Научная статья на тему 'Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России (проект реставрации Тронного места в Георгиевском зале и большого Императорского трона)'

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России (проект реставрации Тронного места в Георгиевском зале и большого Императорского трона) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1066
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭРМИТАЖ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / ГЕРАЛЬДИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГИМН / MUSEUM / HERMITAGE / STATE SYMBOLS / HERALDRY / INTERNATIONAL CULTURAL EXCHANGE / NATIONAL ANTHEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эльц Елена Эдуардовна

Всемирно известный музей, Эрмитаж, играет важную роль в международном культурном сотрудничестве. Реставрационные и исследовательские проекты приобретают одновременно государственный и международный характер. Реставрационные проекты восстановления Тронного места в Георгиевском зале Зимнего дворца и Большого Императорского трона являются одним из ярких примеров деятельности государственного Эрмитажа по популяризации государственной символики и формированию позитивного образа нашей страны и нашей истории и культуры за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Hermitage Museum in foreign cultural policy of Russia (The restoration of the Throne Dais in the St George Hall of the Winter Palace and the restoration of the Large Imperial Throne)

World famous museum, Hermitage, is widely recognized for its active role in promoting international cultural exchange. Principal projects and restoration programmes are realized in a national and international context. The restoration of the Throne Dais in the St George Hall of the Winter Palace and the restoration of the Large Imperial Throne could be considered as the measures, taken by the museum to promote the state symbols and form the international image of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России (проект реставрации Тронного места в Георгиевском зале и большого Императорского трона)»

УДК 069.013(470.23-25):327(470) "20"

Е. Э. Эльц

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России (проект реставрации Тронного места в Георгиевском зале и Большого Императорского трона)

Всемирно известный музей, Эрмитаж, играет важную роль в международном культурном сотрудничестве. Реставрационные и исследовательские проекты приобретают одновременно государственный и международный характер. Реставрационные проекты восстановления Тронного места в Георгиевском зале Зимнего дворца и Большого Императорского трона являются одним из ярких примеров деятельности государственного Эрмитажа по популяризации государственной символики и формированию позитивного образа нашей страны и нашей истории и культуры за рубежом.

Ключевые слова: музей, Эрмитаж, государственные символы, геральдика, международное культурное сотрудничество, гимн

Elena E. Elts

The State Hermitage Museum in foreign cultural policy of Russia (The restoration of the Throne Dais in the St George Hall of the Winter Palace and the restoration of the Large Imperial Throne)

World famous museum, Hermitage, is widely recognized for its active role in promoting international cultural exchange. Principal projects and restoration programmes are realized in a national and international context. The restoration of the Throne Dais in the St George Hall of the Winter Palace and the restoration of the Large Imperial Throne could be considered as the measures, taken by the museum to promote the state symbols and form the international image of the modern Russian state.

Keywords: museum, Hermitage, state symbols, heraldry, international cultural exchange, National anthem

В современном международном культурном обмене большое внимание отводится музейным связям. Действительно, музеи сегодня выполняют разнообразные функции: репрезентативные, исследовательские, просветительские, образовательные. Их деятельность отражает особенности процессов глобализации, культурной и научной интеграции. Музеи активно участвуют в международном сотрудничестве на многостороннем и двустороннем уровне и активно включены в индустрию современного туризма.

Музеи также выполняют важную функцию по формированию привлекательного образа страны, способствуют формированию позитивного имиджа России во всем мире. Все особенности и возможности международного музейного сотрудничества можно рассмотреть, обратившись к многогранной работе Государственного Эрмитажа, всемирно известного музея, который играет важную роль в международном культурном сотрудничестве.

Деятельность Эрмитажа охватывает традиционные направления межмузейного диалога. Особое значение имеют инициативы музея, непосредственно посвященные внешней культурной политике современной России. В реализации настоящего направления Эрмитаж тесно сотрудничает с зарубежными культурны-

ми центрами, важнейшими акторами внешней культурной политики современных государств1, которые проводят активную многогранную деятельность в Российской Федерации и непосредственно в Санкт-Петербурге, в залах всемирно известного музея. Здесь можно вспомнить совместные проекты Эрмитажа с Французским институтом, Итальянским институтом культуры, Британским советом, институтом им. Гете и др.

Большое внимание Эрмитаж уделяет развитию двустороннего сотрудничества. Музей активно участвует в крупномасштабных акциях как государственного, так и международного статуса. Эрмитаж принимал активное участие в реализации крупных международных мероприятий - «культурных сезонов» и «перекрестных годов культур»2, в частности, в проведении Года Франции3, Года Италии, Года Испании в России. Причем данные выставки и совместные проекты всегда имеют большой научный, общественный резонанс.

