Научная статья на тему 'Роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях'

Роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВО / духовная сфера общественной жизни / социально-гуманитарное образование / вузовская философия / президентские указы / воспитание граждан / деколонизация общественного сознания / special military operation / spiritual sphere of public life / socio-humanitarian education / university philosophy / presidential decrees / education of citizens / decolonization of public consciousness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михель Дмитрий Викторович, Михель Ирина Владимировна

Российская система вузовского социально-гуманитарного образования сложилась на фоне распада СССР. На смену идеологизированной системе марксистско-ленинских дисциплин пришла западно-ориентированная либеральная система, в которой философия стала играть роль транслятора западных философских идей и ценностей. Либеральное российское государство более тридцати лет отказывалось от контроля над деятельностью профессионального философского сообщества и содержанием философских знаний, распространяемых в вузах. С началом проведения специальной военной операции ситуация стала меняться, и государство посредством президентских указов поставило перед профессиональным сообществом задачу охраны традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. Данная задача напрямую связана с задачей деколонизации общественного сознания и возвращением к грандиозному философскому опыту, накопленному русской культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Philosophy in the System of University Social and Humanitarian Education in Current Socio-Political Conditions

The present-day Russian system of university social and humanitarian education was formed against the background of the collapse of the USSR. The ideologized system of Marxist-Leninist disciplines was replaced by a Western-oriented liberal system in which philosophy began to play the role of a translator of Western philosophical ideas and values. For more than thirty years, the liberal Russian state refused to control the activities of the professional philosophical community and the content of philosophical knowledge disseminated in universities. With the beginning of the special military operation, the situation began to change, and the state, through presidential decrees, set before the professional community the task of protecting the traditional spiritual and moral values of Russian society. This task is directly related to the task of decolonizing public consciousness and returning to the grandiose philosophical experience accumulated by Russian culture.

Текст научной работы на тему «Роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях»

■ ■ ■ Роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях

Михель Д.В., Михель И.В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Российская система вузовского социально-гуманитарного образования сложилась на фоне распада СССР. На смену идеологизированной системе марксистско-ленинских дисциплин пришла западно-ориентированная либеральная система, в которой философия стала играть роль транслятора западных философских идей и ценностей. Либеральное российское государство более тридцати лет отказывалось от контроля над деятельностью профессионального философского сообщества и содержанием философских знаний, распространяемых в вузах. С началом проведения специальной военной операции ситуация стала меняться, и государство посредством президентских указов поставило перед профессиональным сообществом задачу охраны традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. Данная задача напрямую связана с задачей деколонизации общественного сознания и возвращением к грандиозному философскому опыту, накопленному русской культурой.

Ключевые слова: СВО, духовная сфера общественной жизни, социально-гуманитарное образование, вузовская философия, президентские указы, воспитание граждан, деколонизация общественного сознания

Для цитирования: Михель Д.В., Михель И.В. Роль философии в системе социально-гуманитарного образования в новейших социально-политических условиях // Коммуникология. 2024. Том 12. № 1. C. 47-53. DOI 10.21453/2311-3065-2024-12-1-47-53.

Сведения об авторах: Михель Дмитрий Викторович - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82. E-mail: mikhel-dv@ranepa.ru. ORCID: 0000-0003-22501626. Михель Ирина Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82. E-mail: mikhel-iv@ranepa.ru. ORCID: 0000-0002-2916-4653.

Статья поступила в редакцию: 14.02.2024. Принята к печати: 16.03.2024.

Введение. Начало проведения специальной военной операции актуализировало вопрос о противостоянии нашей страны с «коллективным западом» в военной, экономической и информационной сферах. Провозгласив своей целью защиту суверенитета, Российская Федерация получила моральную поддержку со

Creative Commons BY

47

стороны многих и стала глобальным «лидером антиколониальной революции»1 [Исаев].

Сегодня задачи антиколониальной революции сводятся уже не только к экономическому противостоянию с обновленным неоколониализмом, но и к борьбе за сохранение собственной идентичности, системы ценностей, исторической памяти, культуры, науки и языка [Абрамова, Фитуни: 83]. Пространством, где разворачивается эта борьба, является сфера общественного сознания. Важный ее сегмент - современная система вузовского социально-гуманитарного образования.

Предлагаемая статья направлена на обсуждение вопроса о роли философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования в условиях глобальных изменений, вызванных СВО и ее следствием - антиколониальной революцией. Данный вопрос рассматривается в историческом контексте с акцентом на трансформациях, происходящих в российском образовании.

