Научная статья на тему 'Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка'

Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / AESTHETIC / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / AESTHETIC VALUES / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY / ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT / FINE ART CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быковская Мария Александровна, Семенова Мария Александровна

В статье рассматриваются вопросы актуальности повышения уровня эстетического воспитания в современном обществе, понятия и принципы, заложенные в фундамент данного направления педагогической науки, в том числе понятие гармонии в искусстве, которая не только отражает гармонию мира, но и служит прогрессу человечества, поддержанию морали и духовности общества. Авторами статьи анализируются высказывания крупнейших философов, педагогов о сущности эстетического отношении к миру, общих эстетических принципах, о механизмах влияния искусства на эстетическое воспитание и гармоничное развитие личности, а также взгляды отечественных мыслителей и исследователей на специфику национальной русской культуры, общего уклада жизни, традиций и веровании, составляющих основу духовности, нравственности общества. Рассматриваются современные тенденции, подходы, вопросы в сфере эстетического воспитания, а также формулируются основные направления работы по гармонизации развития личности ребенка в современных образовательных учреждениях, в том числе интеграция различных областей искусства, комплексный подход к воспитательно-образовательной деятельности, эстетизация образовательной среды. В соответствии с современными требованиями ФГОС, акцентируется внимание на проблемы развития творческого сознания, формирование творческих, мыслительных способностей детей, на разработку новых методов и технологий, побуждающих к деятельности, а не навязывающих определенные знания и взгляды. Как факторы влияния на гармоническое развитие ребенка, рассматриваются различные виды непосредственно художественной деятельности с использованием различных материалов и техник, от графики до живописи и декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of aesthetic education in harmonic personality development of children

In the article are considered the questions of increasing the level of aesthetic education in the modern society, concepts and principles laid down in the foundation of this direction of pedagogical science, including the concept of harmony in art, which not only reflects the harmony of the world, but also serves the progress of humanity, the maintenance of morality and spirituality of society. The authors of the article analyze the statements of the greatest philosophers, teachers about the essence of the aesthetic attitude to the world, the common aesthetic principles, the mechanisms of the influence of art on the aesthetic education and the harmonious development of the personality, also the views of the Russian thinkers and the researchers on specific of the Russian national culture, common lifestyle, traditions and beliefs which form the basis of spirituality, morality of society. Modern tendencies, approaches, questions in the sphere of aesthetic education are considered, also the main directions of work on harmonization of the development of a child's personality in modern educational institutions are formulated, including the integration of various spheres of art, a comprehensive approach to educational activities, idealization of the educational environment. In accordance with the modern requirements of the National (Federal) Education Standards, attention is focused on the problem of development of creative consciousness, the organization of creative and mental abilities of children, the engineering of new methods and technologies promoting to activity, rather than imposing certain knowledge and views. As factors of influence on the harmonious development of a child, various types of artistic activity are considered using various materials and techniques from graphics to painting and decorative and applied art.

Текст научной работы на тему «Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 27.02.2018; опубликована 19.04.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Быковская М.А., Семенова М.А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Bykovskaya M.A., Semenova M.A. (2018). Role of aesthetic education in harmonic personality development of children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN118.pdf (in Russian)

УДК 75.03 ГРНТИ 14.07

Быковская Мария Александровна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия

Институт культуры и искусств Аспирант E-mail: Logrichka@yandex.ru

Семенова Мария Александровна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия АНО ВО «Российский новый университет», Москва, Россия Доктор педагогических наук, профессор E-mail: mashasemenova@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=511443

Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы актуальности повышения уровня эстетического воспитания в современном обществе, понятия и принципы, заложенные в фундамент данного направления педагогической науки, в том числе понятие гармонии в искусстве, которая не только отражает гармонию мира, но и служит прогрессу человечества, поддержанию морали и духовности общества. Авторами статьи анализируются высказывания крупнейших философов, педагогов о сущности эстетического отношении к миру, общих эстетических принципах, о механизмах влияния искусства на эстетическое воспитание и гармоничное развитие личности, а также взгляды отечественных мыслителей и исследователей на специфику национальной русской культуры, общего уклада жизни, традиций и веровании, составляющих основу духовности, нравственности общества.

