of Language and Linguistics (second ed.). Amsterdam. The Netherlands: Elsevier. 2006, pp. 755-759.
11 Dahlstrom M. Using narratives and storytelling to communicate science with non-expert audiences. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 111. 2014, pp. 13614-13620.
12 De Oliveira J. M., Pagano A. S. The research article and the science popularization article: a probabilistic functional grammar perspective on direct discourse representation. Discourse Studies, 8. 2006, pp. 627-646
13 Discover Science for the Curious. Discover. Media Guide. 2014. Retrieved January 31, 2017 from http:// discovermagazine.com/~/media/Files/PDF/ Advertising/2013/ DSC-MediaGuide2014v5.pdf.
14 Dobrin S. I., Morey, S. Ecosee. Image, Rhetoric, Nature. Albany, NY: SUNY Press. 2009.
15 Gallardo G. Pragmatic support of medical recommendations in popularized texts. Journal of Pragmatics, 37. 2005, pp. 813-835.
16 Giannoni D. S. Popularizing features in English journal editorials. English for Specific Purposes, 27. 2008, pp. 212-232.
17 Green M. C. Narratives and cancer communication. Journal of Communication, 56. 2006, pp. 163-183.
18 Hempel S., Degand, L. Sequencers in different text genres: Academic writing, journalese and fiction. Journal of Pragmatics, 40. 2008, pp. 676-693.
19 Hyland K. Constructing proximity: Relating to readers in popular and professional science. Journal of English for Academic Purposes, 9. 2010, pp. 116-127.
20 Luzón M. J. Public communication of science in blogs: Recontextualizing scientific discourse for a diversified audience. Written Communication, 30. 2013, pp. 428-457.
21 Moshtaghi P. The comparative genre analysis of psychology journal articles and popularized psychology texts in e-magazines and e-journals. Procedia Social and Behavioral Sciences, 5. 2010, pp. 2067-2071.
22 Myers G. Discourse studies of scientific popularization: Questioning the boundaries. Discourse Studies, 5. 2003,
pp. 265-279.
23 National Geographic. National Geographic Shows 30.9 Million Worldwide Audience via Consolidated Media Report. Retrieved January 31, 2017 from http://press.nationalgeographic. com/2012/09/24/national-geographic-shows-30-9-million-worldwide-audience-via-consolidated-media-report/.
24 Nwogu K. N. Structure of science popularizations: A genre-analysis approach to the schema of popularized medical texts. English for Specific Purposes, 10. 1991, pp. 111-123.
25 Parkinson J., Adendorff R. The use of popular science articles in teaching scientific literacy. English for Specific Purposes, 23. 2004, pp. 379-396.
26 Rowan K. Moving beyond the what to the why: Differences in professional and popular science writing. Technical Writing and Communication, 19. 1989, pp. 161-179.
27 Taylor D. E. The Transfer of Information from Journal to the Mass Media.London, UK: City University. 1975.
28 Varttala T. Remarks on the communicative functions of hedging in popular scientific and specialist research articles on medicine. English for Specific Purposes, 18. 1999, pp. 177-200.
29 Zamboni L. M. S. Cientistas, jornalistas e divulgaçâo científica: subjetividade e heterogenidade no discurso da divulgaçâo científica. Sâo Paulo, Brazil: Autores Asociados. 2001.
30 Zhang G. It is suggested that... or it is better to...? Forms and meanings of subject it-extraposition in academic and popular writing. Journal of English for Academic Purposes, 20. 2015, pp. 1-13.
УДК 32.019.51
Н.М. Байбатырова, И.В. Фадеева Астраханский государственный университет, Астрахань
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СМИ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА В СОХРАНЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СОЦИУМА
Аннотация. Статья посвящена национальной этнической прессе, сохраняющей этническую, языковую, конфессиональную и культурную общность населения Астраханского региона. Важнейшим условием поддержания политической стабильности яляется эффективная информационная работа областной прессы, учитывающая культурно-религиозные факторы. Национально-культурная общность этносов Астраханской области оказывается дополнительным средством социальной консолидации. Авторы подчеркивают, что обдуманная межнациональная и межконфессиональная стратегия региональных медиа помогает избегать конфликтов, объединять этносы, проживающие на одной территории.
Ключевые слова: Астраханский регион, этнические СМИ, региональная пресса, социально-политическая стабильность, этническое медиапространство.
N.M. Baybatyrova, I.V. Fadeeva, Astrakhan State University, Astrakhan
ROLE OF ETHNIC MASS MEDIA OF ASTRAKHAN REGION IN MAINTAINING SOCIAL AND POLITICAL STABILITY OF SOCIETY
Abstract. The article is devoted to the national ethnic press that preserves the ethnic, linguistic, confessional and cultural community of the population of the Astrakhan region. The most important condition for maintaining political stability is effective information work of the regional press, which takes into account cultural and religious factors. National and cultural unity of ethnic groups is an additional means of social consolidation. The authors emphasize that the thought-out interethnic and interfaith strategy of regional media helps to avoid conflicts, to unite ethnic groups, living in the same area.
