Финно-угорский мир. 2014. № 4
или иных объектов или стихий природы, окружающей среды, поселений и жилищ -земли (Модава, Масторава), леса (Вирява), воды (Ведява), ветра (Вармава), огня (Тол-ава), дома (Кудава, Юрхтава), поля (Норов-ава), двора (Кардаз-ава, Кардаз-сярко) и т. д. Поклонялась мордва и своему верховному богу, которого эрзя называла Нишке, а мокша - Шкай. В честь своих божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, у рек, на полях, в жилищах, хозяйственных постройках, мордва устраивала моления, совершала жертвоприношения.
17 июня 2004 г. был принят Указ Главы Республики Мордовия о проведении национально-фольклорных праздников в Республике Мордовия. «В целях возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных отношений» Правительству РМ было поручено ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры».
Этноконфессиональная характеристика современной Мордовии была бы неполной
без рассмотрения деятельности лютеран, ведущих богослужения на родных языках мордвы - эрзянском и мокшанском. Официальное открытие первого прихода Мокшэр-зянской (лютеранской) церкви состоялось в Саранске в 1991 г. Богослужения лютеран собирали немало народа, особенно из числа национальной интеллигенции, которой казалось, что распространение лютеранства среди мордвы будет способствовать сохранению и развитию ее родных языков, расширению сферы их функционирования. Сейчас в РМ действуют три небольшие лютеранские общины - две в Саранске и одна в Ковылкине. Взаимоотношения православной и лютеранской церквей складываются непросто.
В Мордовии в настоящее время, несмотря на многообразие вероисповеданий (в Министерстве юстиции РФ по РМ зарегистрирована 351 религиозная организация, представляющая 9 конфессий), не отмечено всплесков этнической нетерпимости и межконфессиональной вражды, что является результатом целенаправленного регулирования властными структурами республики и ее общественными организациями этнических и конфессиональных процессов.
РОЛЬ ФИННО-УГОРСКОГО НАСЛЕДИЯ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Н. Ф. МОКШИН,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Финно-угорские народы составляют часть более обширной совокупности народов, ныне все чаще называемых в научной литературе уральскими или даже урало-юкагирскими. Их общая численность в настоящее время составляет около 25 млн чел. Четыре народа являются миллионными (венгры, финны, эстонцы, мордва).
Ныне представители различных финно-угорских народов мало или почти совсем не понимают друг друга, но примерно 6-7 тыс. лет назад наши предки говорили на общем языке и занимали концентрированную территорию, а именно Урал и окрестный с ним ареал. Есть все основания полагать, что ураль-
© Мокшин Н. Ф., 2014
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ский пранарод некогда представлял собой реально существовавшую этническую общность. Помимо общего языка и некоторых особенностей культуры он обладал и особым комплексом антропологических признаков, выделявших его в ряду других популяций Евразии, хотя в настоящее время расовый облик уральских народов довольно разнообразен: от классических северных европеоидов (атланто-балтийская раса, распространенная среди прибалтийских финнов и мордвы-эрзи) до классических континентальных монголоидов (нганасаны).
Финно-угорские народы, пронеся через века язык и обычаи своих предков, и сейчас обогащают обширное культурно-информационное пространство, которое принято называть финно-угорским миром.
Обладая самобытной культурой, создававшейся на протяжении длительного времени, наши народы никогда не были народами-изолятами, отгороженными от окружающей этносферы дремучими лесами, неприступными горами, тайгой и тундрой, реками и морями. На протяжении всей своей истории они взаимодействовали как между собой, так и с другими этническими общностями, непрерывно развивая и обогащая свою культуру, сохранив многие ее самобытные черты вплоть до наших дней.
Длительные связи с окружающей эт-носферой способствовали не только обогащению культур финно-угорских (уральских) народов, но и трансляции ряда их культурных компонентов в со-
кровищницу русской и мировой культуры (доместикация оленя, создание нарт и лыж, меховой одежды и обуви, пищевых деликатесов, в том числе пельменей и строганины, токайского вина, саунно-банных традиций, эпоса масштаба «Ка-левалы», оригинальных образцов эт-номузыки, в том числе многоголосного пения, этнохореографии, например чардаша, декоративно-прикладного искусства). Самобытные мотивы творчества финно-угров нашли яркое отражение в произведениях великих деятелей культуры и искусства этих народов: скульпторов Вяйне Аалтонена и Степана Эрь-зи, композиторов Ференца Листа, Белы Бартока, Яна Сибелиуса, Густава Эрне-сакса, Андрея Эшпая, писателей Шандора Петефи, Алексиса Киви, Ференца Силланпяя, Антона Таммсааре, Кузебая Герда (Чайникова), Ювана Шесталова, Еремея Айпина, Кузьмы Абрамова и др. Не менее впечатляет вклад финно-угорских народов в развитие мирового спорта (лыжного и слалома, хоккея, спортивной ходьбы, гимнастики, легкой атлетики и других видов).
К настоящему времени немало сделано по изучению славяно-финских взаимоотношений. Тем не менее вопрос о «встрече руси и чуди», поставленный отечественной историографией более чем полтора столетия назад, поныне остается в эпицентре самого пристального внимания не только научной, но и социокультурной общественности, в том числе деятелей литературы и искусства. Пронеся через века язык и обычаи своих предков, финно-угорские народы и сейчас обогащают обширное культурно-информационное пространство, которое принято называть финно-угорским миром.