Научная статья на тему 'Роль финансово-промышленных групп в российской экономике'

Роль финансово-промышленных групп в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансово-промышленных групп в российской экономике»

В.А. Цветков

РОЛЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Длительное время лицо российской промышленности определяли крупные предприятия. В настоящее время Россия по-прежнему остается страной крупного и среднего производства. Вопрос заключается в его эффективности. Общеизвестны преимущества крупных корпораций, а также их роль в экономике разных стран. В то же время, в период трансформации экономики крупному производству труднее приспособиться к рыночным условиям: промышленные предприятия характеризуются низкой эффективностью, слабой адаптацией к меняющимся условиям внешней среды, низкой склонностью к структурным преобразованиям. И все же, в условиях тяжелейшей депрессии наметились тенденции в развитии отечественной экономики, которые отражают стремление хозяйствующих субъектов выжить за счет объединения усилий, что в свою очередь, характеризует новую, более высокую ступень развития рыночных отношений. Это - создание крупных организационно-хозяйственных структур на основе взаимопроникновения и объединения капиталов различных сфер деятельности. Как показали первые практические шаги, в качестве одного из наиболее реальных способов достижения поставленных задач можно выделить формирование финансово-промышленных групп (ФПГ), уже сейчас занимающих важное место в нашей экономике по всем основным отраслям народного хозяйства. Вместе с тем, уникальность ситуации процесса становления и развития финансово-промышленных групп в экономике России, в настоящее время заключается в том, что они

создаются или на основе специального закона о ФПГ («де-юре» ФПГ)1, или без какой-либо официальной регистрации в рамках действующего гражданского законодательства («де-факто» ФПГ).

Это еще раз подтверждает необходимую потребность в теоретическом анализе, в попытках заложить методологические основы интеграции финансового и промышленного капиталов, знаменующего эволюцию современного капитала в более сложную форму нового порядка по отношению к предыдущим.

В соответствии с этим, данная статья ставит своей задачей показать основные тенденций процесса становления и развития корпоративных структур в экономике России, определить стратегию развития реального сектора экономики на примере исследования официально зарегистрированных финансово-промышленных групп Российской Федерации за период 1993-2001 гг.

Определение понятий и специфические признаки финансово-промышленных групп РФ

Процесс создания «де-юре» ФПГ начался с Указа Президента РФ № 2096 «О финансово-промышленных группах и порядке их создания» от 5.12.1993 г. В настоящее время правовой основой организации и деятельности российских финансово-промышленных групп являются Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» № 190-фз от 30.11.1995 г.; Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»; постановление Правительства РФ от 22.05.1996 г. №621 «О порядке ведения государственного реестра ФПГ РФ» (с изменениями от 2.02.1998 г.); постановление Правительства РФ от 9.01.1997 г. № 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и

баланса ФПГ»; распоряжение Госкомимущества РФ (ныне Минимущества РФ) от 26.01.1996 г. № 106-р «О порядке регистрации ФПГ», утвердившее Перечень документов, представляемых при формировании финансово-промышленной группы; специальные Указы Президента и постановления Правительства по вопросам организации и деятельности отдельных ФПГ , а также решения полномочных органов субъектов Российской Федерации .

Правовое регулирование деятельности ФПГ обеспечивается также локальными правовыми актами4, разрабатываемыми на основании Закона о ФПГ и в соответствии с другими нормативными актами, принимаемыми самой группой.

В соответствии со Статьей 2 Федерального Закона, под определением финансово-промышленная группа понимается «совокупности юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест».

В Законе одновременно называются и возможные варианты существования финансово-промышленных групп. Первый вариант ФПГ представляет, по сути, холдинговую компанию («совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества...»), которая становиться основой создания финансово-промышленной группы. Второй вариант - система участия («совокупность юридических лиц,

либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы, на основе договора о создании финансово-промышленной группы» и учрежденная ими центральная компания). Если в первом случае от имени объединения выступает, реализуя его права и обязанности, основное общество, то во втором - центральная компания учрежденная участниками ФПГ в соответствии с договором простого товарищества.

Законом устанавливается (ст. 3) обязательность участия в ФПГ «организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций». В состав участников могут быть включены государственные и муниципальные унитарные предприятия, инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Вместе с тем, на состав участников ФПГ накладывается и ряд ограничений: участниками группы не могут быть общественные и религиозные организации и объединения; участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается5; государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества; дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В законодательстве, несмотря на отсутствие у ФПГ статуса юридического лица, предусмотрен разрешительный порядок их создания. При этом порядок регистрации ФПГ отличается от установленных Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении

государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» правил государственной регистрации юридических лиц. В отличие от регистрации юридических лиц, осуществляемой регистрационными палатами либо другими органами Министерства юстиции по месту нахождения субъектов предпринимательской деятельности, регистрация ФПГ производится по решению специального уполномоченного государственного органа6. Но и после прохождения процесса государственной регистрации ФПГ не приобретает статуса юридического лица.

Порядок государственной регистрации финансово-промышленной группы выглядит таким образом. Инициативная группа предоставляет в полномочный государственный орган следующие документы: заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством Российской Федерации); договор о создании (за исключением групп, образуемых основным и дочерними обществами); нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая Центральную компанию ФПГ; организационный проект; нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников; заключение федерального антимонопольного органа.

В частности, в договоре о создании ФПГ - разновидности договора совместной деятельности (простого товарищества) должны быть определены (ст. 7): наименование группы; порядок и условия учреждения Центральной компании, как юридического лица в определенной организационно-правовой форме , уполномоченного на ведение дел; порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих; порядок внесения изменений в состав участников;

объем, порядок и условия объединения активов; цель объединения участников; срок действия договора. Организационный проект ФПГ (ст. 8) должен содержать необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации группы.

