Научная статья на тему 'Роль Европейского исследовательского совета в грантовом финансировании науки в рамках реализации рамочной программы «Горизонт 2020»'

Роль Европейского исследовательского совета в грантовом финансировании науки в рамках реализации рамочной программы «Горизонт 2020» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВО ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ГОРИЗОНТ 2020 / ГРАНТОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ / EUROPEAN RESEARCH AREA / EU LAW / EUROPEAN RESEARCH COUNCIL / HORIZON 2020 / GRANT FUNDING FOR SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Виталий Юрьевич, Ариянц Анна Ашотовна, Пожилова Наталья Андреевна

Осуществление финансовой поддержки научных исследований в Европейском Союзе в порядке, предусмотренном Восьмой рамочной программой «Горизонт 2020», а именно в рамках направления «Качественная наука», ведется посредством специализированной организации Европейского исследовательского совета (ЕИС). В научной статье представлен анализ правового статуса ЕИС и порядка финансирования научных проектов, в том числе классификации грантов и необходимых критериев формального отбора заявок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепак Виталий Юрьевич, Ариянц Анна Ашотовна, Пожилова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EUROPEAN RESEARCH COUNCIL’S GRANT FUNDING FOR SCIENCE IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FRAMEWORK PROGRAMME «HORIZON 2020»

The prescribed by the Eighth Framework Program «Horizon 2020» implementation of financial support for scientific research in the European Union is conducted through a specialized organization the European Research Council (ERC) namely in the framework of the direction «Excellent Science». The scientific article presents an analysis of the legal status of the ERC and the financing of research projects, including the classification of grants and the necessary criteria for the formal selection of proposals.

Текст научной работы на тему «Роль Европейского исследовательского совета в грантовом финансировании науки в рамках реализации рамочной программы «Горизонт 2020»»

)УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Слепак В. Ю., Ариянц А.А., Пожилова Н. А.

Роль Европейского исследовательского совета в грантовом финансировании науки в рамках реализации...

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА В ГРАНТОВОМ ФИНАНСИРОВАНИИ НАУКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «ГОРИЗОНТ 2020»1

Аннотация. Осуществление финансовой поддержки научных исследований в Европейском Союзе в порядке, предусмотренном Восьмой рамочной программой «Горизонт 2020», а именно в рамках направления «Качественная наука», ведется посредством специализированной организации — Европейского исследовательского совета (ЕИС). В научной статье представлен анализ правового статуса ЕИС и порядка финансирования научных проектов, в том числе классификации грантов и необходимых критериев формального отбора заявок.

Ключевые слова: Европейское исследовательское пространство, право ЕС, Европейский исследовательский совет, Горизонт 2020, грантовое финансирование науки.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.56.4.175-184

V. U. SLEPAK,

Assistant professor of Integration and EU law Chair of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Juridical Sciences, [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

A. A. ARIIANTC,

Postgraduate student of Integration and EU Law Chair of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), [email protected] 125130, Russia, Moscow, ul. Vyborgskaya, 7-2-78

N. A. POZHILOVA,

Postgraduate student of Integration and EU Law Chair of Kutafin Moscow State Law

University (MSAL), [email protected] 123308, Russia, Moscow, ul. Demjana Bednogo, 4-2-105

THE ROLE OF THE EUROPEAN RESEARCH COUNCIL'S GRANT FUNDING FOR SCIENCE IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FRAMEWORK PROGRAMME «HORIZON 2020»

Abstract. The prescribed by the Eighth Framework Program «Horizon 2020» implementation of financial support for scientific research in the European Union is conducted through a specialized organization — the European

Виталий Юрьевич СЛЕПАК,

доцент кафедры интеграционного и европейского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Анна Ашотовна АРИЯНЦ,

аспирант кафедры интеграционного и европейского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125130, Россия, г. Москва, ул. Выборгская, д. 7, к. 2, кв. 78

Наталья Андреевна ПОЖИЛОВА,

аспирант кафедры интеграционного и европейского права Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) [email protected] 123308, Россия, г. Москва, ул. Демьяна Бедного, д. 4, корп.2, кв. 105

1 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 18-29-1502818 «Сравнительный анализ лучших практик нормативно-правового регулирования грантового (проектного) финансиро- © В. Ю. Слепак, А. А. Ариянц, вания научных исследований и разработок на национальном и международном уровнях». Н. А. Пожилова, 2019

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МПОА)

'СТНИК

Research Council (ERC) namely in the framework of the direction «Excellent Science». The scientific article presents an analysis of the legal status of the ERC and the financing of research projects, including the classification of grants and the necessary criteria for the formal selection of proposals. Keywords: European research area, EU law, European Research Council, Horizon 2020, grant funding for science.

