Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова А.М.

В данной статье рассматривается значение физической культуры в жизни студента, а также то, как данный предмет влияет на развитие личности и мотивацию к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА»

УДК 37

Белова А.М.

Северо-Восточный федеральный университет,

г. Нерюнгри

Научный руководитель: Прокопенко Л.А.

Кандидат педагогических наук, доцент, технический институт (филиал)

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри,

Российская Федерации

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА Аннотация

В данной статье рассматривается значение физической культуры в жизни студента, а также то, как данный предмет влияет на развитие личности и мотивацию к здоровому образу жизни.

Ключевые слова Физическая культура, студент, воспитание, здоровье, личность.

В образовательном процессе студент проводит огромное количество своего времени сидя на парах, в среднем это 8-9 часов в день. Он сидит за рабочим столом, делая различные домашние задания, курсовые, проекты и дипломы. Такой образ жизни можно назвать сидячим, и он отрицательно влияет на организм молодого студента. Именно поэтому необходимо разбавить его активными движениями, физическими упражнениями. То есть физическая культура играет важную роль в поддержании здоровья молодых людей. При этом значение физкультуры увеличивается с каждым годом, так как она положительно влияет на организм, она помогает развивать выносливость, повышать работоспособность, является отличным средством для профилактики различных заболеваний. Физическая культура должна присутствовать на протяжении всей жизни человека. И это только одна сторона вопроса.

Физическая культура также оказывает огромное влияние на жизнь людей, она стала неотъемлемой частью жизни любого человека. Любая сфера жизни, так или иначе, связана с физической культурой.

Занятия физкультурой решают половину проблем, которые встают перед человеком в 21 веке. Например, это проблемы, связанные с малоподвижностью, девиантным поведением и вредными привычками. Кроме того стоит отметить, что на протяжении своей жизни человек пытается превратиться из индивида в личность, и физкультура играет весомую роль в формировании личности, обретается социальный опыт и определённые умения. Занятия физкультурой в вузе должны явиться способом личностного развития студента.

Физическая культура активно развивается последнее десятилетие, постоянно создаются новые походы к преподаванию данного предмета, а также инновационных направлений, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта. Среди них можно выделить такие направления, как физкультурное воспитание, валеологическое воспитание и олимпийское воспитание. [2] Теперь давайте рассмотрим каждый более подробно.

Физкультурное воспитание - это процесс, чаще всего педагогический, направленный на воспитание личности, обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Но есть и другие варианты, такие как, направленный на совершенствование организма, развитие физических качеств, формирование различных навыков и улучшение форм тела.

Физкультурное воспитание в университете — это целая программа, которая формирует физическую

культуру личности студента. И если в школе делался акцент исключительно на биологическом, двигательном аспекте развития личности, то в университете дела обстоят немного иначе, кроме традиционного процесса, то есть физического развития, физической подготовки, формирования базовых физических качеств, двигательных умений и навыков, идет огромное вложение в воспитание личности человека, через культуру освоения потенциала физической культуры.

То есть физическое воспитание понимается как развитие в единстве биологических и социальных качеств человека. Теоретическим основанием для физического воспитания служат педагогические принципы, такие как природосообразность, гуманизация, целостность, демократизация и многое другое. Именно они помогают правильно развить компоненты, такие как интеллектуальные и мировоззренческие.

Стоит так же отметить, что физическое воспитание делает огромный упор на эмоциональный компонент, то есть на получение удовольствия от занятий спортом.

Валеологическое воспитание - это процесс развития, воспитания здорового образа жизни в личности. В основу данного воспитания положены различные подходы, которые в конечном итоге должны сформировать здоровый образ жизни.

Здоровье человека всегда будет одной из самых серьезных проблем человечества, это проблема давно вышла за пределы больниц и аптек, и теперь «ходит» среди нас. Здоровье человека всецело зависит от него самого, от его образа жизни и поведения. Необходимо с раннего детства прививать желания работать и заботиться о своем теле. И в связи с этим в детские сады, школы и университеты была включена программа валеологического воспитания, которая содержит воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни, практическое освоение оздоровительных систем.

Олимпийское воспитание. В содержании олимпийского воспитания, так же, как и в других видах рассматриваемого нами процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, в первую очередь в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциалов.

Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма.

Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.

Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.

В программу олимпийского образования детей и молодежи необходимо заложить по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое:

Первое направление: формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма.

Второе направление: формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата.

Третье направление: формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности.

К физической культуре в университете предъявляется огромное количество требований, к ним относятся:

1) четкая организация;

2) воспитание потребностей;

3) формирование физической культуры личности студента;

4) формирование традиций;

5) физическое самовоспитание студента и т.д;

Все это связано с тем, что здоровье граждан Российской Федерации с каждым годом становится все хуже и хуже из-за ряда различных проблем. А физкультура, как нечто другое, может являться ключом для их решения. Здоровые граждане - здоровая и сильная страна. В большей степени это относится к студентам, так как молодежь - это будущее любой страны.