Можно отметить, что и новые исследования, реставрационные проекты, проводящиеся в музее, следует рассматривать как события не только государственного, но и международного характера. Они действительно играют важнейшую роль в формировании позитивного образа нашей страны и популяризации нашей истории и нашей культуры за рубежом.

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России

В 2000 и в 2002 гг. Эрмитаж осуществил два реставрационных проекта: восстановление Тронного места в Георгиевском зале Зимнего дворца и реставрацию Большого Императорского трона, приуроченную к 300-летию Санкт-Петербурга и завершившуюся торжественной церемонией в Георгиевском зале Зимнего дворца в феврале 2003 г., где трон и был установлен. Эти события получили освещение на официальном сайте музея, в некоторых изданиях и в средствах массовой информации. При этом сразу обозначилось ассоциативное противопоставление этого события другому - возвращение к мелодии советского гимна, установленное Федеральным конституционным законом 25 декабря 2000 г., что в свою очередь включило события в более широкий контекст дискуссии о дореволюционной и советской символике.

Шедевр Эрмитажа, Тронное место в Большом Тронном зале Зимнего дворца - смысловой центр Георгиевского зала, в котором проходили официальные приемы и церемонии, оглашались важнейшие государственные указы и была открыта первая Государственная дума. Георгиевский зал почти сто тридцать лет служил центром политической жизни России, а Тронное место приобрело значение символа величия Российской империи, знаковое обозначение которой было восстановлено для современной России в 1993 г. Решение о восстановлении Тронного места было объявлено в 1994 г., а уже в 1997 г. начались реставрационные работы. По стечению обстоятельств окончание реставрационных работ совпало с появлением новой государственной символики, против которой возражало руководство Эрмитажа. И последующая реставрационная работа по восстановлению трона приобрела уже очевидный политический оттенок.

Возвращение к историческим символам в государственную символику России в начале 1990-х гг. и официальное принятие Думой государственных символов в 2000 г. вызывали широкий общественный отзвук. При этом согласно правительственной интерпретации, госсимволика отражала идею преемственности поколений и консолидации российского общества. В. В. Путин вернул гимн Советского Союза в качестве гимна Российской Федерации, тем самым через образы, взятые из различных хронологических пластов, уравняв советское прошлое с другими историческими эпохами. И заложил тем самым представление о новой российской государственности как преемнике и хранителе ценностей многовековой российской истории. Однако в этом выборе обнаруживается смещение в плоскость имперской традиции и выражение позиции узкого круга лиц4. Так, например, оппоненты

двуглавого орла и триколора рассматривают их как монархические символы, в то время как противники советского гимна видят в последнем важный и активный элемент советского прошлого. Полярность двух господствующих в обществе позиций: одной, отрицающей возможность использования в качестве госсимволов символику дореволюционной России, другой, запрещающей применения символов советского периода, предельно идеологизировала символы государства. Проект о государственных символах России обсуждался в Государственной Думе в декабре 2000 г. Некоторые представители творческой интеллигенции в ярко эмоциональных тонах обращались к президенту и парламенту с призывами не допустить возрождение музыки Александрова, и реставрация Тронного места воспринималась в определенной мере, ответом гимну, несмотря на декларируемый Эрмитажем принцип невмешательства в политику.

Известно, что реставрация трона в Георгиевском зале была реализована благодаря участию большого числа российских спонсоров, входящих в Клуб друзей Эрмитажа. Общество друзей Эрмитажа, ставшее первым обществом друзей музея в России, было организовано в ноябре 1996 г. и представляет одну из программ развития музея, направленную на поддержку образовательных, научных, реставрационных проектов, приобретение новых экспонатов. В настоящее время «Клуб друзей Эрмитажа» превратился в международную программу, среди членов Клуба - россияне и граждане других государств, разных профессий и вероисповеданий, посещающие и участвующие в мероприятиях Клуба, международные и российские компании, благотворительные фонды. Члены Клуба не только посещают музей, они оказывают Государственному Эрмитажу значительную финансовую поддержку, считая почетной обязанностью принимать активное участие в сохранении уникальных коллекций. Клуб объединяет всех желающих помочь величайшему музею, предоставляя им возможность участвовать в жизни Эрмитажа. Ежегодно Отчеты Государственного Эрмитажа публикуют информацию о программах, реализуемых при поддержке друзей.

