Научная статья на тему 'Роль фонологического восприятия в формировании грамотности в процессе изучения английского языка'

Роль фонологического восприятия в формировании грамотности в процессе изучения английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ / PHONOLOGICAL AWARENESS / LITERACY ACQUISITION / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT THE FOUNDATION STAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пореченкова Екатерина Александровна, Савельева Яна Александровна

Настоящая статья посвящена фонологическому восприятию и его роли в обучении навыкам письма и чтения на иностранном языке. Приводимые результаты исследования подтверждают предположение о том, что развитию данного навыка следует уделять особое внимание на уроках иностранного языка на начальном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Phonological Awareness in the Formation of Literacy in the Study of English

The article examines the issue of phonological awareness and its importance in acquiring literacy skills in a foreign language. Empirical data are provided, which support the claim that special attention should be paid to developing phono logical skills in a foreign language teaching at the foundation stage.

Текст научной работы на тему «Роль фонологического восприятия в формировании грамотности в процессе изучения английского языка»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2

ТЕОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Е.А. Пореченкова, Я.А. Савельева

РОЛЬ ФОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Настоящая статья посвящена фонологическому восприятию и его роли в обучении навыкам письма и чтения на иностранном языке. Приводимые результаты исследования подтверждают предположение о том, что развитию данного навыка следует уделять особое внимание на уроках иностранного языка на начальном этапе.

Ключевые слова: фонологическое восприятие, обучение грамоте, обучение иностранному языку на начальном этапе.

The article examines the issue of phonological awareness and its importance in acquiring literacy skills in a foreign language. Empirical data are provided, which support the claim that special attention should be paid to developing phono logical skills in a foreign language teaching at the foundation stage.

Key words: phonological awareness, literacy acquisition, teaching a foreign language at the foundation stage.

Общеизвестно, что одну из основных трудностей в изучении английского языка как иностранного представляет овладение навыками и умениями чтения и письма, что объясняется высокой степенью противоречивости и непоследовательности системы английской орфографии и в значительной мере усложняет усвоение основ английской грамотности для учащихся начального уровня. С одной стороны, данные сложности можно объяснить особенностями языковой системы, однако, с другой стороны, непоследовательность письменного языка не является единственной причиной названных проблем. Для того чтобы раскрыть потенциальный источник трудностей в изучении английского чтения и письма, представляется целесообразным рассмотреть те предпосылки, которые необходимы для изучения любого письменного языка.

Пореченкова Екатерина Александровна — канд. пед. наук, преподаватель кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-926-262-94-98, e-mail: epo-rechenkova@mail.ru

Савельева Яна Александровна — студентка V курса отделения лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-527-47-35, e-mail: yana_savelyeva@maiil.ru

Общие предпосылки для изучения чтения и письма. Все необходимые для овладения чтением и письмом навыки и умения можно разделить на две группы — физиологические и психолингвистические. Говоря о физиологических критериях, следует отметить, что ребенок должен обладать слухом и зрением, развитыми на достаточном уровне, для того, чтобы адекватно распознавать печатный текст и верно воспринимать звуковой образ слова. Кроме того, мелкая моторика должна быть также достаточно развитой, так как процесс письма представляет собой определенный набор мелких движений. И, конечно же, глаза ребенка должны быть адаптированы к совершению быстрых движений, без которых ему будет чрезвычайно трудно.

К лингвопсихологическим факторам следует прежде всего отнести объем внимания. Если ребенок не в состоянии сконцентрироваться на чтении в течение требуемого времени, ему вряд ли удастся получить полное понимание фрагмента или даже предложения. Этот критерий в большей мере актуален для начальной стадии обучения грамотности, когда прочтение каждого слова занимает значительный объем времени. Вряд ли можно ожидать понимания текста, если каждое слово забывается после прочтения.

В вопросе о влиянии интеллекта на процесс овладения грамотностью некоторые исследователи придерживаются мнения, согласно которому высокий уровень интеллекта является залогом успешного обучения чтению и письму. Однако большое число исследователей отрицают данную взаимосвязь. Следовательно, можно говорить лишь о том, что успех в овладении навыками и умениями чтения и письма часто тесно связан с высокоразвитым интеллектом, однако последний далеко не всегда гарантирует быстрое овладение письменной речью1.

Говоря о психолингвистических предпосылках, нельзя также забывать об общеязыковом развитии ребенка, недостаточный уровень которого может замедлить процесс овладения грамотностью.

