Научная статья на тему 'РОЛЬ ФОРУМА ТИХООКЕАНСКИХ ОСТРОВОВ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ'

РОЛЬ ФОРУМА ТИХООКЕАНСКИХ ОСТРОВОВ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ ОКЕАНИЯ / США / КИТАЙ / ФОРУМ ТИХООКЕАНСКИХ ОСТРОВОВ / КОНКУРЕНЦИЯ ЗА СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пале София Евгеньевна

В статье рассмотрены последние тенденции геополитической обстановки в Океании - обширном регионе, где в настоящее время происходит жесточайшая конкурентная борьба за сферы влияния между двумя титанами - США и КНР. Между двух огней оказались 12 независимых стран Океании, чья самая главная региональная межгосударственная организация - Форум тихоокеанских островов подверглась внешнеполитическому влиянию и рискует утратить свою основополагающую роль в качестве механизма сближения океанийских наций, вместо этого разъединяя их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PACIFIC ISLANDS FORUM IN THE GREAT GAME OF THE WORLD POWERS

This article examines the latest trends in the geopolitical situation in Oceania, a vast region where the fiercest competition for spheres of influence between the two titans, the United States and China, is currently taking place. Caught between two fires are 12 independent countries of Oceania, whose main regional interstate organization, the Pacific Islands Forum, has been subjected to foreign policy influence and now it is at risk of losing its fundamental role as a mechanism for bringing the South Pacific nations together, instead dividing them apart.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФОРУМА ТИХООКЕАНСКИХ ОСТРОВОВ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 4, № 4 (57). С. 72-83.

Научная статья. Исторические науки

УДК 327(931/96)

DOI: 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-072-083

РОЛЬ ФОРУМА ТИХООКЕАНСКИХ ОСТРОВОВ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ

София Евгеньевна ПАЛЕ 1

1 Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, sophiapale@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0003-4641-974X

Аннотация: В статье рассмотрены последние тенденции геополитической обстановки в Океании - обширном регионе, где в настоящее время происходит жесточайшая конкурентная борьба за сферы влияния между двумя титанами - США и КНР. Между двух огней оказались 12 независимых стран Океании, чья самая главная региональная межгосударственная организация - Форум тихоокеанских островов подверглась внешнеполитическому влиянию и рискует утратить свою основополагающую роль в качестве механизма сближения океанийских наций, вместо этого разъединяя их.

Ключевые слова: страны Океания, США, Китай, Форум тихоокеанских островов, конкуренция за сферы влияния

Для цитирования: Пале С.Е. Роль Форума тихоокеанских островов в большой игре мировых держав // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 4, № 4 (57). С. 72-83. DOI: 10.31696/20728271-2022-4-4-57-072-083

Original article. Historical science

THE ROLE OF THE PACIFIC ISLANDS FORUM IN THE GREAT GAME OF THE WORLD POWERS

Sophia E. PALE 1

1 Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russia, sophiapale@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0003-4641-974X

Abstract: This article examines the latest trends in the geopolitical situation in Oceania, a vast region where the fiercest competition for spheres of influence between the two titans, the United States and China, is currently taking place. Caught between two fires are 12 independent countries of Oceania, whose main regional interstate organization, the Pacific Islands Forum, has been subjected to foreign policy influence and now it is at risk of losing its fundamental role as a mechanism for bringing the South Pacific nations together, instead dividing them apart.

© Пале С.Е., 2022

Keywords: the Oceania, USA, China, Pacific Islands Forum, competition for spheres of influence

For citation: Pale S.E. The Role of the Pacific Islands Forum in the Great Game of the World Powers. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye prob-lemy razvitiya, 2022, T. 4, № 4 (57). Pp. 72-83. DOI: 10.31696/2072-82712022-4-4-57-072-083

В непростом 2022-м году значительно возросла конкуренция между США и Китаем за сферы влияния в Океании - огромном регионе, занимающем южную часть Тихого океана, где расположены 12 независимых малых островных государств и 12 зависимых территорий, принадлежащих Австралии, Новой Зеландии, Франции, Великобритании и США. Достигшая пика «холодная война» между Вашингтоном и Пекином, осложненная российско-украинским военным конфликтом, разделившим мир надвое, критически дестабилизировала отношения между странами Океании, которые оказались поставлены перед выбором, чью сторону принять - «большого желтого брата» Пекина или «большого белого брата» Вашингтона.