Рассматриваются современные тенденции, подходы, вопросы в сфере эстетического воспитания, а также формулируются основные направления работы по гармонизации развития личности ребенка в современных образовательных учреждениях, в том числе интеграция различных областей искусства, комплексный подход к воспитательно-образовательной деятельности, эстетизация образовательной среды. В соответствии с современными требованиями ФГОС, акцентируется внимание на проблемы развития творческого сознания, формирование творческих, мыслительных способностей детей, на разработку новых методов и технологий, побуждающих к деятельности, а не навязывающих определенные знания и

https://mir-nauki.com

взгляды. Как факторы влияния на гармоническое развитие ребенка, рассматриваются различные виды непосредственно художественной деятельности с использованием различных материалов и техник, от графики до живописи и декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: эстетика; эстетическое воспитание; эстетические представления; гармония; гармоническое развитие личности; искусство; изобразительное искусство; художественное творчество; художественно-эстетическая среда

Основы эстетического воспитания были заложены философами, педагогами, деятелями культуры и искусства. Впервые употребивший термин «эстетика», немецкий философ А. Баумгартен, определяет ее как науку, способную проникать в те искусства, которые совершенствуют познавательные способности и применяются на благо мира.

Актуальность исследования прослеживается в необходимости повышения уровня эстетического воспитания, которое остро требуется современному социуму, с его стремлением к потреблению и смещением фокуса восприятия мира в сторону материальных ценностей в ущерб духовной составляющей жизни. Печально наблюдать, как современные масс-медиа нагружают детей бездушной, зачастую циничной информацией, пропагандируют стремление к эгоизму, душевной черствости, к хаосу. Страшно представить, каким будет общество через пару десятков лет, если воспитание не изменит курса развития этих детей. Необходимо повысить значимость таких понятий, как «гармония», «духовность», и, преобразуя учения философов через призму современных потребностей, социальных и психологических факторов, разрабатывать и внедрять технологии эстетического воспитания средствами искусства.

Рассмотрим, понятия и принципы, заложенные в фундамент современной науки об эстетическом воспитании. Аспекты эстетического отношения к миру изучались такими мыслителями, как Пифагор, Поликлет, позднее - Платон, Аристотель и Демокрит. Так, Аристотель ввел понятие «калокагатия», объясняющее человека как существо доброе и прекрасное и уже тогда предложил использовать рисование и письмо как средства эстетического воспитания, а Платон акцентировал внимание на такие явления, как акт вдохновения, интуиция, талант, объясняя их происхождение божественным даром. Центральное содержание эстетики Платона составляет учение о прекрасном, которое имеет у него идеалистический характер: понимается как нечто абсолютное и неизменное, как «вечная идея», как предмет любви.

Чуть позже возникает антропологическая эстетика, ярким представителем которой является Сократ. Мерой вещей становится не космос, а человек с его духовным миром, идеями, смыслом жизни. Искусство теперь трактуется как продукт творчества человека, а специфика целесообразности красоты в искусстве определяется эстетической формой, восприятие которой доставляет человеку эстетическое наслаждение, независимо от того, что изображается в искусстве.

В эпоху возрождения теоретик искусства Л-Б. Альберти описывает общие эстетические принципы, применимые к различным видам искусства и отмечает, что только способность человека к познаванию мира, к разумному существованию приводит к гармонии с природой. О гармонии в воспитании средствами искусства, пишет и великий чешский педагог Нового времени Я.А. Коменский, указывая на необходимость использования с раннего детства музыки, пения в целях развития личности ребенка, что говорит о целесообразности применения эстетического воспитания.

Что же такое гармония? В философском энциклопедическом словаре определено, что гармония (греч. harmonía - связь, соразмерность) - это созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом [1].

Философы от пифагорейской школы до немецкого идеализма в том или ином аспекте рассматривали идею гармонии, равновесия, в том числе и в воспитании. Понятие гармонии использует и философ - рационалист Р. Декарт, утверждая, что цель искусства, в частности, музыки, состоит в пробуждении аффектов, которые должны быть упорядочены, приведены в равновесие, в гармонию.

