Научная статья на тему 'Роль ФАО в обеспечении международной продовольственной безопасности'

Роль ФАО в обеспечении международной продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2058
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ФАО в обеспечении международной продовольственной безопасности»

прав и обязанностей, в отличие от договоров, прекращение которых было произведено по другим основаниям.

Поэтому можно согласиться с определением понятия «аннулирование договора», данным П. Н. Бирюковым: под аннулированием следует понимать односторонний отказ от договора вследствие «признания его недействующим, ничтожным с момента заключения»1. Так, в 1990 г. Советским Союзом были аннулированы, как нарушающие основные принципы международного права, секретные советско-германские протоколы 1939—1940 гг. в отношении Польши и стран Балтии. Эти документы были признаны не порождающими правовых последствий с момента их заключения.

Валетова Ю. А., соискатель МГЮА

РОЛЬ ФАО В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) (Food and Agriculture Organization of the United Nations) является одним из наиболее крупных и авторитетных специализированных учреждений системы ООН. Она была создана в 1945 г. на конференции в Квебеке (Канада) в связи с необходимостью разработки и проведения на постоянной основе мероприятий по повышению эффективности производства и распределению продуктов питания, борьбы с голодом и недоеданием2. В настоящее время членами ФАО являются 189 государств, а также ЕС3.

В Уставе ФАО 1945 г. определены цели и направления деятельности организации4. К первым относятся: содействие развитию сельских районов,

1 Бирюков П. Н. Международное право. М., 2006.

2 См.: Бекяшев К.А. ФАО и правовые вопросы охраны живых ресурсов открытого моря. М., 1976; Fauriol G. The Food and Agriculture Organization: a Flawed Strategy in the War Against Hunger. Washington, DC (USA): The Heritage Foundation, 1984; Brauneis H. Sporte W. Die Ernah-rungs — und Landwirtschaftsorganisation der vereinten Nationen. Berlin: Staatsverl. der DDR, 1988; Blom G.G.R. Institutional and Legal Aspects of the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). (Utrecht) (Netherlands), (npub), nd, 1995; Борисенко Е. Н. Деятельность международных продовольственных организаций. М., 1997; Crowley E. Effecting the Transition to Sustainable Agriculture and Rural Livelihoods // Land reform, land settlement and cooperative FAO, 2005; Таннебергер А. ФАО: 60 лет в борьбе с голодом // Новое сельское хозяйство. 2006. № 2.

3 <http://www.fao.org/unfao/govbodies/membernations_reg_en.asp>.

4 Basic texts of the Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, 1994.

повышение уровня жизни сельского населения, улучшение питания людей и ликвидация голода, содействие капиталовложениям в сельское хозяйство, передача технологий развивающимся странам и содействие развитию в них сельскохозяйственных исследований, оказание технической помощи в развитии ресурсов и др. В число вторых входят: финансирование членами ФАО регулярных программ, направленных на оказание консультационной помощи правительствам по вопросам политики планирования в области сельского хозяйства и предоставление услуг по удовлетворению потребностей развития, осуществление совместно с ПРООН программ технического сотрудничества и предоставление помощи правительствам и населению сельских районов, выполнение функций механизма обеспечения технической помощи для стран-членов, разработка инвестиционных проектов и программ развития в сотрудничестве с национальными правительствами и другими организациями.

Для выработки и реализации данных стратегических направлений развития производства продовольствия важное значение имеют организация и проведение международных конференций по проблемам, входящим в сферу деятельности организации.

Первая Всемирная конференция по проблеме продовольствия, созванная по инициативе ФАО, состоялась в 1974 г. в Риме. Основанием для созыва конференции послужил мировой кризис зерна 1972—1974 гг. В принятой по итогам конференции Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания подчеркивалось, что «благосостояние народов мира в значительной степени зависит от установления системы всемирной продовольственной безопасности, которая обеспечила бы соответствующее наличие продовольствия в любое время, независимо от... политической и экономической ситуации». Также в Декларации предусматривалось «как можно более полное сотрудничество государств с соблюдением принципов невмешательства во внутренние дела, обеспечения равенства прав и уважения национальной независимости и суверенитета»1.

