Научная статья на тему 'Роль федеральных жилищных программ в решении социальных задач региона'

Роль федеральных жилищных программ в решении социальных задач региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЁ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баяндурян Галина Левоновна, Багметов Владимир Викторович

В статье дана оценка федеральным жилищным программам для решения социальной миссии государства, рассмотрены их особенности, критерии отбора участников, итоги её реализации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль федеральных жилищных программ в решении социальных задач региона»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

2. Названова К.В. Инвестиционная деятельность и инновационное развитие: основные проблемы и ограничения (на примере Владимирской области) // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №6 (405). - С.56-66.

3. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010. №1815-р.

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ: официальный текст по состоянию на 11.11.2015.

5. Яковлева Н. Многофункциональный центр: новая модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. №22.

© Балашова Е.А., 2015

УДК 33

Баяндурян Галина Левоновна

д.э.н., профессор, КубГТУ, г. Краснодар, РФ Багметов Владимир Викторович

к.э.н., соискатель-докторант КУбГТУ, г. Краснодар, РФ

Galina.bayanduryan@ mail.ru

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА

Аннотация

В статье дана оценка федеральным жилищным программам для решения социальной миссии государства, рассмотрены их особенности, критерии отбора участников, итоги её реализации в стране.

Ключевые слова

Федеральная целевая программа, национальный проект, строительство, государственная

поддержка, социальное жильё.

Жилье является базовой потребностью, определяющей качество жизни человека, следовательно, на жилищно-строительный комплекс региона возлагается серьезная социальная миссия. Жилищно-строительный комплекс является драйвером развития экономики не только региона, но и страны в целом, так как формирует спрос на продукцию металлургии, станкостроения, электроники и других отраслей.

За первые годы рыночных преобразований в России накопилась масса проблем в сфере жилищного обеспечения населения, в условиях обслуживания приватизированного жилья, модернизации всего коммунального хозяйства и т.д. В целях решения проблемы, связанной с обеспечением доступности жилья для населения, создания безопасных, комфортных условий их проживания Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы [1].

В 2005 году для решения острых жилищных проблем в стране был предложен новый подход -формирование национальных проектов за счет увеличения объемов финансирования из федерального бюджета, но с активным участием региональных органов власти в реализации национального проекта. Приоритетным проектом в жилищной сфере стал национальный проект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России». Он стартовал в 2005 году. К сроку его окончания большинство российских семей должны были решить «квартирный вопрос». Для реализации национального проекта было принято 27 законов, принята новая редакция целевой программы «Жилище», подпрограммы [2]. Однако целевые индикаторы этой программы не были достигнуты.

При разработке новой редакции федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 гг. ставились

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

вопросы по созданию благоприятных условий строительства массового жилья экономкласса с использованием современных технологий повышения энергоэффективности, стимулированию спроса населения и государства на первичном рынке, содействию развитию жилищно-строительных кооперативов и др.

Выполнение параметров ФЦП «Жилище» в 2015 году стало проблематичным из-за сложной экономической ситуации. На совещании в Правительстве в феврале 2015 года по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности обсуждались и вопросы жилищного строительства в России. По поручению Главы Правительства России должны быть внесены поправки в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг., связанные с докапитализацией Агентства ипотечного жилищного кредитования в сумме 4,5 млрд. руб. (для финансирования поддержки отдельных категорий заемщиков) и выделением 9 млрд. руб на субсидирование ставок по ипотечному кредиту для сохранения платежеспособного спроса на жилье. Речь идет только о приобретении квартир экономкласса. [3]

Для дальнейшей реализации социальных задач государства в стране была разработана государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В составе этой государственной программы была разработана федеральная программа «Жилье для российской семьи». В федеральную программу вошли 58 регионов страны. Тройку лидеров федеральной программы составили Краснодарский край, Республика Татарстан, Иркутская область. В целом по стране в рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи» до конца 2017 года должно быть построено 25 млн. кв.м. жилья экономклассса (сверхдоступного жилья»), в том числе по годам: 2015 год - 5 млн. кв. м., 2016 год- 6 млн. кв. м., 2017 год - 14 млн. кв. м. жилья [4].