Обратимся к мыслителям эпохи Просвещения с целью обнаружить механизмы влияния искусства на эстетические воспитание и гармоничное развитие личности. Такие педагоги как И. Гербарт, Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включить в эстетическое воспитание восприятие картин, литературы, музыки, а также такие виды деятельности, как художественное творчество, пение. Эпоха Просвещения снова возвращает нас к вопросу гармонии, так, французский философ Д. Дидро считал одним из главных условий существования прекрасного в мире именно гармонию в искусстве, которая не только отражает гармонию мира, но и служит прогрессу человечества, поддержанию морали и духовности общества. Фраза Д. Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию, подобно письму, вскоре превзойдёт другие во всех отношениях, раскрывает его позицию относительно средств эстетического воспитания и гармонического развития личности и может послужить основой к пониманию важности эстетического воспитания и сегодня.

Анализ понятия «гармония», как основы формирования прогресса личности, нравственности, морали и духовности представлен на рисунке 1 «Гармония, как основа формирования прогресса личности», из которого видно, что тем или иным путём, многие философы и мыслители приходят к общему пониманию необходимости эстетического воспитания человека на основе гармонии средствами искусства.

Рисунок 1. Гармония, как основа формирования прогресса личности (рисунок авторов)

48PDMN118

Основы и принципы эстетического воспитания были сформулированы учёными и легли в основу современной базы по развитию и воспитанию личности ребёнка в наши дни. Однако, нельзя забывать, что такие средства воспитания, как окружающая среда и социум включают в себя понятие национальной культуры и быта того или иного народа, поэтому следует относиться с особым вниманием к исследованиям отечественной школы философии и педагогики.

Исследователи истории российского образования утверждают суждение о неотделимости эстетического воспитания от общего уклада жизни россиян, от философии языческого и православного мировоззрения, от традиций. На это указывали как основоположники теории отечественного эстетического воспитания, И. Владимиров, С. Ушаков, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, так и поздние их последователи В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов. Многими педагогами и деятелями культуры отмечалось, что важным фактором в формировании эстетической культуры является окружающая среда, быт, вся организация педагогического процесса. На это указывали еще К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев, являясь сторонниками эстетизации не только школьной среды, но и семейного быта; обосновывая необходимость эстетического воспитания не только как средства развития способности к восприятию прекрасного в мире, но и как средства формирования духовности, нравственности, стремления к созиданию и осмыслению жизненных ситуаций с точки зрения морали. Так, К.Д. Ушинский, говоря об общественном эстетическом воспитании, отмечал, что определять его содержание и формы должна красота, в понимание которой русский народ вкладывает художественную переработку и осмысление прекрасной натуры. В связи с этим и сегодняшние тенденции в эстетическом воспитании направлены на интеграцию различных областей искусства, комплексный подход к воспитательно-образовательной деятельности, эстетизацию образовательной среды. Еще П.Ф. Каптерев рекомендовал развивать в детях способность воспринимать, чувствовать и оценивать красоту в различных видах деятельности: не только на занятиях изобразительного искусства или музыки, но и в общении, труде, игре. Ведение эстетического воспитания подразумевались учёным в определённом комплексе действий, системы воспитания, что приводило в результате к гармоничному развитию личности ребёнка. Введённые им понятия «эстетическое волнение», «эстетическое впечатление», «эстетическое чувство» расширили границы понимания природы и методики эстетического воспитания.

Возвращаясь к понятию гармонии, стоит отметить, что любой исторический период отечественной педагогики связывает эстетическое воспитание с гармонией, нравственностью, духовностью. Так и видные деятели советской педагогики Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в вопросах эстетического воспитания уделяли внимание развитию духовного потенциала личности, стремления к созиданию, к умению видеть и создавать прекрасное в труде, быте, в общественной жизни. Значительный вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Так, учёный-психолог и педагог П.П. Блонский разрабатывал идеи эстетического творчества. Определяя эстетическое воспитание как развитие эстетического творчества, он рекомендовал включать его повседневную жизненную активность. Педагог-просветитель С.Т. Шацкий высоко оценивал роль различных видов искусства, подчеркивая их способность пробуждать глубинные эмоции, воспринимать и выражать внутренние переживания, открывать социальную природу прекрасного.

Советская педагогика продолжала развитие основ эстетического воспитания, конкретизируя принципы, содержание и формы, связывая его непосредственно с творческой деятельностью. В 30-е годы над проблемой эстетического воспитания работали Е.А. Аркин, О.Н. Варшавская, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, Е.А. Флёрина, В.Н. Шацкая и др. В 60-е такие учёные, педагоги, психологи как Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, А.А.

https://mir-nauki.com

Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Именно в это время была разработана система эстетического воспитания для дошкольников, а также определена необходимость эстетического воспитания во внеклассной работе со школьниками. В работах исследователей этого времени аспекты эстетического воспитания проработаны особенно тщательно, созданы бесценные методические рекомендации по различным направлениям деятельности: занятия музыкой, театрализованной деятельностью, изобразительным искусством, работа с литературными произведениями, с произведениями искусства, создание развивающей среды и многое другое.