Keywords: the Astrakhan region, ethnic Mass Media, regional press, social and political stability, ethnic media scene.
Введение
Регион - наиболее удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обо-
значать территорию, выделенную по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории. Субъекты Российской Федерации играют все более важную роль в национальном политическом процессе страны, хотя здесь опыт отдельных регионов существенно различается. Астраханская область является важным элементом социально-политического действия и культурного диалога, местом, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречаются с местными требованиями и нуждами. Национальная этническая пресса важна для сохранения этнической, языковой, конфессиональной и культурной общности населения региона.
В Астраханской области проживают представители более 100 этнических групп [4]. Одним из механизмов поддержки и содействия развитию национальной культуры этносов, проживающих на одной территории, является печать национальных изданий. Развитие этнических медиа, издание газет на национальных языках является доступным способом реализации национальной идентичности. Журналистика этнических групп служит задачам самопознания, консолидации и интеграции народов, сохранения языка и развития национальной культуры. Реализация грамотно выстроенной и сбалансированной государственной национальной политики России невозможна без функционирования этнических СМИ. Мультикультурная и поликонфессиональная Астраханская область нуждается в слаженной работе национальных медиа для сохранения уважительных добрососедских отношений между различными этническими группами. За долгие десятилетия в астраханской прессе сложилась традиция освещения национальной темы в ключе толерантности, мульти-культурализма, взаимоуважения.
Как правило, региональные этнические издания берут свое начало в национальных общественных организациях и национально-культурных объединениях. Национальные региональные общества как сегмент общественных движений объединяют десятки и сотни людей. Так, в Астрахани работают татарское национально-культурное общество «Дуслык», казахское - «Жолдастык», уз-бексткое - «Узбекистан», чеченское - «Вайнах», грузинское - «Иверия», ногайское - «Эдиге», туркменское - «Туркменистан», дагестанское -«Дагестан», областное общество калмыцкой культуры «Хальмг», общество армянской культуры «Арев» и другие. Пресса на национальных языках должна учитывать различные особенности и специфические потребности астраханских социально-этнических образований. Медиа формируют культуру межнационального общения, особые традиции народа.
Практику издания этнической прессы поддерживает Этноконфессиональный совет при губернаторе Астраханской области. В него, помимо главы региона, входят председатели региональных национальных общественных органи-
заций, представители религиозного сообщества (Митрополит Астраханский и Камызякский, председатель Регионального духовного управления мусульман Астраханской области, управляющий Ахтубинской епархией Астраханской митрополии Русской православной церкви), руководители некоммерческих благотворительных организаций, представители астраханского казачества.
Национальные общественные организации и этническая журналистика играют ключевую роль в сохранении социально-политической стабильности полиэтничного социума. Региональные СМИ имеют огромное воздействие на самосознание и процессы межэтнического взаимодействия крупных и малых этнических групп. Они способны постепенно трансформировать систему ценностей социума и изменять превалирующие настроения: толерантные или конфликтные. Основная миссия этнических СМИ - формирование мировоззрения, основанного на толерантности и лояльности к представителям других наций и мирному урегулированию межэтнических противоречий, причем особенно значимо влияние региональной прессы.
В последние годы Астрахань как полиэтнич-ный регион стала площадкой для встреч представителей российских общественных организаций, занимающихся проблемами межэтнического взаимодействия, а также создания и сохранения многообразного и одновременно единого национального пространства страны. Так, в 2017 году Гильдия межэтнической журналистики, возглавляемая М.А. Лянге, на постоянной основе открыла в Астрахани Школу межэтнической журналистики. Она востребована среди журналистов, освещающих вопросы национального взаимодействия народов страны. Практикоориентированные занятия в Школе межэтнической журналистки строятся на основе базисных знаний и нравственных норм, закрепленных в специальном документе - «Этическом кодексе журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации» [5]. Астраханская область вошла в число 25 регионов, где Школа межэтнической журналистики подготовила и выпустила в совокупности более тысячи работников медиа, освещающих этнические проблемы.
Ежегодно журналисты Астраханской области принимают участие в конкурсе «СМИротворец» (отборочный этап имеет название «СМИротворец - Юг»), организованном Гильдией. Это всероссийский конкурс средств массовой информации на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития. В текущем 2018 году заслуженную награду получила телепрограмма «Этногид», выходящая на региональном телеканале «Астрахань 24». Сохранению социально-политической стабильности астраханского социума способствуют еженедельные выпуски авторской программы Наталии Яраловой. Ведущая знакомит астраханцев с народной куль-
турой этносов края, особенностями национальных праздников, затрагивает важные вопросы межнациональных и этноконфессиональных отношений. Выпуски «Этногида» можно просмотреть в сети на сайте телеканала.
