Научная статья на тему 'Роль финансовой и нефинансовой информации в оценке инвестиционной привлекательности организации'

Роль финансовой и нефинансовой информации в оценке инвестиционной привлекательности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НЕФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНВЕСТОР / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадеева Елена Александровна, Матурина Альфия Наилевна

Рассматривается роль и особенности формирования финансовой и нефинансовой информации при оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. Акцентируется внимание на необходимости объединения нефинансовой и финансовой отчетности в один интегрированный отчет для отражения необходимых для инвесторов сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадеева Елена Александровна, Матурина Альфия Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансовой и нефинансовой информации в оценке инвестиционной привлекательности организации»

УДК 336.64; 657.622; 657:372

Е. А. Бадеева, А. Н. Матурина

РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ И НЕФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Рассматривается роль и особенности формирования финансовой и нефинансовой информации при оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. Акцентируется внимание на необходимости объединения нефинансовой и финансовой отчетности в один интегрированный отчет для отражения необходимых для инвесторов сведений.

Ключевые слова: финансовая информация, нефинансовая информация, инвестор, оценка инвестиционной привлекательности.

В современном мире экономические субъекты хозяйствования сталкиваются с проблемой привлечения дополнительного финансирования на обновление основных фондов, наращивания объемов производства, освоения новых видов деятельности и т.п. На выбор объекта инвестирования оказывает влияние такая категория, как инвестиционная привлекательность организации - комплексный показатель, характеризующий целесообразность инвестирования средств в данную организацию.

Анализ инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта дает возможность судить об его финансово-экономическом состоянии, о рациональности вложения в предприятие инвестиций как для заинтересованных контрагентов, стейкхолдеров, так и руководства.

В оценке инвестиционной привлекательности организации важную роль играет финансовая устойчивость субъекта хозяйствования, которая выражается степенью обеспечения собственными и заемными источниками формирования его имущества, показателем его платежеспособности [1—3].

Оценка финансовой устойчивости базируется на использовании системы показателей, характеризующих изменения: платежеспособности и кредитоспособности организации; структуры капитала, интенсивности и эффективности его использования; запаса его финансовой устойчивости [3].

Абсолютные показатели бухгалтерского баланса в условиях инфляции затруднительно использовать при сопоставлении информации, поэтому анализируются относительные показатели в оценке финансового состояния организации, которые доступны для сравнения: степени риска и общепринятые «нормы» прогнозирования возможности банкротства; аналогичные данные других организаций, позволяющие выявлять сильные и слабые стороны организации и ее потенциальные возможности; аналогичные данные за предшествующие периоды для изучения тенденций изменения финансового состояния субъекта хозяйствования [3].

Задачами при анализе финансовой отчетности субъекта хозяйствования являются: анализ и оценка финансовой эффективности решения по инвестированию средств; анализ и оценка производственных мощностей, капитальных вложений, объема производства и продажи продукции (работ, услуг) исследуемого инвестиционного объекта; оценка предпочтительности альтернативных сфер приложений капитала [2].

Организации при оценке своей инвестиционной привлекательности не только должны базироваться на показателях, взятых из данных бухгалтерской финансовой отчетности, но и учитывать другие нефинансовые факторы, такие как деловая репутация, конъюнктура и лидерство на рынке и др.

Концепция устойчивого развития и корпоративной ответственности организаций тесно связана с использование нефинасовых отчетов. На необходимость развития публичной нефинансовой отчетности в РФ указывает Концепция развития публичной нефинансовой отчетности, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 876-р [4] от 05.05.2017.

Состав нефинасовой отчетности не унифицирован и довольно часто зависит от принадлежности хозяйствующего субъекта к конкретной отрасли экономики и особенностей работы на отдельном взятом предприятии, что существенно препятствует сравнительному анализу нефинасовых отчетов различных субъектов.

Показатели, которые содержатся в нефинансовой отчетности, охватывают вопросы, затрагивающие качество управления, этику делового поведения, организационную структуру и результативность социальных инвестиций, имеющих отношение к развитию кадрового потенциала.

Все эти показатели выявляют общественное лицо экономического субъекта и имеют огромное значение в формировании деловой репутации компании, что, в свою очередь, может принести вполне осязаемые экономические выгоды. Именно по этой причине уже на данном этапе развития организации видится целесообразным поэтапное внедрение нефинансовой отчетности.

В ходе подготовки экономического субъекта к внедрению нефинансовой отчетности представляется правильным произвести анализ существующих международных стандартов, а также сформированных российским бизнесом практик в области нефинансовой отчетности.

Нефинансовый отчет, подготавливаемый для привлечения инвестиций, должен содержать дополнительную информацию для инвестора. Подготовка данной информации может осуществляться по двум уровням в соответствии с рекомендациями, изложенными в [5]:

1) макроуровень, содержащий инвестиционную привлекательность страны, региона, отрасли и видов экономической деятельности;

2) микроуровень, включающий качество управления, корпоративный менеджмента и социальную политику, взаимодействие с персоналом, взаимоотношения с заинтересованными контрагентами, положение на рынке, конкурентные преимущества.