Что касается ликвидации ФПГ, то в соответствии с Федеральным Законом (ст. 18), основными причинами для ее расформирования являются: принятие всеми участниками решения о прекращении деятельности группы; вступление в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании; установленное вступившим в законную силу решением суда нарушение Законодательства Российской Федерации при создании финансово-промышленной группы; истечение срока действия договора о создании, если он не продлен участниками финансово-промышленной группы; принятие Правительством Российской Федерации решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта. Ликвидация ФПГ влечет за собой исключение сведений о ней из реестра и возврат свидетельства о регистрации ФПГ.

Деятельность финансово-промышленных групп реализуется через органы управления. Высшим органом управления ФПГ выступает Совет управляющих (ст. 10 Ф. З), который формируется из представителей всех участников. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы и уставе центральной компании.

Решения Совета управляющих ФПГ, принимаемые в соответствии с настоящим договором, являются обязательными для всех участников договора.

Вместе с тем, полномочия органов управления ФПГ не распространяются на всю коммерческую деятельность входящих в ее состав участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов. Таким образом, участие в ФПГ влечет для ее участников не полную, а лишь частичную потерю хозяйственной самостоятельности в пределах объединенного капитала, необходимого для достижения общих целей участников группы. В ФПГ участники передают органам управления лишь часть своей хозяйственной самостоятельности, но не юридической самостоятельной, ведь, как указывалось выше, входящие в состав ФПГ организации не теряют статуса юридического лица, а ФПГ не приобретает его.

Подводя промежуточный итог, сделаем два замечания.

1. В соответствии с определением, финансово-промышленная группа не является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ -участники ФПГ сохраняют юридическую самостоятельность. ФПГ обладают лишь отдельными элементами правосубъективности (например, в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством).

2. Несмотря на большое количество законодательных и иных правовых актов именно локальные нормативные акты становятся основными правоустанавливающими документами для каждой ФПГ. Данные документы не только регулируют правовой статус

предпринимательского объединения, но и позволяют учредителям формировать собственный правовой режим деятельности всей группы в целом, включая процедуру создания, компетенции органов управления, механизм функционирования (специфику целей, задач и функций объединения с учетом интересов каждого его участника), порядок представления сводного (консолидированного) учета, консолидированной отчетности и баланса ФПГ, основания и порядок ликвидации группы.

Статистические данные и общая характеристика процесса создания финансово-промышленных групп РФ

По состоянию на 1 мая 2002 г. официальный статус сохраняют 89 групп, в том числе 15 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав вошли на добровольной основе более 1500 юридических лиц. Уставный капитал центральных компаний ФПГ составлял на момент регистрации 3,9 млрд. рублей. Общая численность занятых приближается к 3,5 млн. человек. Годовой оборот продукции составил 15% ВВП.

Из 200 крупнейших банков России 48 вошли в состав ФПГ или сами создали такие группы. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлургический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Горьковский автомобильный завод (ГАЗ.)

Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.

Предприятия, входящие в состав ФПГ расположены практически во всех регионах России, в тоже время имеет место тенденция к регистрации

и расположению центральных компаний в Центральном регионе и Москве. В Центральном регионе зарегистрировано - более 48,5 % от общего числа ФПГ (в том числе в Москве - около 37.5 %), в Уральском регионе - около 11 %, в Северо-Западном - 7 % (в том числе в Санкт-Петербурге - 5).

В целом, совокупность официально зарегистрированных ФПГ отличается достаточно широкой диверсифицированностью. Охватив более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях народного хозяйства (отраслевое распределение ФПГ по основным видам деятельности промышленных участников представлено на рисунке 1).

Так, в области химической и нефтехимической промышленности действуют финансово-промышленные группы: «Русхим», «Эксохим», «Волжская компания», «Восточно-Сибирская группа», «Интерхимпром», «Арамиды и технологии», «Демидовский стиль», и прочие;

в строительстве и строительной индустрии - «Объединенная промышленно-строительная компания», «Средуралстрой», «Приморье», «Жилище», «Росстро»;

в агропромышленном комплексе и производстве с/х продукции -«Сибирь», «Зерно-Мука-Хлеб», «Союзагропром», «Единство», «Каменская агропромышленная финансовая группа», «Корпорация «Главсредуралпродукт»;

в черной металлургии - «Объединенная горно-металлургическая компания», «Носта-Трубы-Газ», «Металлоиндустрия», «АтомРудМет», «Тульский промышленник»;

в цветной металлургии - «ТаНАКо»;

в автомобилестроении (включая выпуск с/х машин и оборудования) - «Сибагромаш», «Нижегородские автомобили», «Волжско-Камская финансово-промышленная группа», «Донинвест»;

в общем машиностроении - «РОССА-ПриМ», «Специальное транспортное машиностроение», «Тяжэнергомаш», «Точность», «Гормаш-инвест», «Контур»;

в пищевой промышленности - «Сибирь», «Зерно-Мука-Хлеб», «Союзагропром», «Единство», «Каменская агропромышленная финансовая группа»;

в легкой промышленности - «Трехгорка», «Консорциум Русский текстиль», «Текстильный холдинг «Яковлевский», «Русская меховая корпорация»;

в приборостроении и радиоэлектронике - «Уральские заводы», «Сибирь», «РОССА-ПриМ», «Точность», «Авангард», «Промприбор», «Оптроника», «Оборонительные системы»;

в лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - «Вятка-Лес-Инвест», «Славянская бумага»;

в области добычи полезных ископаемых - «Драгоценности Урала», «Восточно-Сибирская группа», «Металлоиндустрия», «Кузбасс», «Российский алмазный союз»;

в самолетостроении - «Российский авиационный консорциум», «Двигатели НК», «Авико-М», «Аэрофин»;

в судостроении - «Скоростной флот», «Морская техника», «Дальний Восток».

