Научная статья на тему 'РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ СТРАНАМ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ СТРАНАМ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балега А.

Европейский Союз - активный мировой донор по предоставлению официальной помощи в целях развития, занимающий лидерские позиции по данному вопросу. В 2020 г. сумма помощи развитию составляла 76,1 млрд долларов США. В связи с новым принятым бюджетом на 2021-2027 гг. изучается роль стран и институтов Европейского Союза в донорстве постсоветским государствам, тенденции развития этой помощи и конкретным её направлениям. Также выявляется влияние пандемии COVID-19 на сотрудничество Европейского Союза со странами бывшего Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE EUROPEAN UNION IN OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE TO THE COUNTRIES OF THE POST-SOVIET SPACE

The purpose of the presented article is, through the analysis of statistical data, to determine the role of the European Union and its institutions in providing development assistance to the countries of the Eastern Partnership. Despite the different degrees of European integration and reforms, in 2019 the European Union is the leader in ODA in Ukraine, Georgia, Armenia, Belarus, Azerbaijan and Moldova. We have also determined that membership in the Eastern Partnership is not a fundamental factor in obtaining ODA for the countries of the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ СТРАНАМ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 215-225. УДК 334.027

Б01 10.24147/2312-1300.2021.8(4).215-225

А. Балега

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ СТРАНАМ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Европейский Союз - активный мировой донор по предоставлению официальной помощи в целях развития, занимающий лидерские позиции по данному вопросу. В 2020 г. сумма помощи развитию составляла 76,1 млрд долларов США. В связи с новым принятым бюджетом на 2021-2027 гг. изучается роль стран и институтов Европейского Союза в донорстве постсоветским государствам, тенденции развития этой помощи и конкретным её направлениям. Также выявляется влияние пандемии СОУЮ-19 на сотрудничество Европейского Союза со странами бывшего Советского Союза.

Ключевые слова: Восточное партнёрство; официальная помощь развитию; Европейский Союз.

Введение

Являясь важным политическим и экономическим членом мирового сообщества, Европейский Союз (далее также ЕС, Евросоюз) с помощью «мягкой» силы стремится к созданию безопасного, стабильного и устойчивого пространства вблизи своих территорий. На своём примере региональной интеграции, стандартизации и нормотворчества, ЕС демонстрирует другим странам сложность и долгосрочность этого процесса. С другой стороны, Европейский Союз претендует на ведущую роль в формулировке правил решения глобальных проблем, касающихся множества государств и требующих активного международного сотрудничества: в сфере демократии и верховенства права, прав и свобод человека, устойчивого развития экономики, сбалансированной глобальной финансовой системы, климатических изменений и т. д.

В рамках одного из направлений политики добрососедства, Евросоюз проявляет инициативу в создании и развитии политических, экономических и культурных отношений с шестью странами постсоветского пространства - Украиной, Грузией, Молдовой, Беларусью, Арменией и Азербайджаном - на основе организации Восточного партнёрства. «Россия с самого начала заявила о нежела-

нии участвовать в этом проекте, настаивая на двустороннем формате стратегического партнёрства с ЕС» [1, с. 49].

Сотрудничество со странами Восточного партнёрства осуществляется на двусторонней, региональной и многосторонней основе, исходя из поставленных целей. В Совете Европейского Союза отмечают, что это партнёрство не является методом достижения членства в ЕС, а лишь «европейским устремлением и европейским выбором» стран - участниц Восточного партнёрства. Основной целью Восточного партнёрства является проведение политических, экономических и социальных реформ при финансовой и экспертной поддержке Евросоюза.

В данной статье мы хотим обратить наше внимание на менее исследуемую тему сотрудничества Европейского Союза со странами Восточного партнёрства, а именно предоставлению финансовой помощи развитию. Целью анализа является установление роли стран - участниц Евросоюза и его институтов в финансовой поддержке государств Восточного партнёрства на пути их трансформации, а также сравнение уровня финансовой помощи развитию остальным странам постсоветского пространства, не входящим в эту организацию.