Федеральная программа «Жилье для российской семьи» имеет следующие особенности:

- она направлена на стимулирование застройщиков на возведение жилья экономкласса с возмещением государством части затрат на строительство;

- совокупный доход домохозяйств, претендующих на участие в федеральной программе, позволит им приобрести жилье с помощью ипотеки, материнского капитала, других форм поддержки.

- все инвестиции в строительство жилья экономкласса будут внебюджетными, то есть застройщиков, их размер предусмотрен в сумме до 750 млрд. руб.;

- строительство квартир экономкласса предусмотрено по трем типовым проектам площадью 33 кв.м, 54 кв.м, 65 кв.м из расчета 18 кв. м. на человека;

- программа предназначена для ограниченного круга населения: проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными, аварийными и подлежащих сносу; проживающих в помещениях с площадью менее 18 кв. м. на человека; имеющих доходы и имущество не более установленного размера; семей, являющихся получателями материнского капитала и др.;

- категории населения, отвечающие критериям, отраженных в предыдущем пункте вместе с тем, должны относиться к экономически активному платежеспособному населению, то есть иметь денежные средства, составляющие не менее 20% от стоимости жилья и способные выплатить остальную сумму в сроки, оговоренные с застройщиком;

- стоимость жилья экономкласса должна быть не более 30 тыс. руб. и не выше 80 % от рыночной цены за счет возмещения части затрат;

-предусматривается оказание государственной поддержки в обеспечении инженерной инфраструктурой за счет выпуска инфраструктурных облигаций АИЖК до 4 тыс. руб. за 1 кв. м. Инженерная инфраструктура будет выкупаться с помощью размещения указанных облигаций с залоговым обеспечением.

Первоначально предполагалось, что участниками программы будут те же категории граждан, которые состоят на учете на приобретение жилья по договорам социального найма.

В документе, принятом Минстроем РФ в 2014 году отмечено, что на участие в программе могут претендовать не только малообеспеченные граждане, но и граждане, имеющие среднедушевые доходы семьи в пределах диапазона, определенного правительством. Эти граждане могут иметь также собственное жилье, но его стоимость должна быть ниже, чем стоимость квартиры экономкласса с учетом социальных норм обеспеченности.

Нижний порог финансовых возможностей участников программы рассчитывается по специальной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

формуле. Она учитывает возможность приобретения квартиры с привлечением ипотечного кредита при условии ежемесячного платежа по ипотеке не более 35% совокупного месячного дохода семьи.

Поскольку не все потенциальные участники готовы привлекать банковские кредиты, количество желающих участвовать в программе может сократиться. По предварительным оценкам в разных регионах число потенциальных участников программы может составить от 3 до 7% домохозяйств.

Положительными сторонами реализации данной программы является субсидирование части стоимости строительства жилья за счет средств федерального бюджета, стабильные объемы продаж, отсутствие административных барьеров. В рамках госпрограммы предусматривается оказание поддержки застройщиков в части обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой через инфраструктурные облигации.

В то же время для строительных фирм выполнение госзаказа приведет к потере части прибыли за счет установления фиксированных цен. Фиксированная цена квадратного метра составит до 30 тыс. руб, но не более 80% от рыночной цены.

По мнению директора НП «Союз производителей бетона» Бублиевского А.Г. себестоимость строительства может быть ниже указанного уровня только при строительстве по типовым проектам с применением современных технологий индустриального домостроения (например технология полносборных панельных домов). Кроме того, по мнению специалиста, застройка должна быть массовой, что также будет способствовать снижению себестоимости квадратного метра жилья. Массовое строительство выгодно региону, так как развиваются сопутствующие отрасли, что влияет на увеличение доходов бюджета и обеспеченность рабочими местами [5].

Как указывалось выше, Краснодарский край также вошел в федеральную программу «Жилье для российской семьи», при этом заявка Кубани самая масштабная - 1, 95 млн. кв. м. В крае определено место строительства - восточная часть города Краснодара. Здесь должны возвести 43 тыс. «сверхдоступных» квартир, средняя площадь квартиры составит 45 кв. м.