С первых лет независимости и вплоть до недавнего времени, т.е. на протяжении уже почти 70-ти лет, океанийские политики умели договариваться между собой на всех без исключения уровнях: свое единство они подчеркивали даже тем, что появлялись в одинаковой деловой одежде на совместных межгосударственных мероприятиях. Но в последние годы обострение отношений между США и КНР привело к расколу некогда монолитного блока стран Океании, и эта тенденция набирает обороты.

Взаимоотношения между океанийскими государствами регулирует крупнейшая межправительственная региональная организация -Форум тихоокеанских островов (ФТО, англ. Pacific Islands Forum), до 2000 г. носившая название Южно-тихоокеанский форум (ЮТФ, англ. South Pacific Forum). ФТО был создан по инициативе Новой Зеландии, в столице которой - Веллингтоне он впервые прошел в 1971 г. и собрал глав семи независимых стран: Австралии, Новой Зеландии, Западного Самоа (с 1997 г. - Самоа), Островов Кука, Науру, Фиджи и Королевства Тонга.

Появление ФТО было обусловлено необходимостью выработки общей региональной стратегии, проведения единой оборонной политики и координации экономической помощи, выделяемой главными региональными донорами - Австралией, Новой Зеландией, США и

Великобританией, которые совсем недавно были метрополиями для малых развивающихся океанийских стран, одна за другой начавших получивших независимость начиная с 1962 г. К 1994 г. в состав Форума последовательно вошли Ниуэ, Папуа - Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова и Палау. В 2000-е гг. к ФТО присоединились две французские территории, получившие максимальную автономию от Франции, - Новая Каледония и Французская Полинезия (Таити). Головной офис - Секретариат ФТО находится на Фиджи, в столичном городе Сува1.

Немаловажной причиной создания ФТО было не допустить распространения советского влияния в Океании, которое в 1970-х гг. рассматривалось как угроза для региона прежде всего потому, что здесь и так сосредоточилось слишком большое количество ядерных держав: помимо США, Великобритании и Франции, проводивших в южной части Тихого океана свои ядерные испытания, атом удалось расщепить Индии и Китаю, которые тоже начали активно проникать в регион. На этом фоне Австралия и Новая Зеландия включили новые независимые океанийские государства, находившиеся в их «зоне ответственности», в систему собственной стратегической безопасности и плотно встроили их в свои сферы политического и экономического сотрудничества. Неудивительно, что на первом же заседании ФТО участники высказались «против свободы океанографических исследований в Океании, не желая допускать к ним советских ученых»2, - отмечает российский специалист Тимошенко В.Н.

«Задача не допустить проникновения СССР на острова Южной части Тихого океана могла бы быть решена, по мнению западных стратегов, путем создания коллективного союза государств и территорий Океании под контролем Австралии и Новой Зеландии - союзников США, а также посредством расширения экономической помощи, предоставляемой молодым государствам»3, - анализирует ситуацию исследователь Николаев В.П.

В то же время, создаваемая Австралией и Новой Зеландией система безопасности в Океании была в немалой степени нацелена на ограничение влияния в регионе не только СССР, но и непосредственно США, а также Франции, - в частности, путем включения почти всех островов Меланезии в «линию обороны» Австралии и придания им статуса высокой стратегической важности, так как они расположены на расстоянии всего 0,5-3 тыс км от австралийских берегов. Это позволило ограничить сферу влияния США соседней Микронезией,

доставшейся им от Японии после ее поражения во Второй мировой войне. Что же касается присутствия Франции в Новой Каледонии и Французской Полинезии, то вплоть до конца 1990-х гг. оно омрачалось французскими ядерными испытаниями, дававшими повод для постоянной напряженности между Парижем и Канберрой.

