Научная статья на тему 'РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАПАДНОБАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (2014-2021 ГГ.)'

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАПАДНОБАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (2014-2021 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТУРЦИЯ / ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / БЕРЛИНСКИЙ ПРОЦЕСС / «ТУРЕЦКИЙ ПОТОК» / «БАЛКАНСКИЙ ПОТОК» / «ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР» / ПОВЕСТКА СОПРЯЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исламов Дамир Римович

С момента запуска Берлинского процесса в 2014 г., в рамках которого стали проходить саммиты «Западные Балканы», Евросоюз начал продвигать повестку инфраструктурного сопряжения региона со своими странами-членами в энергетической и транспортной сферах. Впоследствии было выделено более 1 млрд евро на реализацию 45 проектов в этих секторах. Параллельно с 2015-2016 гг. стали осуществляться два крупных газовых проекта - «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор» (ЮГК), которые превращали Турцию в одну из крупнейших стран-транзитеров газа в Европу, в том числе и на Балканы. Помимо этого, «для борьбы с зависимостью от российского газа» ЕС активно поддерживал ЮГК с ответвлением на Трансадриатический газопровод (TAP) через Грецию, Албанию, Италию, который позволил бы получать азербайджанский газ. Подобная ситуация побуждала лидеров стран Западных Балкан заранее формировать более тесные персональные связи с президентом Р. Эрдоганом. А с 2020 г. после запуска Турецкого потока и Трансадриатического газопровода Турция начала себя позиционировать в качестве надежного посредника в поставках газа в Центральную и Юго-Восточную Европу. Следовательно, целью исследования является рассмотрение влияния Евросоюза и Турции на энергетическую безопасность и транспортную политику западнобалканских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE EUROPEAN UNION AND TURKEY IN THE ENERGY AND TRANSPORT POLICIES OF THE WESTERN BALKANS (2014-2021)

Since the Berlin Process was launched in 2014, as part of which the “Western Balkans Summits” have been held, the EU has been promoting an agenda for the regional infrastructure integration (Connectivity Agenda) with its member states in the energy and transport sectors. More than €1 billion was subsequently allocated to 45 projects in these sectors. At the same time, two major gas projects, the TurkStream and the Southern Gas Corridor, were launched in 2015/2016, turning Turkey into one of the largest gas transit countries for Europe, including for the Balkans. In addition, “to solve the problem of dependence on Russian gas”, the EU actively supported the Southern Gas Corridor with a leg to the Trans Adriatic Pipeline (TAP) via Greece, Albania and Italy, which would make it possible to obtain Azerbaijani gas. This situation encouraged the leaders of the Western Balkans to develop closer personal ties with President R. Erdoğan in advance. And since 2020, after the launch of the TurkStream and the Trans Adriatic Pipeline, Turkey began to hold itself out as a reliable intermediary for gas deliveries to Central and South Eastern Europe. Consequently, the aim of the paper is to examine the impact of the EU and Turkey on the energy security and transport policies of the Western Balkans.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАПАДНОБАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (2014-2021 ГГ.)»

Научная статья УДК 327

doi: 10.18522/2687-0770-2023-2-78-82

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ТУРЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКЕ ЗАПАДНОБАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (2014-2021 гг.)

Дамир Римович Исламов

Казанский федеральный университет, Казань, Республика Татарстан, Россия dam 1948@yandex.ru

Аннотация. С момента запуска Берлинского процесса в 2014 г., в рамках которого стали проходить саммиты «Западные Балканы», Евросоюз начал продвигать повестку инфраструктурного сопряжения региона со своими странами-членами в энергетической и транспортной сферах. Впоследствии было выделено более 1 млрд евро на реализацию 45 проектов в этих секторах. Параллельно с 2015-2016 гг. стали осуществляться два крупных газовых проекта - «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор» (ЮГК), которые превращали Турцию в одну из крупнейших стран-транзитеров газа в Европу, в том числе и на Балканы. Помимо этого, «для борьбы с зависимостью от российского газа» ЕС активно поддерживал ЮГК с ответвлением на Трансадриатический газопровод (TAP) через Грецию, Албанию, Италию, который позволил бы получать азербайджанский газ. Подобная ситуация побуждала лидеров стран Западных Балкан заранее формировать более тесные персональные связи с президентом Р. Эрдоганом. А с 2020 г. после запуска Турецкого потока и Трансадриатического газопровода Турция начала себя позиционировать в качестве надежного посредника в поставках газа в Центральную и Юго-Восточную Европу. Следовательно, целью исследования является рассмотрение влияния Евросоюза и Турции на энергетическую безопасность и транспортную политику западнобалканских государств.

