РОЛЬ ФОНДА ИМЕНИ КОНРАДА АДЕНАУЭРА В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО
КУРСА ФРГ
В.В. Церковников, О.К. Петрович-Белкин
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена рассмотрению основных направлений международной, общественно-политической, гуманитарно-культурной и научно-исследовательской деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра во второй половине ХХ — начале XXI в. Проводится анализ основных аспектов и механизмов реализации внешнеполитической деятельности Фонда и ее роль в формировании дипломатического курса Германии в указанный период.
Деятельность фонда показана на примере участия в процессе объединения Германии, а также участия во внутриполитическом процессе Германской Демократической Республики, который развивался в направлении институционализации оппозиционных СЕПГ (Социалистической единой партии Германии) союзов и движений. Показано также научно-экспертное обоснование внешнеполитического курса ФРГ, направленного на включение и полноценное участие в западноевропейской и трансатлантической системе обеспечения глобальной безопасности.
На основе проведенного анализа авторы выделяют основные проблемы в деятельности фонда, в т.ч. резкие колебания ключевых направлений внешнеполитической деятельности, следующие в фарватере политической конъюнктуры ХДС.
Ключевые слова: Фонд имени Конрада Аденауэра, ФРГ, внешняя политика, объединение Германии, сотрудничество, Христианско-демократической союз, НАТО.
Фонд имени Конрада Аденауэра является в настоящее время одной из ведущих политических и научно-исследовательских структур ФРГ, оказывающих существенное влияние на формирование и корректировку внешнеполитического курса Германии. Будучи образованным в 1955 г. под руководством Генерального секретаря партии Христианско-демократический союз (ХДС) Бруно Хека в качестве института для политического и научно-экспертного обоснования программы ХДС, а также для ведения образовательной и просветительской деятельности, с 1964 г. Фонд носит имя Конрада Аденауэра — первого канцлера Федеративной Республики Германии. Кроме того, Фонд является своего рода экспертным подразделением ХДС, обеспечивающим подготовку необходимых аналитических материалов по актуальным вопросам международных отношений, внутренней и внешней политики Германии, экономики и безопасности.
Внешнеполитическая концепция Христианско-демократической партии впервые находит свое отражение в так называемой «Гамбургской программе» 1953 г. [7], опубликованной еще за два года до создания Фонда имени Конрада Аденауэра. Тем не менее, в 1955 г. именно эта программа стала своеобразной основой всей внешнеполитической, в том числе гуманитарной деятельности этого политического Фонда. Уже тогда в качестве ключевой миссии Фонда было заявлено содействие укреплению международного положения ФРГ, формированию позитивного
имиджа страны на международной арене, политическому и социально-экономическому развитию Германии посредством успешной и эффективной реализации научных исследований и предоставления экспертной поддержки соответствующим органам государственной власти и представителям коммерческого сектора ФРГ [5].
В качестве важнейшей внешнеполитической цели Фонда с самого момента его основания было заявлено всемерное содействие воссоединению Германии в качестве свободного и демократического государства [1. C. 133], что в условиях установившейся биполярной системы международных отношений, а также в ситуации, когда минуло всего лишь десятилетие с момента окончания Второй мировой войны и капитуляции Германии, бесспорно, представлялось практически нереализуемым и едва ли возможным.
Однако в условиях краха биполярной системы международных отношений и окончания «холодной войны» в конце 80-х — начале 90-х г. ХХ в. та цель, которая прежде казалось невыполнимой, была достигнута. В 1990 г. объединение Германии стало новой реальностью, свершившимся фактом, и стоит признать, что последовательная, неизменная на протяжении почти 35 лет позиция Фонда имени Конрада Аденауэра по вопросу о необходимости воссоединения государства сыграла в событиях 1990 г. далеко не последнюю роль.