В Краснодарском крае 22 октября 2014 года принят Закон «Об установлении категории граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по Краснодарскому краю реестра в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи».

В данном законе выделены категории населения края, имеющие право на приобретение жилья экономического класса. По сравнению с федеральным законодательством в крае расширен перечень категорий населения: получили право на такое жилье молодые семьи до 35 лет, сотрудники государственных муниципальных учреждений сферы культуры, науки, образования, соцзащиты и др.

Претенденты на социальное жилье могут иметь в собственности квартиру, но стоимость имущества не должна превышать 2,5 млн. руб, а общая площадь на каждого члена семьи - не более 18 кв.м. на человека.

В качестве верхнего порога финансовых возможностей участников программы установлен федеральный показатель - в размере 120% от среднедушевого дохода в регионе за последний год (по данным Росстата).

За 2013 году среднедушевые доходы по России сложились на уровне 25928 руб, в ЮФО - на уровне 21842 руб, в Краснодарском крае 25777 руб. Исходя из этих данных, верхний порог доходов для участников программы края должен составить 30932 руб. По данным за 1 полугодие 2014 года в Краснодарском крае среднедушевой доход составил 24925 руб, верхний порог для участников становится ниже - 29910 руб. [6].

Одной из задач федеральной программы является снижение ставки по ипотечным кредитам до уровня индекса потребительских цен +3,8 пункта. Однако в условиях резкого роста инфляции в конце 2014- начале 2015гг. эта задача сложна в выполнении.

По мнению зам. министра строительства Плутника А. конъюнктура на рынке ипотечного кредитования неблагоприятна из-за общей экономической ситуации. Для того, чтобы ипотека была доступна, необходимо снизить цену за кв. м. жилья и увеличить долю жилья экономкласса. Параметры такого жилья: энергоэффективность здания, предельная площадь квартиры, предельная цена за кв.м. [7].

В целом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что реализация национальных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

мегапроектов способствует решению социальных задач. В том случае, когда в программах учитываются инвестиционные возможности региона, это способствует выравниванию уровня социально-экономического развития территорий [8].

Вместе с тем, основную роль в жилищном обеспечении населения региона играют коммерческие проекты на рынке жилищного строительства. В связи с этим необходимо совершенствовать инструменты государственного регулирования, направленные на повышение социальной и экономической эффективности этого сектора.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»

2. О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Постановление Правительства РФ № 865 от 31 декабря 2005 г.

3. Поручения по вопросу поддержки рынка ипотечного жилищного кредитования. URL://http://govemment.ru govworks (62) /al.13.02.15.

4. О программе «Жилье для российской семьи». Заседание президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики. URL: //http:/фонджилище.рф /press center/al.20.02.15.

5. Бублиевский А.Г. Доступное жилье экономического класса в России: миф или реальность URL://http www.concrete-union/ru /presscentre/ al. 11.11.2013.

6. Оперативные данные Росстата URL://http:/ qkstat. ru/ wps/ rosstat. /al. 20.02.15.

7. Россиян обеспечат доступным жильем. Российская бизнес-газета, №947 от 13 мая 2014 года

8. Полиди А.А., Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М., Сичкар С.В. Методический подход к управлению инвестиционным развитием территории как фактором структурной модернизации //Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2014. № 3 (47). С. 267-272.

© Баяндурян Г.Л., Багметов В.В., 2015

УДК 338

Вахитова Зульфия Тагировна

старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень ZULFIYA-VAKHITOVA@ YANDEX.RU

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье анализируется понятие финансовой устойчивости. Оценивается многообразие традиционных методик анализа финансовой устойчивости предприятий.

Ключевые слова

Финансовая устойчивость, методика, комплексная оценка, финансовый анализ.

В условиях рыночной экономики одной из важнейших характеристик финансово-экономической деятельности предприятия является его финансовая устойчивость. Финансовая устойчивость - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска [2, с. 619].

В отечественной экономической литературе по финансовому анализу отсутствует единство взглядов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.