В ходе Конференции наметились некоторые направления в решении продовольственной проблемы, оформленные в виде международных обязательств по обеспечению продовольственной безопасности в мире, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН (ГА ООН).

Резолюция ГА ООН 1974 г. предусматривала реализацию четырех приоритетных направлений:

— создание национальных продовольственных резервов и их координацию на международном уровне;

1 Доклад Всемирной продовольственной конференции. Нью-Йорк, США, 1975. С. 2.

— предоставление экономической помощи с целью увеличения производства продовольствия в развивающихся странах;

— создание глобальной информационной системы по вопросам производства и торговли продовольственными товарами;

— обеспечение регулярных межправительственных консультаций по вопросам мировой продовольственной безопасности.

Подчеркивая их важность, имеется в виду то обстоятельство, что международное сообщество, учитывая факторы взаимозависимости и наличия глобальной общечеловеческой проблемы, принятием данного документа признало необходимость совместных четких действий, направленных на решение всемирной продовольственной проблемы. Таким образом, в резолюции ГА ООН 1974 г. впервые были сформулированы достаточно жесткие правила поведения государств, содержащие категорические предписания, не допускающие отступлений, но не обладающие юридической силой в силу специфики природы решений данного международного органа. Согласование воль субъектов международного права, имеющее место в Резолюции, хотя и не выходит за рамки рекомендации, выражает их общую заинтересованность в соответствующем единообразном поведении всех государств в решении всемирной проблемы обеспечения продовольствием.

Наблюдение за выполнением решений Всемирной продовольственной конференции и обязательств мирового сообщества было возложено на ФАО.

Продолжением реализации мер международного сообщества по обеспечению продовольственной безопасности явился созыв в 1979 г. Всемирной конференции по аграрной реформе и сельскому развитию. Конференция подвела итоги проделанной работы в период между двумя конференциями и разработала меры по использованию аграрных реформ для выполнения одобренных ООН международных обязательств по обеспечению продовольственной безопасности в различных странах. Эти меры были оформлены Планом действий в отношении мировой продовольственной безопасности (МПБ).

Концепция МПБ, нашедшая отражение в Плане действий, включала в себя реализацию следующих элементов:

— пересмотр Конвенции о продовольственной помощи 1967 г. и Конвенции о торговле пшеницей 1971 г.;

— создание в развивающихся странах аграрной инфраструктуры, обеспечивающей хранение и транспортировку продовольствия;

— развитие Мировой продовольственной программы;

— достижение договоренности о системе мероприятий в случае непредвиденного продовольственного кризиса;

— принятие мер по достижению устойчивости рынка продовольствия и обеспечению к нему доступа развивающихся государств.

Также в резолюции по МПБ отмечалось, что «основным условием достижения МПБ в долгосрочном плане должен явиться существенный рост производства продовольствия, особенно в развивающихся странах»1. Для его реализации важное значение имеет оказание помощи развивающимся странам в разработке инвестиционных проектов в области сельского хозяйства через деятельность Инвестиционного центра ФАО.

Принятые мировым сообществом меры привели к определенному улучшению продовольственной ситуации: в 1980, 1995 и 1999 гг. были пересмотрены Конвенция об оказании продовольственной помощи и Международное соглашение по зерну. Результатом явилось повышение минимального размера обязательств стран-доноров по оказанию продовольственной помощи более чем в 2 раза, в экономику членов организации через Инвестиционный центр ФАО было инвестировано около 10 млрд долл. для осуществления более 2,5 тыс. полевых проектов2. Тем не менее, число голодающих в развивающихся и наименее развитых странах продолжало увеличиваться. К тому же долгосрочный прогноз показал, что численность населения Земного шара будет расти в период до 2015 г. в среднем на 75 млн человек в год.

