педагогическая профессия), которые реализуют, прежде всего, формальное образование и для которых образование выступает предельной и исчерпывающей рамкой их существования, определяя цели, ценности, субкультуру и самоопределение людей [2, с. 39-40; 10, с. 127-131; 13, с. 392-423].
Образование как социальный институт также имеет свои функции, через которые оно осуществляет воздействие на общество. Именно через свои функции, закрепляющие социальное неравенство, образование, как элемент структуры социума, как раз этим и занимается [6, с. 28].
В данном случае нас интересуют функции образования как социального института. Функции образования как социального института могут быть как внешне институциональными, так и внутриинституциональными; обе эти группы функций отвечают за сохранение и воспроизводство социального неравенства [5, с. 128-129]. Выделяют следующие функции образования как социального института, непосредственно отвечающих за воспроизводство существующего социального неравенства: селекции, социального контроля, экономическую, культурную, социальную. Эти функции образования могут проявляться как явно (через непосредственное изучение культурных ценностей), так и латентно (через естественно возникающие в образовательном процессе привычки к дисциплине и порядку, представления о социально значимых статусах и т.д.). Рассмотрим более подробно роль этих функций образования как социального института в закреплении социального неравенства.
Функция селекции в образовании. Селективная функция в образовании непосредственно связана с неравенством (как естественным, так и социальным). Соответственно, и селекция в образовании происходит как естественным, так и искусственным путем. Естественная селекция происходит через биологические факторы. Например, проявление сексизма в гендерном воспроизводстве «закрытых» профессий и целой системы ложных гендерных стереотипов: маскулинизация органов власти в центре и на местах, в семье, на производстве. Социальная же селекция есть «селекция для обозначения социального отбора внутри общества, внутри профессии и социальной группы» [7, с. 408]. Анализ значения селективной функции образования показывает, что чаще всего эта функция: 1) имеет экономическую и меритократиче-скую ориентацию [10, с. 127-128]; 2) две доминирующие формы: монетарную (доход) и статусную (социальное положение) [4, с. 91; 9, с. 259]; 3) содержит в себе архаичную социальную тенденцию возврата к досовре-менному обществу, что по сути своей есть удаление от индивидуального бытия в образовательном пространстве; 4) в перспективе селективная функция будет рассматриваться как отбор в пространстве [16].
В системе образования функция селекции тесно связана и в значительной степени определяет действие всех других функций образования, и роль ее неоднозначна (у нее есть как положительные, так и отрицательные аспекты). Положительное значение функции селекции проявляется в реализации требований усиленной подготовки по видам, направлениям, специализации образовательной подготовки для общественного производства и многих сфер общественной жизни, тем самым образование упорядочивает социальную циркуляцию в обществе. Отрицательное значение функции селекции проявляется в том, что, способствуя росту различных видов девиации среди групп с низким уровнем образования, школа может принять участие в дестабилизации общества; отсутствие «селекции по ходу» может способствовать снижению качества знаний обучающихся и формировать дисбаланс на рынке труда [9, с. 258; 12, с. 69].
Функция селекции присутствует в других функциях образования, участвуя в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества; воспроизводстве социальных и культурных различий (социальная сортировка индивидов внутри групп и страт общества - Сорокин); в уничтожении индивидов или социальных групп путем закрытия доступа к образованию (прием в учебные заведения не по способностям, а по имущественным принципам), в дискриминации учащихся с низкими жизненными шансами; в возможности продолжения образовательной карьеры, в сегментации, отборе по способностям (любимые/нелюбимые предметы, способные/трудные ученики) [13, с. 405]. Поэтому благодаря селективной функции образование является одним из значимых факторов социального расслоения в обществе, а именно: оно обеспечивает дифференциацию членов общества, регулирует социальную мобильность индивидов (особенно молодежи), усиливает социальное неравенство. Как отмечает А.М. Осипов, «образование не дает гарантии жизненного успеха, но увеличивает шансы индивида в современном обществе» [9, с. 317].
Функция социального контроля. Сущность этой функции образования достаточно широка. Дело в том, что на систему образования всегда возлагались функции социального контроля над процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме этого, - еще и функция контроля над распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам. Благодаря функции контроля образование выступает, прежде всего, фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, образование служит каналом социальных перемещений и социальной мобильности [4, с. 128-129], тем самым отвечая за контроль над взаимообменом общества
с окружающими его системами, что позволяет обществу поддерживать свою стабильность. Эффективность функции контроля возможна только при условии взаимодействия образования с другими социальными институтами как в рамках образовательной системы, так и за ее пределами, имея при этом с ними общую стратегию [8, с. 463-464, 480]. Ему вторит Т. Парсонс, утверждая, что в современном обществе, в условиях снижения контролирующей роли таких традиционных социальных институтов, как семья и религия, значение образовательного института в этой сфере резко возрастает [10, с. 135]. Однако сегодня это положение Мангейма и Парсонса не соблюдается, чему наша современная жизнь дает подтверждения: если в школе поведение учащихся контролируется учителями и другими представителями школьных властей, то за пределами школьных стен весь контроль над поведением учащихся зачастую сводится к информированию учебного заведения из правоохранительных органов о нарушениях в поведении учащихся (т.е. сообщением о постановке учащихся на учет в полиции).