1. Восточное партнёрство Европейского Союза

Восточное партнёрство - это совместная программная инициатива между Европейским Союзом и государствами - участницами Европейской политики соседства, которая была учреждена в конце 2009 г. по предложению министров иностранных дел Швеции - Карла Бильдтома - и Польши - Радослава Сикор-ского, - а также по одобрению остальных стран Евросоюза. Сближение и углубление сотрудничества между Европейским Союзом и государствами Восточной Европы и Южного Кавказа в рамках этой инициативы призвано создавать все условия для политической ассоциации и экономической интеграции между всеми сторонами партнёрства1.

Многостороннее сотрудничество 28 стран ЕС и 6 стран Восточного партнёрства осуществляется на основе саммитов глав государств и правительств, которые проходят один раз в два года. Ежегодно проводятся встречи министров иностранных дел, а также дважды в год встречи старших должностных лиц по четырём тематическим направлениям - демократия, управление и стабильность, экономическая интеграция с ЕС, энергетическая безопасность и взаимные общественные связи [2, с. 220]. Также сотрудничество проводится в рамках Парламентской ассамблеи «Евронест», Конференции региональных и местных органов власти стран, Форума гражданского общества и Бизнес-форума Восточного партнёрства.

На последнем виртуальном саммите 18 июня 2020 г. при участии председателя Европейского совета Шарля Мишеля, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и лидеров стран Восточного партнёрства, кроме подведения итогов и результатов одиннадцатилетнего сотрудничества, были представлены пять ключевых приоритетов дальнейшего партнёрства после 2020 г.:

1) устойчивые и интегрированные экономики;

2) ответственные институции, верховенство права и безопасность;

3) устойчивость окружающей среды и устойчивость к изменению климата;

4) цифровая трансформация;

5) справедливые и инклюзивные обще-

ства2.

Принятая на саммите в 2017 г. многосторонняя структура Восточного партнёрства является достаточным ориентиром для сотрудничества между государствами и в последующий период 2021-2027 гг.3 По словам Урсулы фон дер Ляйен, кооперация партнёров находится на таком уровне развития, «когда важно получить больше от того, что мы уже имеем и что является возможным благодаря соглашениям, которые уже были подписаны» (цит. по: [3, с. 88]).

Несмотря на амбициозные планы развития сотрудничества и активный процесс реформирования в странах Восточного партнёрства, всё ещё присутствуют значительные недоработки в определённых сферах. Основными слабыми сторонами процесса трансформации и приближения к стандартам Европейского Союза является соблюдение верховенства права, борьба с коррупцией, ген-дерное равенство, создание благоприятных условий для гражданского общества и недискриминации, а также свобода собраний и свобода слова4.

Европейский Союз на протяжении длительного периода является лидером по предоставлению не только консультативной политической, юридической, экономической и социальной помощи, но также предоставляет значительные финансовые средства для различных проектов и программ другим странам и регионам. В рамках принятого бюджета Евросоюза на период 2021-2027 гг. на сумму 2,018 трлн евро - 110,6 млрд (5,5 %) выделено на сферу «Соседство и мир». Доля утверждённых средств позволит удержать пальму первенства и укрепить лидерские позиции Европейского Союза по предоставлению гуманитарной помощи и помощи развитию в мире5.

Инвестиционно-экономический план Восточного партнёрства после 2020 г. привлечёт 2,3 млрд евро из бюджета ЕС в виде грантов, смешанного финансирования и гарантий. Всего для реализации намеченного плана может быть выделено до 17 млрд евро государственных и частных инвестиций .

По последним данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2019 г., доля официальной помощи развитию Европейского Союза составила 68,5 млрд долларов, что представляет

42 % от всех предоставленных средств (163,5 млрд долларов). В разрезе континентов большая часть помощи развитию была направлена странам Африки - 22,3 млрд долларов, или 32,5 %. Далее следуют страны Азии (15,2 млрд долларов), Европы (3,9 млрд долларов) и Южной Америки (1,7 млрд дол-ларов)7.

На протяжении десятилетия от основания инициативы Восточного партнёрства тенденция предоставления официальной помощи развитию шести странам постсоветского пространства - участницам имеет позитивный характер. Поскольку уровень сотрудничества имеет индивидуальный характер и каждая страна выстраивает этот процесс самостоятельно, доля официальной помощи развитию также отличается. Принцип сотрудничества со стороны Евросоюза, основанный на «больше за большее» и «меньше за меньшее», демонстрирует более тесную совместную работу ЕС со странами-партнёрами, которые активнее проводят реформирование необходимых сфер8.