Из-за того, что жизнь человека бывает стрессовой, проблемной, может быстро менять темп, страдает психологическое и физическое состояние человека, или, если говорить по-другому, негативно влияют на жизнь. И в этот момент на помощь приходит физическая культура, занятия спортом, что может помочь справиться с почти любыми проблемами, которые накапливаются у человека за день, неделю или даже за год жизни. Любой человек несет ответственность за свое тело, причем эту ответственность он несет прежде всего перед самим собой, необходимо подходить с умом к своему здоровью. Вредные привычки, переедание, алкоголь, чрезмерный стресс, неправильный образ жизни - все это, не выход из положения, а скорее «закапывание» самого себе ещё поглубже. Сохранить самого себя и свое здоровье поможет спорт, особенно спорт в студенческие годы. Физическое воспитание играет огромную роль, оно становится мотивом для занятий спортом, а физическая культура - предметом для осуществления желаний. Спорт является необходимым элементом, который помогает учащимся снять стресс и улучшить свое психическое состояние.

Регулярные занятия физической культурой помогают избавиться от проблем на долгие годы, так же помогают достичь физического и психического здоровья, и как бонус приятную и опрятную внешность, которая будет «радовать глаз». Кроме того, занятия физкультурой — это многофункциональный способ самовыражения и личностного развития студента [4].

Занятия физической культурой помогают повысить внимательность, умственную активность. Если учащийся не будет ей заниматься, могут произойти различные отклонения, которые ухудшат основные функции мышления, внимания, памяти, нарушается эмоциональная устойчивость. [1].

Однако, стоит отметить, что, не смотря на огромную работу преподавателей университета, многие студенты пренебрегают их советами и ведут малоподвижный образ жизни с уймой вредных привычек. Им не помогает даже физическое воспитание, они не руководствуются здравым смыслом, и это в итоге ведет к снижению работоспособности. В результате происходит снижение уровня образования в стране, а после и снижение уровня занятости.

Систематические занятия спортом помогают:

1. Повысить устойчивости к нагрузкам.

2. Уменьшить нервное напряжение и улучшить основные функции мозга.

3. Достигнуть более высокий спортивный результат.

4. Уменьшить беспокойство, улучшить тонус и уровень активности.

5. Избавиться от депрессии и негативных мыслей.

6. Повысить самооценку.

7. Повысить иммунитет и улучшить обмен веществ.

8. Поддержать хорошую осанку.

9. Улучшить качества сна. [3]

Таким образом, можно сказать, что физическая культура - это не просто занятия спортом, это

сложный процесс, который включает в себя огромное количество других компонентов. Но занятия спортом от этого становятся только интереснее и полезнее. Только спорт может решить проблему здоровья в нашей стране. Именно поэтому роль физической культуры с каждым днем все выше и выше.

Роль физической культуры в жизни каждого из нас невероятно высока. Каждый человек мечтает прожить свою жизнь как можно дольше, лучше и успешнее. Продолжительность и качество нашей жизни зависит от нашего физического и умственного развития. Физическая культура — это не только о спорте, но и об общих качествах личности. Развивая наше тело, мы одновременно развиваем и наш дух. И то, и другое очень тесно связано со здоровьем. И как бы стереотипно это не звучало, но здоровье — это одна из наивысших ценностей человека. Поэтому для студентов очень важно поддерживать своё здоровье и иммунитет, занимаясь физической культурой. Список использованной литературы:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М: ФиС, 2014 - 208 с.

2. Быховская, И. М., Лубышева, Л. И., Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] / И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - с. 11- 15.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017 - №1.

4. Шириязданова Ю.А. Значение физической культуры и спорта в жизни человека //Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6 (33).

© Белова А. М., 2023

УДК 614.8

Моисеева В. А.

студент 2 курс ФГБОУ ВО ТГТУ, г. Тамбов, РФ Букина Л. Н. студент 2 курс ФГБОУ ВО ТГТУ, г. Тамбов, РФ

Уколова Н. В. студент 2 курс ФГБОУ ВО ТГТУ, г. Тамбов, РФ Тришина А. А. студент 2 курс ФГБОУ ВО ТГТУ, г. Тамбов, РФ

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ СПИНАЛЬНОГО ЩИТА Аннотация

В статье предлагается конструкция спинального щита, предназначенного для обучения спасателей и лиц без медицинского образования способам иммобилизации пострадавших. Описаны конструкции распространённых спинальных щитов, предложена оригинальная конструкция щита, предназначенного для обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.