Научная статья на тему 'Роль фундаментальных социологических исследований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении гражданского общества'

Роль фундаментальных социологических исследований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шпакова Римма Павловна

В конце июня 1999 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научная конференция о роли фундаментальных социологических исследований. Ее учредителями явились Санкт-Петербургский Научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, Институт «Открытое общество». Представлены выступления участников конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conference "The Role of Fundamental Sociological Research in Humanitarian Education and the Rise of Civil Society"

Presented are contributions made by the participants of the Сonference, which took place at the end of June 1999 in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Роль фундаментальных социологических исследований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении гражданского общества»

Р. П. Шпакова

«РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИГАРНЫ1Е ДИСЦИПЛИН И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

В конце июня 1999 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научная конференция о роли фундаментальных социологических исследований. Ее учредителями явились Санкт-Петербургский Научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, Институт «Открытое общество». Значимость вынесенных на обсуждение тем едва ли нуждается в комментариях. Ученые и преподаватели социологии самых разных вузов России давно осознают проблемное состояние своей науки, ныне ставшей университетской дисциплиной, ее сложную взаимосвязь с другими областями гуманитарного знания и политикой. Отсюда вытекают трудности преподавания социологии. Диалог участников конференции мыслился как анализ состояния и организации фундаментальных социологических исследований в современной России, как прояснение отношений социологии с другими сферами социального знания и практической деятельности, в том числе с такими новыми для нас областями, как, например, социальная работа. Свою задачу участники конференции видели в определении конкретных путей участия социологии в практике формирования гражданственности, столь важной и необходимой сегодня для страны.

Все эти направления совместной работы и их актуальность были обстоятельно освещены открывшим конференцию ее председателем заслуженным деятелем науки РФ профессором С.А. Кугелем. Он указал на существование тесной связи между социологией и гражданским обществом. В современном гражданском обществе социальная теория — важнейший способ представления сложного социального процесса. Ядром современного гуманитарного образования, по мнению докладчика, должна быть социология и, прежде всего, фундаментальные социологические исследования. При этом в настоящее время качество подготовки самих преподавателей социологии едва ли удовлетворительно из-за их в целом слабой осведомленности в современном состоянии науки. Складывающаяся в России социология должна учитывать зарубежным опыт, опираясь при этом на российские традиции, включая социологию советского периода. С.А. Кугель предложил шире использовать новые учебно-научные формы, к которым относится, например, созданная в Петербурге Международная школа социологии науки и техники. Именно она создает возможности активного участия студентов в исследовательском процессе и «из первых рук» знакомит их с достижениями зарубежной социологии.

Выступивший затем президент социологической ассоциации России профессор А.Г. Здравомыслов обратился к противоречивым проблемам связи возрождающейся отечественной социологии и социологии Запада, к сложным вопросам социального познания. Создание образа социальной реальности в процессе преподавания социологии, как подчеркнул А.Г. Здравомыслов, — ведущая тема исследований не только в социологии, но и в смежных научных областях, с которыми социология связана и из которых она черпает факты и аргументацию. Огромная роль принадлежит здесь ценностным установкам и оценочным суждениям самой разной природы, исходящим от преподавателей социологии, от их понимания сущности гражданского общества и функции социального знания в его становлении.

«Социологическое образование как элемент социальной культуры общества»— тема доклада декана факультета социологии Санкт-Петербургского университета профессора А.О. Бороноева. Он выделил главные особенности профессиональной деятельности социологов-выпускников факультета и ее значение в масштабах города и даже страны, отметил трудности подготовки социологов и перспективы развития социологического образования в условиях социально-экономического кризиса современного российского общества. Тема социологического образования в постсоветской России была рассмотрена и в докладе профессора Р. В. Рывкиной. С ее оценкой ряда новых приоритетов и новых деформаций науки не согласился директор Института социологии РАН профессор В.А. Ядов.

Их теоретическая дискуссия была продолжена вокруг другой новой проблемы: проблемы катастрофического сознания в постсоветском пространстве. С докладом «Исследование проблем катастрофического сознания в современном мире и его значение для гуманитарных дисциплин и становления гражданского общества в России» выступил профессор В.Н. Шубкин. Катастрофическое сознание определяется им как страхи, модифицированные и зависящие сейчас от обстоятельств времени и места. Интерференция реальных страхов и тревог с мистическими ожиданиями порождает такую картину мира, которую социологи обязаны изучать в силу их колоссального влияния на поведение больших масс людей. В докладе, подготовленном в соавторстве с В.А. Ивановой, было показано, что выявленная в результате эмпирических исследований высокая интенсивность страхов в России и на Украине сочетается с крайне низким уровнем самоорганизации населения в противостоянии вероятным опасностям. При наличии огромных запасов оружия массового поражения эти черты могут стать причиной не только общей паники, но и катаклизмов, имеющих планетарный характер.