Как мы видим на рис. 19, на протяжении всего исследуемого периода значительно увеличивается уровень помощи развитию, предоставляемой Украине. В 2010 г. сумма официальной помощи в целях развития (далее - ОПР) в Украине составляла 312 млн долларов, а в 2019 г. она увеличилась на 570 млн (183 %) и составила 882 млн долларов. На втором месте находится Грузия - за

последние десять лет доля ОПР увеличилась на 185 млн долларов, или 67 %. Тенденция развития финансовой поддержки Молдовы имеет переменчивый характер с 2010 г. и варьируется в диапазоне 147-279 млн долларов. Несколько меньший объём предоставляемой помощи развитию, по сравнению с остальными странами Восточного партнёрства, мы наблюдаем в Беларуси, Азербайджане и Армении - здесь уровень ОПР в 2019 г. достиг 181, 115 и 114 млн долларов соответственно.

Как мы уже упоминали ранее, глубина сотрудничества стран Восточного партнёрства со странами Евросоюза и его институтами отличается, поэтому мы считаем целесообразным проанализировать роль помощи ЕС в каждой стране отдельно.

Среди всех стран Восточного партнёрства и всего постсоветского пространства, не включая страны Прибалтики, которые являются членами ЕС, Украина демонстрирует активную позицию евроинтеграции и тесного сотрудничества с Европейским Союзом. В свою очередь Брюссель декларирует, что Украина является приоритетным партнёром Европейского Союза. Поддержка лидеров стран ЕС и европейских институтов касается самых различных сфер Украины: от территориальной целостности и суверенитета, борьбы с коррупцией и децентрализации государства, либерализации взаимной торговли и улучшения бизнес-климата, до развития

Беларусь Д Молдова О Украина □ Армения О Азербайджан О Грузия

Рис. 1. Объём официальной помощи развитию странам Восточного партнёрства, предоставленной странами и институтами Евросоюза в 2010-2019, млн долларов

инфраструктуры, энергобезопасности, транзита газа и интеграции в европейский энерге тический рынок, развития научных и культурных проектов и т. д. Одним из существенных шагов по экономическому сближению является Соглашение об ассоциации, которое включает Углублённую и всеобъемлющую зону свободной торговли, вступившее в силу в 2017 г. Результаты такого сотрудничества мы можем увидеть в росте экспорта с Украины в страны Евросоюза. В 2017 г. объём экспорта составил 20 млрд долларов, а в 2020 г. этот показатель удвоился и достиг 48,1 млрд долларов. На 2020 г. ЕС остаётся ключевым торговым партнёром Украины, доля которого достигает 41 % все-

го экспорта страны10. Также с 2017 г. граждане Украины при наличии биометрического паспорта могут въезжать на территорию Евросоюза в безвизовом режиме, что безусловно упрощает процесс передвижения.

Европейский Союз также является лидером по предоставлению официальной помощи развитию в Украине. По данным на 2019 г., общий объём ОПР в Украине составил 1 119,4 млн долларов. Страны Евросоюза внесли 461 млн, а институты ЕС - 413, что совокупно составляет 874 млн долларов, или 78 %. Также значительную помощь развитию предоставляют США - 198 млн долларов (18 %, см. рис. 2).

Важным шагом для укрепления сотрудничества между Европейским Союзом и Грузией является подписание Соглашения об ассоциации ЕС с Грузией, которое также включает Соглашение об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, вступившее в силу в 2016 г. Для развития сильного и процветающего государства, страны и институты ЕС предоставляют Грузии финансовую, политическую, консультативную, гуманитарную поддержку во многих сферах: экономика, управление, окружающая среда, развитие инфраструктуры и общества и т. д. Евросоюз является главным торговым партнёром Грузии, товарооборот между ними составляет около 23 % всего товарооборота Грузии11. Активная поддержка малых и средних предприятий, которая позволяет увеличить количество рабочих мест, является важной частью экономического сотрудничества. Также предоставляются гранты для энергетической безопасности, развития «зелёной» энергетики, транс-

портных связей и политики обращения с отходами. Либерализация визового режима, как и в Украине, позволила множеству граждан Грузии совершить поездки на территорию ЕС, тем самым укрепляя межличностные отношения, научные связи студентов и преподавателей, а также сотрудничество в области культуры и туризма.