Вопросы эстетического воспитания средствами изобразительного искусства продолжают углубленно разрабатываться современными отечественными педагогами: Л.А. Буровкиной, Н.А. Вершининой, Е.В. Виноградовой, С.Е. Игнатьевым, Е.С. Лыковой, С.В. Погодиной, М.А., Рощиным С.П., Семёновой, Н.Б. Халезовой и другими. Так, Семенова М.А. пишет: «Искусство мы понимаем как эстетическое отражение в изобразительном творчестве, окрашенное чувствами, эмоциями, переживаниями художника, оно не является слепком или копией действительности» [2, с. 62], подчеркивая возможности искусства создавать новый художественный мир, основанный на реальности, но наполненный духовным содержанием. Интересно наблюдать, как современные дети-дошкольники органично используют в своих работах сказочный сюжет, мифических персонажей, дополняя их современными техническими средствами, наделяя субъективными чертами характера или, напротив, изображая современный мир, используют традиционные народные мотивы. Такая детская непосредственность подтверждает важность формирования сознания целостности духовных знаний и традиций.

Об этом пишет сегодня и профессор Буровкина Л.А.: «В современном подходе к воспитанию как формированию культуры и нравственности подрастающего поколения педагогическая наука выделила ее базовую основу: сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами» [3, с. 155], и также указывает на важность формирования эстетических представлений средствами декоративно-прикладного искусства.

С учетом современных требований ФГОС, специалисты в области художественно-эстетического воспитания разрабатывают новые методы и технологии, побуждающие к деятельности, а не навязывающие определенные знания и взгляды. Акцентируется внимание на проблемы развития творческого сознания, формирование творческих, мыслительных способностей детей. С целью достижения положительного результата Ганова Т.В. и Игнатьева А.В. предлагают «...организовывать и активизировать мыслительную деятельность обучающегося посредством включения его в творческую деятельность, привлечения к решению художественных задач, требующих активного творческого поиска» [4, с. 92]. К таким видам деятельности относятся: проекты, фестивали, выезды на пленэр, мастер-классы и другие. Попадая в ситуацию поиска, ребенок включается в процесс решения проблемы и актуализации имеющегося художественно-эстетического опыта, в процесс взаимодействия с участниками деятельности. Важно предоставлять детям возможность использовать различные материалы и техники изобразительной деятельности в качестве инструмента самовыражения. Для достижения максимальной эффективности поисковых видов деятельности, дети должны иметь определенный багаж знаний в области изобразительного искусства и эстетических впечатлений. Значит, необходимо ежедневно, включая в различные виды деятельности, обогащать эстетические впечатления, эстетический опыт детей, знакомя их с различными произведениями искусства, предлагая для художественного творчества различные материалы и техники их использования.

Рассматривая различные направления в художественной деятельности, педагоги и исследователи указывают на их эстетическую ценность. Многогранность живописи маслом,

яркость и насыщенность гуаши и акрила, выразительность линии угля и сангины, воздушность и лёгкость акварели - эти и другие средства в руках ребёнка превращаются в инструменты для выражения чувств, эмоций, душевных переживании. Так, Семёнова М.А. пишет: «Акварель является уникальным художественным материалом, способствующим воспитанию эстетического восприятия мира, развитию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, акварель помогает овладеть пространством и формой предметного и воображаемого мира» [5, с. 16].

Опираясь на вышесказанное, можно сформулировать основные направления работы по эстетическому воспитанию:

• создание воспитательно-образовательной среды, влияющей на восприятие и формирование эстетического вкуса ребёнка;

• стимулирование активности и взаимодействия участников воспитательного процесса, влияющих на раскрытие духовного потенциала личности и формирование нравственных ценностей;

• применение разнообразных дидактических методов, приёмов и техник, позволяющих в полной мере осуществить индивидуальный подход к каждому воспитаннику и расширить его творческие возможности;

• подбор дидактического и художественного материала, стимулирующих творческую активность детей;

• опора в работе на моральные и нравственные составляющие традиционной культуры многонациональных народов России.