Методы исследования. В данной работе авторы используют подходы и методы исторического знания: системный подход, историко-системный и историко-генетический метод. В качестве источников используются официальные документы, учебники по философии, материалы открытой печати.

Система вузовского социально-гуманитарного образования

Современная российская система вузовского социально-гуманитарного образования возникла к началу 1990-х годов на фоне распада СССР и советской идеологизированной системы высшего образования. Последняя была представлена системой марксистско-ленинских дисциплин, отвечающих за формирование идеологически сознательных и действующих в интересах государства граждан. На исходе 1980-х годов руководство СССР вместе с представителями академических кругов приступило к демонтажу системы марксистско-ленинских дисциплин и замене ее на западно-ориентированную систему социально-гуманитарного образования.

Демонтаж советской системы вузовского образования сопровождался де-коммунизацией общественной жизни и введением запрета на обязательную для всего общества идеологию. Его итоги нашли свое отражение в 13-й статье Конституции РФ, зафиксировавшей положение об «идеологическом многообразии»2 и, как следствие, отказ государства от контроля над сферой духовной жизни. Несмотря на законодательное закрепление «идеологического многообразия» в ряде ее сфер, включая вузовское образование, восторжествовал либерализм.

1 Исаев А. (2023). Западная демократия по своему генезису и природе является демократией рабовладельческой // Российская газета, 8 августа 2023 г [эл. ресурс]: https://rg.ru/2023/08/08/andrej-isaev-rossiia-lider-antikolonialnoj-revoliucii.html (дата обращения: 08.02.2024).

2 Конституция Российской Федерации в ред. 2009 года. М.: Юридическая литература.

Уже к началу 1990-х годов сфера высшего образования превратилась из места по воспитанию сознательных граждан в индустрию по производству «квалифицированных потребителей» — «пользователей чужих идей и технологий» [Старцев: 96]. Это видно и на примере вузовской философии.

Трансформации вузовской философии

Идеологические основы советской вузовской философии были заложены с появлением учебника по диалектическому и историческому материализму под редакцией М.Б. Митина [Митин]. Личное участие И.В. Сталина в разработке проблем диалектического и исторического материализма, нашедшее отражение в рамках «Краткого курса истории ВКП (б)» [История ВКП: 99-127], стимулировало совершенствование советских философских учебников. В начале 1950-х годов на смену учебнику М.Б. Митина пришли «Диалектический материализм» академика Г.Ф. Александрова [Александров] и «Исторический материализм» академика Ф.В. Константинова [Константинов]. Все последующие философские учебники так или иначе повторяли эти учебники вплоть до конца 1980-х годов.

На исходе 1980-х годов идеологический контроль со стороны государства над философским сообществом исчез. Отдельные же его представители, приближенные к М.С. Горбачеву, такие как академик И.Т. Фролов, взяли курс на деи-деологизацию вузовского философского образования. При этом очищая вузовскую философию от марксизма, И.Т Фролов и его коллеги открыли вузовское образование для идей либеральной западной философии. В 1989 году коллектив во главе с И.Т Фроловым выпустил двухтомный учебник «Введение в философию» [Фролов], ставший образцом для всех последующих философских учебников времен перестройки, распада СССР и более чем тридцатилетней постсоветской эпохи [Миронов; Спиркин].

Учебник И.Т. Фролова включал два раздела - историю философии и курс «теоретической философии», рассматривающий такие понятия, как бытие, материя, сознание и др. Особенностью учебника стал его западно-центричный подход к трактовке развития философии, основанный на гегелевской модели, выделяющей три основных этапа историко-философского процесса - Восток, античность со средневековьем, современный западный мир. При этом марксистская философия уже не рассматривалась как вершина философской мысли. Подчеркивалась важность философских идей современного Запада. Что касается самобытной русской философии, то о ней авторы учебника стыдливо умолчали. В сущности, учебник И.Т Фролова инициировал процесс колонизации сознания российских студентов западными философскими доктринами.

Перемены в государственном подходе к философии

Если руководители советского государства уделяли большое внимание содержанию философского образования в вузах, то с начала 1990-х годов либе-

ральное российское государство перешло к принципу laissez faire и отказалось от контроля над деятельностью философского сообщества. Оставленное же без финансовой поддержки от государства философское сообщество стало рассматривать Запад и как источник философских идей, и как источник материальной поддержки своей деятельности. Ситуация не изменилась и после 2000 году, когда финансовая помощь сообществу со стороны государства, прежде всего в форме грантов, стала расти [Козлова].