Что же касается заинтересованности в ФТО непосредственно океанийских политиков, то для них Форум представляет собой важнейшую региональную межгосударственную организацию, которая дает возможность встретиться очно для живого общения и обсуждения текущих региональных проблем. Ежегодные встречи лидеров стран Океании в рамках ФТО заканчиваются подписанием совместного коммюнике, резюмирующего последние вызовы и очерчивающего общий круг политических, экономических и стратегических задач. Более частые встречи глав Океании такого масштаба сложно организовывать из-за «тирании расстояний» - огромных пространств между островами Тихого океана, преодоление которых требует немало времени и финансов. Следовательно, важность Форума тихоокеанских островов для океанийских участников сложно переоценить.

Начиная с 1989 г. ФТО ввел систему диалогового партнерства для нерегиональных государств-доноров. Изначально диалоговых партнеров было пять: Канада, Франция, Япония, Великобритания и США. Китай стал шестым диалоговым партнером в 1990 г., Европейский Союз - седьмым в 1991 г. Далее последовали Республика Корея (1995 г.), Малайзия (1997 г.), Филиппины (2000 г.), Индонезия (2001 г.), Индия (2003 г.), Таиланд (2005 г.), Италия (2007 г.), Испания (2014 г.), Куба (2012 г.), Германия (2016 г.), Турция (2016 г.) и, наконец, Чили, Норвегия и Сингапур (2021 г.)4. Таким образом, к 2022 г. ФТО, в составе которого всего 18 океанийских участников, имел уже 21 диалоговых партнеров, из которых ядерным оружием располагают США, Великобритания, КНР и Индия. Следовательно, можно лишь представить себе масштабы геостратегических маневров, которые разворачивают в Тихом океане крупные мировые игроки, стараясь привлечь на свою сторону то или иное государство Океании.

В этой связи в последние годы единства мнений среди океанийских политиков становится все меньше, что вызывает у них чувство горечи, поскольку с момента создания ФТО стержневой идеей сосуществования южнотихоокеанских наций служила концепция «тихого/тихоокеанского пути» (англ. «pacific way» - игра слов, когда при написании с большой буквы слово «Pacific» приобретает значение «тихоокеанский», а с маленькой буквы - «тихий, спокойный»). Сего-

дня этот «тихий/тихоокеанский путь» становится все тернистее, поскольку разногласия между участниками ФТО возникают все чаще. Виной тому - уже упомянутая жестокая схватка за сферы влияния в Тихом океане между главным мировым игроком - Соединенными Штатами, поддерживаемыми Австралией, и их общим противником -Китаем. Новая Зеландия, всегда шедшая рука об руку с Австралией в вопросах региональной политики, в этой битве титанов старается усидеть на трех стульях, стараясь угодить всем сторонам сразу. А страны Океании тем временем подвергаются грандиозной турбулентности.

Роли между игроками в этом тихоокеанском театре действий распределились так, что Австралия и Новая Зеландия традиционно выступают гарантами морской безопасности для небольших островных стран и зависимых территорий Океании, используя свои возможности для охраны их огромных 200-мильных исключительных экономических зон. США располагают крупными военно-морскими базами на Гавайях и на о. Гуам; также Вашингтон стремится усилить ядерную составляющую в Океании в рамках созданного в сентябре 2021 г. блока AUKUS (назван по первым буквам участников - Australia, United Kingdom, USA). Франция оказалась «за бортом» событий, участвуя лишь в охране границ собственных океанийских владений - Новой Каледонии и Французской Полинезии.

В свою очередь, Китай прокладывает через южную часть Тихого океана торгово-экономический маршрут «Пояс и путь», который пролегает через 8 океанийских государств (в том числе, через 4 государства Меланезии, включенных в линию обороны Австралии), от которых Пекин хочет добиться гарантий безопасности для провозимых через них китайских товаров и под этим предлогом прощупывает почву для размещения там своих военных баз. Пока что рамочное соглашение о безопасности подписано только с Соломоновыми Островами (случилось это в апреле 2022 г.), что, по заверениям с обеих сторон, не означает сиюминутного появления китайских военных баз у берегов Австралии и на маршрутах атомных подводных крейсеров США и Франции. Тем не менее, совершенно очевидно, что в будущем такой вариант вовсе не исключен, учитывая, что следующими на очереди на размещение у себя китайских военных баз могут оказаться еще несколько беднейших стран Океании - Тонга, Кирибати, Самоа и др.