В этих условиях с начала 1990-х гг. под эгидой ООН и при участии ФАО была проведена серия конференций по вопросам, прямо или косвенно связанных с проблемой продовольственной безопасности. Среди них: Международная конференция по развитию и рациональному использованию рыбных ресурсов 1984 г., Международная конференция по сельскому хозяйству и окружающей среде 1991 г., Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., Международная конференция по ответственному рыболовству 1992 г., Всемирная конференция по правам человека 1993 г., Международная совместная конференция ФАО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по питанию 1994 г., Конференция ООН по проблемам народонаселения и социального развития 1994 г., Всемирный саммит по вопросам продовольствия 1996 г., Международная конференция по генетическим ресурсам растений 1996 г., Международная конференция по рециркуляции сельскохозяйственных отходов в сельском хозяйстве 1998 г., Международная конференция по вопросам сельского хозяйства и землепользования 1999 г., Всемирный саммит по устойчивому развитию 2002 г., Международная конференция по устойчивому рисоводству 2003 г., Меж-

1 FAO Report Conference. Rome, 1979. P. 19.

2 FAO Investment Center Activity. Rome, 2000.

дународная конференция по роли биотехнологии в использовании и охране сельскохозяйственных генетических ресурсов 2005 г., Международная конференция по вопросам экологически безопасного водопользования в сельском хозяйстве 2006 г.

Широкий международный резонанс получила Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Важнейшими документами, принятыми на Конференции, стали:

— Декларация РИО-92, содержащая 27 принципов, определяющих права и обязанности государств в деле обеспечения развития и благосостояния людей, и

— программный документ «Повестка дня на XXI век», предусматривающий конкретные рекомендации международным учреждениям по реализации программ устойчивого развития сельского хозяйства, а также по выполнению требований Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и других важных международных договоров, связанных напрямую с проблемами продовольственной безопасности.

Роль ФАО в деле осуществления данного многосекторного плана действий сводилась к оказанию технической и консультационной помощи правительствам государств-участников для целей планирования в области продовольствия и сельского хозяйства. Заметим, что итоги данного международного форума во многом предопределили деятельность организации по разработке международных норм, нацеленных на рациональное использование сельскохозяйственных ресурсов и управление ими на устойчивой основе при условии сохранения окружающей среды в качестве фундаментального принципа. Данная тенденция нашла отражение в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г., Соглашении об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.

Важнейшей в этой серии конференций явился Всемирный саммит по продовольствию, созванный по инициативе ФАО в октябре 1996 г. Форум продемонстрировал растущую озабоченность международного сообщества обострением продовольственной ситуации в мире. Как отмечалось в итоговых документах саммита: Декларации по мировой продовольственной безопасности и в Плане действий до 2015 г. «в настоящее время более 800 млн человек в различных странах, особенно в развивающихся и наименее развитых, страдают от голода и недоедания»1. На Всемирной встрече была

1 World Food Summit, WFS 96/3 — Corr.l. Rome, Italy. 1996.

единогласно поставлена цель — добиться снижения числа голодающих в мире вдвое к 2015 г. Реально оценив глубину и масштабность глобальных проблем борьбы с голодом, участники встречи не сочли возможным ставить более радикальную задачу — полную ликвидацию голода в мире в ближайшие 20 лет.

Главный политический вывод, который был сделан в ходе Саммита, состоит в том, что решение острой мировой продовольственной проблемы является важнейшим фактором международной безопасности, то есть нерешенность проблемы стабильного снабжения продовольствием ставит под вопрос возможность развития демократических институтов и потенциально может грозить серьезными международными конфликтами.

В силу этого Саммит рекомендовал странам-членам:

— обеспечить политические, социальные и экономические условия для ликвидации бедности и достижения мировой продовольственной безопасности;

— проводить политику, направленную на обеспечение равного для населения всех стран доступа к адекватному по количеству и полноценности продовольствию;

— совместно последовательно проводить политику (в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также сельского развития), направленную на устойчивое обеспечение населения в различных странах продовольствием;

— способствовать выделению и использованию государственных и частных инвестиций для развития устойчивых систем в области продовольствия, сельского и лесного хозяйства, а также сельского развития;

— вести борьбу с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных, а также с засухами и опустыниванием;

— прилагать усилия для предотвращения и борьбы со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, приводящими к кризису обеспечения продуктами питания;

— направлять усилия на то, чтобы продовольственная и торговая политика содействовали обеспечению всеобщей продовольственной безопасности;

— осуществлять выполнение Плана действий в области продовольственной безопасности, контролировать и отслеживать его реализацию на всех уровнях.