Ключевые слова: Европейский союз, Турция, Западные Балканы, Берлинский процесс, «Турецкий поток», «Балканский поток», «Южный газовый коридор», повестка сопряжения

Для цитирования: Исламов Д.Р. Роль Европейского союза и Турции в энергетической и транспортной политике западнобалканских государств (2014-2021 гг.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 2. С. 78-82.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

ROLE OF THE EUROPEAN UNION AND TURKEY IN THE ENERGY AND TRANSPORT POLICIES OF THE WESTERN BALKANS (2014-2021)

Damir R. Islamov

Kazan Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia dam1948@yandex.ru

Abstract. Since the Berlin Process was launched in 2014, as part of which the "Western Balkans Summits" have been held, the EU has been promoting an agenda for the regional infrastructure integration (Connectivity Agenda) with its member states in the energy and transport sectors. More than €1 billion was subsequently allocated to 45 projects in these sectors. At the same time, two major gas projects, the TurkStream and the Southern Gas Corridor, were launched in 2015/2016, turning Turkey into one of the largest gas transit countries for Europe, including for the Balkans. In addition, "to solve the problem of dependence on Russian gas", the EU actively supported the Southern Gas Corridor with a leg to the Trans Adriatic Pipeline (TAP) via Greece, Albania and Italy, which would make it possible to obtain Azerbaijani gas. This situation encouraged the leaders of the Western Balkans to develop closer personal ties with President R. Erdogan in advance. And

© Исламов Д.Р., 2023

since 2020, after the launch of the TurkStream and the Trans Adriatic Pipeline, Turkey began to hold itself out as a reliable intermediary for gas deliveries to Central and South Eastern Europe. Consequently, the aim of the paper is to examine the impact of the EU and Turkey on the energy security and transport policies of the Western Balkans.

Keywords: European Union, Turkey, Western Balkans, Berlin Process, TurkStream, Balkan Stream, Southern Gas Corridor, Connectivity Agenda

For citation. Islamov D.R. Role of the European Union and Turkey in the Energy and Transport Policies of the Western Balkans (2014-2021). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(2).78-82. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Взаимодействие ЕС и Западных Балкан в энергетической и транспортной сферах

В 2014 г. ЕС принял новую политику в области транспортной инфраструктуры, направленную на создание общей европейской транспортной сети путем формирования Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T core network), которая представляет двухуровневую структуру и включает в себя опорную (базовую) сеть (Core Network) и всеобъемлющую (комплексную) сеть (Comprehensive Network). Западные Балканы считались перспективным регионом потенциального расширения Евросоюза. Поэтому в 2014 г. был запущен новый формат саммитов «Западные Балканы» в рамках Берлинского процесса. Именно тогда заговорили о необходимости инфраструктурного развития региона и его сопряжения (Connectivity) со странами-членами ЕС, чему и должен был в первую очередь способствовать так называемый Берлинский процесс, созданный под эгидой ФРГ в лице канцлера А. Меркель. Следовательно, в 2015 г. Евросоюз и страны Западных Балкан договорились о расширении TEN-T на регион, позже утвердив карту базовых и комплексных сетей, что и было закреплено на втором саммите Западных Балкан в рамках Берлинского процесса в Вене [1, p. 3].

Официальное оформление произошло во время четвертого саммита в Триесте в 2017 г. после подписания Договора о создании транспортного сообщества между ЕС и Западными Балканами. Целью являлось образование интегрированного рынка инфраструктуры (наземного, внутреннего водного и морского транспорта) и приведение законодательства стран Западных Балкан в соответствие с правовой системой ЕС. Процесс ратификации и вступления в силу Договора затянулся до 2019 г., а финансовые расходы делились в следующей пропорции: ЕС - 80 %, страны региона - 20 % [2]. Но существовало достаточное количество проблем, чтобы осуществить планы, запрограммированные в Договоре.