Накопление и структурирование научного знания осуществляется человечеством с незапамятных времен. Формирующаяся сфера проведения научных исследований и изысканий не раз становилась полем для нешуточных баталий не только в части защиты выдвигаемых теорий, но и для столкновения интересов государств.

Сейчас вопрос сохранения (аккумулирования) с целью дальнейшего практического применения интеллектуальных ресурсов приобретает особую роль повсеместно. Можно говорить о том, что для правового режима большинства развитых государств характерно формирование отдельных направлений правового регулирования научной и образовательной политики2.

Но в случае рассмотрения практики Европейского Союза речь идет о сложившейся многоуровневой системе наднационального правового регулирования научно-исследовательской, образовательной среды с упором на необходимость осуществления всеобъемлющей поддержки, в том числе путем грантового финансирования.

Поддержание конкурентоспособности европейских исследований, в том числе в целях проведения научных изысканий, требующих использования дорогостоящего оборудования, практически невозможно без «внешних» инвестиций: государственно-правовой и, в некоторых рассматриваемых в настоящей работе случаях, — наднациональной поддержки.

В течение всего процесса формирования Европейского исследовательского пространства как некой, по утверждению ряда исследователей, «пятой свободы»3, развивающейся на текущем этапе в дополнение к четырем существующим, необходимой, среди прочего, для беспрепятственного перемещения исследований, технологий, инновационного развития и координации всех проистекающих как на общеевропейском, так и на национальном уровнях научных изысканиях, четко проявлялась необходимость создания независимой организации, осуществляющей деятельность на основных принципах ЕС, управляемой при этом учеными — ведущими специалистами с мировым именем4.

2 Например, в Российской Федерации Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» утверждена Стратегия научно-технического развития Российской Федерации.

3 Гуськова Н. Д., Сушкова Ю. Н. Европейская интеграция в контексте европейских исследований: реалии и перспективы // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33).

4 An ESF position paper: New structures for the support of high-quality research in Europe A report from a High Level Working Group constituted by the European Science Foundation

УНИВЕРСИТЕТА Роль Европейского исследовательского совета 17 7

имени o.e. кугафина(мгюА) в грантовом финансировании науки в рамках реализации...

Такой организацией стал созданный в 2007 г. под эгидой реализации Седьмой рамочной программы ЕС (FP7, 2007—2013)5 Европейский исследовательский совет (ЕИС) — European Research Council (ERC)6.

Основополагающая цель ЕИС — поддержка и развитие передовых научных исследований в Европе с акцентом на творческую составляющую и высокое качество.

По словам профессора Бургиньона, возглавляющего ЕИС на текущий момент7, Европа производит треть мирового нового знания, но необходимо поощрять творчество и динамическое развитие в этой области. Стратегическую цель создания организации Президент ЕИС видит в следующем: «Мы создали процедуру поддержки молодых ученых, которая позволяет выявить новых лидеров в исследовательских областях и улучшить карьерные перспективы для молодых исследователей. И, наконец, мы хотели создать что-то совершенно новое для Европы: своеобразный стандарт качества исследований и их оценки»8.

В связи с учреждением в 2013 г. и функционированием на текущем этапе Рамочной программы в области исследований и инноваций «Горизонт 2020» (на период 2014—2020 гг.)9 ЕИС осуществляет полномочия на основе нескольких актов, усложнивших его структуру, в рамках части программы «Качественная наука». Так, в настоящий момент ЕИС состоит из Научного совета10 и Исполнительного агентства11.

