Образец ссылки на эту статью: Толкачев А.Н. Роль философских установок в системе современного высшего образования молодежи // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 1 (29). С. 130-136.
УДК 378
РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ УСТАНОВОК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Толкачев Андрей Николаевич
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, 9757417@gmail.com, +7-915-123-07-63
Аннотация. Без нахождения соответствующего философского подхода к образованию, получение глубоких систематизированных знаний и овладение необходимыми навыками работы стоит под большим вопросом. В статье исследуются некоторые философские установки, предложенные современным ученым Экхартом Толле, применимые в системе высшего образования для формирования у студентов необходимых взглядов, ценностей и категориального аппарата. Сосредоточивается внимание на правильной интерпретации деятельностного подхода в мышлении и поведении. Автор приводит суждения о том, какие именно философские установки помогут в осуществлении профессионального самообразования и личностного роста, проектировании дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Ключевые слова: восприятие; изучение; понимание; отказ; мотивирование; философия образования; философская установка; деятельностный подход.
THE ROLE OF PHILOSOPHICAL ATTITUDES IN THE SYSTEM OF MODERN HIGHER EDUCATION FOR YOUTH
Tolkachev Andrey Nikolaevich
ANO VO "Institute of Business and Design", Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopovsky pereulok, 9), Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, 9757417@gmail.com, +7-915-123-07- 63.
Abstract. Without finding an appropriate philosophical approach to education, obtaining deep systematized knowledge and mastering the necessary work skills is a big question. The article examines some of the philosophical guidelines proposed by the modern scientist Eckhart Tolle, applicable in the system of higher education for the formation of the necessary views, values and categorical apparatus among students. The attention is focused on the correct interpretation of the activity approach in thinking and behavior. The author gives judgments about what kind of philosophical attitudes will help in the implementation of professional self-education and personal growth, designing a further educational route and professional career.
Key words: perception; study; understanding; refusal; motivation; philosophy of education; philosophical attitude; activity approach.
Введение
В противовес обыденным представлениям об исчерпанности влияния философии на общественную жизнь сразу же подчеркнем, что в настоящее время философия, ее категории остаются важнейшими методологическими основаниями и эффективным инструментом осмысления новой реальности, и это осмысление фундаментирует систему образования для каждого человека. Налицо тенденция осовременивания как философских, так и общенаучных понятий: «познание», «деятельность», «обучение», «системность», «рефлексивность», «самоорганизация». Для постижения современной действительности к логике и психологии добавляются: интуиция, фантазия и воображение. Возросла потребность в «неявном знании», «творческой интуиции», психологических и экзистенциальных представлениях, которая формируется в самых разных форматах, включая ставшие такими популярными социальные сети [1, с. 12092].
Совершенно очевидна необходимость по-новому «прочитывать», переоценивать, отбирать из академической философии принципы, которые способны объяснять современные процессы и исключать устаревшие, потерявшие при новых социальных отношениях прежнюю теоретическую значимость [2, с. 148; 3]. Новые гипотезы и новые концептуальные решения в различных сферах общественной' жизни стали импульсом и движущей силой в постоянном обновлении и усовершенствовании многосложной реальности. [4, с.12].
Сформулированные И. Кантом в крупнейших его работах вопросы «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» [5, с. 11], могут рассматриваться в настоящее время в качестве философского обоснования выработки базовых компетенций - познавательной, гражданской, профессиональной, нравственной и других.
Цель исследования. Статья призвана выявить философские установки, которые наиболее актуальны при получении высшего образования молодым человеком и объяснить важность, а также суть их применения в образовательном процессе.
Методы исследования
При работе над статьей автор использовал следующие методы: теоретический анализ философских терминов, сравнение различных подходов к получению знаний, обобщение различных точек зрения и суждений.