Грузия является вторым после Украины по величине реципиентом Восточного партнёрства по получению ОПР. В 2019 г. общий объём ОПР, по данным ОЭСР, составил 492,2 млн долларов. Доля помощи, предоставленной ЕС и его институтами, достигла 459 млн долларов, США - 93 млн, что уже превышает общий объём. Также определённый взнос в ОПР внесли МВФ, ООН и Турция. Поскольку статистические данные не являются корректными, что тем самым усложняет анализ, мы не можем определить конкретную долю ОПР Европейского Союза в Грузии, но мы можем предполагать его значимую роль (рис. 3).

Рис. 3. Основные доноры помощи развитию Грузии в 2019 г., млн долларов

Взаимные отношения между Молдовой и Европейским Союзом в последнее время пребывают в активной стадии развития. Молдова также подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, включающее Соглашение об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Молдова первой среди стран Восточного партнёрства приняла участие в Программе повышения конкурентоспособности предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса, что даёт возможность наладить контакты с европейской предпринимательской средой и тем самым увеличить прибыль и число рабочих мест. В рамках программы Горизонт 2020, к которой Молдова присоединилась также первой, создаются условия для развития и обмена опытом в исследовательской и инновационной деятельности, также программа Ега8шш+

позволяет студентам с Молдовы получать образование в ЕС12.

Как и для других стран Восточного партнёрства, уровень поддержки Молдовы непосредственно зависит от исполнения взятых обязательств и внедрения реформ. В 2019 г. общий объём финансовой помощи развитию составил 341,2 млн долларов. Институты ЕС предоставили большую их часть, а именно 167 млн долларов. Страны ЕС отправили также значительную часть - 48 млн, и в совокупности доля ОПР ЕС составляет 63 %. Это позволяет также говорить о ключевой роли ЕС в развитии Молдовы. На втором месте по финансовой поддержке находятся США, которые предоставили 35 млн долларов (10,3 %). Также свою значительную поддержку развитию Молдовы предоставили ООН, Турция и частные доноры (рис. 4).

Институты ЕС 167

Страны ЕС 48

США 35

Частные лица 3

Турция 6,9

ООН

9,3

Рис. 4. Основные доноры помощи развитию Молдовы в 2019 г., млн долларов

В 2009 г. в Праге белорусская делегация в составе первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко и министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова приняла

участие в учредительном саммите Восточного партнёрства, на котором вместе со всеми представителями одобрила итоговую Декларацию13. За период сотрудничества удалось достигнуть важных результатов в сфере эко-

номики, энергоэффективности и защиты окружающей среды.

ЕС поддерживает вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, после которого будет возможным также подписать Соглашение об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Но уже на этом этапе была предоставлена финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси для увеличения экспорта и выхода на новые рынки сбыта в рамках ЕС. Активно поддерживались проекты по транспортной инфраструктуре, доступе электроэнергии и политике отходов. Белорусские студенты, преподаватели, научные сотрудники и деятели культуры также имели возможность учувствовать на базе программ Erasmus+, Горизонт 2020 и MOST (Программа мобильности для целевых контактов между людьми) в обмене знаний и опыта, тренингах и волонтёрских проектах ЕС .

В 2019 году, по статистическим данным ОЭСР, Европейский Союз вместе со своими институтами занимал позицию главного донора по предоставлению официальной помощи в целях развития. Его доля составила 84 % при общем объёме ОПР Беларуси в 211,9 млн долларов. Также свою лепту внесли ООН и США (рис. 5).

После президентских выборов 9 августа 2020 г. и последующих событий сотрудничество ЕС и Республики Беларусь было заморожено. Поскольку Европейский Союз оценивает прошедшие выборы как несправедли-

вые и несвободные, а также не соответствующие международным нормам, они, следовательно, не были признаны. Также ЕС категорически осудили насильственные действия сотрудников полиции в отношении мирных демонстрантов. Реакцией на множественное нарушение прав человека, демократических свобод, насилие, репрессии, преследования, нарушение авиационной безопасности, криминальное преследование журналистов, адвокатов, правозащитников, представителей оппозиции и т. д. со стороны властей Беларуси последовали санкционные действия15. «В ответ на введённые ЕС ограничительные меры в отношении Беларуси и понижение уровня контактов в "Восточном партнёрстве" Беларусь на данном этапе объявила об участии в инициативе на экспертном уровне»16.

