Научная статья на тему 'Роль федерального учебно-методического объединения в повышении качества среднего профессионального образования'

Роль федерального учебно-методического объединения в повышении качества среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вождаева Л.И., Шейфель О.А., Васильева О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль федерального учебно-методического объединения в повышении качества среднего профессионального образования»

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОВыШЕНИИ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. И. Вождаева

О. А. Шейфель

О. Г. Васильева

Л. И. Вождаева, кандидат технических наук, декан среднетехнического факультета Кемеровского государственного университета О. А. Шейфель, заместитель декана по учебно-методической и научной работе О. Г. Васильева, преподаватель

Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг.

Большая работа велась по формированию структуры и состава ФУМО. В структуре учебно-методического объединения представлено четыре секции, в каждую из которых входит до трех рабочих групп.

На этапе подбора учебных заведений для включения в состав ФУМО мы столкнулись с определенными сложностями: сначала приходилось директоров уговаривать, затем посыпались просьбы о включении учебной организации СПО в состав объединения.

В состав ФУМО вошли представители 35 образовательных учреждений из различных регионов России, в том числе четырех образовательных учреждений Кемеровской области (Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг, Новокузнецкого торгово-экономического техникума, Анжеро-Судженского политехнического колледжа, Юргинского технологического колледжа), осуществляющих подготовку студентов в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий и специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

В работе учебно-методического объединения приняли участие представители работодателей:

— департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

— ЗАО «Сибирская аграрная группа»;

— ООО «АгроСиб-Раздолье»;

— ЗАО «Бийский маслоэкстракционный завод»;

— ООО «Анжеро-Судженский фармацевтический завод».

Приказом Минобрнауки России от 16.07.2015 № 726 утверждено типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году созданы 42 федеральных учебно-методических объединения в системе среднего профессионального образования.

Целью данного проекта стало участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в обеспечении качества развития содержания среднего профессионального образования.

На базе среднетехнического факультета Кемеровского технологического института пищевой промышленности (университета) было создано федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий и специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии. Председателем ФУМО был определен проректор КемТИПП М. П. Кирсанов, заместителем председателя по программам подготовки специалистов среднего звена — Л. И. Вож-даева, декан среднетехнического факультета КемТИПП, заместителем председателя по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих — Е. В. Иванченко, директор

профессионального образования, согласно которому основными направлениями деятельности ФУМО СПО определены:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. В рамках данного направления деятельности учебно-методическим объединением осуществляются:

• подготовка предложений в Минобрнауки России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

• участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

• методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

• подготовка предложений по оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования.

2. Примерные образовательные программы. Данное направление включает:

• организацию разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ;

• взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти при организации разработки и проведения экспертизы примерных программ.

3. Обеспечение качества и развития содержания среднего профессионального образования предусматривает:

• проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

• обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ среднего профессионального образования;

• совместное участие с объединениями работодателей в разработке фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;

• участие в независимой оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации.

4. Профессиональное совершенствование деятельности научно-педагогических работников. ФУМО участвует:

• в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

• разработке профессиональных стандартов.

За период деятельности ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии была проделана большая работа по приоритетным направлениям деятельности:

1) актуализированы и согласованы с советами по профессиональным квалификациям федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по восьми профессиям: 19.01.04 Пекарь, 19.01.06 Аппаратчик производства сахара, 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий, 19.01.09 Наладчик (по отраслям), 19.01.10 Мастер производства молочной продукции, 19.01.11 Изготовитель мороженого, 19.01.12 Переработчик скота и мяса, 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства;

2) актуализированы и согласованы с советами по профессиональным квалификациям федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по семи специальностям: 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, 19.02.04 Технология сахаристых продуктов, 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие, 19.02.06 Технология консервов и пищеконцентратов, 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов, 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей;

3) внесены предложения в Минобрнауки России по оптимизации перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования в части исключения: 19.01.03 Аппаратчик элеваторного, мукомольного, крупяного и комбикормового производства; 19.01.05 Оператор поточно-автоматической линии (макаронное производство); 19.01.08 Пивовар; 19.01.13 Обработчик птицы и кроликов; 19.01.15 Аппаратчик получения растительного масла; 19.01.16 Оператор линии производства маргарина;

4) участие в независимой оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации: профессионально-общественной аккредитации профессии 19.01.17 Повар, кондитер, реализуемой в Новоуренгойском многопрофильном колледже, и профессии 43.01.09 Повар, кондитер, реализуемой в Черногорском техникуме торговли и сервиса, проводимой Кузбасской торгово-промышленной палатой;

5) оперативное информационное обеспечение деятельности ФУМО на портале федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании;

6)экспертиза методических разработок для участия в конкурсе «Лучшие практики методических разработок 2017 года для системы среднего профессионального образования»:

• методические рекомендации по организации и проведению внутри техникума смотра-конкурса «Технолог — золотые руки» среди студентов специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (Техникум пищевой промышленности СПбГЭУ);

• методическая инструкция «Порядок разработки, согласования и утверждения образовательной программы среднего профессионального образования (Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), среднетехнический факультет);

• методическое сопровождение организации и проведения олимпиады профессионального мастерства «Молодые профессионалы» в формате WorldSkills (Краснотурьинский политехникум);

• методическое сопровождение профессионального модуля ПМ.06 Выполнение работ по профессии 10639 Аппаратчик по приготовлению майонеза по специальности 19.02.09 Технология жиров и жирозаменителей (Армавирский механико-технологический техникум);

• методическое сопровождение организации и проведения конференций по итогам производственной практики в условиях реального производства на базе конкретных мясоперерабатывающих предприятий Челябинской области по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов (Южно-Уральский государственный аграрный университет, Институт ветеринарной медицины, Троицкий аграрный техникум);

• методические рекомендации по организации дуального обучения и взаимодействия ОБПОУ КГПК с АО «Проект «Свежий хлеб» (ОБПОУ КГПК).

В настоящее время ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии продолжает проводить работу:

1) по разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов;

2) разработке примерных образовательных программ;

3) методическому сопровождению реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

4) оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования;

5) разработке совместно с объединениями работодателей фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сфор-мированности компетенций обучающихся;

6) разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

За объем проделанной работы и вклад в развитие системы профессионального образования Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Ми-нобрнауки России высоко оценил работу ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии. Это трудная и кропотливая работа. Только благодаря активному и слаженному участию образовательных организаций (членов ФУМО) совет ФУМО в установленные сроки и качественно выполнял намеченный план и поручения департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.

От имени совета ФУМО благодарим за хорошую работу следующие учебные организации:

• Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг;

• Армавирский механико-технологический техникум;

• Георгиевский региональный колледж «Интеграл»;

• Жердевский колледж сахарной промышленности;

• Сарапульский техникум пищевой промышленности.

В 2018 году перед ФУМО в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий и специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии стоят не менее важные задачи:

— организация работ по разработке комплектов примерных образовательных программ СПО;

— продолжение корректировки и актуализации ФГОС СПО в соответствии с профессиональными стандартами;

— разработка и согласование с работодателями предложений по оптимизации перечня профессий и специальностей СПО.

Члены ФУМО должны понимать ответственность, которая возложена на нас, ведь от качества нашей работы зависит не только качество образования, но и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.