Таким образом, роль развитых стран в решении проблемы мировой продовольственной безопасности, согласно предложениям итоговых документов Всемирной встречи, сводится к необходимости оказывать максимальное содействие обеспечению недискриминационных условий досту-

па развивающихся и наименее развитых государств к мировым рынкам продовольствия и оказанию странам, испытывающим острый дефицит в продуктах питания, помощи по усилению их роли в самостоятельном решении продовольственной проблемы. Необходимо отметить, что нормы, содержащиеся в итоговых документах Всемирной встречи, призваны регулировать отношения исключительно рекомендательным способом, устанавливая желательную, целесообразную модель поведения государств, но не обязывая их следовать ей.

В 2002 г. в Риме состоялся Всемирный продовольственный саммит: пять лет спустя. В ходе работы Саммита была принята Декларация «Международный альянс борьбы с голодом», подчеркивающая приверженность государств-участников провозглашенной Всемирным продовольственным саммитом 1996 г. цели — снижению количества голодающих в мире к 2015 г. вдвое, а также призывающая к объединению усилий международного сообщества по предотвращению гуманитарных катастроф.

Давая общую оценку практической деятельности ФАО в решении проблемы обеспечения глобальной продовольственной безопасности на уровне международных форумов, следует подчеркнуть, что, в целом, решения международных продовольственных конференций следует охарактеризовать как программные нормы, которые определяют основные направления и формы сотрудничества в данной области.

Рекомендательный характер документов международных форумов позволяет отнести их к нормам так называемого «мягкого права». Как справедливо отмечает И. И. Лукашук, «решения международных конференций представляют собой только политические обязательства», но это ни в коей мере не означает отрицания их влияния на международное право. Все дело в том, что это влияние осуществляется не юридически, а с помощью морально-политического механизма, присущего рассматриваемым актам. Они могут «морально-политически легитимировать появление новых норм и тем самым являются важным элементом международно-правовой системы»1.

Точки зрения, аналогичные изложенной, высказываются и другими юристами-международниками. Известный югославский юрист М. Бартош считает, что рекомендательные нормы, несмотря на отсутствие юридических свойств, все же входят в систему международного права2. С. В. Черниченко, напротив, полагает, что поскольку рекомендательные нормы не обладают

1 Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997. С. 203-206.

2 Бартош М. Разнородные правовые источники в современном международном праве // Международная политика (Белград). 1974. № 575. С. 20.

обязательной юридической силой, не порождают правоотношений, постольку они не могут быть международно-правовыми нормами. Вместе с тем рекомендательные нормы следует отнести к «правовым явлениям», поскольку они могут являться «ориентиром на пути формирования договорных или обычных международно-правовых норм»1.

Таким образом, выступая в качестве средства «доправового регулирования», констатируя существующее положение вещей и определяя цели, к достижению которых необходимо стремиться, решения международных конференций «могут быть положены в основу статей будущих международно-правовых документов или использоваться в качестве вспомогательных источников при их подготовке»2.

Так, правовое воплощение обязательств международного сообщества, закрепленных в итоговых документах всемирных продовольственных форумов, нашли отражение в ряде международных договоров: Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., Соглашении Всемирной торговой организации по сельскому хозяйству 1995 г., Конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 1998 г., Конвенции ООН об оказании продовольственной помощи 1999 г., Международном договоре о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 г.

Чертов А. А.,

аспирант МГЮА

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Право является основным социальным регулятором общественных отношений и представляет собой высшую его степень. Формируя с помощью стимулов предпосылки для наиболее полного удовлетворения интересов субъектов и в то же время сдерживая с помощью ограничений социально вредное поведение, право выступает благом, ценностью, приносит

1 Черниченко С. В. Нормы международного права // Советский ежегодник международного права. М., 1980. С. 58.

2 Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. Международно-правовые вопросы. М., 1980. С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.