Научный совет формируется из 22 ученых из различных сфер науки, обладающих самой высокой репутацией и соответствующей квалификацией, обеспечивающих разнообразие областей исследований и действующих в личном качестве,

to review the option of creating a European Research Council. 27 March 2003 // URL:https:// erc.europa.eu/sites/default/files/document/file/esf_position_paper.pdf (Accessed: 29.01.2019). Regulation (EC) No. 1906/2006 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 laying down the rules for the participation of undertakings, research centres and

universities in actions under the Seventh Framework Programme and for the dissemination □

of research results (2007-2013) // OJ L 391. 30.12.2006. P. 1—18. А Commission Decision of 2 February 2007 establishing the European Research Council // OJ

L 57. 24.02.2007. P. 14—19 (утр. силу). Ш И

СГI

Европейский исследовательский совет // URL: https://erc.europa.eu/about-erc/erc-president-

and-scientific-council (дата обращения: 29.01.2019). П р

. Как Европейский исследовательский совет финансирует науку и инновации (статья НИУ П > □

ВШЭ, подготовленная на материалах открытой лекции: «Государственное финансиро- Е"И g

вание науки и инноваций: опыт Европейского исследовательского совета» // URL:https:// m О Б

www.hse.ru/news/science/219390089.html (дата обращения: 29.01.2019). ® АЕ

Council Decision of 3 December 2013 establishing the specific programme implementing Ф И Ы Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation (2014—2020) and

repealing Decisions 2006/971/EC, 2006/972/EC, 2006/973/EC, 2006/974/EC and 2006/975/ тЦ I

EC // OJ L 347. 20.12.2013. Р 965—1041. ЦИЕ

Commission Decision of 12 December 2013 establishing the European Research Council// Bn~0

OJ C 373, 20.12.2013. Р. 23—26. О АЦ

Commission Implementing Decision of 17 December 2013 establishing the European Research ЫАИ Council Executive Agency and repealing Decision 2008/37/EC // OJ L 346, 20.12.2013.

Р. 58—60. ТЕХНОЛОГИЙ

>

6

8

9

11

в Я УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

независимо от посторонних интересов. Они назначаются Европейской комиссией по результатам проведения независимой и прозрачной процедуры отбора, включающей проведение консультаций с научным сообществом и доклады Европейскому парламенту и Совету, сроком на четыре года с возможностью однократного продления в целях обеспечения непрерывности работы Научного совета.

Исследовательское агентство является административным органом, ответственным за управление реализацией программы «Горизонт 2020», в том числе конкретными проектами на ее основе, а также за исполнение бюджетных полномочий в части ведения всех операций организации в рамках программы.

Члены Исполнительного агентства назначаются на период до 2 лет, за исключением Директора, срок полномочий которого составляет четыре года, с учетом мнения Научного Совета ЕИС.

Все внутренние структуры ЕИС, как и вся организация в целом, являются подконтрольными Европейской комиссии, которая по результатам проведения проверок и анализа эффективности функционирования ЕИС в рамках Седьмой рамочной программы, отметила экономию делегирования бюджетных и административных полномочий организации в размере 45 млн евро в период с 2009 по 2012 г.

Общий объем бюджетных средств последней программы ЕС — «Горизонт 2020», рассчитанной на 7 лет, составляет 80 млрд евро, что значительно превышает совместный бюджет предыдущих рамочных программ (61,8 млрд евро), рассчитанных на 5 лет каждая12.

Отбор заявок производится независимыми экспертами по максимально прозрачной схеме и исключительно по научным критериям. «Последний пункт здесь очень важен, поскольку он подразумевает дистанционирование от любых политически мотивированных критериев, в частности от широко применяемого на европейском пространстве принципа «juste retour» («справедливая отдача» — франц.), согласно которому каждая страна получает от общеевропейских программ сообразно собственному финансовому вкладу»13.

При оценке направляемых заявок ЕИС не отдает предпочтения каким-либо отдельным сферам или направлениям научного исследования. В отличие от предыдущих рамочных программ финансирования научных исследований, в программе «Горизонт 2020» прикладные научные исследования не имеют явного приоритета.

Предпочтение, среди прочих равных, отдается междисциплинарным исследованиям, содержащим новаторские предложения, касающиеся новых областей исследования, или предложения, вводящие нетрадиционные, инновационные подходы к исследованию.