Профессор Р.П. Шпакова остановилась на принципиальных вопросах структуры социологической теории, на ее ключевыш категориях. Как правило, все они являются результатом заимствования из зарубежной социологии, которая развивала их в рамках своих мыслительных традиций для решения проблем своего общества. Так, отечественная социология бездоказательно приняла категорию «социальное действие» в качестве исходной и фундаментальной, как ранее принимала в том же качестве марксов товар. Но теория социального действия М. Вебера противоречива и не завершена, и все ее проблемы переходят к современной российской социологии. Эти и многие другие трудности проявляются в процессе преподавания социологии, явно осложняя его.

Р. П. Шпакова. «Роль фундаментальных социологических...» 185

Вопрос о фундаментальных исследованиях рассмотрела профессор Е.З. Мирская в докладе «Эмпирические исследования фундаментальных проблем (на примере социологического мониторинга научного сообщества 90-х годов)». Она показала, что панельное исследование некоторой значимой социальной группы, изучающее явные и латентные составляющие переменных, всегда вносит вклад в фундаментальные результаты, которые касаются сущностных сторон и динамики социально важных процессов. Задача состоит в том, чтобы грамотно составлять программы панельных исследований и прогнозировать их возможные связи с общей теорией.

Большое место в обсуждении вопросов теоретической социологии и ее преподавания заняла тема современной картины мира и социальных изменений. Целостным обзор и оценку существующих ныне в социологии картин мира дали в своем докладе Т.М. Карсаевская и М.Т. Ермоленко. По мнению докладчиков, наиболее перспективны те подходы, которые исходят из коэволюцион-ной, диатропической и синергетической идеи нового великого объединения людей в целях стабилизации и выживания. В своем ярком выступлении кандидат социологических наук Д.В. Иванов предложил новое видение проблемы современных социальных изменений. В докладе «Виртуализация: к новой теории социальных изменений» он показал, что в эпоху постмодерна происходит раз-веществление общества: сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым). Виртуализация общества означает, что отношения между людьми принимают форму отношений между образами. Эту трансформацию можно наблюдать в сферах экономики, политики, науки и т.д. Именно создаваемые рекламой образы ценностей потребителей, а не реальные вещи обращаются на постмодернистском рынке. Собственно экономический процесс, т.е. производство стоимости, покидает конструкторские бюро и конвейеры и перемещается в отделы маркетинга, рекламные и РК-агентства, в студии (МИ и т.д. Симуляция вещи в рекламном послании экономически превалирует над самой вещью.

Большое внимание участников конференции было уделено практике взаимодействия фундаментальных исследований в области социологии и частных сфер социального знания и бытия. Так, профессор Я.И. Гилинский представил девиантологию как новое научное направление и предмет преподавания, непосредственно влияющий на становление гражданского общества в современной России. Важные новые практические вопросы взаимодействия социологии и социальной работы выделил профессор В.Н. Келасьев. Историко-методологи-ческие аспекты взаимосвязи теории социологии и социальной практики осветил доцент Ю. Дойков. Опыт формирования социологического мышления в процессе преподавания и изучения социогуманитарных наук в вузе осветили в своих сообщениях В.Я. Фетисов, В.П. Дроздов, Е.В. Алексеева и др.

На конференции были отмечены конкретные просчеты и трудности в практике преподавания социологии, связанные с тем, что отечественная социология теоретически не готова дать объяснение многих процессов в России. Так, периферийной для нее является важная для реального бытия и преподавания тема становления в России гражданского общества, смутно различимы в этом процессе границы и возможности социологии.

Разумеется, было бы наивным ожидать, что на короткой и очень насыщенной встрече будут предложены рецепты решения сложных теоретических и практических проблем. Требуется обстоятельное изучение каждой из них. Но существенно то, что в научном сообществе эти важные проблемы поставлены, осознается их принципиальное значение и настоятельная потребность поисков решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.