На основе оборонных производств созданы финансово-промышленные группы «Точность», «Специальное транспортное машиностроение», «Оптроника», «Оборонительные системы» и другие.

Рисунок 1. Отраслевая принадлежность ФПГ, в % к общему количеству зарегистрированных групп

4% 2% 6%

16%

□Автомобилестроение - 6%

□ АПК 16%

□Добыча и переработка морепродуктов - 2%

□ Легкая промышленность - 6%

□ Лесопромышленный комплекс - 2%

Важно также заметить, что за период 2000-2001 гг. из государственного Реестра ФПГ РФ были исключены 12 финансово-промышленных групп:

• 5 групп фактически прекратили свою деятельность (ФПГ «Беловская», «Русопром», «Святогор», «Сокол», «Центр-Регионы»), в связи с чем, Минэкономики РФ обратилось в Правительство РФ с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ9;

• 6 групп приняли решения о прекращении своей деятельности (ФПГ «Еврозолото», «Интеррос», «Компания «Эльбрус», «Магнитогорская сталь», «РОССА-ПРИМ», «Союзпроминвест»), в связи с выполнением своих организационных проектов и направили в Минэкономики РФ соответствующие решения управляющих органов и

были исключены в установленном порядке из государственного Реестра ФПГ РФ;

• ФПГ «Нива Черноземья» исключена из государственного Реестра в связи признанием недействительности ее государственной регистрации10.

Многообразие вариантов организационного строения, поддержания и управления деятельностью финансово-промышленных групп

В ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм собственности. Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные или частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности.

Ввиду различного содержания используемых понятий, различные варианты ФПГ, существующие в настоящее время, были систематизированы, исходя из следующих основных классификационных признаков11.

К основным классификационным признакам были отнесены:

• центр формирования группы (консолидирующее ядро, «инициативная группа», вокруг которого выстраивается все объединение);

• вид организационного строения;

• границы производственной деятельности.

Кроме основных классификационных признаков, были использованы и дополнительные:

• качественные (способ внутригруппового строения и управления, масштаб территориальных границ деятельности, форма собственности);

• количественные (величина консолидированного капитала, объем производственной деятельности, число участников группы, среднесписочная численность работающих, количество отраслей деятельности)12.

С учетом предложенных классификационных признаков на основе анализа ста финансово-промышленных групп, прошедших процесс государственной регистрации за период 1993-2001 гг., получаем следующую картину.

13

В зависимости от центра формирования : «промышленные» группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) составляют (86 %)14,

«банковские» группы (сформированные по инициативе и вокруг либо одного банка, инвестиционной компании или комбинированный вариант, когда основу ФПГ составляет банковский союз (равнозначных по силе и величине банков), включающий и другие финансовые институты) -(14 %).

По виду организационного строения: вертикальные - (23 %), горизонтальные - (67 %), конгломераты - (10 %). По масштабам территории деятельности: региональные (группа предприятий, расположенных и осуществляющих свою производственную деятельность в рамках одного определенного региона) - (39 %),

межрегиональные (группа предприятий расположенных в различных регионах, взаимосвязанных между собой производственной кооперацией) - (47 %),

транснациональные (группа предприятий, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения) - (14 %). В зависимости от размеров15: группы малого размера составляют (32 %), среднего размера - (40 %), крупного размера - (28 %).

В зависимости от вида внутригруппового строения и управления деятельности:

группы с «мягкой» формой интеграции («система участия» на основе договора о сотрудничестве и совместного учреждения Центральной компании ФПГ) - 94 %, группы с «жесткой» формой интегрирования (холдинг) - 6 %.

Подводя итог обзора процесса формирования ФПГ, можно отметить, что под определением «финансово-промышленная группа» скрывается довольно емкая форма производственно-экономических отношений крупных промышленно-технологических комплексов с кредитно-финансовыми институтами, характеризуемая множеством путей возникновения и форм существования. Поэтому говорить о строго выработанных подходах при создании и функционировании официально регистрируемых российских ФПГ до сих пор не приходится.

Вместе с тем, уже вырисовывается общая структура организационного строения и координирования внутригрупповой деятельности, присущая большинству ФПГ. «Среднестатистическая» финансово-промышленная группа - это межрегиональное (47 %) горизонтально объединение (67 %) среднего размера (40 %) инициатором

создания которого выступают промышленные предприятия (86 %), использующие «мягкую» форму интеграции (94 %).

Чтобы подключиться к общемировой воспроизводственной цепи, российские экономические институты должны соответствовать международным стандартам, прежде всего по формам и размерам функционирующего капитала. Только тогда можно с уверенностью предположить, что они смогут существовать как звенья воспроизводственного механизма мировой экономики. В связи с этим, ускоренное формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ) под эгидой государства16 является вполне естественным процессом, особенно с учетом затяжного экономического кризиса, поразившего народное хозяйство страны.

Однако создание и деятельность ФПГ остается сложным и противоречивым процессом. Одной из причин подобного положения дел, несомненно, являются дефицит практического опыта, нескоординированность усилий различных ведомств, призванных обеспечивать соответствие государственных и частных интересов. Очевидна и неотработанность процедур выявления проблем и упущенных возможностей в практической реализации задач по созданию и функционированию российских ФПГ. Кроме того, сейчас нет другого объекта, который бы подвергался столь систематической критике.