Новым инструментом государственного контроля над вузовской философией стали государственные образовательные стандарты. Их первое поколение появилось в 2000 году, второе - с 2005 года, третье — с 2009 года [Хисматуллина: 399]. В первых двух поколениях ФГОС философия фигурировала как особая дисциплина со своей проблематикой, но начиная с ФГОС-3 само упоминание философии исчезло, а стандарты предписывали лишь необходимость выработки у студентов способности критически мыслить и толерантно относиться к ценностям иных культур. По сути, вопрос о том, как обучать студентов философии, государство полностью передоверило профессиональному сообществу. Если же иметь в виду резко возросшую роль Интернета, то необходимо признать, что с начала 2000-х гг. философские представления студенческой молодежи стали формироваться посредством личных вкусов преподавателей и вкусов самих студентов, погрузившихся в Глобальную паутину.

С началом СВО ситуация изменилась, и государство обратило внимание на сферу духовной жизни, провозгласив необходимость защиты традиционных духовно-нравственных ценностей общества. В адрес философского сообщества, как и в адрес других групп, участвующих в формировании общественного сознания, был послан ряд сигналов, к числу которых следует отнести Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и Указ от 25.01.2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики». Этими нормативными актами были заданы государственные ориентиры для вузовской философии и всей системы социально-гуманитарного образования.

Результаты исследования

События, вызванные СВО, показывают, что важнейшей задачей для государства сегодня является деколонизация общественного сознания. Из сказанного вытекает вывод о том, что роль философии в системе социально-гуманитарного образования должна измениться. Сформулированная либеральными образовательными стандартами задача формирования у студентов способности критически мыслить и толерантно относиться к инокультурным, фактически западным, ценностям в контексте происходящих исторических изменений выглядит как совершенно несоответствующая курсу государства на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.

Сегодня роль философии в системе вузовского социально-гуманитарного образования должна быть связана не с критикой, а с защитой традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, с воспитанием граждан, а не «квалифицированных потребителей», использующих западные идеи и технологии. Решить эту задачу нынешнему, весьма либерализированному, российскому философскому сообществу будет непросто, но все же она ему по силам. В годы Великой Отечественной войны подобная задача была решена советскими философами, которые скорректировав свои планы, приступили к проектам, связанным с укреплением патриотизма [Черняев].

В исторических запасниках сообщества уже не один десяток лет почти без всякого применения пребывают знания, накопленные несколькими поколениями русских мыслителей. Когда в начале 1990-х годов некоторые представители сообщества обратились к осмыслению этого опыта, они столкнулись с вызовом разразившейся в системе социально-гуманитарного образования либеральной революции. С началом СВО эта революция завершилась, и началась другая, «антиколониальная» революция, открывающая перспективы для возрождения русской мысли и русского духа.

Заключение. С момента начала СВО наметились и первые серьезные перемены в сфере общественного сознания, которые напрямую затрагивают и систему вузовского социально-гуманитарного образования. С необходимостью они затронут и вузовскую философию, которая более тридцати лет была транслятором западных философских идей и западных ценностей в умы студенчества. Осознание философским сообществом своей миссии по защите традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества с необходимостью ставит перед ним задачу вновь обратиться к грандиозному философскому опыту, накопленному русской культурой.

Источники

Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. (2022). Вопросы современной африканистики и проблемы развития. Избранные статьи и научные доклады (2012-2022 гг.). М.: Институт Африки РАН.

Александров Г.Ф. (ред.) (1953). Диалектический материализм. М.: Госполитиздат.

История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс (1938). М.: Изд-во ЦК ВКП (б) «Правда».

Козлова Л.А. (2007). Государственная грантовая поддержка в общественных науках // Управление наукой и наукометрия. Т. 2. № 2. С. 115-134. БЭИ: ЯН11ШУ.

Константинов Ф.В. (ред.) (1951). Исторический материализм. М.: Госполитиздат.

Миронов В.В. (ред.) (2023). Философия: учебник. М.: Норма.

Митин М.Б. (ред.) (1932). Диалектический и исторический материализм. В 2 ч. Учебник для комвузов и втузов. М.: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ.

Спиркин А.Г. (2006). Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики.

