Научная статья на тему 'Роль Финляндии в отношениях Россия-ЕС'

Роль Финляндии в отношениях Россия-ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
687
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / РОССИЯ / RUSSIA / ФИНЛЯНДИЯ / FINLAND / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ / EUROPEAN COUNCIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погодин Сергей Николаевич

В статье рассматривается политика Финляндии в отношении России и Европейского Союза. Основное внимание уделено роли Финляндии в формировании позитивных отношений между ЕС и Россией. Дан анализ внешней политики Финляндии, как связующее звено между европейским и российским векторами внешней политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Finland''s role in the EU-Russia relations

The article considers the policy of Finland to Russia and the European Union. Emphasis is placed on the role of Finland in the formation of a positive relationship between the EU and Russia. An analysis of Finland's foreign policy is as the link between the European and Russian foreign policy vectors.

Текст научной работы на тему «Роль Финляндии в отношениях Россия-ЕС»

-►

Международные отношения

DOI 10.5862/JHSS.215.6 УДК 237

С.Н. Погодин

роль ФИНЛЯНДИИ В ОТНОШЕНИЯХ Россия - ЕС

ПОГОДИН Сергей Николаевич — доктор исторических наук, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29

e-mail: pogodin56@mail.ru

В статье рассматривается политика Финляндии в отношении России и Европейского союза. Основное внимание уделено ее роли в формировании позитивных отношений между этими двумя субъектами мировой политики. Данная политика Финляндии выступает своеобразным связующим звеном между европейским и российским векторами ее внешней политики. Одним из главных направлений международной деятельности Финляндии стало расширение интенсивности финляндско-российского политического диалога. Такая политика во многом содействует повышению авторитета Финляндии в Европейском союзе.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА; РОССИЯ; ФИНЛЯНДИЯ; ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ; ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ.

Внешнеполитическая деятельность Финляндии всегда была тесно связана с Европейским союзом (ЕС). После вступления страны в ЕС одним из приоритетных направлений ее международной деятельности стало формирование позитивной связи между ЕС и Россией. Данная политика выступает своеобразным связующим звеном между европейским и российским векторами внешней политики Финляндии. Одним из главных направлений международной деятельности страны стало расширение интенсивности двустороннего политического диалога с Россией. Такая политика во многом содействует повышению авторитета Финляндии в ЕС.

В период с 1995 по 2008 год Финляндия ставила своей задачей в политике с ЕС показать свою значимость как государства, способного быть посредником в его отношениях с Россией, однако конкретной стратегии Финляндии как посредника сформулировано не было. Попыта-

емся определить вклад этой страны в поддержание сотрудничества между ЕС и Россией.

Безусловно, позиция Финляндии по этому вопросу имеет позитивный характер. Как отмечает исследователь И.Н. Новикова, Финляндия — это одно из государств, проявляющих наибольшую активность в налаживании отношений между ЕС и Россией [1, с. 106]. В активе Финляндии конструктивное содействие принятию в 1999 году общей стратегии Европейского союза в отношении России. Результатом активной деятельности Финляндии стали инициатива и разработка проекта «Северное измерение», главной целью которого было развитие отношений между ЕС и Россией. дальнейшее развитие идеи проекта проявилось в периоды председательства Финляндии в ЕС в 1999 и 2006 годах [2].

В начале периода первого председательства Финляндии в ЕС в 1999 году она планировала

осуществить большую работу в вопросе укрепления отношений между ЕС и Россией. Однако значительная часть планируемых мероприятий была сорвана из-за войны в Чечне. Попали под сомнение продвижение и реализация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией [3, с. 122]. Следует отметить и тот факт, что многие политические деятели Финляндии в этой непростой ситуации высказывались в поддержку их сотрудничества [4, с. 58]. Такая позиция не означала, что в практической деятельности, а именно в кризисных ситуациях те же политические деятели вставали на сторону ЕС и не осуществляли никаких действий в вопросе урегулирования отношений между ним и Россией.

Политическое руководство страны выступало за конструктивную политику в вопросе отношений между этими двумя субъектами международной политики, но в начале 2000-х годов появилось мнение, что Финляндии не следует возлагать на себя бремя ответственности за нормализацию отношений ЕС — Россия. Эту точку зрения высказал в 2006 году министр иностранных дел Э. туомиойя, комментируя ход переговоров по новому всеобъемлющему соглашению между ЕС и Россией: «Как пограничное государство, мы особо заинтересованы в том, чтобы переговоры были начаты и чтобы они быстро продвигались. Несмотря на это Финляндия не является одной из тех стран, которых подозревают в том, что они преследуют собственные интересы и ищут собственной выгоды за счет общеевропейской политики» [5, с. 10]. Это свидетельствует о стремлении Финляндии занимать сдержанную и осторожную позицию в развитии отношений между ЕС и Россией.