Экономическая функция образования. Традиционно экономическая функция образования всегда была нацелена на обслуживание эгоистических интересов отдельных индивидов и господствующих социальных групп. И сегодня эта цель экономической функции образования сохраняется [2, с. 14-25]. В целом же экономическая функция образования отвечает не только за формирование социально-профессиональной структуры общества, но и за воспроизводство общественных отношений, конструирование социально-экономической иерархии в классовых обществах [8, с. 480; 3, с. 63].
Ответственность экономической функции образования за подготовку участников производственного процесса проявляется в следующем: требование развития определенных личностных качеств, передача необходимых для реализации профессиональных функций знаний, умений и навыков, формирование дисциплинированности. Для этого используется даже безработица (какой бы непопулярной в обществе она ни была), как полезный «регулятор» рынка рабочей силы, благодаря которому можно платить заработную плату ниже, чем она могла бы быть, и всегда иметь под рукой резервную армию труда в случае подъема в экономике [14, с. 224-225]. В этом процессе больше всего и более явно через специализированные профессиональные учреждения (ПТУ, профессиональные лицеи, техникумы, колледжи, училища) задействована профессиональная школа. Но и общеобразовательная школа также участвует в этом процессе.
Немаловажным экономическим показателем закрепления социального неравенства в образовании является качество образования и его доступность, напрямую связанные с экономической функцией образования. «Качество образования определяется через удовлетворенность различных социальных групп им, где качество равно полезности, а полезность фиксируется че-
рез цену, которые согласны заплатить за продукт (образование)» [6, с. 148149]. Показателями доступности качественного образования являются социальный статус родителей (уровень образования, сфера трудовой деятельности -негосударственная, квалификация), экономический статус как потенциал мобильности семьи (доход семьи); возможность выбора школы (территориальная доступность); оснащенность семьи компьютерной техникой; плата за обучение в школе (вузе) за дополнительные предметы, ремонт школы, подарки. Форма платности образования (от оплаты факультативных предметов и дополнительных услуг до платы при поступлении) выступает как препятствие в получении более качественного образования.
Следующий аспект экономической функции - это привлечение экономических ресурсов для целей самой системы образования. Этот аспект показывает встроенность системы образования в структуру социальных институтов и взаимосвязь его с социумом. Без источников система образования существовать не может. Этот аспект экономической функции показывает «конкретный характер зависимости системы образования от других социальных институтов и субъектов образовательного процесса и взаимосвязей с социумом», а также то, как экономика влияет на содержание и формы образования (если помощь госбюджета указывает на унификацию образования, то ориентация на деловые круги - на его дифференциацию, стремление к автономии в вопросах содержания и технологии деятельности педагогов). Источники финансирования могут быть различными: госбюджет, местный бюджет, частные инвестиции, платные услуги. Но образование имеет и внутреннее распределение ресурсов, как на уровне министерства, так и региональных комитетов, подразделениями, как внутри, так и вне образовательного процесса. Внутреннее распределение ресурсов усиливает социальное неравенство в самой системе образования из-за того, что одни ее подсистемы имеют много ресурсов, а другие - недополучают нужные ресурсы, что, безусловно, сказывается на эффективности образования [9, с. 254-256].
Экономическая функция современного образования отвечает и за формирование потребительских стандартов населения. В этом также проявляется связь экономических процессов с возможностью потребления информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Экономическая функция отвечает за формирование потребительского спроса, структуры потребителей (ученики, родители, заинтересованные лица, работодатели, преподаватели вузов) [6, с. 31]. Тем самым система образования привносит в систему потребностей личности научно обоснованные и рациональные стандарты, содействуя тем самым становлению ресурсосберегающей экономики, стабильной и благоприятной среды [9, с. 252-253]. Таким образом, между образованием и экономикой существуют сложные, не всегда явно прослеживающиеся связи.
Культурная функция образования. Образование и культура исторически тесно взаимосвязаны. С одной стороны, образование есть часть культуры, а с другой - образование занимается ретрансляцией самой культуры (передачей культурного наследия); воспроизводит и закрепляет социокультурные типы (этнические, исторические, локальные, региональные, групповые) и их составляющие (системы ценностей, норм и способов деятельности). Тем самым она отвечает за формирование у молодого поколения культурных ценностей; передает «правила хорошего поведения»; формирует соответствующие установки подчинения. Одновременно процесс социализации воспроизводит культурное неравенство (прежде всего через скрытый план - Луи Альтюссер, Жан-Поль Пассерон), формирует у них потребительские стандарты в области информации.