Когда речь идет о предпосылках, обеспечивающих овладение навыками и умениями чтения и письма, следует также рассмотреть одну из ключевых способностей, которыми должен обладать ребенок для успешного изучения иностранного языка, а именно фонологическое восприятие.

Понятие фонологического восприятия. Под фонологическим восприятием понимается "способность определить и использовать

1 Küspert P., Schneider W. Hören, lauschen, lernen. Sprachspiele für Kinder im Vorschulalter. Würzburger Trainingsprogramm zur Vorbereitung auf den Erwerb der Schriftsprache. 6. Aufl. Vandenhoeck & Ruprecht, 2008. S. 12—13.

звуковую структуру слов вне зависимости от их значения"2. Следует отметить, что этот феномен проявляется на разных уровнях (включая уровень слога, начальной, конечной и отдельных фонем) и может быть проверен с помощью заданий на определение звука, слияние и замещение фонем3. Если ребенок в состоянии анализировать речь, делить слово на отдельные фонемы и определять начальные и конечные звуки в нем, то можно говорить о достаточном уровне развития фонологического восприятия.

Для того чтобы проиллюстрировать роль фонологического восприятия в процессе обучения чтению и письму, следует отметить следующее. Если мы обратимся к письменным алфавитным языковым системам, то является очевидным тот факт, что письмо — это отражение устной речи и, следовательно, звуков в потоке речи. Таким образом, для того чтобы суметь записать сказанное, нужно разбить поток речи на предложения, затем на отдельные слова, потом на начальный кластер и рифму (onsets и rhymes, начальным кластером для слова стол будет ст, а рифмой — ол) и, наконец, на отдельные фонемы. В упрощенной форме процесс письма является не чем иным, как "переводом" звуков речи в их письменное представление.

Процесс анализа или "деления" устной речи составляет ядро фонологического восприятия. В результате, для того чтобы расшифровать (прочитать) или, наоборот, кодировать (записать) речь, человек должен обладать достаточным уровнем развития фонологического восприятия. Эта гипотеза была подтверждена большим количеством разнообразных исследований. Основной вывод, к которому пришли исследователи, занимающиеся данным вопросом, заключается в том, что успех ребенка в овладении навыками и умениями чтения и письма напрямую связан с уровнем развития фонологического восприятия4. Прочные фонологические навыки за-

2 Phillips B.M., Clancy-Menchetti J., Lonigan Ch.J. Successful Phonological Awareness Instruction with Preschool Children: Lessons from the Classroom // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28. N 1. P. 3.

3 Anthony J.L., Lonigan Ch.J. The Nature of Phonological Awareness: Converging Evidence from Four Studies of Preschool and Early Grade School Children // Journal of Educational Psychology. 2004. P. 41.

4 Ibid. P. 53; Blachman B.A., Tangel D.M., Ball E.W. et al. Developing Phonological Awareness and Word Recognition Skills: A Two-year Intervention with Low-income, Inner-city Children // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 1999. N 11. P. 241; Bradley L. Making Connections in Learning to Read and to Spell. Applied Cognitive Psychology. 1988. N 2; Dixon M., Stuart M., Masterson J. The Relationship between Phonological Awareness and the Development of Orthographic Representations // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 1992. N 15. P. 510; Doctor E.A., Coltheart M. Children's Use of Phonological Encoding when Reading for Meaning // Memory & Cognition. 1980. Vol. 8. N 3. P. 204; Elbro C. Early Linguistic Abilities and Reading Development: A Review and a Hypothesis // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal.

кладывают надежную основу для изучения грамоты, тогда как недостаточно развитый фонологический навык с большой вероятностью может стать причиной больших трудностей5. Более того, недостаточный уровень фонологического восприятия, который, как правило, может быть очевиден уже в дошкольном возрасте, часто сохраняется и после начала обучения в школе, когда эти навыки наиболее остро востребованы6. Иными словами, фонологическое восприятие играет одну их ключевых ролей при обучении детей чтению и письму.

Развитие фонологического восприятия. Обращаясь к вопросу развития фонологического восприятия, следует отметить, что признаки его развития на самом элементарном уровне восприятия слогов могут проявляться уже в возрасте 3—4 лет, тогда как восприимчивость к отдельным фонемам — мельчайшим фонологическим единицам — должна сформироваться к 4—5 годам7. Тем не менее данные временные рамки применимы только к родному языку, иными словами, к фонологическому восприятию в английском для ребенка, для которого данный язык является родным. Существуют, однако, многочисленные примеры того, как первоклассники одновременно с родным начинают изучать иностранный язык и, следовательно, приобретать навыки и умения чтения и письма на изучаемом иностранном языке. Исходя из вышеперечисленных предпосылок было бы логично предположить, что в таких случаях фонологическое восприятие в иностранном языке также должно быть достаточно развито. Чтобы проверить это предположение, мы провели следующее исследование.