Для противодействия Китаю в Океании США, Австралия и Новая Зеландия привлекли Японию и Великобританию к участию в созданной ими летом 2022 г. неформальной группе «Partners in the Blue Pacific» (РВР), призванной стать альтернативой китайской инициативе

«Пояс и Путь». «Захват» Китаем важнейших торговых маршрутов через Тихий океан в рамках «Пояса и Пути» будет означать также установление Пекином контроля над всей нелегальной и контрабандной торговлей - наркотиками (например, Фиджи является крупнейшим наркотическим хабом в Южном полушарии), оружием, людьми, редкими животными и др. Задача про-западных государств - удержать под своим контролем всю возможную легальную и нелегальную тихоокеанскую торговую логистику.

До недавнего времени одним из рычагов давления на страны Океании была угроза их исключения из ФТО за отступление от общего внешнеполитического курса, диктуемого Австралией и Новой Зеландией, которые, в свою очередь, следуют воле Вашингтона. Но если раньше исключение из ФТО считалось «показательной поркой» и грозило океанийским государствам нежелательной изоляцией, то в век глобализации этот метод морально устарел: в 2021 г. о добровольном отказе участвовать в Форуме объявили сразу 5 стран Океании (две из них, впрочем, впоследствии отменили свое решение). Причиной послужило то, что до недавнего времени по «джентльменскому соглашению» ротация на посту генерального секретаря ФТО происходила по очереди между представителями стран Микронезии (находящейся под американским влиянием), Меланезии (здесь балом правит Австралия и особенно сильно проявляет свое влияние Китай) и Полинезии (ее «делят» Австралия, Франция и Новая Зеландия). Срок пребывания в должности генерального секретаря ФТО колеблется от 1 года до 6-ти лет. В 2021 г. наступил черед представителя Микронезии занять ключевой пост в этой организации, но вместо этого генеральным секретарем был избран представитель Полинезии - бывший премьер-министр про-новозеландских Островов Кука Генри Пуна5. Его предшественник также был полинезийцем. Поползли слухи, что причиной его победы в ходе тайного голосования на Форуме стал сговор Китая и благоприятствующей ему Новой Зеландии, которые подкупом повлияли на результат выборов. США, которые выступают за независимость Тайваня, против дипломатического признания которого Китай настраивает страны Океании, не смогли обеспечить голоса за «своего» микронезийского кандидата на пост генерального секретаря ФТО, которым собирался стать представитель государства Палау.

Именно поэтому все 5 стран Микронезии - Федеративные Штаты Микронезии, Палау, Маршалловы Острова, Кирибати и Науру решили временно прекратить свое членство в ФТО в 2021 г., заявив, что с их мнением никто не считается. Спустя год, в 2022 г., Кирибати, гео-

графически лежащее на стыке Микронезии и Полинезии, не приняло участия в Форуме в знак солидарности с микронезийцами, интересы которых, по словам президента Кирибати Танети Маамау, «больше не учитываются»6. Впрочем, злые языки приписали такой шаг влиянию китайской дипломатии, так как Кирибати - один из главных должников Китая и основной претендент на подписание с КНР договора о безопасности по примеру Соломоновых Островов7.

В конце мая 2022 г., за два месяца до проведения 51-го Форума тихоокеанских островов, на фоне разобщенности между странами Океании глава МИД КНР Ван И совершил грандиозное тихоокеанское турне по 8-ми странам Океании, лежащим на маршруте «Пояса и Пути». В начале июня 2022 г. он завершил свое турне на Фиджи, где собрались высокие представители из 10-ти стран Океании, с которыми он собирался подписать всеобъемлющее коммюнике о торговле и безопасности. Но планы Ван И удалось сорвать отправившейся по его следу министру иностранных дел Австралии Пенни Вонг. Более того, она сумела уговорить вернуться к участию в ФТО два из упомянутых выше 5-ти океанийских государств, которые отказались туда прибыть. Этими двумя океанийскими государствами оказались проамериканские анти-китайские микронезийские участники - Федеративные Штаты Микронезии, президент которых Дэвид Пануэло выступает резко против активности Китая в регионе, и Палау, поддерживающее дипотношения с Тайванем.

