Научная статья на тему 'РОЛЬ ФТС РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ'

РОЛЬ ФТС РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Н.М., Митрохина К.И., Черникова Т.В.

Сотрудничество таможенных служб по противодействию незаконному обороту наркотических средств является особо важным вопросом на повестке дня любой таможенной службы. Незаконное перемещение наркотических средств является проблемой экономической и социально-политической, ведь оно неразрывно связано с иной незаконной деятельностью. В статье определены основные документы, регламентирующие борьбу с незаконным оборотом наркотиков, а также выявлены существующие проблемы и приведены соответствующие пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FCS OF RUSSIA IN INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION IN THE FIELD OF ILLEGAL DRUG TRAFFICKING

Cooperation of customs services in combating illicit drug trafficking is a particularly important issue on the agenda of any customs service. The illegal movement of narcotic drugs is an economic and socio-political problem, because it is inextricably linked with other illegal activities. The article defines the main documents regulating the fight against drug trafficking, as well as identifies existing problems and provides appropriate ways to solve them.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФТС РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ»

РОЛЬ ФТС РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Н.М. Ким, студент К.И. Митрохина, студент Т.В. Черникова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-3-58-61

Аннотация. Сотрудничество таможенных служб по противодействию незаконному обороту наркотических средств является особо важным вопросом на повестке дня любой таможенной службы. Незаконное перемещение наркотических средств является проблемой экономической и социально-политической, ведь оно неразрывно связано с иной незаконной деятельностью. В статье определены основные документы, регламентирующие борьбу с незаконным оборотом наркотиков, а также выявлены существующие проблемы и приведены соответствующие пути их решения.

Ключевые слова: таможенная служба, незаконный оборот, наркотические средства, международное сотрудничество, международные конвенции.

В настоящее время особо остро стоит вопрос, связанный с незаконным оборотом наркотических средств. Данная проблема обстоит не только внутри отдельных государств, но и волнует таможенные службы по всему миру. Проблема незаконной деятельности, связанная с культивированием, перемещением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, опасна не только для экономики и репутации государства, но и влияет на социальную обстановку внутри него.

Существуют 3 основные конвенции, связанные с контролем незаконного оборота наркотических средств:

1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года;

2. Конвенция о психотропных веществах 1971 года

3. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Три международные конвенции являются важными нормативно-правовыми актами в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Важной целью этих конвенций является кодификация мер международного уровня для обеспечения наличия наркотических средств и психотропных веществ для медицинских и научных целей и предотвращения их утечки в незаконные каналы. Они содержат также общие положения о незаконном обороте и злоупотреблении наркотиками [1].

Что касается сотрудничества России и близлежащих стран, то оно также необходимо исходя из географической близости. Так существует нормативно-правовая база, регулирующая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств на территории СНГ. В эту нормативную базу входят следующие документы:

1. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 года.

2. Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года.

3. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психо-

тропных веществ и их прекурсоров от 30 ноября 2000 года.

4. Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 7 октября 2002 года.

5. Соглашение о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 18 октября 2011 года.

6. Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, от 11 октября 2017 года [2].

В принятых выше документах показывается необходимость сохранения, а также укрепления международного контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Адекватные меры по борьбе с незаконным оборотом запрещенных веществ помогут в обеспечении безопасности и стабильности не только в самих государствах СНГ, но и внесут свою лепту в противодействии террористической деятельности за счет финансирования от незаконного оборота наркотиков. Глобальная цель этих соглашений - достижение мира, свободному от наркотических средств.

Данные за 3 года о динамике правоохранительной деятельности по борьбе с контрабандой наркотиков приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ

и их прекурсоров

В 2021 году правоохранительными отделениями таможенных органов было возбуждено 194 уголовных дела по статье 229.1 УК РФ, т.е. контрабанде наркотических средств, аналогичный показатель 2020 года был равен 194 УД. Также в 2021 году таможенными органами изъято из незаконного оборота 16,6 тонн наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ [3].

Такая динамика может свидетельствовать либо об успешной работе таможенной службы России, ведь увеличение раскрываемости дел о контрабанде наркотиков сулит об эффективной работе оперативно-

розыскных подразделений ФТС РФ. Либо такое увеличение обусловлено увеличением наркотрафика, который осуществляет перемещение через таможенную границу, а также хранение и сбыт на таможенной территории.

В настоящее время реализовывается Межгосударственная Программа совместных мер борьбы с преступностью на 20192023 годы. Программа направлена на пресечение трансграничной преступности, в том числе борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Программа также является очередным шагом к совершенствованию сотрудничества стран СНГ и

взаимопомощи в решении особо важных вопросов.

К существующим проблемам можно отнести то, что наркотрафик неразрывно связан с экстремистскими и террористическими группировками, которые в свою очередь также создают проблемы для государства.

В настоящее время отчетливо видна тенденция к распространению новых видов наркотических средств. Это является следствием повышением контроля за незаконным перемещением и хранением уже известных наркотических средств. Таким образом, если существующие синтетические препараты добавляют в список запрещенных, преступники будут создавать новые, еще не известные наркотики, которые еще не внесены в списки запрещенных к обороту.

Сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков может быть улучшено с помощью научного, информационного и аналитического обеспечения. Международная кооперация противодействия незаконному перемещению, хранению и сбыту запрещенных ве-

ществ может быть затруднена в связи с несколькими сложными процессами: вооруженными конфликтами вблизи границ, экстремистские и террористические группировки, а также слабое взаимодействие МВД различных стран.

Важной мерой по совершенствованию сотрудничества станет концентрация усилий по оперативно-профилактических мероприятий вместе с комплексом мер по реабилитации пострадавших от наркотиков людей. Так, необходимо провести ряд мер, направленных на снижение ввоза товаров из республик, которые имеют репутацию, связанных с наркотиками, например, Исламскую Республику Афганистан.

Таким образом, международное сотрудничество по вопросу борьбы с незаконным оборотом наркотических средств крайне важно, ведь это касается не только отдельно взятого государства, а является общемировым явлением, касающееся каждого государства. Перемещение незаконных веществ является трансграничной проблемой, решение которой возложено на международное сотрудничество союзов государств.

Библиографический список

1. Организация Объединённых Наций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/ru/treaties/index.html

2. О сотрудничестве в Содружестве Независимых Государств по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Интернет - портал СНГ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/83143/

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii

4. Решение совета глав государств СНГ от 28 сентября 2018 года «О межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/72087204/#friends

5. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.

6. Акимов Н.Е., Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве // Modern Economic Success. - 2021. - №2. - С. 117-120.

7. Балашова К.С. Ахмедзянов Р.Р. Оценка состояния международного таможенного сотрудничества в России и перспективы его развития // MODERN ECONOMY SUCCESS. -2020. - №3. - С. 86-90.

8. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. №6. - С. 79-83.

THE ROLE OF THE FCS OF RUSSIA IN INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION IN THE FIELD OF ILLEGAL DRUG TRAFFICKING

N.M. Kim, Student K.I. Mitrokhina, Student T.V. Chernikova, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Cooperation of customs services in combating illicit drug trafficking is a particularly important issue on the agenda of any customs service. The illegal movement of narcotic drugs is an economic and socio-political problem, because it is inextricably linked with other illegal activities. The article defines the main documents regulating the fight against drug trafficking, as well as identifies existing problems and provides appropriate ways to solve them.

Keywords: customs service, illicit traffic, narcotic drugs, international cooperation, international conventions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.