Научная статья на тему 'РОЛЬ ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

РОЛЬ ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
984
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ / WWF / КОНВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковцева В.И.

В данной статье представлены примеры деятельности Всемирного фонда дикой природы (WWF) в международном нормотворчестве и стандартизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Яковцева В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

УДК 327.7

Яковцева В.И.

студент кафедры международных отношений Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

РОЛЬ ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Аннотация: в данной статье представлены примеры деятельности Всемирного фонда дикой природы (WWF) в международном нормотворчестве и стандартизации.

Ключевые слова: Всемирный фонд дикой природы, WWF, Конвенция о биологическом разнообразии, Киотский протокол, Лесной саммит в Яунде, Час Земли.

Роль WWF в современных международных отношениях заключается в снижении негативных тенденций при изменении природной среды обитания и исключении антропогенного и техногенного влияния на экосистему, достижении гармонического существования человека и природы [1].

К функциям Всемирного фонда дикой природы можно отнести:

• предоставление информации правительствам по изменению законодательной базы для рационального природопользования и сохранения первозданных природных экосистем;

• способствование сохранению биологического и видового разнообразия Земли;

• проведение совместных программ с другими фондами и неправительственными организациями, заинтересованными в реализации миссии WWF;

• информирование и просвещение людей о том, как жить в более чистой экологической обстановке и призывать их к пожертвованиям на развитие программ WWF.

Первоначально основной фокус работы WWF заключался в сборе благотворительных средств и предоставлении грантов неправительственным организациям на основе лучших научных проектов по защите исчезающих биологических видов.

В 1990г. WWF пересмотрел свою роль в международной деятельности и перенес акцент внимания на следующие аспекты:

• сохранение биоразнообразия планеты;

• применение энергосберегающих технологий и возобновляемых природных ресурсов;

• способствование снижению вредных отходов и выбросов, загрязняющих окружающую среду;

• стимулирование рационального расходования природных ресурсов.

Стратегия WWF по выполнению своей миссии специально сосредоточена

на восстановлении популяций 36 видов (видов или групп видов, которые важны для их экосистемы или для людей, включая слонов, тунцов, китов, дельфинов и морских свиней) и экологического следа в 6 областях (выбросы углерода, пахотные земли, пастбища, рыболовство, лесное хозяйство и вода) по всему миру [2].

Организация также работает над разрешением ряда глобальных проблем, ведущих к утрате биоразнообразия и нерациональному использованию природных ресурсов, включая финансы, деловую практику, законы и потребительские паттерны. Местные отделения Фонда в разных странах мира также работают над национальными или региональными вопросами. Всемирный фонд дикой природы часто оказывает поддержку правительствам и другим политическим органам в принятии и обеспечении политических норм, влияющих на биоразнообразие и использование природных ресурсов [3].

WWF сыграл решающую роль в разработке и принятии Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), международного договора, касающегося сохранения и использования биоразнообразия, и с тех пор выступает за принятие решительных задач и планов работы в рамках КБР. В 2002 году благодаря значительным усилиям WWF было достигнуто обязательство стран-участников КБР значительно сократить темпы утраты биоразнообразия к 2010 году. В 2004 году Всемирный фонд дикой природы стал частью консорциума НПО, которому удалось успешно пролоббировать дорожную карту по защите дикой природы в охраняемых районах, которая впервые включала конкретные цели и сроки. На конференции участников КБР в 2010 году WWF также внес свой вклад в принятие нового всеобъемлющего 10-летнего плана по сохранению биоразнообразия, который включает обязательства по защите 10% океанов и 17% наземных мест обитания к 2020 году, а также акцент на ликвидацию причин утраты биоразнообразия. Это также требует, чтобы страны учитывали ценность биоразнообразия в своих национальных активах, открывая путь к новой, более зеленой экономике. Работая со многими партнерами, WWF также помог правительствам некоторых стран выполнить свои обязательства по КБР в полном масштабе.