Рекомендовано, в случае если организация стремится привлечь инвестиции, дополнительно формировать отчет по нефинансовой информации, который позволит предоставить инвестору сведения о себе как об объекте финансовых вложений, включая и демонстрируя ключевые факторы хозяйствующего субъекта, воздействующие на его способность создавать дополнительную стоимость на протяжении длительного времени. Это: SWOT-анализ внешней и внутренней среды, корпоративная концепция управления; стратегия в области инноваций; антикризисное управление и управление рисками; взаимоотношение со стейкхолдерами; развитие человеческого капитала, охрана труда; контроль качества и показатели результативности менеджмента по всем направлениям деятельности.

Необходимо нефинансовую и финансовую отчетность объединить в один интегрированный отчет, который будет отражать необходимую для инвесторов информацию и в целом улучшит инвестиционный климат субъекта хозяйствования. Интегрированный отчет должен строиться на принципах: существенность, точность, полнота, сбалансированность, сопоставимость, своевременность, ясность и надежность раскрываемой информации.

Для сравнительного анализа хозяйствующих субъектов по финансовым и нефинансовым показателям зачастую применяют такой показатель, как сила бизнеса (это интегральный показатель инвестиционной привлекательности организаций, включающий

набор основных показателей сравнения, определяющих конкурентную позицию в данной отрасли, например защищенность товарной марки, налоговые льготы и т.п.).

Сила бизнеса определяется: применением многофакторной экспертной оценки показателей убыточности; путем сравнения всех показателей привлекательности отрасли; применением многофакторной экспертной оценки показателей прибыльности.

Ключевые факторы организации могут оцениваться по десяти-стобалльной шкале для рассматриваемого объекта анализа. Каждому ключевому фактору присваивается весовой коэффициент, соответствующий степени его важности в отраслевой конкуренции. Интегральный показатель «сила бизнеса» получается умножением веса коэффициента на его балльное значение. Относительную силу бизнеса можно рассчитать как отношение интегральной оценки субъекта хозяйствования к соответствующей величине сильнейшего конкурента (с наибольшим значением показателя) [6].

Этапы проведения анализа финансовой и нефинансовой информации экономического субъекта включают:

1) сбор финансовой и нефинансовой информации (о положении в отрасли, о видах деятельности, об учетной политике, финансовой и правовой структуре, о величине кредитов и займов и об их обеспечении, износе производственных мощностей, заинтересованных контрагентах и т.п.);

2) формирование обязательных финансовых отчетов и приложений к ним, перевод отчетных форм в аналитическую форму, например построение агрегированного баланса;

3) формирование нефинансовых отчетов;

4) автоматизированный анализ финансовых и нефинансовых отчетов и интерпретация полученных результатов;

5) построение и анализ финансово-экономической модели субъекта хозяйствования;

6) планирование и прогнозирование результатов деятельности субъекта с учетом факторов риска и ожидаемых изменений на рынке.

При оценке инвестиционной привлекательности организации необходим анализ совокупных показателей финансовой и нефинансовой информации хозяйствующего субъекта в сочетании с факторами риска, возникающими на макроуровне и микроуровне. Расширение аналитических возможностей отчетов финансовой и нефинансовой информации организаций, их публичности и открытости позволит быть наиболее привлекательными для инвесторов.

Библиографический список

1. Матурина, А. Н. Использование нефинансовой информации при оценке инвестиционной привлекательности организации / А. Н. Матурина, Е. А. Бадеева, Ю. В. Малахова // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов : сб. науч. тр. IX Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, преподавателей и практиков, посвящ. 100-летию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» / под ред. В. В. Бондаренко, Т. В. Харитоновой, Е. М. Щербакова, О. А. Зябликовой. - Пенза, 2018. - С. 180-181.

2. Кривцов, А. И. Роль бухгалтерской финансовой и управленческой отчетности в анализе инвестиционной привлекательности коммерческих организации / А. И. Кривцов, К. Н. Корякин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 4 (140). - С. 151-157.

3. Матвеева, М. А. Определение инвестиционной привлекательности предприятия путем анализа его финансового состояния / М. А. Матвеева // Проблемы современной экономики. -2012. - № 4 (44). - С. 205-209.

4. Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации : распоряжение Правительства РФ № 876-р от 05.05.2017. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).

5. Демина, И. Д. Система показателей нефинансовой отчетности для оценки инвестиционной привлекательности компаний / И. Д. Демина, Е. Н. Домбровская // Аудиторские ведомости. -2015. - № 9. - С. 55-68.

6. Финансовые и нефинансовые показатели компаний для ранжирования их по инвестиционной привлекательности. - URL: https://studme.org (дата обращения: 17.10.2018).

Бадеева Елена Александровна, доктор технических наук, профессор, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет. E-mail: badeeva_elena@mail.ru

Матурина Альфия Наилевна, магистрант, Пензенский государственный университет. E-mail: maturinaalf95@mail.ru

Образец цитирования:

Бадеева, Е. А. Роль финансовой и нефинансовой информации в оценке инвестиционной привлекательности организации / Е. А. Бадеева, А. Н. Матурина // Вестник Пензенского государственного университета. -2018. - № 4 (24). - С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.