Практически сложившаяся ситуация означает прекращение совместных проектов в экономической, социальной, культурной, образовательной деятельности, что в первую очередь негативно отразится на гражданах Беларуси.

Несмотря на фактическое прекращение участия Беларуси в Восточном партнёрстве на данный момент, Европейский Союз отправил финансовую поддержку гражданского общества, которая должна быть использована для поддержки самого гражданского общества, пострадавших от действий правоохранителей во время протестов и в борьбе с коронавирусом [3, с. 95].

Страны ЕС

68,6

Институты ЕС 109,5

ООН

3,2

США 4

Рис. 5. Основные доноры помощи развитию Беларуси в 2019 г., млн долларов

Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве, которое было подписано между ЕС и Арменией ещё в 2017 г., но полностью вступило в силу в 2021 г., является значимым шагом к более тесному сотрудничеству. Это соглашение призвано укрепить

демократические принципы, права человека и верховенство права, улучшить предпринимательскую среду и увеличить число рабочих мест. Соглашение способствует разработке более справедливого законодательства, обеспечению безопасности и гендерного ра-

венства, улучшению окружающей среды, качества образования и науки, туризма и инфраструктуры в Республике Армения .

Для обеспечения проектов в вышеназванных сферах Европейский Союз и его институты предоставили 113,3 млн долларов (27 %) в 2019 г. Главным донором Республики

МВФ

Разница в наборе и декларации ценностей, таких как демократия, верховенство права, свобода слова и права человека, а также в культуре и религии, не даёт возможности установлению тесных отношений между Республикой Азербайджан и ЕС. Правительство Азербайджана также не стремится ни к евроинтеграции, ни к внедрению европейских норм. Несмотря на это, стороны ведут активное экономическое сотрудничество, развивают торговлю, непосредственно нефти и природного газа. Европейский союз является главным партнёром по экспорту и импорту Азербайджана18. Также стороны сотрудничают в области инноваций, развития транспортной инфраструктуры и регионального развития. На встрече председателя Европейского совета Шарля Мишеля и президента Азербайджана Ильхама Алиева

Армения в этом году был МВФ с финансовой помощью развитию на сумму 295 млн долларов (71 %). США, Россия, Япония, ООН, Фонд ОПЕК, Глобальный фонд и Зелёный климатический фонд также предоставляют значительную долю финансовой поддержки развитию и росту Армении.

фонд

18 июля 2021 г. в Баку обе стороны продемонстрировали желание дать новый импульс сотрудничеству и развивать совместные про-

19

екты .

Несмотря на то, что, по словам Шарля Мишеля, «партнёрство между ЕС и Азербайджаном - это в первую очередь не партнёрство, основанное на финансовой поддержке, предоставляемой через субсидии. Это партнёрство, основанное на совместной приверженности инновациям в технологическом секторе и диалогу по экономическим вопросам»20, большинство финансовой помощи развитию (114 млн долларов), направленной в Азербайджан в 2019 г., было предоставлено ЕС, ещё около 13 млн предоставили США, 7,4 млн - ООН, 6 млн - Турция, 5,3 млн -Глобальный фонд и неполных 2 млн - Фонд ОПЕК.

В ходе анализа нами был поставлен вопрос: влияет ли участие в инициативе Восточного партнёрства стран постсоветского пространства на предоставление им официальной помощи в целях развития со стороны Европейского Союза? На основе статистических данных мы опровергаем эту гипотезу. Страны, не входящие в Восточное партнёр-

2. Сотрудничество во время пандемии

Эпидемия СОУГО-19 безусловно изменила глобальную ситуацию в мире и показала многие недостатки и слабые стороны. Реакция на данную болезнь в каждом государстве была разная, как и методы борьбы с её распространением. Взаимное сотрудничество, поддержка и помощь вышли на новый уровень. Многие представители государств пришли к мнению, что справиться с пандемической ситуацией и защитить своих граждан поодиночке они не смогут. Помощь «сильных» более «слабым» обрела новое значение.