Результаты исследования и их обсуждение
В наше время особое место в образовательном процессе по-прежнему занимает деятельностный подход, в котором различные виды деятельности при получении знаний и обретении навыков получают более глубокий смысл. Также важна формулировка В.А. Лекторского о том, что «деятельностный подход может показать свою состоятельность в современных условиях только в том случае, если в его рамках будут предприниматься попытки понимания тех феноменов, которые были выявлены в недеятельностных и антидеятельностных концепциях: феноменологии, ряде вариантов аналитической философии сознания и аналитической философской психологии, в когнитивной психологии, исходящей из компьютерной метафоры психических процессов» [6, с. 87]. Следовательно, деятельностный подход неосуществим без научного поиска, без творческой интуиции и осмысления реальных фактов, потому педагогическая деятельность как деятельность творческая, инновационная должна иметь соответствующее философское обоснование.
Деятельностный подход в образовании подразумевает активную позицию учащегося в получении знаний на всех этапах обучения, где он философски осознает необходимость этого и имеет соответствующие философские установки. Детально данный процесс описан в трудах современного французского философа О. Бренифье [7, с. 223].
Именно деятельностный подход предложен ученым Экхартом Толле, чьи философские идеи о подходах к образованию мы подвергнем краткому анализу. Его жизненный опыт и опыт ученого являются, пожалуй, самым сильным аргументом в пользу наличия рационального зерна в его идеях.
Достаточно сказать, что выдающийся философ современности, о котором идет речь, в 1977 г. с честью выбрался из многолетней, тяжелой депрессии и смог провести своеобразный самоанализ того, как ему это удалось. Он выяснил, что «основная причина горя — не ситуация, а твои мысли о ней». Ученый обнаружил, что своими руками, своей мыслью создал воображаемое несчастное «Я». И тогда задал себе вопрос «Кто я?» Но ответы, которые ему пришли в голову, его не удовлетворяли. Толле увидел, что для ответа на этот вопрос каждый раз выстраивал идеальную конструкцию своего образа, т.е. строил карточный домик и в прямом смысле слова опасался за его устойчивость. В итоге он не получил того, на что рассчитывал. «Я чувствовал, как меня словно втянуло в какую-то пустоту», - опишет он в своей монографии «Сила Настоящего» [8, с. 57].
Толле понял, что достиг предела страданий, что в голове мешанина темных мыслей, что не может жить с самим собой придуманным, - нужно немедленно принять себя таким, каков есть в данный момент, и принять благо жизни, которое сейчас даровано. Вот это ключевой момент, - принять существующую ситуацию и извлекать из нее максимум пользы. Толле нашел для себя оптимальное положение - это положение наблюдателя собственной
жизни. Он втянулся в новый для себя процесс самообследования, и всякий раз получал и фиксировал в дневнике то, что устанавливал. У него появилось другое самоощущение, прилив сил и энергии. «На следующее утро я проснулся и обнаружил, что всё во мне пребывает в необычайном внутреннем спокойствии и равновесии. ...Во всём было лишь ощущение силы присутствия или ощущения силы жизненной энергии, безмолвно наблюдающей за происходящим» [8, с. 59].
Толле пережил состояние глубокой внутренней трансформации, пожертвовал своей работой, репутацией, ожиданиями от него семьи и окружающих, он стал для них «юродивым», выражаясь по-нашему, но именно эта жертвенность всеми привязанностями прошлой жизни помогла ему построить собственную философскую систему взглядов. От изучения себя он пришел к изучению окружающего мира. И таким образом включился в образовательный процесс. Получив определенный опыт, ученый сформулировал ряд философских установок. Философской установкой принято считать ориентацию философской рефлексии, содержащая в себе отношение к объекту мысли и предварительное, предельно схематизированное представление о нём.
Итак, рассмотрим философские установки философа по пяти ключевым вопросам образования.
1. Выбор способа восприятия мира через восприятие реального себя.