Подводя итог, можно с уверенностью судить о том, что современная система эстетического воспитания, опираясь на фундамент философских, педагогических, искусствоведческих исследований, строится на принципах духовности, гармонического развития личности, самосовершенствования, восприимчивости к прекрасному и способности к творческому созиданию. Современному обществу требуется эстетическая составляющая мировоззрения для дальнейшего развития и совершенствования. Нельзя не согласиться с профессором Буровкиной Л.А.: «Сложившаяся историко-культурная ситуация в нашей стране направлена на «духовную консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию», создает предпосылки для эстетического развития личности ребенка... Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования» [6, с. 9].

Осваивая различные техники и материалы, знакомясь с лучшими образцами изобразительного искусства, участвуя в деятельности, требующей творческого подхода к решению стоящей задачи, погружаясь в художественно-эстетическую среду, ребенок развивается в эстетическом, в духовном плане, получает заряд жизненной энергии, направленной на созидание и на самосовершенствование.

https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Современный философский словарь: 1996, Издательство: Одиссей, Главная редакция Киргизской энциклопедии.

Семенова М.А. Перспективы развития художественно-педагогического образования / Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. №1. С. 62-66.

Буровкина Л.А. Роль декоративно-прикладного искусства в организации художественно-творческой деятельности учащихся / Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2009. №4. С. 154-156.

Ганова Т.В., Игнатьева А.В. Творческий поиск и его роль в формировании творческого сознания будущих художников декоративного искусства / Современные тенденции развития культуры, искусства и образования. Коллективная монография. Москва, 2017, с. 91-98.

Семенова М.А. Эстетика постановки натюрморта в акварельной живописи / Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 86-89.

Буровкина Л.А. Народное декоративно-прикладное искусство в современной теории и практике художетсвенно-эстетического воспитания личности / Л.А. Буровкина // Materialy X Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk - 2014». - Volume 13. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 9-14.

Рощин С.П. К вопросу научного обоснования методики преподавания изобразительного искусства / Искусство и образование. 2010. №1. С. 91-97.

Семенова М.А. Эстетика акварельной живописи в процессе формирования художественно-образного мышления педагогов-художников / Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 4. С. 1781.

Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 9. М.: ООО «Баласс», 2012 - С. 82-86.

Семенова М.А. Цветообраз как структура и синтезирующая категория акварельной живописи и других видов искусств // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения российской академии образования «институт художественного образования» - 2010. - № 2. С. 202-212.

Bykovskaya Mariya Aleksandrovna

Institute of culture and arts of Moscow city university, Moscow, Russia

E-mail: Logrichka@yandex.ru

Semenova Mariya Aleksandrovna

Institute of culture and arts of Moscow city university, Moscow, Russia

Russian new university, Moscow, Russia E-mail: mashasemenova@yandex.ru

Role of aesthetic education in harmonic personality development of children

Abstract. In the article are considered the questions of increasing the level of aesthetic education in the modern society, concepts and principles laid down in the foundation of this direction of pedagogical science, including the concept of harmony in art, which not only reflects the harmony of the world, but also serves the progress of humanity, the maintenance of morality and spirituality of society. The authors of the article analyze the statements of the greatest philosophers, teachers about the essence of the aesthetic attitude to the world, the common aesthetic principles, the mechanisms of the influence of art on the aesthetic education and the harmonious development of the personality, also the views of the Russian thinkers and the researchers on specific of the Russian national culture, common lifestyle, traditions and beliefs which form the basis of spirituality, morality of society.

Modern tendencies, approaches, questions in the sphere of aesthetic education are considered, also the main directions of work on harmonization of the development of a child's personality in modern educational institutions are formulated, including the integration of various spheres of art, a comprehensive approach to educational activities, idealization of the educational environment. In accordance with the modern requirements of the National (Federal) Education Standards, attention is focused on the problem of development of creative consciousness, the organization of creative and mental abilities of children, the engineering of new methods and technologies promoting to activity, rather than imposing certain knowledge and views. As factors of influence on the harmonious development of a child, various types of artistic activity are considered using various materials and techniques from graphics to painting and decorative and applied art.

Keywords: aesthetic; aesthetic education; aesthetic values; harmony; the harmonious development of personality; art; fine art creativity; artistic and aesthetic environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.