Научная статья на тему 'Роль фольклорных источников в историографии народа саха'

Роль фольклорных источников в историографии народа саха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль фольклорных источников в историографии народа саха»

ИСТОЧНИ

РНЫ

ГРАФ

НАРОД;

Василий Васильевич

кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнологических исследований Институт а гуманит арных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН..

Фольклор как своеобразный исторический источник давно успешно привлекается отечественными учеными для воссоздания прошлого народов, населяющих нашу страну. Исследователи царской России, писавшие свои заметки о происхождении якутов, ориентировались на исторические предания. Введение в научный оборот исторических преданий саха - ценного источника в изучении истории Байкальского региона -является задачей данной статьи.

В 1745 г. участник Камчатской экспедиции Я.И. Линденау, проезжая Байкал, увидел укрепления на местности под якутским названием Юбртррр. Здесь некогда проживал родовой владыка Омогой из рода Боо-тулу. Потомки Омогоя и пришельца Эллэя в составе восьми главных якутских родов расселились и проживали на территории Байкала и в соседних с ним степях до тех пор, пока не были оттеснены кыргысами и монголами. Сначала якуты давали достойный отпор своим врагам, но потом, во времена царствования Баджея - внука Эллэя, они обессилели и не смогли успешно противостоять своим врагам. Баджей собрал все племя и спустился вниз по р. Лене [1].

Анализируя старинные фольклорные источники, сохранившиеся в материалах досоветской историографии, можно прийти к выводу, что в этногенезе саха исключительную роль сыграло весьма загадочное бату-линское племя. Так, в материалах участников экспедиции И.И. Биллингса говорится, что Омогой-бей, начальник батулинского поколения, пошел со своим народом и табунами через бурятскую землю к берегам р. Лены. В материале говорится о переселении саха из Барабинской степи и присоединении их к хоринцам [2]. А ОУИ а. [а оаббёоТбёё Ааёёаёа боп-пёёа апббабёёёпй п пёёшш ёТ-ааш Тайааё[а[ёа1 аобуС ТаТд[а^ёа0ё1 паау ёаё «ёТбё[бй ё аа66ёё[бй».

Согласно ПФ. Миллеру, собиравшему во время «Великой северной

В. В. Ушницкий

экспедиции» 1733 - 1743 гг. этнографические и фольклорные сведения об аборигенах Сибири, предки саха жили в соседстве с монголами и бурятами, однако во время войны их прогнали. Таким образом, П.Ф. Миллер считал, что в Монголии до возвышения Чингисхана преобладали тюрко-язычные племена, а саха были древними жителями Монголии, притом наиболее близкими к монголам. Вытесненные Чингисханом саха бежали на север - в Прибайкалье и дальше [3]. По его мнению, они довольно долго жили вместе с монголами, что подтверждается схожестью языков этих народов.

Таким образом, фольклорные источники однозначно говорят о том, что южные предки саха пришли на территорию Средней Лены из региона Байкала во время господствова-ния монгол. Об этом же свидетельствуют археологические данные, не фиксирующие появление на Средней Лене компактного скотоводческого населения ранее XIII в.

В основных версиях исторических преданий Омогой - предок саха -происходит от бурят. Он поселился в Якутии задолго до Эллэя, имел многочисленную челядь, огромное количество лошадей и рогатого скота [4]. По другим данным он прежде вел войну с народом ураанхай и, будучи побежден им, бежал в страну бурят. С бурятами ему тоже пришлось воевать. Вероятно, на Среднюю Лену он попал после столкновения с бурятами [5].

В связи с этим хотелось бы привести данные об участии двух компонентов в этногенезе саха, один из которых связан с монголами: «У якутов одна ветвь - монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле ураангхай». Следует заметить, что этот фольклорный источник довольно точно отражает исторические события: «На южной ст ороне именитого озера Байкал есть, говорят, родина монгольского племени. В ст арину на эт ой земле,

Рис. 1. Монголы Центральной Азии (1220 г. н.э). На переднем плане -монгольский тяжеловооруженный лучник в бою (см. http://Www.ospreypublishing.com/).