12 The Economics of the European Union: Policy and Analysis / М. J. Artis, Nixson F. (eds.). 4th ed. Oxford University Press, 2007 ; Иншакова А. О., Кожемякин Д. В. Рамочные программы ЕС как правовая основа развития и финансирования инновационной экономики региона // Гражданское право. 2012. № 5. С. 10—14 ; Рынок нано: от нанотехнологий — к нано-продуктам / Г. Л. Азоев [и др.] ; под ред. Г. Л. Азоева. 2-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

13 Фридлянов В. Н, Ерохин В. А., Козырев С. В., Кораблев В. В. О совершенствовании форм поддержки научных исследований в России и Европейском Союзе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. № 2-1 (147).

УНИВЕРСИТЕТА Роль Европейского исследовательского совета

имени o.e. кугафина(мгюА) в грантовом финансировании науки в рамках реализации...

Согласно существующей концепции, продвигаемой ЕИС, любое заинтересованное лицо, независимо от возраста и карьерных достижений, вправе претендовать на долгосрочное финансирование в рамках предоставляемых ЕИС грантов путем направления заявки из любой точки мира.

Период финансирования составляет до 5 лет, в случае получения стартового (ERC Starting Grant), объединяющего (ERC Consolidator Grant) или продвинутого грантов ЕИС (ERC Advanced Grant), и до 7 лет при получении синергетического гранта (Synergy Grant).

Размер предоставляемого в рамках гранта финансирования варьируется в зависимости от типа гранта и покрывает до 100 % непосредственных прямых затрат и часть косвенных расходов в размере 25 % от непосредственных прямых затрат (см. таблицу).

Гранты ЕИС имеют автономный (переносимый) характер и могут быть, при определенных условиях, как в части, так и полностью, переведены иному бенефициару. Данные положения также охватывают условия о передаче приобретенного и используемого в рамках проводимого грантового исследования оборудования, в пользование третьего лица для реализации проекта.

Несмотря на то, что ЕИС заинтересован в поддержке исследователей из любого государства, независимо от национальности ученого, а в некоторых случаях даже научного коллектива иного государства, принимающее учреждение в обязательном порядке должно располагаться на территории ЕС или его ассоциированных членов.

Стартовый, объединяющий и продвинутый гранты направлены на поддержку научных изысканий, возглавляемых единственным ведущим исследователем, в то время как синергетический грант предоставляет возможность финансирования научных коллективов, включающих до 4 ведущих исследователей, корреспондирующих обязательства руководителю коллектива.

Принимающее учреждение должно предоставить ведущему исследователю полную свободу проведения научных разработок (в том числе при определении авторского коллектива и состава публикаций) и самостоятельность в распоряжении грантовыми средствами.

14

ПР

В свою очередь, в обеспечение принципа открытости информации ведущему исследователю необходимо обеспечить предоставление открытого доступа ко всем рецензируемым научным материалам, согласно положениям Типового соглашения о грантовом финансировании в рамках ЕИС14, в целях повторного доступа для иных исследователей, с возможностью последующего цитирования. М □ Б

Однако стоит отметить, что к ведущим исследователям в зависимости от запрашиваемого грантового финансирования применяются определенные «критерии приемлемости» (см. таблицу).

Процедуры и критерии проводимой оценки поданной исследователем заявки также варьируются в зависимости от выбранного типа гранта. Ц И т

^ - Г

е па

H2020 Programme. AGA — Annotated Model Grant Agreement. Version 5.1. 6 December [j>!