Отвечая за подготовку современных специалистов, образование через свою культурную функцию выступает основой развития их мировоззренческих, смысложизненных, самореализационных ориентаций, нравственных качеств, профессиональной и общей культуры, гражданственности. Мотивированность молодежи к получению качественного образования, за которую отвечает культурная функция, зависит от культурного капитала семьи (комплекса элементов культуры). Культурные капиталы представителей разных социальных групп имеют разные системы ценностей и разные мотивации получения образования, что проявляется в различиях в престиже образования и профессий, в содержании и интенсивности усилий для получения определенного уровня образования. А так как учащиеся являются представителями разных социальных групп (классов), то они приносят в школу свой социальный класс в виде навыков, манер, стилей одежды и общения, образцов речи. Таким образом, с одной стороны, культурный капитал семьи используется как социальная стратегия удержания или приобретения статуса и уважения в обществе и тем самым он участвует в увеличении социального неравенства. А с другой - культурный капитал, предопределяя успех в обучении, опосредует связи между экономическими структурами, школой, учащимися и учителями.
По мнению представителей различных теоретических направлений (неомарксизм, конфликтология, функционализм), культурная функция образования является одной из базовых в закреплении социального неравенства, но в этом ее предназначении есть определенное разночтение.
Так, например, представители конфликтологии подчеркивают, что образование, в силу своей природной консервативности, прививает ценности, верования и нормы господствующей культуры, тем самым закрепляя ее в обществе и увековечивая господствующий социальный порядок. Именно через образовательные институты, которые, прежде всего, являются выразителями интересов (в том числе и экономических) власти предержащих, осуществля-
ется контроль над обществом (К. Маркс, М. Вебер, К. Манхейм). В этом они видят основную роль образования как механизма передачи культуры. Структуралисты, в частности Парсонс, указывают, что образование не только передает ценности господствующей культуры, но и формирует их в соответствии с групповыми интересами. Сторонники структурализма делают акцент на то, что именно через культурную функцию явно (через их непосредственное изучение) или латентно (через естественно возникающие в образовательном процессе привычки к дисциплине и порядку, представления о социально значимых статусах и т.д.) транслируются культурные ценности (Роберт Мертон). Как отмечал Т. Парсонс, в обществе существуют определенные предположения о том, что некоторые «привилегированные группы незаконно пользуются своим положением в своих интересах, в ущерб общему интересу» [10, с. 154]. Тем самым образование способствует углублению различий в уровне жизни и культуре социальных групп (закрепляет социальное неравенство), что ведет к обострению напряженности в социальной системе, застою или регрессу в культурном развитии, проявляется в негативных процессах (к росту преступности, аварий, катастроф и др.).
Через процесс обучения (Дюркгейм) и образовательные технологии, происходит воспроизводство и формирование общественного интеллекта [9, с. 260-266]. В процессе передачи профессиональной культуры через профессиональную школу, а также через воспроизводство субкультур (школьной, вузовской, академической и пр.) проявляется противоречивость культурной функции: во-первых, с одной стороны, культурная функция отвечает за реализацию культурного наследия, с другой - осуществляет инновации в сфере культуры (функционализм). Инновации в сфере культуры связаны с изменениями в структуре ценностей общества. Ценностные изменения выступают как фактор, от которого зависят перемены в любом социуме, в том числе и в образовании. Поэтому роль ценностных изменений в жизни общества велика. Во-вторых, с одной стороны, передавая ценности доминирующей культуры, образование выступает как инструмент репрессии (Л. Аль-тюссер), который использует элита для упрочения своего господства, а с другой - образование есть потенциальное орудие борьбы против правящих групп. Сделать такой вывод позволил анализ того, как культура опосредует влияние социоэкономических структур на образ жизни и карьеру учащихся. Выяснилось, что не все группы учащихся поддаются структурному влиянию капиталистической системы. Эти группы способны своим избирательным поведением в сфере образования не только сопротивляться контролю господствующих групп и практике навешивания ярлыков, но и изменять характер образовательной среды (Беренис Фишер; теория сопротивления: Майкл Янг, Хаммерсли, Анри Жиру (Джиру), Уильям Фрезер Коннелл, Пол Уиллис, Дж. Маклиэд).
