Научная статья на тему 'Роль фонетических средств в формировании образа представителя современной британской поп-культуры'

Роль фонетических средств в формировании образа представителя современной британской поп-культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ИМИДЖ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОЛЕКТ / IMAGE / SPEECH PORTRAIT / SPEECH BEHAVIOUR / SOCIOLECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамова Галина Сергеевна

Данная статья описывает некоторые фонетические особенности речи представителей поп-культуры, объясняет причины их появления и роль, которую они играют в формировании образа говорящего. В статье раскрываются такие понятия, как образ и имидж оратора, «речевой портрет», «речевое поведение» и «социолект». Автор показывает, что фонетическое оформление речи представителей современной поп-культуры может рассматриваться как составляющая их имиджа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Phonetic Means in Forming the Image of a Pop Culture Representative

This article describes phonetic elements that appear in the speech of pop culture representatives, explains the reasons of their appearance and the role that they play in building the image of a speaker. The article explains the meaning of the term image, «speech portrait», «speech behaviour», «sociolect». The author shows that phonetic elements in speech of pop culture representatives can be regarded as part of their image

Текст научной работы на тему «Роль фонетических средств в формировании образа представителя современной британской поп-культуры»

Трибуна молодых ученых

Г.С. Абрамова

Роль фонетических средств в формировании образа представителя современной британской поп-культуры

Данная статья описывает некоторые фонетические особенности речи представителей поп-культуры, объясняет причины их появления и роль, которую они играют в формировании образа говорящего. В статье раскрываются такие понятия, как образ и имидж оратора, «речевой портрет», «речевое поведение» и «социолект». Автор показывает, что фонетическое оформление речи представителей современной поп-культуры может рассматриваться как составляющая их имиджа.

This article describes phonetic elements that appear in the speech of pop culture representatives, explains the reasons of their appearance and the role that they play in building the image of a speaker. The article explains the meaning of the term image, «speech portrait», «speech behaviour», «sociolect». The author shows that phonetic elements in speech of pop culture representatives can be regarded as part of their image.

Ключевые слова: образ; имидж; речевой портрет; речевое поведение; социолект.

Key words: image; speech portrait; speech behaviour; sociolect.

В связи с возросшим влиянием массовой культуры на общество особый интерес для исследования современного звучания британского варианта английского языка представляет изучение речи, характерной для представителей массовой культуры. В центре данной статьи стоят проблемы формирования и реализации образа представителя современной британской поп-культуры, и прежде всего участие фонетических средств в формировании образа поп-звёзд, которые являются главными представителями массовой культуры.

В статье представлены некоторые наблюдения, полученные в ходе анализа образцов звучащей речи, реализованной носителями английского языка, относящимися к сфере современной поп-культуры. Информанты (8 человек, в том чис-

ле — 4 мужчин и 4 женщины) относятся к возрастной группе 25-35 лет, принадлежат к среднему классу, большинство из них имеют высшее образование, как правило, музыкальное. Важно подчеркнуть, что профессиональная деятельность информантов реализуется в контексте массовой культуры, которая является порождением индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанной с формированием массового общества.

Представляется, что именно данный фактор оказывает существенное влияние на речевое поведение информантов и, в частности, на фонетические характеристики их речи. Следует отметить, что феномен массовой культуры многими учёными трактуется буквально, то есть как культура масс, создаваемая массами.

Сегодняшнее общество, живя в эпоху постмодернизма, характеризуется бунтарским, порой скандальным характером, протестом против всего консервативного и традиционного, отрицанием норм поведения в обществе и правил этикета. Быстрее всего на изменения в обществе реагируют представители массовой культуры и приверженцы этой культуры — молодёжь. Соответственно, образ представителя поп-культуры, который формируется и реализуется в процессе социального взаимодействия в рамках культурных и этических ориентиров молодёжной аудитории, должен соответствовать ожиданиям данной социальной группы.

Как известно, в сфере публичного общения образ говорящего является мощным инструментом воздействия. С античных времён риторическая теория и практика уделяют большое внимание способам формирования эффективного образа оратора. Отмечено, что образ оратора как в античной, так и в современной риторике тесно связан с личностью оратора.

Древнегреческая философия выделяет понятие «этос», которое определяется как совокупность стабильных черт индивидуального характера, определяющих особенности жизнедеятельности человека. Это понятие использовалось в античной риторике и связывалось с проявлениями личности оратора в стиле речи. Е.Л. Фрейдина отмечает, что с точки зрения риторики оратор, с одной стороны, выступает как носитель этоса, с другой — в процессе риторической деятельности он сам участвует в его порождении [6: с. 18].