1996. N 8. P. 453; Goswami U. In the Beginning Was the Rhyme? A Reflection on Hulme, Hatcher, Nation, Brown, Adams, and Stuart // Journal of Experimental Child Psychology. 2002. N 82. P. 50—52; Maclean M., Bryant P., Bradley L. Rhymes, Nursery Rhymes, and Reading in Early Childhood // Children's Reading and Development of Phonological Awareness / Ed. by K.E. Stanovich. Wayne State University Press, 1988. P. 19—21; Phillips B.M., Clancy-Menchetti J., Lonigan Ch.J. Successful Phonological Awareness Instruction with Preschool Children: Lessons from the Classroom // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28. N 1. P. 3—4; Mann V.A., Tobin P., Wilson R. Measuring Phonological Awareness through the Invented Spellings of Kindergarten Children // Children's Reading and Development of Phonological Awareness / Ed. by K.E. Stanovich. P. 122; Treiman R. Phonological Awareness and Its Roles in Learning to Read and Spell // Phonological Awareness in Reading. The Evolution of Current Prospectives / Ed. by D.L. Sawyer, B.J. Fox. Springer-Verlag, 1991. P. 186.

5 Blachman B.A., Tangel D.M., Ball E.W. et al. Op. cit. P. 4.

6 Vellutino F.R., Scanlon D.M. Phonological Coding, Phonological Awareness, and Reading Ability: Evidence from a Longitudinal and Experimental Study // Children's Reading and Development of Phonological Awareness / Ed. by K.E. Stanovich. P. 177.

7 Anthony J.L., Lonigan Ch.J., Driscoll K.Ph. et al. Op. cit. P. 474.

Процедура проведения исследования

Участники. Нами был протестирован 41 ребенок из трех московских детских садов с целью определения уровня их фонологического восприятия в английском языке. Средний возраст участников составлял 6 лет и 4 месяца. У испытуемых не было физических и психических отклонений. Русский язык был родным для 100% участников. Дети одного из этих трех детских садов (в дальнейшем будем называть его детский сад № 3) изучали английский язык в течение двух лет до начала исследования.

В отношении тех критериев, по которым выбирались детские сады для исследования, следует отметить, что два детских сада (детские сады № 1 и 2) мало отличались друг от друга в отношении физического и психического развития детей. Привлечение к исследованию двух групп детей с одинаковыми параметрами было мотивировано тем, что в детском саду № 1 проводились занятия на развитие фонологического восприятия в английском языке, а дети из детского сада № 2 играли роль контрольной группы для сравнения результатов наблюдений.

Дополнительная группа из детского сада № 3 была включена в исследование с целью проверки предположения о том, что объем словарного запаса, которым обладают испытуемые, может оказать положительное влияние на уровень фонологического восприятия. Данное предположение основывается на том, что чем больше словарный запас ребенка, тем выше вероятность того, что фонологическая структура слов, которые они уже изучили, будет сходной (например, слова "пол" и "кол" отличаются только на одну фонему), что может ускорить развитие фонологического восприятия. Иными словами, чем богаче словарный запас ребенка, тем легче для него окажутся задания на фонологическое восприятие. Таким образом, если ребенок в достаточной мере владеет языком, ему не потребуются дополнительные упражнения на развитие фонологического восприятия. Более того, некоторые источники указывают на то, что изучение языка приводит к расширению фонологического восприятия8. Таким образом, детский сад № 3 был привлечен к участию в исследовании с двумя целями: во-первых, чтобы исключить положительный эффект от изучения новых английских слов, который наблюдался в процессе тренинга фонологического восприятия в экспериментальной группе детского сада № 1; во-вторых, чтобы установить, действительно ли изучение иностран-

8 Lonigan C.J. Vfocabulary Development and the Development of Phonological Awareness Skills in Preschool Children // Vocabulary Acquisition: Implications for Reading Comprehension / Ed. by R.K. Wagner, A.E. Muse, K.R. Tannenbaum. NJ, 2007. P. 18.

ного языка формирует достаточный уровень фонологического восприятия в этом языке.