Во-первых, низкая плотность железных дорог и автомагистралей в регионе, что создавало инфраструктурный разрыв стран Западных Балкан и ЕС. Поэтому три коридора TEN-T расширили до Западных Балкан - «Средиземноморский», «Восточно-средиземноморский» и «Рейн/Дунай», чтобы попытаться решить эту проблему. Во-вторых, электрификация железных дорог. По мнению Еврокомиссии, железные дороги в регионе по-прежнему сильно зависят от ископаемого топлива: более 30 % опорных сетей TEN-T и примерно 50 % всеобъемлющих сетей не электрифицированы [3,p. 5].

Другим важным аспектом принципа взаимосвязанности являлась сфера энергетики. В 2015 г. Евросоюз принял стратегию формирования Энергетического союза. На фоне этого на саммите в Вене того же года шесть стран региона имплементировали специальные меры в области энергетики, чтобы создать региональный рынок электроэнергии. Данное соглашение включало, в частности, торговлю электроэнергией на интегрированных спотовых рынках, региональном рынке для балансирования электроэнергии и распределения мощности, а также устранение существующих правовых и регулирующих барьеров путем полной реализации Третьего энергетического пакета ЕС и т.п. [4].

В апреле 2016 г. операторы системы передачи, национальные регуляторы, министры энергетики обязались реализовать меморандум о взаимопонимании (MoU), устанавливающий общие принципы сотрудничества, а также конкретные действия по развитию регионального рынка электроэнергии. Во-первых, предусматривалась интеграция рынков на сутки вперед хотя бы с одной

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

соседней страной или страной-членом ЕС к 2018 г.1 Во-вторых, налаживание сотрудничества в рамках балансирующего рынка электроэнергии на Западных Балканах [5, p. 231].

Однако выстраивание регионального рынка электроэнергии имело определенные ограничения. Например, в декабре 2019 г. во время конференции в г. Тиват представители министерств, операторов систем передачи и распределительных систем, генерирующих компаний, институтов стран Западных Балкан и ЕС отметили, что, если национальные проекты дали конкретные результаты, то региональные проекты, например интеграция рынка на сутки вперед, сотрудничество в рамках балансирующего рынка электроэнергии, расчет пропускной способности и т.д., нуждались в дальнейшем развитии и внедрении [6].

Главной проблемой, выделяемой Постоянным секретариатом энергетического сообщества, являлось доминантное использование ископаемого топлива, в частности угля, при производстве электроэнергии. Следовательно, основным направлением должен был стать процесс декарбонизации электроэнергетики с расширением возможности возобновляемых источников энергии. Кроме того, на рынок электроэнергии влияли и вопросы политического характера. Например, в 2021 г. Постоянный секретариат возбудил дело об урегулировании споров против Сербии за то, что сербская сторона не согласовала распределение трансграничной пропускной способности через границу с Косово и не предоставила максимальную мощность участникам рынка [7].

Роль Турции в энергетической безопасности Балканских государств

С двумя газовыми проектами «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор» Турция начала играть еще более значимую роль в энергетической политике Балканских стран. Стоит отметить, что Турция рассматривает Балканы как целостностный регион, не признавая политический конструкт «Западные Балканы», созданный Евросоюзом, куда входят страны, не являющиеся членами ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Северная Македония, Черногория, частично признанное Косово).

Идея проекта «Турецкий поток» появилась после отмены в 2014 г. схожего газового проекта «Южный поток», по которому природный газ из РФ должен был транспортироваться через Черное море в Болгарию, а затем в европейские страны. В конце того же года президент РФ В. Путин официально объявил об отмене «Южного потока», так как компания «Газпром» подписала меморандум о взаимопонимании с турецкой BOTA§ Petroleum Pipeline о строительстве «Турецкого потока», которая должна была состоять из двух параллельных трубопроводов с общей пропускной способностью 31,5 млрд м3 газа в год. Первый из них должен был удовлетворять потребности в газе саму Турцию, а второй был предназначен для транспортировки газа в страны Центральной и Юго-Восточной Европы через Болгарию, Сербию и Венгрию.

В ноябре 2018 г. завершилось строительство морского участка газопровода, а в конце 2019 г. -наземного участка до Болгарии. С января 2020 г. «Газпром» начал поставки газа через «Турецкий поток» в Турцию, Болгарию, Грецию и Северную Македонию. По данным турецких СМИ, в 2020 г. через данный маршрут было транспортировано около 5,8 млрд м3 газа [8]. Вскоре были построены дополнительные участки так называемого «Балканского потока» в Болгарии и Сербии, что позволило нарастить пропускную способность до 20 млрд м3 газа в год. В январе 2021 г. «Газпром» начал полноценные поставки газа на сербский рынок, а с апреля - в Боснию и Герцеговину через Сербию, чьи потребности в газе из России в 2019 г. составляли примерно 2,13 и 0,24 млрд м3 соответственно [8]. Кроме того, аналогичные поставки осуществлялись из Болгарии в Румынию. С 1 октября 2021 г. начались поставки российского природного газа в Венгрию и Хорватию по «Балканскому потоку». В целом за 2020-2021 гг. через «Турецкий поток» в Европу было прокачано 16,8 млрд м3 газа [9].