Но сегодня культурная функция образования имеет еще один аспект -роль образования в развитии глобального цивилизационного развития возрастает. В современном обществе образование становится фактором, диктующим темпы цивилизационного прогресса. Эта роль образования имеет как положительный, так и негативный аспекты. Положительный аспект проявляется в усложнении самой системы образования, концентрации, воспроизводстве и развитии образовательных технологий, которые способствуют восходящему воспроизводству качества общественного интеллекта и его составляющих - науки, культуры и образования. Негативный момент проявляется в том, что многие ведущие государства мира через передачу своих образовательных технологий пытаются поставить под контроль развитие образования других стран, как отстающих в своем развитии, так и имеющих давние традиции в развитии собственных систем образования. Такая технологическая зависимость в образовании позволяет делать эти страны зависимыми как в материальном, так и в интеллектуальном производстве, а также позволяет ведущим странам получать прибыль, например, в виде оплаты за обучение иностранцев. Тем самым культурная функция становится ведущим фактором международного соперничества [9, с. 237, 264-265].
Таким образом, культурная функция образования отвечает за социализацию личности как продолжающееся всю жизнь усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Через свои культурные (культурный капитал семьи) и интеллектуальные аспекты (воспроизводство и закрепление общественного интеллекта) образование предопределяет успех индивидов в обучении и опосредует связи между экономическими структурами, школой, учащимися и учителями, тем самым увеличивает социальное неравенство. Роль культурной функции образования в глобальном мире только будет возрастать.
Социальная функция образования имеет многогранное значение. Она отвечает за гомогенизацию общества, формирование и воспроизводство образовательных общностей (формирование структуры социальных субъектов), активизацию социальных перемещений и миграцию молодежи (мобилизацию), социальную селекцию, воспроизводство социальных групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Для этого социальная функция имеет много фильтров. Как фильтрующее устройство образование распределяет (справедливо, по мнению функционалистов) людей в соответствии с их способностями в социальной структуре общества, а также осуществляет контроль над поведением индивидов, используя для этого механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. При этом социальная функция образования имеет двоякое назначение: с одной стороны, образование есть защита «традиционных» профессиональных групп от проникновения в них «посторонних», а с другой стороны, способствует эксплуатации угнетен-
ных групп (конфликтология). Поэтому функционалисты считают, что благодаря своей социальной функции образование играет положительную роль в социальных изменениях в обществе, а конфликтологи считают, что отрицательную. Таким образом, образование является наиболее эффективным агентом социального изменения, в котором заинтересована власть.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам [14, с. 405]. С социальным неравенством образование тесно связано по природе своих социальных функций. Для его воспроизводства и закрепления образование более всего использует следующие свои функции: селекции, социального контроля, экономическую, культурную, социальную, границы которых порой сложно определить, а также использует различные механизмы: явные, а чаще всего латентные. У функций образования есть много общего. Через все функции образования осуществляется контроль над обществом. Так, функции социального контроля, социальная и экономическая отвечают за воспроизводство социально-профессиональной структуры общества. Через функции селекции, культурную, социального контроля и социальную осуществляется воспроизводство социальных и культурных различий. При этом такие функции образования, как социальная, культурная и селекции, имеют как положительные, так и отрицательные аспекты.
Список литературы
1. Аристотель. Соч.: в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
2. Батурин В.К. Социология образования: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 191 с.
3. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
4. Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты. - М.: Альфа-М, 2006. - 335 с.
5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.
6. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, О.Я. Дымар-ская, Г.А. Чередниченко; Центр социал. развития. - М., 2006. - 264 с.
7. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс: Энциклопедия, 1994. - 576 с.
8. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.
9. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
10. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997. -270 с.
11. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. - М.: Феникс, 1992. -448 с.
12. Поправко Н.В. Социология образования: учеб. пособие. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-т, 2004. - 200 с.
13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
14. Томпсон Д.Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. - М.: АСТ; Львов: Инициатива, 1998. - 496 с.
15. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
16. Мержоева А.Х. Социальная селекция в системе общего образования в современной России: философский анализ дестабилизации общества [Электронный ресурс]. - URL: http://www/teoria-racticf.ru/-3-2011/filosofia/merzho-eva.pdf.
Получено 4.03.2014
N.I. Asanova
ROLE OF THE FUNCTIONS OF EDUCATION IN REPRODUCTION AND ASSURING SOCIAL INEQUALITY
Three roles of education in ensuring the functioning of society as integral formation are specified, namely: education as a social function; education as an organized teaching process, education as a social institution. The relationship between education and inequality is revealed. The role of the functions of education as a social institution in the transfer and consolidation of social inequality is discussed. The most important functions of education ensuring social inequality are listed, they are selection, social control, economic, cultural and social functions. The paper shows the effect of the function of education on the functioning of society through changes in the social structure, through formation of the content of training and definition of educational and disciplinary knowledge corpus, and through the choice of the forms of selection within the society, within the profession and the social group. The influence of the functions of education on society can be explicit and latent; positive or negative.
Keywords: education, social institute, function, social inequality, education functions, aspects of the influence of social functions of education on society.
Asanova Nadezhda Ivanovna - Ph.D., Associate Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].