2018 // URL: http://ec.europa.eu/research/participants/data/ref/h2020/grants_manual/amga/

h2020-amga_en.pdf (Accessed: 29.01.2019). TEXHQTOn/llTl

>

00 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Сравнительный анализ видов грантового финансирования в ЕИС

¡и о

Показатель

Дополнительные критерии приемлемости

Направленность

Стартовый грант

Опыт научной работы от 2 до 7 лет после получения степени PhD

Предназначен для молодых ученых, которые уже провели исследования высокого качества под научным руководством, готовы работать самостоятельно, демонстрируют потенциал научного лидера, подтверждающийся наличием по крайней мере 1 важной публикации в качестве основного автора без участия научного руководителя. Исследователи должны предоставить список ранних достижений, соответствующих их области исследований и этапу развития карьеры, в том числе значимые публикации (в качестве основного автора) в основных международных рецензированных

Объединяющий грант

Опыт научной работы от 7 до 12 лет после получения степени PhD

Предназначен для кандидатов, стремящихся утвердиться как независимые исследователи, собирая команду ученых и продолжая успешную карьеру в Европе. Они должны иметь успешный научный опыт, включающий до 10 публикаций и перспективный план предполагаемого исследования

Продвинутый грант

Предназначены для ведущих руководителей научных групп, которые ищут финансирования для прорывных, рискованных проектов. Кандидаты должны быть активными исследователями с блестящим научным опытом за последние 10 лет. Ведущий ученый также должен быть выдающимся лидером сточки зрения оригинальности и важности его научной работы, подтверждающимися следующими критериями научных достижений за последние 10 лет:

— не менее 10 публикаций;

— не менее 3 монографий в сфере исследования

или

Синергетический грант

Предназначен для небольшой группы от 2 до 4 ведущих исследователей, именуемых группой синергетического гранта с целью объединить дополнительные навыки, знания и ресурсы для амбициозного разрешения проблемы

ш

m

4 □

"0

5 "0

П

£ m П

Д □

I >

<

irtl so

m t-n

13 3

ПРОЕЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРАВА И ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В ОЗЕРЕ ЦИФРОВЫХ

£ □

С □

I

X

ш ь

5

3" и

га ц

и

и ш I- а и

ш и

I- I

и

&0 4 о

Г 5

д и

ш

с о а

у ш

ш ш

Её

N ш"

¡151

В

(иинвас^изнвниф OJOн -яиэхиниоиоЬ1 odaэ ншл| ^ оЬ1 яхизс^иве эaвdua яиэхваоЬ'эиззи эж>1В1) хэи э оЬ1 Ио^эи вн odaэ ним 01, (иинвас^изнвниф сион -яиэхиниоиоЬ1 odaэ ним 1 оЬ1 яхизс^иве эaвdua яиэхваоЬ'эиззи эж>1В1) хэи д оЬ1 Ио^эи вн с^аэ ним д'£ (вин -вaodиэнвниф OJOняLrэl -иниоиоЬ1 odaэ 31ях од/ оЬ1 яхизс^иве эaвdua яиэхваоЬ'эиззи эж>1В1) хэи д оЬ1 Ио^эи вн odaэ ним z (иlлlвlвdlвe и1лпяннэа±зэ1пЛз и1лияни 'иинваоЬМодо lлlэинэlэd -90иdu 'иlлlвb'eээdэu о Э1яннвеказ 'lяxвdxвe вн винвас^изнвниф OJOн -яиэхиниоиоЬ' odaэ 31ях оод оЬ1 яхизс^иве эaвdua яиэхваоЬ'эиззи эж>1В1) хэи д оЬ1 Ио^эи вн с^аэ ншл| д'|, винвас^ -иэнвниф >lodэ и dэlлleвd

ииЬиЬ'эизяе хпннэЬ'эас^и £ оЬ1 — ;кинэLraвdu внэиь иии вdolвeинвJdo эахзэь -в>1 а xкиhнэdэфнo>l хинЬ'с^внЛЬ'жэи хиннвне^и £ а иэь ЭЭНЭ1Л1 эн эихзвьЛ — !xb¡иhнэdэф -но>1 хинЬ'с^внЛЬ'жэи хиннвне^и 01. а иэь ЭЭНЭ1Л1 эн эихзвьЛ — !ао±нэ±ви хиннэЬ^эахЬ'ои д оЬ1 — 1/1И хеИесЬен и хвхнэхви хиннэьЛиои о винэЬ'эаз 'xкиhнэdэфнo>l хгснИос! -внЛУжэи вн ииЬвхнэе -эdu изииве яlвaodиdlэ -ноиэЬ'с^и эж>1В11^101Л1 ино (ииЬвяиидЛи д оЩ XBLrBHdЛж Х1ЯН -ЬЛВН XIЯHЯLrиф0dU0J0HIЛI