Общий план исследования представлен в табл. 1.

Таблица 1

Первое тестирование (1—10 октября 2010 г.)

Детский сад № 1 (экспериментальная группа) Детский сад № 2 (контрольная группа) Детский сад № 3 (с преподаванием английского языка)

Я-

Проведение эксперимента

Проведение занятий на развитие фонологического восприятия Нет экспериментальных мероприятий Нет экспериментальных мероприятий

Финальное тестирование

Детский сад № 1 (экспериментальная группа) Детский сад № 2 (с преподаванием английского языка) Детский сад № 3 (контрольная группа)

Методология. В настоящее время не существует стандартизированных тестов на измерение уровня сформированности фонологического восприятия в английском языке у детей, для которых русский язык является родным. В связи с этим для проведения данного исследования был разработан тест, направленный на измерение восприятия слогов, определение количества фонем в слове, начального и конечного звука, а также рифмы. Тест, состоящий из 25 вопросов, разделенных на 5 секций, был представлен в форме игры-путешествия по сказочному городу, а 5 секций соответствовали 5 остановкам в этом городе. Идея проведения тестирования была адаптирована из работы Martschinke et al.9

"Путешествие" начиналось в зоопарке, когда исследователь объяснял испытуемым, что в этом зоопарке живут звери с необычными именами. Так, в рамках тренировочной сессии ребенку показывали карточку с изображением тигра и предлагали хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов он слышал в этом слове (ti-ger, следовало хлопнуть 2 раза). При необходимости ребенку предла-

9 Martschinke S., Kirschhoch E.-M., Frank A. Diagnose und Förderung im Schriftspracherwerb. Der Rundgang durch Hörhausen. Erhebungsverfahren zur phonologischen Bewusstheit. Bd 1. Aue, 2008.

гался верный вариант решения задания. После завершения работы с первой картинкой дальнейшие ответы не исправлялись. Полученные ответы фиксировались. Слова, используемые в заданиях, назывались исследователем по-английски, а инструкции к заданиям давались по-русски. Ни одно из тестовых слов не сопровождалось переводом на родной язык.

Следующее задание теста было посвящено определению способности разделять слова на отдельные фонемы. Испытуемым предлагалось поиграть в игру, которая по легенде была самой любимой в этом сказочном городе. Для этого задания использовались 10 синих стеклянных камушков и картинка игрушечного поезда с восьмью разноцветными вагончиками. Исследователь называл одно слово за другим, и дети должны были положить по одному камушку на вагончик для каждого звука, который они слышали в слове. Например, для слова cat следовало положить по одному камушку на три вагончика, что соответствовало количеству звуков в данном слове. В этом задании были предложены слова, содержащие от трех до семи фонем.

В качестве третьего задания теста детям предлагалась картинка игрушечного домика с тремя окнами. Исследователь рассказывал историю о том, как четыре слова (четыре картинки с их изображением) хотели жить в этом домике, однако, так как домик был маленьким, в нем могли жить только три слова, которые начинались с одинакового звука. Таким образом, из четырех картинок (cake, cat, zebra, cook) ребенок должен был выбрать cake, cat и cook, которые начинались с одного и того же звука [к]. Эта часть теста состояла из одного тренировочного и трех тестовых заданий.

Следующее задание оценивало способность детей определять конечную фонему в предложенных словах. Испытуемым вновь предлагалась картинка домика (раскрашенного в другой гамме). История для этого задания была сходной, однако на этот раз в домике могли жить только те слова, которые заканчивались на одинаковый звук. Например, из четырех слов (meat, cat, ant, snow) слово snow не могло "жить в домике". В этой части теста также были предусмотрены одно тренировочное и три тестовых задания.

Для заключительного задания теста была использована еще одна картинка домика и новый набор карточек, иллюстрирующих используемые слова. На этот раз испытуемым предлагалось найти три рифмующихся слова и "поселить" их в домике. Так, из набора картинок, изображающих pan, fan, can и moon, ребенок должен был выбрать первые три. Тестовое задание также состояло из трех заданий, каждое из которых оценивалось исследователем.

Следует отметить, что исследователь поправлял ребенка в том случае, если тренировочное задание выполнялось неверно. Отве-

ты, данные на первый тренировочный ответ, не учитывались при подсчете финального балла и не повторялись в оцениваемых секциях. В течение всего теста (за исключением тренировочных заданий) при любом (верном или неверном) ответе реакция исследователя была положительной и поощрительной с целью поддержания мотивации для выполнения всех частей теста. Полное проведение тестирования занимало около 15 минут (включая приветствие и прощание с каждым из испытуемых) и проводилось в отдельном помещении. Каждый ребенок тестировался индивидуально, причем все потенциальные шумы были по возможности устранены.