Э. Толле называет два способа восприятия мира. Первый — это тот, от которого он избавился. Это «восприятие мира через фильтры ума, обусловленные и ограниченные памятью, опытом, концепциями, системами верований, догмами и идеями, т. е. сильно искажая то, что видится, и декодируя, «собирая» тем самым «кривой» мир». И второй способ, который характеризуется восприятием напрямую, т. е. минуя любые фильтры ума. «Когда ум чист, пуст и молчит — реальность (хоть она и относительная) видится такой, какая она есть, без суда и комментариев ума. В первом случае воспринимается мёртвый мир, т. е. даже не мир, а мысли о мире и о «себе». Во втором воспринимается и «осознаётся сама жизнь».
2. Умение переключаться с обдумывания проблем на поиски новых решений.
Если отправиться в путешествие на природу, заняться чтением книг, творчеством, наконец, - обязательно почувствуешь, как многие заботы, спутанные мысли, начинают таять, как снег на солнце. «Разум не способен ни понимать, ни создавать красоту. Думая, ты не решаешь проблемы - думая, ты их создаёшь. Решение всегда возникает, когда ты выходишь из думанья и входишь в состояние Тишины и абсолютного Присутствия, пусть даже на мгновение».
3. Умение преодолевать моральные угрызения совести.
В нашем окружении всегда есть люди, которые говорят об одних и тех проблемах, о своих переживаниях на протяжении долгих лет. Это же поведение они проецируют на учебу, находя в ней массу проблем и теряя
философский смысл. Учеба для них - лотерея, может поможет в дальнейшем, а может нет. Они упускают возможность обоснования безусловной пользы самого процесса обучения. Э. Толле пишет: «Где есть злость, под ней всегда скрывается боль. Боль питается только болью. Боль не может питаться радостью. Она не способна ее переварить. Стоит телу боли завладеть тобой, как ты начинаешь хотеть еще больше боли. Ты становишься жертвой или преступником. Ты хочешь причинять боль или страдать от боли, или и то и другое одновременно» [8, с. 61]. Здесь Э. Толле следует за философией Дж. Беркли, давшего философское обоснование того, как восприятие зависит от состояния субъекта.
4. Деятельностный подход как способ избавиться от лени.
Если вспомнить басню И.А. Крылова «Охотник», там есть такие слова:
"Как часто говорят в делах: ещё успею.
Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросяся не с умом,
А с леностью своею".
Как же применить деятельностный подход?
Есть народная поговорка «Глаза боятся, а руки делают». Нужно предпринимать какие-то действия в отношении своего дела, не задумываясь о том, что много материала надо прочесть, выучить, написать. Об опыте, дающем достоверные знания, писал еще Фрэнсис Бэкон. С тех пор наука много раз исследовала этот процесс. Втянувшись в обучение, студент увидит, что все выглядит не так, как он думал, что от страха он напрасно гиперболизировал проблему, а это требует подбора соответствующих коммуникационных инструментов [9]. Страх: когда его обсуждаешь, анализируешь, значительно уменьшается, но еще более серьезный удар по этому ощущению наносит сам факт делания, когда мысли работают над производством действия. Заметим, что в процессе работы приходит интерес, воодушевление, вдохновение, - они замещают лень и страх выполнения работы.
5. Принятие ситуации такой, какова она есть на самом деле.
Э. Толле предлагает современный подход к решению этой проблемы. Человек должен ориентироваться на поиск конструктивного решения, а не на желание жаловаться. «Жаловаться — это не принимать то, что есть. Это неизменно несет в себе неосознаваемый негативный заряд. Когда ты жалуешься, то превращаешь себя в жертву. „.Вы не можете быть одновременно сознательны и несчастны, сознательны и негативны. Все формы негативности, грусти, страдания есть признаки сопротивления, а сопротивление всегда неосознанно».
Здесь возможен небольшой эксперимент на проверку самочувствия. Сначала применить поведение борца: доказывать правоту, писать заявления, просьбы, требования и жалобы, - а потом вести себя ровно наоборот. По завершении сравнить эти два своих состояния. Одни говорят, когда они терпели, были похожи на салтыковского «премудрого пескаря» и чего-то опасались, а другие говорят, что лучше себя почувствовали. У первых, как
видим, удар по самооценке, типа, как же так, ты должен бороться..., а вот у вторых, наоборот, прилив сил. Каждый человек определяет свою позицию и свое состояние.