иимээьи±э^энио 1несЬ итхАниаИс^и lнвdJ ииУпошниЬ'эя.до lнedJ И1яао^в1э Ч1ХЭ1В£В>10и

о ш

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Для стартового, объединяющего и продвинутого грантов предусмотрена двух-этапная процедура оценки. На первом этапе оценивается только соответствие ведущего исследователя заявленным «критериям приемлемости», «научная составляющая» проекта подлежит рассмотрению только на втором этапе оценки с учетом заявленного бюджета проекта, при этом заявители, прошедшие при отборе на второй этап, вызываются для проведения интервью непосредственно на собрание экспертного совета в Брюсселе.

Процедура оценки заявки на синергетический грант насчитывает 3 этапа, включая проводимое интервьюирование.

Важно отметить, что по условиям гранта ведущий исследователь обязан проводить в Европе лишь 50 % своего рабочего времени, в постоянном пребывании в ЕС необходимости нет.

Для проведения оценки всех направляемых в ЕИС заявок основным и единственным критерием оценки является их научное превосходство, проявляющееся в наличии следующих компонентов: новаторского характера исследования, его амбициозности, но при этом практической осуществимости, а также в факторах, подтверждающих интеллектуальные способности, креативность и компетентность ведущего исследователя.

Проекты, состоящие полностью или в значительной степени из результатов осуществления сопоставления и компиляции уже существующих материалов, с меньшей долей вероятности представляют собой новаторские или рубежные исследования, поэтому не рекомендуются для отбора экспертами ЕИС.

Так, в ходе проведения оценки экспертам, среди прочего, предстоит ответить на следующие вопросы:

— в какой степени предлагаемое исследование решает важные проблемы;

— в какой степени цели исследования амбициозны и выходят за рамки уровня техники (например, новые концепции или междисциплинарные подходы);

— в какой степени предложенная методология исследования и рабочие механизмы подходит для достижения целей проекта;

— в какой степени предложение включает разработку новой методологии. Помимо основных четырех видов грантового финансирования, в рамках ЕИС

на сегодняшний день существует также дополнительная форма поддержки исследования, а именно грант ЕИС на доказательство концепции (ERC Proof of Concept Grant), предназначенный для исследователей, которые уже ранее получали один из основных грантов, но хотят оценить коммерческий потенциал научно-исследовательского проекта, при наличии непосредственной связи с основным исследовательским проектом в рамках программы «Горизонт 2020». Размер грантов составляет до 150 тыс. евро на срок 18 месяцев15.

В настоящий момент с учетом того факта, что Европейский исследовательский совет функционирует в рамках двух рамочных программ уже более 10 лет, некоторые исследователи выделяют исторически обоснованные перспективы

15 ERC Work Programme 2019 // European Commission C (2018) 5200 of 6 September 2018 // URL: http://ec.europa.eu/research/participants/data/ref/h2020/wp/2018-2020/erc/h2020-wp19-erc_en.pdf (дата обращения: 29.01.2019).

УНИВЕРСИТЕТА Роль Европейского исследовательского совета

имени o.e. кугафина(мгюА) в грантовом финансировании науки в рамках реализации...

дальнейшего функционирования данной организации, среди которых экономическая обоснованность и эффективность делегирования ЕИС полномочий в данной сфере и институционально-культурологическая перспектива, основанная на усилении интеграционных процессов16.

Барбара Хениг подчеркивает следующие структурные изменения социальной и институциональной организации науки, связанные с деятельностью ЕИС:

— формирование новых стандартов оценки исследовательской деятельности как в рамках ЕС, так и за его пределами;

— создание ЕИС как качественно новой наднациональной организации, предоставляющей возможность получения внешнего финансирования научной деятельности в условиях сокращения государственной поддержки университетов и отдельных научных институтов;

— индивидуализация финансирования научных исследований,основанная на выявлении ведущих исследователей в каждой из областей путем подтверждения их профессиональной квалификации и репутации с привлечением независимых экспертов;

— значение опыта ЕИС для формирования аналогичных наднациональных, глобальных организаций;

— практические последствия, связанные с ощутимым материальным влиянием для отдельных исследователей и университетов, в том числе в части формирования новой научной элиты, воплощающей «европейский идеал»17. Особый статус ЕИС как организации, осуществляющей свою деятельность

исключительно на основании мнений, высказываемых общепризнанными и широко известными представителями научного сообщества, а также отсутствие необходимости грантового финансирования исследований пропорционально вкладу государств-участников в бюджет организации подчеркивает инклюзивный характер ЕИС18.