С точки зрения лингвокультурологии и этнопсихолингвистики оратор предстаёт в «каждый момент своей речевой деятельности в трёх ипостасях, как совокупность «личностных феноменов» — как личность 1) языковая, 2) речевая, 3) коммуникативная» [4: с. 22]. По мнению В.В. Красных, первая ипостась связана с теми знаниями и представлениями, которыми обладает человек, вторая — с выбором стратегий общения и репертуара лингвистических и экстралингвисти-ческих средств, третья — проявляется в конкретном акте коммуникации.

В целом, в современной риторике не отождествляется личность оратора и его образ. Формируемый оратором образ рассматривается как мощный инструмент убеждения. С одной стороны, образ оратора должен соответствовать ожиданиям и потребностям аудитории. В связи с этим Т.И. Шевченко

отмечает, что реакция слушателей, естественно, зависит от социальной и этнической принадлежности слушателей [7: с. 12]. С другой — образ может быть убедительным лишь тогда, когда он основан на реальных личностных, социальных и национально-культурных свойствах оратора. Иными словами, образ оратора по своей природе дуален — одновременно соотнесён с «персоной» говорящего и с ожиданиями аудитории.

В ряду терминов, соотносимых с обсуждаемым понятием «образ», сегодня в среде массовой коммуникации всё чаще фигурирует понятие «имидж». В отличие от «образа» «имидж» создаётся искусственно и определяется как стратегия целенаправленного управления впечатлением. Г.Г. Почепцов определяет имидж как «знаковый заменитель сложного и углублённого портрета человека, отражающий его основные черты или те черты, которые хотят на нас спроецировать» [5: с. 12].

Многие учёные сегодня считают, что человек в языке проявляется прежде всего через своё коммуникативное поведение, а именно: «через специфическое индивидуальное преломление произносительных норм, выбор определённой лексики и сознательный отказ от ряда слов и выражений, употребление определённых синтаксических оборотов, владение разными жанрами речи, индивидуальное паравербальное поведение (мимика, жесты, избираемые дистанции в общении и др.)» [3: с. 188]. Систематическое описание этих особенностей коммуникативного поведения есть «речевой портрет человека» [3: с. 189].

В современных лингвистических исследованиях для описания речи говорящего помимо термина «речевой портрет» используются другие термины. С одной стороны, некоторые исследователи называют это «речевым поведением». Речевое поведение — «тип поведения, проявляющийся в речи». «Речевое поведение — это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта» [2: с. 265]. Речевое поведение может также затрагивать стилистику, грамматику и высокочастотную лексику.

Как показывают современные социолингвистические исследования, речевое поведение человека в значительной степени отражает принадлежность к определённой социальной группе. В контексте изучения речевых характеристик представителей поп-культуры необходимо включить в сферу рассмотрения категорию «социолект». Социолект — это особый групповой язык, который является маркером для обозначения особой группы в рамках всего языкового сообщества [8: c. 151]. Согласно некоторым концепциям, субсистема или вариант каждой группы являются социолектом, который дополнительно ограничивается временными и пространственными рамками и маркирует принадлежность к определённой профессии, партии или социальному слою. Многие учёные используют также равнозначный ему термин — «социодиалект» (англ. social dialect). В.И. Карасик подчёркивает, что «социолект служит символом групповой принадлежности» [2: с. 56].

При описании понятия «социальная группа» существует два основных подхода. Первый из них основан на восприятии группы «извне», т.е. на её визуальной и акустической оценке сторонним наблюдателем. Второй подход базируется на субъективном наблюдении и обращается к самосознанию группы и представлениях её членов о себе как о части единого целого [8: c. 152]. В нашем исследовании мы использовали первый подход, анализируя группу «извне», основываясь на визуальной и перцептивной оценке фонетического и невербального поведения информантов.

Проведённый нами анализ фонетических особенностей речи представителей британской поп-культуры позволяет сделать некоторые выводы. Речь всех информантов характеризуется демократическим стилем общения, стремлением «говорить на одном языке» со своей аудиторией. Отмечается большое количество повторов, вводных конструкций, сленговых выражений, а также признаки кокнифицированной речи, то есть элементы диалекта кокни.

