Научная статья на тему 'Роль Ф.Я. Кона в изучении религий Якутии и Тувы'

Роль Ф.Я. Кона в изучении религий Якутии и Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шаманизм / буддизм / старообрядчество / Якутия / Тыва / Ф. Я. Кон / дореволюционные ученые / источники / РГО / Shamanism / Buddhism / Old Believers / Yakutia / Tyva / F. Ya. Kon / prerevolutionary scientists / sources / Russian Geographical Society

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ондар Норжима Мерген-Ооловна

В статье на примере Ф. Я. Кона показывается значение дореволюционной исторической школы в изучении Азиатской России, место их исследований в формировании геополитических представлений о регионе. Оценивается вклад Ф. Я. Кона в изучение национальных окраин страны – Якутии и Тывы, показывается высокий уровень его исследований в области местных религиозных традиций и обычаев, а также скопцов и старообрядцев. Работа написана на основе работ и архивного эпистолярного наследия Ф. Я. Кона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of F.Ya. Kona in the study of religions of Yakutia and Tuva

Using the example of F. Ya. Kon, the article shows the importance of the prerevolutionary historical school in the study of Asian Russia, the place of their research in the formation of geopolitical ideas about the region. The contribution of F. Ya. Kon to the study of the national outskirts of the country Yakutia and Tyva is assessed, and the high level of his research in the field of local religious traditions and customs, as well as eunuchs and Old Believers, is shown. The work is written on the basis of the works and archival epistolary heritage of F. Ya. Kon

Текст научной работы на тему «Роль Ф.Я. Кона в изучении религий Якутии и Тувы»

В его анкете есть интересные факты, так, отмечено, что он дважды подвергался партийному взысканию, в частности, за непартийное поведение, а именно пьянство, а также имел строгий выговор за правый уклон [РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 264. Д. 3. Л. 2].

Политические репрессии в ТНР конца 1930-х гг. отражали аналогичные процессы в СССР. В стране шла борьба за власть между сторонниками и противниками немедленных социалистических преобразований. Сторонников радикальных перемен называли представителями «левого» крыла партии, боровшихся за строительство социализма в кочевой стране без учета особенностей экономики, психологии кочевников и почти насильственного насаждения колхозов, за революционное изменение образа жизни [Моллеров, 2005, с. 189].

«Правые» были представлены высшим руководством страны, выступавших за сохранение традиционного хозяйства и культуры, за эволюционное развитие кочевой страны. Теперь уже к числу «правых» относился и А.-Т. Хемчик-оол. В октябре 1938 г. по решению Чрезвычайной коллегии Верховного Суда ТНР, он был расстрелян как один из главарей контрреволюционного заговора правотроцкистского толка, как шпион японского милитаризма, впоследствии был реабилитирован в 1964 г. Это событие известно, как «Дело девяти».

Таким образом, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол прожил удивительную жизнь, был участником и современником многих событий истории ТНР, одним из образованнейших, разносторонних и интеллигентных людей своего времени. Не являясь противником преобразований в стране, тем не менее, он выступал за сохранение традиционного хозяйства и культуры, за постепенное развитие кочевой страны. С одной стороны, благодаря произошедшим изменениям в стране ему удалось сделать блестящую карьеру, с другой стороны, он стал жертвой политических репрессий, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, показывающими особенности развития ТНР.

Список источников:

1. Доржу З. Ю., Иргит О.Ю. Политические репрессии в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.). Новосибирск : Наука, 2022. 224 с.

2. История Тувы / Под общ ред. В.А. Ламина. В 3 Т. т. II. Новосибирск : Наука, 2007. 430 с.

3. Моллеров Н. М. История советско-тувинских отношений (1917-1944 гг.). Москва, 2005. 326 с.

Информация об авторах:

Е.М. Ондар, старший преподаватель кафедры Отечественной истории. Informarion about the author

E.M. Ondar - Senior Lecturer at the Department of National History

Научная статья УДК 93/94

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-132-138

Роль Ф.Я. Кона в изучении религий Якутии и Тувы Норжима Мерген-ооловна Ондар

Сибирский Федеральный университет, Красноярск, Россия, norzhimaondar@mail.ru, https://orcid.org/0p09-0005-6922-3952

Аннотация. В статье на примере Ф. Я. Кона показывается значение дореволюционной исторической школы в изучении Азиатской России, место их исследований в формировании геополитических представлений о регионе. Оценивается вклад Ф. Я. Кона в изучение национальных окраин страны - Якутии и Тывы, показывается высокий уровень его исследований в области местных религиозных традиций и обычаев, а также скопцов и старообрядцев. Работа написана на основе работ и архивного эпистолярного наследия Ф. Я. Кона.