Уже с середины лета 1989 г. необходимость воссоединения страны как главная внешнеполитическая цель Фонда и стоящего за ним ХДС приобретает все большую значимость в структуре внешней политики ФРГ. К подобной эволюции внешнеполитического курса Германию подталкивали масштабные перемены в Центральной и Восточной Европе, существенно менявшие весь установленный по итогам Второй мировой войны европейский порядок. При этом стоит отметить, что в рамках Фонда имени Конрада Аденауэра, как и в других научно-исследовательских и политических центрах и «фабриках мысли» Германии, еще ранее, с середины 80-х гг., развернулись активные дискуссии о возможности и путях разрешения германского вопроса.
Важным направлением во внешнеполитической деятельности Фонда, направленной на объединение Германии, стало участие во внутриполитическом процессе Германской Демократической Республики, который развивался в направлении институционализации оппозиционных СЕПГ (Социалистической единой партии Германии) союзов и движений. В рамках Фонда шел сбор и накопление информации, касающейся новых образований, таких как «Демократия сейчас» («Demokratie Jetzt»), «Новый форум» («Neues Forum») и др. Не следует забывать и о том факте, что начиная уже с 1989 г., представители Фонда и западногерманского Христиан-ско-демократического союза активно добиваются установления связей с восточногерманским ХДС.
Кроме того, анализ документов из Ведомства и Архива федерального канцлера, непосредственно относящихся к периоду до разрушения Берлинской стены и воссоединения страны, показывает, что во многом именно благодаря рекомендациям и аналитическим запискам Фонда имени Конрада Аденауэра германская
политика в конце 80-х гг. ХХ в. приобретает более активный, наступательный характер [8], в то время как руководство ФРГ, стремившееся ускорить процесс объединения и не допустить тех или иных непродуманных действий по отношению к ГДР, постепенно становилось стороной, напрямую участвовавшей в решении ее наиболее актуальных внутриполитических проблем. Проявлением активной общественной и научно-исследовательской деятельности Фонда стали и более частые поездки его представителей, а также ряда депутатов бундестага от Христи-анско-демократического союза в Восточный Берлин и проведение встреч и консультаций с ведущими представителями оппозиции и общественных организаций в ГДР.
Другим значимым аспектом политической и научно-исследовательской деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра и стоявшего за ним Христианско-демократического союза было научно-экспертное обоснование внешнеполитического курса ФРГ, направленного на включение и полноценное участие в западноевропейской и трансатлантической системе обеспечения глобальной безопасности.
Следует отметить, что уже начиная с середины 50-х гг. ключевым положением внешнеполитической доктрины Христианско-демократического союза, а за ней и такой «фабрики мысли», как Фонд имени Конрада Аденауэра, в строгом соответствии с вышеупомянутой «Гамбургской программой» стала концепция о решительном отказе и неприятии идеи нейтралитета и внеблокового статуса Германии [3. С. 25]. Именно поэтому представителями Фонда было позитивно воспринято вступление ФРГ в 1955 г. в Североатлантический альянс.
Тем не менее, ключевым положением, нашедшим отражение в общественно-политической деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра, была идея о том, что прочный мир на планете и стабильное функционирование биполярной системы международных отношений, призванное обеспечить безопасность как на региональном европейском, так и на глобальном уровнях, может быть достигнуто исключительно на основе интенсивного взаимовыгодного диалога между Западом и Востоком, а также благодаря активной помощи бедным и развивающимся странам, прежде всего в рамках взаимодействия между Севером и Югом [4. С. 20]. Значительное внимание при этом уделялось проблеме сокращения вооружений, нераспространения оружия массового поражения и политике европейской интеграции в военно-политической, социально-экономической, гуманитарной и культурной сферах.
Этические основы и постулаты христианства, идея социальноориентирован-ного рыночного хозяйства и однозначная принадлежность ФРГ к западной цивилизации и по настоящее время составляют как идеологическую основу программы ХДС, так и фундамент общественно-политической и научной деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра. Более того, все декларируемые с начала 60-х гг. идеи и концепции являются своего рода модификациями, вариантами данных трех основополагающих принципов [6].