До 1 января 2021 г. Европейский Союз выделил на борьбу с вирусом СОУГО-19 для 130 партнёрских государств по всему миру 26 млрд евро, что составляет 65 % общего антипандемического пакета (более 40 млрд евро). Эти средства были потрачены на доставку медицинского оборудования для искусственной вентиляции лёгких, машин скорой помощи и коек для интенсивной терапии, тестов, дезинфицирующих средств, защитных масок и других защитных материа-

ство, в некоторые года за исследуемый период получали больше финансовой поддержки в форме ОПР. Это мы видим на примере Таджикистана и Киргизии, которые получали в двое больше ОПР, чем Азербайджан. В 2019 г. ярким примером стал также Узбекистан, который не является членом Восточного партнёрства21 (см. табл.).

лов и, что не менее важно, квалифицирован-

22

ного персонала .

Для поддержки стран - участниц Восточного партнёрства Европейский Союз вместе с Европейским инвестиционным банком выделил финансовые средства на сумму более 3 млрд евро. Между странами предоставленная финансовая помощь распределилась следующим образом: Украина - 190 млн, Грузия - 183 млн, Молдова - 128 млн, Армения - 96 млн, Азербайджан - 31,6 млн, Беларусь - 17,4 млн евро. Эти средства, кроме борьбы с самой эпидемией, также должны быть направлены на неотложные потребности социально-экономического восстановления государств. Как и в другие страны мира, было отправлено множество медицинского оборудования, тестов и средств защиты . Поскольку пандемическая ситуация в мире ещё сохраняется, тесное сотрудничество будет необходимо и впредь.

Заключение

Сотрудничество Европейского Союза со странами - участницами Восточного партнёрства находится в активной фазе развития.

Объём предоставленной официальной помощи развитию со стороны ЕС странам постсоветского пространства, в 2019 г., млн долларов

Страна 2010 2013 2015 2017 2018 2019

Украина 311,33 478,13 852,87 797,08 822,37 874,22

Грузия 275,37 274,89 210,00 329,61 500,76 459,08

Молдова 190,39 150,52 127,61 167,75 150,32 215,14

Беларусь 75,80 57,18 77,87 103,25 89,38 178,18

Армения 60,89 108,64 198,64 228,09 159,49 113,37

Азербайджан 43,11 21,67 47,16 32,07 63,59 114,57

Казахстан 39,31 -1,07 45,65 37,71 30,58 28,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киргизия 72,60 72,12 81,63 72,25 82,97 76,61

Таджикистан 87,93 59,77 86,73 54,10 82,62 66,17

Туркмения 7,78 5,26 7,21 5,99 9,02 7,64

Узбекистан 35,40 45,44 31,76 41,57 48,14 225,05

Примечание. Сост. по: OECD. Aid (ODA) disbursements to countries and regions.

Созданное «Ассоциированное трио» Грузии, Украины и Молдовы чётко заявляет о своей европейской направленности и даже намерении вступления в Европейский Союз. Армения и Азербайджан проявляют более сдержанную политическую позицию, но готовы активно развивать экономические и торговые отношения. Республика Беларусь на данном этапе приостановила сотрудничество с ЕС в рамках Восточного партнёрства.

Несмотря на разную глубину и заинтересованность в сотрудничестве стран Восточного партнёрства, Европейский союз вместе со своими институтами является безусловным лидером по предоставлению официальной помощи в целях развития этим шести государствам. Финансовая поддержка многочисленных проектов в сфере управления государством, энергобезопасности, инфраструктуры, торговли, малого и среднего бизнеса, науки и инноваций, культуры и образования предоставляет ощутимый вклад в развитие и увеличение конкурентоспособности партнёрских государств. Также в рамках статистического анализа мы пришли к выводу, что членство в Восточном партнёрстве вовсе не является основополагающим фактором получения ОПР. Страны постсоветского пространства, не входящие в программу Восточного партнёрства, например Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, в определённые годы получили более значительный объём финансовой помощи от ЕС, чем страны-участницы.

Наиболее важным, по нашему мнению, является то, что в реалиях сегодняшних геополитических условий Европейский Союз предлагает странам постсоветского пространства альтернативный путь развития для улучшения своей позиции на мировой сцене, а также улучшения качества жизни своих граждан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Council of the European union. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit. -P. 6. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media /31797/2009_eap_declaration.pdf (дата обращения: 28.08.2021).

2 Európska rada. Rada Európskej únie. Vychodné partnerstvo. - URL: https://www. consilium.europa.eu/sk/policies/eastern-partnership/ (дата обращения: 29.08.2021).