По мнению ряда экономистов-либералов, создаваемые под эгидой государства ФПГ являются искусственными нежизнеспособными образованиями, несоответствующими международным стандартам, препятствиями на пути реструктуризации промышленного сектора на подлинно рыночных основах. В этом «реформаторами» видится чуть ли не угроза рыночным преобразованиям. Отсюда отношение к российским

финансово-промышленным группам как, к сомнительному смещению с рыночного курса реформ.

Но так ли это на самом деле? Для того чтобы объективно оценить значение ФПГ, проанализируем результаты их хозяйственной деятельности, рассмотрим развитие корпоративной структуры на предприятиях-участниках ФПГ, роль ФПГ в корпоративной интеграции в переходной экономике.

17

Результаты хозяйственной деятельности ФПГ в 2000 г.

В 2000 г. изменение экономического положения предприятий-участников ФПГ укладывались в общие тенденции экономического подъема в промышленности. Выпуск продукции предприятий, входящих в ФПГ, вырос по сравнению с 1999 г. в действующих ценах на 50 % и достиг 300 млрд. рублей. Индекс промышленного производства продукции предприятий ФПГ составил 14 %. Балансовая прибыль

входящих в ФПГ предприятий выросла в 2000 г. на 5 % и составила 24

18

млн. рублей . Эти показатели находятся на уровне соответствующих показателей российской промышленности в целом.

По сравнению с концом 1999 г., на конец 2000 г. на предприятиях ФПГ запасы готовой продукции снизились на 13 % в реальном выражении, что служит индикатором улучшения положения со сбытом продукции благодаря увеличению спроса.

Предприятия ФПГ в 2000 г. добились снижения кредиторской задолженности на 2 %, притом, что в промышленности сумма кредиторской задолженности на 9 % выросла. Вместе с тем, дебиторская задолженность предприятий ФПГ в 2000 г. росла быстрее, чем дебиторская задолженность промышленных предприятий в целом (15 % против 9 %).

В 2000 г. показатель прибыли на рубль выручки предприятий ФПГ снизился по сравнению с 1999 г. и составил 0,08 (в 1999 г. - 0,12). Период просроченности для кредиторской задолженности предприятий ФПГ снизился в 2000 году к уровню 1999 года в полтора раза, как и по промышленности в целом. Аналогичное соотношение наблюдается в отношении показателей просроченной дебиторской задолженности.

Предприятия ФПГ осуществили в 2000 году относительно меньшие инвестиции в основной капитал, чем промышленные предприятия России в целом. При этом тенденции динамики инвестиционной активности на предприятиях ФПГ полностью совпадали с аналогичными в российской промышленности.

Общая сумма инвестиций 43 финансово-промышленных групп, указавших в отчетности соответствующую величину, составила в 2000 году 13,5 млн. рублей, снизившись по сравнению с 1999 годом, когда сумма инвестиций тех же 43 ФПГ составляла 15,5 млн. рублей. Сумма инвестиций в основной капитал 43 указанных ФПГ составляет лишь 3,2 % от общей величины инвестиций промышленных предприятий в России (составившей 419,4 млн. рублей). Доля 43 предприятий в объеме промышленного производства в России составляла в то же время около 5 %. Таким образом, по сравнению с промышленностью в целом, инвестиционная активность предприятий ФПГ несколько слабее. Это объясняется тем, что свыше 50 % инвестиций в промышленности (211,1 млн. рублей) было осуществлено предприятиями топливной промышленности, доля которых в численности предприятий зарегистрированных ФПГ значительно ниже, чем в промышленности в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из 43 ФПГ, отчитавшихся о величине инвестиций в 2000 и 1999 гг., 22 в 2000 г. увеличили инвестиции в основной капитал по сравнению с

1999 г. Обследование, проведенное Госкомстатом России в ноябре 2000 г., показало, что в 2000 г. на каждом втором промышленном предприятии наблюдалось повышение суммы инвестиций. Таким образом, показатели инвестиционной активности на предприятиях ФПГ в 2000 г. существенно не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону от соответствующих показателей промышленности в целом.

Показательна дифференциация ФПГ по объему отгруженной промышленной продукции. Этот показатель позволяет судить о производственной активности групп безотносительно к динамике дебиторской и кредиторской задолженности. ФПГ показавшие в 2000 г. максимальные объемы отгруженной промышленной продукции представлены в таблице 1.

Таблица 1. Наиболее крупные ФПГ по объему отгруженной промышленной продукции в 2000 г.

№ Финансово-промышленная группа Млн.

1 Волжско-Камская 86449

2 Нижегородские автомобили 50449

3 Интерагроинвест 24367

4 Балтийская строительная компания 23509

5 Восточносибирская группа 18240

6 Тульский промышленник 10409

7 БелРусАвто 6-832

8 Точность 6722

9 Интерхимпром 5882

10 Формаш 5681

11 Оптроника 5128

12 Союзагропром 5018

13 Демидовский стиль 4026

14 Тяжэнергомаш 3890

№ Финансово-промышленная группа Млн.

15 Специальное транспортное 3751

Вместе с тем имеют место значительные различия между отдельными группами19. Доля 15 крупнейших групп составляет 88 % совокупного объема отгруженной продукции ФПГ. Крупные группы имеют преимущество в темпах роста отгруженной продукции. Если в целом по представившим свои отчеты ФПГ рост объема отгруженной продукции составил 155,1 %, то для 10 крупнейших групп - 169,92 %, а для 5 крупнейших - 173,19 %.