Ключевые слова: Шаманизм, буддизм, старообрядчество, Якутия, Тыва, Ф. Я. Кон, дореволюционные ученые, источники, РГО

Original article

The role of F.Ya. Kona in the study of religions of Yakutia and Tuva Norzhima M. Ondar

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia norzhimaondar@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-6922-3952

Abstract. Using the example of F. Ya. Kon, the article shows the importance of the pre-revolutionary historical school in the study of Asian Russia, the place of their research in the formation of geopolitical ideas about the region. The contribution of F. Ya. Kon to the study of the national outskirts of the country - Yakutia and Tyva is assessed, and the high level of his research in the field of local religious traditions and customs, as well as eunuchs and Old Believers, is shown. The work is written on the basis of the works and archival epistolary heritage of F. Ya. Kon.

Keywords: Shamanism, Buddhism, Old Believers, Yakutia, Tyva, F. Ya. Kon, pre-revolutionary scientists, sources, Russian Geographical Society

Огромная территория современной России заселялась и осваивалась на протяжении многих веков. Обширные пространства способствовали формированию в России особого типа людей, покоривших бескрайние просторы Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Результаты географических территориальных и научных открытий отечественных учёных принесли им заслуженную славу и к их работам обращались и обращаются специалисты по геополитике.

С конца XIX в. Урянхайский край становится важным отправным пунктом дальнейшего русского проникновения вглубь Монголии и Китая, открывая возможность упрочения русского влияния во внутренних районах Центральной Азии. Закрытый и малодоступный Урянхай привлекал к себе внимание научной общественности. Одними из первых ученых были члены Русского географического общества такие, как Г.Н. Потанин, Д.А. Клеменц, А.В. Адрианов, Ф.Я. Кон, С.Р. Минцлов и другие. Члены РГО, совершившие экспедиции на территорию Урянхайского края, заложили положительные взаимоотношения между тувинским и русским населением, культурные и торговые связи.

Феликсу Яковлевичу Кону выпало стать одним из выдающихся и неординарных исследователей Тувы. Он был одним из старейших представителей международного и русского революционного движения, членом партии большевиков с 1918 г., видным деятелем Исполкома Коминтерна. В период своего пребывания в сибирской ссылке 18861904 гг. занимался изучением истории и этнографии сибирских народов, политической ссылки в Сибири. Научная деятельность и мировоззрение Ф.Я. Кона являются весьма характерными для воссоздания истории становления дореволюционной позитивисткой исторической мысли в России, формирования собственной концепции истории Сибири и ее народов. Его наследие по истории Тувы еще не до конца введено в научный оборот и до конца не опубликовано. Заслуги Ф.Я. Кона в деле изучения истории и этнографии Тувы вызывают огромный интерес, как у исследователей истории Тувы, так и у широкой общественности, в целях осознания роли и значения его трудов и наследия в судьбе тувинского народа.

Первым и, пожалуй, единственным на данный момент исследованием, специально посвященным жизни и деятельности Ф.Я. Кона как исследователя истории и этнографии народов Сибири является монография известного якутского ученого В.Н. Иванова «Народы Сибири в трудах Ф.Я. Кона» [Иванов, 1985]. Автор раскрывает жизнь и деятельность Ф.Я. Кона на основе конкретно-исторических материалов, и основной акцент делается на

исследовательскую работу Ф.Я. Кона по истории и этнографии народов Якутии. Иванов В.Н. отметил, что, во-первых, положения, выдвинутые Ф.Я. Коном по земледелию, развитию капитализма на территории Якутии, влиянию скопцев-сектантов и ссыльных поселенцев на жизнь и хозяйства якутского народа, получили дальнейшее изучение.

Его этнографическая деятельность начинается в Якутии. Там же он пишет первые работы, в которых отражается его интерес к религии и отдельным религиозным группам, таким как старообрядчество и скопчество. Он обратил внимание, что именно эти группы населения стояли у истоков аграрного освоения Якутии и что благодаря им даже в краю экстремального земледелия стало возможным развитие товарного агарного хозяйства.

Главный исследовательский тезис Кона сводился к тому, что в Якутском крае возможно развитие «промышленного земледелия» у сектантов-скопцов [Кон, 1895, с. 158].