Ниже приведены элементы кокни, которые наиболее часто встречаются у представителей британской поп-культуры:

• образование гортанной смычки [?];

• замена межзубного звука [б] на губно-зубной [v];

• замена межзубного согласного на губно-зубной [f], например, «think» произносится как [fink];

• опущение звука [h] в начале слов;

• вокализация сонанта [l];

• сужение долгих гласных.

Для описания кокнифицированной речи некоторые лингвисты используют термин «мокни». Однако, сопоставляя термины кокнификация и мокни, необходимо отметить, что термин «мокни» используется журналистами, лингвистами, современными фонетистами и самими носителями языка в Великобритании только по отношению к речи представителей высшего и среднего класса, только к тем людям из высших прослоек населения, которые намеренно пытаются звучать как кокни, но таковыми не являются.

Результаты исследования позволяют нам сделать некоторые выводы. Прежде всего отметим, что на образ представителя современной британской поп-культуры оказывают влияние множество факторов: социальная среда, этап развития общества в целом, фанаты данного артиста, а также, бесспорно, личный багаж данного человека.

Очевидно, что кумиры молодёжи стремятся продемонстрировать образ, подчёркивающий их принадлежность к той же социальной группе, что и их поклонники. Сокращение дистанции и иллюзия приближения к «массам», создание атмосферы искреннего общения достигается разными способами. Одним из таких способов может являться кокнификация речи.

Некоторые учёные считают, что использование элементов кокни в речи представителями поп-культуры придаёт определённую грубость их образу. Однако В.И. Карасик объясняет это общей демократизацией общения и стремлением публичных людей казаться искренними. Он говорит о том, что имиджмейкеры

советуют политикам и другим публичным людям «изъясняться откровенно и иногда грубовато, чтобы произвести впечатление искренних людей» [3: с. 282].

Кокнификация речи может также использоваться для того, чтобы намеренно снизить свой интеллектуальный уровень в соответствии с интеллектуальным уровнем слушающего, казаться «рубахой парнем» и создавать комфортную доверительную атмосферу общения.

Таким образом, наше исследование показало, что некоторые фонетические черты являются частью образа представителя современной британской поп-культуры, а также могут служить эффективным способом создания более комфортной и доверительной атмосферы общения.

Библиографический список

Литература

1. Викулова Л.Г. Основы теории коммуникации: практикум / Л.Г. Викулова,

A.И. Шарунов. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. - 316 с.

2. Карасик В.И. Язык социального статуса: монография / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2002. - 333 с.

3. Карасик В.И. Языковые ключи: монография / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.

4. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: монография /

B.В. Красных. - М.: Гнозис, 2002. - 284 c.

5. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: монография / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. - 768 с.

6. Фрейдина Е.Л. Публичная речь и её просодия: монография / Е.Л. Фрейдина. -М.: Прометей, 2005. - 192 с.

7. Шевченко Т.И. Социальная дифференциация английского произношения: монография / Т.И. Шевченко. - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

Справочные издания

8. Ammon U. Soziolinguistik. Ein internationales Handbuch zur Wissenschaft von Sprache und Gesellschaft. / U. Ammon. - Berlin: de Gruyter, 1987. - 560 S.

Rerefences

Literatura

1. Vikulova L.G. Osnovy’ teorii kommunikacii: praktikum / L.G. Vikulova, A.I. Sha-runov. - M.: AST: Vostok-Zapad, 2008. - 316 s.

2. Karasik VI. Yazy’k social’nogo statusa: monografiya / V.I. Karasik. - M.: Gnozis, 2002. - 333 s.

3. Karasik V.I. Yazy’kovy’e klyuchi: monografiya / V.I. Karasik. - M.: Gnozis, 2009. -406 s.

4. Krasny'x VV. E’tnopsixolingvistika i lingvokul’turologiya: monografiya / V.V. Kras-ny’x. - M.: Gnozis, 2002. - 284 s.

5. Pochepczov G.G. Imidzhelogiya: monografiya / G.G. Pochepczov. - M.: Refl-buk, Vakler, 2000. - 768 s.

6. Frejdina EL. Publichnaya rech’ i ee prosodiya: monografiya / E.L. Frejdina. - M.: Prometej, 2005. - 192 s.

7. Shevchenko T.I. Social’naya differenciaciya anglijskogo proiznosheniya: monografiya / T.I. Shevchenko. - M.: Vy’sshaya shkola, 1990. - 142 s.

Spravochny’e izdaniya

8. Ammon U. Soziolinguistik. Ein internationales Handbuch zur Wissenschaft von Sprache und Gesellschaft. / U. Ammon. - Berlin: de Gruyter, 1987. - 560 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.