где господствовал т огда Чынгыс Хаан, вспыхнула огненная битва, всколыхнувшая весь мир» (рис. 1) [6, стр. 57].

Знали ли предки саха монголов? Безусловно. Более того, в якутской мифологии и эпосе Туонэ Могол Тойон -первопредок саха, страна Могол Тойоно находится на Средней земле. Согласно фольклорному источнику, когда предки саха жили вокруг Байкала и на р. Ангаре, у них был кузнец по имени Туонэ Могол [7].

Разные поколения якутоведов ведут спор о том, когда предки саха могли прийти на Среднюю Лену: до или после возникновения Монгольской империи. Иначе вопрос сводится к тому, знали ли предки саха Чингисхана? В то же время до сих пор невыясненным является происхождение имени «Чингис», которое принял удачливый военачальник Темучжин. Надо сказать, что, по представлениям саха, Джылга-Хаан, или Чыныс-Хаан, является воплощением всемогущей судьбы и неумолимого рока. Он заранее предопределяет судьбу всего сущего и является своего рода олицетворением твердости мирового порядка, нерушимости его законов. Джылга-Хаан имеет несколько имен: Джылга-Тойон, Одун-биис, Чын-гыс-хаан, Чынгыс-Халлаан. В некоторых фольклорных источниках Чыныс Хаан считается первым саха [8].

Фольклорные источники рассказывают об исходе прародителей саха так: «Где-т о далеко на юге, в бурят -ской земле, жил некогда человек по имени Омогой, от ли-чавшийся большой силой и т яжелым, драчливым характером. Он обижал всех своих соседей, похищал их имущество и не признавал ничего, кроме своей воли. Выведенные из терпения соседи решили его убить. Узнав об эт ом, Омогой бежал» [9, стр. 14].

На территории современной Бурятии издавна проживало племя меркитов. В 1180 г. в результате нападе-

ния войск монгольских племен под предводительством Джаму-хи, Тогрила и Темучжина было разгромлено могущественное племя меркитов, долго досаждавшее набегами своим соседям: «Три сот ни меркит ов, чт о некогда окружили Буркан, были до последнего колена развеяны пеплом. Оставшихся женщин обратили в наложниц и в домашнюю прислугу» [10, стр. 104]. Только вожди двух меркитских племен Тохтоо-Боко и Даир-Усун, будучи предупреждены рыбаками, со-больщиками и охотниками, вместе двинулись вниз по Селенге и скрылись на Баргузине.

Согласно фольклорным источникам, предок саха Омогой на своей родине был известным удальцом, вором-конокрадом: «Жил некогда, далеко на юге, человек сильный, господин богатый, по имени Джугун. Был у него сын Онохой - силач, вор, разбойник, про которого говорили, чт о он восемдесять амбаров сломал, девяноста людей убил... Долго он обижал соседей, крал, насильничал, наконец, ист ощилось их терпение, заговорил гнев. Собрались и решили отомстить Онохою, сыну Джугуна. Услышавши, чт о идут с большим войском, он испугался, забрал имущество, людей, скот, жен и детей и пустился бежать. Бежал, уходил долго, пока не попал на реку, текущую на север» [11, стр. 200].

По «Сокровенному сказанию...», меркиты «передали Бортэ на волю младшего брат а Чиледуя по имени Чильгир-Боко». Оказывается, при виде «монгольских войск Чильгир-Боко т акже бежал следом за Тохт ао-беки, ибо знал, что Темучжин ни за что не простит ему превращения Бортэ в свою наложницу» [12, стр. 103]. В этом произведении восторженно описано бегство обидчика Темучжина. В нем рассказывается, как Чильгир бежал, спасая свою жизнь, после чего он исчез.