Участие WWF имело важное значение в разработке Киотского протокола, первого в мире международного соглашения по ограничению выбросов углерода в промышленно развитых странах. Протокол основан на принципе общей, но дифференцированной ответственности: в нём признаётся, что страны имеют неодинаковые возможности в борьбе с изменением климата в связи с разным уровнем экономического развития, и поэтому он налагает обязательство сократить текущие выбросы в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с установленными количественными обязательствами на основании того, что они несут историческую ответственность за нынешний уровень парниковых газов в атмосфере.

В 1999 г. по настоянию Всемирного фонда дикой природы был созван Лесной саммит в Яунде - первое в истории совещание глав государств бассейна реки Конго, посвященное защите и многостороннему управлению вторым по величине тропическим лесом в мире. В результате принятия Яундской декларации [4] и второй встречи на высшем уровне в 2005 году был подписан первый в Африке региональный договор об устойчивом лесопользовании [5], а также был создан межведомственный координационный механизм для реализации его положений. Благодаря этому к сегодняшнему дню было создано более 4 млн новых охраняемых территорий, два трехсторонних природоохранных комплекса общей площадью почти 20 млн Га - более 10% от общей площади леса Конго [6].

Считается, что Всемирный фонд дикой природы сыграл важное участие в принятии инициатив по охране Амазонского леса. В связи с тем, что крупнейший в мире тропический лес столкнулся с огромными угрозами обезлесения, в 2002 г. правительство Бразилии при содействии Всемирного фонда дикой природы и других стран Южной Америки запустило масштабную инициативу по охране Амазонского леса. Благодаря этому, на сегодняшний день 80% территорий Амазонского леса остаются неприкосновенными в рамках режима APRA (Amazon Region Protected Area) [7].

В рамках своей пиар деятельности WWF задействует сеть своих сторонников по всему миру для демонстрации широкой общественной поддержки целей WWF и оказания давления на ключевых лиц, принимающих решения. Акция под названием «Час Земли», в ходе которой люди, здания, достопримечательности и целые города выключают свет на один час, чтобы продемонстрировать поддержку действий по борьбе с изменением климата -является одной из самых известных таких платформ. Первый час Земли в 2007 году охватил 2,2 миллиона домов и предприятий в австралийском Сиднее. Всего 3 года спустя сотни миллионов людей по всему миру присоединились к Часу Земли 2010 [8]. WWF использует это беспрецедентное проявление поддержки

как способ популяризации своих усилий, чтобы убедить политиков, правительства и мировых лидеров обеспечить соблюдение норм Киотского протокола и начать необходимые сокращения выбросов парниковых газов.

Помимо международной активности, WWF играет важную роль в оказании влияния на привнесение трансформационных изменений в законодательство разных стран. Так, наиболее ярким примером этой сферы является сотрудничество WWF с США.

Всемирный фонд дикой природы принимал активное участие при разработке правовых документов США, направленных на борьбу с незаконным оборотом диких животных по всему миру. Главными результатами этого стало принятие Национальной стратегии США по борьбе с незаконным оборотом диких животных [9] в 2014 г. И Закона о незаконном обороте диких животных [10] в 2016 г.

WWF также тесно сотрудничал с правительственными партнерами США по защите тропических лесов и предотвращению незаконной торговли древесиной по всему миру, посодействовав ужесточению законов США против импорта и торговли нелегальными лесоматериалами, а также поспособствовав принятию Закона о сохранении тропических лесов, который создает стимулы к защите тропических лесов развивающимися странами посредством предоставления им своп-соглашений по модели «сохранение лесов в обмен на кредиты».

WWF также работает на катализацию усилий правительства США по защите коралловых рифов, сотрудничая с разными департаментами АСЕАН в поддержку Инициативы по коралловым треугольникам в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а также по предотвращению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, помогая гарантировать то, чтобы рыба, импортируемая в США и покупаемая американскими потребителями у стран АСЕАН, была выловлена законными методами и её вылов не наносил ущерба биоразнообразию. WWF также играл ведущую роль в

принуждении американской администрации к соблюдению жестких обязательств США по Парижскому климатическому соглашению до прихода Д. Трампа.

В России первые проекты WWF начались в эпоху перестройки в 1988 г., а спустя шесть лет открылось представительство фонда. В 2004 году WWF приобрел статус российской национальной организации.