К примеру, в известном «Мангеймском заявлении» Христианско-демократи-ческой партии 1975 г., в разработке которого участвовали представители Фонда,
твердая приверженность социальноориентированной экономике и рыночным принципам получила дополнение в виде так называемого «нового социального вопроса» — политического курса, исходившего из положения, что для современного общества все более характерно нарастание противоречий между различными слоями населения и общественными группами, а также имеет место неравномерное и несправедливое распределение материальных ресурсов и социальных тягот [9].
Кроме того, следует отметить, что наряду с чисто международными вопросами Фонд имени Конрада Аденауэра исторически уделял значительное внимание и внутриполитической проблематике, непосредственно влиявшей на формирование внешнеполитического курса Германии. Так, Фонд способствовал продвижению концепции о том, что в экономическом плане государству следует всецело поддерживать и поощрять частную инициативу, создавая таким образом оптимальные условия для дальнейшего успешного развития экономики. В фокусе внимания представителей Фонда были также и вопросы реформирования системы налогообложения и здравоохранения Германии.
В международной экономической и финансовой политике Фонд имени Конрада Аденауэра рассматривает в качестве основного приоритета своей деятельности сокращение безработицы и поддержку экономического подъема в глобальном масштабе. В этой связи следует упомянуть о так называемых «Штутгартских тезисах» Христианско-демократического союза 1984 г., в которых нашел свое отражение новый подход к международному сотрудничеству в экономической и природоохранной областях [10. Р. 44—45].
Согласно мнению ряда представителей Фонда, внешнеполитическая деятельность ФРГ по содействию мерам по защите окружающей среды в международном масштабе должна основываться на внедрении и повсеместном использовании новых наукоемких технологий, а также широкой пропагандистской и просветительской деятельности [10. Р. 41]. Однако, как подчеркивалось в «Штутгартских тезисах», необходимо ограничить использование новых технологий в тех областях, где техника может в перспективе «утратить функцию служения человечеству» [10. Р. 57]. В этой связи интересна позиция Фонда имени Конрада Аденауэра по вопросу о технологиях генной модификации, применение которых, согласно данной концепции, требует не только установления четких международных правил, но и «новых пределов для научных и технических возможностей, отвечающих нашим этическим христианским представлениям о человеке» [10. Р. 58].
Важнейшим аспектом общественно-политической деятельности Фонда на рубеже ХХ—XXI вв. стало обоснование идеи о том, что набирающая темпы глобализация приводит к трансляции и перенесению острых политических и социально-экономических проблем с национального на международный уровень, что, в свою очередь, делает исключительно важным и необходимым активный и регулярный обмен опытом между отдельными партиями. Именно в этой связи Фонд имени Конрада Аденауэра подчеркивает необходимость стратегического курса
Христианско-демократического союза на расширение сотрудничества в рамках таких организаций, как Христианско-демократический интернационал и Международный демократический союз. При этом особое внимание должно уделяться взаимодействию прежде всего на региональном европейском уровне, плодотворность которого возможна, по мнению представителей Фонда, при условии углубления процесса евроинтеграции [1. C. 131]. Приоритет же следует отдавать темам, связанным с вопросами поддержки и развития на международном уровне концепций правового государства, гражданского общества, федерализма и местного самоуправления, социальной рыночной экономики и парламентаризма, а также внешнеполитического партнерства, прежде всего в области обеспечения безопасности [1. C. 132].
В то же время стоит отметить и ряд других, менее однозначных и продуктивных моментов во внешнеполитической деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра. Следует признать, что Христианско-демократический союз долгое время был основной партией западногерманской буржуазии, выразительницей интересов крупного капитала. Именно поэтому и общественно-политическая и гуманитарная деятельность Фонда как одной из важнейших структур Христианско-демо-кратической партии не была лишена ряда недостатков, присущих политике ХДС в целом.