Можно допустить возможность бегства Чильгир-Боко и других преследуемых людей в леса Якутии. Так, по фольклорной версии, предок саха парень Оноохой на своей родине не смог ужиться, воровал и убивал. Поэтому грозный владыка отправил за ним погоню, требуя жестоко наказать. Боясь возмездия, тот бежал из «братской» (бурятской) степи на северо-запад. Прибыв на р. Лену, он стал зваться Омогоем богачом. Или же рассказывается о том, что Омогой Баай - представитель «братского», т.е. бурятского народа, проживая в стране татар, из-за вражды был вынужден бежать [13].

О причине появления на Средней Лене другого прародителя саха - Эллэя - рассказывается так. Эллэй ранее жил в татарском городе. Оттуда он убежал от притеснений сумасшедшего царя, по другой версии - от притеснений монголов. Есть также версия, что Эллэй был обвинен братскими племенами в конокрадстве, отчего и скрылся в Китае. Затем он якобы убежал на север [14].

Рис. 2. Доспехи тяжеловооруженного воина-монгола XIII в. (см. http://www.ospreypublishing.com/).

В этих преданиях важным представляется мотив преследования предков саха монголами и каким-то царем, а также обвинение в конокрадстве. Бегство сыновей Тохтоо-Боко по пустыням Центральной Азии от преследующих их монгольских войск часто упоминается как в восточных источниках, так и в «Сокровенном сказании...» XIII в. (рис. 2).

Есть исторические данные об участии оставшихся меркитов, которые ушли на запад и обосновались на своей прародине, в походах монголов (рис. 3). В этой связи интересны данные, свидетельствующие о вынужденном участии предков саха в монгольских походах: «Из отрывочных и темных преданий, видно, чт о они, когда-т о, будт о бы жили в Барабинской степи, потом перешли к верховьям Енисея, а затем ушли за Байкал, откуда их вытеснил Чингисхан, или сами они отделились от него: они составляли один из передовых отрядов, и Чингисхан всегда употреблял их, не жалея, во время сражений в дело первыми, от чего якуты в численности весьма уменьшились; предчувствуя, чт о, если истребление их пойдет и далее так быстро, что

они все будут перебиты, они ушли на север, оставив Чингисхана и нынешнюю Забайкальскую область» [15; 16, стр. 130].

Если в поздних преданиях Эллэй и Омогой предстают как переселенцы в разное время, из разных народов, то оказывается, что по данным того же Витзена, еще в XVII в. две группы саха, ведущие корни от двух прародителей, считали себя ветвью единого племени, вынужденного переселиться двумя группами на новую родину в разное время: «У якутов существует ст аринное сказание о т ом, чт о их предки проживали в верховьях Лены. Будучи теснима бурят ами, одна часть из них с семьями и скотом добровольно переселилась вниз по Лене. Часть якутов осталась по соседству с бурят ами, оказывая им возможное сопротивление... но поплыли по Лене, схватившись за первые попавшиеся бревна. Последние беглецы прибыли к тем своим соплеменникам, которые уже устроились ниже по Лене» [17, стр. 64].

Из фольклорных записей С.И. Боло следует, что у народа саха были три предка: Эллэй, Омогой и Улуу-Хоро [18]. О переселении хоролоров идет речь в другом предании: «Человек по имени Улуу Хоро, имевший много людей и скота, появился с востока. Он сам переселялся верхом на быке. Переходя через Алдан, Амгу, Татт у, он дал им имя. Остановился в Борогонском улусе, в озере Мюрю» [19, стр. 41].

Русские чиновники XVIII в. И. Эверс и Прановский составили на основе преданий список племен, прибывших на Среднюю Лену. Судя по нему, первыми здесь появились хоро и туматы и только после них саха и ураан-хай, затем батулинцы и баягантайцы [20]. Значит, были переселения частей отдельных племен из южных территорий и слияние их в единый этнос. Об этом свидетельствуют и названия перечисленных племен. Хориту-маты, сахаэты, урянхайцы фигурируют как самостоятельные племена в эпоху Чингисхана. Действительно, о батулинцах на территории Прибайкалья упоминается как о более поздних обитателях - в XVII в. Довольно загадочно и полное исчезновение байаутов с Джиды, где они проживали в XIII в. По сходству имен их можно связать с якутскими баягантайцами.