На основе цифровых выкладок, характеризующих цены на земледельческие работы, Кон установил «выгодность промышленного земледелия в Хатын-Арынском селении». Именно анализ сведений о ценах на земледельческие работы позволил Кону говорить о том, что на «смену личного труда появляется наемный». Он противопоставил субъективизму В.И. Иохельсона трезвый анализ реальных фактов и объективную постановку конкретных вопросов проблемы.

Также им были определены площадь посева и урожай зерновых. По ним можно было судить о распространении и внедрении земледелия, а размер урожая мог быть показателем уровня развития земледелия. Кон подчеркивал то, что основными трудностями для земледелия являются природно-климатические условия. Одна из заслуг сектантов состояла в том, что они сумели приспособиться к этим условиям и расширить площадь посева путем расчистки лесных участков, годных для хлебопашества. В соответствии с местными условиями сектанты практиковали двухпольную зерновую систему. Экстенсивный характер их земледельческого хозяйства, по мнению Кона, тогда был неизбежным.

Таким образом, Ф.Я. Кон подтвердил факт развития земледелия и заметил новое явление - его товарный характер, составлявший основу для проникновения элементов капиталистических отношений. В своих работах Кон доказал наличие экономического влияния сектантов на местных жителей и его двоякий характер. Непосредственные наблюдения показали Кону, что якуты с большим усердием и старанием учились у сектантов, заимствовали у них приемы земледельческого труда. Кон обратил внимание и на то, что в хозяйстве сектантов трудилась, прежде всего, бедная часть якутов. Использование труда бедных якутов стало причиной быстрого обогащения сектантов, источником кулацкой эволюции их хозяйства.

Кон обратил внимание и на сенокосное, скотоводческое хозяйства сектантов, огородничество, птицеводство и на другие заработки жителей селения, тесно связанные с земледелием, и пришел к выводу: «Нет такой сферы работ в скопческом хозяйстве, в которой скопцы обходились бы без наемного труда» [Кон, 1896, с. 90].

По мнению Кона, все эти факты указывали на проникновение элементов капиталистических отношений в земледельческое хозяйство Якутской области. Правда, выводы Кона вытекали из небольшого материала о двух селениях. Кроме того, им были исследованы только хозяйства сектантов (скопцов), а другие категории населения области оказались вне его рассмотрения.

Почти во всех трудах Ф.Я. Кона подчеркнута огромная роль в распространении земледелия среди якутов русских крестьян, а также сектантов. Русские крестьяне снабжали якутов семенами зерновых, передавали им опыт земледельческого труда. Якуты приобщились к секретам хлебопашества. По мнению Кона, особенно активно приобщилось к земледелию притрактовое население. Его рассмотрению Кон посвятил специальную статью «Намские письма».

Данная тема была продолжена и при проведении Ф.Я. Коном этнографической экспедиции 1902-1903 гг. в Туву. На первом этапе Ф.Я. Кон пребывал в с. Усинском (с небольшим перерывом и выездом в Минусинск), где изучал быт русских этого села и

собирал материалы по торговле с. Усинского с Улясутаем. Далее, 2 июля он выехал из с. Усинского с караваном купца В.Н. Вавилина, а 5-го июля заехал на заимку А.П. Сафьянова на Уюку, где «собрал совершенно новые сведения об уходе за скотом и записал очень интересные данные об условиях существования русских выселков Турана и Уюка на китайской территории» [Кон, 1936, с. 166-197].

Особенно его заинтересовала история проникновения старообрядцев в Усинский край. По данным Ф.Я. Кона, в конце 1850-х - начале 1860-х гг. староверы начали заселять близлежаший от Шушенской волости Усинский край. Крепостной крестьян Нижегородской губернии «Фома Егоров» (имя не точное, в Сибири назвал себя Иваном Афанасьевичем Липиным), последователь учения «странников», собрал вокруг себя единомышленников и двинулся в Сибирь. Из Челябинского округа они переместились сначала в Бийский округ Алтайского края, а потом уже в Минусинский уезд Енисейской губернии. Среди переселенцев немало было беглых солдат и уголовных элементов. Не у кого из искателей Беловодья не было никаких документов: беглые не имели их в силу своего нелегального положения, странники уничтожили паспорта как антихристову печать. Каждый из искателей принял новое имя и отчество, а «Фома Егоров» переименовал себя в Ивана Афанасьевича Липина. На новом месте они узнали, что на р. Ус, за Саянскими горами, находятся привольные плодородные места, удобные тем, что удалены от глаз властей.