Приведенные показатели опровергают распространенное заблуждение, состоящее в том, что официально зарегистрированные ФПГ объединяют, в первую очередь, заведомо неэффективные предприятия, неспособные адаптироваться к условиям рыночной экономики.

Развитие корпоративной структуры на предприятиях ФПГ

Анализ изменений в структуре собственности 22 предприятий20, входящих в 7 крупнейших финансово-промышленных групп, показал, что на них продолжилось активное перераспределение крупных пакетов акций.

Из 22 проанализированных акционерных обществ лишь на одном (Борский стекольный завод, ФПГ «Нижегородские автомобили») распределение пакетов акций остается неизменным с 1997 г. Практически на всех остальных предприятиях произошло не только перераспределение долей акционерного капитала, но и радикальное обновление списка крупнейших собственников.

Вместе с тем, направления консолидации пакетов акций предприятий существенно различаются. В ряде случаев происходит укрупнение долей, принадлежащих внешним собственникам

(аутсайдерам). В качестве примера можно привести группу «Нижегородские автомобили», включавшую при регистрации 8 крупных промышленных предприятий. В настоящее время Горьковский автомобильный завод и Павловский автобусный завод входят в группу «Сибирский Алюминий» (СибАл), а «Нижнекамскшина» - в «Татнефтехиминвест-холдинг».

Но в большинстве акционерных обществ (15 из 22) продолжается укрепление инсайдарской собственности (доли владельца крупнейшего пакета акций) в акционерном капитале на предприятиях, в том числе в форме перекрестного владения. Например, крупнейший пакет акций РАО «Норильский Никель» (ФПГ «Интеррос») - 28 %, принадлежит ОАО «Норильская горнорудная компания», свыше 36 % которой, в свою очередь, владеет РАО «Норильский Никель».

Такая структура акционерного контроля оказывает двоякое влияние на его эффективность. С одной стороны, благодаря системе «распределенного контроля» снижается прозрачность акционерных связей, что делает структуру холдингового типа менее уязвимой по отношению к попыткам внешнего воздействия (как со стороны конкурентов, так и со стороны государственных регулирующих органов). Одновременно, с другой стороны, усложнение структуры акционерных связей повышает внутренние издержки холдинга, связанные с осуществлением контроля над дочерними и внучатыми обществами.

Уместно заметить, что в мировой практике максимальное количество передаточных звеньев (или уровней контроля) между контролирующим и подконтрольным обществом составляет 4 (материнская - дочерняя - внучатая - правнучатая компании). При этом четвертая ступень, или четвертый уровень контроля, в том случае, когда в рамках холдингового образования действительно ставится цель

координации деятельности фирм, встречается крайне редко. Для российских структур холдингового типа не исключением является контроль не только четвертого, но и шестого-седьмого порядка. Реальная координация в этом случае зависит исключительно от личных качеств команды менеджеров, а эффективность акционерных связей сама по себе является относительно низкой. В этой связи тенденция укрупнения пакетов акций на российских предприятиях, в том числе входящих в ФПГ, должна расцениваться положительно.

Довольно типична ситуация, когда крупнейшие пакеты акций сосредоточились в руках номинального держателя. Так, у номинального держателя «Депозитарно-расчетный союз» находится свыше 80 % акций Новокузнецкого алюминиевого завода (ФПГ «Интеррос»), свыше 50 % акций компании «ЛУКойл» (ФПГ «Волжская компания») и свыше 34 % акций Новолипецкого металлургического комбината (ФПГ «Металлоиндустрия») распоряжается ИНГ банк «Евразия». В рамках той же группы «Металлоиндустрия», около 43 % акций Михайловского ГОК находится у номинального держателя банка «Российский кредит». В руках номинальных держателей находится 35 % акций Магнитогорского металлургического комбината (ФПГ «Магнитогорская сталь»).

Вместе с тем, до сих пор крайне редко контрольный пакет акций находится в руках единственного владельца. Так, председатель совета директоров Стойленского ГОК (ФПГ «Металлоиндустрия») с начала 1999 г. до начала 2001 г. увеличил пакет акций, находящийся в его владении и владении членов его семьи, с 8 до 33 %. Это служит проявлением специфической модели «распределенного холдинга» или «распределенного контроля», когда фирма, фактически выступающая материнской, владеет акциями через свои дочерние или аффилированные компании.

И еще об одной интересной тенденции, которая наблюдается в изменении структуры собственности предприятий - участников ФПГ. За последние два года расширилось участие в акционерном капитале компаний, зарегистрированных на Кипре, Виргинских островах, в Люксембурге, Швейцарии и т.д. Их представительство в списках крупнейших акционеров расширилось приблизительно с одной трети до половины общего числа.

Довольно редки примеры, когда реструктуризация ФПГ по инициативе центральной компании, или одного из крупных участников, приводила к созданию стройной холдинговой структуры. Одним из немногочисленных примеров служит преобразование с 1997 по 2000 гг. ФПГ «Вятка-Лес-Инвест», объединяющей Нововятский ЛПК, леспромхозы Кировской области и ряд предприятий, выполняющих инфраструктурные функции. Формирование холдинга произошло в три этапа: формирование центральной компании ФПГ - выделение функциональных подразделений центральной компании, контролирующих основные финансовые потоки цепочки предприятий -создание специальной компании, которая, пользуясь зависимостью входящих в ФПГ предприятий от головного звена, быстро приобрела контрольные пакеты и ЛПК, и леспромхозов.

Необходимо отметить, что и в этом случае материнская компания вновь образованного холдинга лежит за пределами официально зарегистрированной группы. Это обстоятельство типично для реструктуризации российских групп, и оно затрудняет адекватную оценку роли ФПГ в процессе развития системы акционерного контроля.

