Научная статья на тему 'Роль этнических общностей (диаспор) в формировании ценностно-смысловой сферы личности'

Роль этнических общностей (диаспор) в формировании ценностно-смысловой сферы личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ (ДИАСПОРА) / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / VALUABLE ORIENTATIONS / AXIOLOGICAL SPHERE / ETHNIC COMMUNITIES (DIASPORA) / ETHNOCULTURAL SPACE / ETHNIC IDENTIFICATION / SOCIALIZATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хачатрян Ирина Авагимовна

Этнокультурный компонент занимает важнейшее место в структуре личности и является одним из центральных образований ценностно-смысловой сферы. Целью нашего исследования явилось изучение роли этнических общностей (диаспор), влияющих на формирование ценностных ориентаций личности. В ходе корреляционного анализа мы обобщили результаты эмпирических исследований на примере разных этнических групп (русских и армян), свидетельствующие о том, что на ценностную сферу человека оказывает влияние его этническое окружение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хачатрян Ирина Авагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ETHNIC COMMUNITIES (DIASPORAS) IN THE FORMATION OF THE AXIOLOGICAL SPHERE OF THE PERSONALITY

An ethnocultural component takes the major place in the structure of the personality and is one of the central formations of the axiological sphere. The purpose of our research was studying a role of ethnic communities (diasporas) influencing the formation of valuable orientations of the personality. During the correlation analysis we generalized the results of the empirical researches on the example of different ethnic groups (Russians and Armenians) testifying that the axiological sphere of the person is influenced by their ethnic environment.

Текст научной работы на тему «Роль этнических общностей (диаспор) в формировании ценностно-смысловой сферы личности»

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ (ДИАСПОР) В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

THE ROLE OF ETHNIC COMMUNITIES (DIASPORAS) IN THE FORMATION OF THE AXIOLOGICAL SPHERE OF THE PERSONALITY

И.А. Хачатрян

I.A. Khachatryan

Ценностные ориентации, ценностно-смысловая сфера, этнические общности (диаспора), этнокультурное пространство, этническая идентификация, социализация, адаптация.

Этнокультурный компонент занимает важнейшее место в структуре личности и является одним из центральных образований ценностно-смысловой сферы. Целью нашего исследования явилось изучение роли этнических общностей (диаспор), влияющих на формирование ценностных ориентаций личности. В ходе корреляционного анализа мы обобщили результаты эмпирических исследований на примере разных этнических групп (русских и армян), свидетельствующие о том, что на ценностную сферу человека оказывает влияние его этническое окружение.

Valuable orientations, axiological sphere, ethnic communities (diaspora), ethnocultural space, ethnic identification, socialization, adaptation. An ethnocultural component takes the major place in the structure of the personality and is one of the central formations of the axiological sphere. The purpose of our research was studying a role of ethnic communities (diasporas) influencing the formation of valuable orientations of the personality. During the correlation analysis we generalized the results of the empirical researches on the example of different ethnic groups (Russians and Armenians) testifying that the axiological sphere of the person is influenced by their ethnic environment.

Этническая культура является центральным звеном в формировании ценностей человека, целого народа. Благодаря ей в сознании личности возникают те или иные национальные образы мира, складываются представления о менталитете своего народа, его традициях, этнических стереотипах поведения, расширяются границы художественной национальной культуры. Адекватные представления об этнокультурном своеобразии мира формируют идентичность человека, развивают принципы толерантности, культуры межнационального общения, способствуют глубокому пониманию ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Это обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие людей с разными культурными традициями, с другой - сохранение идентичности своего народа [Хачатрян, 2013, с. 261-264].

Экономическая и политическая стабильность, высокая культура толерантности россиян, наличие сходств в ценностных приоритетах между русскими и армянами делают Российскую Федерацию привлекательным регионом для переселенцев. Одна из важных проблем, с которой сталкиваются армяне на новом месте жительства, - проблема социокультурной и психологической адаптации, представляющей собой процесс, связанный с переживанием перемен, культурных различий. Действенным фактором адаптации армян в России стали этнические общности (диаспоры).

Целью нашего исследования явилось выявление роли этнических общностей (диаспор) в формировании ценностно-смысловой сферы личности.

В работе намечалось выполнение следующего спектра задач: 1) сравнительный ана-

лиз ценностных ориентации у армянских женщин / мужчин, проживающих в Армении; проживающих в России, входящих в состав этнической общности (диаспоры); проживающих в России, не входящих в состав этнической общности (диаспоры); у русских женщин / мужчин; 2) обобщение результатов эмпирического исследования на примере разных этнических групп (русских и армян), свидетельствующих о том, что на формирование ценностно-смысловой сферы личности оказывает влияние деятельность этнических общностей (диаспор).