Параллельно с «Турецким потоком» начал работать проект «Южный газовый коридор» (ЮГК), состоящий из трех газопроводов: Южнокавказский (Баку - Тбилиси - Эрзурум), турецкий Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) - через Грецию, Албанию до Италии. Евросоюз стал рассматривать данный проект в качестве альтернативы для «избавления

1 Рынок на сутки вперед (РСВ) - конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за

сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час

наступающих суток.

от зависимости от российского газа в Юго-Восточной Европе». С завершением строительства последнего элемента Трансадриатического трубопровода (TAP) в конце 2020 г. Азербайджан начал коммерческие поставки газа в Европу по ЮГК и в 2021 г. по данному маршруту было поставлено около 8,1 млрд м3 газа [10].

Заключение

Следовательно, за 2020-2021 гг. после полноценного запуска двух проектов Турция превратилась в серьезного транзитера как российского, так и азербайджанского газа в Европу. При этом надо понимать, что Турция и Азербайджан являются очень близкими союзниками в последние годы, а турецкое руководство желает еще больше «насытить газом» ЮГК с возможностью подключения газа из Туркменистана. Однако заманчивые предложения со стороны Турции транспортировать туркменский газ в Европу пока не возымели успеха. Но, исходя из того, что Турция превратились в полноценного транзитера газа, лидеры Центральной и Юго-Восточной Европы вынуждены выстраивать очень тесные персональные связи с президентом Турции Р. Эрдоганом, который контролирует основные рычаги управления во внешней политике страны. Наиболее успешные примеры в этом направлении относились к премьер-министру Албании Э. Раме, президенту Сербии А. Вучичу и премьер-министру Венгрии В. Орбану. Даже те балканские политические лидеры, например М. Додик, которые настороженно относились к проникновению Турции в регион [11, с. 350], из-за роста энергетической взаимозависимости Анкары и Балкан тоже наращивали взаимодействие с турецкими официальными лицами.

Таким образом, Евросоюз в отличие от Турции и других геополитических игроков на Западных Балканах предлагает комплексный подход в развитии энергетической и транспортной сфер западнобалканских государств. За 2015-2020 гг. в рамках Берлинского процесса было выделено более 1 млрд евро на реализацию 45 проектов в обозначенных секторах [4]. Стоит отметить, что турецкие компании сами активно работали над транспортными и энергетическими проектами, инициированными Еврокомиссией. Например, в 2010-е гг. турецкая компания Enka была вовлечена в строительство двух автотрасс R6 Приштина — Хани-и-Элезит в сторону Северной Македонии и R7 им. И. Руговы в сторону Албании как части Панъевропейского транспортного коридора Х [4]. К тому же в 2020-2021 гг. наметился тренд сближения интересов Евросоюза и Турции с точки зрения развития и расширения ЮГК в качестве частичной альтернативы российскому газу прежде всего на Балканах.

Список источников

1. Instrument for Pre-accession Assistance (IPA II) 2014-2020. Multi-Country Co-financing of Connectivity Projects in the Western Balkans // European Commission. 2016. URL: https://clck.ru/33XgXx (дата обращения: 14.02.2023).

2. Council Decision (EU) 2019/392 of 4 March 2019 on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Treaty establishing the Transport Community // Official Journal of the European Union. 2019. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2019/392/oj (дата обращения: 14.02.2023).

3. Guidelines for the Implementation of the Green Agenda for the Western Balkans // European Commission. 2020. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020SC0223 (дата обращения: 14.02.2023).

4. EU for the Western Balkans investments for the future Connectivity Agenda // European Commission. 2020. URL: https://clck.ru/33Xn6W (дата обращения: 14.02.2023).

5. Shkurti A. Analysis of the Western Balkans Power Market Prices within the ENTSO-E framework // European Journal of Sustainable Development. 2019. Vol. 8, № 1. P. 229-236. Doi: 10.14207/ejsd.2019.v8n1p229.