С одной стороны, ключевые направления внешнеполитической деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра в определенные периоды истории Германии — особенно в моменты, когда Христианско-демократический союз находился у власти — были противоречивы и подвержены резким колебаниям, причем приоритеты деятельности Фонда зачастую менялись на прямо противоположные по сравнению с теми, которые ранее декларировалось в качестве основных. Так, например, в период с момента основания Фонда в 1955 г. и до 1969 г., т.е. в то время, когда Христианско-демократический союз несменяемо находился у власти, приоритетные направления деятельности Фонда многократно пересматривались, что выразилось в том парадоксальном факте, что выработка внешнеполитической доктрины ХДС и Германии, анализ наиболее вероятных международных сценариев и ключевых алгоритмов политического реагирования стали рассматриваться не в качестве основной, а в качестве второстепенной задачи.
Напротив, главной задачей Фонда было заявлено не более, чем научно-экспертное, политическое и правовое обоснование политики Христианско-демокра-тического союза, своего рода пропагандистское и гуманитарно-культурное обеспечение уже принятых решений на международной арене [1. C. 135]. Таким образом, в определенные периоды своей истории Фонд имени Конрада Аденауэра был фактически отстранен от процесса принятия внешнеполитических решений и становился не более чем простым партийным институтом, занимающимся исключительно трансляцией во внешний мир и на глобальную международную арену решений, уже принятых в других центрах власти. Именно отсюда та непоследовательность внешнеполитической позиции Фонда, которая не раз отмечалась рядом исследователей внешней политики ФРГ в указанный период [11. P. 101].
В качестве другого слабого места внешнеполитической деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра стоит назвать недостаток самостоятельности, зависимость от соответствующих партийных структур ХДС.
Христианско-демократический союз с момента образования Фонда оказывал подавляющее воздействие на выработку рекомендаций и проведение аналитических мероприятий этой формально независимой «фабрики мысли». Бесспорно, отсутствие абсолютной самостоятельности, невозможность полноценной критической оценки деятельности ХДС также не лучшим образом сказывалось на эффективности внешнеполитической, научно-экспертной, общественной и гуманитарной деятельности Фонда, на прочности его международных позиций и связей.
Определенный отпечаток на характер и результат политической деятельности Фонда накладывала и общая противоречивость, свойственная на определенных этапах всей внешнеполитической стратегии Германии. Так, в течение более чем двух десятилетий с момента завершения Второй мировой войны ФРГ являлась фактически единственным государством в европейском регионе, выступавшим с территориальными претензиями и притязаниями по отношению к другим странам. При этом правящие круги и лидеры ФРГ выдвигали идею о восстановлении Германии в границах 1937 г., что подразумевало отмену или пересмотр Потсдамских решений 1945 г., касавшихся новых границ Германии. А поскольку большая часть из послевоенных 20 лет приходится на нахождение у власти Христианско-демократического союза и ее лидера Конрада Аденауэра, именем которого впоследствии и был назван Фонд, то стоит признать, что внешнеполитическая позиция и вся международная деятельность Фонда также несли на себе отпечаток этих ревизионистских устремлений, пусть и не в столь яркой форме.
Возможно, одной из серьезнейших и фундаментальнейших проблем Фонда было то, что его представители были вынуждены научно и пропагандистки обосновывать на внешнеполитической арене и подводить соответствующую правовую базу под исключительно резкие и зачастую подрывающие авторитет Германии заявления ее официальных лиц из Христианско-демократического союза.
В качестве примера подобного рода высказываний, необходимость обоснования и оправдания которых существенно снижало эффективность внешнеполитической деятельности Фонда, можно привести известную фразу самого Конрада Аденауэра: «Федеральное правительство Германии не раз заявляло, что не признает линию Нейсе-Одер в качестве официальной государственной границы ФРГ и что оно категорически не согласно с... отторжением восточных областей Германии» [7]. С подобными заявлениями неоднократно выступал ряд министров-членов ХДС/ХСС, в том числе министр финансов Франц Йозеф Штраус, министр обороны ФРГ фон Хассель (именно он автор заявления: «Германия должна быть восстановлена в границах империи Бисмарка...») и ряд других видных политических деятелей Германии.