В соответствии с целью и задачами исследования нами была выдвинута следующая теоретическая гипотеза: этнические общности (диаспоры) являются одним из основных механизмов, способствующих успешной психологической и социокультурной адаптации мигрантов с целью формирования устойчивой ценностно-смысловой сферы личности.

Предмет исследования: различия в ценностно-смысловой структуре в группах с разным половым и этническим составом.

Анализируя роль этнических общностей (диаспор) в формировании ценностно-смысловой сферы личности кратко остановимся на основных понятиях, необходимых для более полного понимания рассматриваемой темы.

Ценностная проблематика в науке изучена очень глубоко и многогранно. В психологических теориях личности центральное место занимает ее ценностно-мотивационная сфера, задающая параметры личностного развития, система индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении. Ценностно-мотивационная сфера выполняет функцию ориентировочной реакции в поведении личности, отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю, содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности [Яницкий, Серый, Пелех, 2013, с. 175-186].

Анализируя феномен этнической общности (диаспоры), важно отметить, что в научной литературе до сих пор нет ясности в употребле-

нии этого термина. Углубление в историю возникновения и развития диаспор позволяет сделать вывод, что первым и главным ее признаком является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Именно отрыв от исторической родины и образует тот исходный отличительный признак, без которого бесполезно говорить о сущности данного феномена.

По мнению Т. Полосковой, «дефиницию понятия диаспоры следует начать с выделения системообразующих признаков, к которым относятся: 1) этническая идентичность; 2) общность культурных ценностей; 3) социокультурная антитеза, выражающаяся в стремлении сохранить этническую и культурную самобытность; 4) представление (чаще всего в виде архетипа) о наличии общего исторического происхождения. С точки зрения политологического анализа важно не только характерное для диаспор осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Иными словами, диаспора, в отличие от этнической группы, несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание» [Султанов, 2006, с. 19].

Являясь важным механизмом, способствующим успешной психологической и социокультурной адаптации мигрантов, диаспоры служат средством формирования устойчивой ценностно-смысловой сферы личности. Более детальное рассмотрение роли диаспоры в формировании ценностей мигрантов мы осуществили с помощью статистических методов исследования на основе корреляционного анализа. Расчет статистических данных осуществлялся посредством применения компьютерной программы SPSS 17.0, предназначенной для проведения прикладных исследований в гуманитарных науках.

В качестве респондентов в процесс эмпирического исследования включались субъекты, от-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

личающиеся по этническому признаку (русские и армяне), половому признаку, основному роду занятий (работающие, учащиеся, безработные), возрастному составу. Общий объем выборки испытуемых составил 200 человек.

Анализ полученных данных позволил систематизировать ценностные предпочтения женщин и мужчин по четырем основным группам: женщины / мужчины-армяне, проживаю-

щие в Армении; женщины / мужчины-армяне, проживающие в России и входящие в состав этнической общности (диаспоры); женщины / мужчины-армяне, проживающие в России и не входящие в состав этнической общности (диаспоры); русские женщины / мужчины.

Более подробно со спецификой жизненных ценностей двух этнических групп можно ознакомиться, изучив табл.

Жизненные ценности русских и армян

Группы респондентов

Сферы жизни Русские Армяне

мужчины женщины мужчины (проживают мужчины (входят мужчины (не входят женщины (проживают женщины (входят женщины (не входят

в Армении) в общину) в общину) в Армении) в общину) в общину)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сфера взаимо- Счастливая Зрелая любовь Зрелая

отношений семейная жизнь Настоящая дружба любовь

Активная деятельная жизнь Инте- Интересная жизнь Интересная жизнь Интересная жизнь

ресная жизнь продуктивная жизнь Удовольствия Развлечения

Новизна Новизна Новизна Активная деятельная

жизнь

Сфера Обра-зова-ние Высо- Достижения Образование Достижения Образование

профес- кое ма- Матери-

сио-нальной само- тери-альное поло- Материально обе- Высокие Высокое материальное по- Высокое материальное положение ально обеспеченная жизнь Образование

реализации интересная работа жение спеченная жизнь запросы ложение Достижения

Вну-трен-няя гармония Развитие себя Развитие себя

Здоро- Духовная Сохранение собственной Сохранение собственной

Духов- вье жизнь индивидуальности индивидуальности

но-лич- Духовная жизнь Духовное

ностное разви- Смысл жизни Духовное удовлетворение удовлетворение

тие Уверен- Мир красо- Сохранение собственной Мир красоты Жизненная мудрость

ность в себе индивидуальности Единение с природой Творчество

ты Жизненная мудрость

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Общественная сфера Активные социальные контакты Безопасность нации Безопасность нации Общественное признание