Старцев М.В. (2017). Система образования России в условиях капитализма // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 16. № 4. С. 95-101. БЭИ: ХРКЯ1Ю.

Фролов И.Т. (ред.) (1989). Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1, 2. М.: Политиздат.

Хисматуллина З.Н. (2013). Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. Т. 16. Вып. 22. С. 397-401. EDN: ROMQWX.

Черняев А.В. (2020). Перед лицом исторических вызовов: деятельность советских философов в годы Великой Отечественной войны // Вопросы философии. № 12. С. 175-181. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-20-175-181. EDN: VCRZCG.

■ ■ ■ The Role of Philosophy in the System of University Social and Humanitarian Education in Current Socio-Political Conditions

Mikhel D.V., Mikhel I.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), Moscow, Russia.

Abstract. The present-day Russian system of university social and humanitarian education was formed against the background of the collapse of the USSR. The ideologized system of Marxist-Leninist disciplines was replaced by a Western-oriented liberal system in which philosophy began to play the role of a translator of Western philosophical ideas and values. For more than thirty years, the liberal Russian state refused to control the activities of the professional philosophical community and the content of philosophical knowledge disseminated in universities. With the beginning of the special military operation, the situation began to change, and the state, through presidential decrees, set before the professional community the task of protecting the traditional spiritual and moral values of Russian society. This task is directly related to the task of decolonizing public consciousness and returning to the grandiose philosophical experience accumulated by Russian culture.

Keywords: special military operation, spiritual sphere of public life, socio-humanitarian education, university philosophy, presidential decrees, education of citizens, decolonization of public consciousness

For citation: Mikhel D.V., Mikhel I.V. (2024). The role of philosophy in the system of university social and humanitarian education in current socio-political conditions. Communicology (Russia). Vol. 12. No. 1. P. 47-53. DOI 10.21453/2311-3065-2024-12-1-47-53.

Inf. about the authors: Mikhel Dmitry Vicktorovich - DSc (Philos.), Professor of the Department of Humanities, RANEPA. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 82. E-mail: mikhel-dv@ranepa.ru. ORCID: 0000-0003-2250-1626. Mikhel Irina Vladimirovna - CandSc (Philos.), associate professor at the Department of Humanities, RANEPA. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky ave., 82. E-mail: mikhel-iv@ranepa.ru. ORCID: 0000-00022916-4653.

Received: 14.02.2024. Accepted: 16.03.2024.

References

Abramova I.O, Fituni L.L. (2022). Contemporary issues in African studies and socio-economic development. Selected articles and academic papers. (2012-2022). Moscow: Institute of Africa of the RAS (in Rus.).

Alexandrov G.F. (ed.) (1953). Dialectical materialism. Moscow: Gospolitizdat (in Rus.).

Chernyaev A.V. (2020). Facing historical challenges: the work of Soviet philosophers during the Great Patriotic War. Voprosy filosofii. No. 12. P. 175-181. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-20-175181. EDN: VCRZCG (in Rus.).

Frolov I.T. (ed.) (1989). Introduction in philosophy. Textbook for higher education institutions in 2 parts. Moscow: Politizdat (in Rus.).

History of the Communist Party of the Soviet Union (Bolsheviks) (1938). Moscow: Pravda (in Rus.).

Khismatullina Z.N. (2013). Evolution of higher education standards: from a focus on knowledge, skills and abilities to the assessment of competencies. Bulletin of Kazan technological university. Vol. 16. No. 22. P. 397-401. EDN: ROMQWX (in Rus.).

Konstantinov F.V. (ed.) (1951). Historical materialism. Moscow: Gospolitizdat.

Kozlova L.A. (2007). Government grant support in social sciences. Science governance and sciencetometrics. Vol. 2. No. 2. P. 115-134. EDN: RHUNQV (in Rus.).

Mironov V.V. (ed.) (2023). Philosophy: textbook. Moscow: Norma (in Rus.).

Mitin M.B. (ed.) (1932). Dialectic and historical materialism, in 2 parts. Moscow: OGIZ SOTsEKGIZ (in Rus.).

Spirkin A.G. (2006). Philosophy: textbook. 2nd ed. Moscow: Gardariki (in Rus.).

Startsev M.V. (2017). Education system of Russia in the conditions of capitalism. Psychology-pedagogical journal Gaudeamus. Vol. 16. No. 4. P. 95-101. EDN: XFKRUD (in Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.