WWF России также работает на территориях, наиболее важных для сохранения разнообразия живой природы — в т.н.«экорегионах». Четырнадцать из 200 мировых экорегионов, выделенных WWF, находятся на территории России. Офисы Фонда открыты в Москве, Краснодаре, Владивостоке, Красноярске, Мурманске, Архангельске и Петропавловске-Камчатском.

Основа программы WWF в России включает в себя:

• Охрану редких видов — проекты по сохранению видов животных, стоящих перед опасностью полного исчезновения: дальневосточного леопарда, амурского тигра, зубра, снежного барса, переднеазиатского леопарда, атлантического моржа и др.

• Работу на особо охраняемых природных территориях — создание в приоритетных экорегионах систем охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.), гарантирующих долгосрочное сохранение биологического разнообразия.

• Лесную охрану — сохранение биологического разнообразия лесов России на основе перехода к устойчивому управлению лесами и их охраны.

• Морскую охрану — устойчивое использование морских ресурсов и охрана морской фауны и флоры.

• Климатическую охрану — предотвращение изменений климата и адаптация к их последствиям.

• Экологизацию нефтегазового сектора России — предотвращение и снижение негативного воздействия нефтегазового сектора экономики на

природу России через повышение экологической ответственности компаний и совершенствование нормативно-правовой базы в стране.

Несмотря на то, что значительная часть природоохранных полевых проектов WWF России финансируется за счет средств из-за рубежа, Фонду удается достичь больших успехов в привлечении средств и от спонсоров внутри РФ. По состоянию на начало 2011 года WWF России имел более 17 тысяч индивидуальных сторонников в России, вносивших регулярные пожертвования, а к 2017 году их число увеличилось до 24 тысяч. По данным отчета Фонда за 2015 год, 40 компаний являлись партнерами Фонда и финансировали природоохранные проекты WWF России.

В целом сегодня WWF представляет собой, если не весьма внушительную, то достаточно заметную международно-политическую силу. Его деятельность по решению глобальных и национальных экологических проблем уже не ограничивается только экологическими акциями, но вторгается в сферы традиционно исключительно межгосударственного взаимодействия, такие, как нормотворчество и стандартизация. Как представляется, при таком подходе можно надеяться, что и сами государства в итоге будут проводить рациональную внутреннюю и внешнюю экологическую политику, станут активными субъектами мирового экологического движения, способного изменить негативную тенденцию в развитии глобальной экологической ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Objectives and strategy [Электронный ресурс] // World Wild Life Fund. - Mode of access:

https://wwf.panda.org/knowledge_hub/endangered_species/marine_turtles/lac_marin e_turtle_programme/strategy/

Our work [Электронный ресурс] // World Wild Life Fund. - Mode of access: https: //www.worldwildlife.org/initiatives

The evolution of WWF [Электронный ресурс] // World Wildlife Fund. - Mode of access: https://wwf.panda.org/knowledge_hub/history/50_years_of_achievements/ Yaoundé Declaration [Электронный ресурс] // eSubscription to OECD. - Mode of Access: https://www.oecd.org/tax/transparency/technical-assistance/declaration/ Forest Convergence Plan for West Africa [Электронный ресурс] // eSubscription to United Nations Documents. - Mode of access: http://www.fao.org/africa/news/detail-news/en/c/196869/

Our mission [Электронный ресурс] // Earth Hour. - Mode of access: https://www.earthhour.org/our-mission

The evolution of WWF [Электронный ресурс] // World Wildlife Fund. - Mode of access: https://wwf.panda.org/knowledge_hub/history/50_years_of_achievements/ Our mission [Электронный ресурс] // Earth Hour. - Mode of access: https://www.earthhour.org/our-mission

US National strategy for combating wildlife trafficking [Электронный ресурс] // White House. - Mode of access:

https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nationalstrategywildlife trafficking.pdf

Eliminate, Neutralize, and Disrupt Wildlife Trafficking Act of 2016 [ Электронный ресурс] // US Congress. - Mode of access: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2494

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.