Результаты исследования. Общие результаты исследования, которые были получены в трех детских садах, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Определение количества слогов Определение количества фонем Определение началь - ной фонемы Определение конечной фонемы Определение рифмы

Количество заданий 8 8 3 3 3

Детский сад № 1 (экспериментальная группа) 4,2 1,133333 0,866667 1,266667 1,333333

Детский сад № 2 (контрольная группа) 3,090909 0,272727 1,181818 0,454545 1,181818

Детский сад № 3 (группа с изучением английского языка) 4,266667 1,4 0,933333 1 0,933333

Средний балл 3,852525 0,935353 0,993939 0,907071 1,149495

Процент верных ответов 48,15657 (48%) 11,69192 (11,7%) 33,13131 (33%) 30,23569 (30%) 38,31649 (38%)

Из приведенной таблицы видно, что самое большое количество верных ответов было дано в секции определения количества слогов в слове. Средний результат для этого задания составляет 48% правильных ответов от общего количества. Определение начальной и конечной фонемы, а также рифмы составляет 33, 30 и 38% соответственно. Во втором задании, которое оценивало способность определять количество фонем в слове, участники дали самое низкое количество верных ответов — 11,7% от общего количества возможных.

Выводы. Как уже отмечалось, фонологическое восприятие является одной из предпосылок для успешного изучения чтения и письма в любой алфавитной языковой системе. Экспериментальные данные показали, что раннее развитие фонологических навыков — залог успешного формирования грамотности в школе. Недостаточно развитое фонологическое восприятие, напротив, может стать причиной дополнительных трудностей в процессе овладения навыками и умениями чтения и письма.

В настоящее время большую популярность приобрело утверждение о том, что чем раньше ребенок начинает изучение иностранного языка, тем более значительных результатов он может достигнуть в долгосрочной перспективе. Хотя данная точка зрения является довольно спорной, существуют многочисленные примеры того, что дети еще в дошкольном возрасте начинают изучение иностранного языка (чаще всего английского). Данное положение вещей имеет довольно серьезные последствия. Если предполагается, что ребенок должен усвоить основы неродного языка (здесь мы обращаемся к письменной системе языка), то следует быть уверенным, что он обладает необходимым для этого уровнем фонологического восприятия, чтобы успешно справиться с этой задачей.

Возвращаясь к стандартам фонологического восприятия в родном языке, необходимо подчеркнуть, что оно должно быть развитым на начальном уровне слогового восприятия в возрасте от 3 до 4 лет10. В описанном выше исследовании фонологического восприятия в английском языке принимали участие дети в возрасте 5,5 года, для которых русский язык является родным. В ходе тестирования участники справились только с 48% заданий на определение количества слогов. Следовательно, они значительно отставали в развитии этого навыка. Обращаясь к восприятию отдельных фонем, следует отметить, что оно должно полностью сформироваться к 4—5 годам. Испытуемые в нашем исследовании, напротив, дали только 11% верных ответов в этой части тестирования, что демонстрирует недостаточно сформированный навык в этой области. Что касается заданий на определение начальных, конечных фонем и рифмы, то лишь примерно 30% из них были выполнены верно. Все полученные данные указывают на то, что если ребенок начинает изучение иностранного языка на данной стадии, то высока вероятность того, что он будет испытывать дополнительные трудности в освоении письма и чтения из-за недостаточно развитого фонологического восприятия.

В отношении детского сада № 3, в котором дети обучались английскому языку с 4 лет, следует отметить, что испытуемые в целом

10 М^пу J.L., Lonigan ChJ., Driscoll K.Ph. et al. Ор. ей. Р. 474.

показали более высокий результат по сравнению со средним значением в заданиях на определение количества слогов и фонем в слове. Тем не менее, как видно из данных, полученных из детского сада № 1 (без опыта изучения английского языка), соответствующие показатели приблизительно совпадают. Основываясь на этих результатах, можно сказать, что предполагаемое развивающее влияние, которое изучение языка оказывает на фонологическое восприятие в этом языке, не подтвердилось в ходе нашего исследования. Более того, у участников исследования из детского сада № 3 был достаточно большой опыт знакомства с иностранным языком (на протяжении двух лет к моменту начала тестирования). Если бы изучение иностранного языка оказывало воздействие на фонологическое восприятие, то результаты данной группы должны были бы значительно превосходить данные всех остальных детских садов из-за более продолжительного периода работы с иностранным языком.