Выводы
Современные философы подчеркивают значимость философии образования для педагогов, определяя её специфику в том, что данное научное направление должно разрешать сомнения педагогов в ценности образовательных усилий, которую нельзя сводить только к получению компетенций; и как то, что, в итоге приводит педагогов к пониманию миссии собственной образовательной работы [10, с. 139].
Таким образом, мы приходим к выводу, что новое качество образовательного процесса, соответствующего современным вызовам и запросам учащихся, можно обеспечить только во взаимодействии философии, психологии и педагогики.
Список литературы
1. Orishev A.B., Mamedov A.A., Kotusov D.V., Grigoriev S.L., Makarova E.V. Digital Education: Vkontakte Social Network as a Means of Organizing the Educational Process // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12092.
2. Оришев А.Б., Толкачев А.Н. Сторителлинг как инструмент повышения активности работы студентов на учебных занятиях // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 2 (26). С. 140-149.
3. Мамедов А.А.О., Оришев А.Б., Ромашкин К.И. История и философия науки. М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 206 с.
4. Калашникова Е.М. Роль философии в современном образовании // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. С. 11-16.
5. Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С.155.
6. Лекторский В.Н. Эпистемология: классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2002. 225 с.
7. Бренифье О. «Оскар Бренифье: на семинарах надо задавать ритм мышления» // Event-маркетинг. 2013. № 3. С. 218-223.
8. Толле Э. The Power of Now. Сила Настоящего. М.: София, 2022. 256 с.
9. Толкачев А.Н. Как успешно выступить перед аудиторией: коммуникационные инструменты и ситуации // Маркетинговые коммуникации. 2018. № 1. С. 68-78.
10. Мандель Б.Р. Философия образования. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2017. 501
с.
References
1. Orishev A.B., Mamedov A.A., Kotusov D.V., Grigoriev S.L., Makarova E.V. Digital Education: Vkontakte Social Network as a Means of Organizing the Educational Process // Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 12092.
2. Orishev A.B., Tolkachev A.N. Storitelling kak instrument povysheniia aktivnosti raboty studentov na uchebnykh zaniatiiakh (Storytelling as a tool to increase the activity of students in the classroom), Biznes i dizain reviu, 2022, no 2 (26), pp. 140-149.
3. Mamedov A.A.O., Orishev A.B., Romashkin K.I. Istoriia i filosofiia nauki (History and philosophy of science.). M.: RIOR, Infra-M, 2017. 206 p.
4. Kalashnikova E.M. Rol filosofii v sovremennom obrazovanii (The role of philosophy in modern education), Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriia № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2013, no 1, pp. 11-16.
5. Kant I. Soch. v 6 t. M.: Mysl, 1966. T. 6. S.155.
6. Lektorskii V.N. Epistemologiia: klassicheskaia i neklassicheskaia (Epistemology: classical and non-classical). M.: URSS, 2002. 225 p.
7. Brenife O. «Oskar Brenife: na seminarakh nado zadavat ritm myshleniia» ("Oscar Brenifier: at seminars it is necessary to set the rhythm of thinking"), Event-marketing, 2013, no 3, pp. 218-223.
8. Tolle E. The Power of Now. Sila Nastoiashchego. M.: Sofiia, 2022. 256 p.
9. Tolkachev A.N. Kak uspeshno vystupit pered auditoriei: kommunikatsionnye instrumenty i situatsii (How to successfully speak to an audience: communication tools and situations), Marketingovye kommunikatsii, 2018, no 1, pp. 68-78.
10. Mandel B.R. Filosofiia obrazovaniia (Philosophy of education). Moskva-Berlin: DirektMedia, 2017. 501 p.
Работа поступила в редакцию: 03.01.2023 г.