Строгая отчетность, вызванная особенностью финансирования, характеризует и проект реставрации трона: «Санкт-Петербургские ведомости», регулярно публикующие сообщения о деятельности Эрмитажа, представили сведения о реставрационной работе и ее результатах, а к торжественной демонстрации был подготовлен фильм о ходе работ. Реставрационные работы затребовали 20 тыс. долларов США, и, несмотря на участие в финансировании проекта швейцарской

Е. Э. Эльц

компании Энерджи Стандарт Групп, М. Б. Пиотровский подчеркивал, что трон был восстановлен «исключительно на российские деньги»: средства на реставрацию выделили российские спонсоры и члены Всемирного клуба друзей Эрмитажа.

Проект стал одним из ярких событий культурной жизни Петербурга в 2003 г.: директор Эрмитажа сообщил о реставрации императорского трона в докладе «Эрмитаж - его влияние на развитие культуры России» на заседании круглого стола «Роль Санкт-Петербурга в становлении российской государственности», проведенного в Совете Федерации в связи с подготовкой к празднованию трехсотлетия города. Вместе с ним с докладом «Символическое значение Санкт-Петербурга в развитии российской государственности» выступил государственный герольдмейстер Г. В. Вилинбахов.

Одно из изданий приводит цитату руководителя Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского о том, что восстановление Тронного места - своеобразный ответ восстановлению советского гимна. Именно руководство выступило инициатором проекта и вначале попыталось найти определенного мецената5. А ведь трон считается символом российской монархии. Протест против изменения российского гимна и введения «гимна Советского Союза» на музыку Александрова выражал и заместитель директора по научной работе, председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Г. В. Вилинбахов6. Инициатор восстановления государственной геральдической службы России, ее руководитель с момента ее создания в 1992 г., государственный герольдмейстер РФ Вилинбахов назвал возвращение трона «шагом в реализации президентской программы популяризации государственных символов России», подчеркнув, что, помимо сугубо музейного события, есть событие политическое.

Следует отметить, что ряд положений докторской диссертации Г. В. Вилинбахова использовался в осуществлении программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г., одобренной Президентом в 2004 г.7

Очевидно, Эрмитаж принимает самое широкое участие в программе популяризации государственных символов. Годом «двуглавых орлов», «возрожденного символа-оберега России» назвал М. Б. Пиотровский юбилейный для Санкт-Петербурга 2003 г. В этом году на Главных воротах Зимнего дворца были установлены три позолоченных фигуры двуглавых орлов; десятки терракотовых орлов вновь обрели свое место на карнизе Нового Эрмитажа; в созданный Музей гвардии в Главном штабе при Эрмитаже было помещено возвращенное Великобританией знамя

лейб-гвардии Гренадерского полка, увенчанное фигурой двуглавого орла8. Следует отметить, что программа по воссозданию двуглавых орлов и других декоративных элементов Главных ворот началась еще в 1980-е гг. на основании задания Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Впервые в Георгиевском зале, на фоне Императорского трона состоялось заседание Государственного совета, посвященного культурной госполитике и ее приоритетам.

В мае 2003 г. в отреставрированном к юбилею города Константиновском дворце была сформирована экспозиция «Государственная символика России»9. А уже 9 июня 2004 г. здесь открылась постоянная экспозиция Государственного Эрмитажа «Музей геральдики». В ближайшие годы Эрмитаж планирует создать Музей Геральдики, один из залов которого будет посвящен российской государственной символике.

С 2006 г. Государственный Эрмитаж выступил одним из разработчиков портала «Российская символика», который существует и сегодня.

Таким образом, Эрмитаж успешно и многогранно осуществляет работу, которая имеет большое значение для внутренней и внешней политики России. Особый статус музея, его возможности, авторитет, безусловно, придают проектам действительно международное значение.

Примечания

1 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. 2008. № 2. С. 87-93.

2 Их же. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции) // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 2 (7). С. 30-36.

3 Их же. Российско-французские культурные связи начала XXI в. в контексте внешней культурной политики Франции // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. 2008. № 3. С. 76-83.

4 Елизарова О. Образы государства и нации в политической культуре современной России. «Изобретение» нации // Новая политика: интернет-журн. 2004. 13 июня. URL: http: // www. novopol. ru (дата обращения: 01.09.2011).

5 Панова В. Инвестиции Эрмитажа // Прямые инвестиции. 2010. № 3. С. 36.

6 Фокина Е. Не путайте гимн с национальной идеей // Сегодня. 2000. № 266, 28 нояб. URL: http: // sovet. geraldika. ru (дата обращения: 01.09.2011).

7 Отчет государственного Эрмитажа, 2003. СПб., 2004.

С. 38.

8 Там же. С. 4-5.

9 Отчет государственного Эрмитажа, 2004. СПб., 2005.

С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.