3 Europska komisia. Politika Vychodneho partnerstva po roku 2020. Posilnenie odolnosti -Vychodne partnerstvo, ktore prinasa vysledky pre vsetkych. - P. 2. - URL: https://data.consilium. europa.eu/doc/document/ST-6930-2020-INIT/sk/pdf (дата обращения: 30.08.2021).

4 Europska komisia. Politika Vychodneho partnerstva po roku 2020. Posilnenie odolnosti -Vychodne partnerstvo, ktore prinasa vysledky pre vsetkych. P. 4.

5 Europska komisia. Okruhy: kategorie vydavkov. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy /eu-budget/long-term-eu-budget/2021 -2027/spending /headings_sk (дата обращения: 01.09.2021).

6 European Commission. Global Europe The neighbourhood, development and international cooperation instrument. - URL: https://ec.europa.eu /international-partnerships/system/files/factsheet-global-europe-ndici-june-2021_en.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

7 OECD. Aid (ODA) disbursements to countries and regions. - URL: https://stats.oecd.org/viewhtml. aspx?datasetcode=TABLE2A&lang=en# (дата обращения: 03.09.2021).

8 Europska komisia. Politika Vychodneho partnerstva po roku 2020. Posilnenie odolnosti -Vychodne partnerstvo, ktore prinasa vysledky pre vsetkych. P. 1.

9 Здесь и далее рисунки составлены по данным: OECD. Aid (ODA) disbursements to countries and regions.

10 Mission of Ukraine to the European Union. Statistics of trade between Ukraine and the EU. -URL: https://ukraine-eu.mfa.gov.ua/posolstvo/torgo-velno-ekonomichne-spivrobitnictvo-ukrayina-yes /pokazniki-torgovelno-ekonomichnogo-spivrobitnict-va-ukrayina-yes (дата обращения: 04.09.2021).

11 European Commission. Countries and regions. Georgia. - URL: https://ec.europa.eu/trade/policy /countries-and-regions/countries/georgia/ (дата обращения: 06.09.2021).

12 ЕСВС. Отношения между ЕС и Республикой Молдова. Справочный материал. - URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/26814/node/26814_ru (дата обращения: 07.09.2021).

13 Министерство иностранных дел Республики Беларусь. - URL: https://www.mfa.gov.by/print /press/news_mfa/aac3770a55718bce.html (дата обращения: 09.09.2021).

14 Eastern Partnership. Facts and figures about EU-Belarus relations. - URL: https://www.consilium.europa.eu/media/44399/685-annex-5-c-belarus-factsheet.pdf (дата обращения: 10.09.2021).

15 Europska rada Rada Europskej rnie. Chronologicky prehl'ad - restriktivne opatrenia EU voci Bielorusku. - URL: https://www.consilium. europa.eu/sk/policies/sanctions/restrictive-measures-

following-the-2020-belarus-presidential-elections /belarus-timeline/ (дата обращения: 11.09.2021).

16 Посольство Республики Беларусь в Королевстве Бельгия и Великом Герцогстве Люксембург. Восточное партнёрство. - URL: https:// belgium.mfa.gov.by/ru/bel_eu/eap/ (дата обращения: 13.09.2021).

17 Eastern Partnership. Отношения ЕС-Армения в фактах и цифрах. - URL: https://www. euneighbours.eu/sites/default/files/publications/2021-03/CEPA%20FACTSHEET%20ARMENIA%20RU. pdf (дата обращения: 14.09.2021).

18 Eastern Partnership. Отношения ЕС-Азербайджан в фактах и цифрах. - URL: https:// www.euneighbours.eu/sites/default/files/publications /2020-06/EAP%20FACTSHEET%20 AZERBAIJAN %20RU.pdf (дата обращения: 14.09.2021).

19 Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Заявления Ильхама Алиева и президента Совета Европейского Союза Шарля Мишеля. - URL: https://ru.president.az/articles/52723 (дата обращения: 15.09.2021).

20 EU Neighbourseast. Председатель Европейского совета посетил Южный Кавказ и встретился с лидерами стран Восточного партнёрства. -

URL: https://www.euneighbours.eu/ru/vostok/stay-informed/news/predsedatel-evropeyskogo-coveta-posetil-yuzhnyy-kavkaz-i-vstretilsya-s (дата обращения: 16.09.2021).