Но, не смотря на то, что центральные компании ФПГ, как правило, не владеют значительными пакетами акций крупных промышленных предприятий, входящих в группы, членство руководителей центральных

компаний ФПГ в советах директоров предприятий (при владении небольшими пакетами акций), напротив, довольно широко распространено. По крайней мере, на 6 из 22 предприятий в советы директоров входят руководители, работающие или, по крайней мере, работавшие раньше в центральных компаниях соответствующих ФПГ.

Таким образом, вопреки ряду скептических прогнозов, оценивая историю развития акционерной собственности на предприятиях ФПГ за прошедшее время, можно заключить, следующее:

• изменение в распределении долей в акционерном капитале предприятий, входящих в ФПГ, отражает общую тенденцию консолидации собственности и контроля в российской промышленности;

• импульсы перераспределения пакетов акций на входящих в ФПГ предприятиях, как правило, исходили извне, поэтому в ближайшее время процесс перераспределения акций российских предприятий, в том числе входящих в ФПГ, скорее всего, будет продолжаться.

Следовательно, регистрация ФПГ не служит препятствием для включения предприятий в другие объединения.

Роль ФПГ в корпоративной интеграции в переходной

экономике

Распространенной ошибкой при анализе российских ФПГ является подход к ним с мерками развитой рыночной экономики. Это ведет к недооценке вклада групп в решение представленных специфических проблем, препятствует учету особенностей переходной экономики при сопоставлении разных вариантов интеграции.

Институциональные слабости российской экономики проявляются в дефиците доверия между экономическими партнерами. Эта проблема, с

одной стороны, подталкивает к форсированному формированию холдинговых структур, с другой стороны, создает трудности на этом пути.

История создания таких структур в России стала, по сути, историей постоянно генерируемых конфликтов. Анализ негативных последствий от создания и деятельности холдингов показал, что нейтрализовать их исключительно путем совершенствования законодательной базы не представляется возможным - слишком глубоки корни многих проблем.

Не только перспектива утраты контроля над финансовыми потоками, но и опасения деструктивных действий со стороны новых собственников питают сопротивление менеджеров тех предприятий, что теряют свою самостоятельность.

Необходимость аргументированного убеждения партнеров по группе в эффективности намечаемых действий решений имеет как недостатки, так и достоинства. Жесткий вариант интеграции облегчает демонстрацию временных успехов ценой истощения отдельных звеньев технологической цепочки.

Когда выгоды совместной реализации крупных проектов убедительны, когда участие банка в проекте не только обеспечивает его финансирование, но и облегчает распределение получаемых доходов между участниками, мягкая форма интеграции оказывается вполне дееспособной. Так был реализован ряд проектов, связанных с экспортом вооружений (ФПГ «Морская техника», ФПГ «Оборонительные системы»).

В качестве недостатка официальных ФПГ нередко указывают на то, что их центральные компании реально могут не являться центрами принятия групповых решений. Не следует драматизировать это обстоятельство. Конечно, оно снижает прозрачность деятельности таких групп для внешних портфельных инвесторов. Однако объединение в ФПГ призвано обеспечивать мобилизацию в первую очередь собственных

ресурсов группы. При недостатке этих ресурсов, прежде всего, правомерен вопрос о рациональных размерах ФПГ, о соответствии масштабов интеграции ее целям и задачам. При реальной заинтересованности в привлечении внешнего стратегического инвестора фактическая структура принятия решений в группе не будет для него секретом.

Одновременно зарубежный опыт свидетельствует о все более широком использовании «мягким» вариантам интеграции в наукоемких секторах производства.

Таким образом, обращение к «мягким» вариантам интеграции, какими по сути дела являются официальные ФПГ - не просто вынужденный компромисс в условиях переходной экономики, но и представляют собой попытку выхода из положения, когда фактор времени в интеграции предприятий становиться решающим, промедление ведет к большим потерям, а риск жестких вариантов объединения перевешивает их привлекательность. Этот опыт вынуждает усомниться в оценке российских ФПГ как в принципе искусственных образований. Не является экзотикой и государственная регистрация ФПГ. Официальный учет участников бизнес-групп практикуется и в таких странах, как Индия и Чили.

Проведенное исследование роли финансово-промышленных групп в российской экономике позволяет сделать следующие выводы.

1. Действующие финансово-промышленные группы убедительно доказывают, что объединение технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий позволяет сконцентрировать инвестиции, совместные усилия на решении крупных проектов в масштабах экономики страны,

упростить инвестирование в развитие производства, наладить выпуск продукции, способной конкурировать с зарубежной.

2. Результаты деятельности официальных российских ФПГ показывают, что при всех изъянах эти группы в целом вносят заметный вклад в укрепление крупного отечественного бизнеса, а, следовательно, являются естественной необходимостью для решения проблемы динамичного развития экономики России на современном этапе.

3. При оценке российских ФПГ следует учитывать не только критерии развитой рыночной экономики, но и специфические проблемы, стоящие перед этими группами в условиях переходной экономики. Эти условия в широком ряде случаев определяют целесообразность временного использования относительно мягких форм интеграции предприятий даже там, где в перспективе эффективно формирование холдинговых структур или мультидивизиональных корпораций. При совершенствовании нормативной базы ФПГ не следует пренебрегать потенциалом интеграции в форме простого товарищества.

4. Значительные изменения в составе акционеров даже крупных компаний-участников ФПГ подтверждают предположение о том, что структура многих зарегистрированных групп носит промежуточный характер как в силу слишком малых масштабов интеграции, так и в виду того, что реальные контролирующие группу центры нередко остаются за рамками ее официальной структуры.