Бесспорно, подобные высказывания высших партийных представителей Хри-стианско-демократического союза не могли не отразиться негативным образом на эффективности всей внешнеполитической деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра.
Таким образом, роль Фонда имени Конрада Аденауэра в формировании внешнеполитического курса ФРГ во второй половине ХХ — начале XXI в. трудно переоценить. Активность данной общественно-политической, научно-исследовательской и в то же время гуманитарной структуры, этой «фабрики мысли» на международной арене, способствовала решению ряда острых внешнеполитических задач, стоявших в разные периоды истории перед ФРГ. При этом, бесспорно, важнейшим достижением германской дипломатии в рассматриваемый период стоит назвать воссоединение государства в 1990 г. и существенный вклад в данный внешнеполитический успех ФРГ был внесен именно благодаря активной общественной, научной и гуманитарной деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра. Не следует, однако, забывать и о ряде недостатков, присущих деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра — таких, как вышеупомянутые непоследовательность или неопределенность позиции по ряду острых внешнеполитических вопросов, чрезмерная зависимость от соответствующих партийных структур Христианско-демократического союза, приводившая в определенные периоды истории к практически полному отсутствию самостоятельности и функционированию не в качестве высокоинтеллектуальной «фабрики мысли», а исключительно в виде партийного органа по обоснованию официальной позиции германской власти и ХДС. Тем не менее, по мнению авторов данной статьи, приведенные выше недостатки и несовершенства, присущие общественно-политической и научно-исследовательской деятельности Фонда имени Конрада Аденауэра, не могут ни в коей мере затмить те внешнеполитические успехи и достижения, которые и позволяют говорить о существенном воздействии данной «фабрики мысли» на формирование международного курса и стратегии ФРГ и на процесс принятия соответствующих внешнеполитических решений во второй половине XX — начале XXI в.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Огнева А. Германия: от культурного империализма к стратегии равноправного партнерства // Международная жизнь. 2012. № 4.
[2] Основной закон Федеративной Республики Германии // Конституции зарубежных государств. М.: Издательство БЕК, 1997. С. 153—230.
[3] Петрович-Белкин О.К. Структурно-институциональные изменения в НАТО после окончания «холодной войны» // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2011. № 4.
[4] Петрович-Белкин О.К. Концептуальные основания расширения невоенной деятельности НАТО // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2011. № 3.
[5] Фонд имени Конрада Аденауэра. Konrad-Adenauer-Stiftung. URL: http://www.kas.de/ru-moskau/ru/about.
[6] Bericht der Bundesregierung zur Auswaertigen Kultur- und Bildungspolitik. Auswaertiges Amt. Available at: www.auswaertigesamt.de/cae/servlet/contentblob/56017/publicationFile/l 70801/120111-AKBP-Bericht.pdf.
[7] Die bisherigen Programme der CDU // Mitteldeutsche Zeitung. 08.05.2007. Available at: http://www.mz-web.de/nachrichten/hintergrund-die-bisherigen-programme-der-cdu,20641290,18815070.html.
[8] Institut für Demoskopie Allensbach. Vorstellung des Allensbacher Jahrbuchs «Die Berliner Republik», 2009. Available at: http://www.google.de/url?url=http://www.ifd-allensbach.de/fileadmin/ IfD/sonstige_pdfs/JB_2009_RK.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=MtoEVJCEE6j54QTZ8o HoCA&ved=0CBQQFjAA&usg=AFQjCNEYa7VULIc0090dCtJwp0cypuZwqg.
[9] Kunczik M. Geschichte der staatlichen Oeffentlichkeitsarbeit in Deutschland Regierungs-PR von gestern bis heute / M. Kunczik // GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2006. P. 35—49.