Исходя из этой позиции Финляндии, можно сделать вывод, что основными приоритетами в международной политике страны являются стремление поддерживать общеевропейскую политику и предпринимать некоторые действия со своей стороны, но при этом оставаясь в рамках общей политики ЕС. например, экспортные пошлины на древесину из России можно было бы установить на основе двусторонних соглашений Финляндии и России, однако Финляндия предпочла действовать согласно правилам ЕС [4, с. 60].

Можно сделать предположение, что двусторонние отношения России и Финляндии и ее

членство в ЕС могут положительно сказаться на отношениях ЕС и России. Во внешней политике Финляндии всегда одновременно сосуществовали и полноценно развивались двусторонние отношения с Россией и политика интеграции страны в ЕС. В такой политике заинтересованы все три участника международных отношений.

Для России наибольший интерес представляют двусторонние отношения с Финляндией, что является гораздо более эффективным, чем развитие сотрудничества с Брюсселем. Европейский союз заинтересован в заметной и одновременно сдержанной общеевропейской политике Финляндии по отношению к России. В этой связи представляется значимым многосторонний опыт Финляндии в отношениях с Россией. Использование этого богатого и плодотворного финского опыта способствовало бы не только укреплению безопасности ЕС, но и развитию многостороннего сотрудничества с Россией. Европейский союз нуждается в Финляндии и как проводнике в отношениях с Россией, в развитии ценностей европейского сообщества. Как подчеркивает К. Мёттёля, вклад Финляндии должен быть не только материальным, но и нормативным, т. е. должен проявляться в усилении и нормативной власти и лидерства ЕС [Там же. С. 63].

При наличии активно развивающихся связей между Россией и Финляндией в области экономики и безопасности их следует дополнить и участием Финляндии в диалоге между ЕС и Россией и по поводу европейских ценностей.

Выступая в роли посредника в отношениях между ЕС и Россией, Финляндия может только выиграть. Во-первых, ее участие в «наведении мостов» между двумя акторами международных отношений будет способствовать повышению авторитета страны в общей политике ЕС. Во-вторых, такая политика Финляндии оказала бы позитивное влияние и на развитие двусторонних финляндско-российских отношений.

После вступления в ЕС Финляндия расширила свой внешнеполитический инструментарий, дополнив его новыми положениями, определяющими ее членство в ЕС. Среди них — институциональная роль ЕС, его политический вес на международной арене и материальные ресурсы, а также его нормативная власть [Там же. С. 58]. Эти положения реализуются во внешней политике страны, и в част-

4

Международные отношения

ности в восточном ее направлении. В долгосрочной перспективе введение их в действие будет способствовать повышению роли страны в Европе. Принятие такой политики приведет к осознанию необходимости появления новых специалистов во всех сферах сотрудничества с Россией. Выступая в июле 2008 года, А. Стубб подчеркнул: «Помимо экспертов и исследователей, занимающихся исключительно Россией, требуется также всё больше специалистов в различных областях, которые не только обладали бы полноценной квалификацией, но и в достаточной степени знали русский язык и культуру. Знания о России должны стать неотъемлемой частью многих специальностей и не быть загадочной областью» [6].

Привлекая новых специалистов в различных областях сотрудничества с Россией, Финляндия получает дополнительную информацию о стране. Такая практика дает ей возможность не только выступать ведущим специалистом по России в рамках ЕС, но и выстраивать свою конструктивную восточную политику.

одним из очень важных вопросов во внешнеполитической деятельности Финляндии по формированию политики ЕС в отношении

России является европеизация, которая понимается финскими политиками как процесс передачи элементов отношений с Россией, а также элементов восточной политики с национального уровня на уровень ЕС. Исходя из этого принципа, Финляндия как член ЕС выступает за то, чтобы ЕС в своих отношениях с Россией начал руководствоваться теми же принципами, что и Финляндия [7]. Однако сегодня это желание не имеет никакой четкой стратегической направленности. Высказывания политических деятелей Финляндии по этому вопросу носят довольно расплывчатый характер.