В 1856 г. в Иркутск были посланы ходоки, которые ходатайствовали перед генерал -губернатором Восточной Сибири о разрешении им, 47 семействам из беглых раскольников, якобы тридцать лет скитавшихся по белу свету после разорения иргизских монастырей, -поселиться в долине р. Уса. Благодаря поддержке местными властями, решение было принято положительное.

В 1860 г. на Ус отправилась первая партия переселенцев. Они поселились сначала в тайге, а потом уже основали два селения: Верхне-Усинское и Нижне-Усинское. Это были крестьяне Самарской, Оренбургской и Тобольской губерний. Всего переселилось 47 семейств. Селения составили Усинское сельское общество и были приписаны к Шушенской волости [Кон, 1936, с. 13; ЕЕВ. 1885. № 1. С. 7-12].

Эти сведения подтверждаются и документально. Как указывает В.Г. Дацышен, в архивных документах сохранилась следующая запись: «В 1863 году в Южную часть Минусинского округа Енисейской губернии явились неизвестные люди в числе 79 душ мужчин и 66 душ женщин, которые без разрешения устроили селения на казенных землях...» [Дацышен].

Поселившись на обетованной земле, Иван Афанасьевич образовал из своих последователей общину и стал во главе ее. Он отличасля строгим, даже авторитарным характером, не терпел противоречий себе. В своей жизни староверы должны была строго руководствоваться уставом, составленным главой общины. Устав был очень суровым, действовал он на началах строго общежития. Члены общины не могли иметь личной собственности. Все деньги и хлеб они должны были отдавать Ивану Афанасьевичу на хранение. Народ собирался возде овинов и Иван Афанасьевич лично отсыпал каждому в полу кафтана причитающуюся на его долю часть зернового хлеба по числу едоков.

Устав предписывал вести жизнь монашескую; всякие увеселения в общине запрещались; посты и праздники должны были строго соблюдаться; к без благословения «настоятеля» никто было приступить ни к какому делу. Служба в молельне продолжалась очень долго. Рыбная ловля, скотоводство, сбор кедровых орехов и охота на пушного зверя служили им вполне достаточными средствами для безбедного существования. Сойт он легко вытеснили не только из долины Уса, но даже дальше, с Уюка [Кон, 1936, с. 13; ЕЕВ. 1885. № 1. С. 7-76].

Фактически он осуществлял судебную власть в общине. Приписываемые ему убийства иноверцев он не считал убийствами, а приведенными в исполнение смертными приговорами патриарха и главы обшины, не признанного царскими властями, но вполне признаваемого и глубоко уважаемого членами сообщества. По сообщению миссионера Н. Путилова, народ

«так был привержен к нему, что когда его, арестованного и закованного в кандалы, везли из деревни Верхне-Усинской, то усинские жители бежали за ним 7 верст, плакали навзрыд и называли его своим батюшкой» [Кон, 1936, с. 14].

6-го июля Кон переехал на Салдан, оттуда 8 июля отправился по р. Улух-кхем на плоту до Джанкуля, а затем на лошадях на Джерджарык - местность по р. Кемчику, намеченную им ранее как первый из пунктов для стационарного исследования сойот. Уже в первые дни по приезде на туда стали проявляться преимущества стационарного исследования. Известие о прибытии «орус-имджи» (русского врача-ученого) широко распространилось среди населения [Кон, 1936, с. 166-197].

С Джерджарыка им делались экскурсии в районе 40-50 верст по Кемчику, Барлыку, Сук-Бажи, Джергаку и т.д. Этот период Кон не описывал подробно: «Результаты исследований с 11 июля по 31 августа, т.е. за время пребывания на Джерджарыке и в окрестностях, а затем с 1 по 15 сентября - время перекочевывания с места на место ... физически невозможно, и поэтому я ограничиваюсь лишь кратким сообщением» [РГАСПИ. Ф. 135. Оп. 1. Д. 185. Л. 57].

В ходе этих экскурсий были записаны сведения о распространении буддизма, о борьбе между буддизмом и шаманизмом, «следы которой уцелели лишь в преданиях; ныне же ламаизм вполне ужился с шаманизмом и ламы нередко бывают шаманами»; была посещена и сфотографирована кумирня на Барлыке, собран материал о кумирнях, о местных и приезжих ламах, о бурханах, гыгенах и священных книгах. Сфотографировано 8 моментов «мойдыр»а и 11 различных бурханов.