5. Хотя центральные компании ФПГ часто не являются ведущим управляющим органом группы, это не исключает формирования такой эффективной структуры управления, в которой центральная компания выступает ее полезным звеном.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы (с обязательным включением слов «финансово-промышленная группа») и внесением в Государственный Реестр ФПГ.

Например, распоряжение Правительства РФ от 6.07.1994 № 858-р «О создании ФПГ "Эксохим"»; Указ Президента РФ от 2.11.1994 № 2057 «О создании ФПГ с участием АО "АвтоВАЗ" и "КамАЗ"»; постановление Правительства РФ от 21.05.1996 № 624 «О мерах государственной поддержки деятельности ФПГ "АтомРудМет"»; Указ Президента РФ от 4.07.1997 № 67 «О закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ - участников финансово-промышленной группы тяжелого и энергетического машиностроения и передачи их в доверительное управление»; постановление Правительства РФ от 7.121996 № 1446 «О финансово-промышленной группе "Каменская агропромышленная финансовая группа"» и др.

3 Постановление Правительства г. Москвы от 14.06.1994 № 488, которым одобрены «Основные принципы и подходы к концепции формирования финансово-

промышленных групп в Москве».

4 ту

К их числу относятся устав и другие договоры, заключаемые между участниками группы.

5 Запрет участвовать в нескольких ФПГ, очевидно, имеет целью предотвращение возможности "растаскивания" имущества ранее сложившихся производственно-хозяйственных объединений по нескольким структурам. Кроме того, ограничение на участие более чем в одной ФПГ направлено на предотвращение монополизации рынка, поскольку групп с одинаковым составом участников не создают условий для свободной конкуренции.

6 В настоящее время таким органом является Министерство промышленности, науки и технологий РФ (постановление Правительства РФ от 12.06.2000 № 515 «Вопросы Министерства промышленности, науки и технологий РФ»).

Наряду с Законом о ФПГ, правовое регулирование центральной компании осуществляется также законодательством, регламентирующим соответствующую организационно-правовую форму (Законы об АО, об ООО, о некоммерческих организациях). Соотношение в иерархии этих Законов определяется исходя из принципа приоритета специальной нормы над общей. Специальные нормы в этом случае содержит Закон о ФПГ.

8 л

В настоящее время все вопросы, связанные с регистрацией и контролем за деятельностью ФПГ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

9 Правительство РФ распоряжением от 04 апреля 2000 № 491-р приняло положительное решение по указанному запросу.

10 Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу 5.06.2000 № А40-2893/00-79-59 (решение вступило в силу 10.07.2000 г.)

11 Предложенные классификационные признаки являются, с одной стороны, достаточно исчерпывающими для того, чтобы с их помощью можно было выявить наиболее общие экономические закономерности создания ФПГ, с другой стороны, достаточно общими, чтобы абстрагироваться от описания конкретных групп.

Исследователи ФПГ в своих работах приводят различные числовые критерии для оценки величины группы, поэтому качественный анализ распределения ФПГ по разным классам (малый, средний, крупный), приведенные в данной статье может значительно различаться с уже имеющимися работами.

13 Был прецедент создания ФПГ на базе торгово-коммерческого объединения, но в связи с ликвидацией ФПГ «Сокол», данный тип был исключен из рассмотрения.

14 Здесь и далее к общему количеству зарегистрированных ФПГ.

15 В зависимости от величины группового оборота, ФПГ можно классифицировать как крупные (ФПГ с товарооборотом более 1000 млн. долл.), средние (от 100 до 1000 млн. долл.), малые (ФПГ с товарооборотом менее чем 100 млн. долл.).

16 На первых порах становление финансово-индустриальных групп происходило, без непосредственного участия государства, но постепенно начала вырисовываться политика государства в отношении ФПГ. В результате появилось другое направление развития ФПГ в России, связанное с практикой создания и деятельности официально регистрируемых ФПГ. Их формирование получило определенную правовую базу с выходом Президентского Указа № от 5.12.1993 г., а позднее, с принятием Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ, а также ряда других нормативно-правовых документов.

17 Аналитический обзор составлен на основе отчетных материалов о деятельности ФПГ, представляемых в соответствии с требованиями Федерального закона «О финансово-промышленных группах» и форм государственного статистического наблюдения № 1-фпг, утвержденных Госкомстатом России.

18 Приведенные данные о деятельности ФПГ основаны на обобщении базы данных Государственного комитета по статистике, включающей сведения о 53 ФПГ (в том числе 11 межгосударственных и транснациональных ФПГ), представленных центральными компаниями. В состав этих групп входят 915 участников -юридических лиц, которые производят продукцию, составляющую 6,5 % от общего объема производства в российской промышленности.

19 Если исходить из объема отгруженной промышленной продукции, условно разделив ФПГ на три группы: на малые (выпуск до 100 млн. долларов), средние (выпуск от 100 до 1000 млн. долларов) и крупные (выпуск более 1000 млн. долларов), то в 2000 году 4 % ФПГ являются крупными, 32 % средними и 64 % малыми.

20 НК «ЛУКойл», НК «Норси-ойл» (Волжская ФПГ); «АвтоВаз», «КамАЗ» («Волжско-Камская ФПГ»), РАО «Норильский Никель», Новокузнецкий алюминиевый завод (ФПГ «Интеррос»), ГАЗ, «Нижнекамскшина», Заволжский моторный завод, Павловский автобусный завод, Борский стекольный завод, «Балаковорезинотехника», Кировский шинный завод (ФПГ «Нижегородские автомобили»), Новолипецкий металлургический комбинат, Михайловский ГОК, Стойленский ГОК (ФПГ «Металлоиндустрия»), Магнитогорский металлургический комбинат, Первоуральский новотрубный завод (ФПГ «Магнитогорская сталь»); Челябинский металлургический комбинат, Магнитогорский калибровочный завод (ФПГ «Объединенная горно-металлургическая компания»); Орско-Халиловский

металлургический комбинат, Выксунский металлургический завод (ФПГ «Носта-Трубы-Газ»).