В современных реальностях по вопросам, связанным с Россией, Финляндия, с одной стороны, занимает четкую позицию, построенную на принципах безоговорочного принятия общеевропейских положений ЕС, а с другой стороны, не выстраивает позицию, отличную от позиции ЕС, в отношении России. В этой связи следует отметить, что принятие на себя Финляндией более заметной и влиятельной роли некоего лидера, эксперта и связующего звена в отношениях ЕС и России могло бы стать важным перспективным проектом финской внешней политики на современном этапе.

список литературы

1. Novikova I. Transformations of Finland's Policy Towards Russia in the Post-Cold War Period // International Relations: from Local Changes to Global Shifts. Ed. by D. Katsy. St. Petersburg, 2007.

2. A strong and Open Europe into the New Millenium: Programme for the Finnish EU presidency. URL: http://presidencyfinland.fi/default.html (6.3.2009); Preliminary agenda for Finland's presidency of the EU (24.05.06).

3. Raunio T., Tiilikainen T. Finland in the European Union. Franc Cass; London — Portland, OR, 2003.

4. Möttölä K. Membership of the European Union as a Normative Turn in Finnish Foreign Policy: the Case of Russia // Russia Forever? Towards Working Pragmatism in Finnish/Russian Relations. Ed. by

H. Rytävuori-Apunen. Aleksanteri Series. Helsinki: Gummerus, 2008.

5. Interviews with Vanhanen M., Tuomioja E., Leh-tomäki P., Kosonen E. || Suomi EU:n puheenjohtajana 2006. Eurooppatiedotus. Julkaisut. 31.5.2006. URL: http:||www.eurooppa-tiedotus.fi|public|default.aspx?con tentid=95974&nodeid=37843&contentlan=1&culture= fi-FI (24.11.2008).

6. stubb A. Puhe Venäjästä. 15.7.2008. URL: http:// www.alexstubb.com|fi|index.php?trg=publication&id=3 9&item=385 (17.12.2009).

7. Lappalainen T. Ensimmäiset viisi vuotta || Suomi 5 vuotta Euroopan unionissa. Eurooppatiedotus. Julkai-sut. 2.8.2002. URL: http:||www.eurooppa-tiedotus.fi| doc|fi/julkaisut|suomi5vuotta|index.html (30.1.2009).

S.N. Pogodin

FINLAND'S ROLE IN THE EU - RUSSIA RELATIONS

POGODIN Sergey N. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia

e-mail: pogodin56@mail.ru

The article considers the policy of Finland to Russia and the European Union. Emphasis is placed on the role of Finland in the formation of a positive relationship between the EU and Russia. This policy serves as a connecting link between the European and Russian Foreign Policy in Finland. One of the main international activities of the country has been the expansion of the intensity of bilateral political dialogue between the two countries. This policy largely contributes to raising the credibility of Finland in the European Union. An analysis of Finland's foreign policy is as the link between the European and Russian foreign policy vectors.

FOREIGN POLICY; RUSSIA; FINLAND; THE EUROPEAN UNION; EUROPEAN COUNCIL.

1. Novikova I. Transformations of Finland's Policy Towards Russia in the Post-Cold War Period. International Relations: from Local Changes to Global Shifts. St. Petersburg, 2007.

2. A Strong and Open Europe into the New Millenium: Programme for the Finnish EU presidency. Available at: http://presidency.finland.fi/default.html (6.3.2009); Preliminary agenda for Finland's presidency of the EU (24.05.06).

3. Raunio T., Tiilikainen T. Finland in the European Union. Franc Cass; London — Portland, OR. 2003.

4. Möttölä K. Membership of the European Union as a Normative Turn in Finnish Foreign Policy: the Case of Russia. Russia Forever? Towards Working Pragmatism

in Finnish/Russian Relations. Aleksanteri Series. Helsinki, Gummerus, 2008.

5. Interviews with Vanhanen M., Tuomioja E., Lehtomäki P., Kosonen E. Suomi EU:n puheenjohtajana 2006. Eurooppatiedotus. Julkaisut. 31.5.2006. Available at: http://www.eurooppa-tiedotus.fi/public/default.aspx? contentid=95974&nodeid=37843&contentlan=1& culture=fi-FI (24.11.2008).

6. Stubb A. Puhe Venäjästä. 15.7.2008. Available at: http://www.alexstubb.com/fi/index.php?trg=publication &id=39&item=385 (17.12.2009).

7. Lappalainen T. Ensimmäiset viisi vuotta. Suomi 5 vuotta Euroopan unionissa. Eurooppatiedotus. Julkaisut. 2.8.2002. Available at: http://www.eurooppa-tiedotus.fi/ doc/fi/julkaisut/suomi5vuotta/index.html (30.1.2009).

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

S2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.