Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

РОЛЬ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEURISTIC ACTIVITY / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHERS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурмилова Дарья Юрьевна

Процесс обучения будущего учителя математики невозможен без формирования у студентов профессиональных компетентностей. Одной из важных составляющих процесса формирования таких компетентностей, по нашему мнению, является овладение опытом эвристической деятельности. В статье показаны важность и необходимость организации эвристической деятельности, раскрыта ее структура и этапы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of heuristic activity in the process of teaching students of pedagogical directions of preparation

The process of teaching the future teacher of mathematics is impossible without the formation of professional competence among students. One of the important components of the process of forming such competencies, in our opinion, is heuristic activity. The article shows the importance and necessity of organization of heuristic activity, its structure and stages of organization are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.147:51:004:023

РОЛЬ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Мурмилова Дарья Юрьевна

аспирант e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк

Murmilova Daria graduate student Donetsk National University, Donetsk

Процесс обучения будущего учителя математики невозможен без формирования у студентов профессиональных компетентностей. Одной из важных составляющих процесса формирования таких компетентностей, по нашему мнению, является овладение опытом эвристической деятельности. В статье показаны важность и необходимость организации эвристической деятельности, раскрыта ее структура и этапы организации.

Ключевые слова: эвристическая деятельность, будущие учителя, педагогические направления подготовки.

%.......£

%.......&

Постановка проблемы. Возрастающие требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки будущих учителей математики связаны с коренной перестройкой системы математического образования в образовательных организациях среднего образования, происходящей на территории Донецкой Народной Республики. Строится новая система, интегрированная в Российское образовательное пространство. Практикующие учителя математики работают по новым образовательным стандартам и новым программам, поэтому в процессе профессиональной подготовки будущего учителя математики на этапе высшего профессионального образования необходимо внедрять такие технологии обучения, которые помогут ему получить качественную фундаментальную подготовку по математическим дисциплинам, сформировать основные виды профессиональной деятельности.

образные виды профессиональной деятельности у будущего учителя является, введенная Е.И.Скафою система эвристического обучения математике [5].

Целью эвристического обучения математике является предоставление оьучающимся возможности создавать знание, продуцировать образовательную продукцию по математике в виде умения строить определения понятий и использовать их, высказывать суждения и строить умозаключения, решать разного вида математические задачи, а также способствовать процессу изменения личностных качеств, которые развиваются в учебном процессе [5].

Одной из актуальных технологий, на основе которой формируются разно-

Практическая реализация концепции эвристического обучения, как отмечает Е.И.Скафа, требует достаточно серьезного изучения эвристики, как общей методологии творчества, так и основы методической системы эвристического обучения математике [6]. Подобная подготовка студентов позволит сформировать у них умение организовывать и управлять эвристической дея-

тельностью школьников в процессе обучения математике, конструировать различные эвристические технологии, направленные на формирование творческих способностей учащихся.

Такая подготовка, как отмечает Е. И. Скафа [5], должна быть непрерывной в течение всех лет обучения на математическом факультете и пронизывать цикл нормативных математических и методических дисциплин, подкрепляться совокупностью соответствующих специальных курсов, курсовыми и дипломной работами.

Анализ актуальных исследований. Вопросам формирования эвристических приемов в обучении, анализа различных подходов к понятию эвристической деятельности, разработки технологий эвристического обучения посвящены работы В.И. Андреева, ВН. Введенского, ИИ. Ильясова, Ю.Н. Кулюткина, М.М. Левиной, О.К. Огурцовой, Д. Пойа, В.Н. Пушкина, Г.И. Саранцева, А.В. Хуторского и др.

Проблеме реализации эвристических идей в обучении математике уделяли внимание такие математики и методисты как Ж. Адамар, В.Г. Болтянский, Б.В. Гне-денко, Г.В. Дорофеев, И.И. Зильберберг, Ю.М. Колягин, Т.Н. Миракова, А.Д. Мыш-кис, З.И. Слепкань, Е.И. Скафа, Л.М. Фридман, Р.Г. Хазанкин, А.Я. Хинчин, С.И. Шапиро, П.М. Эрдниев и др. Однако, роль эвристической деятельности в процессе обучения студентов педагогических направлений подготовки рассмотрена недостаточно.

Цель статьи - определить место эвристической деятельности в процессе обучения будущего учителя математики при формировании его профессиональных компетентностей.