Для музея были приобретены следующие предметы: «Люнда-сюрун хорлу» - картины на холсте с изображением «кижин цая тэныр» - ангела хранителя, «намджо суандаш» -бурхана, охраняющего от грома и молнии, «мынгыным» - от болезней и другие, всего 19 штук; Сагызын-намарей-бурхан; Тагдын-мыякар и др.; книги молитв: 1) Саган чугурту, 2) ча, 3) чо, 4) титуй, 5) бал, 6) лапша, 7) лю, 8) ши, 9) шук - на тибетском языке и 10) хоту - на монгольском; иконы: «Тарига», «Лаудато» и «Хе-ат»; шо - кости для гадания [РГАСПИ. Ф. 135. Оп. 1. Д. 185. Л. 58, 59].

Были описаны приемы лечения сойот на р. Кечик ламами - по преимуществу выходцы из Монголии. Для музея было приобретено более 100 лекарств, мешочки для хранения их, мерки, ланцеты, щипчики для придержания кожи при кровопускании, банки, кошельки для дорожной аптечки [РГАСПИ. Ф. 135. Оп. 1. Д. 185. Л. 59].

Как указывал в своей работе «Экспедиция в Сойотию» ученый, вторая половина экспедиции была посвящена изучению восточных тувинцев-тоджинцев и вариаций развития сойотской народности. Исследователь поделил их на западных и восточных. Он определил, что западные сойоты поверглись сильному воздействию монголов и буддизма, а у восточных остались еще многие «первобытные» (родовые) черты [Кон, 1936, с. 196].

Ф.Я. Кон смог запечатлеть значительное количество кумирен, религиозные церемонии Цам и Майдыр. Огромное внимание уделялось фотофиксации лам и связанной с ними атрибутикой [Станевич, 1994, с. 60-62].

Значительно шире оказался пласт собранного материала, который был связан с шаманизмом и религиозным синкретизмом. В этом случае Кон проявляет себя как уже сформировавшийся исследователь, ему помогал опыт исследования Якутского края. Материалы экспедиции в этом разделе им были опубликованы в книге «За пятьдесят лет» [Кон, 1936, с. 37-40].

Он первым из исследователей обратил внимание на различия в шаманстве у западных и восточных сойот, которое вызвано в свою очередь историческими и территориальными особенностями их происхождения. В настоящее время в литературе прочно утвердилось положение, согласно которому тувинское шаманство делится на два типа - западное и восточное. Следовательно, Ф.Я. Кон дал начало одному из перспективных теоретических положений в изучении тувинского шаманства [Иванов, 1985, 88].

Интересны его заметки, например, о верованиях хемчинских сайотов: «В области верований хемчикские сойоты, по-видимому, значительно рознятся от других. Ламаизм здесь только in state naisendi и их копия, по преданиям, никогда не велась ожесточенная борьба между ними и шаманизмом, но теперь одно миросозерцание с другими вполне уживающие и ламы не редко являются в списке гостей с шаманами, не говоря уже о том, что сплошь да рядом в юртах лам бок о бок с бурханами встречаются шаманские эрены, с другой стороны на перекладине шаманских бубнов встречаются изображения 12 годов ламаистского счисления, бога неба - Ханырода рядом с богом подземным - Мадаръ. Ламаизм занесен на Хемчик из Монголии; многие ламы-монголы; предания и сказания о ламаизме носят на себе явно монгольский отпечаток. В высшей степени характерно, что монгольское влияние заметно и на шаманизме у сойот. Есть шаманы, которые [...] отправлялись в местности ближе Урги благословением к Тайн Тергину. У некоторых Тайн Тергин изображен на перекладине бубна. Описывать подробно все особенности в области шаманизма у хемчикторов в кратком описи немыслимо, и поэтому я ограничусь лишь указать на то, что качестве амулетов громадную роль играют тэр-ады - бегун, упавший с неба - бронзовые курганные стрелки, тесемки, зеркала, что эрени (идола монг. онголы) поражают своим разнообразием, что есть эрены разведчики, отправляются шаманами на разведки пути, который ему надо пройти; есть такие, которые остаются в юрте для охраны шамана; есть, наконец, эрены от всевозможных болезней и приключений. Мною дословно записаны заклинания от болезней и приключений. Мною дословно записаны заклинания шамана. Описаны и сфотографированы эрены, бубны, отдельные части построек и т.д.» [РГАСПИ. Ф. 135. Оп. 1. Д. 185. Л. 34 об.].