Чувство общности Активные социальные контакты

Традиции Общественное признание

Активные социальные контакты Безопасность семьи и близких

Анализ полученных эмпирических данных позволил выявить значительные сходства в ценностно-смысловой сфере у армянских и русских женщин. Совпадения наблюдаются в выборе респондентками в числе приоритетных ценностей трех групп: интересная жизнь, высокое материальное положение, развлечения. В условиях иноэтнического окружения и под влиянием универсальной урбанистической культуры ценностные ориентации армянских женщин подверглись значительной трансформации и адаптации к той социокультурной ситуации, в которой они оказались. Высокий показатель наблюдается в группе ценностей саморазвития (русские женщины отдают предпочтение интересной жизни (0,210 при р<0,01), новизне (0,147 при р<0,05), образованию (0,164 при р<0,05), а армянские женщины - активной деятельной жизни (0,253 при р<0,05) и интересной жизни (0,147 при р<0,05)). Еще одно сходство наблюдается в предпочтении гедонистической ценности - развлечения (у армянок - 0,202 при р<0,05; у русских - 0,181 при р<0,01). В качестве одной из важнейших смысложизненных ори-ентаций в женской русской выборке выделяют духовно-личностное развитие, а именно стремление к приобретению смысла жизни (0,147 при р<0,01), внутренней гармонии (0,203 при р<0,01). Русские женщины более армянок склонны выделять ценность «мир красоты (0,200 при р<0,05). В современную эпоху в женской подгруппе обнаруживается общая динамика возрастания значимости прагматических ценностей, достижения делового успеха, высокого материального благосостояния и духовно-личностного развития.

Ценностные ориентации женщин, входящих в состав армянской общины, более разнообразны и превосходят по количеству ценности женщин, не являющихся членами общины. Последние в качестве наиболее приоритетных выбирают ценности образования (0,223 при р<0,01) и общественного признания (0,303 при р<0,01). Люди, получившие хорошее образование, включены в широкий культурный контекст, обладают большей гибкостью и пластичностью в восприятии иных ценностей, норм и практик. Именно они являются важным потенциалом развития адаптационных процессов в среде соотечественников. К тому же и принимающее общество толерант-но относится к интеллигентным и образованным представителям других национальностей.

Обратимся к анализу ценностных ориента-ций русских и армянских мужчин.

Как видно из табл., в ценностных ориента-циях у русских и армянских мужчин наблюдаются значительные различия. В сферу интересов русских мужчин входит ценность образования (-0,162 при р<0,05). Ценности «уверенности в себе» (-0,147 при р<0,05) и «интересной работы» (-0,143 при р<0,05) входят в число приоритетных, что может указывать на предпочтение мужчинами русской национальности ценностей профессиональной самореализации. Высокий показатель ценности «здоровья» свидетельствует о понимании русскими мужчинами значимости своего физического и психологического состояния.

Ценностная сфера армянских мужчин имеет значительные отличия. В ценностных приоритетах как у русских респондентов, так и у армян-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

Н

и

щ м

ских мужчин выделены сфера профессиональной самореализации (достижения, продуктивная жизнь), а также стремление разнообразить свою жизнь (новизна, интересная жизнь). Армянским мужчинам не чужды ценности творческой деятельности, стремление к духовно-личностному самосовершенствованию - приоритет ценностей духовной жизни (-0,379 при р<0,01) и внутренней гармонии (-0,256 при р<0,01). Армянская культура традиционно считалась коллективистской, и поэтому в ней всегда высоко ценились общественные ценности (стремление жить в большом кругу родственников, иметь широкие социальные контакты), а также идеализировались ценности патриархальной семьи (приоритет ценностей «счастливой семейной жизни» (-0,225 при р<0,05) и «безопасности семьи»). Немаловажным для армянских мужчин является материально обеспеченная жизнь (-0,285 при р<0,01).

Согласно статистическим данным, большое сходство в ценностно-смысловой сфере наблюдается у респондентов двух групп - мужчин-армян, проживающих в Армении, и мужчин-армян, проживающих в России и не входящих в состав этнической общности (армянской общины). Совпадения наблюдаются практически по всем основным сферам жизни. В сфере профессиональной самореализации приоритет в обеих группах делается в сторону ценностей достижения, саморазвития и стремления иметь материально обеспеченную жизнь. Совпадения в двух группах отмечены в ценностях духовно-личностного развития (духовная жизнь, сохранение собственной индивидуальности) и стремлении к расширению активных социальных контактов. В свою очередь, мужчины-армяне, проживающие в России и являющиеся членами общины, более склонны к предпочтению ценностей личного характера - безопасность семьи (-0,379 при р<0,01), чем мужчины-армяне, проживающие на территории России и не входящие в состав армянской общины (приоритет в сторону коллективистских традиционных ценностей - традиции (-0,303 при р<0,01), безопасность нации (-0,300 при р<0,01), чувство общности (-0,352 при р<0,01)). В обеих группах акцент ценностно-смысловой сферы

сдвинут в сторону сферы личных взаимоотношений (армяне первый группы выбирают в качестве приоритетной ценность счастливой семейной жизни (-0,255 при р<0,05), армяне второй группы - зрелую любовь (-0,305 при р<0,01)). В обеих группах высоко оценивают мир красоты и творчество. Мужчины, проживающие в России, в отличие от жителей Армении, отдают предпочтение ценностям гедонистического типа (удовольствия). В обеих группах наблюдается тенденция к тому, чтобы разнообразить свою жизнь (выбор в качестве значимых ценностей интересной жизни, новизны).