Изложение основного материала. Современная высшая школа в большей степени ориентирована на усвоение знаний и в основном развивает логическое мышление, что не всегда способствует развитию творческого мышления, а в определенной степени даже тормозит его. В связи с этим особенно актуален в со-

временных условиях поиск путей изменения образовательного процесса в вузе, который был бы благоприятен для формирования индивидуального творческого мышления студентов.

В высшей педагогической школе основным видом деятельности является профессионально-ориентированная деятельность, направленная на формирование у будущих учителей, в том числе и учителей математики, профессиональных компетентностей. Знакомство с ними должно начинаться при изучении не только дисциплин методического и педагогического цикла, но и фундаментальных дисциплин.

Условиями формирования ключевых компетенций студентов при обучении математике выступают положительные мотивы учения, интерес студентов к предмету, творческая активность, положительный микроклимат в коллективе, сильные эмоции, предоставление свободы выбора действий, вариативность работы, которые формируются в процессе эвристического обучения.

В вузах педагогического профиля осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов, главной целью которой, как отмечает С.А. Скворцова [7], является формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, что на современном этапе развития образования вводится как формирование профессиональной компетентности.

Понятие «профессиональная компетентность учителя» учеными рассматривается, как способность учителя выполнять профессиональные функции, или как сформированность профессиональных качеств педагога. Таким образом, профессиональная компетентность учителя обязательно должна быть связана с формированием у него опыта эвристической деятельности, основанной на принципе профессиональной направленности обучения. Ведь учитель эвристической ориентации, как отмечает В.А. Мижериков [2]:

— осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей;

— способен видеть индивидуальные способности учеников, способен организовать сопровождающее обучение, т.е. обеспечивать рождение детских творческих результатов и помогать их развитию;

— умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения учеников, помогает их развитию;

— владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ учеников и их защит;

— способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности осознанию собственных изменений.

Рассматривая систему подготовки будущего учителя, Е.А. Лодатко [1] отмечает, что на получение высокой квалификации получает шанс в будущем тот студент вуза, который в процессе обучения овладевает не только специальными знаниями и профессиональными компе-тентностями, но и приобретает рациональные приемы мышления, технологию самостоятельного поиска, приобщаясь к «обучению на протяжении жизни» и демонстрируя возможность формировать собственное мировоззрение.

Таким образом, реализация эвристического обучения математике предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается на эффективном вовлечении обучающихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности, что способствует формированию ключевых компетенций. Эти целевые установки соответствуют важнейшей образовательной задаче в современном обществе - формированию у студентов готовности к постоянному самообразованию в течение всей жизни, способности жить и работать в информационном обществе; обеспечению развития рефлексивных умений, творче-

ских способностей.

Эвристическая деятельность или эвристические процессы включают в себя умственные операции в качестве важного своего компонента, но вместе с тем обладают некоторой спецификой. Именно поэтому, как отмечает В.Н. Пушкин [4, с.122], «эвристическую деятельность нужно рассматривать как такую разновидность человеческого ума, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов».

Рассматривая дидактический аспект эвристической деятельности, В.Н. Соколов [8] дает определение учебной эвристической деятельности как деятельности, в процессе которой целенаправленно развиваются способности:

1) понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и учиться при этом на собственном и заимствованном опыте;

2) упорядочивать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею во время эвристического поиска;

3) адаптироваться к разным видам учебной деятельности, которые изменяются, и предвидеть их результаты;

4) планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основании эвристических и логических операций и стратегий;

5) формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основании правдоподобных соображений, эвристических операций и стратегий с их последующей логической проверкой.

При формировании мотивационной сферы эвристической деятельности будущих педагогов необходимо показывать студентам общественную значимость выбранной ими профессии и важность развития студентом своих профессионально значимых качеств. Действенным средством для этого является создание проблемных ситуаций, в процессе решения

эвристических задач, с профессиональным содержанием и т. д. Они создают условия для самостоятельной постановки студентами познавательных задач, применения эвристик, показывают важность и эффективность приобретенных во время обучения знаний, умений для будущей профессиональной деятельности и, с другой стороны, стимулируют интерес к профессии (использование эвристик делает возможным каждому реализовать свой потенциал, способствует успешному решению профессиональных проблем).

Таким образом, эффективной деятельностью, в которой развиваются продуктивные способы мышления, умения достигать цели и получать результат решения задачи, является эвристическая деятельность [10].

Под эвристической деятельностью студентов понимают такую учебно-познавательную деятельность, которая организовывается преподавателем с использованием разнообразных эвристических средств и направлена на создание новой системы действий по поиску неизвестных ранее закономерностей, на формирование процессов, которые обеспечивают познавательную и творческую деятельность, в результате которой студенты активно овладевают знаниями и развивают свои эвристические умения, формируют познавательные мотивы и организационные качества [9].