Низкие результаты детского сада № 3 могут объясняться общим низким уровнем языкового или фонологического развития в родном языке, которые не измерялись в рамках данного исследования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что знакомство с языком как таковым может оказывать лишь незначительное влияние на фонологическое восприятие. В таком случае возникает необходимость целенаправленного развития фонологического восприятия в рамках изучения иностранного языка.

В заключение следует отметить, что частые трудности, которые возникают при обучении чтению и письму на английском языке на начальном этапе, могут быть объяснены не только фонологической непрозрачностью самого языка, но и недостаточным уровнем развития фонологического восприятии в данном языке. Следовательно, фонологическое восприятие в иностранном языке может стать объектом целенаправленного развития, что будет способствовать более успешному формированию грамотности в процессе изучения английского языка на начальном этапе.

Список литературы

Anthony J.L., Lonigan Ch.J. The Nature of Phonological Awareness: Converging Evidence from Four Studies of Preschool and Early Grade School Children // Journal of Educational Psychology. 2004. Anthony J.L., Lonigan Ch.J., Driscoll K.Ph. et al. Phonological Sensitivity: A Quasi-parallel Progression of Word Structure Units and Cognitive // Reading Research Quarterly. 2003. N 38. Blachman B.A., Tangel D.M., Ball E.W. et al. Developing Phonological Awareness and Word Recognition Skills: A Two-year Intervention with

Low-income, Inner-city Children // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 1999. N 11.

Bradley L. Making Connections in Learning to Read and to Spell //Applied Cognitive Psychology. 1988. N 2.

Dixon M, Stuart M., Masterson J. The Relationship Between Phonological Awareness and the Development of Orthographic Representations // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 1992. N 15.

Doctor E.A., Coltheart M. Children's Use of Phonological Encoding When Reading for Meaning // Memory & Cognition. 1980. Vol. 8. N 3.

Elbro C. Early Linguistic Abilities and Reading Development: A Review and a Hypothesis // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. 1996. N 8.

Goswami U. In the Beginning Was the Rhyme? A Reflection on Hulme, Hatcher, Nation, Brown, Adams, and Stuart // Journal of Experimental Child Psychology. 2002. N 82.

Küspert P., Schneider W. Hören, lauschen, lernen. Sprachspiele für Kinder im Vorschulalter. Würzburger Trainingsprogramm zur Vorbereitung auf den Erwerb der Schriftsprache. 6. Aufl. Vandenhoeck & Ruprecht, 2008.

Lonigan C.J. Vocabulary Development and the Development of Phonological Awareness Skills in Preschool Children // Vocabulary acquisition: Implications for reading comprehension / Ed. by R.K. Wagner, A.E. Muse, K.R. Tannenbaum. NJ, 2007.

Maclean M, Bryant P., Bradley L. Rhymes, Nursery Rhymes, and Reading in Early Childhood // Children's Reading and Development of Phonological Awareness / Ed. by K.E. Stanovich. Wayne State University Press, 1988.

Mann V.A., Tobin P., Wilson R. Measuring Phonological Awareness Through the Invented Spellings of Kindergarten Children // Children's Reading and Development of Phonological Awareness / Ed. by K.E. Stanovich. Wayne State University Press, 1988.

Martschinke S., Kirschhoch E.-M., Frank A. Diagnose und Förderung im Schriftspracherwerb. Der Rundgang durch Hörhausen. Erhebungsverfahren zur phonologischen Bewusstheit. Bd 1. Aue, 2008.

Phillips B.M., Clancy-Menchetti J., Lonigan Ch.J. Successful Phonological Awareness Instruction with Preschool Children: Lessons from the Classroom // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28. N 1.

Treiman R. Phonological Awareness and Its Roles in Learning to Read and Spell // Phonological Awareness in Reading. The Evolution of Current Prospective / Ed. by D.L. Sawyer, B.J. Fox. Springer-Verlag, 1991.

Vellutino F.R., Scanlon D.M. Phonological Coding, Phonological Awareness, and Reading Ability: Evidence from a Longitudinal and Experimental Study // Children's Reading and Development of Phonological Awareness / Ed. by K.E. Stanovich. Wayne State University Press, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.