Как отмечает А.В. Барсукова, «... большое значение имеет географическое расположение и соседство регионов» [2]. Стабилизации социально-политических отношений в Астрахани служит международный проект «Редакция Прикаспийских государств», инициированный телеканалом «Астрахань 24». Участниками проекта являются СМИ государств «Каспийской пятерки»: Ирана, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, России. Каждую неделю транслируются совместные информационные выпуски, наполненные сюжетами медиа этих стран.
Для сохранения этнического пространства территории в Астраханской области издаются газеты на национальных языках. На страницах таких изданий публикуются информационно-аналитические, просветительские материалы, посвященные культуре народов России и вопросам обеспечения межнационального единства. На примере одной из газет обобщенно рассмотрим концепцию этнической прессы Астраханского региона. Двуязычная (билингвальная) областная татарская газета «Идель» («Волга»), выходящая при поддержке татарской национальной общественной организации «Дуслык» («Дружба»), была основана в 1907 году татарским просветителем А. Умеровым, однако на протяжении длительного советского периода она не выпускалась, и лишь в 1991 году издание «Идель» вновь увидело свет [1]. Концепция национальной газеты соответствует типу прессы культурно-познавательной направленности. Рубрики нацелены на сохранение национальных традиций, распространение сведений о самобытности культуры и обычаев татар. Необходимо отметить, что вследствие экономических трудностей тираж издания крайне нестабильный, а качественное наполнение номеров не всегда осуществляется в полной мере. Газета «Дуслык» является единственным этническим СМИ татар в Астраханской области. Так, прекратила свое существование на региональном радио еженедельная радиопередача на татарском языке «Туган тель» («Родной язык»). Исследователи этнической прессы Ю.Д. Кравченко и Е.А. Абросимова выделяют и такую проблему этнических и региональных СМИ в целом, как дефицит грамотных журналистских кадров [3]. Поэтому так важно повышение уровня компетентности журналистов в освещении межэтнической и межконфессиональной проблематики.
Заключение
Таким образом, в условиях полиэтничного Астраханского региона крайне важен вопрос о совершенствовании механизмов сохранения социально-политической стабильности. Средства массовой коммуникации по праву считаются не
только главным каналом распространения информации в современном обществе, но и актором построения межкультурного диалога. Национальная пресса выполняет ряд важнейших функций, среди которых образовательная, воспитательная, функция социализации молодого поколения, формирования гражданской позиции и толерантности. Обдуманная межнациональная и межконфессиональная политика региональных медиа помогает избегать конфликтов, консолидировать этносы, проживающие на одной территории. Роль этнических СМИ с их национально-культурным и социальным потенциалом особенно повышается в кризисные и переходные периоды истории. Кроме того, газеты на национальных языках выполняют функции стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений, предупреждения этнорелигиозных конфликтов. Этнические СМИ Астраханского региона призваны обеспечить гражданский мир и согласие, воспитывать доброжелательное отношение этносов друг к другу, несмотря на культурные отличия и особенности.
Библиографический список
1 Астраханская газета «Идел»: прошлое, настоящее, будущее // Татарские новости. - 2007. - 1 апреля.
2 Барсукова А. В. Этническая журналистика Приволжского федерального округа: опыт системного анализа /А. В. Барсукова //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2017. - № 6. -С. 148-151.
3 Кравченко Ю. Д. Этнические СМИ в структуре современной региональной журналистки / Ю. Д. Кравченко, Е. А. Абросимова //eLIBRARY.RU: [сайт]. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29433175 (дата обращения: 18.09.2018).
4 Сызранов А. В. Этносы и этнические группы Астраханской области : справ. пособие / А. В. Сызранов. -Астрахань : ОМЦ НК, 2008. - 72 с.
5 Этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации. - Текст : электронный // Национальный акцент: медиа-проект Гильдии Межэтнической журналистики : [сайт]. - URL: http://nazaccent.ru/about/eticheskij-kodeks/ (дата обращения: 21.10.2018).
References
1 Astrahanskaya gazeta «Idel»: proshloe, nastoyashchee, budushchee // Tatarskie novosti. 2007. 1 aprelya.
2 Barsukova A. V. Etnicheskaya zhurnalistika Privolzhskogo federal'nogo okruga: opyt sistemnogo analiza // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2017. No. 6, pp. 148-151.
3 Kravchenko Yu. D. Etnicheskie SMI v strukture sovremennoj regional'noj zhurnalistki//eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29433175 (data obrashcheniya: 18.09.2018).
4 Syzranov A. V. Etnosy i etnicheskie gruppy Astrahanskoj oblastie. Astrahan': OMC NK. 2008. 72 p.
5 Eticheskij kodeks zhurnalistov, osveshchayushchih mezhetnicheskuyu tematiku v Rossijskoj Federacii. Nacional'nyj akcent: media-proekt Gil'dii Mezhetnicheskoj zhurnalistiki. URL: http://nazaccent.ru/about/eticheskij-kodeks/ (data obrashcheniya: 21.10.2018).