[10] Muenkler H., Hacke J. Wege in die neue Bundesrepublik. Politische Mythen und kollektive Selbstbilder nach 1989 / H. Muenkler, J. Hacke // Frankfurt/New York: Campus Verlag, 2009.
[11] Stierstofer K. Deutschlandbilder im Spiegel anderer Nationen / K. Stierstofer // Berlin Rowohlt Verlag, 2003.
KONRAD ADENAUER FOUNDATION AND ITS ROLE IN THE FOREIGN POLICY MAKING OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY
V.V. Tserkovnikov, O.K. Petrovich-Belkin
The Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the examination of the focal areas of the international, socio-political, humanitarian, cultural and research activities of the Konrad Adenauer Foundation in the in the latter half of the 20th — beginning of the 21st centuries. Main aspects and realization principles of the Foundation's diplomatic activities and its role in the German foreign policy making are under analysis.
Activities of the fund are illustrated by the case of participation in the process of the unification of Germany, as well as participation in the internal political process of the German Democratic Republic, which developed towards the institutionalization of the opposition of the SED (Socialist Unity Party of Germany) unions and movements. Scientific and expert study of Germany's foreign policy aimed at inclusion and full participation in Western European and trans-Atlantic system of global security are also described.
Based on this analysis the authors identify the main problems in the activities of the Fund, including sharp fluctuations in the key areas of foreign policy activity, following in the wake of the political situation of the Christian Democratic Union.
Key words: Konrad Adenauer Foundation, the Federal Republic of Germany, foreign policy, German reunification, cooperation, Christian Democratic Union, NATO.
REFERENCES
[1] Ogneva A. Germany: from cultural imperialism to the strategy of equal partnership // International Affairs. 2012. № 4.
[2] The Basic Law of the Federal Republic of Germany // The constitutions of the states. Moscow: Izdatel'stvo BEK, 1997. P. 153—230.
[3] Petrovich-Belkin O.K. Structural and institutional changes in NATO after the end of the «cold war» // Bulletin of People's Friendship University. Series: «International Relations». 2011. № 4.
[4] Petrovich-Belkin O.K. Conceptual Foundations of the non-military activities of NATO expansion // Bulletin of People's Friendship University. Series: «International Relations». 2011. № 3.
[5] Konrad Adenauer Foundation. Konrad-Adenauer-Stiftung. Available at: http://www.kas.de/ ru-moskau/ru/about.
[6] Bericht der Bundesregierung zur Auswaertigen Kultur- und Bildungspolitik. Auswaertiges Amt. Available at: www.auswaertigesamt.de/cae/servlet/contentblob/56017/publicationFile/ l70801/ 120111-AKBP-Bericht.pdf.
[7] Die bisherigen Programme der CDU // Mitteldeutsche Zeitung. 08.05.2007 Available at: http://www.mz-web.de/nachrichten/hintergrund-die-bisherigen-programme-der-cdu,20641290, 18815070.html.
[8] Institut für Demoskopie Allensbach. Vorstellung des Allensbacher Jahrbuchs «Die Berliner Republik», 2009. Available at: http://www.google.de/url?url=http://www.ifd-allensbach.de/ filead-
minf/sonstige_pdfs/JB_2009_RK.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=MtoEVJCEE6j54QTZ 8oHoCA&ved=0CBQQFjAA&usg=AFQjCNEYa7VULIc0090dCtJwp0cypuZwqg.
[9] Kunczik M. Geschichte der staatlichen Oeffentlichkeitsarbeit in Deutschland Regierungs-PR von gestern bis heute / M. Kunczik // GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2006. P. 35—49.
[10] Muenkler H., Hacke J. Wege in die neue Bundesrepublik. Politische Mythen und kollektive Selbstbilder nach 1989 / H. Muenkler, J. Hacke // Frankfurt/New York: Campus Verlag, 2009.
[11] Stierstofer K. Deutschlandbilder im Spiegel anderer Nationen / K. Stierstofer // Berlin Rowohlt Verlag, 2003.