В материалах участников экспедиции И. Биллингса есть сведения о том, что к племени Омогоя впоследствии примкнули бурят-хоринцы. Следовательно, хоринцы -иноплеменники, которые позже присоединились к яку-там-саха и, проживая среди них, долгое время сохраняли свой язык [21]. По этим данным, вхождение хоринцев в состав племени Омогоя - батулинцев - могло произойти еще на территории Байкала.

В сочинении Рашид-ад-дина упоминается племя кори, проживавшее в Баргуджин-Тукуме. В «Сокровен-

ном сказании...» говорится, что они вместе с туматами составляют единое племя хори-туматов [см. 12]. В Юань-ши они названы как племя кули-ангу-хэшэ, т.е. приангар-ских людей (киИи - человек на якутском, как и в других тюркских языках) кули; также доказывается их преемственность с упоминаемыми в танских источниках гулиганями, обычно отождествляемых с курыканами рунических надписей. Значит, именно саха являются потомками тюркоязычных хори-туматов. Их вхождение в состав монгольского народа зафиксировано в легенде о хори-туматской Алан-гоа и ее славных потомках. Следовательно, хоринские буряты могли отделиться от якутских сородичей и принять монгольский язык.

Надо отметить, что в бурятской легенде об Ажирай Бухэ повествуется о том, что богатыри со своими воинами после очередного удачного набега на монголов остановились за Баргузином в Урянхайской степи. Но здесь их догнали преследователи. Уцелели только два друга, которые, отбиваясь от врагов, бежали на Лену. Они сели на плывшие по реке два бревна и поплыли вниз по р. Лене [22].

Разница заключается в том, что в бурятской легенде оба гонимых героя гибнут, а в якутских сказаниях они становятся их родоначальниками. О многом говорит тот факт, что «черные всадники» связываются с районом Качуга, где, согласно Я.И. Линденау, оставались последние саха, упорно сопротивлявшиеся монголам, и оттуда они переселились вниз по р. Лене [1]. Таким образом, в образе Ажирая-Бухэ, оставшегося в живых вместе с тунгусским богатырем Харамцай-Мэр-геном после учиненного монгольскими войсками разгрома и уплывшего вниз по р. Лене, можно увидеть отражение реально происходивших исторических событий.

По сведениям Я.И. Линденау, во время праздника Ысыах якуты совершали кумысное жертвоприношение божеству Аджарай [1 ]. Из приведенного Линденау обращения к этому божеству на якутском языке, а также зафиксированного им якутского мифа о сотворении мира

Рис. 3. Старинное якут ское вооружение [15]. 1 - наконечник свистящей стрелы с Вилюя (Тойбохойский школьный музей); 2 - наконечник копья из старинной якутской могилы (Якутский государственный музей им. Ем. Ярославского); 3 - старинный якутский колчан; 4, 5 - древние шлемы, найденные в районе оз. Мюрю.

следует, что Аджарай первоначально был небожителем. Когда он захотел сравняться с тремя божествами-братьями (их имена - Аар-Тойон, Урун-айыы-Тойон и Сугэ-Тойон) и править миром, был низвергнут [23].

Таким образом, фольклорные источники однозначно свидетельствуют о происхождения саха, связанном с монгольскими племенами. Племена, причисляемые к лесным монголам: меркиты, хори-туматы, - принимали самое активное участие в этногенезе саха. Богатые материалы якутского фольклора должны быть учтены при изучении этногенеза саха как ценный исторический источник.

Лит ерат ура

1. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-эт нографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. -Магадан: Кн. изд-во, 1983. - С. 176.

