Научная статья на тему 'Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе'

Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FRANCHISE / REGION / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / РЕГИОН / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусин У. Р.

В статье рассматриваются современные тенденции развития рынка франшиз в регионе. Определена роль франчайзинга как технология развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Произведена оценка состояния инвестиционного потенциала региона, позволяющая выявить перспективы ее развития для франчайзингового предпринимательства. На основе исследования развития малого и среднего предпринимательства представлена структура рынка франшиз в регионе. Отдельно дана оценка регионального рынка франшиз по секторам торговли и сферы услуг, так как на данных сегментах сосредоточено основное количество малых и средних предприятий, продвигающих свой бизнес с помощью различных концепций франчайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of franchising in the development of small and medium-sized businesses in the region

The paper reviews current trends in the market franchises in the region. The role of the franchise as the technology development of small and medium-sized businesses at the regional level. An assessment of the status of the investment potential of the region, which allows to identify its prospects for the franchise business. On the basis of studies of the development of small and medium-sized businesses is the structure of the market franchises in the region. Separately assessed the regional market franchises by sector of trade and services, since these segments contain mostly small and medium enterprises, to promote your business through a variety of franchise concepts.

Текст научной работы на тему «Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе»

УДК 332.143

Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе

Канд. экон. наук Мусин У.Р. [email protected] Башкирский государственный университет 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

В статье рассматриваются современные тенденции развития рынка франшиз в регионе. Определена роль франчайзинга как технология развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Произведена оценка состояния инвестиционного потенциала региона, позволяющая выявить перспективы ее развития для франчайзингового предпринимательства. На основе исследования развития малого и среднего предпринимательства представлена структура рынка франшиз в регионе. Отдельно дана оценка регионального рынка франшиз по секторам торговли и сферы услуг, так как на данных сегментах сосредоточено основное количество малых и средних предприятий, продвигающих свой бизнес с помощью различных концепций франчайзинга.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, регион, бизнес, предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства.

The role of franchising in the development of small and medium-sized

businesses in the region

Ph.D. Musin U. R. [email protected] Bashkir state University 450076, Ufa, Zaki Validi 32

The paper reviews current trends in the market franchises in the region. The role of the franchise as the technology development of small and medium-sized businesses at the regional level. An assessment of the status of the investment potential of the region, which allows to identify its prospects for the franchise business. On the basis of studies of the development of small and medium-sized businesses is the structure of the market franchises in the region. Separately assessed the regional market franchises by sector of trade and services, since these segments contain mostly small and medium enterprises, to promote your business through a variety of franchise concepts.

Keywords: franchise, franchise, region, business, entrepreneurship, the development of small and medium enterprises.

Ведение бизнеса методами франчайзинга становится все более популярным среди российских предпринимателей, направляющих свои экономические интересы в регионы. Успешность построения регионального рынка франчайзинга должно характеризовать экономические ожидания предпринимателей от франчайзингового бизнеса.

Привлекательность франчайзинга для предпринимательства в регионах объясняется ее широким развитием в мировой экономике, комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами взаимовыгодных связей, что, в свою очередь, позволяет сформировать единообразную сеть с эффективным распределением капиталовложений, усилить конкурентные преимущества участников сети по отношению к другим участникам аналогичного рынка,

обеспечить возможность более быстрого выхода на региональные рынки с минимальным риском для новых участников.

Для малого и среднего предпринимательства в регионе характерно наличие ряда факторов, сдерживающих его развитие. В частности, существует необходимость расширения реализации местной произведенной продукции, привлечения предпринимателей для развития розничных точек продаж на региональном и межрегиональном уровне, повышения эффективности работы предприятий малого и среднего бизнеса. Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы на региональном уровне. Одним из таких технологий является франчайзинг, позволяющий повысить рентабельность и устойчивость малого и среднего предпринимательства.

Франчайзинг является одновременно базой и результатом взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства.

Рост числа франшизных предприятий в РФ, стабильное формирование пула успешных отечественных франчайзинговых проектов, повышение интереса к франчайзингу со стороны все большего числа людей - все эти тенденции свидетельствуют о том, что франчайзинг уже «перерос» статус новинки и зарекомендовал себя в качестве доказавшего эффективность бизнес-инструмента. Успешность использования данного инструмента зависит от того, насколько четко осознается его сущность, возможности и, прежде всего, целесообразность его применения в каждом конкретном виде предпринимательской деятельности. Значимость франчайзингового бизнеса в регионе заключается в том, что оно сопряжено с меньшим количеством рисков, чем обычный путь открытия собственного уникального предприятия.

Для российского рынка франчайзинга характерно неравномерное распределение бизнеса. Обычно только после внедрения своих проектов на московском или петербургском рынках бизнесмены начинают продвигать его и в регионах. Тем не менее, направление развития в сторону регионального франчайзинга уже задано.

Эксперты рекомендуют обратить внимание на развитие франчайзинга в Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Доне, Перми, Омске, Владивостоке и других городах.

В Республике Башкортостан наблюдается возрастающий интерес к развитию предпринимательства с использованием различных концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, с каждым годом возрастает, что само по себе характеризует востребованность этого формата в Республике Башкортостан.