Или о значении народной медицины в жизни сойотов: «Как ламы, так и шаманы занимаются лечением, но тут царит трогательное согласие. Ламы не редко обращаются за помощью к шаманам, шаманы к ламам. Насколько я мог изучить этот вопрос, ламы являются по преимуществу представителями тибетско-монгольской медицины (лучшие врачи в Урге). Шаманы - народной сойотской. Больные часто прибегают к помощи тех и других единовременно. Ламы устраивают хурюмъ (молебен над больным) и лечат лекарствами, шаманы производят камлание и ставят эрены (должен охранять больного). Заслуживает особенного внимания один записанный мною строй: шаман, производя камлание над больным богатым сойотским чиновником, приказал сжечь кости умерших родителей больного и шамана, к которому при жизни обращались, и приказание его было исполнено. Монгольское влияние сильно» [РГАСПИ. Ф. 135. Оп. 1. Д. 185. Л. 35].

Доброжелательное отношение исследователя к сойотам, знание им якутского языка во многом способствовали плодотворному общению с местным населением. Обращает внимание и то, что сойоты рассматривались не только как объект исследования, а как собеседники со своей системой идей и понятий, культурных представлений, идеалов и ценностей. При этом само понятие культуры расширялось за счет включения в это поле устной традиции, обычаев и каждодневного быта народа [Кон, 1936, с. 200-201].

Кон зафиксировал не только особенности языка, облика, одежд, манер поведения, внешние формы другой культуры, но попытался понять присущую сойотам картину мира, мировоззренческие установки. Совместное проживание русских и сойотов виделось ему как некая возможность формирования единого пространства, где бы сошлись Восток и Запад, а принцип этнического плюрализма позволял говорить о сохранении в рамках национального самосознания религиозной самобытности.

Список источников

1. Иванов В. Н. Народы Сибири в трудах Ф. Я Кона. Новосибирск: Наука, Сиб. отд, 1985.

173 с.

2. Кон Ф. Я. Поправка к ст. «К вопросу о развитии земледелия в Якутской области» //

Памятная книжка Якутской области на 1896 год. Якутск, 1895. С. 147-167.

3. Кон Ф. Я. Хатын-Арынское скопческое селение // Известие ВСОРГО. Иркутск, 1896. Т. XXVI. № 4/5. С. 58-117.

4. Дацышен В. Г. На краю Земли Русской. Православие в Усинском крае URL: http://kasdom.ru/r_obrazovanie/stati/5025/ (дата обращения: 13.06.2024).

5. Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Т. 3-4. Москва : Советский писатель, 1936. 520 с.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 135. Оп. 1. Д. 185.

7. Станевич В. Путешествие в страну Сойотию // Земля Иркутская: история, архитектура, археология, краеведение: научно-популярный иллюстрированный журнал. Иркутск: [б.и.], 1994. № 2. С. 60-62.

Научный руководитель - Дворецкая Анна Павловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, России, мировых и региональных цивилизаций Сибирского федерального университета.

Scientific supervisor -Anna Pavlovna Dvoretskaya, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History, Russia, World and Regional Civilizations of the Siberian Federal University.

Информация об авторе:

H. М. Ондар, магистрантка 2 курса Сибирского федерального университета. Information about the authos:

N. M. Ondar, 2nd year master's degree student at Siberian Federal University.

Научная статья УДК 9.433.93

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-138-143

Политическая история ТНР в историографии Тувы

Арзылан Шожан-оолович Оюн1, Оксана Петровна Оюн2

I,2Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия 1 oyun. arzyl an@mail.ru

2oun.oksana@mail. ru

Аннотация. В статье анализируются труды, раскрывающие политическую историю Тувы периода Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.). Сделан акцент на монографиях, раскрывающих отдельные стороны политического развития Тувы. Историографический анализ сделан на основе хронологического принципа

Ключевые слова: Историография Тувы, политическая история, Тувинская Народная Республика, история Тувы, личность, репрессии, политическая элита

Original article

Political history of the TPR in the historiography of Tuva

Arzylan Sh. Oyun1, Oksana P. Oyun2

1,2Tuvan State University, Kyzyl, Russia 1 oyun. arzyl an@mail.ru 2oun.oksana@mail .ru

Abstract. The article analyzes works that reveal the political history of Tuva during the period of the Tuvan People's Republic (1921-1944). Emphasis is placed on monographs that reveal certain

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.