Вовлечение студентов в такую деятельность является необходимой, так как применение различного вида эвристик на занятиях создает благоприятные условия для саморазвития и самореализации будущих учителей не только во время «открытия», усвоения новых знаний, умений в обучении, но и в процессе решения задач в будущей профессиональной деятельности.

Нами выделены основные этапы организации эвристической деятельности студентов, будущих учителей математики

[3].

Первый этап охарактеризован уровнем сформированности приемов эвристи-

ческой деятельности у будущего учителя математики, которыми он овладевает во время решения эвристических задач.

На втором этапе вводится профессиональная составляющая во время овладения приемами решения задач являющимися профессионально-ориентированными.

Третий этап характеризуется формированием профессиональной готовности будущего учителя к работе в методической системе эвристического обучения математике.

Профессиональная готовность предусматривает: свободное владение теоретическими и практическими основами процесса формирования приемов эвристической деятельности учеников, умения организовывать и управлять такой деятельностью; умение заинтересовать школьника эвристической деятельностью и мотивировать ее; осуществление своевременной индивидуальной помощи школьникам, которые испытывают трудности в использовании эвристик; включение школьников в творческую деятельность, связанную с расширением возможностей выполнять эвристическую деятельность, через решение системы эвристических и творческих заданий, а также использование информационно-коммуникационных технологий; осуществление помощи ученикам относительно осознания индивидуально достигнутых результатов (организация рефлексии).

Выводы. У студентов, будущих учителей математики, важно формировать опыт учебной эвристической деятельности. С одной стороны, для того, чтобы развиваться творчески как личность, и с другой, чтобы они в дальнейшем могли руководить такой деятельностью школьников.

Таким образом, организация эвристической деятельности студентов, будущих учителей, является важнейшей стороной их профессиональной подготовки в вузе. Организовывать и управлять такой деятельностью возможно только при глубоком изучении основ математических дис-

циплин, которые являются фундаментом подготовки будущего педагога.

1. Лодатко С.О. Математична культура вчителя початкових клаав: монограф1я / С.О. Лодатко; за заг. ред. проф. С.Т. Золотухгног. -Р1вне; Слов'янськ: Маторт Б.1., 2011. - 324 с.

2. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 268с.

3. Мурмилова ДЮ. Этапы организации эвристической деятельности студентов-математиков в процессе обучения решению задач по линейной алгебре / Д.Ю. Мурмилова, Е.И. Скафа // Современные тенденции развития математики и ее прикладные аспекты -2015: Материалы Междунар. научно-практ. интернет-конф. (Донецк, 25 мая 2015г.). - Донецк, ДонНУЭТ, 2015. - С. 112-113.

4. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении / В.Н. Пушкин. - М. : Политиздат, 1967. - 207 с.

5. Скафа Е. И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология. Монография / Е. И. Скафа. - Донецк : Изд-во ДонНУ, 2004. - 439 с.

6. Скафа О. I. Концепщя формування прийом1в евристичног д1ялъност1 учтв в процес навчання математики / О. I. Скафа //Дидактика математики: проблеми i до^дження: мгж-нар. зб. наук. робт. - Донецък : Фiрма ТЕ-АН, 2004. - Вип. 22. - С. 69~75.

7. Скворцова С.О. Шдготовка майбутшх учителiв початкових клаав до навчання мо-лодших школярiв розв'язувати сюжетш ма-тематичш задачi: монографiя / С.О. Скворцова, Я.С. Гаевецъ. -Х.: Ранок - НТ, 2013. - 332 с.

8. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика /В.Н. Соколов. -М. : Издат. центр «Академия», 1995. - 204 с.

9. Тымко Ю.Г. Методическая система формирования профессионалъно ориентированной эвристической деятельности будущего учителя математики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Юлия Григорьевна Тымко. - Донецк, 2012. - 244 с.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. -Спб. : Питер, 2001. - 544 с.

Abstract. Murmilova D. The role of heuristic activity in the process of teaching students of pedagogical directions of preparation. The process of teaching the future teacher of mathematics is impossible without the formation of professional competence among students. One of the important components of the process offorming such competencies, in our opinion, is heuristic activity. The article shows the importance and necessity of organization of heuristic activity, its structure and stages of organization are revealed.

Key words: heuristic activity, future teachers, pedagogical directions of training.

Статья представлена профессором Е.И.Скафою.

Поступила в редакцию 05.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.