2. Yöiiäöäöe+änäeä lädäöeäeü Näääöi-Äinö?+-lie ääiäöäöe+änäie yäni'ääeöee 1785 - 1795 ää. - i äää-ääi, 1978.

3. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Кн.1. - С. 183.

4. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Пет ров. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 1995. - С. 38.

5. Там же, с. 47.

6. Там же, с. 57.

7. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якут ск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - С. 71.

8. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. - Якут ск: Нац. изд-во РС(Я), 1992. - Т. I, кн. 1. - С. 164.

9. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. -М.: Гос. социал.-экон. изд-во, 194о. - С. 14.

10. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г.: Монгольский обыденный изборник / Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - Т.1. - С. 104.

11. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. - 2-е изд. - М., 1993. - С. 200.

12. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г.: Монгольский обыденный изборник / Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - Т.1. - С. 103.

13. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - С. 31-32.

14. Предания, легенды и мифы саха (якутов)... / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Пет ров. -Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 1995. - С. 295.

15. История Якут ской АССР. Т. 1. Якутия до присоединения к Русскому государству / Под ред. А.П. Окладникова. -М.; Л.: Наука, 1955. - С. 247.

16. Овчинников М.П. Из материалов по этнографии якутов // Этнографическое обозрение. - М. -1897. - № 5. - С. 130.

17. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. - Якут ск: Нац. изд-во РС(Я), 1992. - Т. I, кн. 1. - С. 64.

18. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якут ского округа). - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - С. 128.

19. Исторические предания и рассказы якутов. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - Ч. I. - С. 41.

20. Иванов М.С. Топонимика Якутии (Краткий научно-популярный очерк). - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1985. - С. 26.

21. Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якут ск: Изд-во ЯГУ, 1993. -С. 117.

22. Балдаев С.П. Избранное. - Улан-Удэ: Бурят . кн. изд-во, 1961. - С. 82, 172.

23. Элерт А.Х. Новые материалы о пантеоне якутских божеств и духов в первой половине XVIII века (статья вторая) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI - XX вв.: Сборник научных т рудов. Сер. Археография и источниковедение Сибири. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. - С. 100.

1лттгнл.1и и-/.и*г мШ кп1 |1л¥И11£мншТ||)|Ь К'.4

кЫмН Т| 3111111'

ШШП :||1|10-!

оишвв с........ I! тш

ШИ М11П1Ш

Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / [отв. ред. М.Д. Пуляев]. -Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. - 324 с.

Сборник материалов включает статьи, раскрывающие научно-методологические основы, спортивно-ориентированные технологии, методические аспекты развития национальных видов спорта. Также содержатся материалы статей этнопедагогической, историко-культурной, социально-философской направленности об играх народов Якутии, Калмыкии, Казахстана, Монголии, Бурятии, Чувашии, Башкортостана, Тывы и др.

Данный сборник предназначен для ученых-исследователей, специалистов, учителей, работающих в области физической культуры и спорта.

|ДП1|Е; с; \ 1 ЯЧИН эы

1!ЛТЕ"|1Г!1С СГВСРТД ai.iL шит ллстшипслЛ II *иттгглиттт11П1 га □пгллоибпип

II >*С_ГЛШ1ЛХ 14. ИСТОП1», тгАрДпнзин. ииксшшаа

I

Развитие спорта высших достижений и физкультурного образования в регионах РФ: история, традиции, инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / [отв. ред. РИ. Платонова]. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. - 420 с.

В сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Развитие спорта высших достижений и физкультурного образования в регионах РФ: история, традиции, инновации» вошли научные статьи, где раскрываются содержание образования физкультурных вузов РФ, научно-теоретические и спортивно-методические аспекты подготовки спортсменов, а также материалы по совершенствованию методики национальных видов спорта, психологической подготовки спортсменов.

Предназначен для ученых-исследователей, аспирантов, студентов, учителей, тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.