7 июня 2022 г. президент Федеративных Штатов Микронезии Д. Пануэло и премьер-министр Фиджи Фрэнк Баинимарама в ходе официальной встречи в Суве заключили соглашение, согласно которому по истечению срока полномочий Генри Пуны на посту генерального секретаря ФТО в 2024 г. его должность автоматически займет представитель Микронезии. Также стороны договорились о строгом соблюдении правил ротации между представителями Микронезии, Меланезии и Полинезии для справедливого перехода должности генерального секретаря ФТО между ними8.

Однако это соглашение не смогло поколебать принятое еще в марте 2022 г. решение о полном и окончательном выходе из ФТО микронезийского государства Маршалловы Острова, которое поддерживает дипломатическое признание Тайваня.

Чтобы сгладить невиданные до сих пор противоречия между странами Океании и вернуться к истокам «тихой/тихоокеанской» региональной политики, ради обсуждения которой ежегодно собираются участники ФТО, было решено не приглашать на 51-й Форум в июле

2022 г. никаких диалоговых партнеров, и прежде всего - Китай и США, «виновных» в сложившейся тяжелой ситуации9. Устав от противоборства двух титанов в Тихом океане, внутрирегиональные участники ФТО недвусмысленно выразили внешним диалоговым партнерам свое желание поумерить их активность в политический жизни Океании и остаться в рамках традиционного сотрудничества с истинными региональными лидерами - Австралией и Новой Зеландией, главы которых лично прибыли на Форум10.

Однако встреча океанийских лидеров была омрачена не только окончательным отказом Кирибати и Маршалловых Островов прибыть на ФТО, но и пренебрежительным отношением Китая и США к установленному для них запрету на участие в этом мероприятии. Китайский военный атташе и его заместитель из посольства Китая на Фиджи под видом журналистов проникли на заседание Агентства по рыболовству ФТО, на котором им удалось заслушать доклад вице-президента США Камалы Харрис, выступившей по видеосвязи, несмотря на отсутствие приглашения американской стороне к участию в Форуме. В своей речи К. Харрис коснулась темы нежелательного расширения китайского влияния в Океании. Двух китайских «шпионов» опознала одна из присутствовавших на заседании журналисток, и китайских нарушителей вывели из зала фиджийские полицейские. Узнать их помогло то, что журналистка уже сталкивалась с ними ранее, когда те в грубой форме потребовали очистить от всех представителей СМИ11 заседание 10-ти высоких представителей стран Океании, которое проходило, как уже упоминалось выше, в начале июня 2022 г. на Фиджи в ходе визита главы китайского МИД Ван И, желавшего подписать с ними так и оставшееся неподписанным всеобъемлющее коммюнике о торговле и безопасности.

Двое китайских «шпионов» в масках внимательно слушают доклад Камалы Харрис на ФТО. Фиджи, 2022 г.12

Это был не первый скандал на Форуме с китайским участием: в 2018 г. глава китайской делегации пожелал нарушить протокол и выступить с речью раньше, чем более высокопоставленные океанийские государственные деятели. Получив отказ, китайская делегация демонстративно покинула заседание. Это событие получило широкий резонанс во всем мире и вызвало целый ряд дискуссий. Объяснение подобного поведения кроется в том, что ФТО в тот год проходил в мик-ронезийском государстве Науру, которое поддерживает дипломатические отношения с Тайванем, тем самым вызывая у Пекина глубокое осуждение. Что касается нарушения принципа очередности произнесения речей в зависимости от ранга, то китайская сторона хотела потеснить президента Тувалу, поскольку это государство также предпочитает сохранять дипотношения с Тайбэем13.

Безусловно, за такой преданной дружбой некоторых стран Океании с Тайванем незримо, но ощутимо присутствует щедрая рука Вашингтона, заинтересованного не выпускать из-под своего контроля этот богатый и геостратегически важный остров на стыке ЮжноКитайского и Восточно-Китайского морей всего в 200 км от берегов КНР. Вполне объяснимо, что в ответ Пекин предпринимает максимум усилий для того, чтобы вытеснить США из своей геополитической сферы влияния.