21 Значительный скачок объёма ОПР в 2019 г. по сравнению с предыдущим периодом связан с обновлением переговоров 23 ноября 2018 г. в Брюсселе о Соглашении о расширенном партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Узбекистаном. Таким образом ЕС признаёт значительные усилия Узбекистана, направленные на реформирование страны, соблюдение прав человека, расширение сотрудничества с региональными и международными партнёрами, а также содействие стабильности и безопасности в регионе.

22 Europska komisia. Koronavirus: Vd'aka Timu Europa ziskali partnerske krajiny 26 miliard eur podpory. - URL: https://ec.europa.eu/commission /presscorner/detail/sk/ip_21_1621 (дата обращения: 17.09.2021).

23 European Commission. Neighbourhood enlargement. - URL: https://ec.europa.eu /neighbourhood-enlargment/sites/near/files/coronavi-rus_support_eap.pdf (дата обращения: 17.09.2021).

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохоренко М. Проект Европейского союза «Восточное партнёрство»: к проблеме конкуренции на постсоветском пространстве // Россия и новые государства Евразии. - 2017. - № 4 (37). - С. 48-60.

2. ДыринаА. Ф. Восточное партнёрство: от идеи к реализации // Актуальные проблемы Европы. -2019. - № 3. - С. 217-234.

3. Борко Ю. А. Восточное партнёрство в штормовую погоду (июнь-август 2020) // Европейский союз: факты и комментарии. - 2020. - Вып. 101. - С. 86-95.

Сведения об авторе

Балега Андрианна - докторант факультета международных отношений Экономического университета в Братиславе (Братислава, Словакия)

Адрес для корреспонденции: 852 35, Словакия, Братислава, Долноземска цеста, 1

E-mail: andrianna.baleha@euba.sk

ORCID: 0000-0002-5460-768X

Информация о статье

Дата поступления 5 октября 2021 г.

Дата принятия в печать 27 октября 2021 г.

Для цитирования

Балега А. Роль Европейского Союза в официальной помощи развитию странам постсоветского пространства // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 215-225. й01: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).215-225.

A. Baleha

ROLE OF THE EUROPEAN UNION IN OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE TO THE COUNTRIES OF THE POST-SOVIET SPACE

The purpose of the presented article is, through the analysis of statistical data, to determine the role of the European Union and its institutions in providing development assistance to the countries of the Eastern Partnership. Despite the different degrees of European integration and reforms, in 2019 the European Union is the leader in ODA in Ukraine, Georgia, Armenia, Belarus, Azerbaijan and Moldova. We have also determined that membership in the Eastern Partnership is not a fundamental factor in obtaining ODA for the countries of the post-Soviet space.

Keywords: Eastern Partnership; Official Development Assistance; European Union.

REFERENCES

1. Prokhorenko M. Proekt Evropeiskogo soyuza "Vostochnoe partnerstvo": k probleme konkurentsii na postsovetskom prostranstve [European Union project „Eastern Partnership": on the problem of competition in the post-Soviet space]. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2017, no. 4 (37), pp. 48-60. (in Russian).

2. Dyrina A.F. Vostochnoe partnerstvo: ot idei k realizatsii [Eastern Partnership: from idea to implementation]. Aktual'nyeproblemy Evropy, 2019, no. 3, pp. 217-234. (in Russian).

3. Borko Yu.A. Vostochnoe partnerstvo v shtormovuyu pogodu (iyun'-avgust 2020) [Eastern Partnership in Stormy Weather (June-August 2020]. Evropeiskii Soyuz: fakty i kommentarii [European Union: facts and comments], 2020, vol. 101, pp. 86-95. (in Russian).

About the author

Andrianna Baleha - PhD student of the Faculty of International Relations of the University of Economics in Bratislava (Bratislava, Slovak Republic)

Postal address: 1, Dolnozemska cesta, Bratislava, 852 35, Slovak Republic E-mail: andrianna.baleha@euba.sk ORCID: 0000-0002-5460-768X

Article info

Received October 5, 2021

Accepted October 27, 2021

For citations

Baleha A. Role of the European Union in Official Development Assistance to the Countries of the Post-Soviet Space. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, Vol. 8, no. 4 (32), pp. 215-225. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).215-225 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.