Ценностно-смысловая сфера группы мужчин-армян, проживающих в России и входящих в состав армянской общины, представлена тремя основными терминальными ценностями: образование (-0,307 при р<0,01), высокие запросы (-0,285 при р<0,01), развитие (-0,395 при р<0,01). Это в очередной раз доказывает высокую роль профессиональной самореализации мужчин и ее выбора в качестве ведущей деятельности.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил обнаружить следующие особенности в ценностно-смысловой сфере в выборках женщин и мужчин армян, входящих в состав армянской общины или не являющихся ее членами.

1. В формировании и трансформации ценностно-смысловой сферы армянских женщин отмечена высокая роль армянской общины. Женщины, входящие в общину, разделяют взгляды своего сообщества. В данном случае община как бы заменяет женщине окружающий мир. Ценностные ориентации женщин, не входящих в состав общины, формируются стихийно. Они ассимилируют и усваивают ценностные ориентации тех групп, с которыми происходит взаимодействие.

2. Для мужчин-армян община служит местом выработки единой жизненной позиции. Она формирует у них ценностно-ориентационное ядро, необходимое для успешной социализации и быстрой адаптации к новым социокультурным условиям.

3. Несмотря на высокую гибкость и изменчивость ценностных ориентаций в новой этнической среде, сохраняется их основной стержень, позволяющий говорить о высокой значимости и репрезентации этнической идентичности армян, их этнических предпочтениях, позитивном восприятии своей национальной принадлежности, передаче своих ценностных идеалов последующим поколениям.

Сделаем выводы. Переоценить роль этнических общностей (диаспор) в формировании устойчивой ценностно-смысловой сферы личности достаточно сложно. Являясь важным социальным механизмом, они способствуют развитию и укреплению духовной культуры своего народа, культивированию национальных традиций и обычаев, поддержанию культурных связей с исторической родиной. Диаспоры выполняют важные функции по защите социальных прав представителей данного народа. Это связано с регулированием миграционных потоков, занятостью, помощью в профессиональном самоопределении, участием в жизни своей или принявшей страны. Сюда также относят усилия диаспор по преодолению различных проявлений шовинизма, антисемитизма, так называемой идеологии «лиц кавказской национальности», и т.п., т.к. здесь коренятся истоки взаимного недоверия, отчужденности и даже вражды.

Практическая и теоретическая актуальность психологического изучения роли диаспор в формировании ценностно-смысловой сферы связана с потребностью в исследовании эвристического потенциала межкультурного диалога, на основе которого в современных условиях возможно обеспечение этнокультурной толерантности, гражданского мира и взаимопонимания. Результаты исследования будут интересны преподавателям гуманитарных наук, специалистам в области социальной политики, социального взаимодействия с целью создания программ по успешной социализации и межкультурной адаптации переселенцев. Комплексные мероприятия по ознакомлению с культурным и этническим многообразием Российской Федерации

будут способствовать формированию культуры

межнационального общения и сведут к минимуму этнические конфликты.

Библиографический список

1. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Графика, 2002, С. 3-34.

2. Национальные диаспоры в России и за рубежом в Х1Х-ХХ вв.: сб. ст. / под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. М.: ИРИ РАН, 2001. С. 4.

3. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар: Изд-во Куб-ГУ, 1997. 172 с.

4. Султанов Ш.М. Региональные векторы внешней политики Республики Таджикистан: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: РАГС, 2006.

5. Татарко А.Н., Козлова М.А. Сравнительный анализ структуры ценностей и характеристик этнической идентичности в трацицион-ных и современных культурах // Этническая и кросскультурная психология. 2006. Т. 27, № 4. С. 67-76.

6. Хачатрян И.А. Этнокультурные особенности ценностной сферы личности (кросскультур-ный анализ ценностных ориентаций русских и армян) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24).

7. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностка уровня развития ценностно-смысловой сферы линости: учеб. пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. 102 с.

8. Яницкий М.С. Модель ценностной структуры массового сознания и социально-психологическая характеристика основных ценностных типов // Духовысть особистосл; методолопя, теорiя i практика: Збiрник нау-ковых праць. Луганськ: Вид-во СНУ iм. Даля, 2009. Вип. 4(33). С. 145-157.

9. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Смысловая парадигма как основа постнекласси-ческой педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

о я

ш Е-

к

О

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.