После скандала с китайскими «шпионами» на 51-м ФТО в июле 2022 г. «жаркое» лето продолжилось визитом с 3 по 9 августа заместителя госсекретаря США Венди Шерман в Австралию, Новую Зеландию, на Соломоновы Острова, а также на Самоа и Тонга, которые, как уже говорилось выше, находясь в большой долговой зависимости от Китая, также могут стать кандидатами на размещение у себя китайских военных баз. Впрочем, официальные причины, как всегда, прикрывают голую истину политической вуалью, объясняя визит американского высокого представителя в Океанию «стремлением США к конструктивному взаимодействию с другими тихоокеанскими странами в духе партнерства и дружбы»14.

Так, в Апиа, столице Самоа, В. Шерман стала первым высокопоставленным официальным представителем США и одним из первых иностранных официальных лиц, посетивших страну после снятия 1 августа 2022 г. ковидных ограничений на въезд.

В Нукуалофе, столице Королевства Тонга, В. Шерман вместе с королем Тупоу VI и его приближенными отметила 50-летие двусторонних отношений между США и Королевством Тонга и подтвердила обещание Камалы Харрис учредить американское посольство на тер-

ритории этой страны, которое та дала на июльском Форуме тихоокеанских островов в своем видеообращении. Примечательно, что В. Шерман стала первым официальным представителем США столь высокого ранга, когда-либо посещавшим Тонга за всю историю отношений двух стран. Ранее, в январе 2022 г., после мощного извержения вулкана у берегов Тонга и последовавшего за ним цунами, американская сторона выделила королевству на восстановление сумму $^2,6 млн. долл. США.

В Хониаре, столице Соломоновых Островов, В. Шерман во главе межведомственной делегации приняла участие в мемориальных мероприятиях в честь 80-летия битвы за Гуадалканал - важнейшего сражения США и союзников против Японии в годы Второй мировой войны. Мероприятия были организованы Соломоновыми Островами и Японией в память о жертвах, отдавших свои жизни в тяжелых кровопролитных боях. Также заместитель госсекретаря США обсудила с премьер-министром Соломоновых Островов планы об открытии в Хониаре посольства США.

В столице Австралии Канберре В. Шерман встретилась с главой австралийского МИД Пенни Вонг для переговоров по вопросам дальнейшего укрепления американо-австралийского сотрудничества.

В Веллингтоне, столице Новой Зеландии, В. Шерман и премьер-министр страны Джасинда Ардерн обсудили планы дальнейшего развития двусторонних отношений.

Однако вряд ли турне американского представителя по островам Океании как-либо повлияло на отношение океанийцев к США. Стоит напомнить, что Китай постоянно поддерживает активные связи на высшем уровне со всеми странами Океании, и особенно с 8-ю из них, входящими в систему «Пояс и Путь», на порядок обгоняя дипломатические усилия США и почти сравнявшись с Австралией по объемам финансирования развивающихся островных экономик.

Несмотря на рекордное количество визитов американских представителей в Океанию, совершенных в 2022 г., включая турне госсекретаря США Энтони Блинкена в феврале того же года по Австралии, Гавайям и Фиджи (здесь он оказался первым американским чиновником такого уровня с 1985 г.), успех американской дипломатии оставался по-прежнему слабым. И тогда 28-29 сентября 2022 г. Белый дом организовал первый в истории американо-океанийских отношений Саммит «США - Океания» в Вашингтоне, на котором лично присутствовали президент Джо Байден и госсекретарь Э. Блинкен15. «Тихоокеанские острова играют решающую роль в формировании будуще-

го», - заявил Дж. Байден в ходе мероприятия. - «Безопасность Америки, да и всего мира, зависит от безопасности тихоокеанских остро-вов»16, - отметил он.