6. Annual Implementation Report 2020 // Energy Community Secretariat. 2020. URL: https://www.energy-community.org/dam/jcr:0af3b17a-3759-4a23-a2ef-3134784e217c/EnC_IR2020.pdf (дата обращения: 14.02.2023).

7. Energy Community: Serbia is preventing electricity trade with Kosovo // Balkan Green Energy News. 2022. URL: https://balkangreenenergynews.com/energy-community-serbia-is-preventing-electricity-trade-with-kosovo/ (дата обращения: 14.02.2023).

8. TurkStream on the diversifying south-eastern European gas market // OSW. 2021. URL: https:// clck.ru/33Xn9F (дата обращения: 14.02.2023).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

9. Kilig Z. 34.8 billion cubic meters of gas carried through TurkStream in 2 years // Anadolu Agency. 2022. URL: https://www.aa.com.tr/en/energy/energy-projects/348-billion-cubic-meters-of-gas-carried-through-turkstream-in-2-years/34380 (дата обращения: 14.02.2023).

10. LmahamadA. Minister: Azerbaijan exports 8.3 bcm of gas to Europe in 9M2022 // Azernews. 2022. URL: https://www.azernews.az/oil_and_gas/200806.html (дата обращения: 14.02.2023).

11. Гуськова Е.Ю. Милорад Додик - сербский политический лидер в Боснии и Герцеговине // Новая элита в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: политические портреты. Конец XX - начало XXI в. М.: Ин-т славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2022. С. 342-363.

References

1. Instrument for Pre-accession Assistance (IPA II) 2014-2020. Multi-Country Co-financing of Connectivity Projects in the Western Balkans. European Commission. 2016. Available from: https://clck.ru/33XgXx [Accessed 14th February 2023].

2. Council Decision (EU) 2019/392 of 4 March 2019 on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Treaty establishing the Transport Community. Official Journal of the European Union. 2019. Available from: https://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2019/392/oj [Accessed 14th February 2023].

3. Guidelines for the Implementation of the Green Agenda for the Western Balkans. European Commission. 2020. Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020SC0223 [Accessed 14th February 2023].

4. EU for the Western Balkans investments for the future Connectivity Agenda. European Commission. 2020. Available from: https://clck.ru/33Xn6W [Accessed 14th February 2023].

5. Shkurti A. Analysis of the Western Balkans Power Market Prices within the ENTSO-E framework. European Journal of Sustainable Development. 2019;8(1):229-236, doi: 10.14207/ejsd.2019.v8n1p229.

6. Annual Implementation Report 2020. Energy Community Secretariat. 2020. Available from: https://www.energy-community.org/dam/jcr:0af3b17a-3759-4a23-a2ef-3134784e217c/EnC_IR2020.pdf [Accessed 14th February 2023].

7. Energy Community: Serbia is preventing electricity trade with Kosovo. Balkan Green Energy News. 2022. Available from: https://balkangreenenergynews.com/energy-community-serbia-is-preventing-electricity-trade-with-kosovo/ [Accessed 14th February 2023].

8. TurkStream on the diversifying south-eastern European gas market. OSW. 2021. Available from: https://clck.ru/33Xn9F [Accessed 14th February 2023].

9. Kilig Z. 34.8 billion cubic meters of gas carried through TurkStream in 2 years. Anadolu Agency. 2022. Available from: https://www.aa.com.tr/en/energy/energy-projects/348-billion-cubic-meters-of-gas-carried-through-turkstream-in-2-years/34380 [Accessed 14th February 2023].

10. Lmahamad A. Minister: Azerbaijan exports 8.3 bcm of gas to Europe in 9M2022. Azernews. 2022. Available from: https://www.azernews.az/oil_and_gas/200806.html [Accessed 14th February 2023].

11. Guskova E.Yu. Milorad Dodik - Serbian political leader in Bosnia and Herzegovina. New elite in the countries of Central and South-Eastern Europe: political portraits. The end of the 20th - beginning of the 21st century. Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Press; St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ.; 2022:342-363. (In Russ.).

Информация об авторе

Д.Р. Исламов - аспирант, Институт международных отношений.

Information about the author

D.R. Islamov - Postgraduate Student, Institute of International Relations.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 23.03.2023; принята к публикации 01.06.2023. The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 23.03.2023; accepted for publication 01.06.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.