По истечение периода действия Рамочной программы «Горизонт 2020» деятельность ЕИС будет оценена Европейской комиссией с точки зрения эффективности распределения расходуемых бюджетных средств, однако уже на сегодняшний день можно говорить, что вклад ЕС в финансирование научных ис- Ы1 следований является значительным: более 4 тыс. проектов в рамках стартовых -т грантов, более 1,5 тыс. объединенных грантов и порядка 2,5 тыс. продвинутых И1 грантов ЕИС в самых различных сферах научного познания, начиная с естествен- Т Ц р но-научных исследований в медицине (генной инженерии), математике и физике

сслМ

Gornitzka A. Metz J. 2014. Dynamics of Institution Building in the Europe of Knowledge: The

Birth of the European Research Council. In Building the Knowledge Economy in Europe:

New Constellations in European Research and Higher Education Governance / ed. By M.-H. m// I

Chou, A. Gornitzka, 81—110. Cheltenham : Edward Elgar ; König T. The European Research //m

CouncilJohn Wiley & Sons, 2017. C. 270. Q □ A

Hoenig B. Europe's New Scientific Elite. London : Routledge, 2017. URL: https://doi. O^JI

org/10.4324/9781315446042 (Accessed: 29.01.2019). tDA/ Fotis Kafatos: President of the European Research Council. Butcher J. // The Lancet — 2—8

February 2008. TEXHQTOri/llTl

>

17

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

и заканчивая исследованиями в области истории, социологии и иных гуманитарных наук. Как справедливо отметил Ф. Бэкон, «истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами»19.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гуськова Н. Д., Сушкова Ю. Н. Европейская интеграция в контексте европейских исследований: реалии и перспективы // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 1 (33).

2. Иншакова А. О., Кожемякин Д. В. Рамочные программы ЕС как правовая основа развития и финансирования инновационной экономики региона // Гражданское право. — 2012. — № 5. — С. 10—14.

3. История и философия науки : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. — М. : Проспект, 2014. — 427 с.

4. Рассел Б. История западной философии. — М. : Издательство иностранной литературы, 1959.

5. Рынок нано: от нанотехнологий — к нанопродуктам / Г. Л. Азоев [и др.] ; под ред. Г. Л. Азоева. 2-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6. Талагаева Д. А. История формирования Европейского исследовательского пространства: от межправительственных соглашений до рамочных программ ЕС // Вестник БГУ. — 2017. — № 3 (33).

7. Фридлянов В. Н., Ерохин В. А., Козырев С. В., Кораблев В. В. О совершенствовании форм поддержки научных исследований в России и Европейском Союзе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2012. — № 2-1 (147).

8. The Economics of the European Union: Policy and Analysis / М. J. Artis, Nixson F. (eds.). 4th ed. Oxford University Press, 2007

9. Fotis Kafatos: President of the European Research Council. Butcher J. // The Lancet — 2—8 February 2008.

10. Gornitzka A. Metz J. 2014. Dynamics of Institution Building in the Europe of Knowledge: The Birth of the European Research Council. In Building the Knowledge Economy in Europe: New Constellations in European Research and Higher Education Governance / ed. By M.-H. Chou, A. Gornitzka, 81—110. Cheltenham : Edward Elgar .

11. Hoenig B. Europe's New Scientific Elite. London: Routledge, 2017.

12. International Monetary Fund. External Relations Dept // Finance and Development. — March 2017.

13. König T. The European Research CouncilJohn. — Wiley & Sons, 2017. — C. 270.

19 International Monetary Fund. External Relations Dept // Finance and Development. March 2017 // URL: https://books.google.ru/books?id=bxhHDwAAQBAJ& (Accessed: 29.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.