Но никаких стратегических соглашений по безопасности с целью ограничить китайское влияние в Океании по результатам Саммита заключено не было: в итоговой декларации были перечислены привычные для стран Океании общие проблемы, такие как изменение климата, экономический рост и устойчивое развитие, морская безопасность и борьба с пандемиями. Этот документ подписали все 11 океанийских участников, а единственным государством Океании, отказавшимся прибыть на Саммит, стало Кирибати, пропустившее перед этим 51-й ФТО: причиной такого поведения выступает, по слухам, всё та же китайская дипломатия.

В заключение можно предположить, что противостояние между США и КНР в Тихом океане в ближайшие годы будет только усиливаться, и странам Океании придется прилагать усилия для того, чтобы сохранить ФТО в качестве внутрирегиональной площадки для обсуждения проблем, важных именно для океанийских участников, и не дать «большим братьям» превратить эту важнейшую межгосударственную организацию в поле для своих геополитических игр.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

ПАЛЕ София Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 05.10.2022; одобрена после рецензирования 14.10.2022; принята к публикации 31.10.2022.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sophia E. PALE, PhD (Hist.), Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS, Moscow, Russia

The article was submitted 05.10.2022;

approved 14.10.2022;

accepted to publication 31.10.2022.

1 Forum Secretariat. URL: https://www.forumsec.org/

2 Тимошенко, В. Н. Южно-Тихоокеанский регион на пороге XXI века: проблемы внешней политики и безопасности / В. Н. Тимошенко.- М., Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. - 379 с. -с. 184

3 Николаев В.П. Папуа-Новая Гвинея // Серия «Знание», У политической карты мира, - М. 1989, № 11. - с. 60

4 Forum Secretariat. Dialogue Partners. URL: https://www.forumsec.org/dialogue-partners/

5 Forum Secretariat. The Secretary General. URL: https://www.forumsec.org/ forum_secretary_genera l/

6 Kiribati withdraws from Pacific Islands Forum in blow to regional body // The Guardian, 10.07.2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/jul/10/kiribati-withdraws-from-pacific-islands-forum-pif-micronesia

7 Pacific Islands Forum 2022: China hits back at reports on Kiribati withdrawal and US power play // NZH, 14.07.2022. URL: https://www.nzherald.co.nz/nz/pacific-islands-forum-2022-china-

hits-back-at-reports-on-kiribati-withdrawal-and-us-power-play/GQSB5BJB37TNLJ W72XDYCVEEVA/

8 Pacific leaders reach crucial deal to restore political unity, as China's interest in region accelerates // The Guardian, 08.06.2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/ jun/08/pacific-leaders-reach-crucial-deal-to-restore-political-unity-as-chinas-interest-in-region-accelerates

9 The Politics Behind Who is Attending the Pacific Islands Forum Leaders' Meeting // The Diplomat, 13.07.2022. URL: https://thediplomat.com/2022/07/the-politics-behind-who-is-attending-the-pacific-islands-forum-leaders-meeting/

10 Smiles and unity at the Pacific Islands Forum mask tough questions shelved for another day // The Guardian, 16.07.2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/jul/16/smiles-and-unity-at-the-pacific-islands-forum-mask-tough-questions-shelved-for-another-day

11 Police remove two Chinese defence attaches from Pacific Islands Forum meeting // The Guardian, 13.07.2002. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/jul/13/two-chinese-defence-attaches-removed-from-pacific-islands-forum-meeting

12 Police remove two Chinese...

13 Nauru blasts 'insolent' China for speaking out of turn at meeting // Reuters, 05.09.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-pacific-forum-china-idUSKCN1LL0AC

14 Deputy Secretary of State Wendy Sherman to Visit Samoa, Tonga, Solomon Islands, Australia, and New Zealand // U.S. Department of State, 03.08.2022. URL: https://www.state.gov/ deputy-secretary-of-state-wendy-sherman-to-visit-samoa-tonga-solomon-islands-australia-and-new-zealand/

15 President Biden hosted the first ever U.S.-Pacific Island Country Summit in Washington, D.C. on September 28-29, 2022. URL: https://www.state.gov/u-s-pacific-islands-country-summit/

16 Biden bares more aid in Pacific Islands summit // The Manila Times. 01.10.2022. URL: https://www.manilatimes.net/2022/10/01/news/world/biden-ba res-more-aid-in-pacific-islands-su mmit/1860486

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.