Список финансово-промышленных групп, внесенных в Реестр ФПГ за период 1993 - 1 мая 2002 гг.

Наименовани е ФПГ Местора сположение центральной компании Наименование ФПГ Месторасполо жение центральной компании

"Авангард" г. Москва 1. " Нефтехимпром" г. Москва

"Авико-М" г. Москва 2. " Нива Черноземье" г. Новгород

"Агентство мониторинга грузопотоков" г . Королев, Московская область 3. " Нижегородские автомобили" (транснациональн ая) г. Нижний Новгород

"АПЕК" г. Санкт-Петербург 4. " Носта-Трубы-Газ" г. Новотроицк

" Арамидтех" г. Москва 5. "Оборонные системы" (межгосударствен ная) г. Москва

"АтомРудМет г. Москва 6. " Оборонметхимпр ом" г. Москва

" Аэрокосмич еское оборудование" (межгосударс твенная) г. Москва 7. " Объединенная горно-металлургическая компания" г. Москва

"Аэрофин" (транснациональная) г. Москва 8. Объединенная промышленно-строительная компания" г. Рязань

"Балтийская строительная компания" г. Санкт-Петербург 9. " Оптроника" (транснациональн ая) г. Москва

" Барколь" г. Москва 0. " Приморье" г. Владивосток

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Беловская" г. Белово 1. "Продовольствен ная корпорация "Дон" г. Ростов-на- Дону

"БелРусАвто" (межгосударственна я) г. Москва 2. " Промприбор" г. Москва

"ВИТА" г. Санкт-Петербург 3. " Росагропром" (транснациональн ая) г. Москва

"Волжская компания" г. Нижний Новгород 4. "РОССА-ПРиМ" г. Рязань

"Волжско-Камская" г. Москва 5. " Российский авиационный консорциум" г. Москва

" ВосточноСибирская группа" г. Иркутск 6. " Российский алмазный союз" г. Москва

"Вторметинве ст" г. Москва 7. "РОССТРО" г. Санкт-Петербург

"Вятка-Лес-Инвест" г. Киров 8. "РОССТОИ" г. Москва

"Гормашинве ст" г. Санкт-Петербург 9. Роствертол" г. Ростов-на- Дону

"Дальний Восток" г. Владивосток 0. " Ростов Великий" г. Ростов

"Двигатели НК" г. Самара 1. "РусИнкор" г. Санк-Петербург

"Демидовски й стиль" г. Тула 2. "Русопром" г. Москва

" Донинвест" г. Ростов-на- Дону 3. " Русская меховая корпорация" г. Москва

" Драгоценнос ти Урала" г. Екатеринбург 4. " Русский текстиль" г. Москва

" Еврозолото" г. Москва 5. "Русхим" г. Москва

Евроазия 6. "САПИ" г. Якутск

" Единство" г. Пермь 7. "Святогор" г. Челябинск

"Жилище" г. Москва 8. " Северные Курилы" г. Северо-Курильск

" Зерно-Мука-Хлеб" г. Москва 9. " Сибагромаш" г. Рубцовск

" Золотое зерно Алтая" г. Барнаул 0. " Сибирь" г. Новосибирск

" Индентифик ация и упаковка" г. Москва 1. " Скоростной флот" г. Москва

" Интерагроин вест" (межгосударс твенная) г. Москва 2. " Славянская бумага" (транснациональн ая) г. Москва

"Интербарене ц" г. Мурманск 3. " Сокол" г. Воронеж

"Интернавига ция" (межгосударс твенная) г. Москва 4. "Союзагропром" г. Воронеж

"Интеррос" (межгосударственна я) г. Москва 5. " Союзпроминвест г. Москва

" Интерхимпр ом" г. Москва 6. "Специальное транспортное машиностроение" г. Москва

"ИНФО ГРУПП" г. Москва 7. " Средуралстрой" г. Екатеринбург

" Каменская агропромышленная финансово-промышленная группа" г. Каменка 8. "ТаНАКо" (транснациональн ая) г. Красноярск

" Каскад" г. Москва 9. " Текстильный холдинг "Яковлевский" г. Иваново

" Квартон" г. Москва 0. " Титул" г. Москва

" Компания " Эльбрус" г. Москва 1. " Точность" (транснациональная) г. Москва

"Консорциум " Русский текстиль" г. Москва 2. " Трехгорка" г. Москва

" Контур" г. Новгород 3. " Тульский промышленник" г. Тула

" Корпорация "Главсредуралпроду кт" г. Москва 4. " Тяжэнергомаш" г. Москва

" Кузбасс" г. Кемерово 5. "Уральские заводы" г. Ижевск

" Кузассэлект ромтор" г. Кемерово 6. " Формаш" г. Москва

" Магнитогорс кая сталь" г. Магнитогорск 7. "Центр-Регион" г. Рязань

" Межгосмети з" (межгосударс твенная) г. Орел о "Эксобиотех" г. Москва

8.

"Металлоинд устрия" г. Воронеж 9. "Эксохим" г. Москва

" Морская техника неатомного подводного судостроения" г. Санк-Петербург 00 "Электронные технологии" (межгосударствен ная) г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.