В этой связи необходимо изучить возможности и перспективы региона в создании условий для привлечения инвестиций, которые должны быть определены в ходе проведения анализа институционально-финансовой среды и инвестиционного климата, который в свою очередь позволит дать объективную оценку состояния региона и перспектив ее развития. Инвестиционный климат региона складывается из двух основных составляющих: инвестиционного потенциала и оценки инвестиционных рисков. Республика Башкортостан по инвестиционной привлекательности и рискам замыкает в данном рейтинге первую десятку регионов среди субъектов Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Ранг инвестиционного потенциала Республики Башкортостан [2]

Показатели 2011 2012 2013

Ранг инвестиционного потенциала 9 10 10

природно-ресурсный 22 22 22

трудовой 11 11 10

инфраструктурный 44 45 48

производственный 9 9 8

финансовый 7 9 8

потр ебительский 6 6 7

институциональный 13 12 12

инновационный 18 15 21

туристический 7 7 7

Ранг инвестиционного риска 12 14 19

Для улучшения инвестиционного климата региона необходимо создать благоприятные условия по ведению предпринимательской деятельности, в том числе собственного франчайзингового предпринимательства.

В данный момент в Республике Башкортостан ведется политика поддержки франчайзинговых «стартапов», создания специализированной информационной инфраструктуры поддержки франчайзинга с целью продвижения региональных брендов на территории страны и за рубежом. Кредитным организациям, действующим на территории республики, предлагается внедрить в Башкортостане специализированные кредитные продукты для финансирования франшизных проектов.

Структура рынка франшиз в Республике Башкортостан может быть представлена следующим образом.

■ Торговля

■ Услуги Прочее

Рис. 1. Структура рынка франшиз за 2012 год [4]

Наибольшая активность на рынке франшиз в Республике Башкортостан наблюдалась в секторе розничной торговли. Доля сектора торговли в структуре франшиз составила в 2012 году 64%. Общие тенденции в секторе розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики по РБ являются положительными. Оборот розничной торговли в 2012 году составил 105,1% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

В розничной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка Республики Башкортостан занимали франшизы одежды и аксессуаров (56%).

Предпринимательскому сообществу Республики Башкортостан необходимо участвовать в координации деловых кругов в вопросах развития франчайзинга, активнее создавать и продвигать региональные бренды, привлекать наиболее успешные бизнес-модели в деловую среду региона на основе франчайзинга.

Структура франшиз в сфере торговли Республики Башкортостан может быть представлена следующим образом.

Рис.2. Структура франшиз в секторе торговли Республики Башкортостан [4]

По данным официальной статистики на декабрь 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года объем платных услуг, оказываемых населению, составил 105,9%. в сопоставимых ценах. В 2012 году применение концепций франчайзинга в этом секторе стало также популярным. Структура рынка франшиз в секторе услуг представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура франшиз в секторе услуг Республики Башкортостан [4]

Предприниматели, оказывающие услуги для бизнеса, чаще выбирают концепцию франчайзингового формата, что вполне объяснимо достаточно успешным внедрением новых технологий и опытом фирм, предлагающих свои франшизы, в частности, в области ресторанного дела.

Отставание сектора услуг от других (торговли непродовольственными товарами) в предыдущий период времени в Республике Башкортостан во многом связано с общероссийскими тенденциями в сфере услуг с точки зрения франчайзинга. Это оправдано более длительным и сложным характером

разработки концепции и системы франчайзинга в фирмах, оказывающих услуги. Нематериальный характер услуги требует разработанности стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широкого спектра критериев оценки качества менеджмента и профессионализма сотрудников, непосредственно работающих с потребителями услуги. Однако обозначенным проблемам не уделяется достаточного внимания компетентными структурами, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, развитие регионального франчайзингового предпринимательства связано именно с деятельностью системы, а не индивидуального звена. Процесс информационного обеспечения развития регионального франчайзинга будет способствовать получению информации, необходимой для координации развития франчайзингового бизнеса и основанной на приоритетах социально-экономической политики региона. И это отразится в ближайшие годы ростом предложения региональных франшиз во многих сферах предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Ганебных Е.В. Франчайзинг как способ развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19. — c. 113-119. — http://www.creativeconomy.ru/articles/25239/

2. Инвестиционные рейтинги регионов России. / [Электронный ресурс] - Электрон. дан. -http://raexpert.ru/ratings/regions.

3. Золотов М.И., Золотов М.М., Новиков П.В. Франчайзинг как метод корпоративного роста // Российское предпринимательство. — 2013. — № 23. — c. 42-48. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30860/

4. Обследование субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан. Отчет. Уфа, 2013. - 119 с.

5. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга / [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - www.ru.rusfranch.ru.

6. Официальный сайт журнала «Бизнес журнал» / [Электронный ресурс] - Электрон. дан. -www.b-mag.ru.

7. Панюкова В.В. Развитие франчайзинговых отношений на постсоветском пространстве // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 36-43.

8. Панюкова В.В. Развитие рынка малобюджетных франшиз в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 17. С. 35-41.

9. Сборники «Торговля России - 2012», «Малое и среднее предпринимательство в России -2012» / [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - www.gks.ru.

Статья поступила в редакцию 19.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.